Основная цель психологии воспитания детей – это становление гармонии в процессе их развития, правильная его последовательность, решение проблем связанных с формированием их личностных качеств, развитие нравственности поведения. Второй и третий годы жизни являются очень особенными и важными для психологии воспитания и дальнейшего развития маленьких проказников.
В этот период начинается активное формирование детской личности, что обуславливается развитием определенных черт характера, пониманием общей картины окружающего мира. В таком возрасте происходит реализация индивидуальности, нахождение своего собственного «я».
Развивается чувство гордости, самолюбия, появляется стремление проявить себя пред взрослыми, желание быть с ними на равных.
Однако, малыш лишь начинает свое познание мира и долг родителей обеспечить для него необходимую атмосферу, в которой будет воспитываться нормальная, психологически уравновешенная личность.
Воспитание детей особенности
Воспитание ребенка в 2-3 года имеет ряд особенностей и не всегда приятных. Родители встречаются со множеством проблем, в решении которых помогает психология, но для этого стоит уделять достаточное количество времени на воспитание своего ребенка.
Дети, достигшие двухлетнего возраста часто показывают свой характер, докучают взрослым своим упрямством, капризами, отвергают их помощь, закатывают истерики, могут стать почти тиранами в доме. Родители в свою очередь не могут понять, что происходит с цветами их жизни.
Также в этом возрасте активно развивается двигательная функция, поэтому они становятся очень активными и норовят ко всему прикоснуться побывать везде. Взрослым следует быть терпимыми и относится к этому с пониманием, проявлять гибкость в воспитании своего чада.
Малыши, которым исполнилось три, начинают ощущать себя личностью, однако из-за отсутствия опыта не знают, как правильно показывать свою индивидуальность, самостоятельность, настойчивость, в какое русло направлять свою активность для достижения поставленных целей.
Детей в этот период следует обучать и направлять, давать им чувствовать себя на равных со взрослыми, уделять должное внимание их воспитанию.
Задачи воспитания и обучения детей
Воспитание ребенка от 2 лет должно включать в себя ряд действий, которые необходимо совершать в этот тяжелый период для облегчения, как и его жизни, так и родителей:
- быть последовательными, обеспечить определенный режим дня, для того, чтоб малыш знал, чего ему ожидать и привыкал к этому;
- стараться избегать стрессовых ситуаций, не заставлять делать что-то против воли, а если это необходимо, попробовать увлечь процессом;
- уметь понимать малыша и ставить себя на его место, тем самым сглаживать острые углы в его поведении, это может помочь избежать множества проблем;
- использовать искусство отвлечения, если чадо отказывается делать что-то, что требует взрослый, не стоит его заставлять, лучше попробовать отвлечь чем-то другим не менее полезным;
- в любой ситуации давать время на осмысление, поступков, слов, действий;
- сохранять уравновешенность и спокойствие во время истерик, находить мягкие пути успокоения;
- поощрять за хорошее поведение, акцентировать на этом внимание;
- уметь идти на компромисс, не требовать слишком многого, знать отличие между «нужно» и «не обязательно».
Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры помогает добиться хороших результатов. Оно направлено на правильное формирование: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Развитие через такие игры можно начинать и раньше, но по имению психологов именно с 2 до 3 лет, дети очень быстро схватывают новую информацию.
Несколько примеров дидактических игр:
- предложить украсить лист бумаги разноцветными узорами по предложенному образцу;
- собрать картинку из различных фигур в соответствии с рисунком;
- попросить найти предметы, напоминающие простые геометрические фигуры.
Как воспитать ребенка правильно советы
Во всех книгах по психологии советуют начинать воспитание самостоятельности до 2 лет, это будет основой становления личности малыша в дальнейшем, особенно когда придет время отдавать его в детский сад.
Психология воспитания ребенка 2-3 года советы:
- установление распорядка дня, это позволит ребенку быть более уверенным во всем, что он делает;
- быть хорошим примером для подражания, каждый малыш старается походить на своих родителей, поэтому очень важно вести себя достойно, тогда будет логично требовать того же от своего сына или дочки;
- дать правильное понимание, того что хорошо, а что плохо, приводя примеры из жизни, читая детские сказки;
- устанавливать простые, но четкие правила поведения, объяснять для чего их следует придерживаться.
Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия
- Развитие детей в этом возрасте имеет некоторые отличия, хотя и разница совсем невелика.
- Психология воспитания ребенка 2 года и 3 года:
- 1. Дети двухлетнего возраста стараются многое узнать, разведать, потрогать, везде побывать, родители в свою очередь не должны им препятствовать, им стоит помогать, давать советы, все объяснять;
2.
