Логическое мышление является одним из наиболее сложных форм мышления, развивающимся лишь к началу школьного периода развития (6-7 лет). Его основу составляет образное мышление, навыки которого к этому периоду уже должны быть сформированы довольно неплохо.
Развитие логического мышления с помощью развивающих игр
Развитие операций логического мышления у детей 6 7 лет – сложный и многоэтапный процесс. Его достижение ставит перед ребенком немало задач, среди которых:
- Обогащение представлений об окружающем мире.
- Понимание закономерностей, объединяющих предметы и явления.
- Умение выделять наиболее общие и существенные признаки объектов.
Благодаря должному уровню развития логического мышления ребенок уже в 6 лет сможет более успешно осваивать школьную программу и приобретать значимые в дальнейшем знания, умения и навыки.
Что такое логика — определение
В частности, это будет способствовать интериоризации многих психических процессов (в том числе, развитию счета в уме, внутренней речи).
Этапы развития логического мышления дошкольника
Развитие основ логического мышления детей 6 7 лет осуществляется в несколько этапов.
- Ребенок усваивает базовые свойства, количественные и качественные характеристики предметов, а также учится использовать их в своей повседневной жизни.
- Осуществление операций мышления с заменой реальной манипуляции с предметом словесными рассуждениями.
- Замена вербальной активного сопровождения деятельности внутренними мыслительными операциями.
Пазлы-головоломка для 6-7 лет
Требования к логическому развитию ребенка
К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления:
- Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами.
- Находить лишний предмет из 5 предложенных ему.
- Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение.
- Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.
Если к нужному возрасту ребенок еще не приобрел эти навыки, грамотное развитие мышления у детей от 6 до 7 лет может решить эту проблему.
Основные логические операции
К числу операций логического мышления, который должен освоить ребенок к этому возрасту, относятся:
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- классификация;
- доказательство.
Задание на внимательность и логику
Освоение логических операций позволяет ребенку не только успешно осуществлять большинство видов деятельности, но также:
- улучшить характеристики внимания;
- ясно и конкретно мыслить, избегая наиболее распространенных на этом этапе ошибок;
- развивать способность сосредотачиваться на решении проблемы;
- осваивать искусство связной речи и убеждения.
Лабиринт для детей 6-7 лет
Разновидности игр на развитие логического мышления у детей
Известные на сегодняшний день игры и задания на развитие у детей логического мышления можно условно подразделить на следующие категории:
- Графические игры направлены на совершенствование мелкой моторики рук и базовую подготовку руки к письму.
- Математические – игры и головоломки, в основе которых лежит приучение ребенка к устному счету, логики и абстрактного мышления.
- Речевые игры – способствуют развитию активного словарного запаса ребенка.
- Головоломки и настольные игры учат ребенка мыслить последовательно и стратегически. Кроме того, они укрепляют умение ребенка работать в команде и проявлять себя в совместных видах деятельности.
Тестовые задания на уровень логического мышления
Игры и упражнения на развитие логического мышления ребенка
Логическое развитие детей возраста 6 7 лет невозможно без специально организованной деятельности, направленной на достижение заданного результата. Немалую помощь в этом родителю способны оказать тематические игры и упражнения.
Логические игры из магазина
1. «Я загадал»
Родитель загадывает в уме какой-либо предмет. Задача ребенка – угадать его при помощи уточняющих вопросов. Желательно, чтобы ребенок учился правильно формулировать наводящие вопросы, позволяющие ему выделять ключевые признаки угадываемых предметов.
2. «Я беру с собой»
Для игры потребуются карточки с изображением самых разных предметов. Ребенку предлагается выбрать их них те, которые пригодятся в той или иной ситуации (например, на природе, в театре, в гостях, в школе и т.д.). Желательно чтобы среди нарисованных предметов были самые разные – в том числе те, которые могут пригодиться сразу в нескольких ситуациях или не пригодиться вообще.
Ребенок поочередно достает карточки и объясняет, понадобится ли ему тот или иной предмет, аргументируя свое решение.
Интересная игра на логическое мышление
3. «Рассели по комнатам»
Перед ребенком раскладываются карточки с изображением людей разного пола, возраста, цвета волос, глаз и т.д. А также лист бумаги, разделенный на четыре равных прямоугольника (символические «комнаты»).
Его задача – «расселить» людей по комнатам в зависимости от того или иного качества.
А затем ответить на предложенные родителем вопросы (например – кто из нарисованных людей может войти в две и более комнаты, кто не подходит ни для одной комнаты и почему).
Игра лишний предмет — усложненный вариант для 6-7 лет
4. Задачи на сравнение
Ребенку предлагается сравнить, сопоставив между собой несколько предметов или явлений. Например:
- Береза выше дуба, а дуб выше сосны. Какое дерево самое высокое и самое низкое?
