Развитие речи: этапы процесса от рождения до семи лет

Формирование речи у ребенка начинается еще в младенчестве, гораздо раньше первых произнесенных слов. Малыш с первых дней своей жизни нуждается в общении, и стремиться к нему, выражая свои эмоции и желания всеми доступными способами. Поначалу этих способов немного, но кроха растет, и родители с нетерпением ждут, когда гуление сменится лепетом, а потом и столь долгожданными первыми словами. Но когда должно произойти первое, второе и третье? Какие существуют этапы развития речи ребенка, вы узнаете из этой статьи.

Этап 1. Крик (малыш от рождения до 1 месяца)

У новорожденного есть только один способ общения – это крик. С его помощью малыш сигнализирует (и прежде всего маме), что испытывает некий дискомфорт – он мокрый, он голоден, ему одиноко.

Важно уже в это время «включаться в диалог» со своим маленьким собеседником: реагировать на его просьбы, комментировать свои действия («Малыш, ты соскучился? Давай мама возьмет тебя на ручки и крепко к себе прижмёт. Вот так…Тебе уже лучше?»)

Крик вашего ребенка уже с самых первых дней имеет различные интонации, и в скором времени вы начнете их отличать.

Этап 2. Гуление (от 1 месяца до 5-6 месяцев)

Гуление – это протяжные звуки и различные их вариации: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и тому подобные.

Постепенно ребенок начинает выдавать целым потоком такие звуковые комбинации. Как и в крике, здесь есть целый диапазон интонаций, цель которых – диалог с близким и родным человеком. Ваш ребенок может гулить и в одиночестве, но обратите внимание, как меняется это гуление, когда вы появляетесь в поле зрения.

Этот диалог обязательно надо поддерживать: проговаривайте отдельные элементы и звуки, старайтесь повторить то, что «сказал» ваш кроха. Это своеобразная тренировка, таким образом, вы подготавливаете своего карапуза к речи.

Этап 3. Лепет (от 5 месяцев до 11-12 месяцев)

В этом возрасте вашему малышу необходимо слышать взрослую речь, обращенную непосредственно к нему. Пойте ритмичные песни для развития речи, многократно повторяйте простые слоги, рассказывайте маленькие стишки, озвучивайте простые движения: «давай помашем пока-пока», «дай-дай игрушку» и т.п.

Этап 4. Первые слова (от 1 до 1,5 лет)

Расширяется у ребенка и так называемый пассивный словарь – запас слов, которые малыш уже понимает, но пока произнести не может.

Именно в этот период ваш кроха начинает видеть связь «название-предмет», слова для него наполняются смыслом. Старайтесь комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с карапузом, называйте окружающие предметы своими именами.

И самое время завести тетрадку, в которую будете записывать речевые «подвиги» вашего юного говоруна! Так вы сможете и контролировать этапы развития речи, и сохранить для себя и своего ребенка замечательный подарок – память о таких насыщенных днях.

Этап 5. Начало фразовой речи (от 1,5 до 2 лет)

Для таких мини-фраз необходимы глаголы, поэтому старайтесь обогащать словарный запас малыша еще и ими. Используйте простые игры для развития и формирования фразовой речи у ребенка. 

 Этап 6. Построение простых фраз (от 2 до 2,5 лет)

На этом этапе развития речи ваш ребенок уже начинает задавать вопросы: «Где?», «Когда?», «Куда?», «Кто?». В его лексиконе появляются предлоги, а также прилагательные и местоимения. Малыш все увереннее складывает предложения из трех-четырех слов, учится согласовывать их в числе, роде, а также падеже, хотя ошибки еще неизбежны.

В этот период ваш карапуз учится выражать свои желания, идет на контакт и общение с другими детьми и взрослыми, старается рассказать, что ему понравилось, например, на прогулке или в зоопарке.

Этап 7. Развернутые фразы

  • Приведенные в этой статье возрастные границы являются примерными, ориентировочными, но они помогут вам оценить, на каком этапе развития речи находится именно ваш ребенок.
  • Радостного вам общения с вашим малышом и веселых совместных игр!
  • Если вы хотите узнать больше о том, КАК ПРАВИЛЬНО РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА И СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ СИСТЕМУ ЗАНЯТИЙ С МАЛЫШОМ, то приглашаю вас в ОНЛАЙН-КЛУБ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ “БОЛТАЙ-КА”. 
  • Алена Волкова, логопед-дефектолог, педагог, дважды мама. 