В три формируется личность, что влечет за собой множество вопросов, следует давать на каждый исчерпывающий ответ, помогать узнавать новое, заставить почувствовать себя на равных со взрослыми, давать право выбора.
С точки зрения психологии воспитание мальчиков и девочек должно отличаться не только из-за половых отличий, но и по причине того, что их поведение и развитие также имеют свои особенности с самого рождения.
Воспитание мальчика 2 года особенности:
- воспринимают информацию через зрительное восприятие, поэтому им лучше показать пример хорошего поведения чем объяснять;
- в обучении не любят повторений, для них более действенен быстрый темп;
- учить уважению к женскому полу, объяснять, как правильно общаться с девочками, как проявлять уважение;
- мальчики порой бывают более эмоциональны чем девочки, поэтому не стоит запрещать им проявлять чувства, даже если это слезы, но только если для них есть весомая причина;
- следует давать больше пространства для игр чем девочки, так как они ориентируются на дальнее зрение, им свойственно бегать, бросать предметы;
- мальчики больше стараются выделяться, отличаться, это стремление можно направить в какой-то полезное для развития русло;
- любят игрушки которые можно собирать, разбирать и двигать, поэтому для развития больше подойдут конструкторы, машины и т.д.
Воспитание девочек с 2 лет требует деликатного и внимательного подхода:
- девочки лучше воспринимают информацию на слух, поэтому им лучше объяснять, чем показывать;
- воспитывать чувство собственного достоинства и уважение к себе;
- к девочкам следует относиться с большей нежностью, так как они более чувствительны к телесным ощущениям;
- в обучении лучше воспринимают процесс поэтапно, любят повторно проверять собственные знания;
- предпочитают красивые и яркие вещи, девочкам следует покупать мягкие игрушки, куклы, эти вещи будут развивать у них материнские чувства, учить заботиться о ком-то и любить.
Нравственное воспитание — как воспитывать правильно советы психолога
Психология выделяет этот вид воспитания как крайне важный, поэтому нравственное воспитание следует начинать с первых трех лет жизни. В психологии главным фактором в становлении нравственности ребенка считается формирование хороших отношений с другими детьми и взрослыми.
С ранних лет нужно начинать прививать уважение, общительность, приветливое обращение с людьми, развивать сочувствие, умение считаться с окружающими, потребность в помощи другим.
Каждый ребенок перенимает поведение взрослых, соответственно, главный из аспектов хорошего воспитания – правильное поведение матери и отца в семье.
Трудности в воспитании ребенка 2 — 3 года
В этот период характеризуется кризисом двухлетнего возраста. Происходит внезапное изменение поведения в худшую сторону. Основной чертой этого кризиса является истеричное поведение: крики, слезы, упрямство, невиданная ранее агрессия.
С точки зрения психологии в это время следует очень аккуратно относиться к воспитанию ребенка:
- реагировать спокойно, находить компромиссы;
- во время истерики лучше ненадолго оставить малыша одного в комнате, чтобы он без публики быстрее успокоился;
- объяснять причины своих действий, если он возражает против них;
- избегать мест, где ребенок может переутомиться, проголодаться, начать капризничать;
- не заставлять давать другим детям свои игрушки, в этом возрасте малыш не понимает почему он должен отдавать любимые вещи другим;
- не ругать, если малыш испытывает чувство злости, лучше его обнять и успокоить.
Любая ситуация и проблема на протяжении этого времени должна решаться спокойно и полюбовно. Дети, какими маленькими они бы ни были, всегда чувствуют любовь, поддержку, уважение, понимание и учатся этому у своих родителей.
Источник: https://mentallab.ru/zhizn/deti/vospitanie-rebenka-ot-2-do-3-let-psixologiya.html
Возрастные особенности детей 2-3 лет: психология и воспитание с советами
У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет.
Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.
Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 лет
Физические показатели
Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать ребенок в 2 года и 3 месяца?
- грамотно составленный режим дня;
- сбалансированное питание;
- прогулки;
- активные игры, физкультура.
Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач.
Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:
- Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
- Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
- После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
- Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
- Параллельно выполнять больше одного действия – например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
- Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
- Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.
Ребенку этого возраста под силу освоение трехколесного велосипеда
Интеллектуальный уровень
Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет – их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей.
При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении.
Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.
Развитие памяти, логического мышления
Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: конспект развивающих занятий для детей 2-3 лет
Что может ребенок:
- правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
- уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
- определять, какого цвета предмет;
- уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
- различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
- понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
- определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
- находить предмет по его характеристикам;
- уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
- рассказать о том, что делал целый день.
Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событиях
Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.
Счет и логика
Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:
- считать до 5;
- помнить, что на руках по пять пальцев;
- сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
- пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
- соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
- показывать, что находится сверху, что снизу.
Речь и словарный запас
В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов.
Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события.