- У Оли волосы темнее, чем у Маши, а у Кати – темнее, чем у Оли. У кого из девочек самые темные волосы? и т.д.
Учитывать нужно не только ответы детей, но и их аргументацию выбора.
Советы и рекомендации родителям по проведению развивающих занятий
Развитие логики у детей в возрасте 6-7 лет должно осуществляться в максимально непринужденной и комфортной обстановке. Чем активнее на занятиях будут использованы игровые методы обучения, тем эффективнее они будут.
К 6 годам ребенок должен уметь играть в шахматы
Учитывая быструю утомляемость детей, желательно рассчитывать продолжительность занятия таким образом, чтобы оно не превышало 20-30 минут.
Очень важно, чтобы ребенок не только давал ответы на предложенные вопросы и находил решения заданий, но максимально развернуто пояснял свои ответы. Это позволит убедиться в том, что ребенок действительно видит логические закономерности и понимает их.
Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/logicheskoe-razvitie-detej-v-6-7-let.html
Игры разума: как учить ребенка логике
Математика и логика неотделимы друг от друга.
Один и много, несколько, по паре, больше, меньше и поровну, толще и тоньше, выше и ниже – все эти понятия помогают малышу не только узнавать новую информацию о логическом устройстве мира, но и структурировать ее, составляя его целостную картинку. Только после того как малыш научится сравнивать и классифицировать предметы, он будет готов их складывать и вычитать.
Понять их логику
Развитие мышления у детей условно можно разделить на три этапа: наглядно-действенный (потрогать, пощупать, попробовать «на зубок»), образно-действенный (соотнести, придумать) и словесно-логический (сравнить, проанализировать).
Поэтому, приступая к освоению логики, не торопитесь запасаться всевозможными развивающими тетрадками и пособиями. Сначала используйте те возможности, которые не требуют никаких вложений, кроме вашего личного времени.
Вскоре вы убедитесь, что большую часть логических понятий кроха усвоит очень быстро, между делом и как бы «на ходу».
Взрослея, малыш все время наблюдает за тем, что происходит, появляется и изменяется в его жизни: явления природы, предметы быта, настроение людей, поведение животных и т. п. В маленькой голове закономерно возникают вопросы: «Как?» и «Почему?». Терпеливо отвечайте на них и сами обращайте внимание ребенка на происходящие события. Спросите его: «Что будет, если?..
» («…я уроню мячик», «…ты наступишь в лужу, «…снег принести домой» и т. п.). Пусть кроха даст свой вариант ответа, прежде чем вы озвучите правильный. Объясняйте самые простые явления, используя элементы логических рассуждений. Например: «Мы сейчас будем ложиться спать, потому что уже вечер и нам нужно отдыхать».
Постепенно малыш начнет понимать, что у всего вокруг есть причина и следствие.
Всему свое время
В возрасте 1,5–2 лет ребенок может запомнить последовательность счета до 5 (а иногда и до 10), но цифры пока остаются неинформативными для него. Не стоит требовать от крохи решения даже самых простейших арифметических задач! А вот начинать знакомить его с логикой можно и нужно.
В раннем возрасте малыши познают мир через тактильное восприятие – с помощью ощущений. В этот период родители, играя с детьми, помогают им знакомиться с разными формами, цветами, материалами, звуками.
Именно они должны объяснять, что мячик круглый и синий, колеса у машинки круглые и черные, игрушечный мишка мягкий, деревянный кубик твердый, а котенок живой и говорит «мяу». Годовалый малыш уже может различать некоторые геометрические фигуры (например, круг) и 3–4 цвета, а также сравнивать размеры (большой или маленький).
С каждым годом он постигает все новые математические азы.
В 2–2,5 года ребенок усваивает элементарные с взрослой точки зрения понятия (один – несколько), учится сравнивать (много – мало, далеко – близко, больше – меньше или одинаково), а в 3–4-летнем возрасте может выделять противоположные признаки (большой – маленький, высокий – низкий, узкий – широкий, холодный – горячий), находить сходный признак или лишний объект в одном логическом ряду, обобщать. И вот теперь он уже готов учиться количественному счету, знакомиться с цифрами и числами, а также с действиями с ними.
На прогулке предложите малышу сравнить толщину деревьев во дворе: если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий, а если обхватить его не получается, значит, дерево толстое.
Сравнивайте высоту деревьев, кустов и травы, пятиэтажных и высотных домов, ширину проезжей части и тротуара, широкого моста и узенького мостика, длину разных скамеек и т. п.
Постепенно через игру малыш усвоит многие логические понятия.
