К младшему школьному возрасту принято относить детей в возрастной категории от 6 до 12 лет. Естественно, что, работая над подготовкой младших школьников, крайне важно принимать во внимание особенности их физического развития.
Неутешительные реалии
Детям младшего школьного возраста свойственно испытывать постоянную потребность в движении. При этом примечательно, что при смене деятельности с игровой в дошкольных образовательных учреждениях на учебную в школе у подавляющего
числа учеников все меньше времени остается на движение.
Как только дети открывают двери в школьный класс, они вынуждены проводить большую часть времени в сидячем положении, занимаясь учебой. По мере взросления процент двигательной активности сокращается. Именно поэтому так важно, учитывая особенности детей младшего школьного возраста, обеспечить контроль над их физическим развитием с необходимым количеством ежедневной двигательной активности.
Здоровье современных детей уже давно перестало отвечать минимальным требованиям в отношении особенностей развития того или иного возраста. Медики не устают напоминать, что в начальных классах можно по пальцам пересчитать действительно здоровых детей. Состояние здоровья младших школьников продолжает ухудшаться по мере их взросления, и причинами этого являются:
- неправильный рацион и режим питания;
- переживания и стрессы;
- несоблюдение режима сна;
- малоподвижный образ жизни и пр.
Ослабленные детские организмы, лишенные нормального физического развития, часто подвержены ранним проблемам с работой органов и сразу нескольких систем. Но самые распространенные заболевания в этом возрасте связаны с опорно-двигательным
аппаратом, ведь именно на него в период обучения в школе приходятся самые большие нагрузки.
Вот почему такую огромную роль играет правильное и адекватное возрасту физическое развитие детей в возрасте от 6 до 12 лет. Ведь именно в этот период можно и нужно приучать малышей к физической культуре, помогать им совершенствовать тело и двигательные навыки, активно привлекать к ведению здорового образа жизни, демонстрируя собственный положительный пример поведения.
Анатомо-физиологические особенности (АФО) младших дошкольников
Для того чтобы четко понимать принципы развития детей младшего дошкольного возраста, просто необходимо знать особенности их анатомии и физиологии. Пробелы в этой области могут привести
к фатальным последствиям — перегрузке организма и, как следствие, к травмам.
Анатомо-физиологические особенности учеников младших классов сильно отличается от особенностей более старших детей. Девочки и мальчики примерно до 11-12 лет в отношении пропорций тела практически не отличаются друг от друга.
Именно в этом возрасте вместе с формированием структуры основных тканей продолжается их интенсивный рост. Между тем, если сравнивать темпы роста дошкольников, то они немного замедлены, тогда как масса тела становится на порядок больше. В среднем в год младшие школьники подрастают на 4-5 см, становятся тяжелее на 2-2,5 кг.
Грудная клетка и дыхательная система
Имеет некоторые особенности и строение грудной клетки младших школьников. Развитие ее характеризуется изменением формы: она становится более совершенной, характеризуется увеличением окружности, что способствует увеличению жизненной емкости легких. У мальчиков эти показатели несколько выше, чем у девочек.
Дыхательные
мышцы детей младшего школьного возраста все еще отличаются незрелостью, поэтому дыхание у них поверхностное, частое. Затрудненное дыхание во время физических нагрузок может привести к гипоксемии, то есть недостатку поступающего в кровь кислорода.
Именно поэтому так важно, чтобы процесс физического развития детей позволял согласовывать двигательную активность с дыханием. Работа по обучению правильному дыханию является крайне важной во время занятий с младшими школьниками.
Система кровообращения и работа сердца
Органы кровообращения в работе тесно связаны с дыхательной системой. По крови питательные вещества и кислород поступают в клетки детского организма, через нее же выводятся и продукты жизнедеятельности ребенка.
В результате
роста и развития ребенка масса сердца постепенно увеличивается, при этом пульс остается учащенным по сравнению с пульсом взрослого человека.
Сердце ученика младших классов достаточно хорошо справляется с функциями за счет широкого просвета артерий. Кровяное давление у детей выравнивается окончательно не раньше 9-12 лет.
Физические нагрузки приводят к учащению сердечных сокращений, которых в минуту может быть более 200. Важные соревнования, сопровождаемые не только физическими, но и эмоциональными нагрузками, приведут к учащению биения сердца — до 270 ударов в минуту.
