Развитие творческого потенциала детей: как повлиять на процесс становления личности

Наш мир нуждается в творцах, причем это не обязательно художники, архитекторы или писатели.

Креативные идеи воплощаются в умении находить решение в безвыходной ситуации, совершенствовать вещи и подыскивать им новое применение, выдвигать философские концепции, которые меняют мировоззрение.

И заложить основу всего этого вы можете прямо сейчас, помогая ребенку в поисках творческого самовыражения. Какие на сегодняшний день существуют методы развития творческих способностей у детей, в каком возрасте они актуальны? Попробуем найти ответ.

Что относят к творческим способностям

Как уже было сказано выше, творческие способности не ограничиваются навыками рисования, пения или лепки. Их актив гораздо шире, он включает в себя следующие умения:

  • стремление познавать мир и делать открытия;
  • умение использовать полученные знания на практике, изобретательство;
  • стремление видеть необычное в повседневных объектах;
  • воображение и фантазия;
  • проявление инициативы;
  • интуиция;
  • живая активность ума.

Все эти понятия находят конкретное выражение. Например, дети учатся замечать красоту природы и архитектуры и воплощать это в своих творениях, находить новое применение вещам, изобретают слова, рисуют, представляют себя героями любимых книг, сочиняют истории, танцуют и поют. И родителям важно не затушить искры этих проявлений, ведь они раскрывают потенциал одаренности ребенка.

Творчество и возраст

Первые задатки творческого подхода проявляются в ребенке очень рано.

Даже самостоятельная попытка спуститься с кровати, незаметно дотянуться до телефона, случайно забытого на столе, или рисовать на обоях – это тоже своего рода творческий акт.

Ведь ребенок активно исследует окружающую среду, находит применение ее объектам, ставит цели и идет к ним своим нестандартным путем. Развитие творческих способностей детей меняется с возрастом:

  • 2-5 лет. В этот период закладывается основной фундамент личности, а потому и творческие способности развиваются наиболее интенсивно. Для данного этапа характерна повышенная любознательность, избирательная и эффективная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, упорство в достижении целей и повышенная концентрация, яркое воображение, развитое чувство справедливости, чрезвычайная эмоциональная восприимчивость. Малыш испытывает сильную потребность в познании и активно откликается на любые методы творческого развития.
  • 6-10 лет. Это критический период, связанный с переходом на получение школьного образования. Творческая активность в этом периоде во многом зависит от условий обучения и общения. Для него характерно то, что дети нацелены на самостоятельное нахождение неизвестного.
  • 11-14 лет. Период, переживая который ребенок не просто задает вопросы, он ставит гипотезы, проводит исследования. В это время круг интересов может сузиться, но глубина анализа достигает нового содержания. К концу этого периода ребенок поднимает проблемы поиска смысла жизни и существующих явлений, прогнозирует будущее, рассуждает о месте человека во Вселенной, становится способным самостоятельно ставить себе задачи и находить решения.

Заниматься развитием творческих способностей детей можно на любом этапе.

Даже взрослые порой прибегают к методам арт-терапии и открывают в себе новаторские и изобретательские таланты, которые помогают находить нестандартный подход к решению проблем.

И все же мы предлагаем сосредоточиться на первом этапе: важно не упустить момент и развить «творческую жилку» в самом раннем возрасте, ведь впечатления этого периода оставят яркие воспоминания на всю жизнь.

Методы развития

Приемы развития творческих способностей у детей, которые мы перечислим, знакомы многим родителям, фактически это программа занятий в детском саду.

Однако нельзя забывать о том, что на раннем этапе развития вы закладываете базовые представления о мире, которые лягут в основу личностных черт и качеств характера ребенка.

Личность ребенка развивается непрерывно, а не от случая к случаю, поэтому задача родителей создать и постоянно поддерживать среду, которая будет побуждать к творчеству. Сделать это можно с помощью следующих методов:

  • Беседы об окружающем мире. Обсуждайте с ребенком все, что происходит вокруг (дома, в детском саду на игровой площадке, в общественном транспорте), рассказывайте ему о животных и растениях, которые встречаются вам на пути или обитают в вашей местности, объясняйте смысл природных явлений.
  • Развивающие игры. Отдавайте предпочтение игрушкам, которые не только соответствуют возрасту, но и допускают многовариантное применение, например, конструкторы, мозаики, мячи, посуда.
  • Изобразительное искусство. Приобретите большой альбом, краски, кисти, карандаши и фломастеры. Покажите ребенку, как нарисовать круг, квадрат, солнце и облака. Почитайте книги о том, как создается рисунок, и попробуйте передать ребенку эти знания.
  • Лепка. Начинайте занятия с лепки шариков и колбасок, затем переходите к более сложным объектам и композициям.
  • Чтение. Уделяйте чтению хотя бы полчаса в день. Это могут быть сказки, приключенческие рассказы, стихи. Вы можете читать книги по ролям, разыгрывать сценки, создавая импровизированный домашний театр.
  • Прослушивание музыки. Пойте ребенку колыбельные, давайте ему слушать детские песни и произведения классиков, даже если они кажутся сложными. Обсуждайте с ребенком, на что похожи звуки мелодий.