Что под руку попало
Необязательно открывать книжку, чтобы попрактиковаться с крохой в логике! Делать это можно практически везде: на улице, в транспорте, на кухне, в ванной. Как? Очень просто.
На прогулке обращайте внимание и считайте, загибая детские пальчики, красные машины, больших и маленьких собак, детей в колясках и бабушек с палочками.
Дома, вынимая белье из стиральной машины, просите кроху подать столько прищепок, сколько футболок (носков, платков) вам нужно развесить. Накрывая на стол, поручите малышу разложить на нем необходимое количество ложек (вилок, салфеток).
Для занятий с детками раннего возраста «логической математикой» вам пригодятся и самые обыкновенные игрушки: мягкие книжки со страницами разной текстуры и развивающие книжки с наклейками, различные пирамидки и кубики, краски для рисования пальчиками, пластилин, геометрические конструкторы с крупными деталями (типа LEGO DUPLO), пазлы, разрезные картинки. А вот развивающие пособия по подготовке к школе, направленные на развитие внимания, памяти, воображения и математических представлений, а также счетный материал (палочки, карточки, счеты и т. п.) лучше всего использовать после 4 лет.
В возрасте от года до трех ребенок «мыслит руками», поэтому старайтесь всегда использовать принцип наглядности: «Смотри, папин ботинок большой, а твой ботиночек маленький. Хочешь проверить? Примерь!» Такие игры расширяют кругозор, развивают образное и пространственное мышление, умение сравнивать и обобщать.
Учимся мыслить
Главный принцип преподнесения малышу логического материала должен быть следующим: сначала – контрастные понятия (один – много, большой – маленький), затем – то, что «посередине» (несколько, средний).
Даже полуторагодовалый кроха имеет какое-то представление о понятиях «один – много» просто потому, что часто слышит от родителей («Как много народу сегодня в метро», «Ты один можешь этим заняться», «У тебя слишком много игрушек» и т. п.).
Это знание осталось только закрепить: поставьте на стол одну машинку, а под стол («в гараж») еще четыре. Пусть малыш покажет вам, где находится одна машина, а где – много. Сначала старайтесь «работать» с реальными предметами (игрушки, яблоки, конфеты, прищепки, ложки и т. п.
) и только затем переходите к картинкам (карточкам и книгам). Дело в том, что для маленького ребенка они – всего лишь символ. Разобраться с изображениями для него пока сложнее, чем с тем, что можно взять в руки и потрогать.
Но ближе к трем годам малыш уже уверенно сможет показать вам, на каком рисунке изображена одна земляничка, а на какой – несколько.
Следующие логические понятия, с которыми нужно познакомить малыша, это «больше», «меньше» и «равно». Оптимальный возраст для этого – 2–2,5 года. Выложите перед ним одну машинку, два мячика и пять кубиков.
Каких игрушек больше? Затем посадите за стол несколько кукол или мягких игрушек и дайте крохе в руки мешочек с конфетами. Предложите ему взять из пакета столько конфет, чтобы каждой игрушке досталось по конфете.
Объясните ему, что для выполнения этого задания нужно брать по одной конфете и класть по очереди перед каждой игрушкой. В конце проверьте, все ли получили по конфете.
Что еще можно делать? Во время купания, когда кроха играет с формочками, спросите его, в какую из них помещается большой объем воды, а в какую – маленький. Выбирая продукты в магазине, попросите ребенка сортировать в корзине пачки и пакетики: большие – справа, маленькие – слева.
- Основные логические действия
- Сравнение
- Прежде всего кроха должен научиться распознавать и определять размер и форму предметов, сравнивать их между собой, а также устанавливать между ними соответствие по какому-либо признаку.
- Практические упражнения
- * Возьмите игрушечные фигурки кошки и собаки, попросите малыша посмотреть на них и сравнить их: что у них общего, а чем они отличаются?
- * В свободное время (в транспорте, по пути в детский сад, в очереди к врачу) играйте в «Съедобное-несъедобное»: вы называете какой-то предмет, а ребенок должен ответить, можно ли его съесть или нельзя.
* Насыпьте в миску макароны разного размера и формы. Попросите кроху по кучкам разложить: а) большие и маленькие макароны, б) длинные и короткие, в) толстые и тонкие.
Классификация
Классифицировать – это значит уметь разделять или объединять предметы в группы в зависимости от определенных характеристик.
От вас потребуется дать малышу максимальную информацию, объяснив категории (цвет, форма, размер, происхождение, назначение и прочие признаки), по которым можно классифицировать предметы.
Есть множество игр, развивающих у крохи навыки классификации, например «Найди лишнее» или «Подбери пару».