В возрасте от 6 до 12 лет сердце у детей имеет свои особенности — периодически можно наблюдать его быструю возбудимость, что можно считать недостатком. Регулярные тренировки позволят наладить работу сердечно-сосудистой системы, что повысит возможности ребенка младшего школьного возраста в области физического развития.
Обмен веществ младшего школьника
Работа всего организма ребенка, включая мышцы, зависит от процесса обмена веществ. По ходу окисления поступающие в него белки, жиры и углеводы распадаются и становятся источниками энергии. Частично энергия нужна для роста младшего школьника, частично – для теплоотдачи.
Чтобы процессы проходили без сбоев, школьник должен получать необходимое ему количество энергии, а значит, окисление в его организме должно быть интенсивным. В младшей
- школе ученики не способны долго работать в анаэробных условиях без необходимого количества кислорода.
- Поэтому для того, чтобы ребята могли полноценно заниматься, выполняя наставления учителя физкультуры или тренера, необходимо, учитывая особенности их растущих организмов и не прекращающийся процесс развития, наладить работу таким образом, чтобы затраты энергии на рост тканей и теплообмен покрывались во время занятия.
- Регулярные занятия и тренировки способствуют успешному росту тканей, поэтому такие школьники физически заметно крепче и выносливее сверстников.
Несоизмеримые с возрастом детей нагрузки в совокупности с недостатком отдыха обязательно станут причиной замедления роста младшего школьника, физическое развитие которого может практически остановиться. Поэтому так важно правильно распределять нагрузки и составлять график занятий, привлекая к ним детей из младшей школы.
Мышечная система: какова ее роль в жизни ребенка?
Формирование мышц, впрочем, как и костного скелета, оказывает влияние на рост организма ребенка.
В период с 6 до 12 лет мышцы детей имеет некоторые особенности: они представляют собой тонкие волокна с небольшим содержанием жира и белка.
Пока они не способны продолжительное время поддерживать тело в нужном положении, поэтому так важно следить за тем, чтобы ученики не перегружали спину – это приведет к нарушениям осанки.
У младших школьников мышцы имеют некоторые особенности. С ведущей стороны тела — обычно с правой – развитие силы заметно больше. Симметричность в этих случаях крайне редкое явление, а вот асимметричность встречается в каждом втором случае. Именно поэтому физическое
развитие ребенка должно включать упражнения, позволяющие развивать мышцы с правой и с левой сторон одинаково, добиваясь симметричности тела и хорошей осанки.
Равномерное развитие показателей силы мышц в рамках физических упражнений будет способствовать укреплению мышечного корсета, а значит, предотвратит искривление позвоночника.
В период с 6 до 12 лет особенности детской мышечной системы позволяют интенсивно работать над ее развитием, которое может выражаться как в росте мышц в объеме, так и увеличении их силы. Но добиться этого можно только путем целенаправленных действий в этом направлении.
Физическое воспитание в младшей школе
На уроке физкультуры учитель должен пользоваться эффективными и безопасными методами физического воспитания учеников. Они необходимы для решения развивающих и образовательных задач, должны обеспечивать индивидуальный подход к детям, поддерживая их интерес к урокам.
Каждый из уроков должен иметь свою структуру и содержание, способствовать решению задач, направленных на освоение основных навыков
двигательной активности, обучение работать самостоятельно, прививание здорового образа жизни.
Кроме того, каждый урок должен оказывать разностороннее влияние на учеников.
Усилия волевого, физического и умственного типа должны образовывать единое целое для гармоничного физического развития детей без снижения уровня их работоспособности.
Это значит, что трудные упражнения обязательно нужно чередовать с легкими, а скучные, но такие важные, с интересными – пусть даже и теми, что выберут сами дети.
На занятиях школьного физического воспитания крайне важно, чтобы педагог находил возможность обеспечить каждому из учеников индивидуальный подход, принимая во внимание особенности физического развития школьника, его пол и состояние здоровья.
Методы организации занятия
Чтобы на уроке получилось добиться максимального эффекта, необходимо правильно выбрать метод организации труда младших школьников. Выделяют следующие методы:
- фронтальный;
- индивидуальный;
- групповой;
- круговая тренировка.
Фронтальный метод чаще всего используется в конце урока и предполагает собой выполнение учениками общего для всех задания.
