Первые дни и недели жизни ребенка являются сложными и для родителей, и для младенца. Мамы и папы в период новорожденности, который длится 4 недели после родов (28 дней), учатся ухаживать и заботиться о малютке, а ребенок адаптируется к новым условиям жизни. Насколько успешно пройдут эти процессы, зависит от многих факторов. И одним из них является понимание, как именно развиваются новорожденные, чтобы вовремя отреагировать на какие-либо проблемы и обратиться к педиатру для их устранения.
Еще во время пребывания в роддоме у ребенка начинается этап адаптации к изменившимся условиям жизни. На этом этапе все системы органов крохи приспосабливаются к новым условиям:
- Начинают работать легкие, а кровообращение перестраивается на функционирование с включением малого круга.
- Голова крохи в первые дни жизни довольно часто вытянутая, что связано с податливостью костей черепа и прохождением малютки через родовые пути. Ее форма становится правильной к 2-недельному возрасту. Кроме того, у многих младенцев на голове возникает родовая опухоль, бесследно исчезающая через 1-2 дня.
- Кожа сразу после родов отличается красноватым оттенком. У многих деток с третьего дня она приобретает желтый оттенок – так проявляется физиологическая (неопасная) желтуха, которая в норме исчезает к 2-недельному возрасту.
- Нервная система весьма чувствительная и работает активно. Проявляются разные безусловные рефлексы, среди которых основными выступают поисковый и сосательный.
- Терморегуляция пока несовершенна, поэтому у крохи нередки резкие перепады температуры тела. Младенец легко перегревается и быстро замерзает.
- У новорожденного отлично развиты слух, обоняние, вкус и осязание. В то же время зрение ребенка слабое, он видит все нечетким и расплывчатым.
- У многих малышей после родов наблюдается небольшое косоглазие, вызванное слабостью глазных мышц. Такое состояние со временем проходит самостоятельно.
- Мочеиспускание в первые сутки происходит 4-6 раз, а затем число мочеиспусканий в сутки достигает 15-20 раз. У многих детей в первый день моча приобретает красноватый оттенок, что является нормой и связано с малым содержанием воды в молозиве.
- В кишечник крохи, который ранее был полностью стерильным, попадают разные микроорганизмы. Из кишечника начинает выделяться меконий (так называют темный кал, который скопился в пищеварительном тракте младенца к моменту родов), а затем кал светлеет и становится более жидким.
Выпуск программы знаменитого детского врача Е. Комаровского, посвященный новорожденным деткам, смотрите ниже:
На следующем этапе развития, который начинается после выписки, родителям приходится сталкиваться с разными трудностями, например, с коликами, часто беспокоящими младенца со 2-3 недели жизни.
Также новоиспеченную маму могут ожидать сложности налаживания лактации, с которыми лучше всего бороться частыми прикладываниями.
К концу этапа новорожденности младенцы заметно меняются – их черты лица становятся более четкими, послеродовая отечность исчезает, взгляд фокусируется на лицах и предметах.
Мышцы крохи укрепляются, что позволяет ему ненадолго приподнимать голову и двигать конечностями. Кроме того, малыш радует близких «комплексом оживления» – узнаванием их лиц, активными движениями и проявлением положительных эмоций.
В первые дни жизни малыш и мама знакомятся друг с другом, а основная потребность младенца заключается в тесном контакте с мамочкой. Лучшим питанием для карапуза является молозиво, которое через несколько дней сменяется зрелым молоком, подстраиваясь под потребности крохи.
Внешне ребенок пока не похож на младенцев на страницах журнала. Лицо крохи после родов бывает несимметричным, на голове нередко возникает припухлость, а сама голова сплющена и немного вытянута в овал.
Кожа зачастую красная и лишь к концу первой недели бледнеет. У некоторых детей на 3-5 дне жизни возникают шелушения кожи на груди и животике. Небольшая желтушность с 3-го дня жизни также считается нормой.
Кроме того, на первой неделе отмечают такие особенности:
- Мышечный тонус на первой неделе повышен.
- Слез у малютки в первые недели жизни нет, а потовые железы еще развиваются (их функция налаживается к 7-му дню жизни).
- На слизистых не должно быть налета, она в норме должна быть влажной и розовой.
- К концу первой недели пупочная ранка подсыхает и затягивается.
- Носик малютки иногда покрывает сыпь в виде мелких белых точек.
- Сердце малютки сокращается 110-170 раз за минуту, а нормальная частота дыханий в минуту составляет 30-50 раз.
- Со второго-третьего дня вместо мекония начинает выделяться желтоватый стул с кислым запахом около 4-5 раз в день (при грудном вскармливании).
О том, как выглядит малыш в первые дни после родов, смотрите в видео:
Краснота кожи, припухлость и желтушность на этой неделе зачастую проходят. Кроха начинает прибавлять в весе, а гипертонус в конечностях, который считается нормой для ребенка первого месяца жизни, пока сохраняется. Малыш еще не научился удерживать голову, а движения ног и рук малютки пока непроизвольные и хаотичные.
Отмечаются и такие нюансы:
- Младенец большую часть суток спит (около 16-20 часов).
- Терморегуляция пока еще не наладилась.
- Ладошки и стопы покрыты сухой кожей.
- Ноготки отрастают, поэтому их уже требуется постричь.
- Кожа многих деток начинает шелушиться.
- Мочеиспусканий насчитывают минимум 15 в сутки.
- Кишечник ребенка опорожняется 3-4 раза в день, а кал – кашицеобразный, желтый.
Движения конечностей карапуза старше 2 недель уже становятся менее хаотичными, а череп у большинства малышей третьей недели жизни восстановил свою форму.
Активность младенца растет, а из-за обилия впечатлений многие малыши становятся к вечеру раздражительными.
Плач крохи меняется, приобретая интонацию, например, когда малютку что-либо тревожит, крик будет громким и требовательным.
Для ребенка третьей недели жизни характерны и такие особенности:
- Обоняние крохи становится острее.
- Малыш начинает ощущать равновесие и положение собственного тела в пространстве.
- Приемов пищи на грудном вскармливании в этом возрасте бывает не меньше 10-12.
- Карапуз начинает узнавать лица и голоса близких.
