Школа для детей с отставанием в развитии: как преодолеть возникшие трудности

Необходимость затронуть и этот вопрос вызвана тем, что в процессе повседневных бесед с родителями мы постоянно убеждаемся в их полной неосведомленности в нем, что в современных условиях совершенно недопустимо.

Прежде всего, родителям, чьи дети только начинают свой школьный путь или недостаточно успешно по нему идут, необходимо знать о существовании целой сети специальных школ, рассчитанных на то, чтобы обеспечить полноценное обучение детей с отклонениями в развитии.

Имеются специальные школы для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также для детей со сниженным интеллектом и с тяжелыми нарушениями речи, затрудняющими процесс обучения ребенка в условиях общеобразовательной школы.

Кроме того, в связи со все возрастающим в последние десятилетия числом детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии, появились и школы для детей с задержками психического развития.

Для этой последней категории детей во многих общеобразовательных школах организуются также «классы выравнивания», «классы педагогической поддержки», в которых программу начальной школы проходят не за три, а за четыре учебных года.

В специальных школах работают педагоги-дефектологи, имеющие специальное образование и обладающие необходимыми знаниями для того, чтобы помимо прохождения школьной программы оказывать нуждающимся в этом детям и необходимую коррекционную помощь. Без такой помощи успешное обучение этих детей невозможно.

Расскажем несколько подробнее о школах для детей с задержками психического развития, или, как их иногда называют, «школах выравнивания». В этих школах обучаются дети с нормальным интеллектом, но имеющие более или менее выраженную задержку в психическом, а нередко одновременно и в речевом развитии.

Программа начальной общеобразовательной школы здесь проходится, как уже говорилось, не за три, а за четыре года, что и дает ребенку возможность «выровняться», тем более что ему все это время оказывается специальная коррекционная помощь.

Наполняемость классов в этих школах – 10-12 человек, благодаря чему педагог может уделить каждому ребенку необходимое ему индивидуальное внимание.

Если ребенок «выравнивается» в своем развитии, то он имеет возможность перейти в общеобразовательную школу и продолжить в ней дальнейшее обучение, поскольку учебные программы этих школ совпадают по своему содержанию.

В тех же случаях, когда полного «выравнивания» по тем или иным причинам не происходит, родителям следует считать за большое благо пребывание их ребенка именно в этой, а не в общеобразовательной школе.

Ведь если даже в созданных для него наиболее благоприятных условиях ребенок с трудом усваивает школьную программу, то какова была бы его судьба в общеобразовательной школе?

Дети с такими проблемами проходят перед нашими глазами буквально ежедневно. При этом, что особенно обидно и больно, нередко нам приходится встречаться и с теми родителями, которые обращались к нам за консультацией «на пороге школы».

Уже тогда, на основании тщательного обследования их ребенка, нам было совершенно ясно, что он не сможет успешно обучаться в условиях общеобразовательной школы. Это мы всегда старались объяснить и самим родителям.

Но ко многим из них такое понимание приходит слишком поздно – лишь через два-три года безуспешных попыток обучения ребенка в «нормальной» школе.

Излишне говорить, что ко времени нашей повторной встречи не только ребенок бывает психически сломлен, но и сами родители уже находятся в состоянии полной растерянности.

В отчаянии они сетуют на то, что их ребенку очень трудно учиться, что выполнение домашних заданий затягивается ежедневно до поздней ночи, что ребенок не высыпается и совершенно не бывает на воздухе, что он делает уроки «только из-под палки» и вообще отказывается ходить в школу, что дома из-за всего этого «очень напряженная обстановка» и т.п.

Некоторых детей родители уже лечат у невропатолога, с некоторыми обращались к детскому психиатру по поводу постоянно угнетенного настроения ребенка или появления у него «каких-то непонятных» ночных или даже дневных страхов…

Во многих случаях родители пытаются обвинять во всем происшедшем школу или какого-то конкретного учителя, которому до их ребенка якобы «нет никакого дела». И часто нам стоит очень больших усилий погасить возникший конфликт и объяснить родителям, что дело здесь совсем не в учителе, а в самом ребенке. Действительно, ведь учится же нормально у этого же самого учителя большинство других детей?

Родителям, не являющимся специалистами во всех этих вопросах, очень важно до конца понять одну простую, но принципиально важную вещь.

Основная задача общеобразовательной школы (конечно, в рассматриваемой нами здесь связи) состоит в том, чтобы дать детям необходимую систему знаний и «научить их учиться», с тем чтобы в течение всей своей дальнейшей жизни они могли самостоятельно приобретать новые знания.

Это не лечебное и не коррекционное учреждение, поэтому работающие в нем педагоги не умеют и, более того, не должны уметь проводить коррекционную работу с нуждающимися в ней детьми. Эти педагоги должны научить тех детей, которые к началу школьного обучения уже достигли необходимой для этого нервно-психической и речевой зрелости.

Поэтому сама методика преподавания, сам стиль объяснений учителя общеобразовательной школы рассчитан именно на такую категорию «созревших» детей.

Вот почему ребенок с запаздыванием в развитии психических и речевых функций оказывается в сложном положении – он просто-напросто попал в этот класс не по назначению и все объяснения учителя ориентированы и рассчитаны не на него… Обучать и «выравнивать» таких детей уже непосредственно в самом процессе обучения – дело дефектологов. Однако понимание именно этой, казалось бы, такой очевидной вещи почему-то совершенно недоступно большинству родителей. Об этом свидетельствует их упорное стремление любым путем обязательно «устроить» своего ребенка в «нормальную» школу. Но ведь именно с этого самого момента и начинаются всякие «ненормальности» не только с самим ребенком, но и со всей его семьей!

Основной довод, который приводят при этом родители, состоит в следующем: «Я не хочу, чтобы мой ребенок учился в школе для дураков»! Но причем здесь «дураки»? В школе для детей с задержками психического развития учатся дети именно с задержкой развития, которая в условиях коррекционно-направленного обучения постепенно преодолевается.