Практические упражнения
* Почаще называйте названия групп предметов. Например, собираясь на прогулку, раз за разом повторяйте: «Мы надеваем колготки, майку, футболку, свитер, джинсы и курточку. Это – наша одежда». Накрывая на стол, приговаривайте: «Мы ставим тарелки и чашки, кладем ложки и вилки – это посуда».
* Практикуйте игры, где нужно разделять предметы на группы в зависимости от заданного признака.
Соберите в комнате игрушки малыша, постройте из кубиков домик и скажите, что войти в него смогут только игрушечные зверушки (как вариант – куклы, машинки).
Когда кроха освоит это задание, усложните его: пусть из всех игрушечных зверей он отберет, например, тех, кто белого цвета или маленького размера.
* Предлагайте малышу помочь вам разобраться с одеждой «для стирки»: в одну кучку сложить носки, в другую – майки, в третью – футболки и кофты. Пусть он попробует разложить по ячейкам в ящике для столовых приборов вилки и ложки.
* Сделайте принцип классификации по признаку главным во время уборки детской: скажите, что машинки нужно сложить в красную коробку, кубики – в синюю, а мягкие игрушки – в круглую корзину.
Возьмите три листа цветной бумаги трех цветов (красного, синего, желтого), нарисуйте на них и вырежьте три основных фигуры – круг, квадрат и треугольник – в трех размерах (большие, средние, маленькие).
У вас должно получиться 27 фигур, каждая из которых имеет три признака: форму, цвет и размер.
Играйте с этими карточками, каждый раз придумывая новые задания: разложить фигуры по одному признаку, найти все маленькие фигуры, собрать все треугольники и т. п.
Придать форму
Самое раннее знакомство с геометрией у крохи практически бессознательное, и он еще не может понять, что связано это с соображениями безопасности.
Все его игрушки-погремушки (и даже книжки-малышки), прорезыватели для зубов, бутылочки и поильники имеют округлую форму, чтобы кроха не поранился. Кстати, по наблюдению психологов любимой геометрической фигурой у маленьких детей является как раз круг.
Возможно, потому, что он рисуется проще остальных фигур, а может, потому, что для детского подсознания ассоциируется с целостностью и защищенностью.
В более позднем возрасте изучение геометрических фигур ребенком продолжается посредством познания окружающей среды: он замечает, что у коляски круглые колеса, стол на кухне квадратный, ковер овальный, а дверь прямоугольная.
Хотите, чтобы кроха быстрее запомнил названия геометрических фигур? Заинтересуйте его! Например, сделайте небольшую «горку», прислонив книгу к стене. Маленький шарик скатится с нее, а кубик – нет. Почему? Объясните: потому что шарик круглый, а у кубика есть углы.
Обращайте внимания на форму всех предметов, которые видит ребенок, и к 3–4 годам маленький математик будет уверенно отличать круг от квадрата, а треугольник от прямоугольника. Следующий этап – знакомство с объемными фигурами (шар, кубик, цилиндр, конус).
К пяти годам, как правило, дошкольник уже довольно хорошо ориентируется в геометрическом материале: не только называет форму предмета правильно, но и отличает куб от квадрата, шар от круга.
«Геометрические» игры
Игра «Найди фигуру»
Возьмите лист картона и вырежьте в нем несколько «окошек» таким образом, чтобы их можно было открывать и закрывать (три стороны вырежьте, а четвертую отогните).
Наклейте картон на лист белой бумаги, откройте «окошки» и нарисуйте в каждом из них геометрическую фигуру (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду).
Попросите малыша по очереди открывать «окошки» и называть, какая фигура там спряталась.
Игра «Строим дом»
Для нее вам потребуется геометрическая мозаика или конструктор. Ваша задача – построить дом для любимой игрушки. Спросите у малыша, из каких фигур можно построить дом. Начинайте строить, попутно объясняя, что дом квадратный, крыша треугольная, а окошко можно сделать как прямоугольное, так и круглое.
Какого цвета будет дом, крыша, окошко? Какая фигура будет вверху, а какая – внизу? Предложите рядом с домом посадить дерево (цветок). Пусть кроха ответит, с какой стороны оно вырастет (справа или слева).
Это упражнение позволяет удачно комбинировать работу с геометрическими фигурами, с цветом и пространством.
Игра «Я – волшебник»
Для игры потребуется альбом или бумага для рисования, цветные карандаши.
Рисуем круг, приговаривая: «Если только захочу, круг я в солнце превращу!» Скажите малышу, что он – волшебник и должен превратить круг в солнышко с помощью волшебного карандаша (дорисовывать лучи).
Таким же способом «работаем» с квадратом: «Если только захочу, квадрат в машину превращу!»). По порядку можно обыгрывать все геометрические фигуры, закрепляя представления о них и одновременно развивая воображение.