- Режим дня лишь устанавливается, кроха по-прежнему большую часть суток проводит во сне.
Опорожнение кишечника в этом возрасте происходит от 2 до 8 раз в сутки. При грудном вскармливании стул желтый, с масляно-молочным запахом и консистенцией горчицы. Если малыш получает смесь, стул бывает 1-4 раза в сутки, а каловые массы более темные и твердые, с неприятным запахом и коричневатым оттенком.
Развитие малыша на этой неделе идет в высоком темпе. Кроха все лучше приспосабливается к окружающему миру, радуется родителям, следит за игрушками и начинает агукать. Сон в сутках ребенка четвертой недели жизни занимает примерно 17-19 часов, а число кормлений составляет минимум 6-7.
Отмечаются такие особенности развития:
- Ноги и руки ребенка по-прежнему согнуты, а кулачки сжаты.
- Ребенок еще не научился хорошо координировать свои движения.
- Младенец активно учится удерживать голову.
- При недовольстве карапуз громко плачет и резко двигается, например, сучит ножками, когда его беспокоят колики.
- Глаза у большинства малышей голубые, но с возрастом они могут изменить окраску.
- Зрение еще не полностью полноценное, поэтому крохе сложно концентрировать взгляд.
- Начинают выделяться слезы.
Прибавка веса новорожденного младенца зависит от разных факторов (пола, питания мамы, наследственности, состояния здоровья и других), но существуют усредненные показатели, показывающие, сколько в среднем прибавляет малютка на каждой неделе жизни.
Вес и сколько малыш должен прибавить:
Помните, что данные в таблице являются примерными, а каждый карапуз развивается индивидуально, поэтому допустимы небольшие отклонения. Если же отличия от данных показателей значительные, проконсультируйтесь с педиатром.
Источник: https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/po-nedelyam/
Календарь развития ребенка: 16-19 месяцев
Хотите ли вы узнать, чего ожидать во вторые три месяца второго года жизни ребенка? Тогда читайте о том, как малыш начинает классифицировать объекты и без подсказок догадываться о назначении предметов.
Танцуй, малыш!
Во второй четверти второго года жизни ребенок продолжает отстаивать свою частичную независимость и индивидуальность: он явственнно выражает предпочтения, стремится все делать сам и прекрасно передвигается по дому.
Прекрасный способ направить эту неуемную энергию в конструктивное и безопасное русло – включить музыку и предложить ребенку потанцевать.
Помимо того, что малышу обязательно понравится двигаться под приятную мелодию, вы сами получите заряд бодрости, поскольку каждого родителя неизбежно затягивает ежедневная рутина забот и проблем. Танцуйте вместе!
Узнайте, нет ли поблизости от вашего дома развивающих групп для малышей, где работают люди, умеющие заинтересовать малышей комплексом упражнений под музыку.
Дети любого возраста неравнодушны к музыке, тем более к танцам. Особенно привлечет ребенка к структурированному движению возможность делать это вместе с вами.
Ведь для ребенка нет ничего лучше, чем заниматься захватывающим делом в компании любимых родителей.
Чистка зубов
Зубную пасту следует покупать тогда, когда вы сможете объяснить ребенку, что ни в коем случае нельзя ее глотать. Современные детские зубные пасты в большинстве своем не содержат вредного для организма фтора, однако поедание даже не содержащей фтора пасты вряд ли принесет пользу неокрепшему иммунитету малыша.
Убедитесь в том, что вода, которая попадает в рот ребенку вместе с щеткой, теплая и приятная. Лучше, если она будет питьевой, а не из-под крана.
Если ребенок наотрез отказывается от использования щетки, возьмите кусочек чистой хлопковой материи и регулярно протирайте зубы и десны малыша (желательно вместе с внутренней поверхностью щек). В любом случае, чем бы вы ни очищали рот ребенка, это должно стать неотъемлемой гигиенической процедурой каждого дня.
Детям свойственно не соглашаться с новшествами, в том числе с введением в обиход нового предмета типа зубной щетки. Предлагаем вам несколько хитростей, которые могут значительно облегчить процесс привыкания к новой процедуре.
- Позвольте ребенку в магазине самому выбрать одну – две зубные щетки из тех, которые подходят ему по возрасту.
- Разрешите ребенку тщательно изучить щетку: повертеть ее в руках, потрогать щетину, облизать, попробовать на зуб (последние действия следует всячески поощрять). Малыш имеет полное право знать все о предмете, который будет находиться у него во рту.
- Берите ребенка с собой в ванную, когда сами чистите зубы. Покажите, какой это приятный и забавный процесс: улыбайтесь, рассматривайте в зеркало свои чистые зубы, радуйтесь тому, что они у вас не будут болеть.
- Не выбрасывайте отслужившую свой век щетку: пусть она станет предметом гигиены для любимой игрушки ребенка. Чистить зубы вместе гораздо веселее, чем по отдельности.
- Начните чистку зубов ребенку с нескольких секунд. Постепенно увеличивайте время чистки до одной – двух минут. Это займет у вас некоторое время, зато результатом будет спокойное восприятие малышом этой гигиенической процедуры.
- Сделайте чистку зубов ребенку частью обычной утренней и вечерней рутины. Для гигиены рта должно быть заведено определенное время, например, за две минуты до завтрака и перед вечерним купанием.
- Если ребенок сопротивляется длительной чистке зубов, договоритесь с ним, что вы начинаете чистить, а он, когда считает, что этот сеанс пора завершить, подает вам определенный знак – машет рукой или мычит. Разбейте чистку на несколько заходов.
Мама! Мама!
Что же насчет отца? Многие папы переживают, что в попытках пообщаться с ребенком они раз за разом терпят фиаско. Традиционное распределение обязанностей в семье, когда мать целый день находится при ребенке, а отец – на работе, возвращаясь только под вечер, иногда играет злую шутку.
Отец, уходящий на работу, когда малыш еще спит, торопится домой, чтобы провести время со своим чадом, которое, к сожалению, не стремится отвечать взаимностью.
Его тоже можно понять: дети консервативны, и если ребенок привык к тому, что мама готовит ему еду, укладывает его спать, играет с ним в дневное время, то было бы странно, если бы малыш с радостью менял привычного взрослого на того, с которым нужно взаимодействовать каким-то новым способом. Однако фактически описанная ситуация встречается нечасто.