Упражнения на развитие творческого мышления

Когда ваш ребенок будет достаточно взрослым и осведомленным о названиях и свойствах окружающих предметов, можно будет перейти от общих методов к конкретным упражнениям. Кто знает, может они и вас подстегнут к развитию творческого мышления.

Если в детстве вы любили рисовать домики, воображая себя архитектором, то сейчас вам будет не сложно войти в роль. Вы – клиент архитектора, вам нужно построить дом.

Напишите на листочке слова, которые должны найти отражение в проекте. Например, ботинок, зеркало, шар.

Какое отражение это найдет в чертеже, который предстоит выполнить ребенку: дом в виде ботинка, зеркало вместо крыши, мебель в виде шаров? А может что-то еще более интересное?

Игра в названия доставит немало веселья и вам, и ребенку. Для этого нужно лишь представить, что вы – редакторы газеты или журнала и готовите материал на первую полосу. Вам нужно придумать яркий заголовок обо всем, что встречается по пути. Если ваш ребенок вдруг захочет стать журналистом, это будет крайне полезный опыт.

Еще одно упражнение – возьмите обычный предмет, например шариковую ручку и найдите ей нестандартные способы применения. Сделать из нее стрелу для лука, подпорку для дерева, маленькую подзорную трубу. Впрочем, возможно, если разобрать ее на части, применений можно найти еще больше.

Игра «найди выход из ситуации» — практичный метод развития творческого мышления.

Задайте ребенку повседневную задачу, например, что сделать, если порвался ботинок на прогулке, но нельзя идти босиком, а мастерских поблизости нет.

Какими подручными средствами можно решить проблему? К примеру, обмотать подошву платком, приклеить ее на жвачку или оторвать совсем. И такие ситуации можно придумывать бесконечно.

Развитие творческих способностей у детей – важный процесс формирования гармоничной личности. Поэтому родители должны уделять ему должное внимание. 

Источник: https://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-u-detej-raznogo-vozrasta.php

Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

Сегодня, в ХХI веке, человечество столкнулось с нарастанием самых различных кризисов – экологического, информационного, культурного, демографического, национального и др.

, вынуждающих обращаться к упреждающе адаптационным возможностям образования.

Решение этих проблем предполагает изменение человеческого менталитета, ценностных ориентаций, способов деятельности, поведения и образа жизни как в индивидуально личностном, так и в общечеловеческом масштабе. [4]

Как научить ребят активизировать свои творческие способности и находить оригинальные решения проблем? Как научиться справляться в учебе и в быту с нестандартными ситуациями? Решение этих вопросов возможно посредством формирования творческого потенциала учащихся в процессе школьного обучения.

Обратимся к исследованию формирования творческого потенциала в старшем школьном возрасте по следующей причине.

Рассматриваемый возраст условно можно разделить на два подпериода. Первый – подростковый возраст (11-15 лет) и второй – юность (16-19 лет). Подобное разделение в значительной степени объясняется особенностями не только физического, но когнитивного развития. [1]

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становясь более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.

Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны – количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает), поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов у детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей. [1]

Юношеский возраст характеризуется усилением индивидуальных различий.

Так, если весьма значительная часть индивидуумов, достигших этого возраста, характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то существует другая часть ребят, которые проявляют подлинный интерес к учебе и творчеству.

Развитие интеллекта у подростков на данном этапе тесно связано с развитием у них творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. [1]

По наблюдениям И.М. Кыштымовой, развитие креативности сегодня декларируется как одна из основных задач школьного обучения и воспитания. При этом жесткость и стереотипность традиционных форм обучения не может способствовать ее решению. [2] В.

Н. Дружинин констатирует, что излишняя регламентация школьной учебной деятельности, отсутствие индивидуального подхода, стандартность программ, ориентация на среднего ученика губительно воздействуют на психику творчески одаренных детей.

[3]

Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать.

Читайте также:  6 месяцев ребенку: физическое развитие и таблица правильного питания

Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния.

Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества.

Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. [4]

Существует мнение, что целенаправленное формирование личности с помощью творчества должно быть направлено на развитие креативности не только одаренных детей, а всех, без исключения.

Развитие креативности личности мы понимаем как развитие личности в ее целостности. Приведем здесь высказывание Л.С.

Выготского о том что «сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость только применительно к интеллекту.

Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью как открытие дифференциального исчисления. [5]

Развитие творческого потенциала личности предполагает ее целостное развитие, прежде всего развитие чувств.

Актуализация креативности обуславливает изменение всей личности в ее системной целостности «Процесс повышения креативности имеет системный характер.

Изменяя креативные свойства индивида, мы воздействуем на широкую область эмоционально-личностных свойств и ограничить производимый эффект лишь сферой креативности невозможно». [3]

В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.

Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков – порой от безудержного веселья к унынию и обратно. [1]

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.

Обратимся непосредственно к формированию личности старших школьников, посредством творчества. На первый план в современных исследованиях выступает единство творчества и культуры.

При переходе от подросткового возраста к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне. [1]

Юность – возраст специфической эмоциональной сенситивности.

Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т.д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Юность – возраст формирования у молодых людей общей эмоциональной направленности, основ эмоциональной культуры. [1]

С.К. Турчак отмечает, что современные представления о творческом развитии предполагают связь человека с культурой, как результат его творческой деятельности, что способствует личностному развитию и становлению путем формирования разнообразных способов деятельности творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной и художественной деятельности. [9]

Существованием в каждом человеке стремления к творчеству как естественному двигателю культуры, как потребности человека творчески осмысливать действительность М.С. Каган объясняет путь к духовному развитию личности. [6]

Таким образом, обращение образования к культуре – это стремление перейти от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры», которое позволило выявить взаимосвязь образования, культуры, искусства и личности.

Выстраивая личностно значимую систему нравственно-эстетических идеалов, в процессе приобщения к творчеству, старшеклассники значительно обогащают эмоциональный, эстетический и культурный опыт, который впоследствии способен помочь в том, чтобы ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях.

Исследования, проводимые на базе старших классов, показывают, что учащиеся, занимающееся творчеством, демонстрируют значительно более развитые личностные характеристики. Они ближе подходят к идеалу целостной личности.

Прежде всего, это касается мировоззрения. О. С. Сабелева видит положительное влияние обращения к творчеству также в возможности таким образом формировать полноценное мировосприятие, развивать навыки формирования синтетических художественных образов, необходимых в восприятии целостной картины мира. [7] Обращение к творчеству ведет к выходу за пределы себя.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальные значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

В этот период происходит развитие Я-концепции, формирование самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и на развитие личности в целом.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.

Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы. [1]

Потребность старшего школьника в самоопределении, в творческом самовыражении, в реализации собственной индивидуальности связана с выраженным стремлением к значимости собственной личности в различных ее проявлениях: значимость для других (стремление к престижу, славе, почету, уважению); значимость для себя (стремление к самореализации, к творчеству); значимость в себе (стремление к самосозиданию, самоценности, самосовершенствованию). Возрастающее стремление к личностной значимости, устойчивая система интересов, зрелость целей деятельности и установка на творческие способы их осуществления, интенсивное развитие рефлексии и волевых процессов, повышенная эмоциональность и самостоятельность определяют специфику отношения к творческой активности старших школьников. [8]

Л.В. Ершова указывает на что, именно благодаря творчеству у старшеклассников развивается способность к саморефлексии.

Если творческие школьники при реализации собственных возможностей основное внимание уделяют внутреннему самостроительству, стремятся к преобразованию деятельности на основе ее самоанализа (мотивов, целей, ценностей), то обычные старшеклассники в качестве основного выбирают внешний критерий -изменение ситуации, мнение окружающих, для них наиболее характерно самоутверждение для других, в целях удовлетворения стремления «обратить на себя внимание», «получить высокую оценку», завоевать «лидирующие позиции в группе». [8]

  • Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему построению поведения молодого человека.
  • Таким образом, творческие старшеклассники характеризуются: более сильным стремлением к личностной значимости, которое находит свое выражение в интенсивном процессе самопознания и самореализации; более зрелыми жизненными целями; уверенностью в собственных силах и способностях.
  • Психолого-педагогические исследования подтверждают, что учащиеся, находящиеся на высоком уровне творческой активности, обладающие сформированной системой ценностей, характеризуются оптимизмом, жизненной целеустремленностью, высокими профессиональными целями, выраженным стремлением к творческим достижениям.

Литература:

  1. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 416с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).

  2. Каштымова И.М. Научные походы к развитию креативности/И.М.Каштымова//Вестник Бурятского государственного университета. – 2009, Вып. 5.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос.ун-та, 2009.