«Включить» логику
Современный мир насыщен электронными интерактивными информационными носителями: папы и мамы часто даже дома не расстаются с планшетами и смартфонами. Малыши, во всем подражая взрослым, рано проявляют интерес к электронным гаджетам. Сейчас есть много ярких и интересных детских электронных приложений для развития математических и логических способностей едва ли не с возраста 0+.
Самые популярные из них:
- «Чья тень» – дается картинка (животного или любого другого предмета), необходимо определить какая именно тень ему принадлежит.
- «Найди отличие» – требуется найти определенное количество отличий между двумя картинками (усложненный вариант – игра на время).
- «Лишние предметы» – нужно найти предмет, отличающийся по своим свойствам от остальных.
- «Собери картинку» – электронный вариант пазла.
Пользоваться ими не возбраняется: хорошие приложения действительно заставляют «работать» детскую логику. Только не оставляйте ребенка с игрой один на один: комментарии, обсуждение процесса с взрослым – необходимый элемент всех детских «развивалок».
Только не забывайте о том, что речевое развитие ребенка тесно взаимосвязано с развитием мелкой моторики, поэтому в дошкольный период очень важную роль играет и рисование (предпочтение лучше всего отдать карандашам и краскам), и лепка, и конструирование.
Воображение ребенка только развивается, и для эффективных занятий ему необходим не только сенсорный экран, но и красочные книжки, яркие карточки, мозаика, лото.
Читать на эту тему:
Источник: http://www.parents.ru/article/igry-razuma-kak-uchit-rebenka-logike/
Как развить логическое мышление у ребёнка
Программа обучения детей в начальной школе существенно отличается от того, что и как они изучают на занятиях в детском саду. Учёба в школе предполагает новую ступеньку в развитии мышления дошкольника – переход его от наглядно–действенного и образного к логическому и чуть позже, в средней школе – к абстрактно-логическому типу мышления.
Развитое абстрактно–логическое мышление ребёнка в дальнейшем будет способствовать его школьным успехам в таких дисциплинах, как алгебра, геометрия, физика, химия.
Ключевые этапы в развитии логики у дошкольников
Шаг 1. Осваиваем категорию «понятие». Необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно выделять функционально–существенные признаки предмета либо явления, те признаки, которые непосредственно связаны с назначением самого предмета. Например, «корова-молоко». То есть, корова даёт молоко – этот признак и выделяет её в ряду других животных.
Шаг 2. Учим дошкольника определять уже известные свойства предмета, при этом, не выделяя более или менее значимые. То есть ребёнок должен сообщить о наиболее понятных и запомнившихся ему признаках описываемого предмета. Например, «собака – животное, живёт во дворе в будке». Таким образом, тренируется способность анализировать, развивая внимание и наблюдательность.
Шаг 3. Последний этап – развиваем у детей способность обобщать и классифицировать, выделять общие значимые признаки для класса предметов или понятий.
Например: кошка, собака, мышь – животные. Далее, классифицируем по признаку места обитания – домашние животные (живут в доме).
Мухомор, подосиновик, опята – грибы. Опята и подосиновик – съедобные, мухомор – нет (здесь используется классификация по принципу съедобный – несъедобный).
Способность к логическому мышлению у детей не является врождённой, этот тип мышления более чем какой-либо другой требует специальных занятий и тренировки.
Способы тренировки логического мышления
- Тренируем внимание и наблюдательность. Ведь именно эти навыки позволят дошкольнику успешно анализировать и классифицировать свойства и признаки предметов. Начиная с 3–4 лет можно смело предлагать ребёнку проанализировать тот или иной предмет с точки зрения разных его признаков: формы, цвета, вкуса, запаха.
- Решаем логические задачи, упражнения. Здесь хорошими помощниками будут обычные счётные палочки. Учите ребёнка составлять из них различные геометрические фигуры, например, два треугольника из пяти счётных палочек либо предлагайте ему упражнения по продолжению составленных вами элементов узора.
- Играем в противоположности (антонимы). Учим ребёнка находить понятия, противоположные заданным: день – ночь, тепло – холодно, сладкий – горький и т.д.
- Ребёнок строит выводы, анализируя существенные внутренние свойства, а не внешние признаки предмета.
- Без труда осваивает операцию по решению задач в «уме», когда наглядная часть задания или вообще отсутствует, или выражена незначительно.
- Рассуждает, анализирует, при этом его рассуждения начинают приобретать логически верную структуру. То есть у ребёнка начинает успешно использовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, распределение.
Объективными признаками уровня развития и качества логического мышления у детей также являются такие параметры, как быстрота, гибкость и глубина.