Гораздо чаще в семье интуитивно распределяют обязанности по уходу за ребенком так, чтобы мама имела возможность переключиться на свои собственные дела (в первую очередь, на отдых!), а отец – расслабиться после трудового дня за чтением вслух детских книжек или за игрой с малышом. К тому же стоит помнить, что главенствующая роль будет передана отцу примерно после трех лет и вплоть до школы.
Если у вас не получается (или выходит не так хорошо, как бы вам хотелось) передать папе часть обязанностей по общению с ребенком в дневное время, предложите ему взять на себя долю ночных вставаний и укачиваний.
Позвольте папе с ребенком самим установить отношения, даже если вам кажется, что отец что-то делает не так. Не стоит говорить ему об этом глубокой ночью, если ребенок ведет себя достаточно спокойно.
Конечно, по неопытности папа может совершать какие-то ошибки, но и ребенок уже не младенец: он обязательно сообщит отцу, если что-то пойдет не так, как нужно.
Если вы совсем не согласны с тем, как папа общается с ребенком, вы можете вместе почитать книги о родительстве, которые вам нравятся, обсудить их и прийти к единому мнению относительно воспитания ребенка.
За покупками – вместе!
Поход по магазинам вместе с ребенком – то, чего вы пытаетесь избежать любыми способами? Тогда осмелимся предложить вам расслабиться и попробовать совместить шопинг с ребенком. И сделать это мы предлагаем без ущерба для товара на полках и без причинения вреда вашей или детской психике.
Родительское беспокойство
Что бы ни происходило с вашим здоровым ребенком, с какой бы скоростью он ни развивался, помните, что каждый младенец уникален. Нет четкого срока, к которому все дети обязаны иметь полный рот зубов, которые они чистят сами.
Если малыш еще не умеет того, что уже месяц может делать сын подруги, не беспокойтесь – время освоить новый навык обязательно придет. Помните о том, что ни один здоровый взрослый еще не застрял на этапе неумения бегать или складно говорить, а значит, наступит время, когда ваш ребенок тоже освоит все, что необходимо ему для жизни.
И уж чего точно не стоит делать, так это ориентироваться в вехах развития ребенка на наш календарь, поскольку границы месяцев слишком размыты, чтобы можно было про каждого ребенка сказать, что в один год и три месяца он умеет пятнадцать минут идти и не проситься на руки, а в полтора – без скандала и нытья выдерживать часовую прогулку по гипермаркету. Если же ребенок заболел, не допустите этих ошибок при лечении простуды у маленьких детей
Источник: http://www.medkrug.ru/kid_growth/show/month16
Развитие ребенка от 0 до 1 года
03.10.2012
Первый год — он важный самый. Малыш учится вставать, ходить, у него появляется речь. Что же нужно знать о развитии ребенка первого года жизни и как помочь ему добиться успеха в обучении?
0-1 месяц
Первые 4-5 недель внеутробной жизни карапуз активно адаптируется с помощью совершенствующихся органов чувств и накапливаемого личного опыта. Кроха умеет сосать, чихать и кашлять, издавать звуки. На 2-4 недели возникает первая фиксация взгляда на лице мамы — нынешние детки развиваются быстрее своих родителей.
На 4 неделе жизни формируется комплекс оживления, когда малыш вдруг становится включенным в общение с родителями. Например, начинает активно двигаться при обращении к нему, удерживает взгляд на лице, дарит первые улыбки, оживляется на звуки, узнает мамин голос и запах, лежа на животике, пытается поднять головку.
2 месяца
Карапуз полноценно включился в окружающую его среду и стремится все более активно проявлять себя при каждом удобном случае. Кроха с удовольствием сосет грудь и учится добывать ее.
Уже по несколько минут может удерживать взгляд на интересующем неподвижном предмете и пытается следить за движущимся. Поворачивает головку в сторону звука и всегда ищет глазами родителей, слыша их голоса. Вовсю произносит звуки, пока в основном гласные.
Активно шевелит ручками и ножками, когда доволен и хочет общаться с мамой. Некоторые детки начинают переворачиваться с бока на спинку.
Специалисты утверждают, что к этому возрасту зрение карапуза приобретает достаточную четкость, а в их пассивном арсенале уже четыре цвета: красный, зеленый, голубой и желтый. Первые попытки дотянуться до игрушки или взять в ротик собственные пальчики — тоже принципиальные достижения этого возраста.
3 месяца
Малыш радостно и весьма осознанно гулит, то есть пытается рассказать о своих впечатлениях близким людям на доступном диалекте. Подолгу рассматривает интересующие его предметы, следит за движением и активно тянет ручки к тому, что понравилось. Он умеет ударять по предметам, вызывая их движение, и потихоньку осваивает хватание. Твердо держит головку, пытается раскрыть кулачки и ножки. Любит слушать потешки, колыбельные, музыкальную ритмичную музыку с частыми тактовыми повторениями. Пытается принять активное участие в творческом процессе собственным гулением и движением.
4 месяца
Первый период младенчества почти позади, и кроха стал совсем взрослым. Конечно! Его теперь гораздо проще понимать и обмениться информацией. Он узнает и поворачивается на свое имя, прекрасно отличает своих от чужих как по голосу, так и по внешнему виду. Всячески дает понять, какая игрушка ему больше нравится и что он хочет делать, а что не хочет.
Наконец, у него появляется первая игровая деятельность. Кроха захватывает предметы одной или двумя руками, пинает и толкает их, крутит, ударяет по ним. Среди любимых игрушек обязательно найдется место для маминой груди и пряди волос. Что касается звуков, то их ряд заметно обогащается согласными.
И теперь кроха выдает коротенькие слоги: «ба», «па», «дя», «га», «ма» (иногда в слогах появляется «о»).
5 месяцев
Совсем чуть-чуть до полугода! И это чувствуется. Маленький испытатель переворачивается со спинки на животик, умеет опираться на вытянутые ручки.
А еще активно пытается сесть, подтягиваясь вперед в основном за счет силы рук. Активно обращается с предметами: рассматривает их, тянет, кидает, толкает, перекладывает из руки в руку.
