Особенности развития детей с дцп: признаки недуга и реабилитация

Детский церебральный паралич — заболевание, которое в последнее встречается все чаще. Именно поэтому нужно знать причины возникновения болезни, факторы развития и зоны риска.

Содержание: 

Что представляет собой ДЦП?

С помощью термина «детский церебральный паралич» специалисты объединяют в одну группу хронические нарушения двигательных нарушений. Они не прогрессируют и не входят в список наследственных болезней. Правда, иногда отмечают так называемое «ложное» прогрессирование, зависящее от роста и развития ребенка.

ДЦП — это вторичные симптомокомплексы, если говорить и о нарушениях в работе головного мозга. Они возникают во время перинатального периода развития как следствие недоразвития, повреждения головного мозга или появления аномалий в его строении.

Для детского церебрального паралича характерны проблемы с двигательной функцией, постановкой поз, речью, психикой, интеллектуальным развитием. 

Отмечено, что из 1000 детей до года один-два ребенка будут иметь диагноз «ДЦП». В разы чаще нарушения встречаются у недоношенных малышей, причем, чем раньше по времени рождается ребенок, тем больше шансов у него имеет такие проблемы.

При детском церебральном параличе всегда поражается нервная система человека. Это понятно и из характерных проявлений для проблемы.

  • Детский церебральный паралич — это объединение нарушений в работе нервной системы ребенка, проявляющееся проблемами с речью, походкой, интеллектуальным развитием.
  • Больше информации о причинах развития ДЦП вы сможете узнать из предложенного видео.

Причины детского церебрального паралича

В большинстве случае решающие факторы действуют на ребенка еще во время беременности (около 80% всех вариантов), некоторые пациенты поддаются влиянию неблагоприятного влияния уже постнатально. Известно много случаев, когда причины детского церебрального паралича оставались неизвестными.

Предрасполагающие факторы:

  • Инфекционные болезни матери (токсоплазмоз, грипп, краснуха и т.д.)
  • Иммунологическая несовместимость будущей роженицы и ее ребенка по крови (резус-фактор, система АВО и прочие антигены)
  • Влияние места работы матери (вредные предприятия)
  • Отслойка плаценты
  • Поздний токсикоз (его еще называют преэклампсией)
  • Угроза прерывания беременности

Соматические и эндогенные заболевания женщины (гипо- или гипертиреоз, артериальная гипертензия, врожденный порок сердца, хронические болезни легких, сахарный диабет).

Немалое значение играют нарушения кровообращения у детей, ранние либо поздние гестозы или тугое обвитие пуповиной малыша.

Если говорить о родовых проблемах, то следует обратить внимание на родовые травмы, асфиксию новорожденного. Для раннего послеродового периода немалое значение имеют энцефалиты, черепно-мозговые травмы и инфекции вроде менингита.

Отдельно стоит сказать о преждевременных родах. Дети, рожденные раньше срока, гораздо более неустойчивы к влиянию внешней среды и легко поддаются под действие негативных факторов.

Поэтому повреждения головного мозга у них встречается чаще, чем у доношенных малышей. Шансы на возникновение симптомов детского церебрального паралича растут при низком весе новорожденного.

Если вы переживаете о возможности обнаружения врачом у вашего ребенка ДЦП, то внимательно изучите факторы риска.

Факторы риска:

  • Наличие генетических заболеваний у матери
  • Неблагоприятный радиационный фон
  • Анатомически или клинически узкий таз у женщины
  • Тазовое предлежание плода
  • Крупные размеры ребенка
  • Слишком быстрые роды или, наоборот, стимуляция родов

Любая мелочь может повлиять на появление ДЦП, но наиболее распространенные факторы развития нарушений — родовые травмы, гипоксия плода, алкоголизм матери.

Формы ДЦП

Классифицируют детский церебральный паралич, исходя из характера нарушений движения, их распространенности.

Доктора различают пять основных типов проблем опорно-двигательной системы, связанных с ДЦП:

  • Спастичность — для этой разновидности характерно повышение тонуса мышц, которое значительно снижается при повторении движения.
  • Атетоз — когда ребенок постоянно совершает непроизвольные движения.
  • Атаксия — разновидность, выражающаяся в проблемах с равновесием у больного, его частых падениях (характерна для 15% пациентов с ДЦП)
  • Ригидность — мышцы ребенка плотные, напряженные. Они оказывают постоянное сопротивление пассивным движениям.
  • Тремор — у пациента наблюдается дрожание конечностей.

Чаще всего встречаются первые два типа нарушений.

По расположению симптомов различают формы:

  • моноплегическую (проблемы заметны лишь с одной конечностью)
  • гемиплегическую (частично или полностью нарушения касаются ноги и руки только с одной стороны тела — встречается в 32 % всех случаев детского церебрального паралича)
  • диплегическую (симптомы характерны только для обеих верхних или нижних конечностей)
  • квадриплегическую (проявления заметны со стороны всех рук и ног)

Если объединить вышесказанное, то можно различить особый вид. Спастическая диплегия — форма детского церебрального паралича, встречающаяся почти в половине всех случаев ДЦП, наиболее распространенная разновидность.

В основу классификации иногда ставят и стадию болезни, зависящую от возраста маленького пациента. До полугода это ранняя форма, до трех лет — начальная резидуальная и после трехлетия — поздняя резидуальная.

Существует множество способов классификации ДЦП, но наиболее распространен вариант с делением разновидностей нарушения на группы, основываясь на количестве задействованных в болезни конечностей и симптомах.

Как предотвратить развитие заболевания?

Так как для детского церебрального паралича характерны причины, связанные с травмами, то главная задача матери — оберегать чадо от повреждений, падений и т.д.

Важно детально продумать период беременности и роды. Не стоит останавливаться на домашних родах, даже если у вас есть знакомая хорошая акушерка.

Сложно перечислить все возможные последствия такой самостоятельности, речь уже идет не только о ДЦП. Недостаточное количество оборудования, неудобство и низко квалифицированная помощница могут стать причиной родовой травмы, а это уже весьма распространенный фактор двигательных нарушений у детей.

Оберегайте себя от инфекционных болезней во время беременности. Старайтесь меньше выходить в людные места (театры, кино, супермаркеты и т.п.), где можно «подхватить» инфекцию. Вовремя делайте все необходимые профилактические прививки, прописанные вашим лечащим врачом.