В этом возрасте дети:
- Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
- Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
- Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
- Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
- Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
- Задают вопросы взрослым.
Быть “почемучкой” совершенно естественно для ребенка такого возраста
- Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
- С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
- Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
- Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
- Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.
Время для игр и творчества
Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:
- помнить слова считалок, песенок, стишков;
- рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
- с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему ребенок рисует черными красками: советы психолога
Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие игры для развития речи у детей 2-3 лет
- паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
- наборами для имитации взрослой жизни – пластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
- развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: развивающие книги для детей 3-4 лет).
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие развивающие книги для детей 2-3 лет
Психологический портрет
На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы.
Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки.
Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:
ИНТЕРЕСНО: какая психология у ребенка в 2 года?
- нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
- удлиняется период бодрствования до 7 часов;
- появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
- он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: истерики у ребенка в 3 года: причины и лечение
Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.
Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:
- перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
- повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.
Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки
Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».
Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил.
Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож.
В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.
Рекомендации родителям по воспитанию
Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху. Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:
- Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: что при правильном развитии должен уметь ребенок в 2 с половиной года?).
- Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
- Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.
Именно в этом возрасте ребенку можно привить трудолюбие и самостоятельность – для достижения результата достаточно просто не пресекать его инициативу
- Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
- Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
- Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
- Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.
Грамотное воспитание ребенка в возрасте 2-3 лет – это постоянное поощрение, стимулирование к преодолению сложностей, подготовка к тому, что не все дается просто. Очень важно формировать в ребенке веру в свои силы. Например, если он не смог что-то сделать, успокоить его, сказать, что получится в следующий раз. В этом случае крохе будет психологически легче справиться с задачей.
Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности.
Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность.
Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кризис 3 лет у детей: консультация по преодолению
Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/vozrastnye-osobennosti-detej-2-3-let.html
Развитие ребенка- от 2 до 3 лет
Возрастной период развития ребенка от 2 до 3 лет — это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Теперь ребенок уже неплохо ориентируется во времени, однако воспринимает его не по продолжительности, а по действиям. Вставать — значит утро, идти ужинать — вечер, спать — ночь… Именно этим и объясняется неспособность малыша к ожиданию: для него ждать — значит вообще ничего не делать!
К 3 годам своей познавательной жизни малыш нуждается в одном 1,5-2 часовом послеобеденном отдыхе. Ночной сон должен составлять 10-11 часов. Укладывая малыша для сна как в дневное, так и ночное время, родителей ожидает сюрприз —
кроха наверняка будет пытаться откладывать время сна, выпрашивая «еще разок» сказку, песню или стакан воды. Выполните его разумные просьбы. После этого пожелайте ему спокойного сна, поцелуйте и покиньте комнату.
Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.
Как происходит развитие здорового ребенка в возрасте от 2 до 3 лет:
- Ваш ребенок много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает предметы на картинках, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его словарный запас достигает 250–300 слов. Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.
- Ему важно чувствовать, что для родителей он самый интересный человек на свете. В этом возрасте ребенок остро чувствует любовь и нелюбовь своих близких и формирует свои привязанности, которые сохраняются на всю жизнь.
- У малыша должны быть вещи, которые можно брать и носить: книжки, машинки и игрушки.
- Покажите ему, как пользоваться пастелью, большими мелками и бумагой. Держите под рукой книжку с картинками, где изображены простые действия, и просите малыша показывать и называть персонажи.
- С двух лет действия малыша становятся целенаправленными. Теперь главное для него — не то, что он делает с предметами, а результат. Игрушкам он предпочитает реальные предметы. Играя, все время кому-то подражает: так он старается понять окружающий мир.
Не спешите помогать, если у него что-то не получается. Ребенку важно самому справиться с тем, что прежде не удавалось. Учите его играть, не пытаясь исправлять, поощряйте подражание.
К трем годам малыш уже знает чего хочет, думает что может этого достичь, и готов отстаивать это право. Зато он недоволен всем, что ему предлагаете вы, ссорится с вами и порой ведет себя очень агрессивно.
Сохраняйте доброжелательное отношение к нему и самой себе. Не вступайте в бесконечные споры. Разрешайте все, что не опасно для него и других. Запрещайте жестко, но не слишком часто. Уважайте его замыслы и по возможности оставляйте выбор за ним.
Физическое развитие ребенка от 2 до 3 лет:
2–2,6 лет:
- Хорошо ходит, может чередовать шаг. Преодолевает препятствия. Умеет закрывать дверь.
- Продолжает совершенствоваться координация движений рук, начинает преобладать в действиях правая рука и указательный палец.
- Может брать предметы двумя пальчиками, может вкладывать один предмет в другой, надевать кольца на стержень, складывать матрешек.