Особенностью этого метода является полный контроль учителя над выполнением детьми упражнений.
Групповой метод предполагает разделение детей на небольшие группы, каждая из которых получает свое задание. В результате ученики могут одновременно в течение урока работать над упражнениями, соответствующими их подготовке и силам, самостоятельно. Такой подход будет целесообразным только в случае с подготовленными к самостоятельной работе детьми.
Индивидуальные занятия предполагают самостоятельную работу ученика, могут проводиться как в середине урока, так и в заключительной его части.
Метод применяется с целью предоставлению ребенку возможности поработать над тем упражнением, которое ему нравится.
За выполняющими упражнения отдельными учениками ведется наблюдение со стороны учителя, который одновременно продолжает работать со всем классом.
Метод дополнительных упражнений подразумевает включение в программу связанных с основными дополнительных упражнений. Суть метода сводится к выполнению основных упражнений и в паузах между ними дополнительных, позволяющих усилить развитие ряда физических качеств.
Станционные
занятия — это вариация на тему круговой тренировки. Направлены они на закрепление определенных навыков и умений. Для выполнения детей младшего школьного возраста делят на группы по 3-5 человек, каждая из которых занимает свою зону зала или площадки.
После чего по сигналу учителя каждая группа определенное количество времени выполняет указанное задание, после чего снова по сигналу переходит на место следующей группы и выполняет их задание. Так до момента, пока каждая группа не побывает на месте других.
Круговой метод — задания так же, как и в предыдущем случае, выполняются по кругу, но упор делается на выполнение как можно большего количества приемов в сжатое время.
Эффективные упражнения для работы со школьниками
Наиболее эффективные упражнения могут быть включены в программу работы для детей младшего школьного возраста с учетом их особенностей. Ниже основные из них.
- Гимнастика. Необходима для общей физической подготовки, позволяет приучить детей к координированному управлению своим телом – не только точному, но и красивому. Гимнастика — это целый комплекс упражнений, оказывающих оздоровительный и воспитательный эффект на ребенка (прыжки на скакалке, построения, работа с гимнастическими тренажерами, лазанье по канату и пр.).
- Легкая атлетика. Представлена упражнениями из области бега, метаний, прыжков. На занятиях с детьми младшего школьного возраста учитель должен не ставить целью высокие спортивные результаты, а сосредоточить внимание учеников на правильном с технической точки зрения
выполнении упражнений.
- Лыжи. Ходьба и спуски на лыжах по возможности должны быть включены в работу с детьми младшего возраста. Во время ходьбы на лыжах работают все группы мышц, включая систему кровообращения, сердце, дыхательную систему.
- Плавание. Еще один эффективный метод, позволяющий стимулировать активное физическое развитие детей младшего школьного возраста. Открывает широкие возможности для детей, в том числе и в отношении закаливания.
- Подвижные игры. Универсальный вариант деятельности младших школьников, в которой задействуются как физические, так и психические функции учеников. Для детей такой вариант занятий является самым любимым и интересным.
В заключение отметим, что, помимо перечисленных средств физического воспитания, огромную роль в процессе обучения детей играют естественные природные силы: вода, солнце и воздух. В совокупности с физическими упражнениями они оказывают мощный оздоровительный эффект на учащихся младшего школьного возраста.
Источник
Источник: https://snovenie.ru/osobennosti-fizicheskogo-razvitiia-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta-o-chem-nyjno-znat-roditeliam.html
Развитие детей младшего школьного возраста: что надо знать родителям
Отличительная черта детей любого возраста – «они растут».
Они постоянно растут, меняются, и от каждого нового периода в их жизни, нас, родителей, немного колбасит: мы вынуждены меняться вместе с ними, успевать переключаться на их волну, а ведь гибкость ума уже не та. И вот на носу очередные изменения, которые специалисты собрали в кучу и назвали «кризисом семи лет». Речь пойдет о младшеклассниках.
Как такового «кризиса» не существует, просто ребенок становиться вдруг должен: маме, учителю, школе, друзьям. Он выходит за пределы семьи, теперь он – часть социума. У него новая роль – роль ученика.
Протекание всех этих изменений в жизни ребенка во многом зависти от подготовительных работ, проведенных родителями в более раннем возрасте. Так, к семи (для девочек) – восьми (для мальчиков) годам формируется волевая структура ребенка.
