В самом начале второго года жизни ребенок, как правило, уже умеет взбираться по лестнице, по просьбе взрослого отыскивать и приносить игрушки, держа их в обеих руках. Так он осваивает навыки самостоятельного, свободного передвижения.
В возрасте 10,5-13,5 месяцев малыш отталкивает мяч в случайном направлении и горизонтально ударяет кубиками один о другой. Он хлопает в ладоши, ощупывает предметы и людей. Переворачивает страницы книги и ставит друг на друга от двух до шести кубиков.
В период 13,5-17,5 месяцев ребенок начинает самостоятельно рисовать свои первые картинки — линии и «каракули». Он также начинает активно повторять за взрослыми движения и манипулировать предметами: трясти ими, рассматривать, бить. Малыш пытается уже не только толкать мяч, но также ловить и удерживать его.
Ребенок способен бросать предметы на пол и держать их кончиками большого и указательного пальцев.Примерно в полтора года ребенок учится откручивать крышки на банках и соединять предметы.
Он уже умеет разворачивать бумагу и доставать спрятанный в ней предмет, собирать пирамидку вне зависимости от числа колец в ней.
Развитию мелкой моторики способствует игра. Причем малыш интересуется не только игрушками, но и различными предметами. Поэтому его очень обрадует наличие на журнальном столике, а также в ящиках письменного стола небольших безопасных предметов — коробочек, пластмассовых флаконов, а также деревянных или пластмассовых письменных принадлежностей.
В 17-20 месяцев малыш переворачивает страницы книги по одной.
К 17-24 месяцам он схватывает движущийся предмет.В 18-24 месяца ребенок опускает мелкий предмет в большое отверстие, разрывает бумагу.К 20-21 месяцам он способен опустить небольшой предмет в отверстие, чуть большее по размерам.
Чуть позже, примерно в возрасте 20-24 месяцев, ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.
К 21-22 месяцам малыш переливает жидкость из одной емкости в другую, а в 22-24 месяца он ставит 4-6 кубиков друг на друга.Родителям не стоит огорчаться, обнаружив у ребенка отставание в моторном развитии. Восстановить допущенные пробелы помогут специальные упражнения, развивающие моторику, а также пальчиковая гимнастика.
Нанизывать можно все, что имеет отверстие: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки, старые фломастеры, катушки от ниток и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек. Желательно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания.
Сделайте из цветной бумаги несколько корабликов. Будет лучше, если ребенок станет наблюдать за вашими действиями, а при желании поможет вам мастерить кораблики. Затем попросите его поправить бортики корабликов, распрямить игрушечный парус. При необходимости покажите ребенку, как нужно выполнять это упражнение.
Это упражнение — продолжение того, что делал ребенок на первом году жизни, хлопая ладонью по мыльной пене в ванной или ловя пузыри в воздухе. Но теперь уже он сам должен выдувать пузыри. При необходимости покажите ребенку, как выполнять это упражнение.
- Нарисуем маму с яркими глазами,
- Нарисуем куклу с чудо-волосами.
- Нарисуем солнце, кошку и качели.
- Посмотрите, сколько мы всего успели!
Возьмите цветные мелки и сначала сами нарисуйте что-нибудь. Спросите у ребенка, что он хотел бы изобразить. Покажите ему, как нужно рисовать прямые линии и различные фигуры, как нужно их раскрашивать. Затем попросите малыша повторить хотя бы самый простой из рисунков.
- Русскую матрешку
- Разбирает крошка.
- Вот устали ручки —
- Ну, еще немножко.
- Сколько же матрешек
- Там, внутри, ютилось?
- Ну, сложи обратно,
- Чтобы поместились.
«Здороваются пальчики». Предложите малышу дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно.»Здороваются кулачки». Малыш сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его из рук.»Ладошка здоровается с песочком». Предложите дотронуться до песка всей ладошкой — сначала внутренней, а затем тыльной ее стороной.
«Ручки радуются песочку». Малыш перетирает песок между ладонями, пальцами.
Вы вместе с малышом копаете в песке небольшие ямки-норки руками или совком. Возьмите игрушку, например мышку, и озвучивайте ее (мышка пищит, хвалит малыша за такую замечательную норку). Детям 1-2 лет под силу выкопать 2-3 ямки без потери интереса, малыши постарше могут нарыть целый городок.