- Начинает употреблять предметы по прямому назначению: совком копать песок, ложкой набирать и есть кашу, карандашом рисовать.
- Хорошо бегает, подпрыгивает на двух ногах. Умеет подниматься на цыпочки. Точно бьет ногой по мячу.
- Без посторонней помощи поднимается и спускается по лестнице, при этом придерживается за перила.
- Легко переворачивает страницы в книге. Ловко справляется с ложкой. Активно помогает при одевании.
- Некоторые дети уже могут правильно держать карандаш (тремя пальцами).
Основные навыки к 3 годам:
- Ребенок хорошо бегает и прыгает.
- Может подниматься по лестнице, не придерживаясь руками за перила. Уверенно спрыгивает с нижней ступеньки.
- Быстро ездит на трехколесном велосипеде.
- Разбирает игрушки. Складывает довольно сложные конструкции из кубиков.
Психическое развитие ребенка 2-2,6 года:
- Отличает множественное число от единственного.
- Способен испытывать не только радость, гнев, раздражение, удовлетворенность, но и более сложное чувство — гордость. Ребенок бывает горд своими достижениями.
- Проявляет стремление все делать самостоятельно. Иногда вполне сознательно хочет доставить удовольствие родителям, в чем-то помочь и добиться этим похвалы. Если его забудут похвалить, огорчается.
- Играет уже не только в «ладушки», но и в более сложные — ролевые игры. С удовольствием играет в прятки и догонялки.
- Малыш подражает крикам животных и птиц. Имитирует звук автомобильного сигнала, гудок паровоза и другое.
3 года:
- По возможности старается обслуживать себя сам.
- Знает названия основных частей тела (может назвать их не менее 6).
- Быстро увеличивается запас слов. Четче становится произношение слов, однако наиболее сложные слова ребенок по-прежнему упрощает или сокращает.
- Знает названия основных цветов. Правильно повторяет то, что ему говорят. Может даже заучить на память простой стишок.
- К разным членам семьи относится по-разному, в зависимости от их характера, отсюда — взаимоотношения его с каждым членом семьи разные.
- Отличается хорошей памятью. В повторяющихся событиях и действиях довольно быстро находит систему, способен вписывать свое поведение в эту систему.
- Участвуя в ролевых играх, понимает, когда игра заканчивается; способен принимать участие в планировании игры.
- Во время игры понимает все новые типы поведения. Может активно участвовать в домашнем кукольном театре; причем к куклам он уже не относится как к живым существам.
- Если малыш с чем-то не справляется, то может попросить о помощи.
Развитие речи и речевые нормы детей от 2 до 3 лет:2 года:
- Словарь ребенка состоит из 200-400 слов и фраз из 2-3 слов.
- Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»).
- Происходит совершенствование произношения, но многие звуки ребенок еще произносит неправильно ([р], [л], свистящие, шипящие).
-
2-2,5 года:
- Ребенок имеет представление о числе 1, может повторить 2 цифры (1 и 2) в правильной последовательности.
- Обозначает себя не только именем, но и личными местоимениями — «я», «мне».
- Знает значение предлогов в конкретной ситуации, т. е. понимает смысл вопросов типа «На чем ты сидишь?» и может ответить на них.
2,5-3 года:
- Малыш использует в речи распространенные предложения, понимает, о чем говорится в сказке, начинает активно задавать вопросы (у него — возраст «почемучек»).
- К концу 3-го года словарь ребенка составляет 1200-1300 слов. В его речи присутствуют почти все части речи. Часто употребляет глаголы и существительные, использует местоимения, предлоги, прилагательные и наречия.
- В 3-летнем возрасте многие дети уже сравнительно хорошо говорят, употребляют формы падежей, лица, времена, числа, воспринимают словосочетания и фразы как целое.
- В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).
Источник: http://mam-babys.blogspot.com/p/2.html
Развитие ребенка от 2 до 3 лет
Наверное, Вы уже обнаружили, что Ваш малыш — вполне самостоятельный человечек. Человечек, умеющий думать, переживать, любить, видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества. Конечно же, эти умения приходят к малышу не сразу.
В каждом периоде своего развития ребенок эти новые высоты осваивает постепенно, шаг за шагом. Но именно этот возраст – с 2 до 3 лет – по праву считается психологами переходным.
Потому что, в детях все еще замечаются некоторые черты раннего возраста, и при этом они стоят уже у рубежей к переходу в младший дошкольный возраст (с 3 лет).
Поэтому, наравне с вышеперечисленными положительными качествами Вашего крохи, Вы столкнетесь с его непослушанием, упрямством, строптивостью. Он хочет быть равным Вам, на практике быть самостоятельным, хочет иметь свой выбор.