Но и дети со сниженным интеллектом совсем не заслуживают такого обидного прозвища, тем более что в наше непростое время от подобных жизненных ситуаций не может быть застрахован абсолютно никто – слишком много появилось разного рода вредоносных факторов, которые могут нарушить нормальный ход развития головного мозга ребенка еще во внутриутробном периоде.

Приведем хотя бы один конкретный пример, когда специалистам уже с самого начала бывает ясна нецелесообразность определения ребенка в общеобразовательную школу, но когда почти невозможно убедить в этой нецелесообразности родителей (при этом особенно «несгибаемыми» бывают многие папы, чаще всего отсутствующие на приеме, но как бы находящиеся на нем незримо).

Вспоминается одна мама, которая в ответ на все наши доводы довольно резко ответила: «Как Вы не можете понять, что я хочу дать ему шанс, а в школу для дураков попасть никогда не поздно!»

В этом на первый взгляд совершенно неопровержимом по своей логичности высказывании есть две стороны, на каждой из которых нам хотелось бы остановиться отдельно. Во-первых, что значит «дать шанс»? Основная цель обследования ребенка перед его поступлением в школу как раз и заключается в том, чтобы, тщательно взвесив все «за» и «против», не лишить его этого самого «шанса».

К тому же, какой смысл затрачивать на обучение ребенка лишние средства (обучение в специальной школе обходится государству намного дороже), если уровень его развития и нервно-психическое состояние позволяют ему спокойно обучаться в общеобразовательной школе, при наполняемости класса в 30-40 человек? И зачем без необходимости загружать дефектологов, которых у нас и без того не хватает?

Но вернемся к нашему конкретному примеру. Ребенок, о котором идет здесь речь, вошел к нам в кабинет с какой-то блуждающей улыбкой на лице и с большим плюшевым мишкой в руках, которого он непрерывно целовал и гладил.

В результате некоторых усилий, с использованием специальных приемов, удалось, наконец, привлечь внимание ребенка к процессу обследования, однако с большинством предложенных ему несложных заданий он не справился.

Спрашивается, что он будет делать в общеобразовательной школе и как ему удастся использовать данный матерью «шанс»? (Этот мальчик родился 6-месячным и с самого рождения находился на диспансерном учете у невропатолога и психиатра).

Другая сторона вопроса состоит в том, что, по мнению мамы этого мальчика, во вспомогательную школу попасть «никогда не поздно». Так ли это на самом деле? Если подходить к делу чисто формально, то мама, безусловно, полностью права – двери этой школы для нуждающихся в ней детей всегда открыты.

Но если всерьез задуматься над судьбой этого ребенка, то такого рода «железная» логика не выдерживает никакой критики. И вот почему.

Одно дело, когда ребенок, еще совсем не разбирающийся в специфике школ, торжественно и с цветами сразу приходит в свою школу, радуясь тому, что он уже ученик, и имея в дальнейшем полную возможность успешно учиться, поскольку как школьная программа, так и сам характер обучения в этой школе полностью соответствуют его возможностям. К тому же он с самого начала попадает в коллектив себе подобных, что позволяет ему чувствовать себя «на равных», а значит и полноценно (в возможных для него пределах) развиваться в личностном отношении.

И совсем другое дело, когда в эту же самую школу ребенок попадает после одного-трех лет пребывания в «нормальной» школе, под сокрушенные вздохи родителей, как «двоечник» и неудачник, уже хорошо понимающий свою «несостоятельность».

Теперь и в новой школе ему будет уже непросто, потому что в прежнем классе у него остались старые друзья, а в новом уже успел сложиться свой коллектив, в который находящемуся не в лучшей форме «новичку» еще только предстоит войти. К тому же и основная часть коррекционной работы, направленной на выравнивание «слабых звеньев», без чего невозможно было начать обучение, осталась уже позади.

Таким образом, по воле своих же собственных родителей ребенок в подобных случаях уже во второй раз попадает в неблагоприятные для него условия обучения.

Более того, во многих случаях родители пытаются определять своих детей, имеющих задержку психического и речевого развития, в так называемые «престижные» школы, чаще всего в школы с углубленным изучением иностранного языка. После всего сказанного, по-видимому, уже излишне объяснять, какую злую судьбу готовят они своему ребенку…

С одной мамой, не желавшей даже слышать ни о какой специальной школе, в которой край не нуждался ее ребенок, нам пришлось пойти на такой эксперимент.

Мы дали ей очень подробную консультацию и специальное пособие для занятий с ребенком и предложили позаниматься с ним дома, с тем, чтобы через две недели вместе с нею проверить достигнутый результат (предполагалось повторно обследовать мальчика по тем же самым заданиям). Однако обследовать больше не пришлось.

Едва переступив порог кабинета, мама очень возбужденным голосом сказала буквально следующее: «Девайте Вы его куда хотите, он меня с ума свел за эти две недели. Сто раз объясняешь одно и то же – и как об стену горох!» А как же может научить этого ребенка учитель общеобразовательной школы, не владеющий никакими специальными методами?

Поэтому очень важно, чтобы родители поняли, что советы специалистов в отношении определения ребенка в какую-либо специальную школу продиктованы не стремлением «закрыть ему путь» в общеобразовательную школу, а исключительно соображениями искренней заботы о ребенке, о создании оптимальных условий для его успешного обучения.

Такого рода забота о детях с отклонениями в развитии имеет у нас глубокие исторические корни. Но если в дореволюционной России и в первые десятилетия советской власти она распространялась лишь на детей с резко выраженной умственной и другой патологией, то теперь положение дел существен но изменилось, особенно в последнее время.

Теперь в такой специальной заботе со стороны общества стали нуждаться и многие дети с нерезко выраженными и порою незаметными для неспециалистов отклонениями в развитии, чем и вызвана необходимость организации соответствующих школ для этих детей.