А это означает, что еще с 5 лет, а то и раньше, необходимо наделять ребенка некоторыми домашними обязанностями.
Ведь попадая в школу, обязанностей у него становиться внезапно много и роль родителей меняется – они должны помочь расставить приоритеты, ввести правильный режим.
Именно в овладении новой ролью «ученика» и состоит особенность данного периода. Чем могут помочь и как обычно мешают младшекласснику родители:
Контакт с родителями
На любом этапе жизни наиболее важным для ребенка остается контакт с родителями: любовь, доверие, искренность, поддержка, уверенность. Если ребенок в этом возрасте врет, скрывает что-то – значит, он потерял уверенность в поддержке родителей, потерял уверенность в их безусловной любви.
Возможно, он старается казаться лучше, потому что устал от критики и непонимания. Когда ребенок становиться учеником, требований к нему становится в разы больше: не только вы, родители, требуете от него быть «молодцом, а не холодцом», но и учителя, следующие, а то и такие же по авторитетности взрослые.
В этой ситуации родителям придется выдержать тонкую грань между поддержкой ребенка, предоставлением ему определенных обязанностей и свобод, поддержанием авторитета учителя и мотивацией к учебе. Очень многие родители, стараясь остаться на стороне ребенка, обесценивают учебу, школу и всю эту глупую систему.
Есть и такие, которые, всецело полагаясь на праведную программу министерства образования, забивают на особенности и потребности именно их ребенка и отдают его во власть уравниловки, практически самоустраняясь от процесса воспитания.
Школа – это всего лишь школа, она не школа жизни, не школа капитанов, она система, дающая базовое среднее образование.
Права и обязанности, мотивация
Записывать и выполнять домашнее задание, помнить о «поробках» и творческих заданиях, самостоятельно одеваться и собирать рюкзак, не забывать почистить зубы и застелить постель, не путать сумку с трудами и физкультурой, а если есть младшие братья или сестры, или нужно утром разогреть завтрак родителям? Приучая ребенка к самостоятельности, не хватайтесь сразу за все: по одной обязанности в неделю, пока не привыкнет и не перестанет уж очень тяготиться ее выполнением. Мотивация – не отдых между сотней «должен» в день, это собственно позитивная реакция родителей на успехи ребенка, поощрения за хорошие оценки, отсутствие панического страха перед двойками, но и понимание причин, почему эта двойка у него есть и как ее исправить.
Обязанности, которые закреплены за ребенком и которые он уже более-менее освоил, не должны выполнятся под неусыпным контролем родителей. Если ребенок забыл дома тетрадь и получил двойку – это его опыт, не стоит мчаться с работы в школу, по пути дописывая несделанное домашнее задание.
Учеба и режим
В статье «Режим дня для школьника» мы подробно описывали для чего и зачем нужен распорядок дня и дисциплина: они не просто облегчают ребенку и родителям жизнь, помогая банально не забыть что и в какой день происходит, они так же служат опорой в новом мире для ребенка: наличие порядка и системы автоматически решает проблемы огромного количества одновременных «нужно» и «хочу». Напомним также, что свободное время, время на общение со сверстниками, время на игру – крайне важно в этом возрасте. Психологи единогласно против многочасовых истязаний домашним заданием.
Общение со сверстниками
Одно из важных испытаний для ребенка в этом возрасте – дружба. Он выходит на тропу социализации и без помощи родителей на ней нелегко приходится многим детям.
Переоценить важность этого пункта невозможно: именно в этом возрасте многие люди находят своих лучших друзей, с которыми потом общаются многие десятилетия.
В этом вопросе родителям необходимо помочь детям и с теорией и с практикой, которую, впрочем, следует начинать еще с ясельных лет.
Информационное пространство
В этот период многие дети впервые выходят самостоятельно в интернет и начинают пользоваться им регулярно, без присмотра взрослых.
Конечно же, в первую очередь в мире информации без цензуры никуда – необходимо установить специальные программы контроля.
Но не только интернетом ограничивается постоянно расширяющееся информационное пространство ребенка, а значит, родителям придется успевать отвечать на новые вопросы (и если ребенок их задает вам, а не соседу по парте – ваше счастье).
В подготовке материала использовались рекомендации детского психолога Елены Макаренко.