Обнаруживает у себя все больше частей тела и любит их изучать, двигая, хватая, рассматривая себя.
6 месяцев
Первый «юбилей»! Поздравляем! Кроха-то уже сидеть умеет. Даже если пока сам не садится, он прекрасно удерживает это положение в конечной точке. А еще пытается вставать на ножки, держась за вертикальную опору. Игрушки привлекают его все больше, особенно новые.
Теперь кроха готов преодолеть 30-40 сантиметров пространства, отделяющего его от заветной цели, он дотягивается до игрушки и иногда подтягивается к ней сам. Если же вы положите перед карапузом пару емкостей и более мелкие игрушки, он с удовольствием начнет перекладывать предметы туда-сюда.
Кстати, этот крошечный умник выказывает свое расположение тем, кто ему нравится, и наотрез отказывается общаться с теми, кто нет.
7 месяцев
Из главных новостей начала второго полугодия можно выделить начало лепета. Теперь малыш болтает без умолку, соединяя из звуков длинные слоги и слова. Демонстрирует сильную эмоциональную привязанность к маме и нежелание расставаться с нею. Прекрасно садится сам и твердо стоит на ножках.
Кстати, кроха уже умеет переступать возле опоры, заметили? Некоторые детки пытаются ползти и кое-кому это здорово удается! Теперь перевернуться для карапуза больше не проблема. Он чувствует себя в пространстве свободно. Среди игр преобладает интерес к вкладываниям и раскладываниям предметов, вот-вот состоится нанизывание.
А самая любимая игра — это «ладушки», «как лошадка скачет» и «ку-ку».
8 месяцев
Кроха окончательно социализировался. Теперь он ни за что не останется один, если того не хочет. Появляются страхи громких бытовых предметов и прочих неприятных звуков.
Ребенок быстро и с удовольствием ползает, подолгу стоит у опоры, играет стоя, пританцовывает и лихо прыгает на маминых коленях, поддерживаемый под мышки. Малыш освоил ложку и чашку. А среди допустимой пищи появляются маленькие кусочки, ведь кроха пробует откусывать и жевать.
Да, самое главное, если вы хотите поторопиться с горшком, то пришло самое время — юный исследователь выказывает полную готовность для знакомства с этим предметом.
9 месяцев
Да кроха-то у вас болтун! Он «пробует на вкус» слоги, смакует их, экспериментирует с последовательностью звуков и громко декламирует результаты. Кстати, именно сейчас появляются первые имитационные повторения. Пока крохе сложно дается «мама», но он с удовольствием говорит «ма-ма-ма-ма» или вместо «мячик» — «мя-мя-ма».
Он показывает все основные части тела и лица, пытается их назвать. Кое-кто присаживается на корточки и самостоятельно встает, слегка касаясь опоры, прыгает, быстро ползает. Игры становятся более разнообразными, а манипуляции с предметами — сложными. Книжки и бумага не оставляют кроху равнодушным — страсть к страницам дает о себе знать.
Теперь кроха легко умеет рвать и мять бумажные листы.
10 месяцев
А кое-кто начинает ходить! Наши поздравления! Остальные легко справляются с этим с помощью одной/двух маминых рук и делают это крайне резво. Первые лестницы — это тоже победа. Кстати, преодоление ступенек может стать вашей главной уличной забавой. Малыш выбирает себе игрушки и друзей.
Его так и тянет пообщаться, и, представьте, первые коммуникации среди сверстников — уже не миф, а ежедневная реальность. Кроха умеет достигать результата, используя посторонний предмет, как средство. А в речи наметились серьезные подражательные тенденции.
Кроха внимательно вслушивается в разговор взрослых и настойчиво повторяет ритмику, интонации и подобие слогов.
11 месяцев
Кроха очень подрос. Его уже сложно назвать младенцем. Да и самостоятельности прибавилось. Карапуз начинает кушать сам, вытирает ротик салфеткой. Перемещается сам в пространстве.
Понимает обращенные к нему короткие просьбы–команды: «дай», «принеси», «возьми», «положи», «поиграй», «нажми» и т.д. Между прочим, обожает исследовать кнопочки и отверстия своими пальчиками.
В общении появляются жесты: машет ручкой «пока-пока», поднимает ручку в знак приветствие, показывает на себя во время разговора о нем. Ну, и очень сильно ждет одобрения своих действий и маминой похвалы!
12 месяцев
С Днем Рождения!!! Наконец-то! А именинник-то большой умницей вырос! В его арсенале до 15-20 слов, пусть понятных только ему и вам, но они есть. Этого хватает, чтобы четко заявлять о своих желаниях, приоритетах и правах.
Малыш прекрасно двигается, играет в подвижные игры и способен к точным движениям: может собрать башенку из кубиков, сложить кучку из игрушек, катать колбаски и шарики из пластилина, вылепить лепешку. Малыши осваивают краски и фломастеры, учатся первым аппликациям, пробуют собирать мозаики и крупные пазлы.
Спорт тоже в почете. Уже не проблема забраться на несколько перекладин шведской стенки, пройтись по широкой скамейке, проползти под чем-либо, перепрыгнуть через препятствие, перелезть его, повисеть на турнике и кольцах, пробежать и станцевать любимых «утят».
В пище тоже появляются пристрастия и четкое понимание, где еда, а где лакомство. Вам не верится, что совсем недавно об этом смышленом карапузе были только разговоры!
Стимулируем развитие
Развитие малыша, особенно на первом году жизни, заложено природой. То есть каждый карапуз должен научиться кушать, ходить и говорить. Однако вы можете значительно ускорить темпы и обогатить арсенал умений малыша. Для этого вводится то, что на языке психологов называется развивающим обучением и стимулирующей средой. Напомним главные пункты раннего развития:
- постоянно говорите с малышом (даже тогда, когда он совсем маленький). Ваша речь как ничто другое стимулирует развитие всей нервной системы крохи;
- используйте в игре фактурные поверхности, коврики и игрушки — это обогащает тактильный опыт и активно стимулирует мозг;
- предлагайте карапузу игрушки и игры, чуть опережающие его способности, чтобы было куда расти. Например, погремушки в 2-3 недели, мелки и фломастеры в 6-7 месяцев, пирамидку в 8, пазл из двух-трех частей в 10 месяцев;
- ваша улыбка, мягкий голос, позитивные эмоции и регулярная похвала многократно ускорят развитие малыша и не избалуют!