Если раньше такие дети могли еще как-то успевать и в условиях общеобразовательной школы, то теперь, в наш компьютерный век, при значительном усложнении характера и общего объема той информации, которую ребенок должен усвоить за годы обучения в школе, даже небольшие отклонения в его развитии могут стать существенной, а иногда и непреодолимой преградой на пути усвоения знаний. А поскольку современный уровень развития медицины и дефектологии позволяет своевременно выявлять и преодолевать эти небольшие отклонения, то было бы непростительной ошибкой не использовать такую возможность.

Читайте также:  Развитие ребенка от 2 лет до 3 лет:

Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. – СПб.: КАРО, Дельта, 2005. – 384 с: ил.

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

Источник: https://Psylist.net/pedagog/00042.htm

«Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учёбе»

Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учёбе.

Многим детям учиться трудно. У одних проблемы возникают по устным предметам, у других — сложности с письменными, третьи «тянутся» изо всех сил и успевают по всем предметам, но добиваются этого ценой своего здоровья – и физического, и психического. Об этих трудностях мы и хотим поговорить.

В отечественной и зарубежной литературе рассматривается и анализируется широкий спектр причин возникновения школьных трудностей: от генетических до социальных.

Их нельзя считать до конца изученными, но и невозможно не учитывать при работе с ребенком.

Результатом невнимания к школьным трудностям является, как правило, нарушение состояния здоровья, особенно нервно-психической сферы школьников.

  • При анализе причин трудностей обучения выделяются внешние и внутренние причины (факторы).
  • К внешним относят:
  • * экологические (внешнесредовые) условия жизни ребенка, которые непосредственно не приводят к возникновению трудностей обучения, но оказывают влияние на рост, здоровье и развитие ребенка, что, в свою очередь, отчетливо сказывается на способности детей успешно осваивать письмо и чтение,
  • *социокультурные условия жизни и развития ребенка могут оказать существенное влияние на развитие трудностей обучения, так как дефицит внимания к развитию ребенка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности. Однако, если у таких детей нет внутренних факторов риска, они могут (при благоприятных условиях обучения) быстро наверстать упущенное,

* сила отрицательного воздействия на организм ребенка школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно, систематически и длительно (в течение многих лет) в период интенсивного роста и развития, когда организм ребенка наиболее чувствителен к любым воздействиям. Такими источниками являются конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, ограничение времени в процессе деятельности, фактическая учебная школьная нагрузка.

Нельзя не сказать о реальном уменьшении количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. В настоящий момент сократилось количество часов на изучение некоторых предметов, в то время как вырос и усложнился учебный материал. Фактически сами программы требуют, чтобы современные дети овладевали знаниями гораздо быстрее, чем их сверстники лет пятьдесят.

Взгляд на ситуацию меняется, когда мы начинаем анализировать нагрузку и режим ребенка.

По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН рабочее время, включая приготовление домашних заданий, составляет в начальной школе в среднем 6–7 часов в день.

Прибавьте время, затраченное на посещение кружков и секций. Это дневная нагрузка взрослого работающего человека. Ребенок загружен, утомлен и напряжен. И получается, что ребенок не ленится, просто у него часто не хватает сил.

Внутренние причины школьных трудностей скрываются в функциональном развитии ребенка, его психофизиологических особенностях, нарушениях в развитии определенных систем.

Каждый внимательный взрослый замечает среди детей таких, которым трудно поддерживать оптимальный уровень активности. Они не сразу входят в рабочее состояние, а поработав, быстро устают – их работоспособность колеблется и скоро угасает.

Даже долго находиться за партой этим детям трудно. В первой половине урока они еще пытаются следить за объяснениями учителя, во второй – нередко «отключаются» и порой ложатся на парту.

Их письменные задания часто оказываются не завершены, а ошибки к концу выполнения задания становятся более частыми и грубыми.

Таким детям требуется повышение мотивации, эмоциональный «разогрев» и дозировка заданий. Им также полезна смена видов деятельности.

Отсроченная память у них может быть лучше непосредственной, причем это касается и зрительной, и слуховой, и двигательной памяти.

Это значит, что ребёнок, если спросить его сразу после объяснения, может ответить на вопрос менее точно, чем позднее, когда новая информация «уляжется».

Вторая часто встречающаяся категория детей с трудностями учения – это дети с отставанием функций программирования и контроля деятельности. Обычно эти дети непоседливы, им нужно постоянно двигаться, они вскакивают и тянут руку, не дослушав вопрос. Однако бывают среди них и замедленные, вялые, недостаточно активные.

Объединяют тех и других детей трудности планирования и планомерного выполнения действия – дети не сразу включаются в задание, их ориентировочная деятельность хаотична и неполна, они легко отвлекаются на посторонние раздражители, часто не доводят действие до конца и не сверяют результат действия с его образцом или замыслом.

Основными причинами появления у них ошибок являются упрощение программ и инертность. Этим детям постоянно нужна организующая помощь взрослого, поскольку самоорганизация – их самое уязвимое место. Слабая произвольная организация и невысокая мотивация приводят к неуспехам в учебе и нарушениям поведения.

Репрессии в школе и дома еще более снижают учебную мотивацию и ведут к еще большему отставанию в учебе и к закреплению нарушений поведения. Отсюда открывается путь к ложной компенсации – браваде, взятию на себя роли шута, а позже и к асоциальной позиции.

Трудности программирования и контроля проявляются во всех школьных заданиях, требующих произвольного внимания, но наиболее ярко они проявляются в решении мысленных задач, в том числе арифметических.

Основной путь помощи – вынесение программы действия «наружу», работа по «материализованной» внешними опорами программе с постепенным переходом от совместного, развернутого (поэлементного) внешнего действия к самостоятельным, свернутым, внутренним действиям

Трудности в учении могут быть вызваны и отставанием в развитии функции переработки информации любого вида: от слуховой до зрительно-пространственной, Такие дети путают при чтении и письме близкие по звучанию и произношению звуки, навыки чтения и письма не автоматизируются. При работе с этими детьми нельзя ограничиваться работой только над письмом и чтением, необходимо развивать и их словарь, и слухо-речевую память.