Малыш «выпекает» из песка пирожки или тортики. Для этого используются разнообразные формочки. Ребенок насыпает в них песок, утрамбовывает рукой или совком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
Источник: https://4womanlife.ru/children/baby/baby-development/uprajnenija-igri-dlja-razvitija-melkoj-motoriki-v-1-2-goda-.html
Как развивать моторику у годовалого ребенка?
Человек рождается совершенным, так как природа заранее позаботилась и заложила в наш организм все, что понадобится в жизни. Но этот щедрый дар необходимо развивать, тренировать и отшлифовывать. Проведите маленький эксперимент и понаблюдайте за своим малышом.
Какие рефлексы у него присутствуют? Правильно, хватательные. Даже новорожденная кроха хватается за мамин палец и не отпускает его. Одни говорят, что это инстинкт, побуждающий искать защиту, другие считают случайным рефлексом.
Однако и те и другие правы! И если вы задаетесь вопросом, как физически развивать ребенка до года, то начните с развития моторики.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это скоординированная работа нервной, мышечной и костной систем человеческого организма, целью которой является движение пальцев рук. Сначала движения осуществляются непроизвольно, на уровне подсознания, затем ребенок осознанно начинает хватать игрушки, затем учится держать ложку, карандаш, завязывать шнурки, рисовать, писать и т.д.
Именно с развития мелкой моторики пальцев у ребенка:
- Формируется речь и логическое мышление.
- Развивается воображение и наблюдательность.
- Совершенствуется зрительная и двигательная память.
- Развивается ловкость и сила, начинается подготовка к ручному труду.
Развитие мелкой моторики у детей от 0 до 1 года
Задача родителей – помочь ребенку освоиться в нашем мире, адаптировать его для жизни в социуме, развить его в умственном и физическом плане. Споры о том, когда начинать развивать мелкую моторику у ребенка не утихают уже несколько десятилетий. Одни утверждают, что до года ничего не надо предпринимать, другие считают, что первый год жизни благоприятен для физического развития.
Когда ребенок осознанно начинает двигать пальчиками, нервные окончания передают сигнал в мозг, и наоборот, мозг посылает команду взять игрушку. При этом затрагивается участок, отвечающий за речь.
Практика показывает, что чем раньше ребенок разовьет мелкую моторику, тем быстрее он заговорит.
Поэтому развивать мелкую моторику можно начинать с первых дней, не забывая при этом несколько полезных правил:
- Развивающие занятия должны проходить каждый день. При этом обязанность родителей следить, чтобы малыш был в хорошем настроении и не переутомлялся. На первых порах достаточно 3–5 минут в день.
- Используйте игрушки и предметы разной формы, величины, фактуры и цвета. Малыши до года воспринимают окружающий мир через ощущения, поэтому многие вещи они распознают, только потрогав их.
- Следите за чистотой игрушек, ведь малыши все хотят попробовать на вкус, и тянут игрушки в рот.
- Всегда хвалите ребенка за успехи, целуйте его и обнимайте. Так он будет чувствовать себя уверенней.
Как правильно развивать моторику у ребенка до года?
На первом году жизни ребенка все занятия по развитию мелкой моторики можно разделить на несколько этапов:
- От 0 до 3 месяцев полезна пальчиковая разминка. Делать ее можно часто, при каждой удобной минутке: в период бодрствования или когда малыш засыпает. Легкими движениями поглаживайте ладошку от запястья к кончикам пальцев, аккуратно разминайте подушечки пальцев. Когда грудничок стиснул кулачки можно чуть пощекотать пальчики, чтобы мышцы расслабились. Не забудьте размять каждый пальчик, сгибая и разгибая его.
- От 3 до 5 месяцев можно начинать давать погремушки, но обязательно попеременно в правую и левую ручки. Постепенно малыш станет дольше удерживать игрушки. Стимулируйте ребенка тянуться ручками к игрушкам и к вам. Продолжайте делать пальчиковую разминку.
- От 5 до 7 месяцев давайте ребенку предметы, которые он сможет перебирать. Для этих целей хорошо подойдут самодельные бусы из нанизанных мелочей (крупные пуговицы и бусины, пластмассовые крышки). Сшейте несколько мешочков из различных плотных тканей и наполните их разным содержимым: фасоль, крупа, макароны… Только, давая их малышу, следите, чтобы мешочки были крепко завязаны или зашиты.
- От 7 до 9 месяцев дети начинают интересовать и другими вещами. Под вашим присмотром пусть поиграют кухонной утварью: ложки, крышки, пластмассовые бутылочки, контейнеры. Из игрушек пришла пора приобрести: пирамидку, кубики, резиновые пищалки.