Источник: https://rechrebenka.ru/etapy-razvitiya-rechi-rebenka/

Этапы развития речи ребенка от 1 до 3 лет

Существуют общие для всех детей этапы развития речи, и каждый родитель хочет знать, в каком возрасте ребенок произнесет первое слово,  а когда начнет говорить «как взрослый».Развитие речи у каждого малыша – явление достаточно индивидуальное, но с некоторыми основными моментами мы сегодня вас познакомим.

Подготовительный, доречевой этап развития

2-4 месяц – этап «гуления»

В 2-3 месяца младенец реагирует на маму и папу, которые подходят или обращаются к нему и активно «гулит». Этот «комплекс оживления» — начало формирования диалогической речи. Малыш прислушивается к матери, ее речи, а когда она замолкает, словно ей в ответ, начинает «гулить», потом замолкает, делая паузу, во время которой в диалог вступает мама.

Читай также: Речь человека формируется в раннем детстве

5-8 месяц – этап лепета

К 5-6 месяцу «гуление» сменяется у детей лепетом, ребенок уже способен произносить звуки, напоминающие слоги. Такие слова состоят из сочетания гласного и согласного звуков: дя-дя-дя-дя, тя-тя-тя-тя, ай-яй-яй-ай-яй-яй и т. д.

В 7-8 месяцев лепечущий ребенок предпринимает попытки имитировать речь взрослых, но пока, в силу незрелости речевого аппарата и мозговых центров, может подражать лишь интонациям.  

Примерно в этот же период младенец начинает использовать для общения жесты и мимику, например улыбка, взгляд в глаза взрослого служат побуждением к общению.Ребенок уже может понимать отдельные слова или словосочетания.

Читай также: Развитие речи ребенка: с чего начать? 

Формирование пассивного словаря

9 — 14 месяц

После 8-9 месяца жизни ребенок параллельно с ростом понимания смысла, значения всего, что его окружает, и событий, которые происходят вокруг, начинает более полно понимать значения речевых высказываний взрослых.

В этом возрасте пассивный словарь ребенка – слова, которые он понимает, активно пополняется и становится гораздо шире и, чем его активный словарь – слова которые он произносит. Накопление слов в пассивном словаре помогает переходу ребенка к самостоятельной речи.

Ребенок к 12-ти месяцам сознательно использует несколько слов, его словарный запас составляет в среднем 5-6 слов, он понимает простые инструкции (пей, ложись, иди), показывает на картинке знакомые слова (кошечка, собачка), знает какие звуки издают животные (коровка, лошадка).

Читай также: Как научить ребенка говорить: простые и эффективные советы

Формирование активного словаря

1,5 — 3 года

Наиболее активно речь ребенка развивается в возрасте от 1,5 до 3 лет. Психологи называют этот период сенситивным, то есть чувствительным для речи. В этом возрасте речь развивается сразу в нескольких направлениях: ребенок учится правильно строить фразы, овладевает произношением звуков, учится связно выражать свои мысли. Формируется активный словарь малыша.

В этом возрасте как можно больше разговаривайте с карапузом, называйте предметы, с которыми вы играете, а также комментируйте происходящее: свои действия, действия самого ребенка и других людей.

Наша форумчанка Lubasha рассказывает: «Моя доченька в свои 2 с половиной года не очень то хотела разговаривать, но у нас вся семья молчунов, я и от нее не ждала особой говорливости. Но тут летом к нам в гости приехала свекровь, а уж она у нас из числа людей, которые не мыслят себя без общения.

Лично я иногда от нее устаю, но для нашей Кати общение с Валентиной Сергеевной стало речевым прорывом! Свекровь не уставала ежесекундно комментировать все, что она делала и постоянно общалась с внучкой, они ходили вместе гулять и на прогулке, по словам мужа, Валентина Сергеевна также не умолкала, рассказывая Кате обо всем вокруг.

Через месяц ее пребывания у нас ребенок заговорил, за что ей большое спасибо!»