Малыш все чаще испытывает чувство радости и гордости за удачно выполненное задание, ему необходимо чувствовать себя достойным и умелым в Ваших глазах. Реализуя эти потребности своего ребенка – Вы получите широкие возможности для развития его способностей, воспитания его личности.
Некоторые родители относятся к этому спустя рукава, они по привычке говорят ребенку «Ты еще маленький, у тебя не получится», и делают все за него, даже то, что он уже мог бы сделать сам. Что они получают? Несамостоятельного и беспомощного, капризного и безвольного трех- четырехлетнего «младенца».
Чтобы избежать этого, примите, пожалуйста, следующие советы:
— разрешайте малышу совершать те действия, которые ему уже по силам. Даже если он делает это очень медленно, а Вы опаздываете. Помогите ему самому овладеть элементами самообслуживания, закрепить новые навыки;
— обеспечьте ему общение со взрослыми и сверстниками, и постепенно расширяйте этот круг. Например, можно посещать центр развития детей, гулять не только на своей площадке, чтобы знакомиться с новыми людьми, делать вылазки в парки-зоопарки, да и вообще — здороваться с соседями и знакомыми, позволять ребенку покупать в магазине что-то самому, получать самостоятельно билет у билетерши и т.д.
— относитесь с вниманием к его познавательным интересам и объясняйте все, что разворачивается перед его глазами в окружающей среде. Так Вы формируете его эмоции, переводите этот опыт в речь.
Психическое и социальное развитие ребенка 2-3 лет
Ребенок, как и прежде, очень эмоционален — он, как оголенный провод, очень чувствителен к Вашей похвалеи порицанию. Будучи психологически привязанным к Вам, тем не менее, он проявляет нескрываемый интерес и к посторонним, особенно если они ему симпатичны.
К тому же, у крохи возникает потребность в общении с другими детьми. Ему нравится играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры. Но, по мнению детских психологов, посещать детский сад ему еще не время, исходя из все той же сильной привязанности к маме — нити, которую нельзя обрывать так рано и резко.
Разногласия во мнениях
Итак, в процессе активной деятельности, Ваш малыш осознает и начинает отстаивать собственные желания и намерения. Которые не всегда совпадают с Вашими — возникают разногласия.
При всем при этом, Вы для него — образец поведения и отношения к окружающему, кроха, как и прежде, сильно привязан к Вам.
Что там говорить, даже собственные открытия и достижения – для него ничто, если Вы не обратили на них внимания.
Для того, чтобы вывести общение с ребенком на новый продуктивный уровень — Вам необходимо:
- — оставаться достойным примером для подражания;
- — деликатно относиться к формированию чувства собственного достоинства малыша;
- — предоставлять ему как можно больше возможностей для активности и самовыражения, «свободы действий». Вам необходимо, как говорится, «идти за ребенком», аккуратно поворачивая его интересы в полезное русло;
— давать ему право выбора, даже если это проявляется в мелочах: «Какую кофточку ты хочешь надеть? Из какой кружки будешь пить сок?»;
- — проявлять неподдельный интерес к занятиям и увлечениям крохи.
- Так вам удастся значительно смягчить кризис общения с ребенком, возникающий на рубеже трех лет.
- «Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе» Джералдин Чейпи.
- Вот почему Ваша совместная с ребенком деятельность (предметная и ролевая игра, продуктивные творческие занятия, спорт) сейчас особенно важна не только для развития его умственных и физических способностей, но и для позитивного воспитания, сохранения «мира в семье».
Развитие ребенка в игре, предметной деятельности продуктивной деятельности
В период от 2-ух, а особенно от 2,5 до 3 лет впервые очень интенсивными темпами развивается воображение. Теперь малыш активно может действовать в воображаемой ситуации. Попросите его показать, как киска тихо-тихо крадется на лапках (встает на носочки), как ползет и шипит змея – войти в роль у крохи получится просто замечательно.
С развитием воображения и памяти становятся актуальны продуктивные виды творческой деятельности:
- — лепка из пластилина (продукт — скульптурка), создание поделок из различных подручных материалов, особенно натуральных, природных;
- — рисование (продукт — рисунок)
- — конструирование (продукт – постройка),
- — и, конечно же — игра (ролевое поведение) и др.
- На последнем пункте хотелось бы немного остановиться…
Игра в жизни ребенка 2-3 лет
Особенности сюжетной игры у ребенка 2-3 лет:
Внимание крохи пока еще не очень устойчиво, особенно в начале третьего года. Тем не менее, он может сосредоточиться на интересной для него деятельности, на 12-15 минут.
— у малыша от 2 до 2, 5 лет сюжетная игра более разнообразна по содержанию, чем раньше, но при этом, механически показывая действия окружающих его людей, он не берет на себя роли в полном смысле этого слова.