- От 9 месяцев до года предложите ребенку игры, где необходимо вставлять игрушки друг в друга: матрешки, крупный конструктор, емкости с предметами внутри. Поделитесь с ребенком кастрюлей – пусть складывает туда свои любимые игрушки. Учите катать по полу мячик и отыскивать спрятанные вещи. В этом возрасте дети также обожают переливать воду и возиться с песком.
Способов развития мелкой моторики у ребенка до года много. Главное правило – занятия должны проходить в легкой игровой форме, когда ребенок здоров и в настроении. Включайтесь сами в игровой процесс и попробуйте придумать что – то свое, необычное.
Удачи в нелегкой профессии – родитель!
Источник: https://u-skazki.com/blog/kak-razvivat-motoriku-u-godovalogo-rebenka/
Развитие моторики у детей от 1 до 3 лет
Особенности развития моторики у ребенка в 1 год
Большинство детей начинают ходить в годовалом возрасте. Это, конечно, повод порадоваться для всех — и для родителей, и для малыша.
Самые первые шаги ребенок делает, держась за руки матери или отца или держась руками за любые предметы, которые могут послужить опорой, а затем по мере тренировки шаги его становятся все более уверенными, и наконец, ребенок перестает нуждаться в постоянной поддержке и идет самостоятельно.
Развитие моторики в 1 год ещё недостаточно, поэтому первые шаги малышу даются с трудом, изящной его походку не назовешь. Движения его еще не скоординированы. То, что взрослому кажется простым, не требующим никаких усилий, ребенком завоевывается упорным повторением действий.
Ходьба годовалого ребенка значительно отличается от передвижения взрослого. Во-первых, малыш ставит стопы параллельно; во-вторых, не умеет перекатывать стопу с пятки на носок, а ходит, «печатая шаг»; в-третьих, ребенку приходится учиться держать в равновесии центр тяжести своего тела.
Низкий уровень развития моторики в год не позволяет долго удерживать равновесие, поэтому малыш часто падает. Падая вперед, ребенок еще не умеет вытягивать руки. Поэтому взрослым следует предохранять его от падений. В то же время не следует судорожно бросаться к упавшему ребенку, поднимать его, да еще и ругать. Просто нужно быть рядом с малышом, оказывая ему необходимую поддержку.
Причиной неправильной походки у ребенка могут быть врожденный вывих или подвывих бедра, врожденная косолапость, рахит, вывих в коленном суставе, травма и др. Возникшие подозрения лучше развеять и посоветоваться со специалистом — врачом-ортопедом.
К концу 1 года жизни детей развитие моторики более совершенно, малыш начинает лучше и увереннее ходить, усовершенствуются движения рук, особенно пальчиков. Ребенок уже может пользоваться пультом для телевизора, изучать другую бытовую технику.
В 1 год 3 месяца ребенок уже вполне самостоятельно приседает, наклоняется. Важным этапом в развитии является способность малыша сесть из положения стоя, придерживаясь за опору. Движения его становятся более координированными, он может перешагивать через препятствия.
Особенности развитие моторики у детей в 2-3 года
Очередной рубеж в развитии моторики у детей — 2 года: малыш уже с удовольствием перешагивает через препятствия, чередуя шаг, воспроизводит ряд последовательных действий (купает, раздевает и укладывает спать куклу).
Малыш с удовольствием рисует цветными мелками на асфальте или восковыми мелками на плотной бумаге. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики пальцев. С годовалого возраста у ребенка развиваются движения не только большого, но и указательного пальца. Дети начинают осваивать более тонкие движения.
Связь развитие моторики рук у детей 2-3 лет с речью была установлена еще в 1928 г. В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. Позже другими учеными было доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Не следует забывать, что в тренировке нуждаются не только ноги, руки, спина, шея, но также язык, губы и щеки. Мышечные волокна, из которых состоят эти речевые органы, также надо тренировать. Иногда мышцы артикуляционного аппарата в результате родовой травмы могут быть слишком напряженными или, наоборот, слабыми и вялыми.
Поэтому для развития моторики в 2-3 года в одном случае мышцам нужно помочь расслабиться, а в другом — активизировать их. Значит, физическая нагрузка и специальные упражнения им просто необходимы.
- Самые простые упражнения — это декламирование стихов наизусть и чтение по ролям с четким произнесением звуков.