Встречаются в практике дети с хорошо развитой речью, тонкие по своему эмоциональному складу, легко ранимые. Когда слушаешь такого ученика, думаешь, что он блестяще учится, а заглянешь в его тетради по русскому языку – одни ошибки.

Трудности могут быть связаны также с расстройством кратковременной памяти или перегрузкой рабочей памяти и проблемами организации внимания, что вполне естественно при учебной перегрузке.

Принципиальный путь помощи в подобных случаях тот же: высокая мотивация (интересная игра, соревнование), действия в пространстве во внешнем плане с проговариванием (например: чтобы «найти клад», пойди прямо, поверни налево, загляни под …)

Трудности обучения у многих детей не всегда приводят к неуспеваемости. Случается и наоборот, высокая успеваемость, особенно на первых годах обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья.

Сложность и в том, что именно эти дети не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а «функциональная цена» школьных успехов проявляется не сразу, и появление трудностей у успешных детей в последующих классах воспринимается как «непонятно от чего возникшая неожиданность».

А эти нарушения здоровья еще больше осложняют формирование навыков, так как снижают внимание, память, способность к произвольной регуляции деятельности, ухудшают нервно-мышечную регуляцию и т.п.

Что поможет детям избежать трудностей?

Постоянная доброжелательная поддержка и заинтересованность в учебных делах детей, одобрение даже незначительного улучшения учёбы вызовут незамедлительный успех.

Вместо обычного раздражения и нотаций большой эффект окажет разговор, в котором вы выразите уверенность, что если ребёнок постарается, то сможет вместе с вами преодолеть трудности. Но это не значит, что в какие – то моменты не нужно строгое осуждение лени, безалаберности, расхлябанности.

Не нужно таить в себе возмущение, оно должно быть высказано и действенно. Не постоянные ссоры из–за плохой успеваемости, а строгий запоминающийся выговор может менять положение дел.

Большую помощь в успешном учении оказывает режим дня. Ребёнок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется. Любое нарушение режима может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма.

Режим дня помогает сформировать правильные привычки. Чередование различных видов деятельности с активным отдыхом, полноценный сон помогают ребёнку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности.

Не все ребята одинаково способны к любому школьному предмету, и требовать от них отличных результатов вряд ли разумно. Но в каждом из детей есть к чему – то особая тяга, наклонность, которую стоит развивать.

Такая компенсация спортом, занятиями живописью, музыкой, танцем сохранит душевное равновесие ученика, если учёба ему не очень даётся. Главное, правильно рассчитать силы ребёнка и количество дополнительных занятий.

Не стоит пренебрегать помощью специалистов логопедической и психологической службы учебных заведений.

Наконец, чтобы ваш ребёнок учился успешно, соблюдайте следующие правила:

  1. Будите ребёнка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

  2. Не торопите. Умение рассчитывать время – ваша задача, и если это вам плохо удаётся, то вины ребёнка в этом нет.

  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придётся много поработать.

  4. Прощаясь, предупреждайте и направляйте: «Смотри, не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Слушай внимательно!» Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

  5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребёнок чересчур возбуждён, жаждет поделиться чем – то, не отталкивайте, не откладывайте на потом, выслушайте его, ведь это займёт немного времени.

  6. Если вы видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка.

  8. После школы не торопите ребёнка садиться за уроки, необходимо 2 – 3 часа (а в 1 классе хорошо бы полтора часа поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 16 до 18 часов.

  9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 20 минут занятий необходим 10 – 15 минутный перерыв.

  10. Во время приготовления уроков не стойте над душой, дайте возможность ребёнку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка, похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего дела, заботы, радости, неудачи ребёнка.

  12. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учёбы.

  13. Учтите, что даже «совсем большие дети» (7 – 10 лет) очень любят послушать сказку перед сном или услышать ласковые слова. Всё это успокаивает, помогает снять напряжение, накопившееся за день и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выясняйте отношения, не обсуждайте завтрашнюю контрольную

и т. п. Завтра новый день и вы должны сделать всё, чтобы он был

спокойным, добрым и радостным.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/kak_pomoch_rebionku_preodolet_trudnosti_v_uchiobe

5 простых советов, как научить ребенка преодолевать трудности в учебе и спорте

Узнайте о методике, которая поможет воспитать сильную личность.

Ваш ребенок удивительно устроен: как губка, он впитывает все, что дает ему мир. Вы можете научить его быстро бегать, выразительно читать, запоминать имена художников, но какой в этом толк, если при первых проблемах малыш теряется и бросает занятие?

Олимпийский чемпион по гребле на байдарках Юрий Постригай делится простыми советами, как научить ребенка преодолевать трудности и не перегибать палку с родительской поддержкой.

  • Юрий Постригай
  • Поддерживайте, но не давите
  • Мы любим наших детей, желаем им лучшего, но, пожалуйста, давайте не будем решать за них, навязывать им интересы и обесценивать их увлечения.
  • Конечно, можно заставить малыша заниматься чем-то объективно важным и полезным, но без его искреннего интереса все усилия пропадут даром.
  • Слушайте ребенка, просите делиться впечатлениями, всегда предлагайте несколько вариантов — пусть выбирает сам.
  • В любимом деле даже большие трудности могут показаться пустяком, а в занятиях из-под палки любой пустяк рискует стать трагедией.
  • Объясните, что трудности — это нормально
Читайте также:  Врожденные пороки развития у детей: как выявить на ранней стадии беременности

Приучите ребенка к этой мысли: трудности бывают у всех. Даже у самых талантливых, трудолюбивых и старательных умниц. Это обычная часть жизни, так же как успех. Объясните малышу, что, если ему что-то не удается, это не делает его хуже.

Плохая оценка в школе, не получается выйти на новый уровень в спорте, не запоминается стихотворение? Неприятно, но с этим можно и нужно справиться.

Мой сын Миша не любит проигрывать. Даже в лото. Но мы работаем над этим вместе. Да, я чемпион, но периодически бываю и на второй, и на третьей, и на пятой строчках.

Прихожу и честно рассказываю сыну, что победа досталась другому. Объясняю, что чувствую.