  3. Дружинин В.М. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие/В.М. Дружинин – СПб.: ИМАТОН –М, 2001.

  4. Асфаров О.Г. Современные научные психолого-педагогические подходы к пониманию творческой личности/О.Г. Асфаров//Вестник Ставропольского гос. ун-та,. – Вып.64, 2009. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.- С. 23- 34.

  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1996. -536с.

  6. Каган М.С. Философия культуры/М.С. Каган. — Санкт-Петербург: Полиграф,. 1996. – 356 с.

  7. Сабелева, О.В. Формирование личности выпускника школы искусств как результат художественного образования /О.В. Сабелева// Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. – Т. 1. — С. 261.

  8. Ершова Л. В. Особенности реализации стремления к значимости в саморегуляции творческой активности старших школьников // Материалы XXXIII региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Менделеевские чтения». — Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2002.

  9. Турчак С.К. Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников: автореф. к.ф.н.13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2007.

    Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, Юношеский возраст, способность, процесс, творчество, личностная значимость, творческая личность, творческий потенциал, школьное обучение, развитие личности.

    Источник: https://moluch.ru/archive/35/4020/

    Формирование творческого потенциала будущего педагога в процессе становления личности — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

    1
    Буренина В.И. 1
    1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана» (МГТУ им. Н.Э.Баумана)
    В статье представлены некоторые концептуальные вопросы формирования творческого потенциала будущего педагога.

    Автор проанализировал, что готовность личности к работе с контингентом зависит от формирования творческого педагогического потенциала в высшей школе, которое состоит из нескольких компонентов, таких как мотивационно-ценный, когнитивный и операционный.

    Автор пришел к выводу, что процессом развития креативности личности можно руководить, поскольку существует взаимосвязь между творчеством и развитием личности. Указывается, что одним из сенситивных периодов для формирования творческого потенциала личности есть временной промежуток между 18 и 25 годами, когда человек получает профессиональное образование.

    Представлена модель структурных компонентов творческого потенциала будущего педагога. Проанализирована многоуровневость подготовки педагогов в профессиональном становлении личности, а также этапы творческой актуализации.

    творческий педагогический потенциал
    1. Акимова О.Б., Соломина Г.М., Франц А.С. и др. Педагогическая акмеология: коллективная монография / под. ред. О.Б.

    Акимовой. – Екатеринбург, 2012. – 251 с. 2. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. — 1973. — № 4. — С. 173-180.
    3. Библер В.С. Мышление как творчество // Вопросы философии. — 1976. — № 10. — С. 142.
    4. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Психометрическая интерпретация творчества : научный вклад Дж. Гилфорда.

    – М. : МГППУ, 2011. – 267 с.
    5. Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психодиагностике способностей // Психологический журнал. — 1991. — Т. 12. — № 2. — С. 94-104.
    6. Дружинин В.Н. Творчество: природа и развитие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2005. — Т. 2. — № 3. — С. 91-107. 7. Мартиросян Б.П.

    Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях // Педагогика. — 2008. — № 7. — С. 25-31.
    8. Николаева Л.С., Чумакова Т.Н. Cпецифика осмысления человеческих потребностей в концепции А. Маслоу // Вестник Донского государственного аграрного университета. — 2015. — № 1-3 (15). — С. 45-50.
    9. Савелова Е.В.

    Читайте также:  Витамины для развития мозга ребенка: как подобрать подходящий комплекс

    Креативность и творчество как факторы профессионального становления // Высшее образование в России. — 2013. — № 3. — С. 52-57.
    10. Цибизова Т.Ю. Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывности профессионального образования // Интеграция образования. – 2011. — № 4. — С. 25.
    11. Цибизова Т.Ю.

    Профильное обучение как компонент системы непрерывного профессионального образования // Профильная школа. — 2012. — № 4. – С. 9-13.
    12. Crutchfield R.S. Social psychology and group processes // Ann. Rev. Psychol. – 1954. – Vol. 5. – P. 171-202.
    13. Helson R., Crutchfield R.S. Creative types in mathematics // Jour. Pers. – 1970. – Vol. 38. – N 2. – P. 177-197.
    14. Postman L.

    , Crutchfield R.S. The interaction of need, set, and stimulus-structure in a cognitive task // Amer. Jour. Psychol. – 1952. – Vol. 65. – N 2. – P. 196-217.

    Уровень развития современной психолого-педагогической науки, социальные предпосылки и современная образовательная парадигма стимулируют появление творческих новаторских идей.