- Одно из основных направлений коррекционной работы — это развитие речи.
- Всякое ограничение движений ребенка тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций.
У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого и артикуляционного аппарата генетически заложены в левом полушарии, а у левши — в правом полушарии.
Левше обязательно следует давать работать левой рукой, что позволит ему гармонично развиваться.
Последние исследования показали, что не следует переучивать ребенка держать ложку в правой руке, если ему удобнее делать это левой.
При свободе действий малыш-левша часто начинает одинаково хорошо действовать обеими руками.
Учитывая особенности развития моторики у детей 1-2 лет, малышам нужно давать самые разные коробочки, которые открываются сверху, сбоку, путем проталкивания.
Еще лучше, если они будут разной формы: круглые, квадратные, плоские, треугольные. Ребенок может с их помощью получить свои первые навыки о разнице в форме предметов.
Снимая с коробок крышечки, а затем, пытаясь вернуть их на место, он дает замечательную зарядку всем пальцам.
Статья прочитана 2 591 раз(a).
Источник: https://vkapuste.ru/?p=8142
Развиваем мелкую моторику ребёнка
Каждая любящая мама знает, что для правильного и своевременного развития малыша необходимо как можно раньше начинать развивать у ребёнка до года мелкую моторику. Ведь мелкая моторика – это все действия, требующие точных и ловких движений пальчиками и ручками ребёнка. А поэтому, как только ваш кроха начнёт интересоваться игрушками, висящими над кроваткой и пытаться держать в ручках свои первые погремушки – это сигнал для мамы, что пора начинать упражнения, способствующие развитию точных движений.
Игрушки для мелкой моторики ребёнка (игра с меленькими предметами)
Специальные игрушки, развивающие пальчики. Они есть в любом магазине детских игрушек и стоимость их различна. Принцип основан на передвижении по проволоке и кручении разноцветных деревянных бусин.
Детские бусы и чётки позволят ребёнку покрутить бусины, особенно если они разной формы, цвета и фактуры.
Кубики интересны и самым маленьким, и детям постарше. Различный материал, цвета и рисунки (буквы, цифры, животные, геометрические фигуры) на кубиках позволяют не только строить башни и гаражи, но и учить названия предметов, фигур и животных во время игры.
Пирамидки, конструкторы существуют различной сложности и для разных возрастов. Для самых маленьких более простые, но яркие деревянные и пластмассовые пирамидки с различными на ощупь элементами.
Для детей немного старше – усложненные варианты с несколькими стержнями разной формы, на которые нужно нанизать подходящие геометрические фигуры. Разновидностей конструкторов много, они помогают в развитии пространственного мышления малыша.
Психологи рекомендуют приобрести первый конструктор деревянный – дерево приятно вертеть в ручках, а само по себе оно несёт положительный эмоциональный заряд.
Шнуровка (игрушка или книжка) для деток от 1 года является подготовкой к письму, развивает мелкую моторику и глазомер. Ребёнок учится быть усидчивым в процессе игры. В случае шнуровки-игрушки придумайте сюжет, который позволит малышу изучить цвета и сделает кисти его рук более гибкими.
Фигурки на магнитах (животные, буквы, картинки) на холодильник. Это и удобно и наглядно. Начать можно с фигурок животных и картинок разной формы, по мере взросления ребёнка, включая в игру буквы и цифры. Можно приобрести и магнитную мозаику.
Пианино позволит малышу познакомиться со звуками, нажимая на клавиши разными пальчиками.
Пазлы, мозаика, матрешка. Чтобы собрать интересную картинку, ребёнку надо будет подключить к моторике логику и внимание, скоординировать зрение и кисти рук. Мозаику приобретайте ребёнку от года.
Для этого возраста есть мозаики с крупными, яркими деталями и большой дощечкой. Поиск фигурки (матрешки) внутри другой заинтересует ребёнка. Кроме моторики эти игры помогают в развитии творческих способностей детей.
Кубик или тематическая игрушка с фигурами (сортёр). Ребёнок пытается подобрать геометрическую фигуру по силуэту отверстия в игрушке. Моторика пальчиков, знакомство с фигурами, цветами, развитие логики – вот то, что дают такие игры. В некоторых сортёрах есть музыкальные кнопки и клавиши.
Мячики с пупырышками разного размера можно использовать с раннего возраста. Изучаются тактильные ощущения «ёжика» и одновременно происходит массаж руки. Обратите внимание на качество материала таких мячей и соответствие санитарным нормам – дети обязательно потянут их в рот.