Говорю, что ничего страшного не случилось. Словом, показываю на своем примере, как достойно принимать поражения.

Делитесь с ребенком правильной энергией

Малыш потерпел неудачу или застрял в процессе, и вот уже та идеальная картинка, которую вы успели нарисовать в своем воображении, с треском распадается.

Неприятно? Очень даже. Но будьте для ребенка источником поддержки и вдохновения, а не станцией по производству завышенных ожиданий.

  1. Моя спортивная карьера началась благодаря маме и ее поддержке: когда хотелось все бросить, она напоминала, что всякое начатое дело нужно доводить до конца.
  2. Эти простые слова стали для меня стимулом продолжать и не отказываться от своих целей, даже если было слишком тяжело. Кстати, о целях…
  3. Научите ребенка ставить цели

Путь к успеху начинается с цели. Это всякий взрослый знает, и к коучу не ходи. Но дети мыслят по-другому. Где вы видели малыша, который старательно выводит «планы и цели» на будущий год или, страшно сказать, визуализирует свой успех?

Однако ребенку нужно объяснить, что все его действия и усилия совершаются ради чего-то. Мой сын Миша знает, что плавание сделает его сильным и выносливым, а учиться писать и читать нужно, чтобы потом получить образование и т. д.

Разговаривайте с малышом об этом: будет легче справляться с трудностями, если знаешь, что ждет тебя в финале.

Правда, всегда есть родительский соблазн заменить цель вознаграждением.

Мы учим Мишу составлять календарь занятий и галочками отмечать в нем совершенные дела. Все галочки на месте — сын получает награду. Так мы и мотивируем его, и показываем, как важно делить большие дела на маленькие шаги и цели.

Правда, недавно Миша нашел фонд игрушек, спрятанный в шкафу, из которого мы с женой спонсируем его успехи. Так что сын познакомился не только с основами тайм-менеджмента, но и, получив награды за много галочек вперед, узнал, что такое кредит.

Объясните, что победа — это всегда труд

Но иногда Миша забывает и про награды, и про календарь. Вечером он спрашивает: «А куда я пойду завтра?» И ответ «В бассейн» его страшно огорчает. Тогда приходится объяснять, что галочка в календаре не нарисуется сама собой, а умение плавать и выносливость не появятся из ничего — нужно постараться. Как и в пословице, где рыбка из пруда сама никогда не выпрыгнет вам в руки.

Ребенок должен понимать, что лень ему не товарищ, а путь к победе не всегда бывает комфортным.

«Понятное дело, очень трудно вставать на тренировку в пять утра, когда спишь на шелковых простынях», — сказал однажды один знаменитый боксер, и в этом между взрослыми и детьми нет никакой разницы.

Источник: https://woman.rambler.ru/children/41326268-5-prostyh-sovetov-kak-nauchit-rebenka-preodolevat-trudnosti-v-uchebe-i-sporte/

Трудности обучения в школе. Причины и методы коррекции

Трудности, возникающие в процессе школьного обучения вследствие биологических факторов, в МКБ-10 относят к проблемам овладения школьными навыками и обработки когнитивной информации. Речь идет о нарушениях, связанных с дисграфией, дислексией и дискалькулией.

Характеристики этих отклонений:

  • имеют ранний период возникновения;
  • врожденные (не могут возникнуть как следствие перенесенных травм и инфекций головного мозга);
  • специфические или первичные (не могут быть вызваны особенностями обучения, наличием заболевания или умственной отсталостью).

Большинство нарушений происходит в связи с трудностями сенсорной интеграции ребенка.

Сенсомоторная интеграция как фактор, влияющий на уровень успеваемости

Незначительные нарушения сенсорной интеграции могут вызывать неуспеваемость в школе, впервые проявляются в начале обучения. Понятие сенсорной интеграции подразумевает не только обработку поступающих в мозг сенсорных импульсов, но также их упорядочивание, благодаря чему у человека складывается определенное представление как о себе самом, так и об окружающей среде.

Если процессы сенсорной интеграции незначительно нарушены (неврологи при обследовании признают ребенка полностью здоровым), то ребенок, который не вызывал никаких опасений в своем уровне развития, может столкнуться с трудностями школьного обучения. Новые виды деятельности (такие как чтение и письмо, а также арифметический счет) ставят перед психикой ранее не выполняемые сложные задачи, для успешной реализации которых необходима высокая степень развития сенсорной интеграции.

Стоит понимать, что сбои могут начаться не только в когнитивных процессах, но также и в поведенческой сфере – например, при постоянном нервном перенапряжении от новых социальных правил и требований учебы.

В таком случае при отсутствии должной поддержки ребенок может начать пропускать занятия, у него развиваются психосоматические реакции, часто это выражается в снижении самооценки.

В дальнейшем ситуация только усугубляется, поскольку возможности быстро восстановить пробелы в знаниях нет.

Основные проблемы, которые замечают родители и педагоги

Трудности в обучении ребенка могут вызвать многие вещи, которые другие люди выполняют автоматически при использовании мышечной и зрительной памяти (чтение и письмо).

Поскольку при нарушении интеграции деятельность мозга не упорядочивает полученные сенсорные образы, возникают трудности в своевременном воспоминании мнестически зафиксированных особенностей написания букв и последовательность арифметических действий. Заставлять ученика волевым усилием и постоянным повторением учиться не представляется возможным.

Скорее всего, такое обучение только принесет вред, поскольку ограничивает получение самостоятельного сенсомоторного опыта и возможности развития необходимых структур мозга.

Практические трудности, возникающие у детей при обучении в школе:

  • чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия);
  • интеграция ощущений различных модальностей (записывать услышанные слова, перерабатывать кинестетическую информацию);
  • ориентация в окружающем пространстве (найти необходимый поворот, соотнести скорость своего движения со встречным потоком);
  • соотнесение параметров собственного тела (например, расстояние между тетрадью и доской недоступно для определения, поэтому переписанный текст выходит неравномерным, буквы расположены на разном расстоянии и имеют различный размер);
  • слабость концентрации, проявляющаяся в невозможности довести до конца начатое (уборку или домашнее задание), а также спланировать свое будущее (ребенку тяжело понимать, сколько времени займет та или иная деятельность, а, соответственно, и рассчитать ее начало и окончание);
  • быстрая общая утомляемость из-за заданий, превышающих по своей сложности возможности ребенка.