— от 2,5 до 3 лет — кроха постепенно и с увлечением участвует в ролевых играх: отражает в своей игре собственный жизненный опыт, а беря на себя роль доктора, продавца, мамы и др. — условно выполняет действия взрослых.
Игра играет огромную роль в умственном, физическом, психическом и социальном развитии ребенка, потому что она не только касается всех сфер его жизнедеятельности, но и ведет их за собой. Недаром ее называют ведущей деятельностью дошкольника.
Развитие речи ребенка 2-3 года
Ребенок понимает Ваш разговор не только о том, что непосредственно происходит перед ним в данный момент, но и небольшие сообщения о том, отсутствует в поле его зрения.
На протяжении всего года совершенствуется память: малыш помнит не только то, что было сегодня утром, но и с удовольствием вспоминает яркие моменты жизни, например, как ходили в цирк или зоопарк. А в совокупности с развитием речи различные воспоминания возникают уже с помощью слов.
В активном словаре ребенка, к трем годам, может присутствовать до 1200-1500 слов и больше. Малыш начинает строить предложения из 3-4 слов и группы взаимосвязанных предложений. Кроме того, он пытается выстроить речь грамотно, например, склоняя существительные и т.д.
Несколько советов для активизации развития и коррекции речи у Вашего малыша:
- — Постоянно побуждайте кроху к диалогу на близкие темы исходя из его личного опыта;
- — Продолжайте знакомить с окружающим миром в процессе наблюдений, игр, Ваших рассказов, чтений;
- — Уделяйте внимание выстраиванию грамматически правильной речи у ребенка, ее звуковой культуры.
Развитие музыкального слуха
Доказано, что правильно подобранная для ребенка музыка, благотворно влияет его умственное развитие, творческие способности, помогает ему в определенных ситуациях расслабиться, подготовиться ко сну, или наоборот повеселиться, обогатить его эмоциональную жизнь.
В помощь Вам мы создали раздел аудиоматериалы, который включает в себя совершенно разные направления детской музыки: народную фольклорную музыку, классическую инструментальную музыку, детскую популярную музыку, инструментальную — со звуками природы для детей и так далее.
Секреты воспитания
Ваш малыш сейчас как никогда раньше, очень чувствителен к поступкам окружающих его людей. Заметьте, как он наблюдает и пытливо вслушивается в разговор взрослых.
Причем не только просто следит за этим диалогом, но и вдумывается, пытается понять ход Ваших мыслей, сделать выводы. На самом деле – это не просто праздное любопытство.
На своем «детском» уровне он пытается постичь логику действий и поступков близких взрослых, принимая на себя программы их поведения.
Именно поэтому в присутствии двух- трехлетнего малыша ни в коем случае не должно быть семейных конфликтов и бурных сцен выяснения отношений. Родители представляются ему высшим образцом для подражания, даже больше, чем раньше, потому что сейчас у ребенка имеется собственный социальный опыт, который он активно применяет на практике.
Запреты — капризы, истерики…
И, если в более раннем периоде детства – от нежелательных действий ребенка можно было просто отвлечь, то теперь Вам все чаще придется его именно убеждать – «почему так делать нельзя». Пример положительного разрешения подобной ситуации наглядно описан в статье «Первые запреты Или Как сказать ребенку «Нет!»
При позитивном воспитании, малыш станет отзывчивым к Вашим уговорам, и Вы сможете его направлять в положительное русло. Но, учитывая приближающийся кризис трех лет – рекомендуем ознакомиться и с этим руководством: «Управление детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)»
Будьте близки..
… и это действительно поможет избежать многих проблем.
Чтобы эмоционально сблизиться со своим ребенком — просто как можно чаще его обнимайте, играйте с ним, вместе танцуйте и пойте, давайте «концерты» (это так же поможет ему укрепить уверенность в себе), сделайте традицией — занятия совместной творческой деятельностью (рисование, поделки и пр.), обязательным также сделайте ежедневное чтение сказок на ночь.
Источник: https://infourok.ru/razvitie-rebenka-ot-do-let-2263551.html
Методическая разработка по теме: Развитие ребенка от 2 до 3 лет. | Социальная сеть работников образования
Развитие ребенка от 2 до 3 лет.
О возрасте… Наверное, Вы уже обнаружили, что Ваш малыш — вполне самостоятельный человечек. Человечек, умеющий думать, переживать, любить, видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества. Конечно же, эти умения приходят к малышу не сразу.
В каждом периоде своего развития ребенок эти новые высоты осваивает постепенно, шаг за шагом. Но именно этот возраст – с 2 до 3 лет – по праву считается психологами переходным.
Потому что, в детях все еще замечаются некоторые черты раннего возраста, и при этом они стоят уже у рубежей к переходу в младший дошкольный возраст (с 3 лет).