Отвечайте на все детские вопросы, но старайтесь говорить так, чтобы карапуз понимал вас. Не упрощайте слишком сильно свой лексикон, потому что крохе необходимо постоянно слышать все новые и новые слова. Периодически играйте в «непонимание», как бы подталкивая малыша объяснить вам происходящее.

Читайте книжки, стихи и сказки, рассматривайте картинки и называйте то, что нарисовано, задавайте вопросы, обсуждайте, просите ребенка не только показать, но и назвать то, что он видит. Помните: речь тренируется практикой!

Читай также: Этапы развития речи ребенка от года до трех лет

В 18 месяцев словарный запас ребенка может состоять из 10-15 слов, в основном существительных. Ребенок говорит достаточно быстро, иногда придумывая собственные слова, может показать 1-2 части тела. В этом возрасте много информации дети извлекают из интонации, мимики и жестикуляции взрослых.

В 20-22 месяца ребенок использует фразы из двух слов, начинает задавать простые вопросы, словарный запас ребенка составляет 15-20 слов. Малыш может назвать свое имя и сколько ему лет. В этом возрасте ребенок понимает речь еще неполно, фрагментарно, и значительно лучше ориентируется в знакомых словах, повторяющихся действиях или ситуациях.

В 24 месяца (2 года) ребенок может назвать несколько предметов из его окружения, может четко дать понять о своих намерениях словами «да» и «нет», знает несколько местоимений, например «моя», «мое», «твой», умеет использовать предлоги «в», «под», «над», может назвать свои части тела. Словарный запас ребенка составляет около 50 слов.  

Читай также: Словарный запас ребенка: нормы от года до двух лет

В 30 месяцев (2 года и 6 месяцев) малыш уже знаком с понятием количества, понимает разницу между словами «один» и «два», ребенок безошибочно может показать на рисунке «кто сидит», «кто стоит», «кто поет», «кто бежит», начинает задавать вопросы типа «что это?», «кто это?». Активный словарный запас составляет около 100-150 слов.

В 36 месяцев (3 года) речь ребенка уже понятна окружающим, малыш умеет связно рассказать о простых событиях, знает все основные части тела и может их показать, активно использует в речи глаголы и союзы. Словарь ребенка составляет 250-300 слов и больше.

Инна Бас, логопед: «Родители часто ждут, пока малышу исполнится 3 года, и он заговорит сам, но эти ожидания редко оправдываются, а упущенное уже сложнее наверстывать.

Если родители не помогают ребенку освоить речь в раннем возрасте, это может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Лучше всего управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, в период лепета.

Часто причиной долгого молчания ребенка становится то, что у родителей не всегда есть время на занятия с ребенком, а иногда просто не хватает желания». 

Читай также: Если ребенок плохо говорит…

Помните, что все приведенные выше данные достаточно примерные, ориентировочные, поэтому если речевое развитие вашего ребенка отличается – не повод волноваться, каждый малыш развивается индивидуально. Главная задача родителей – работать над развитием речи ребенка и у нас есть несколько простых рекомендаций, как это сделать.

Разговаривайте с ребенком как можно больше, проговаривайте все происходящие вокруг события и свои действия, помните, что все слова ребенок повторяет за вами, а если вы молчите – ему нечего повторить.

Не угадывайте. Дайте ребенку возможность говорить самому за себя, не догадывайтесь обо всем, чего он хочет. Малышу нет никакого смысла начинать разговаривать, если мама по движению его глаз понимает, что он хочет на качели или скушать вот это яблочко.

Читайте также:  Кормление новорожденных в первые дни: ответы на самые популярные вопросы

Изучайте собственное тело. Вместе с малышом старайтесь выучить, где находится носик, ротик и глазки, покажите это на всех родных и любимом мишке. Попробуйте вместе с ребенком рисовать фигурку человека, это отличный способ изучения частей тела,  сочетающий в себе речевое развитие и работу по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика. Вы ведь помните, что от развития мелкой моторики ребенка зависит развитие его речи? Поэтому чтобы движения пальцев малыша стали свободными, лепите из пластилина, складывайте пирамидки, расстегивайте и расстегивайте пуговицы, занимайтесь со шнуровками.

Тренируемся вместе. Организовывайте совместные дела с ребенком, например, вместе вытираем пыль, поливаем цветы, лепим пельмени или разбираем ящик со старыми вещами. Во время совместной деятельности комментируйте свои действия, рассказывайте, что именно и зачем вам нужно сделать, какую пользу это принесет.