Проявления и формы в каждом индивидуальном случае будут различными. Случается и так, что в некоторых сферах нарушения практически не заметны, но при этом очень ярко проявляются в других.

Снижение успеваемости вследствие нарушенной сенсорной интеграции — это не психоэмоциональная проблема, поэтому изменение воспитательного подхода не приводит к улучшениям.

К сожалению, многие родители и педагоги не учитывают этого момента и вместо того, чтобы помочь, поддержать, заняться развитием необходимых функций, сосредотачивают свое воздействие через воспитательные методы.

Это может привести к прямо противоположному результату и еще больше снизить мотивацию к учебе, а также развить неуверенность в себе и снизить самооценку ребенка, ухудшая адаптацию в коллективе (в таких случаях помимо решения основной проблемы необходимо будет помочь ребенку справиться с психологическими трудностями).

Поведенческие проявления нарушений сенсорной интеграции:

  • застенчивость или гиперактивность;
  • неприветливость к окружающим;
  • забывчивость;
  • хулиганство и систематическое нарушение социальных норм;
  • бесцельность действий.

Часто воспитательные методы воздействия не оказывают никакого эффекта, поскольку ребенок просто не может вести себя иначе вследствие биологических особенностей.

Классификация трудностей при обучении

Есть два подхода классификации трудностей, испытываемых ребенком при обучении.

  1. По школьным предметам – сконцентрирован на выделении предмета, сложного для обработки в сравнении с остальными. При этом подходе можно говорить о сложностях с чтением или письмом, математическими операциями. Проблема в данных областях может решаться педагогом, детским психологом, дефектологом и нейропсихологом, причем в некоторых случаях упускаются первопричины, а восстанавливается только следствие.
  2. Второй подход к классификации основан на нейропсихологических особенностях и выяснении, недоразвитие каких функций ведет за собой определенные видимые изменения. Например, один лишь процесс письма построен на регуляции произвольных действий, переработке аудиальной и кинестетической информации, оперировании визуальными образами. За каждый процесс отвечает соответствующий отдел головного мозга, и в зависимости от того, где именно находится проблема, возникает специфическое нарушение письма.

Применяя принципы нейропсихологического подхода, классификация трудностей обучения происходит на основании типологии допускаемых ошибок:

  1. Программирование и контроль действий. Может проявляться:
    • Нарушениями в виде повторных написаний знаков, а также повторений действий при решении математических задач. В письме это заметно при повторном написании букв и слогов или же при их пропуске.
    • Невнимательностью в прочтении условий упражнения или задачи, возникновением трудностей в планировании решения. В работе с текстами это может быть неумение составить план рассказа или выдержать линию повествования.
    • Импульсивностью решений при устном счете, что может привести к ошибкам в простых заданиях, при том, что сложные будут решаться верно. При письме возможно допущение ошибок в простейших правилах, например, ребенок начинает предложение со строчной буквы.
  2. Переработка аудиальной информации (звуковой анализ) – проявляется в том, что ученик путает близкие по звучанию буквы (глухие и звонкие «з-с», «б-п» и пр.). Это может отразиться как на неправильном произношении, так и на наличии ошибок в письме.
  3. Холистическая (правополушарная) стратегия переработки информации (слуховой, визуальной, зрительно-пространственной). Этот тип нарушения связан с недоразвитостью функций правого полушария, отвечающего за формирование целостных визуальных и слуховых образов, а также за ориентацию в пространстве. Наиболее частые проявления:
    • трудности ориентации на рабочей поверхности (найти начало строки в тетради, продолжить запись с необходимого места на доске и пр.);
    • плохой почерк, возникающий вследствие трудностей поддержания определенного размера и наклона букв, также возможны неровные, расширяющиеся книзу поля с левой стороны (за счет суженого поля зрения слева);
    • присутствие ошибок даже в типичных словосочетаниях и словах, таких как «упражнение», «вывод», «классная работа» и пр.;
    • возможно смешение гласных букв, пропуск пробелов между словами.

Все описанные ошибки имеют циклическую природу, что приводит к нестабильной работоспособности ребенка. Чтобы предотвратить когнитивную перегрузку и угасание мотивации учиться, необходимо составлять план обучения с учетом дробной и кратковременной нагрузки.

Методы коррекции

Первоначальным этапом коррекции всегда является диагностика, позволяющая составить оптимальную программу для каждого ребенка.

Например, если у ребенка присутствуют нарушения речи, связанные со стереотипностью используемых слов, коротких фраз, а для того, чтобы его окончательно понять, необходимо задавать дополнительные вопросы, то трудности касаются программирования речи.

В случае, когда используются предложения различной длины, но при этом присутствует замена конкретных понятий более обобщенными, встречается большое количество местоимений, то есть смысл заняться уровнем переработки слухоречевой информации. Полную диагностику проводит специалист — нейропсихолог.

Чтобы школьная успеваемость повысилась, а недостатки поведенческой сферы сгладились, необходимо достаточное развитие сенсомоторного базиса – основных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Добиться этого невозможно, требуя от ребенка сосредоточения через силу и принуждение, поскольку это не педагогический, а нейрофизиологический аспект.

 Эффективными будут методы, развивающие исключительно недостающий уровень – это естественные процессы познания мира, такие как игры, бег, прыжки, а также прочие формы активности, расширяющие сенсомоторную сферу.

Вместо репетиторов по всем предметам и различных развивающих ранних программ рекомендуется сосредоточиться на развитии необходимых мозговых структур и нейронных связей. Это возможно с применением метода нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис.