Если вы работаете на вредном предприятии, то придется уволиться еще во время планирования беременностей и родов. Химические вещества, плохой радиационный фон могут стать факторами развития не только детского церебрального паралича у вашего малыша, но и других болезней, в том числе и у вас.

Лучшая профилактика ДЦП — предотвращение влияния на вашего ребенка распространенных причин нарушений опорно-двигательного аппарата, детально продуманная беременность и своевременные осмотры у доктора. 

Признаки и симптомы ДЦП

Проявления детского церебрального паралича могут колебаться от легкой неуклюжести ребенка до опасных для его здоровья и даже жизни симптомов. Во время сна никаких проблем заметить нельзя.

Пораженные конечности у детей с диагнозом «ДЦП» развиты недостаточно, они слабые и плохо подвижные. Складывается впечатление, что малыш делает все «через силу».

Движения рук и ног при хореоатетоидной форме болезни плохо контролируются, они могут быть как медленными и неловкими, так и резкими или похожими на толчки. В случае стрессов или переживаний резкость подергиваний становится более выраженной.

Для другой, атакчисеской, формы заболевания характерны проявления слабости мышц, их слабость мелкая дрожь. Дети с трудом выполняют простые просьбы, ведь быстрые или требующие сосредоточенности движения даются им чрезвычайно сложно. Чувствуют себя малыши неустойчиво, поэтому широко расставляют ноги для большего удобства.

Для всех разновидностей ДЦП характерна неразборчивая речь. Большинство детей имеют проблемы с интеллектуальным развитием, только у 40% больных нет задержки умственного развития. Четверть малышей страдают от приступов эпилепсии.

Иногда встречаются проблемы с нарушением восприятия и ориентацией в пространстве, снижения остроты слуха или зрения. У детей с ДЦП могут отмечаться изменения в работе желудочно-кишечного тракта или мочевыделительной системы.

  1. Вам стоит насторожиться, если проявление абсолютных рефлексов у ребенка не соответствует возрасту, малыш не хочет играться с игрушками или отсутствует контакт между чадом и матерью.
  2. Непроизвольные движения, кивки головой без причины, застывание в одной позе на протяжении длительного времени тоже могут быть симптомами детского церебрального паралича.
  3. Так как ДЦП прежде всего представляет собой проблемы с опорно-двигательным аппаратом, то наиболее характерными симптомами являются непроизвольные или резкие движения, слабость мышц, дрожание рук или ног.

Диагностика

У грудничков выявить детский церебральный паралич практически невозможно. Замедленное развитие мышц, общая слабость, нарушение координации и другие симптомы становятся заметными на более поздних сроках развития ребенка.

При появлении малейших подозрений доктор ставит малыша на учет для определения его заболевания.

Специфику церебрального паралича (то есть его форму, разновидность) устанавливают только тогда, когда пациенту исполняется полтора года.

Лабораторные исследования малоэффективны в диагностике ДЦП. Но в ряде случаев доктор может назначить их, если есть сомнения по поводу диагноза, симптоматика подходит сразу под несколько заболеваний.

Важно отличить ДЦП от опухолей нервной системы, генетических заболеваний, хромосомных синдромов, нейроинфекций.

Для дифференциальной диагностики используют данные о генеалогическом дереве исследуемого, течении беременности, клинической симптоматике (характер расстройств нервной системы, особенности состояния мышц), эффективности назначенного лечения и т.д.

У больных генетическими заболеваниями всегда есть родственники с аналогичной проблемой; хромосомные синдромы обуславливают определенный внешний вид человека (меняются черты лица, мимика и т.п.); нейроинфекции и опухоли мозга сопровождает общемозговая и очаговая симптоматика, они быстро прогрессируют, в отличие от ДЦП.

Подытожив, можно выделить несколько диагностических методов, применяемых для дифференциальной диагностики.

Методы диагностики:

  • Компьютерная томография
  • Электромиография
  • Общие анализы крови и мочи
  • Биопсия мышц
  • Магнитно-резонансная томография.

Как видим, диагностировать ДЦП можно только с определенного возраста ребенка.

Методы лечения ДЦП

Особых способов терапии ДЦП не существует. Основные задачи лечения — это максимальное развитие и восстановление умений ребенка, налаживание его контакта со сверстниками и старшими.

Если говорить о медикаментозном лечении, то применяются лекарства для снижения тонуса мышц (Баклофен, Мидокалм), препараты ботулинотоксина (Диспорт, Ботокс).

Первая группа лекарственных средств чаще всего прописывается при сильной напряженности мышц, резкости движений пациента. Вторая группа необходима для расслабления мышц, снижения спазмов.

Среди физиотерапевтических методов выделяют массажи, лечебную гимнастику, курортное лечение и терапию с помощью особых технических приспособлений вроде нагрузочного костюма или пневмокостюма.

В тяжелых случаях дело доходит до оперативного вмешательства. Артродез, сухожильно-мышечная и сухожильная виды пластики, корректирующая остеотомия — вот основные хирургические действия при детском церебральном параличе.

Среди методов функциональной нейрохирургии выделяют хроническую эпидуральную нейростимуляцию головного мозга, селективные ризотомию или невротомию, операции на подкорковых частях мозга.

Далеко не последнюю роль в лечении ДЦП играют психологические тренинги и работа с логопедом. Коррекционное образование ребенка должно учитывать особенности его болезни, возраст пациента. Основные задачи педагогов — развить моторику речи, ощущение артикуляции и коммуникативное поведение у дитя.

Существует множество методик лечения ДЦП, в том числе и не признанные министерством здравоохранения. Однако наиболее эффективными из них являются массаж, лечебная физкультура и психологические тренинги.

Массаж и ЛФК

Массаж и ЛФК — чуть ли не основные методы лечения детского церебрального паралича. Поэтому к ним нужно подходить ответственно.

Самое главное для эффективности массажа и лечебной физкультуры — это регулярность. Процедуры нужно проводить систематически, нельзя прерывать курс, иначе результата не будет.

Особенности массажа и ЛФК определяет врач. Какие упражнения нужны, какие движения запрещены и прочее — это все заботы доктора. Процедуры должны быть строго индивидуальными, подобранными исходя из стадии ДЦП, симптоматики заболевания, возраста маленького пациента и уровня его психического развития.