    Творческой подход — непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности педагога, в связи с чем возникает необходимость подготовки учителей в системе университетского и последипломного образования к творческой педагогической деятельности, доминантой которого является умение работать в условиях выбора педагогической позиции, технологии, учебников, содержания и форм обучения.

    Креативность — необходимая составляющая профессионального становления и одно из условий самореализации педагога любого профиля, поэтому подготовка творческого учителя — одна из самых важных потребностей образования, актуальными также являются вопросы развития творческого потенциала юной личности, исторического изменения методов и приемов обучения, вопросы поиска инновационных структурных типов урока и моделирования других форм проведения занятий.

    Основываясь на исследованиях психологов Дж. Гилфорда, Е.А. Маслоу, Л.С. Николаевой, Т.Н. Чумаковой, Л.И. Анцыферовой, Д.Б. Богоявленской и др.

    [2; 4; 8], можно рассматривать креативность как динамическую интегративную совокупность качеств личности, которые определяют ее готовность к творчеству в любых сферах человеческой деятельности.

    Другими словами — это творческие способности человека, которые могут выражаться в мышлении, чувствах и действиях, способности порождать оригинальные идеи. Креативность — необходимое условие самореализации личности.

    В связи с этим именно креативная педагогика в наибольшей степени отвечает природе творчества. Ее заданиями являются развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития. Креативная педагогика основана на проблемных, когнитивно-эвристических, креативных технологиях учебы [9].

    1.      Формирование творческих способностей будущего педагога

    По нашему мнению, к творческому педагогическому потенциалу необходимо подходить с позиции формирования, поскольку в возрасте 17-18 лет молодые люди могут иметь «зачатки» творческого потенциала (креативности), профессионально-педагогической целеустремленности, потребности профессиональной самоактуализации, поэтому одна из задач высшей школы — способствовать студентам в самоорганизации этих зачатков в структурную, организованную форму. В этом возрасте качества личности, которые входят в структуру творческого педагогического потенциала, малоустойчивы, пластичны, следовательно, они легче поддаются внешнему влиянию, их значительно легче изменить, чем в стадии зрелости. Внешние влияния и действия, которым поддается личность с целью формирования творческого педагогического потенциала на начальном этапе, сохраняются глубже, чем влияния, испытуемые позже, — в стадии зрелости.

    В онтогенезе личности выделяются сенситивные периоды для развития креативности. По В.

    Дружинину, это: имплицитный период (3-5 лет), когда происходит развитие «первичной креативности» как общей творческой способности, неспециализированной в отношении определенной сферы человеческой деятельности; подростковый период (11-15 лет) и юношеский период (15-20 лет), когда развиваются специализированные способности к творчеству, связанные с определенной профессиональной деятельностью личности [5; 6].

    Важная роль при подготовке будущего педагога, безусловно, принадлежит активным методам обучения — наиболее эффективным способом организации такого взаимодействия является творческая учеба, что и должно быть новым типом как учебного взаимодействия, так и педагогического общения. Попробуем определить педагогические условия, реализация которых может положительно повлиять на исследуемый нами феномен — формирование творческого педагогического потенциала будущего учителя в условиях университетского образования. Следует отметить, что результатом этой подготовки является личностное приобретение каждым студентом соответствующей готовности к работе с детьми: мотивационно-ценностного (ориентации, отношения и личностные цели), когнитивного (знание, представление), операционного (умение и навыки).

    2.      Структурные компоненты творческого потенциала будущего педагога

    Мотивационно-ценностный компонент содержит все разнообразие целей и заданий педагогической деятельности: от основной задачи (формирование всесторонне и гармонично развитой личности) к конкретным заданиям формирования отдельных качеств или их элементов. Данный компонент реализуется при условии соответствующего взаимодействия преподавателя и студента.

    То есть для формирования у студентов мотивационно-ценностного компонента необходимо наполнить эмоционально-ценностную сферу учебного процесса способами учебной деятельности, формами общения, которые давали бы возможность сформировать у студентов мотивацию к профессиональной деятельности, интерес к ней, положительное личное отношение к педагогической работе и стремление к накоплению соответствующего педагогического опыта.

    Следующим компонентом готовности будущих учителей к творческой профессиональной деятельности является когнитивный компонент, который отображает сущность того, что реализуется в процессе достижения как общей цели учебы, так и каждого задания в частности, и способствует углубленному развитию профессиональных интересов и навыков студентов.

    Следовательно, для формирования у студентов творческого когнитивного компонента необходимо отобрать и отструктуризировать учебный материал таким образом, чтобы он содержал необходимую информацию, которая бы дала возможность студентам на основе качественно усвоенных знаний и сформированных представлений развить у себя способности будущего творческого учителя.