Кроме этого, для коррекции дислексии и дисграфии необходимы занятия с логопедом-дефектологом. Программа Томатис поможет мозговым структурам «дозреть», сформировать и укрепить нейронные связи, а занятия с логопедом закрепят и автоматизируют нужные навыки.

Курс Томатис направлен на то, чтобы:

  1. Созрели нейронные связи между лимбической системой (она дает мозгу энергию в виде мотивации и эмоционального ответа на стимулы, помогая лобным долям принимать решения и осуществлять контроль над поведением), сенсорными зонами коры головного мозга (обрабатывают полученную визуальную, слуховую, кинестетическую и др. информацию) и префронтальной корой (отвечает за программирование и контроль действий, принятие решений, формирует поведение).
  2. Осуществить сенсомоторную интеграцию, помочь различным отделам мозга работать слаженно.
  3. Улучшить внимание, особенно слуховое (т.к. воздействие Томатис происходит через ухо, слуховое внимание начинает тренироваться еще на этапе прохождения звука через среднее ухо; специалисты метода называют этот процесс «фитнес для слуховых мышц»). Tomatis помогает нервной системе научиться выделять в звуковой среде главное и второстепенное, повысить сопротивляемость информационному стрессу, сохранить концентрацию внимания в шумном месте и при повышенных нагрузках.
  4. Посредством воздействия на речевые зоны коры улучшить функции чтения, письма, обработки речевой информации и экспрессивной речи.

Как проходит коррекция нарушения школьных навыков в нашем центре?

В нашем центре первичная консультация проводится в форме консилиума: прием ведут сразу несколько специалистов (по желанию клиента). В консультации участвует логопед, нейропсихолог, дефектолог и специалист по Томатис-терапии (клинический психолог). Состав сотрудников может меняться в зависимости от конкретной ситуации (предварительная запись обязательна).

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка до года: на какие нормы ориентироваться

На консилиуме специалисты изучают анамнез ребенка, особенности его личности, нюансы возникающих в обучении проблем. Мы рекомендуем приносить на прием тетради с «типичными» ошибками, это поможет в процессе диагностики. Также желательно принести медицинскую документацию (если она есть): мед. карту, ЭЭГ, допплерографию и другие результаты  обследований, которые есть на руках.

Консультация длится 60 минут. При необходимости расширенного нейропсихологического обследования оно назначается дополнительно, поскольку занимает много времени (от 2 часов и более, в зависимости от поставленных задач).

После диагностического этапа специалисты предлагают коррекционный маршрут для ребенка, который может включать:

По желанию родителей заключение может быть оформлено письменно на бланке центра. Часто школьные учителя принимают во внимание наличие специфических нарушений чтения/письма/счета и учитывают этот факт при выставлении оценок.

Запишитесь на консилиум по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Источник: https://emberint.ru/articles/trudnosti_school/

Трудности, возникающие у детей с нарушениями зрения в начале обучения в школе. Создание оптимальных условий для успешного обучения

12.09.17

Меркулова Ольга Николаевна учитель-дефектолог (тифлопедагог) , МБДОУ «ЦРР — детсад №22 » г.Ливы, Орловская область

Трудности, возникающие у детей с нарушениями зрения в начале обучения в школе. Создание оптимальных условий для успешного обучения.

Ни один из органов чувств, с помощью которого человек познает мир, не может сравниться по своему значению с глазами. Так как при помощи зрения мы получаем из окружающего мира до 80 % информации.

Даже незначительная потеря зрения может изменить судьбу человека, ограничить выбор профессии в будущем.

В настоящее время имеется стойкая тенденция к росту числа детей с патологией зрения. Проводимые обследования зрения по данным статистических служб показали, что в общей сложности в общеобразовательных учреждениях около 70% детей имеют глазную патологию разной степени выраженности.

  • Негативное влияние на зрение вообще, и на детское в частности, в современном мире оказывает множество факторов.
  • Среди них:
  • • вирусы и инфекции;
  • • наследственные факторы;
  • • родовые травмы головы (также травмы, полученные в раннем возрасте);
  • • неблагоприятная экология;
  • • повышенные нагрузки (телевизор, компьютер, чтение).
  • На сегодняшний день прогноз не утешителен, врачи-офтальмологи и тифлопедагоги прогнозируют рост числа врожденных зрительных патологий это связано с различными причинами, одной из которых является ретинопатия недоношенных.
  • Эти данные говорят о необходимости самого пристального внимания к зрению детей и максимального расширения профилактических мероприятий.
  • Известно, что начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка; резко меняется образ его жизни и тип деятельности.

Для первоклассников же с нарушением зрения новая для них роль ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения. Решение их требует от учителя кропотливой работы.

Наиболее полноценная подготовка таких детей с нарушением зрения к учебной деятельности ведется в специализированных учреждениях: детском саду для детей с нарушением зрения.

Однако более половина детей с патологией зрения вообще не попадают в такие учреждения, что приводит к задержке их развития, а затем недостаточной подготовке к обучению в школе.

Это обуславливает отставание в учебе, а постоянный не успех становится тормозом их психического развития.

  1. В начале обучения учителю очень важно предвидеть, какие трудности могут возникнуть у ребенка с патологией зрения.
  2. Современные научные исследования доказывают, что снижение функций зрения, неизбежно приводят к снижению скорости и точности восприятия:
  3. дети воспринимают фрагментами, искаженно, как единичные предметы, так и групповые композиции;
  4. у таких детей затруднено установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленно и нечетко их опознания.
  5. Дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.

  • В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются:
  • низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
  • низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
  • низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
  • плохое запоминание букв;
  • невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв. Цифр и их элементов;
  • пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;
  • низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
  • наличие серьезных затруднений в копировании букв;
  • появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.

Но, неполноценное зрение остается все-таки у учащихся с нарушенным зрением во всех видах их деятельности ведущим анализатором, как и у нормально видящих сверстников. Они пользуются зрением как основным средством восприятия предметов и явлений окружающей действительности.

Наличие перечисленных трудностей у младших школьников с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости.