Расширяем горизонты. Не забывайте не только сами разговаривать с малышом, а и читать ему различные книжки, слушать аудиосказки, читать скороговорки, складывать пазлы и кубики, ходить на спектакли и в кино. Ребенку необходимо развивать фантазию, учиться понимать не только речь близких и родных людей, а и воспринимать информацию из других источников. 

Читай также: Задержка речи у малыша

Источник: https://www.uaua.info/ot-1-do-3/razvitie-ot-1-do-3/news-34038-etapy-razvitiya-rechi-rebenka-ot-1-do-3-let/

Показатели речевого развития детей седьмого года жизни

Звуковая сторона речи

К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи. Дети не затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяя многосложные слова в предложениях.

Конечно, совсем новое слово может вызвать затруднение в произнесении, требуется выбрать более медленный темп речи, произнесение по слогам, чтобы трудное слово воспринялось и запомнилось правильно.

Очень важно именно первый раз безошибочно произнести новое слово, а затем закрепить его в разных предложениях.

Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха.

Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове, то есть развиваются навыки звукового, анализа слов.

Надо отметить, что большая роль в развитии этих навыков принадлежит взрослым, работающим с детьми в данном направлении.

Можно даже утверждать, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

  • Словарный запас
  • Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, умеющие читать и поэтому развивающие свой словарь самостоятельно, и, с другой стороны, среди поступающих в первый класс встречаются дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.
  • В словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей речи: в нем довольно много числительных, которыми дети пользуются уже осмысленно, соотнося слово — название числа с количе­ством предметов; пользуются шести-семи летние дети и разными глагольными формами, в частности, причастиями и деепричастиями; появляются и сложные предлоги из-за, из-под и другие.
  • К семи годам дошкольники должны четко ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов, правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов, уметь давать определение предмета через родовое название и видовое своеобразие (сахарница — это посуда, в которой находится сахар).

Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий, длинный — короткий), состояние предметов (горячий — холодный), чувства человека (грустный — веселый), свойства характера (добрый — злой). Им не составляет труда подбирать слова с противоположным значением и к наречиям, выражающим пространственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, раньше — позже, слева — справа и другие).

Начинают шестилетние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (время ползет, потерять голову), не воспринимать их буквально, как было на ранних этапах развития речи.

Если с детьми начали целенаправленную подготовку к школе, в их активном словаре появляются первые научные термины: звук, буква, предложение, цифра.

Взрослым надо учить детей точно употреблять данные термины, чтобы в школе ребенку было легче ими оперировать.

На первых порах очень трудно развести понятия звук и буква, и, если уж вы вводите эти термины в работу, то старайтесь и сами их употреблять правильно, и следите, чтобы это делал и ребенок.

Грамматический строй

А. Н. Гвоздев отмечает: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким.

В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления».

Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте); некоторые формы падежей, где много вариантов окончаний (много бабочков), и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

На уровне предложения дети также вышли на этап использований основных типов, включая сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. В состав простых предложений включаются причастные и деепричастные обороты, вводные слова.

Обогащение синтаксиса связано с овладением пересказом: дети усваивают фразы и обороты из тех текстов, которые воспринимают, а затем воспроизводят, так что здесь очень велика роль речевого образца.

Это нужно учитывать при подборе текстов для чтения детям: не обязательно выбирать рассказы и сказки с упрощенным синтаксисом, пусть ваши дети слышат и достаточно сложные по конструкции фразы, они им пригодятся позже.

Связная речь

Главный фактор развития связной речи — наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должны стать, конечно, вы, уважаемые родители маленького оратора.

Вовремя вставить какую-нибудь реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, да так, чтобы малыш не заметил, что вы его как-то поправили, — вот далеко не полный перечень средств, которыми вы располагаете в процессе становления у вашего ребенка связной речи.

З.М.