    Следующий компонент готовности — деятельно-операционный. Его структурными элементами являются соответствующие умения и навыки. Это умение применить в своей профессиональной деятельности стандартные и нестандартные методы, последовательно и эффективно вводить все элементы технологии, в частности проектно-конструктивные, коммуникативные и дидактико-организационные.

    Деятельно-операционный компонент у будущих педагогов предусматривает соответствующую организацию учебного процесса, в котором студент должен занимать центральное место с точки зрения его активной деятельности, поскольку организация учебы отображает взаимодействие тех, кто учится, и педагогов, их сотрудничество, организацию и управление процессом учебы, ориентированные на запланированный результат (достижение цели и задач обучения).

    Взяв за основу данную структуру деятельности, были определены основные составляющие формирования творческого потенциала будущего педагога, а именно: мотивационно-целевой, субъектный, объектный, технологический и результативный.

    Каждый из этих компонентов должен быть сформирован на трех уровнях: мотивационном, когнитивном и операционном. Следует отметить, что формирование результативного компонента возможно только при условии сформированности всех предыдущих компонентов на трех уровнях (таблица 1).

    Таблица 1

    Структурные компоненты творческого потенциала будущего педагога

    СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
    І. Мотивационно-целевой компонент
    Мотивационный уровень Когнитивный уровень Операционный уровень
    Осознание и принятие цели и задания педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях
    ІІ. Субъектный компонент
    Мотивационный уровень Когнитивный уровень Операционный уровень
    Комплекс личностных качеств, который обеспечивает реализацию педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях
    ІІІ. Объектный компонент
    Мотивационный уровень Когнитивный уровень Операционный уровень
    Овладение знаниями про объект педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях
    IV. Технологический компонент
    Мотивационный уровень Когнитивный уровень Операционный уровень
    Овладение методиками и способами педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях
    V. Результативный компонент
    Мотивационный уровень Когнитивный уровень Операционный уровень
    Самооценка педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

    На данной модели предполагается, что цель деятельности — это идеальный образ, воплощенный в продукте, который является результатом превращения объекта деятельности. Важно, чтобы она была личностно значима.

    Соответственно, цель деятельности должна из экстравертированной стать внутренне привлекательной и личностно осознанной, понятной и необходимой для студента, который умеет трансформировать извне заданную цель в собственную цель и задание деятельности, которая выполняется.

    Субъектный компонент предусматривает осознание студентом себя как субъекта деятельности, диагностику собственных возможностей в ее осуществлении, познание качеств собственной личности, которые обеспечивают выполнение деятельности, активное включение, создание индивидуальной траектории познания, которое придает ему неповторимость и своеобразие.

    Будущий педагог, у которого есть потребность и желание, активно включается в деятельность. Студент, который не уверен в себе — комплексует, избегает, действует по образцу.

    Субъектный компонент предусматривает опору на основные потребности человека: в познании, в общении, творчестве, учебе, в работе, признании и защищенности, в удовольствии, в осознании своей деятельности, в расширении мировоззрения [8].

    И чем больше потребностей в процессе обучения сможет реализовать студент-педагог, включаясь в деятельность, тем больше он самореализуется.

    Объектный компонент предусматривает определение объекта деятельности, положительное отношение к нему, заинтересованность в этом объекте и потребность работать с ним, знание его специфики, умение использовать в своей жизнедеятельности.

    Технологический компонент связан с обладанием средствами и способами деятельности. Каждый студент должен избирать для себя те средства обучения, которые наиболее удобны, доступны, привлекательны, рациональны. Он изучает их особенности и, учитывая собственные возможности и потребности, применяет, производя собственную технологию.

    Результативный компонент предусматривает проявление индивидом уровня овладения компетенциями, позволяет сознательно оценивать результаты своей деятельности и уровень собственного развития.

    Следовательно, результатом сформированности творческой компетенции является стойкая потребность заниматься профессиональной деятельностью, интерес к ней и желание постоянно самосовершенствоваться, глубокие осмысленные знания специфики этой деятельности, а также искусное ее выполнение.

    • Таким образом, при создании оптимальных условий для включения в разные виды деятельности будущий специалист становится творчески сформированным благодаря овладению соответствующими категориями на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях.
    • Поэтому ориентированность учебного-воспитательного процесса на формирование творческого потенциала у будущих педагогов нуждается, как уже отмечалось, в соответствующем изменении организации процесса обучения.
    • Заключение
    • Подготовка будущего педагога в системе университетского образования должна базироваться на таких компонентах творческого потенциала, как мотивационно-целевой, субъектный, объектный, технологический, результативный, которые способствуют развитию личности в творческо-креативном направлении, что в свою очередь определяет потенциал будущего педагога в условиях высшего образования.