Развивайтесь с удовольствием!
Источник: http://www.nanya.ru/stati/2012/10/03/razvitie-rebenka-ot-0-do-1-goda/
Что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца
Физическое развитие ребенка в 1 год и 4 месяца
Вне зависимости от пола, все дети в 1 год и 4 месяца должны уметь самостоятельно вставать, ходить, держась за опору и делать несколько шагов самостоятельно.
Большинство детей в этом возрасте уже уверенно ходят и даже бегают, если ребенок еще даже не делает попыток самостоятельно вставать и ходить, нужно обязательно проконсультироваться с педиатром или невропатологом, возможно, ему не хватает витаминов, кальция или нужно заниматься укреплением мышц нижних конечностей.
Среди других физических навыков малышей в 1 год и 4 месяца можно отметить умение подниматься и спускаться по лестнице, держась за руку взрослого или перила, попытки самостоятельно залезать и слезать со стульев, дивана и так далее.
В этом возрасте сильно увеличивается риск травматизации ребенка, поэтому его нельзя оставлять без присмотра даже на несколько минут – у детей в 16 месяцев еще не очень хорошо скоординированы движения, отсутствует страх перед падением, и они еще не понимают, какие их действия могут привести к травме.
В 1 год и 4 месяца рекомендуется начинать приучение ребенка к горшку, ни в коем случае нельзя постоянно, особенно в дневное время, держать карапуза в подгузниках, он должен понять связь между позывами к мочеиспусканию и неприятными ощущениями от мокрых штанишек. Если упустить этот момент и не начать вовремя приучать ребенка проситься на горшок, он привыкнет к тому, что не нужно как-то реагировать на желание сходить в туалет и отучать его от одноразовых подгузников потом будет гораздо сложнее.
В этом возрасте малыши активно пробуют есть самостоятельно, они зажимают ложку в кулачке и не всегда точно попадают ее в рот, но не стоит пытаться переучивать маленького непоседу или заставлять его есть аккуратно – он просто не может этого сделать из-за несовершенства координации движений. Лучше запастись терпением и большим слюнявчиком и дать ребенку возможность самостоятельно есть кашу, пюре, творожок и другие густые продукты.
Читать ещё Как научить ребенка есть ложкой
Нервно-психическое развитие ребенка
В 16 месяцев малыши поражают взрослых своей энергией и жизнерадостностью. Здоровые дети, поспав ночью 9-10 часов, просыпаются с огромной жаждой деятельности и сразу же начинают требовать от окружающих внимания и действий.
В этом возрасте важно дать ребенку возможность не просто побегать и попрыгать, но и удовлетворить сенсорную жажду и эмоциональное любопытство.
Другими словами, ребенок должен получать как можно больше впечатлений и как можно больше трогать, изучать на ощупь, на вкус и с помощью других органов чувств.
В таком возрасте очень полезны занятия по системе Монтессори – они дают возможность ребенку самому решать, что именно он будет делать сегодня и помогают развивать все органы чувств – от зрения до осязания.
Если посещать специальные занятия нет возможности, создать подобную среду легко дома – просто давая ребенку возможность играть с тем, чем он хочет и, стараясь предоставить ему как можно больше объектов для изучения.
В возрасте 1 год и 4 месяца малыши произносят от 4-10 слов, понимают обращенную к ним речь взрослых, правильно реагируют на просьбы и знают названия не только предметов обихода, но и животных, овощей и фруктов, а также частей тела.
Маленькие непоседы очень любят находиться рядом с родителями и повторять буквально все, что они делают.
Так что, лучше заранее запастись маленьким веником, специальной небьющейся посудой, игрушечным утюгом и другими подобными предметами, которые помогут детям почувствовать себя «взрослыми».
Дети в этом возрасте уже не просто играют с игрушками, а совершают с ними определенные действия или играют в простые сюжетные игры, они могут насыпать песок в ведерко, переливать воду из одной емкости в другую, катать машинки с кубиками, носить и укачивать кукол, кормить игрушки из ложки и так далее.
По-прежнему малышей интересуют кубики, из которых можно строить башни, пирамидки с колечками и другие подобные игрушки, но вот в 1 год и 4 месяца можно уже обратить внимание ребенка на более сложные развивающие игры – фигурки с вкладышами, простые лабиринты, всевозможные предметы, которые нужно перекладывать или пересыпать куда-то.
Читать ещё Что должен уметь ребенок в 3 месяца
Ближе к полутора годом дети становятся спокойнее, они меньше капризничают и охотно повторяют все действия за родителями. Большинство малышей в этом возрасте предпочитают все делать самостоятельно, а помощь родителей принимают, только убедившись, что сами справиться не смогут.
В этом возрасте дети еще не понимают необходимости делиться своими игрушками и не желают ждать даже несколько минут, родителям не стоит пытаться силой отбирать у малыша понравившуюся вещь или уговаривать его подождать.
Опытные психологи советуют переключать внимание малыша на другие предметы, а если нужно провести время, ожидая чего-то, играть с ребенком в простейшие игры, вроде «ладушек», «ку-ку» или разучить и показывать пальчиковые игры.
- Нормально развивающийся ребенок в 1 год и 4 месяца должен самостоятельно вставать, ходить, держась за опору, садиться и поворачиваться в разные стороны.
- Среди других навыков стоит отметить умение держать ложку, попытки самостоятельно есть, пить из чашки, также ребенок должен знать назначение всех бытовых предметов – пытаться надеть футболку на голову, а носки – на ноги, подражать действиям взрослых во время уборки или готовки, охотно повторять за ними звуки и движения.
- Считается обязательным умение ребенка выполнять просьбы взрослых: «принеси, подай, покажи», произносить несколько простейших слов или звукосочетаний, а также эмоционально реагировать на разные ситуации, Например, ребенок должен радоваться, когда видит родителей, плакать, когда они уходят или расстраиваться при необходимости возвращаться с прогулки.