Что касается ЛФК, то все упражнения должны быть максимально точными, продуманными и аккуратными. Помните простую заповедь: «Не навреди!». Со временем стоит увеличивать количество упражнений, менять задачи на более сложные и т.д.

В комплекс обязаны входить упражнения на:

  • Растяжку мышц
  • Выносливость
  • Расслабление
  • Развития координации движений
  • Постановку походки, нормальной ходьбы
  • Подъемы по наклонной плоскости (улучшают равновесие и двигательную силу)
  • Сопротивление

Массаж, в свою очередь, должен быть очень аккуратным. Не доверяйте неквалифицированным массажистом, лучше воспользуйтесь услугами дипломированного специалиста. Он подберет комплекс движений именно под вашего ребенка и его особенности.

Лечебная физкультура и массаж — одни из основных методов лечения ДЦП. Главное в их эффективности — продуманность, регулярность, последовательность и беспрерывность.

Детский церебральный паралич, несмотря на явную странность этой фразы, сохраняется и у взрослых. Поэтому подумайте о будущем вашего ребенка и вовремя обратитесь к доктору при появлении малейших подозрений.

Источник: http://VekZhivu.com/article/2023-prichiny-detskogo-tserebralnogo-paralicha-kak-predotvratit-nedug

Что такое ДЦП у детей, почему возникает болезнь, и как с ней можно бороться?

О таком заболевании, как детский церебральный паралич, каждый слышал хотя бы раз, хотя, возможно, и не сталкивался. Что такое ДЦП в общем плане? Понятие объединяет группу хронических двигательных расстройств, которые возникают вследствие повреждения мозговых структур, и происходит это до появления на свет, в предродовой период. Нарушения, наблюдаемые при параличе, могут быть разные.

Читайте также:  Развитие детей от 1 до 2 лет: разноплановые занятия и увлечения малыша

Болезнь ДЦП – что это такое?

Церебральный паралич – заболевание нервной системы, возникающее в результате поражения головного мозга: ствола, коры, подкорковых областей, капсул.

Патология нервной системы ДЦП у новорожденных не является наследственной, но некоторые генетические факторы в ее развитии участвуют (максимум в 15% случаев).

Зная, что такое ДЦП у детей, врачи умеют вовремя его диагностировать и предотвращать развитие болезни в перинатальный период.

Формы ДЦП

Патология включает различные расстройства: параличи и парезы, гиперкинезы, изменения мышечного тонуса, нарушения речи и координации движений, отставание в моторном и психическом развитии. Традиционно принято разделять болезнь ДЦП на формы. Основных пять (плюс неутонченная и смешанная):

  1. Спастическая диплегия – самый распространенный тип патологии (40% случаев), при котором нарушены функции мышц верхних или нижних конечностей, позвоночник и суставы деформированы.
  2. Спастическая тетраплегия, частичная или полная парализация конечностей – одна из самых тяжелых форм, выраженная в чрезмерном напряжении мышц. Человек не в состоянии управлять ногами и руками, страдает от болей.
  3. Гемиплегическая форма характеризуется ослаблением мышц лишь одной половины тела. Рука на пораженной стороне страдает больше, чем нога. Распространенность – 32%.
  4. Дискинетическая (гиперкинетическая) форма иногда встречается при других видах ДЦП. Выражается в появлении непроизвольных движений в руках и ногах, мышцах лица и шеи.
  5. Атаксическая – форма церебрального паралича, проявляющаяся в пониженном мышечном тонусе, атаксии (несогласованности действий). Движения заторможенные, равновесие сильно нарушено.

Детский церебральный паралич – причины возникновения

Если развивается одна из форм ДЦП, причины возникновения могут быть разными. Они оказывают влияние на развитие плода в период беременности и первый месяц жизни малыша. Серьезный фактор риска – недоношенность. Но главную причину не всегда можно определить. Основные процессы, приводящие к тому, что такое заболевание, как ДЦП развивается:

  1. Внутриутробная гипоксия плода и ишемические поражения. От недостатка кислорода страдают те участки мозга, которые отвечают на обеспечение двигательных механизмов.
  2. Нарушение развития мозговых структур.
  3. Резус-конфликт с развитием гемолитической желтухи новорожденных.
  4. Патологии беременности (отслойка плаценты, нефропатия). Иногда, если развивается ДЦП, причины кроются в перенесенных заболеваниях матери: сахарном диабете, пороках сердца, гипертензии и др.
  5. Внутриутробные инфекции вирусные, например, герпес.
  6. Врачебная ошибка во время ведения родов.
  7. Инфекционные и токсические поражения мозга в младенчестве.

Дцп – симптомы

Когда возникает вопрос: что такое ДЦП, сразу приходит на ум патология с нарушениями двигательной активности и речи. На самом деле почти у трети детей с данным диагнозом развиваются другие генетические заболевания, которые похожи на церебральный паралич лишь внешне. Первые признаки ДЦП можно выявить сразу после рождения. Основные симптомы, проявляющиеся в первые 30 дней:

  • отсутствие поясничного изгиба и складок под ягодицами;
  • видимая асимметрия туловища;
  • тонус мышц или их ослабление;
  • неестественные, замедленные движения малыша;
  • подергивания мышц с частичной парализацией;
  • потеря аппетита, тревожность.

Впоследствии, когда ребенок начинает активно развиваться, патология проявляет себя отсутствием необходимых рефлексов и реакций.

Младенец не держит головку, остро реагирует на прикосновения и не реагирует на шум, совершает однотипные движения и принимает неестественные позы, с трудом сосет грудь, проявляет чрезмерную раздражительность или вялость.

До трехмесячного возраста поставить диагноз реально, если внимательно следить за развитием малыша.

Стадии ДЦП

Чем раньше диагностируют патологию, тем больше шансов на полное излечение. Заболевание не прогрессирует, но все зависит от степени поражения мозга. Стадии ДЦП у детей делятся на:

  • раннюю, симптомы которой проявляются у грудничков до 3 месяцев;
  • начальную резидуальную (остаточную), соотносящуюся с возрастом от 4 месяцев до трех лет, когда складывается, но не зафиксированы патологически двигательный и речевой стереотипы;
  • позднюю резидуальную, для которой характерен набор проявлений, не выявляемых в более раннем возрасте.