    Рецензенты:

    Галиновский А.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Технологии ракетно-космического машиностроения» МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва;

    Цибизова Т.Ю., д.п.н., доцент, начальник Управления образовательных технологий, доцент кафедры «Системы автоматического управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана», г. Москва.

    Библиографическая ссылка

    Буренина В.И. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20938 (дата обращения: 31.10.2019).

    Читайте также:  Развитие ребенка в 8 месяцев: какие игры понравятся малышам в этом возрасте

    Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20938

    Развитие творческого потенциала и личных возможностей ребенка в процессе обучения и воспитания

    • Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребёнка в процессе обучения и воспитания
    • В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить.
    • Сократ
    • Творчество как один из важнейших критериев развития личности

    Сегодня, как никогда, ключевыми качествами современной личности становятся творчество, креативность, умение отстаивать свои позиции и позиции своей страны, принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к условиям постоянно изменяющегося мира. Современная школа ищет новый контур понимания сути и назначения образования в целом. Должна ли она формировать у учащегося научную картину мира, или обеспечивать профессиональную квалификацию, или учить мыслить, или “готовить к жизни”? При этом исследователями все чаще подчеркивается та мысль, что все эти цели частичные по отношению к целостности человека, исчерпываемые рамками социальной адаптации, и равнодушие к творческому потенциалу личности. Поэтому потенциальные способности многих учеников остаются нереализованными.

    Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.

    Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

    Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.

    Психолого-педагогический анализ образовательных стандартов позволяет утверждать, что ключевые качества личности, которые в Стандарте определяются как образовательные результаты школьного образования, могут быть обобщены в одно общее определение ‑ «творческий потенциал».

    Рассмотрим сущность понятия «творчество». Это очень актуально в наши дни, так как престиж творчества во всем мире в последнее время сильно возрос.

    Революционизирование научной мысли, соединение науки и производства, беспрерывное обновление идей и технологий – все это несет в себе творческое начало.

    Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии, даже в политологии.

    Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика.

    Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности.

    Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

    В настоящее время в работах психологов и дидактов дан глубокий анализ творчества, как в широком смысле, так и творческой деятельности в учебном процессе. Эту проблему рассматривали: Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Я.А.Пономарев, Б.П.Никитин, И.П.Волков, А.Н.Лук, А.Ньюэлл, С.Шоу, Г.С.Саймон, Дж. Гилфорд, Э.Торранс и другие.

    Хотя творчество существует столько же, сколько и само человечество, этот феномен последние пять столетий относили к изящным искусствам, приписывали только гению, чему-то необыкновенному.

    С уверенностью можно сказать, что в основе научной деятельности, как и любой другой, лежат те же творческие способности, что и в художественной (творческой).

    Творчество – это общечеловеческий феномен, который не возникает из ничего, основываясь на знаниях, на мужестве переживать новое.

    Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества.

    Творчество – это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазию, мечтательность.

    Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.

    Источник: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/razvitiie_tvorchieskogho_potientsiala_i_lichnykh_vozmozhnostiei_riebienka_v_protsiessie_obuchieniia_i_vospitaniia

    Развитие творческого потенциала личности ребёнка в системе дополнительного образования

    • Выступление на семинаре
      для педагогов дополнительного образования по теме:
    • «Развитие творческого потенциала личности ребёнка
    • в системе дополнительного образования – основа жизненного
    • успеха и залог социальной адаптации в современном мире» 

    В Концепции модернизации российской системы
    образования определены важность и значение системы дополнительного образования
    детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов,
    социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В отличие от
    общего образования, система ДОД является открытой социально-педагогической
    системой, не имеющей государственных стандартов, которая развивается по пути
    свободного и творческого воплощения в педагогическую практику учреждения идей
    гуманизма и демократии. Занятие в учреждениях дополнительного образования детей
    обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое,
    свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными
    видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на
    стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет
    другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Таким образом,
    занятия в учреждениях дополнительного образования детей направлены на
    развитие  творческого потенциала обучающихся.

    Трудно представить нам жизнь ребенка 
    без творчества. Творчество – синоним оригинального склада мышления, то
    есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. У каждого
    ребенка – огромные возможности развития. В современном обществе все более
    реальной становится задача всестороннего развития способностей.

    Но это не
    означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех, же
    способностей у всех детей, так как все дети индивидуальны.

    Педагог
    дополнительного образования, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие
    ценности, на занятиях осуществляет целостный образовательный процесс (развитие,
    воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными
    задатками, склонностями, способностями и интересами).