Быстрота подразумевает умение поиск нужного решения в небольшой промежуток времени. Гибкость – это способность к поиску различных вариантов решения проблемы (задачи), в случае, если поменялись первоначально заданные условия. Глубина мышления характеризует возможность проникнуть в суть поставленной задачи и выявить взаимосвязь между всеми её частями.
Эти три качества редко бывают развиты одинаково хорошо. Однако, оперируя ими, родители смогут установить наличие и уровень развития логического мышления у своего ребёнка.
Что мешает успешному развитию логического мышления у ребёнка
В последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сосредоточиться на чем–то одном, они способны говорить сразу на несколько тем, но при этом не в состоянии углубиться в предмет обсуждения. Зачастую они могут только пересказать услышанное, но не в состоянии его проанализировать.
Речь идёт о так называемом «клиповом» мышлении – как о результате чрезмерной загруженности детей продуктами информационных технологий и телевидения.
Проводя много времени перед монитором компьютера или экраном телевизора, где одни сюжеты через минуту сменяют другие, информация подаётся хаотично и поверхностно, ребёнок теряет способность к логическому анализу и концентрации, что, естественно, ведёт к общему снижению уровня развития интеллекта.
- Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни, а также поможет ему определиться в предстоящем после окончания школы выборе профессии.
- Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/razvivayushhie-zanyatiya/razvit-logicheskoe-myshlenie-rebenka.html
Как развить логику у ребенка: советы, игры, задания
В упрощенном понимании логика – синоним ума, то есть это умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво. Этим и объясняется интерес к вопросу «Как развить логику у ребенка?»
Важность раннего развития и обучения
Человек, обладающий развитой логикой, выгодно выделяется из «серой массы» здравым смыслом и рационализмом, и как правило, добивается в жизни успеха.
Развить логику у ребенка– значит, во-первых, обеспечить понимание им причинно-следственных связей между явлениями, процессами и действиями, а во-вторых, сформировать в нем способность к анализу окружающей действительности.
Поскольку логика – это не конкретный навык или умение, а мышление, образ мыслей в целом, то для того, чтобы развить ее у ребенка, необходимо с самого раннего возраста приучить его к «интеллектуальному образу жизни». Всячески стимулируйте любознательность малыша: покупайте ему развивающие детские игрушки, конструкторы, пазлы; практикуйте упражнения для развития пытливости детского ума.
Как считают японцы (и с ними трудно не согласиться), дети до 3-х лет более склонны к восприятию информации, поскольку не наделены теми принципами, комплексами и условностями, которыми мы сами их награждаем впоследствии. А с 3-х лет влияние внешних установок начинает сказываться…
Поэтому очень важно много разговаривать с младенцем уже с первых месяцев его жизни. Рассказывайте ему об окружающей его обстановке, предметах, обсуждайте с ним свои текущие дела – не считайте, что кроха все равно ничего не понимает. Очень скоро вы не только увидите с его стороны осознанный взгляд, но и услышите меняющий интонации лепет, который вскоре сменят первые слова и предложения.
Не сюсюкайтесь с малышом, не используйте в своей речи уменьшительные, грамматически неправильные или несуществующие слова (типа «бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла» или «топ-топ» вместо «пошел»). Старайтесь, по возможности, общаться с чадом на равных, и тогда его умственное взросление наступит раньше общепринятой возрастной нормы.
Детям от природы свойственно любопытство. Они пытливы и неугомонны в своих вечных вопросах. Даже если вы устали и у вас нет настроения, постарайтесь все же скрыть раздражение и терпеливо ответить на все детские вопросы. Не злитесь, не нервничайте и отвечайте с улыбкой. Только с вашей помощью кроха сможет создать себе в уме реальную картину окружающего мира.
Логические игры для дошкольников
Самый эффективный способ развить логику ребенка — проведение с ним игр. Ведь только то, что интересно и весело, запоминается лучше всего. Логические игры развивают память, расширяют кругозор, учат самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, исключать, выявлять аналогии и анализировать.
Возьмите несколько разноцветных и разного размера мячиков и кубиков. Попросите малыша ответить, чем отличается, например, синий мячик от синего кубика, и что у них общего. По аналогии сравните синий мячик и красный мячик и т. д.
Положите несколько игрушек в коробок (или непрозрачный пакет). Пусть ребенок, не вытягивая игрушки, взяв ее в руки, назовет, что это за игрушка и какой она формы.
Логика тесно связана с математикой. Чем раньше вы начнете развивать в ребенке математические способности, тем проще и легче ему будет учиться в будущем. Начинайте учить малыша счету уже с 1,5-2-х лет.