Читай также: Если ребенок не хочет идти в первый класс: советы родителям
Источник: https://www.uaua.info/ot-6-do-9/razvitie-ot-6-do-9/article-30051-razvitie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-chto-nado-znat-roditelyam/
Календарь развития ребенка: младший школьный возраст 7–10 лет
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 7-12 лет
- младший школьный возраст
Ваш малыш уже познакомился со своей первой учительницей и одноклассниками, и постепенно осваивает жизнь в новом, «школьном» ритме с уроками и первыми домашними заданиями.
В семь–десять лет ведущей деятельностью становится учебная. От того, насколько успешно ребенок адаптировался к обучению, зависит его последующий успех. Кроме того, происходит резкий скачок в физическом, интеллектуальном и психологическом развитии. Появляются совершенно новые социальные роли, которые были неведомы ребенку раньше.
По традиции Я – Родитель дает десять рекомендаций родителям детей в возрасте от семи до десяти лет.
Развитие ребенка в 7–10 лет
Физическое развитие ребенка
Ребенок в возрасте семи–десяти лет становится сильным, выносливым и ловким, имеет потребность в регулярной нагрузке. Понимает и принимает правила командных игр и требования тренера, занимаясь спортом. Легко выполняет размашистые движения. Тонкие движения становятся четче ближе к концу младшего школьного возраста.
Интеллектуальное развитие ребенка
В этом возрасте дети уже успешно осваивают школьную программу. В младших классах они учатся обобщению и знакомятся с различными абстрактными понятиями, сравнивая и различая их между собой.
Ближе к концу периода младшего школьного возраста ребенок уже умеет самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, становится способен к рефлексии – оценке своего внутреннего состояния.
Он может усилием воли сосредоточиться на выполнении определенной задачи и думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда ему что-то интересно или просто нравится.
Психологическое развитие ребенка
Ребенок в младшем школьном возрасте осознает свою принадлежность к социуму, и примеряет на себя множество новых ролей: ученик, одноклассник, друг, гражданин. Умеет и любит общаться со взрослыми и сверстниками, учитывая не только свои интересы, но и интересы других людей.
Способен дать оценку действиям и событиям. Нуждается в поддержке и одобрении взрослого: учителя, родителя. Становится более самостоятельным и инициативным.
В этом возрасте начинают выравниваться процессы возбуждения и торможения, и ребенок легче успокаивается, проще реагирует на неудачи.
10 рекомендаций родителям детей младшего школьного возраста
Я – Родитель предлагает вам десять рекомендаций по воспитанию ребенка младшего школьного возраста, которые помогут ему успешно пройти к новый жизненный этап.
1. Обеспечьте регулярную физическую нагрузку и ежедневные прогулки на свежем воздухе
Организм ребенка в возрасте семи–десяти лет испытывает резкий скачок роста. Для гармоничного развития необходимо, чтобы в жизни младшего школьника на регулярной основе присутствовала хорошая физическая нагрузка: активные прогулки, спортивные занятия в секциях или кружок танцев. Минимум полтора–два часа в день ребенку следует проводить на свежем воздухе.
2. Оцените степень готовности ребенка к школьной нагрузке
Проконсультируйтесь с грамотным психологом, который даст оценку готовности малыша к занятиям. Не все дети одного возраста имеют одинаковый уровень психофизического и эмоционального развития.
Кому-то будет скучно в классе от простоты заданий и требований, а кому-то может быть невыносимо сложно.
Зная слабые и сильные «места» своего ребенка, вы сможете лучше помогать ему с выполнением домашних заданий.
3. Обращайте внимание на отношения ребенка и основного педагога
В начальных классах у ребенка продолжается закладка основы будущей личности. И то, какой педагог попадется младшему школьнику, играет большую роль в ее становлении.
Темперамент, внешность, даже темп речи учителя могут не подойти одному ребенку, и, наоборот, будут приводить в восторг другого.
Например, если ваш ребенок замыкается в себе, когда на него повышают голос, то учителя с громким голосом ему, скорее всего, воспринимать будет сложно.
Или же ваш ребенок предпочитает все делать «с чувством, с толком, с расстановкой», а учительница – быстрая и активная: такие два темперамента могут порождать непонимание и трудности с учебой.