Истомина в своем исследовании, посвященном изучению влияния словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей — дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов; вместе с тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности. Следовательно, при формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы и не ограничиваться только рассматриванием картинок и составлением рассказов по ним. Самые доступные речевые образцы — это собственные рассказы родителей. Дети обожают слушать о том, какие они были в младенчестве и раннем детстве, какие игрушки любили, как и когда начали говорить. Расскажите им и о своем детстве, о ваших игрушках и увлечениях. И, конечно, главный источник прекрасных речевых образцов — это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребенку книги: ни передача по телевизору, ни новейшие электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне. Лозунг «Любите книгу — источник знаний» в наше время опять должен быть поднят и услышан всеми, настолько существование наших детей за последние десять лет практически без детских книг сказывается на их умственном развитии и на развитии связной речи в частности.

Готовность к школе и развитие речи. Обучение грамоте.

На седьмом году жизни завершается дошкольный возраст ребенка. В психологической литературе существует понятие «кризис семи лет», который знаменует собой конец дошкольного детства. Центральным психологическим новообразованием кризиса семи лет является потеря непосредственности в поведении детей. Происходит утрата той «детскости», которая отличает дошкольника.

Дошкольник — целостная личность, у него нет «двойного дна» или второго плана, его реакции непосредственны, импульсивны, искренни. Ребенок к моменту поступления в школу должен овладевать произвольным поведением, то есть действовать в соответствии с правилами. Особое значение для психологической готовности к школе имеет овладение некоторыми знаниями и навыками.

Психологи называют эти предпосылки вводными навыками.

К вводным навыкам относятся; способность четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полная сформированность грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка; высокий уровень развития мелкой моторики руки; умение ориентироваться во времени и пространстве.

Как видно из перечисленного, ко времени поступления в школу; устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых. Что касается письменной речи, а чтение, как известно, относится к письменной речи, то ее формирование только начинается.

В какой мере дети должны усвоить письменную речь? Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение читать, пренебрегая при этом развитием устной речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению речи дошкольников, а не начинать с него.

Если грамотно развивать устную речь, ребенок легко и как бы сам собой зачитает, причем избежит тех трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребенка. Некачественная помощь при обучении чтению может так сильно навредить, что в школе необходимо будет переучивать ребенка, что чревато нервными срывами и стойкими ошибками при чтении в будущем.

Поэтому, уважаемые родители, не форсируйте процесс становления письма и обратите самое серьезное внимание на развитие навыков звукового анализа, звукового синтеза, обогащайте словарный запас своего малыша, учит его связно и подробно рассказывать.

Имея такой солидный фундамент, ваш малыш в школе не растеряется, всему научится, тем более, что любовь к умственному труду вы уже ему привили, играя с ним в различные развивающие игры. Если же родители вполне владеют методикой обучения чтению и видят, что их малыш прекрасно справится, задерживаться не стоит. Овладение чтением даст мощнейший толчок развитию мышления, памяти, всех сторон устной речи.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Источник: http://www.bestlogoped.com/logopediacat/159-pokazateli-rechevogo-razvitiya-detej-sedmogo-goda-zhizni

Консультация по логопедии по теме: Развитие речи ребенка от рождения до 7 лет. | Социальная сеть работников образования

  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ  
  • ДО 7 ЛЕТ
  • Новорожденность
  • (0 – 2 мес.)

Ребенок рождается и своим первым криком оповещает этот мир о своем появлении. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.

Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.

Приспособиться к этим новым условиям ребенку помогают наследственные, врожденные безусловные рефлексы, а также защитные и ориентировочные.

Первый крик ребенка называется предречевым. Первый крик – рефлекторный. Он является следствием оборонительной реакции. У ребенка 1 месяца особенно высок уровень оборонительной реакции, это и есть защитный безусловный рефлекс.

Читайте также:  Гиперактивный ребёнок: причины проявления и диагностика поведения

Доношенный новорожденный реагирует на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, боль…) и снаружи (свет, звуки, касание). Однако крик от голода или улыбка во сне – не адресованы никому.

Даже мимолетная фиксация взора на лице или глазах взрослого – лишь рефлекторная реакция на контрастный в световом плане объект.

С таким же успехом можно вызвать фиксацию взгляда ребенка на полосатом или клетчатом предмете, особенно, если он медленно перемещается на расстоянии 20-40 см от ребенка.

Большое значение в этот период имеет режим: питание, сон. Между сном нужно разговаривать с ребенком, чтобы он привыкал к голосу.