      Например, занятия в отделах декоративно —
    прикладного творчества выполняет 
    несколько важных функций: с одной стороны она является носителем
    духовной культуры, а с другой она эффективно развивает творческое воображение,
    эстетический вкус, эмоциональную сферу, пространственное мышление,
    художественные потребности, творческие способности, трудовые навыки,
    необходимые в материальной и духовной деятельности.

    Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в
    процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности.  На занятиях в системе дополнительного
    образования обучающиеся получают  хорошие
    практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт
    дети используют в дальнейшем в процессе обучения в школе, гимназии.  

    Особое значение творческая деятельность имеет для
    одаренных и талантливых детей. Одаренность и талант тесно связаны с опережающим
    развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со
    своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче.

    Поэтому в
    практической творческой деятельности одаренным детям нужно давать  усложненные 
    задания и  увеличивать объем
    работы. Как правило, работы именно таких детей жюри  отмечает на различных конкурсах, подчеркивая
    индивидуальность работы.

      Педагог в своей
    деятельности должен учитывать возможности каждого обучающегося и находить к каждому
    ребенку индивидуальный подход.

    Не многие дети отличаются ярко выраженной
    талантливостью и одаренностью. Поэтому главная задача педагога выявить скрытые
    талантливые личности и дать им возможность дальнейшего развития. Это можно
    сделать с помощью разных диагностических методик: наблюдение, эксперимент,
    тест, творческое задание.

    Одаренного ребенка можно определить по его творческим
    работам, они оригинальны, эмоциональны и выделяются на фоне других. Как
    правило, ребенок придумывает целую историю про свой художественный образ. Он
    играет, общается, переживает вместе с созданной им  игрушкой.

     
    Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным
    качеством.  С помощью воображения у
    ребенка формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта,
    ситуации, условий и т.д. Творчество и воображение тесно связаны между собой.

    Воображение помогает ребенку придумывать интересные образы и воплощать свой
    замысел в творческой деятельности. 

    Эмоции играют
    очень большую роль в творческой деятельности детей. Положительный эмоциональный
    фон в процессе деятельности создается с помощью: музыки, видео, загадок, стихов
    в соответствии с темой урока. Одной из главных составляющих положительного
    эмоционального фона является личность педагога и его стиль общения.

    Работа,
    которой ребенок увлечен, выполняется быстро и дает хороший результат. А хороший
    результат возможен  там, где есть   положительная мотивация к творческой
    деятельности, самоорганизация ребенка, творческие способности ребенка и их
    использование в творческой деятельности. Хорошим способом мотивации является
    изготовление подарка или сувенира  для
    мамы, бабушки, папы, друга.

    Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает
    целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от
    полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному
    и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память,
    мышление, восприятие, внимание.

    Они, в свою очередь, определяет успешность
    учебы ребенка, уровень овладения знаниями, умениями и навыками на школьных
    уроках.      

    Большое
    значение в творческой деятельности играет использование игровых приемов с
    элементами ролевого поведения (мечты покататься на лошадке, дрессировщик
    собачки, мастер, пастушок коровы, быка). Правильный выбор методов обучения
    способствует развитию творческих способностей обучающихся.

    Одним из таких
    методов является  частично-поисковый или
    эврестический — это импровизационный метод, где ребята на заданную тему могут
    создавать выразительный образ. Занятия лепкой и росписью способствуют  развитию у детей творческого воображения.

    Сам
    процесс лепки способствует воплощению замыслов ребенка, созда­нию образов и
    развитию воображения. Захватывающий интерес к процессу создания поделок
    психологически облегчает  ребенку работу
    с материалом (песком, соломкой, бисером).

    Очень важно то, что в процессе
    творческого занятия ребенок учится согласованности движений обоих рук, а так же
    происходит воспитание привычки последовательного выполнения работы.

    В условиях творческих объединений обучающиеся обнаруживают
    более благоприятную динамику показателей развития креативности, личностных
    качеств и достижений в интеллектуальных и творческих видах деятельности по
    сравнению со сверстниками, учащимися в общеобразовательных школах. Особенности  обучения в объединениях Центра в творческих
    объединениях оказывают значимое системное влияние на развитие всех параметров
    креативности.

    Подготовила:

    педагог-психолог

    Мищенко С. А.

    Источник: http://zelcvr.ucoz.ru/publ/razvitie_tvorcheskogo_potenciala_lichnosti_rebjonka_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovanija/1-1-0-3

    Ссылка на основную публикацию
    Для любых предложений по сайту: [email protected]