Это совсем не значит, что нужно менять класс: родителям подобные ситуации скорее показывают, где нужно дополнительно обучать ребенка общению с разными по темпераменту людьми.
4. Пробуждайте и поощряйте интерес у ребенка к чтению
В младшем школьном возрасте ребенок проявляет интерес к чтению и читает самостоятельно. Многие родители считают, что в этом возрасте ребенок должен все читать сам, но в этом случае не стоит удивляться, что интерес к чтению может пропасть.
Интерес надо поддерживать. Ходите вместе с сыном или дочерью в библиотеки, покупайте вместе книги, обменивайтесь книгами с друзьями. Покупайте ребенку те книги, которые его увлекают.
Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно выбирать книги с хорошими иллюстрациями.
Чтобы привлечь внимание к той или иной литературе, вычитывайте интересные эпизоды с интригующим сюжетом, забавной игрой слов, стихотворениями. Выступайте примером для подражания и читайте дома сами.
Если ваш ребенок с интересом читает описания в каталоге игрушек, комиксы про супергероев или статьи в журнале мод – это знак, свидетельствующий о том, что, скорее всего, в среднем школьном возрасте у вас дома появится вдумчивый книголюб.
5. Поощряйте игровую деятельность ребенка и вовлекайте его в игру
В младшем школьном возрасте игровая деятельность по-прежнему остается жизненно необходимой. В идеале она сопутствует ребенку в школе и дома.
Дети воспринимают информацию наглядно и через действие, они не способны долго удерживать внимание на словах, не подкрепленных визуально или действием. Спектр игр расширяется, наряду с сюжетно-ролевыми дети проявляют интерес к играм с четкими правилами: настольным, командным игровым и командным спортивным.
К тому же, игра помогает сохранить детскую непосредственность, раскованность, которые часто теряются под гнетом новых жизненных обстоятельств и психологических переживаний в возрасте от семи лет.
Дома вы можете обучить ребенка игре в шахматы. Это позволит развить у младшего школьника логику, выработает стратегическое мышление и обучит тактике.
6. Обеспечьте сыну или дочери надежный тыл
В жизни вашего ребенка происходит множество перемен и волнений. А вы – его «главный взрослый». Позаботьтесь о том, чтобы дома его ждал питательный и полезный обед, уют, спокойная атмосфера, душевные разговоры. Будьте заботливы и поддерживайте ребенка во внешних конфликтах, но не решайте их за него.
7. Следите за тем, когда ребенок ложится спать
Избежать утомляемости в школьный период поможет режим дня. Помните о том, что ранний подъем требует раннего отбоя.
Если ребенок учится во вторую смену, продумайте, когда ему удобнее и эффективнее делать уроки. Перенесите дополнительные занятия на первую половину дня, чтобы освободить остаток вечера для отдыха и семейного общения, прогулок и игр.
8. Укрепляйте волевые и нравственные качества ребенка
В младшем школьном возрасте начинает укрепляться сила воли, формируются нравственные черты характера. Воспитание воли и нравственных идеалов должно идти не только со стороны школы, но и со стороны семьи.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был целеустремленным, ответственным, честным, отзывчивым, справедливым, – учите его этому на своем примере.
9. Поощряйте самостоятельность в учебе и дома
В младшем школьном возрасте формируется произвольное внимание. Ребенок, прежде достигавший целей, которые ставят перед ним взрослые, учится ставить цели самостоятельно. Таким образом, сын или дочь учатся учиться.
То же касается и самообслуживания. Ребенок в возрасте семи–десяти лет способен сам проконтролировать, чистил ли он зубы, собрал ли портфель, сделал ли домашнее задание. Также важно, чтобы ребенок имел свои обязанности по дому и выполнял их.
10. Следуйте за интересами ребенка
Поощряйте интересы и выдумки ребенка. Богатая фантазия, интерес к различным областям жизни зачастую не могут найти развития или развиваются в недостаточной степени в чрезмерно теоретизированной современной школе, поэтому родителям так важно поддерживать творческие интересы ребенка и направлять его по верному пути, раскрывая способности и таланты.
Екатерина Коробкова
Каждый человек – индивидуален, потому ужиться двум разным людям с ребенком под одной крышей бывает непросто. Этот тест поможет вам взглянуть на свою семью со стороны и получить некоторые рекомендации специалистов портала Я – родитель.