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. На 3-5 неделе появляется зрительное сосредоточение. С

8 недели ребенок начинает гукать.

Постепенно малыш привыкает к лицам родителей. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ножками, издает громкие звуки и начинает улыбаться.

Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Он знаменует собой появление первой социальной потребности в общении, а это означает, что в своем психиче6ском развитии он переходит в новый период.

Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается младенчество.

Младенчество

(2мес – 1 год)

Младенец интенсивно растет. Начинает более интенсивно и успешно двигаться. Воспринимает зрительно форму предметов, выделяет контур  и другие их элементы. Способны ориентироваться во многих параметрах  объектов . Развиваются различные движения, память. Наблюдается эмоциональное развитие. Очень важно как можно больше разговаривать с ребенком.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. Сначала ребенок гукает. Гукание разрабатывает артикуляционный аппарат. При гукании ребенок слышит себя, что заставляет его повторяться. Затем звукосочетания усложняются. Не случайно часто говорится о том, что с ребенком надо чаще разговаривать.

При общении ребенок начинает подражать тем звукам, которые издает мама.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые гулением. Уже в 2 -3 месяца ребенок начинает «разговаривать» в те моменты, когда он спокоен.

Пока это неясное бормотание, в котором можно услышать нечеткие звуки – чаще всего отрывистые  и гортанные аа, га, ги, кхы. Затем, примерно с 4 месяцев они становятся более протяжными: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу.

 Это значит, что младенец вступил в так называемую стадию гуления.

Спустя некоторое время, во втором полугодии, вы обнаружите, что ребенок способен и на то, что довольно образно определяется как лепет: он начинает выговаривать отдельные звуковые сочетания, повторяя их: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, ка-ка-ка.

Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. Может ли лепет сам по себе превратиться в речь? Нет. Ребенок сам не составляет слова из слогов, образующих лепет, таких, как ма, ба, па, дя; ребенок сам не составляет слова, которые

стали бы обозначением близких людей (мама, папа, баба, дядя). Именно взрослые составляют слова из произносимых ребенком сочетаний и учат его произносить их, называть ими маму, папу, бабушку.

К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С.Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме, и по смыслу.

Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них.

Встречаются слова, непохожие на соответствующие слова взрослых (например, «ика» — шкаф, «гилигилича» — карандаш), слова – обрывки слов взрослых («как» — каша, «па» — упала), слова – искажения слов взрослых, сохраняющие, тем

не менее, их фонетический и ритмический рисунок, звукоподражательные слова («ав-ав» — собака, «му-му» — корова). Еще более интересны семантические различия.

Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились «взрослые» понятия.

Для нас слово чаще связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

 Еще одна особенность автономной речи – своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка позднее.

Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна только самым близким людям, находящимся рядом с малышом и понимающим значения его слов. Общение с другими взрослыми

  1. с помощью такой речи почти невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства – жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающие непонятные слова.
  2. Ранний возраст
  3. (1 – 3 года)
  4. Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные и

по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослым.

Если общение со взрослым недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется.

Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами – обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все

основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка  — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы.

К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий.

Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослыми. Инструктивная речь ребенка, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано.

Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи – рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того, чтобы он понял более сложные рассказы, нужна дополнительная работа.

Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. В 1,5 года предложения состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие, действие и объект действия, или действие и место действия.

К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми и детьми.

Дошкольный возраст

(3-7 лет)

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс  овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать  особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия  звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова.

Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он слышит и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

Развивается грамматический строй речи. Усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность.

Он верно усваивает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением его смысла.

Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность называют словотворчеством.

То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к конкретной речи. Это не означает, конечно, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но, в основном, в разговорах на бытовые темы и в рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения-монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Усложняются диалоги. Ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух.

Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов необходимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение – обратите его внимание на определенные слова, выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет их использовать в других речевых ситуациях.

Важно, чтобы ребенок научился пересказывать короткие тексты. В этом очень хорошо могут помогать кукольные театры, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка.

К5 годам ребенок может правильно произносить все звуки. С малышом этого возраста уже надо производить упражнения по звуковому анализу слова – это очень важно для последующего усвоения грамоты.