Лечение ДЦП

Не всегда диагноз ДЦП гарантирует инвалидность и несостоятельность, но комплексную терапию важно начать вовремя. У мозга грудничка больше возможностей для восстановления его функций. Основная задача лечения в детском возрасте – развитие по максимуму всех умений и навыков. На раннем этапе сюда входит коррекция двигательных расстройств, гимнастика и массаж, стимуляция рефлексов. Усилия врачей направлены на купирование патологий, могут назначаться:

  • препараты для снижения внутричерепного давления;
  • стимулирующие лекарства для развития ЦСН;
  • витаминотерапия;
  • физиотерапия.

Можно ли вылечить ДЦП?

Главный вопрос, волнующий родителей больного малыша: можно ли вылечить ДЦП у ребенка полностью? Нельзя однозначно это заявить, особенно когда изменения произошли в структурах мозга, но болезнь поддается коррекции.

В возрасте до 3-х лет в 60-70% случаев удается восстановить нормальную работу мозга и особенно двигательных функций.

Со стороны родителей важно не пропустить первые симптомы, не игнорировать проявление отклонений во время беременности и родов.

Основная задача врачей, занимающихся ребенком с ДЦП – не столько излечить, сколько адаптировать пациента. Малыш должен реализовать свои возможности в полной мере.

Лечение подразумевает медикаментозную и другие виды терапии, а также обучение: развитие эмоциональной сферы, совершенствование слуха и речи, социальную адаптацию.

При диагнозе детский церебральный паралич лечение не может быть однозначным. Все зависит от сложности и локализации поражения.

Массаж при детском церебральном параличе

Понимая, что такое ДЦП и как важно своевременно начать реабилитацию, родители малыша должны регулярно проходить с ним курсы лечебного массажа и ЛФК. Ежедневные процедуры не только при посещении врача, но и на дому – залог успеха. Больные ДЦП получают от массажа огромную пользу: лимфоток и кровоток улучшаются, активируется обмен веществ, поврежденные мышцы расслабляются или стимулируются (в зависимости проблемы). Массаж должен проводиться на определенных группах мышц и сочетается с дыхательными движениями. Классическая техника для расслабления:

  1. Поверхностные и легкие движения массажиста, поглаживание кожи.
  2. Катание плечевых мышц и тазобедренного сустава.
  3. Валяние больших мышечных групп.
  4. Растирание, в том числе сильное, всего тела, спины, ягодиц.

Особенности детей с ДЦП

Родителям бывает трудно принять диагноз, который поставлен их ребенку, однако здесь важно не опускать руки и направить все силы на реабилитацию и адаптацию малыша. При получении должного ухода и лечения люди с ДЦП чувствуют себя полноценными членами общества.

Но важно понимать, что у каждого патология проявляется в индивидуальном порядке, это и определяет характер терапии, ее длительность и прогноз (положительный или не очень). Особенности развития детей с параличом обусловлены возникающими при координировании движений трудностями.

Это проявляется в следующем:

  1. Замедленность движений, которая формирует дисбаланс развития мышления. Возникают проблемы с освоением математики, так как деткам трудно считать.
  2. Эмоциональные нарушения – повышенная ранимость, впечатлительность, привязанность к родителям.
  3. Измененная работоспособность ума. Даже в случаях, когда интеллект развивается нормально и страдают только мышцы, ребенок не может переварить всю поступающую информацию так же быстро, как сверстники.

Уход за ребенком с ДЦП

Что важно учитывать и как ухаживать за ребенком с ДЦП в психическом и физическом плане? Последнее подразумевает соблюдение всех рекомендаций врача, занятие физкультурой, обеспечение полноценного сна, регулярные прогулки, игры, купания, занятия.

Важно, чтобы ежедневные рутинные действия ребенок воспринимал, как дополнительное упражнение для закрепления образцов движений. В эмоциональном плане от родителей зависит будущее ребенка.

Если проявлять жалость и чрезмерную опеку, малыш может замкнуться в себе, стремясь к развитию.

Правила такие:

  1. Не делать акцентов на особенностях поведения, которые вызваны болезнью.
  2. Проявления активности, напротив, поощрять.
  3. Формировать правильную самооценку.
  4. Побуждать к новым шагам к развитию.

Если ДЦП у новорожденных может никак не проявлять себя, то в более позднем возрасте различия заметны. Малышу трудно сохранять устойчивую позу лежа, сидя, координация движений нарушена. Опору подвижную и нет он может получить с помощью специального приспособления. Реабилитация детей с ДЦП (в т. ч. младенцев) подразумевает использование таких устройств:

  1. Клин – треугольник из плотного материала, который располагают под грудью малыша для удобства лежания. Верхняя часть туловища приподнимается, ребенку проще контролировать положение головы, двигать руками и ногами.
  2. Угловая доска подразумевает фиксирование положения тела на боку. Предназначена для детей с тяжелыми нарушениями.
  3. Стендер наклонный необходим для освоения позы стоя. Ребенок находится под определенным углом наклона (он регулируется).
  4. Стояк – похож на стендер, но предназначен для детей, которые умеют удерживать положение туловища, но не способны стоять без поддержки.
  5. Подвесные гамаки, с помощью которых младенец способен удерживать таз и плечи на одном уровне, голову на средней линии. Пресекает попытки выгибания спинки.
  6. Приспособления для игры – мягкие валики, мячи надувные.

Развитие детей с ДЦП

Чтобы улучшить прогноз, необходимо помимо прохождения терапии практиковать развивающие занятия с детьми, ДЦП требует ежедневных упражнений: логопедических, подвижных, водных и т.д.

С малышами полезно играть в игры, совершенствуя тактильные, слуховые, зрительные ощущения, развивая концентрацию. Фигурки животных и мячи – самые доступные и полезные игрушки.

Но не меньше покупных изделий ребенка привлекают простые предметы:

  • пуговицы;
  • обрезки ткани;
  • бумага;
  • посуда;
  • песок;
  • вода и т.д.

Дцп – прогноз

Если поставлен диагноз ДЦП, прогноз для жизни, как правило, благоприятный. Больные могут стать нормальными родителями и доживают до глубокой старости, хотя продолжительность жизни может быть снижена из-за психического недоразвития, развитием вторичного недуга – эпилепсии, и отсутствии социальной адаптации в обществе. Если вовремя начать лечение, можно добиться почти полного выздоровления.