Постоянная ситуация неуспеха, особенно проявляющаяся на начальном этапе обучения, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.

  1. В связи с вышеперечисленным, в первую очередь следует обратить внимание на те компоненты подготовленности к школе, которые ярко проявляются в начальный период обучения и особенно важны для детей с нарушением зрения. К таким компонентам относятся:
  2. мотивационная готовность к школе;
  3. умение содержать свое рабочее место в порядке;
  4. воспринимать инструкцию учителя и действовать соответственно ей;
  5. создание благоприятных для зрения условий и использование специальных наглядных пособий.

Дети с нарушением зрения чаще (чем нормально видящие) имеют неправильное представление об учебе.

Одни приходят в школу с ожиданием чего-то очень интересного, веселого, и, когда их ожидания не оправдываются, у них возникает разочарование, интерес к учебе быстро угасает.

Другие, особенно дети, не посещающие дошкольное учреждение, и дети из неблагоприятных семей, идут в школу без желания, иногда с тревогой, страхом.

Очень важно, поэтому большое внимание уделять развитию мотивационной сферы, различными способами стимулируя у детей желание учиться. Прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы они полюбили свой класс, охотно шли на уроки.

Уже само внешнее оформление классной комнаты вызывает у детей положительный эмоциональный настрой: приятная для глаз окраска стен, мебели; на классной доске и на стене около нее только самые необходимые (эстетически грамотно выполненные) пособия.

Оптимально подобранное освещение.

Важным моментом в формировании положительного эмоционального настроя является ситуация успеха. Для этого учитель умело использует такой педагогический инструмент, как оценка.

В первый год обучения первоклассники отметок не получают. Но в то же время учитель не должен оставлять без внимания ни одного шага учащегося на уроке. Педагог должен замечать и поощрять каждый, даже небольшой, успех, малейшее их продвижение: ровно проведенную линию, красиво написанную букву, удачное соединение букв и т. д.

Наличие положительной мотивации к учебной, а будущем трудовой деятельности является основой уверенного, оптимистического отношения к жизни, что особенно важно для детей с отклонением в развитии, в частности для детей, имеющих нарушения зрения.

С первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте.

Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком: касса букв, касса цифр, счетные палочки, математический набор, указка, линейка-светофор и пр.

к тому же первокласснику трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук (особенно при монокулярном характере зрения).

Поэтому очень важно научить школьника рационально располагать учебные пособия, отводя для каждого из них определенное место. В начале урока учитель напоминает, какие пособия необходимы для данного урока, где должны находиться тетрадь, учебник, сигнальные карточки; все лишнее должно быть убрано с парты.

Большую трудность для детей с нарушением зрения представляет овладения такими способами умственных действий, как восприятие, запоминание и умение следовать инструкции учителя.

Слабовидящие и дети с амблиопией и косоглазием, особенно те из них, которые не посещали дошкольное учреждение, часто не реагируют на вопрос, заданный всему классу.

Они отвечают только в том случае, если к ним обращаются лично.

Дети с нарушенным зрением отстают от нормально видящих школьников по скорости, точности и полноте восприятия. Восприятие окружающего мира вызывает у них более значительные трудности по сравнению с теми же процессами у детей с нормальным зрением.

Поэтому таких детей не следует подгонять, не убыстрять темп, чтобы ученики работали ровно, спокойно и в то же время понимали, что отвлекаться нельзя, надо быть внимательным, сосредоточенным, держать необходимые вещи под рукой и на отведенных для них местах.

Создание в классе благоприятных условий облегчает зрительную работу для учащихся с нарушенным зрением.

  • Соблюдать требования Сан-пин для окраски стен в классе, освещения, подбора мебели и т.д.
  • Классные доски рекомендуется иметь серо-зеленого цвета. Следует обращать внимание на то, чтобы на этих досках не было меловых и световых бликов для более четкого восприятия изображения или предлагаемой информации.
  • Обычно в школах используется белый мел, который должен быть мягким, благодаря чему получаются ясные широкие линии, и при письме такой мел не крошится, что дает возможность избежать пыли, вредной для глаз.
  • Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как при восприятии таких линий глаза напрягаются, особенно у детей, страдающих астигматизмом. Эти линии утомляют глаза и у других детей с нарушенным зрением.
  • Карандаши следует употреблять мягкие.
  • При выборе учебников, по которым сбираются обучать школьников, следует учитывать цвет бумаги, размер шрифта, расцветку и качество иллюстраций.
  • Необходимо использовать подставку для книг особенно для детей у кого высокая близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие. При расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол.
  • Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью. Картины, висящие в классе, должны быть размера, удобного для обозрения слабовидящими, и (во избежание блеска) лишены стекол. Картины нужно вешать на уровне глаз, чтобы детям было удобно их рассматривать.
  • Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.
  • Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью (оранжевого, красного, зеленого цветов). Демонстративный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне.
  • При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам по 5-6 объектов.
  • Если ребенку врач назначает окклюдор, то ученик стоит у доски со стороны открытого глаза (Наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа. Наклейка на правом глазу, ученик стоит от доски слева).
  • При фронтальном демонстрировании настенных картин детям со зрительной патологией предлагают выйти к доске для полного и правильного восприятия 0

В школах в связи с быстрой утомляемостью зрения особая необходимость возникает в уменьшении зрительной нагрузки и охраны зрения слабовидящих детей.

Поэтому необходимо чередовать письменные упражнения с устными формами деятельности, давая, таким образом, отдых глазам

Учителя, работающие с детьми со зрительной патологией, пользуются в основном методикой массовой школы. Однако если немного адаптировать условия и следовать вышеперечисленным рекомендациям, то обучение детей имеющих нарушения зрения в массовой школе будет успешным.

Список литературы

  1. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002.
  1. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007.
  1. Белецкая, В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников [Текст] : пособие для учителей / В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева. – М.: Просвещение, 1982.

Скачать публикацию Скачали: 89 раз

Источник: https://pedagogcentr.ru/publication/3/33/2787

Ссылка на основную публикацию