- «Отыщи фигурку». Выложите перед дошкольником геометрические фигуры. Дайте задание найти только многоугольники. Попросите сосчитать, сколько углов и сторон у каждого из них. Пусть ребенок назовет оставшиеся геометрические фигуры.
- «Сложи по группам». Разложите перед малышом геометрические фигуры и предложите найти и сложить по группам все круги, все овалы, все квадраты и т. д.
- «Найди лишний предмет», или «Четвертый лишний». Разложите перед малышом разноцветные геометрические фигуры одной формы и одну фигуру другой формы. Попросите найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.
- «Что у нас общего». Предложите малышу найти фигуры, одинаковые по цвету, но разные по форме. Пусть назовет эти фигуры, сравнит, что у них общего.
- «Геометрические узоры». Предложите дошкольнику составить из разных геометрических фигур узор. Спросите, из каких фигурок состоит узор? Какую фигуру он образовал? Попросите дать название новым фигурам.
- «Фигурки-строители». Выложите перед малышом контурное изображение предмета, составленное из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Попросите ребенка выложить такое же изображение.
- «Запомни и опиши». Показывайте малышу геометрические фигурки в течение 1-2 минут. Он должен запомнить изображения и описать увиденное устно.
Очень интересна игра на ассоциации, развивающая наблюдательность, внимание, воображение. Вы рисуете геометрические фигуры, а ребенок должен сказать, с какими предметами у него ассоциируется та или иная фигура.
Затем объединяйте разные фигуры в общий рисунок, и пусть малыш назовет изображенный объект.
Например, добавив в прямоугольнике окошки, получим домик, а соединив вертикальными линиями два горизонтальных овала, получим стакан.
Нарисуйте равносторонний треугольник, а рядом с ним – горизонтальный овал, у которого больший диаметр равен стороне треугольника. Спросите ребенка, какой, по его мнению, получится предмет, если объединить эти два рисунка (колпак). Сообщите, что такая объемная геометрическая фигура называется конусом. Такая игра отлично стимулирует пространственное восприятие и воображение.
Можно рисовать геометрические фигуры на спинах друг друга пальцем: один рисует — другой отгадывает.
Логические игры хороши тем, что многие из них не требуют особых временных затрат или определенного места. Играть можно во время поездки в общественном транспорте, в очереди в поликлинике или просто идя по улице во время прогулки.
Для самых маленьких деток подойдет игра на противоположности. Вы начинаете предложение, а кроха заканчивает. Например, слон большой, а мышь -…, летом тепло, а зимой — …, лед твердый, а снег — … .
Интересна также игра «Отгадай загаданное» по наводящим вопросам, требующим однозначного ответа «да» или «нет». Например:
— Это живое? – Да.
— Зверь? – Нет.
— Птица? – Да.
— Чирикает? – Нет.
— Голубь? – Да.
Источник: http://wellness.co.ua/article/kak-razvit-logiku-u-rebenka-sovety-igry-zadaniya/
Развитие логического мышления в период подготовки ребенка к школе
Развитие логического мышления в период подготовки ребёнка к школе
1. Преемственность дошкольного и начального образования в гуманно-личностной школе.
Поступление ребёнка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Показателями готовности к этому этапу являются следующие критерии:
- физиологическая зрелость,
- социальная зрелость,
- умственное развитие,
- эмоционально-волевое развитие.
Ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Для подготовки детей к систематическому обучению важна социальная зрелость, то есть умение ребёнка работать в коллективе, общаться со сверстниками, считаться с мнением других детей.
Где же получить опыт такой работы детям, не посещающим детские дошкольные учреждения? Ведь с каждым годом, в силу социально-экономических причин возрастает процент таких детей.
В нашу школу приходят дети из различных дошкольных учреждений. Тесное сотрудничество с каждым из них практически невозможно, так как в ДОУ нет единой учебной программы, которая является подготовительным этапом начального школьного обучения.
В связи с этим очень часто причиной неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности первоклассника является неподготовленность ребёнка к процессу обучения. На базе нашей школы были организованы подготовительные курсы «Материнская школа».
Такое название они получили из-за того, что будущие первоклассники приходят на занятия именно с мамами. Одним из важнейших направлений деятельности «Материнской школы» мы определили решение проблем, связанных с трудностями адаптации детей к школе через сотрудничество с семьёй.
Обучение на подготовительных курсах способствует выявлению факторов, прогнозирующих трудности в обучении, создаёт условия для проведения своевременной педагогической коррекции. Дети, не посещающие детские дошкольные учреждения, накапливают опыт общения со сверстниками.