Поэтому, наравне с вышеперечисленными положительными качествами Вашего крохи, Вы столкнетесь с его непослушанием, упрямством, строптивостью. Он хочет быть равным Вам, на практике быть самостоятельным, хочет иметь свой выбор.
Малыш все чаще испытывает чувство радости и гордости за удачно выполненное задание, ему необходимо чувствовать себя достойным и умелым в Ваших глазах.
Реализуя эти потребности своего ребенка – Вы получите широкие возможности для развития его способностей, воспитания его личности.
Некоторые родители относятся к этому спустя рукава, они по привычке говорят ребенку «Ты еще маленький, у тебя не получится», и делают все за него, даже то, что он уже мог бы сделать сам. Что они получают? Несамостоятельного и беспомощного, капризного и безвольного трех- четырехлетнего «младенца».
Чтобы избежать этого, примите, пожалуйста, следующие советы: — разрешайте малышу совершать те действия, которые ему уже по силам. Даже если он делает это очень медленно, а Вы опаздываете.
Помогите ему самому овладеть элементами самообслуживания, закрепить новые навыки; — обеспечьте ему общение со взрослыми и сверстниками, и постепенно расширяйте этот круг.
Например, можно посещать центр развития детей, гулять не только на своей площадке, чтобы знакомиться с новыми людьми, делать вылазки в парки-зоопарки, да и вообще — здороваться с соседями и знакомыми, позволять ребенку покупать в магазине что-то самому, получать самостоятельно билет у билетерши и т.д.
— относитесь с вниманием к его познавательным интересам и объясняйте все, что разворачивается перед его глазами в окружающей среде. Так Вы формируете его эмоции, переводите этот опыт в речь.
Психическое и социальное развитие ребенка 2-3 лет Ребенок, как и прежде, очень эмоционален — он, как оголенный провод, очень чувствителен к Вашей похвале и порицанию.
Будучи психологически привязанным к Вам, тем не менее, он проявляет нескрываемый интерес и к посторонним, особенно если они ему симпатичны. К тому же, у крохи возникает потребность в общении с другими детьми. Ему нравится играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры.
Но, по мнению детских психологов, посещать детский сад ему еще не время, исходя из все той же сильной привязанности к маме — нити, которую нельзя обрывать так рано и резко.
Разногласия во мнениях Итак, в процессе активной деятельности, Ваш малыш осознает и начинает отстаивать собственные желания и намерения. Которые не всегда совпадают с Вашими — возникают разногласия.
При всем при этом, Вы для него — образец поведения и отношения к окружающему, кроха, как и прежде, сильно привязан к Вам. Что там говорить, даже собственные открытия и достижения – для него ничто, если Вы не обратили на них внимания.
Для того, чтобы вывести общение с ребенком на новый продуктивный уровень — Вам необходимо:
— оставаться достойным примером для подражания; — деликатно относиться к формированию чувства собственного достоинства малыша; — предоставлять ему как можно больше возможностей для активности и самовыражения, «свободы действий».
Вам необходимо, как говорится, «идти за ребенком», аккуратно поворачивая его интересы в полезное русло; — давать ему право выбора, даже если это проявляется в мелочах: «Какую кофточку ты хочешь надеть? Из какой кружки будешь пить сок?»; — проявлять неподдельный интерес к занятиям и увлечениям крохи.
Так вам удастся значительно смягчить кризис общения с ребенком, возникающий на рубеже трех лет. «Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе» Джералдин Чейпи.
Вот почему Ваша совместная с ребенком деятельность (предметная и ролевая игра, продуктивные творческие занятия, спорт) сейчас особенно важна не только для развития его умственных и физических
способностей, но и для позитивного воспитания, сохранения «мира в семье».
Развитие ребенка в игре, предметной деятельности продуктивной деятельности В период от 2-ух, а особенно от 2,5 до 3 лет впервые очень интенсивными темпами развивается воображение.
Теперь малыш активно может действовать в воображаемой ситуации.
Попросите его показать, как киска тихо-тихо крадется на лапках (встает на носочки), как ползет и шипит змея – войти в роль у крохи получится просто замечательно.
- С развитием воображения и памяти становятся актуальны продуктивные виды творческой деятельности: — лепка из пластилина (продукт — скульптурка), создание поделок из различных подручных материалов, особенно натуральных, природных;
- — рисование (продукт — рисунок);
- — конструирование (продукт – постройка);
- — и, конечно же — игра (ролевое поведение) и др.
- На последнем пункте хотелось бы немного остановиться…
- Игра в жизни ребенка 2-3 лет Особенности сюжетной игры у ребенка 2-3 лет:
Внимание крохи пока еще не очень устойчиво, особенно в начале третьего года. Тем не менее, он может сосредоточиться на интересной для него деятельности, на 12-15 минут.