Что такое ДЦП? Неприятная, но не смертельная патология, с которой есть шанс жить полноценной жизнью. По статистике, 2-6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом и вынуждены проходить пожизненную реабилитацию.

Развитие осложнено, но большинство пациентов (до 85%) имеют легкую и среднюю форму недуга и ведут полноценный образ жизни.

Гарантия успеха: поставленный в детском возрасте диагноз и прохождение полного комплекса мероприятий – медикаментозной и физиотерапии, регулярных занятий дома.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-dcp-u-detey-pochemu-voznikaet-bolezn-i-kak-s-ney-mozhno-borotsya

Особенности детей с ДЦП — психическое и физиологическое развитие

От тяжелых болезней никто не застрахован. И если в семье случилась беда – родился ребенок с детским церебральным параличом, каждый родитель хочет знать все о заболевании и о том, как он развивается.

Рассмотрим некоторые особенности развития детей с диагнозом ДЦП.

Коротко о болезни

Детский церебральный паралич – это группа хронических синдромов не склонных к прогрессированию, характеризующихся двигательными нарушениями.

По отношению к заболеваниям головного мозга являются вторичными. Иногда по мере роста ребенка бывает ложное прогрессирование болезни. У части детей с этим заболеванием наблюдаются патологии умственной деятельности в той или иной степени.

Болезнь возникает по причине патологических процессов в коре, стволе или подкорковых областях мозга. Частота возникновения данной патологии – два случая на 1000 новорожденных.

Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка

Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня.

Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях.

Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности.

Интеллект в таких случаях может соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно эмоциональной сферы.

Родители больного ребенка должны знать, что вся ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера и прочее лежат на них. Чрезмерна опека и жалостливость приведут в конечном счете к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет формироваться, как личность.

При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются такие особенности в поведении детей:

  • ребенок руководствуется главным образом эмоциями, связанными с удовольствием;
  • детям с ДЦП присуща эгоцентричность;
  • они не могут целенаправленно работать в коллективе;
  • они не умеют соотносить собственные интересы с интересами окружающих их людей;
  • в поведении присущи элементы инфантильности;
  • даже в старшем школьном возрасте таким детям присущ повышенный интерес к играм;
  • они чрезвычайно внушаемы, неспособны к волевым усилиям над собой;
  • поведение также характеризуется нестабильностью эмоций, расторможенностью;
  • дети, как правило, быстро утомляются;
  • они тяжело адаптируются к новым условиям, им присущи разные страхи – чаще всего страх высоты, темноты и проч.;
  • дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.
  • нередки нарушения сна, появление ночных кошмаров, ночной тревожности.
Читайте также:  Ребенок пошел в садик: адаптация малыша в первые дни

Особенности физического развития

Вся работа и внимание родителей должно быть направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика.

Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого будет зависеть успех лечения.

Комплекс упражнений подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития. Коррекционная работа сводится к формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и обслуживать себя.

Полученные навыки надо адаптировать к повседневной жизни, постоянно практиковать их до автоматизма.

Особенности двигательного развития детей с ДЦП:

  • необходимо стимулировать его интерес к подвижным играм;
  • нужно развивать мелкую моторику рук;
  • необходимо также формировать правильное представление о своем теле;
  • важно также стимулировать общение с окружающими;
  • при каждом удобном случае надо развивать у ребенка навыки самообслуживания.

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП:

Речевое развитие

У всех детей с ДЦП в той или иной мере наблюдаются речевые отклонения. Степень их выраженности зависит от того, насколько повреждены структуры головного мозга.

Проблема для таких детей – это, прежде всего, отсутствие или ограничение полноценного общения, познавательной активности. Эти обстоятельства и способствуют медленному развитию словарного запаса ребенка.

Речевое развитие ребенка успешно корригируется специально подобранными индивидуальными занятиями. Они позволяют:

  • выработать необходимые познания об окружающем мире;
  • пополнить словарный запас;
  • наладить общение с окружающими.

Такие дети очень любят играть, им это крайне необходимо. Однако это делать надо только с другими детьми и с родителями, а не в одиночестве.

Родителям на заметку

В воспитании ребенка излишня жалостливость и чрезмерная впечатлительность.

  • не зацикливаться на том, что ребенок неполноценный;
  • как можно чаще надо хвалить ребенка, побуждать его к активным действиям и поощрять их;
  • обязательно надо способствовать формированию правильной самооценки;
  • по мере необходимости надо обращаться к специалистам.

Итак, развитие ребенка с ДЦП имеет свои отличительные особенности. В первую очередь, родителям не надо впадать в панику и всячески подчеркивать физический недостаток.

Наоборот, нужно помочь ему адаптироваться к жизни в обществе, уменьшить проявления болезни и сформировать правильную самооценку.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/dcp/osobennosti-razvitiya-detej-s-dcp.html

Реабилитация детей с ДЦП

Возникающую в перинатальном периоде группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, являющихся вторичными по отношению к поражениям и аномалиям головного мозга, называют общим термином «Детский церебральный паралич» (ДЦП). По своей природе ДЦП не является наследственным заболеванием, причиной его возникновения выступает патология в подкорковых областях, коре, капсулах и стволе головного мозга. Главным отличием ДЦП от других видов параличей является время возникновения, ведь проявится этот недуг может как во время беременности и родов, так и после рождения ребенка, и в период до 3 лет.

В наши дни передовые реабилитационные центры для детей с ДЦП находятся преимущественно в Китае, где для лечения используют стволовые клетки, Таиланде и Южной Корее.

Симптомы болезни могут со временем ухудшаться, однако само по себе ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. В основном у детей с ДЦП наблюдаются нарушения работы центральных отделов мозга, которые отвечают за работу двигательных функций, из-за чего возникают проблемы с осанкой, движениями и тонусом мышц.

Реабилитация детей с ДЦП – трудоемкий процесс, в котором должен участвовать высококвалифицированный врач, а центры, специализирующиеся на лечении этого недуга должны быть снабжены специальным медицинским оборудованием.

Существует прямая взаимосвязь между развитием нервной и костно-мышечной системы ребенка с прогрессированием и проявлением симптомов болезни. Также на симптоматику влияет степень исходного повреждения мозга и качество реабилитации детей с ДЦП, которую применяли в первые годы жизни.