Девочки и мальчики
В возрасте около полутора лет разница между девочками и мальчиками становится все заметнее – они предпочитают не только разные игрушки, но и разные игры.
Девочки отдают предпочтение играм с мелкими предметами, любят сюжетные игры – кормят кукол, убирают дом и так далее, а вот мальчики больше любят активные игры и выбирают игры с мячом, машинками и обычно, меньше времени могут провести, сосредоточившись на одном и том же занятии.
Становится заметна разница и в поведении и эмоциональности детей – девочки чаще плачут, больше любят обниматься или сидеть на руках у родителей, мальчики ведут себя более самостоятельно и независимо и гораздо меньше внимания обращают на эмоциональное состояние окружающих.
Читать ещё Как отучить ребенка есть козявки
Источник: https://onwomen.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god-i-4-mesyaca.html
Возраст от 9 до 12 месяцев
К последней четверти первого года жизни ребенок довольно хорошо ползает, начинает самостоятельно ходить, многие его действия осмысленны, повышается интерес к окружающему, возникает потребность в общении со взрослыми, развивается чувство любви к близким людям. Все это заметно изменяет характер бодрствования.
Для самостоятельной игры детям дают игрушки, способствующие дальнейшему совершенствованию движений: легко моющиеся складные бочонки, матрешки, пирамидки, куклы, мячи, коляски, кольца для бросания, заводные игрушки (в руках взрослых). С 10 месяцев малыши охотно открывают и закрывают различные коробки, нагружают машины кубиками, собирают и разбирают пирамидки, выполняют многие другие действия.
Игры в этом возрасте становятся более длительными. Ребенку помогают повторять слова, обозначающие названия предметов и их действия. В 9—12 месяцев ребенок должен довольно много двигаться.
Приманивая игрушкой, его побуждают к ходьбе (в 8—9 месяцев — с опорой, в 11—12 месяцев — без опоры).
Чтобы достать игрушку, ребенок переходит от одной опоры к другой, ползает, преодолевает небольшие препятствия. Свобода передвижения активизирует бодрствование ребенка, познание окружающего мира.
Дома, в яслях для бодрствования ребенка отводится часть комнаты (примерно 5*3 м), которую огораживают.
В этом возрастном периоде активные движения малыша направляют в основном на стимуляцию ходьбы, чему способствуют приспособления на полу для влезания, слезания, маленький низкий диван и т. п.
Когда ребенок научится свободно ходить, держась за неподвижные предметы (кровать, диван), ему дают каталку на колесах, опираясь на нее и передвигаясь, он будет упражняться в ходьбе.
Кроме того, проводятся игры-забавы «догоню-догоню», игра в мяч, разбрасывание шариков и другие.
Родители и воспитатели не должны ограничивать естественную потребность ребенка в движении.
Чтобы предупредить травматизм, несчастные случаи, детям не разрешают играть пуговицами, мелкими шариками, карандашами, убирают все опасные предметы из мест, доступных для ребенка.
Особенно тщательно хранят лекарства, которые яркой цветной упаковкой привлекают внимание детей и нередко служат причиной отравления.
В недоступных для детей местах хранятся бытовые моющие средства, керосин, растворы химических веществ, инсектициды и т. д.
Учитывая большую подвижность, активность и любознательность ребенка, его необходимо оберегать от случайного бытового отравления, ни на минуту не оставлять без присмотра.
С возрастом выполняемые ребенком действия усложняются, что требует лучшей, чем прежде, координации движений. Например, ему показывают, как надевать большое кольцо на стержень и снимать или как положить кубик на кубик.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь
Возраст от 9 до 12 месяцев (режим дня)
К 9—12 месяцам нервная система ребенка под влиянием факторов окружающей среды усиленно развивается и совершенствуется. В связи с этим кора головного мозга уже более устойчива к внешним воздействиям. Дети бодрствуют 3—4 часа, их переводят на двукратный дневной сон по 2—2,5 часа, длительность ночного сна — 11 часов, общая продолжительность сна составляет 14—15 часов. Необходимо отметить,…
Четыре периода в развитии ребенка первого года жизни
К концу первого года жизни ребенок должен научиться ходить и говорить отдельные слова Н. Л. Фигуриным и М. П.
Денисовой (1949) установлены четыре периода в развитии ребенка первого года жизни, общие особенности которых отражаются и на двигательных умениях.
В первом периоде (период новорожденности), который характеризуется ригидностью мускулатуры и утробным положением, наблюдаются атетозоподобные движения, а также…
Ряд этапов в развитии движений рук
М. Я. Кистяковская (1970) у детей в возрасте до 6 месяцев выявила ряд этапов в развитии движений рук в зависимости от условий формирования межрецепторных связей. На первом этапе до 3—4 недель внешние воздействия на зрительный, слуховой, кожный и вестибулярный анализаторы влияют на движения рук ребенка в той же степени, как и на общее движение. На…
Неустойчивый иммунитет, повышенная ранимость кожи и слизистых делает детей этого возраста особенно предрасположенными к различным гноеродным и другим инфекциям.
В связи с анатомо-физиологическими особенностями организма, неустойчивостью обмена веществ и несовершенством защитно-приспособительных реакций у детей грудного возраста при плохом уходе и воспитании легко возникают заболевания желудочно-кишечного тракта, дистрофия, рахит, респираторная и другая тяжело протекающая патология. При…
Возраст от 1 до 3 месяцев
К концу первого месяца ребенок обычно привыкает к режиму дня, если он соблюдался. У него уже вырабатывается определенный режим бодрствования, сна и кормления.
Для дальнейшего облегчения процесса приспособления к новым условиям существования необходимо правильно организовать гигиенический уход за ребенком и разумное его воспитание с первых месяцев жизни.
Соблюдение режима дня, правильное воспитание детей в надлежащих…
Источник: https://www.kelechek.ru/uhod_za_rebenkom/osobennosti_razvitiya_detey_grudnogo_vozrast/347.html
Особенности развития ребенка от 1 месяца до года
Для того чтобы определить, правильно ли развивается ваш малыш, можно воспользоваться приведенным ниже описанием особенностей физического и психоэмоционального состояния детей первого года жизни.