— у малыша от 2 до 2, 5 лет сюжетная игра более разнообразна по содержанию, чем раньше, но при этом, механически показывая действия окружающих его людей, он не берет на себя роли в полном смысле этого слова.
— от 2,5 до 3 лет — кроха постепенно и с увлечением участвует в ролевых играх: отражает в своей игре собственный жизненный опыт, а беря на себя роль доктора, продавца, мамы и др. — условно выполняет действия взрослых.
Игра играет огромную роль в умственном, физическом, психическом и социальном развитии ребенка, потому что она не только касается всех сфер его жизнедеятельности, но и ведет их за собой. Недаром ее называют ведущей деятельностью дошкольника.
Подытожим, что все вышеуказанные виды практической деятельности на данном этапе, помогут развить отражательную способность детского мозга, и, как следствие, активизируют умственную активность, формируют интеллект. Подчеркнем – именно виды практической деятельности, а не «псевдоразвивающее» видео или пассивные методики раннего развития, от которых так и ломятся полки в магазинах.
Особенно осторожно нужно относиться к мультфильмам в повседневности Вашего ребенка.
Развитие речи ребенка 2-3 года Ребенок понимает Ваш разговор не только о том, что непосредственно происходит перед ним в данный момент, но и небольшие сообщения о том, отсутствует в поле его зрения.
На протяжении всего года совершенствуется память: малыш помнит не только то, что было сегодня утром, но и с удовольствием вспоминает яркие моменты жизни, например, как ходили в цирк или зоопарк. А в совокупности с развитием речи различные воспоминания возникают уже с помощью слов.
В активном словаре ребенка, к трем годам, может присутствовать до 1200-1500 слов и больше. Малыш начинает строить предложения из 3-4 слов и группы взаимосвязанных предложений. Кроме того, он пытается выстроить речь грамотно, например, склоняя существительные и т.д.
- Несколько советов для активизации развития и коррекции речи у Вашего малыша: — Постоянно побуждайте кроху к диалогу на близкие темы исходя из его личного опыта;
- — Продолжайте знакомить с окружающим миром в процессе наблюдений, игр, Ваших рассказов, чтений;
- — Уделяйте внимание выстраиванию грамматически правильной речи у ребенка, ее звуковой культуры.
Развитие музыкального слуха Доказано, что правильно подобранная для ребенка музыка, благотворно влияет его умственное развитие, творческие способности, помогает ему в определенных ситуациях расслабиться, подготовиться ко сну, или наоборот повеселиться, обогатить его эмоциональную жизнь. Это например: разные направления детской музыки: народная фольклорная музыка, классическая инструментальная музыка, детская популярная музыка, инструментальная — со звуками природы для детей и так далее.
Секреты воспитания Ваш малыш сейчас как никогда раньше, очень чувствителен к поступкам окружающих его людей. Заметьте, как он наблюдает и пытливо вслушивается в разговор взрослых.
Причем не только просто следит за этим диалогом, но и вдумывается, пытается понять ход Ваших мыслей, сделать выводы. На самом деле – это не просто праздное любопытство.
На своем «детском» уровне он пытается постичь логику действий и поступков близких взрослых, принимая на себя программы их поведения.
Именно поэтому в присутствии двух- трехлетнего малыша ни в коем случае не должно быть семейных конфликтов и бурных сцен выяснения отношений. Родители представляются ему высшим образцом для подражания, даже больше, чем раньше, потому что сейчас у ребенка имеется собственный социальный опыт, который он активно применяет на практике.
Запреты — капризы, истерики… И, если в более раннем периоде детства – от нежелательных действий ребенка можно было просто отвлечь, то теперь Вам все чаще придется его именно убеждать – «почему так делать нельзя». Пример положительного разрешения подобной ситуации наглядно описан в статье «Первые запреты Или Как сказать ребенку «Нет!»
При позитивном воспитании, малыш станет отзывчивым к Вашим уговорам, и Вы сможете его направлять в положительное русло. Но, учитывая приближающийся кризис трех лет – рекомендуем ознакомиться и с этим руководством: «Управление детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)»
Будьте близки… … и это действительно поможет избежать многих проблем.
Чтобы эмоционально сблизиться со своим ребенком — просто как можно чаще его обнимайте, играйте с ним, вместе танцуйте и пойте, давайте «концерты» (это так же поможет ему укрепить уверенность в себе), сделайте традицией — занятия совместной творческой деятельностью (рисование, поделки и пр.), обязательным также сделайте ежедневное чтение сказок на ночь.
Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!
Источник: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2016/02/22/razvitie-rebenka-ot-2-do-3-let