Ещё Я.А Коменский – основоположник гуманной педагогики, в своём труде «Материнская школа» писал, что очень важно, чтобы у ребёнка завязалось знакомство с его будущим учителем ещё до школы. Тогда ребёнок будет относиться к школе и учителям бодро и с расположением, что соответственно благоприятно скажется на протекании периода адаптации.
Курсы по подготовке детей к школе проводили учителя выпускных, четвёртых классов. По завершению работы курсов каждый ребёнок определялся с выбором своего первого учителя, а родители писали заявления о приёме в школу, руководствуясь выбором своего чада. В моём выпуске 2008-2012 г.
основу класса (16 человек) составили именно такие ребята, посещавшие мои занятия.
В нашем общеобразовательном учреждении работа с будущими первоклассниками и их родителями начинается задолго до школы.
В сентябре проводится система PR –мероприятий по привлечению дошкольников на курсы: согласование плана работы МДОУ и МБОУ СОШ №8, выступление учителей на родительских собраниях в МДОУ.
В октябре проводим родительское собрание с презентацией школы, программы подготовительных курсов. Еженедельные занятия по субботам проводятся до конца апреля.
Одним из важнейших направлений деятельности наших подготовительных курсов мы считаем решение проблем, связанных с адаптацией детей к школе на основе сотрудничества с семьёй. В школе проводится родительский лекторий, в работе которого задействованы психологи, логопеды, педагоги. Одна из особенностей занятий состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребёнка, познакомиться с различными методиками и дидактическими играми;
- сплотить и объединить семью через различные творческие задания.
Для родителей занятия – своеобразный семинар, а общение со своими детьми – ежедневный практикум. Основным результатом работы «Материнской школы» считаем возникшее огромное желание ребёнка идти в первый класс.
Программа подготовительных курсов участвовала в конкурсе проектов культурно-образовательных инициатив «Образование Сургута – XXI веку», имеет сертификат. Во время проведения подготовительных курсов «Материнская школа» реализовывались компилятивные программы:
- « Развитие логического мышления»;
- «Речевое развитие»;
- «Математика».
Мною была разработана авторская программа «Развитие логического мышления», которая послужила основой для создания программы «Первая ступень в Скале» по курсу «Мир логики» (и серии уроков к нему), ставшая победителем муниципального конкурса программ предшкольного образования, и удостоенная гранта Главы города Сургута (2009-2010 уч.год).
2.Развитие логического мышления в период подготовки ребёнка к школе.
Базой для развития интеллектуальных способностей ребёнка являются возможности образно-логического, наглядно-действенного (конструктивного) и сенсомоторного мышления.
Без умения анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; без умения устанавливать различные типы связей между различными формами, объектами, явлениями или их признаками; без способности самостоятельно строить умозаключения или выводить закономерности на основе анализа, синтеза, индукции и дедукции – без всех этих способностей и умений не может быть хорошей обучаемости ребёнка в школе.
Дети с недостаточной сформированностью мыслительных навыков уже с первого класса испытывают трудности в обучении, всё больше отстают от своих сверстников.
Это приводит к снижению самооценки детей, конфликтам с учителями и родителями.
Задача взрослых состоит в том, чтобы как можно раньше познакомить детей с техникой умственной работы, упражнять их в сознательном овладении приёмами мыслительных действий.
Ребёнок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением.
Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов.
Надо показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведён под данное понятие. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать.
Как показывают психологические исследования, одним из наиболее эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Развивая у ребёнка такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем его восприятие более глубоким. При этом количество ошибок восприятия уменьшается.
К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь необходима помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений.
Главной целью курса является совершенствование мыслительных операций старшего дошкольника на переломном этапе развития (переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению).
Для достижения поставленной цели в основу курса «Мир логики» мною положены упражнения, игры, различные задания, которые позволили определить основные задачи – научить детей:
- описывать признаки предметов;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- определять одинаковые и различные свойства предметов;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать предметы между собой;
- обобщать;
- классифицировать предметы, выбирая основание для классификации;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях и признаках;
- определять отношения между предметами типа род – вид;
- давать определения тем или иным понятиям;
- развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
- развивать речь, находчивость и сообразительность.
В основу курса положены принципы:
- направленности на саморазвитие;
- деятельностного характера обучения;
- индивидуализации;
- соответствия возрастным особенностям;
- обратной связи.
Поскольку для дошкольников основной вид деятельности – игра, то предусмотрено построение занятий в игровой форме или с использованием дидактических игр и игровых приёмов. Задания и упражнения в каждой теме подобраны так, что степень их сложности возрастает.
Основными логическими приёмами формирования понятий являются анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Предлагаю несколько занятий названного курса.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/razvitiie_loghichieskogho_myshlieniia_v_pieriod_podghotovki_riebienka_k_shkolie