Первый месяц
Уже к середине 1-го месяца жизни новорожденные оглядываются по сторонам, таким образом стараясь познакомиться с окружающей обстановкой. В дальнейшем они все чаще будут фиксировать взгляд на том или ином объекте, находящемся рядом. Такими объектами могут быть родители, ухаживающие за малышом, предметы обихода и мебель.
К четвертой неделе ребенок улыбается, увидев родителей; реагирует на громкие, резкие звуки; старается повернуть голову так, чтобы можно было определить источник таких звуков; способен надолго останавливать взгляд на предметах и следить за движущимися объектами.
Как известно, большую часть времени новорожденные спят. Однако не правы те родители, которые полагают, что ребенок этого возраста еще не требует общения.
На самом деле малыш 1-го месяца жизни уже оказывается включенным в водоворот событий, происходящих вокруг него: он слышит звуки, положительно или отрицательно реагирует на них.
Слишком громкие звуки или резкие интонации в голосе родителей способны напугать малыша. При этом он морщит лобик, закрывает глаза и плачет.
Педиатры смогли установить, что в тех семьях, где предпочитают слушать громкую музыку или разговаривать на повышенных тонах, новорожденные плохо спят, они беспокойны, плаксивы, у них отмечается нарушение аппетита. Напротив же, если родители ласково обращаются к ребенку и друг к другу, малыши чувствуют себя комфортно: у них хороший аппетит и крепкий сон, они быстро набирают вес и в дальнейшем правильно развиваются.
Многие родители ошибочно считают, что новорожденные малыши перед сном не нуждаются в колыбельной.
Многочисленные исследования показали, что такая песенка способна оказывать на детей первого года жизни (в том числе и первого месяца) успокаивающее действие.
Особенно необходимо, по мнению педиатров, петь колыбельную детям с врожденными патологиями центральной нервной системы и травмами головного мозга.
Второй месяц
Начиная со 2-го месяца жизни тонус мышц-сгибателей рук и ног постепенно снижается, а тонус мышц-разгибателей конечностей, напротив, повышается. Это приводит к тому, что движения малыша становятся разнообразными: он может поднимать ручки, разводить их в стороны, удерживать в течение короткого времени легкие игрушки.
Активность ребенка постепенно возрастает. Он с интересом наблюдает за окружающим миром. Дети данного возраста способны сосредоточивать внимание на каком-либо одном, особенно заинтересовавшем их предмете.
Это может быть уже знакомая игрушка, которую малыш пытается попробовать на вкус.
Во время бодрствования детей этого возраста рекомендуется подвешивать в кроватке цепочку ярких погремушек-шаров: 2-месячный малыш внимательно рассматривает их и делает попытки дотянуться до игрушек.
В возрасте 2 месяцев дети начинают поднимать и удерживать голову не только лежа на животе, но и находясь в вертикальном положении на руках у родителей.
Пройдет еще неделя, и ребенок сможет уже оглядываться по сторонам. При этом его внимание занимают главным образом большие предметы, находящиеся на некотором удалении.
Такая особенность 2-месячных детей связана со строением зрительного аппарата.
В этом возрасте у детей формируется и психоэмоциональное восприятие окружающего мира. При положительных эмоциях, например увидев или услышав голос кого-либо из родителей, малыш улыбается, гулит, сучит ножками и ручками.
Третий месяц
К возрасту 3 месяцев активность ребенка еще более увеличивается. Он пытается перевернуться со спины на бок, а позднее и на живот. Дети этого возраста хорошо держат голову.
Лежа на животе, малыш, опираясь на предплечья, поднимает голову и внимательно рассматривает окружающие предметы.
Если в качестве таковых выступают игрушки, лежащие неподалеку, то ребенок стремится достать их и взять в руку.
Дети этого возраста чрезвычайно любознательны. Они не только рассматривают игрушки и предметы, оказавшиеся в руках, но и пробуют их на вкус. В это время у малыша появляются первые любимые игрушки.
Однако такого рода предпочтения распространяются не только на погремушки, но и на людей, окружающих ребенка: одни нравятся ему больше других. При этом малыш уже научился распознавать среди других звуков голоса родителей.
Более того, он умеет улавливать и интонацию, с которой к нему обращаются.
Четвертый месяц
Ребенок в возрасте 4 месяцев свободно переворачивается со спины на живот и с живота на спину. Он может садиться с поддержкой за руку. К этому времени хватательный рефлекс угасает и заменяется произвольным захватыванием предметов.
Дети этого возраста исследуют не только предлагаемые им игрушки, но и окружающие их предметы: одеяло, пеленки, рубашки, собственные руки и ноги.
Они подолгу могут рассматривать свои пальчики, словно изучая их и раздумывая, для чего они могут пригодиться.
В это время малыши начинают сопоставлять свои тактильные ощущения и предметы. Таким образом у детей формируются образы окружающего их мира.
Совершенствуется и психоэмоциональная система. Дети этого возраста начинают различать своих (чаще всего это родители, дедушки и бабушки) и чужих. Малыши радуются появлению мамы или папы, они улыбаются, смеются, издают громкие звуки. Пятый-шестой месяцы
Малыш в возрасте 5 месяцев уверенно держит в руках предложенные ему игрушки и другие предметы, оказавшиеся рядом. Исследуя, он обязательно пробует их на вкус. Родителям нужно быть крайне внимательными.
Во рту может оказаться не только погремушка, но и разнообразные мелкие и острые предметы.
Кроме того, упавшие на пол игрушки обязательно нужно мыть, для того чтобы предотвратить развитие в ротовой полости инфекций.
Малыши данного возраста активно реагируют на появление знакомых им людей. Они смеются, сучат ножками и ручками, гулят или издают громкие звуки.
Дети 6-го месяца жизни способны самостоятельно переворачиваться со спины на бок и, опираясь на руку, садиться. В этом возрасте совершенствуется и координация движений: малыш тянет руку к протянутой игрушке и точно захватывает ее.
В данный период начинает развиваться речь. Дети слитно произносят различные слоги, в которых родители пытаются различить составляющие долгожданных слов «мама» и «папа».