Реабилитационные центры для детей с ДЦП

К сожалению, в наши дни конкретного лекарства от ДЦП не разработано, однако улучшить качество жизни ребенка и снизить тяжесть симптомов можно. Именно этим занимаются центры реабилитации детей с ДЦП, расположенные в разных странах. Опыт, накопленный в области лечения ДЦП за последние десятилетия, дал возможность врачам добиться успешных результатов.

В основном в таких центрах реабилитация осуществляется посредством трудотерапии, хирургии, физиотерапии, медикаментозного лечения, традиционной Китайской медицины и клеточной терапии.

Также известны центры, использующие для реабилитации детей с ДЦП дельфинотерапию.

Регулярное общение с дельфинами под контролем специалистов и при правильном подходе, положительно влияет на развитие больных детей.

Социальная реабилитация детей с ДЦП

Для любого ребенка процесс социальной адаптации является на первых порах большим стрессом, в особенности в тех случаях, когда круг общения крохи состоял исключительно из членов семьи. Социальная реабилитация детей с ДЦП является сложной задачей как для родителей, так и для работников специализированных детских садов, школ, интернатов и техникумов.

Программа социальной адаптации детей с ДЦП в таких учреждениях должна включать в себя:

  • Социально-культурную реабилитацию;
  • Социально-бытовую адаптацию;
  • Обучение социальному поведению;
  • Трудовую реабилитацию;
  • Индивидуальную реабилитацию.

Процесс реабилитации детей с ДЦП должен начинаться сразу же после рождения и непрерывно продолжаться по мере перехода из нижестоящих специальных учебных учреждений в вышестоящие.

Дети с ДЦП отличаются от сверстников повышенной возбудимостью, беспокойством, безынициативностью, чрезмерной чувствительностью, пассивностью и излишней расторможенностью.

Именно поэтому у работников учреждений, где проходит обучение детей с ДЦП, должно быть общее и специализированное образование, обширная педагогическая и логопедическая практика, они должны уметь оказывать психологическую и медицинскую помощь.

Только такие сотрудники могут обеспечить максимально полную социальную реабилитацию детей с ДЦП.

Важным моментом является развитие в таких детях позитивного отношения к семье, обществу, людям, труду, обучению и жизни в целом. Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими ДЦП, должна быть обширной и комплексной, развивать все стороны их психики, речи и моторики, а также предупреждать и корректировать имеющиеся нарушения.

Большое значение для дальнейшей реабилитации детей с ДЦП имеет ранняя диагностика заболевания.

Чем раньше с ребенком начнут работать специалисты, тем больший шанс предупредить, а не исправлять впоследствии замедленной реакции родителей, отклонения речи и психики.

В общем, социальная адаптация детей с ДЦП и коррекционная работа специалистов должна строиться не с учетом возраста ребенка, а в зависимости от того, на каком этапе психоречевого развития он находится.

Не менее важной для развития ребенка является физическая реабилитация, возможность овладевать различными трудовыми навыками, творческое развитие, общение со сверстниками, игровая деятельность, а также тесное взаимодействие его родителей со всем окружением в учреждении.

Основными задачами воспитательно-педагогической работы с детьми, страдающими ДЦП, являются такие, как:

  • Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире подопечных;
  • Гигиеническое воспитание;
  • Формирование математических представлений;
  • Развитие мышления, памяти и внимания;
  • Развитие их речевого общения с окружающими сверстниками и взрослыми;
  • Развитие мелкой моторики, сенсорных функций, кинестетического восприятия и стереогноза;
  • Воспитание навыков самообслуживания.

Правильно налаженный процесс обучения детей с ДЦП позитивно влияет на их способность организовывать и регулировать свою деятельность, умственное и физическое развитие, а также помогает овладеть навыками социально-трудовой ориентировки.

Физическая реабилитация детей с ДЦП

Большое значение для ведения более-менее нормального образа жизни ребенка с ДЦП играет его физическое развитие. Правильно организованная трудовая деятельность благотворно влияет на физическое состояние даже глубоко отсталых детей, содействует коррекции и развитию их двигательных навыков.

Физическая реабилитация детей с ДЦП должна быть поэтапной и реализовывать следующие задачи:

  • Развивать тактильное восприятие;
  • Вырабатывать координацию движений;
  • Развивать крупную и мелкую моторику;
  • Развивать умения произвольно расслаблять дыхательную и скелетную мускулатуру.

Определив степень физического развития ребенка, врач-реабилитолог подбирает оптимальное лечение, осуществляемое посредством лечебной физкультуры, с использованием специальных ортопедических приспособлений, игр, мотивирующих ребенка использовать свои физические возможности, массажа и плаванья, которое обеспечивает укрепление его мышц. Для каждого ребенка прорабатывается индивидуальный план лечения, направленный как на развитие двигательных навыков, так и на коррекцию имеющихся недостатков.

Реабилитация детей с ДЦП – сложный и многоэтапный процесс, участниками которого должны быть высококвалифицированные специалисты, работающие в тесной взаимосвязи с родителями и близким окружением больных детей.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/7201-reabilitacija-detej-s-dcp.php

Каковы особенности детей с ДЦП?

Родители не могут воспринять спокойно страшный диагноз «ДЦП», который врач поставил их малышу.

Но главное в этом случае не опускать руки, а постараться найти то самое спасительное средство, с помощью которого можно победить болезнь или уменьшить ее последствия.

У каждого ребенка заболевание развивается в индивидуальном порядке, поэтому метод лечения тоже должен быть уникален, подобран с учетом всех особенностей маленького пациента с ДЦП.

Что такое ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это совокупность различных симптомов нарушения двигательной сферы организма хронического характера, не имеющих прогрессирующего развития.

Он развивается из-за повреждения структур центральной нервной системы, происходящего еще в дородовой период в утробе матери.

Происходит нарушение основных структур головного мозга: корковых структур, подкорковых областей, капсулы и ствола головного мозга.

Симптомы

Характер возникающей мышечной патологии или их сочетания определяется участком поражения головного мозга. Мышечные нарушения при ДЦП могут проявляться в форме:

  • напряжения мышц;
  • спастического сокращения мышц;
  • разнообразных движений непроизвольного характера;
  • нарушения походки;
  • ограниченной подвижности.

Также это тяжелое заболевание может сопровождаться нарушениями слуха, зрения и речи, разными формами эпилепсии и патологиями психического и умственного развития. Нарушаются функции восприятия и ощущения.