Пройти тест
Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kalendar-razvitiya-rebenka-mladshiy-shkolnyy-vozrast-7-10-let/
Особенности физического развития детей разного возраста
Современный мир предоставляет детям и родителям множество вариантов для развлечения и обучения, но часто в гонке за новинками взрослые допускают ошибку, не уделяя достаточно внимания физическому развитию подрастающего поколения.
Гаджеты, компьютеры, разнообразные игровые панели увлекают кроху, а родителям дают возможность решать бытовые вопросы.
Ведь что может быть проще, чем включить мультик и заняться своими делами? Но такое поведение родителей все чаще приводит к печальным последствиям.
Отсутствие у крохи интереса к подвижным играм, гиподинамия, сниженный интерес к окружающему отрицательно сказывается на общем развитии малыша. Снижение тонуса мышц, низкая гибкость и малая подвижность суставов могут стать причиной разных заболеваний.
Одна из задач родителей, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста – обеспечение условий для привлечения внимания карапуза к активному образу жизни, увлечению спортом.
Акцент на спортивный образ жизни должен быть сделан сразу после рождения ребенка, оказывать влияние на весь период взросления.
Физическое развитие – изменения в организме, происходящие на протяжении всей жизни, указывающие на общее состояние тела и внутренних систем.
Спортивный, внешне и внутренне натренированный малыш лучше справляется с различными инфекционными заболеваниями, имеет устойчивую психику, бодр и весел.
Дети дошкольного возраста по природе своей очень активны. Бегая и прыгая, тренируя мышцы и улучшая кислородный обмен между клетками, они, таким образом, укрепляют сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы.
Понимая важность физического развития детей, родители задаются вопросами:
- в каком возрасте начинать заниматься физическим развитием чада?
- как помочь освоить необходимые навыки?
- на что обратить внимание?
Чтобы ответь на эти вопросы, необходимо разобраться, каким образом происходит становление организма, какие периоды проходит карапуз от рождения до похода в школу, и какие действия помогут развить необходимые навыки.
Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/fizicheskoe/po-vozrasty/
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Знание и учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.
Младший школьный возраст — это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 — 3 (4 ) классах начальной школы.
Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования.
Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.
Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка.
Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания.
А учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.
Далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение — труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений.
Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению.
Для того, чтобы этого не случилось необходимо внушать ребёнку мысль, что учение — не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного.
На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения.
Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний.
Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с ответственным отношением к учебным занятиям.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений.
А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд.
Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду.
В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок «иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ).
Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства — в основном, цвет, форма и величина. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.
Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Возрастные стадии восприятия:
- 2-5 лет — стадия перечисления предметов на картине;
- 6-9 лет — описание картины;
- после 9 лет — интерпретация увиденного.
Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста — тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне развития связано с практической деятельностью ребёнка.
Воспринять предмет для ребёнка — значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.
Характерная особенность учащихся — ярко выраженная эмоциональность восприятия.
В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них — слабость произвольного внимания.
Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Например, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом.
Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Некоторые дети невнимательны.
Причины этого различны: у одних — леность мысли, у других — отсутствие серьёзного отношения к учёбе, у третьих — повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.
Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения.
Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Приёмы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).
Повторения должны быть разнообразными, перед учениками должна становиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто «зазубривать». Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен.
Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку. Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысления материала различны.
Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.
Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом.
Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чём говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное? и т.д. Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения.
Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.
Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.
Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.
Наиболее трудный случай — медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий.
Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д.
Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности.
Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.
Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается.
Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.
Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Мотивы обучения
Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
Помимо этого есть и другие мотивы:
Внутренние мотивы:
1) Познавательные мотивы — те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний; 2) Социальные мотивы — мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).
Внешние мотивы — учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.
От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки.
Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств.
Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка.
У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Учебная деятельность — основная деятельность для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Особое внимание всегда требуется гиперактивным детям, с синдромом дефицита внимания.
Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.
Леворуким, у которых сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении «право» и «лево».
Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой.
Детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.
Всё это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь — дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них вынесет.
Младший школьный возраст — возраст достаточно заметного формирования личности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство.
Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа.
Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений.
За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности — деятельности в коллективе и для коллектива.
Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
Источник: https://multiurok.ru/blog/vozrastnyie-osobiennosti-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta.html