В возрасте 6 месяцев ребенок пробует ползать. В это время малыша можно учить есть с ложечки. Кроме того, дети данного возраста пытаются самостоятельно вставать на ножки, держась за прутья кроватки.
Седьмой-восьмой месяцы
На 7-м месяце жизни малыш способен самостоятельно садиться из положения лежа на спине или на животе.
В этом возрасте дети предпринимают попытки ползать. Делают они это пока еще с помощью одних только рук, лишь слегка отталкиваясь ступнями.
В возрасте 7 месяцев дети могут некоторое время стоять на ногах с поддержкой за руки. Причем сначала они опираются на пальцы, а впоследствии и на всю стопу. Дети этого возраста активно интересуются различными игрушками.
Они подолгу могут перебирать их, с увлечением рассматривают, стучат ими, перекладывают из одной руки в другую. В это время особый интерес для малышей представляют игрушки, состоящие из нескольких частей, например пирамидки.
К возрасту 7–8 месяцев ребенок должен научиться узнавать окружающих его людей. Он понимает значение некоторых слов, например «дай», «на», «нельзя», «где» и пр., различает вопросительную и утвердительную интонации.
В этом возрасте малыш осваивает простые жесты. Он может хлопать в ладошки (можно научить ребенка игре «Ладушки»), помахать рукой на прощание и т. д. Кроме того, дети в возрасте 7–8 месяцев способны передвигаться с поддержкой по кроватке, садиться из положения стоя, держать в руках различные предметы, откусывать и пережевывать кусочки твердой пищи (сухарик, ломтик яблока и пр.).
Девятый-десятый месяцы
В возрасте 9 месяцев малыш хорошо ползает на четвереньках, самостоятельно встает на ноги и ходит, держась за опору обеими руками. К этому времени ребенок осваивает простые движения и жесты. Он подражает взрослым, собирает игрушки, складывает их в коробку.
Малыши этого возраста пытаются брать предметы двумя пальцами, знают имена знакомых им людей, а также названия любимых игрушек, показывают части тела, любят играть в «Ладушки», «Сороку», прятки. Дети 9-10 месяцев понимают запреты и некоторые просьбы, пытаются копировать слова и интонацию.
Одиннадцатый-двенадцатый месяцы
В 11–12 месяцев малыши передвигаются с поддержкой по комнате. Некоторые начинают ходить самостоятельно.
Сначала ребенок ходит, расставив ноги и вытянув руки в стороны и вперед.
Постепенно координация движений все более совершенствуется, и малыш начинает ступать твердо, не теряя равновесия и при этом успевая захватывать встретившиеся по пути игрушки и различные предметы.
Дети этого возраста едят ложкой, пьют из чашки, держа ее обеими руками, выполняют просьбы взрослых и простые поручения, кивают головой в знак согласия.
К этому времени ребенок овладевает и оперирует в речевом общении несколькими словами. Однако родителям не стоит огорчаться, если ребенку исполнилось 11 месяцев или год, а он еще не желает говорить.
Развитие речи – явление индивидуальное, причем иногда мальчики начинают говорить значительно позже девочек.
Сначала ребенок использует в речи несколько слов, затем он складывает их в предложения, которые с течением времени все более усложняются.
Источник: http://www.telenir.net/zdorove/vash_malysh_uhod_za_rebenkom_ot_rozhdenija_do_goda/p22.php
Календарь развития ребенка. От 15 до 18 месяцев
Советы для мам и пап
Неоценимое значение для развития речи ребенка оказывает ваш разговор. Для того чтобы ребенок заговорил или улучшил «качество речи» вы должны вести с ним постоянный разговор. Даже если вам кажется, что он односторонний (скорее всего так и будет), и малыш не обращает внимания на ваши слова.
Сейчас малыш не только чувствует интонацию, но и понимает смысл слов, поэтому ни в коем случае не сюсюкайте с ребенком, не искажайте слова. Это может помешать освоению правильной речи. Ясно и четко называйте предметы, повторяйте их названия по несколько раз.
Разговаривайте с ребенком обо всем, ведь его любопытство не имеет границ. Солнце, ветер, деревья, животные, играющие дети – замечательные темы для разговоров. Называйте ему предметы одежды, части тела, посуду.
В этом возрасте детки любят книги с большими, яркими картинками. И для развития речи нужно не только читать малышу, но и рассказывать по картинке, описывать ее. Старайтесь, чтобы ребенок принимал в этом участие.
Можно попросить его, например, показать собачку. А после того, как малыш покажет ее пальчиком, несколько раз повторить: «правильно, это собака, собака».
Можно немного рассказать про нее: «она черная, бегает на 4-х лапах и лает».
Очень нравятся малышам короткие несложные стихотворения. Конечно, у вас в доме не должна быть одна-единственная книга, но помните, малыши любят помногу раз слушать одну и ту же историю.
Поощряйте попытки вашего малыша говорить, даже если вы ничего не поняли. Если вы поняли желание вашего малыша, обязательно выразите его словами. Например, если кроха принес вам мячик, спросите его: «ты хочешь поиграть?». Если он тянется к тарелке: «ты хочешь есть?». Даже если вы ничего не поняли из сказанного малышом, ответьте: «давай поиграем» или «да, это интересно».
Задавайте больше вопросов: «тебе дать зайку?», «что ты хочешь?» и др. Ничего, если он ответит вам кивком головы или лепетом, главное, что малыш вас понял.
Учите малыша общепринятым нормам поведения. Он должен здороваться при встрече, прощаться, благодарить. Но помните, что малыш копирует взрослых, учится, глядя на них.
И если в вашей семье нет заботы и внимания, любви и ласки, малышу будет сложно запомнить эти простые истины.
И наоборот, если вы внимательны друг к другу, заботитесь друг о друге, малыш будет говорить «спасибо» просто потому, что так говорят его мама и папа.
- Расскажите о том, как развивается ваш ребенок в данный отрезок времени.
- Если вам не хватает общения с молодыми мамами -добро пожаловать на наш форум «Все о малышах».
- Почерпнуть дополнительную информацию на интересующую вас тему можно также на сайте Parenting.ru
Источник: https://www.passion.ru/mama/kalendar-razvitiya-rebenka/kalendar-razvitiya-rebenka-ot-15-do-18-mesyacev-15721.htm