Из-за чего случается

Причинами развития ДЦП могут стать:

  • нарушения развития структур головного мозга;
  • нехватка кислорода (гипоксия, ишемия) в период развития плода и родов;
  • внутриутробные инфекции (вирусы герпеса);
  • несовместимость крови матери и плода (резус–конфликт), гемолитическая болезнь новорожденных;
  • травмы структур головного мозга в период развития плода и родов;
  • инфекционные заболевания в ранний послеродовой период;
  • токсическое повреждение структур головного мозга (отравление солями тяжелых металлов);
  • неправильно выбранная тактика проведения родов.

Определить точную причину очень сложно, к тому же, чаще всего, происходит сочетание влияния нескольких факторов, которые в совокупности приводят к развитию детского церебрального паралича.

Чем отличаются дети с ДЦП

Особенности развития детей, больных ДЦП, в основном обусловлены трудностями, которые вызывает выполнение координированных и сложных движений.

Замедленность движений способствует формированию дисбаланса развития мышления и представления об окружающей среде. Эта диспропорция мешает детям нормально считать, возникают трудности с усвоением математических действий.

Измененная умственная работоспособность. Даже если интеллект ребенка развивается нормально, из-за болезни малыш способен заниматься гораздо меньший промежуток времени и усваивает меньший объем информации, по сравнению со своими сверстниками. В 70% случаев это приводит к задержке психического развития.

Эмоциональные нарушения детей с ДЦП проявляются в повышенной ранимости, сильной впечатлительности, панической привязанности к опекунам и родителям. Основные причины — недостаточность мышечной работы (ребенок не участвует в подвижных играх, что свойственно детям в его возрасте) и ограниченное общение со сверстниками из-за нарушений речи.

Как развивается личность

Из-за болезни у ребенка с ДЦП возникают определенные нарушения психоэмоционального, физического, речевого и в целом личностного развития.

Особенности психоэмоционального развития проявляются в разных формах. Некоторые дети становятся излишне возбудимыми, раздражительными, суетливыми, резко меняют настроение и даже немотивированно агрессивны. Другая категория детей, наоборот, отличается чрезмерной застенчивостью и боязливостью, пассивностью и безынициативностью, они с трудом идут на контакт.

Главную роль в формировании характера и психическом развитии ребенка играют родители. Если родители проявляют излишнее внимание, чрезмерную опеку или проявляют жалость в отношениях с ребенком, это приводит к тому, что малыш замыкается в себе, отказывается от стремлений расти и развиваться, как личность.

Особенности физического развития ребенка с ДЦП заключаются в том, что малыш неверно воспринимает положение своего тела и его отдельных частей в пространстве.

Читайте также:  Развитие активной речи детей дошкольного возраста: как проводить занятия с ребенком

Исправить это отклонение — главная задача специалистов и родителей. Основные формы воздействия на тело маленького пациента — лечебная гимнастика и массаж.

Тип и характер занятий определяется индивидуально, зависит от формы и степени развития болезни.

Особенности речевого развития зависят от типа повреждений головного мозга. Главная проблема малышей с ДЦП – отсутствие нормального общения и познания окружающего мира. Это делает весьма затруднительным пополнение словарного запаса.

Нарушения нормального восприятия не позволяют ребенку правильно оценить предмет или действие, создают ошибочные образы. Решить проблему помогут специально разработанные игры, которые формируют представления о предметах, действиях, явлениях и окружающем мире.

Чтобы добиться желаемых результатов, играть в эти игры необходимо вместе с родителями.

На что необходимо обратить внимание

Родителям ребенка с ДЦП следует придерживаться некоторых правил:

  • не зацикливаться на особенностях поведения ребенка, вызванных болезнью;
  • поощрять проявления активности;
  • всячески побуждать к новым шагам,
  • помогать формировать правильную самооценку,
  • не отказываться от помощи специалистов.

Важно помнить, что только регулярное выполнение всех рекомендаций специалистов, доброжелательное отношение к малышу, поддержка и упорство родителей могут преодолеть это тяжелое заболевание. Ни в коем случае нельзя терять веру в успех, поскольку только от родителей зависит, сможет ли их ребенок вести нормальный полноценный образ жизни. 

Источник: https://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/kakovy-osobennosti-detej-s-dtsp.php

Личность и деятельность детей с ДЦП

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя и по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей.

Специфика развития личности детей с ДЦП определяется как биологическими факторами, так и факторами социальными.

Развитие ребенка в условиях болезни, а также неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на формировании всех сторон личности ребенка, страдающего ДЦП.

При ДЦП характерны расстройства личностного развития. Нарушения формирования личности связаны с действием многих факторов – биологических, психологических, социальных. Помимо реакции на осознание собственной неполноценности имеют место социальная депривация и неправильное воспитание.

Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего становится искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП выявляются пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.

Причинами этого чаще всего становятся неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и его собственная реакция на физический дефект.

Достаточное интеллектуальное развитие у больных с ДЦП часто сопровождается отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Отмечается сильная привязанность к родителям или людям их заменяющим. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы.

Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражено чувство неполноценности, но отмечаются безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э.С.

Калижнюк, выявляется некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают свой физический дефект; дети с гиперкинетической формой более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают собственные возможности.

По мнению Е.М. Мастюковой, ДЦП характеризуют осложненные формы психического инфантилизма (В.В. Ковалев): невротический (невропатический), церебрастенический и органический (Г.Е. Сухарева).

Невротический вариант характеризуется повышенной возбудимостью и значительной неустойчивостью вегетативной нервной системы, в поведении отмечаются черты несамостоятельности, повышенной внушаемости, тормозимости, пугливости, неуверенности в своих силах или пассивного протеста (в зависимости от привязанности к семье).

Церебрастенический вариант психического инфантилизма: проявление волевой незрелости сочетается с повышенной эмоциональной возбудимостью, с нарушением внимания, низкой работоспособностью. Появление органического инфантилизма чаще наблюдается при атонически-астатической форме ДЦП.

При этом грубо нарушена целенаправленная деятельность и снижен уровень критического анализа своих действий и поступков.

Другой психиатрический аспект ДЦП – последствия поражения подкорковых структур головного мозга (гипоталамуса, эмоциональных центров диэнцефальной области), которые проявляются как энцефалопатические синдромы нервно-психических нарушений. Резидуально-органические нервно-психические расстройства являются первичными, т.к.