К 6-7 годам речь ребенка развита хорошо. Дефекты произношения нескольких групп звуков встречаются, но редко. Однако бывают случаи, когда дети неправильно произносят отдельные звуки: к, л , ш , ж.

Это обусловлено недостаточной подвижностью мышц артикуляционного аппарата, особенностями его строения, а также неправильным произношением звуков окружающими.

В этих случаях нужно обратиться к специалисту-логопеду.

Но даже если нарушений не имеется, родители все равно должны заниматься с ребенком. Большое значение приобретает работа над темпом, интонацией. Богатый материал дадут потешки, скороговорки, пословицы, поговорки. Нужно развивать у ребенка связную речь. Характерные особенности такой речи развернутость, связность и произвольность.

К 6-7 годам заканчивается дошкольный период, и ребенок идет в школу. 

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/02/15/razvitie-rechi-rebenka-ot-rozhdeniya-do-7-let

Этапы развития речи ребенка

Этапы развитя речи ребенка

Читайте также:  Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста: как развивается личность

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения)

Этап охватывает 1й год жизни детей срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.

Ситуативноличностное общение

На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативноличностное общение с близкими взрослыми.

  • Оно характеризуется следующими чертами:
  • общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;
  • содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;
  • основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивномимических) движений и поз.
  • Ситуативноделовое общение

В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативноделовое общение. Оно отличается такими особенностями:

  1. 1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;
  2. 2) содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;
  3. 3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;
  4. 4) основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметнодейственных) движений и поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.

Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью.

Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку.

Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативноличностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативноделового общения.

Источник: https://hr-portal.ru/article/etapy-razvitiya-rechi-rebenka

Влияние речи родителей на развитие речи детей

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи.

Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова.

Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая — межиндивидуальная — функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей.

Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного общения взрослого с ребенком, которое приводит к активному становлению речевой функции, повышению коммуникативных характеристик.

1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.

На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов.

Механизмы формирования правильной речи достаточно сложны. Вместе с тем, решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера.

Речь как средство общения, возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.

  • Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики — гуление — лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ.
  • При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:
  • крики — возникают самостоятельно — с рождения до 2-х месяцев;
  • гуление — стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым — с 2 до 5-7 месяцев;
  • лепет — его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);
  • слова — переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета — с 11-12 месяцев;
  • словосочетания — после усвоения двухсложных и трехсложных слов — с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

предложения — конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где? куда?», с 3 лет — «почему? когда?»

связный рассказ — появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках — с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.

Анализ поведения детей раннего возраста показывает — ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии).

Но по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов.

И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.

В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:

  1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.
  2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.
  3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.
  4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.

2. ВЛИЯНИЕ РЕЧИ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

В каждой культуре происходит успешная передача языка детям, и существует множество методов, с помощью которых родители облегчают своему ребенку задачу овладения им.

Родители часто говорят от лица детей, выражая их потребности и желания, комментируя их действия на правильном родном языке.

Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией, т.е. хотят понять и быть понятыми.

Однако в вопросе о том, как именно речь родителей связана с развитием языка их ребенка, нет достаточной ясности. Индивидуальные различия в развитии речи у детей до некоторой степени обусловлены генетически, а также подвержены влиянию среды.

Например, речевое развитие близнецов, как правило, идет более медленными темпами, что может обусловливаться генетикой. Но, кроме того, возможно, оказывает влияние и то, что им достается значительно меньше вербальных сигналов, чем другим детям, так как матерям близнецов приходится делить свое внимание между ними.

Кроме того, иногда близнецы общаются друг с другом, используя «примитивный» язык собственного изобретения.

Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми.

Родители знакомят ребенка с категориями и символами, учат его тому, как переводить сложный мир в представления и слова.

Эти концептуальные средства являются для ребенка теми поддерживающими конструкциями, которые он использует для понимания мира и выражения собственного места в нем.

Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.

В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на собственную речь. Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т.к.

ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию. .Разговаривать с сыном или дочкой нужно ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции.

Стихи, потешки читайте выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте.

При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать подражать взрослому, отвечать на вопросы.

Поделиться с друзьями:

Источник: http://sad-28.ru/the-advice-of-experts/speech-therapist/advice-for-parents/the-impact-of-the-speech-parents-on-speech-and-language-development-of-children

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]