возникают в онтогенетический период неразвитости психической деятельности человека и подчиняются общим закономерностям клинического течения в динамике возрастного развития. Синдромы резидуально-органической патологии могут развиваться в процессе так называемого «дефицитарного типа патологического формирования личности».

Игровая деятельность. У детей с ДЦП предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется со значительным опозданием. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта.

Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Для развития предметной деятельности важное значение имеет сформированность зрительно-моторной координации.

Дети с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препятствует формированию предметной деятельности. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры.

Это касается не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, подвижных, строительных, музыкальных и других видов игр. Данная категория детей характеризуется отсутствием игрового процесса и предметной деятельности.

Многие дети со спастическими параличами не умеют играть в сюжетные, ролевые и другие сложные игры.

Иногда полностью отсутствует целенаправленная предметная деятельность, хотя в двигательном отношении больные могли бы свободно пользоваться руками и могли бы брать игрушки и манипулировать ими еще в раннем возрасте.

Негативно на развитие различных видов деятельности влияет стиль воспитания ребенка по типу гиперопеки. В этих случаях у ребенка не формируется потребность в деятельности, в речевом общении, не развивается способность к волевому усилию, мотивационная сфера, складывается неадекватная самооценка. Данный стиль воспитания искусственно приводит к депривации в сфере деятельности.

7.5. Психокоррекционная работа при ДЦП

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.

Работа специалистов при ДЦП носит комплексный характер. Важнейшее условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.

Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Ряд ученых (Е.Ф.Архипова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.Ю.Левченко, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, К.С. Семенова и др.

) обосновали необходимость специального обучения и воспитания детей с ДЦП начиная с первых месяцев жизни, раскрыли задачи, содержание и методы коррекционной работы в младенческом, раннем и дошкольном возрастах и доказали ее высокую эффективность при условии раннего начала и адекватности коррекционного воздействия.

Помощь детям с ДЦП оказывается специалистами учреждений Министерств здравоохранения, образования и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты, реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени дети получают не только восстановительное лечение, но и квалифицированную помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи.

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных дошкольных учреждениях.

Основными целями коррекционного обучения и воспитания являются всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения.

Эти цели достигаются при решении следующих задач: дифференциальной диагностики; развития двигательных, психических, речевых функций, профилактики и коррекции их нарушений; подготовки к обучению к школе. В эти учреждения направляются дети от 3–4 до 7–9 лет.

Дальнейшее обучение осуществляется в специализированных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Дети школьного возраста с церебральным параличом, обучаются в таких школах-интернатах, где предусмотрено не только сочетание учебно-воспитательного и лечебного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации.

В некоторых случаях дети с ДЦП могут учиться и в массовых школах, в интегрированных классах, в других видах специальных школ (например, ребенок с легкими двигательными нарушениями и речевыми расстройствами может учиться в речевой школе).

С учетом психофизических особенностей и возможностей овладения учебным материалом принято выделять среди учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следующие категории.

1) Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие психическое развитие, близкое к нормальному. Это та группа, которая в настоящее время выделяется для обучения в специальных школах-интернатах по адаптированной массовой программе.

2) Дети, лишенные возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания, с ЗПР и разборчивой речью. Эта группа детей в настоящее время обучается на дому по программе массовой школы, что недостаточно, поскольку они нуждаются в коррекционных занятиях по развитию моторики, пространственной ориентировки и в специальном оборудовании учебного процесса.

3) Дети с ЗПР при ДЦП, осложненном тяжелыми дизартрическими нарушениями, недоразвитием речи.

Для этой группы необходимы корректировка программ ряда общеобразовательных предметов, использование специальных методов развития речи и коррекции нарушений звукопроизношения.

В настоящее время многие из таких детей снимаются даже с надомного обучения из-за трудности установления с ними речевого контакта. Для работы с ними требуются подготовленные специалисты.

4) Дети с ДЦП, имеющие умственную отсталость различной степени тяжести. Эта категория детей в наибольшей мере нуждается в разработке разноуровневых программ и в различных организационных формах обучения.

Особое внимание должно быть уделено предметам коррекционного цикла.

Дети с ДЦП, имеющие умственную отсталость легкой степени, могут учиться в специальных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

5) Дети с ДЦП, имеющие нарушения слуха и зрения разной степени выраженности.

Эта группа нуждается в разработке различных организационных форм обучения (специальных отделений, классов, групп при школах, интернатах), в создании специализированных учебных планов и программ обучения.

В настоящее время дети с двигательными нарушениями и незначительными нарушениями зрения и слуха (слабовидящие, слабослышащие) обучаются в специальных школах-интернатах по адаптированной массовой программе.

Специальная школа для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающем нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта.

Однако дети с тяжелыми двигательными нарушениями могут овладеть базовым компонентом программы лишь в условиях максимальной индивидуализации обучения, которая предполагает наличие: 1) гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений; 2) разноуровневых программ, адаптированных для коллективного и индивидуального обучения; 3) вариативного начального обучения с пропедевтическим периодом.

Для получения детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата образования в учебных учреждениях необходимо обеспечить определенные условия.

1. Специально приспособленное здание (лифты, пандусы и др.) и дополнительные составляющие (ортопедическая обувь и ортопедические приспособления; мебель; приборы для обучения; компьютерные классы; мастерские для трудовой подготовки).

2. Малая и неодинаковая наполняемость классов: начальная, основная и средняя школа – до 10 человек.

3. Изменение продолжительности уроков: I класс – 35 – 40 мин; II класс и далее – 45 мин. На каждом уроке после 20 мин занятий проводится 5-минутная физкультпауза.

Обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата осуществляется на фоне лечебно-восстановительной работы.

Эта работа предусматривает следующие направления: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний.

Комплекс восстановительного лечения представлен ортопедоневрологическими мероприятиями, лечебной физкультурой, массажем, физиобальнео-климатотерапией, протезно-ортопедической помощью, коррекционными занятиями в бассейне и т.д. Медицинский блок должен располагать помещениями для этих мероприятий.

После окончания школы подростки могут продолжить профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях. Для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности.

  • Рассмотрим основные направления работы на разных этапах онтогенеза (младенческий – дошкольный – школьный возраст).

Источник: https://cyberpedia.su/12×7639.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]