Крупа на подносе – в одно из самых простых пособий. На поднос ровным слоем насыпаете манку (гречку, пшено и др.) и, взяв ручку малыша, начинаете рисовать солнышко, дорожку, цветок. Все, что подскажет фантазия.
Потом попросите ребёнка нарисовать что-то самостоятельно. Кончики пальцев ощущают и ровную поверхность подноса, и форму крупы. В старшем возрасте (после 2-х лет) можно попробовать аппликацию круп на картоне, смазанном клеем.
Прищепки. Что может быть проще и интересней? Пусть ребёнок пробует нажать пальчиками на концы прищепки, что бы надеть её на фигуру из картона, веревку или чашку. Так можно сделать уши зайчику или лучики солнышку.
Фасоль двух цветов. Игра в «Золушку» очень полезна – разбирая из миски мелкую фасоль, тренируются пальчики, и формируется правильный захват мелких предметов.
Волшебный мешочек (с крышками и игрушкой). Возьмите любой тканевый мешочек и наполните его обычными крышками от пластиковых бутылок. Покажите ребёнку, что спрятали внутрь мешочка мелкую игрушку. Попросите «найти» машинку или зверушку. Поиск рукой среди неровных, ребристых крышек представляет собой массаж активных точек на ручке и занимательное задание.
Крючки и шпингалеты, «молнии» – умение открывать застежки, замочки и задвижки помогает развитию пространственного мышления и моторики.
Почистим орешки или порвем бумагу. Если вы гуляете в парке или лесу, поищите фундук. Пусть малыш поможет очистить зеленую оболочку ореха. Упрощенный вариант – попросить порвать на мелкие клочки ненужную маме бумажку.
Пуговицы, липучки. Из ненужных карманов (с разными застежками) от старой одежды сделайте коллаж и повесьте его на спинку кроватки. Ребёнок сможет спрятать в кармашках мелкие игрушки (уложить на ночь спать) и застегивать/расстегивать кармашки по желанию.
Рамки и вкладыши развивают моторику, внимание и самостоятельность. Учат воспринимать фигуры как одно целое и по частям. Смысл: ассоциативное сравнение отверстий на рамке и формы деталей. Есть разные степени сложности.
Копеечки и пуговицы в копилку. Если в доме нет копилки или она хрупкая, проделайте отверстие в крышке банки от кофе, только позаботьтесь, чтобы не было острых краёв, о которых можно пораниться. Детвора с огромным удовольствием складывает в банку крупные монеты и пуговки. Попадание в узкую прорезь так же развивает мелкую моторику ребёнка.
Откручивание крышки от пластиковых бутылок очень по душе многим детям. Пусть откручивают – полезное занятие для кистей, пальцев, логики и памяти.
Природные материалы (камушки, шишки, ракушки, стручки гороха и фасоли), всё, что сможете предложить маленькому исследователю. Природные материалы имеют различную поверхность и формы, к тому же они бесплатны и доступны.
Пальчиковые игры для мелкой моторики ребёнка
- «Коза рогатая» и «Сорока-ворона», «Ладушки» – начальный этап пальчиковых игр. Сгибание и разгибание пальчиков делаем с прибаутками, например:
- Этот пальчик – в лес пошёл (разгибаем мизинец), Этот пальчик – гриб нашёл (безымянный), Этот пальчик – жарить стал (средний), Этот пальчик – резать стал (указательный), Этот пальчик – много ел, потому и потолстел (большой).
- Потом учим ребёнка изображать из пальцев животных или предметы – эта своеобразная гимнастика не только развивает моторику, но и тренирует образное мышление малыша.
Мелкая моторика у детей старше года отлично тренируется следующими занятиями: лепка из теста или пластилина, а так же пальчиковые краски.
Ведь это не только увлекательное творческое занятие, но ещё и очень полезное упражнение для развития гибкости и подвижности пальчиков. Для деток 1,5–2 лет продается специальный пластилин или готовое соленое тесто, а так же пальчиковые краски. Соленое тесто можно сделать и самостоятельно – это обычное тесто «как на пельмени»: на 1 ст. муки 1/2 ст.
соли и красителей из сока свеклы или пищевых красок для яиц на Пасху. Хранят такое тесто в холодильнике, в закрытом контейнере. Не бойтесь, что ребёнок испачкается сам или все вокруг – попробуйте провести первое занятие в стульчике для кормления. Для начала, продолжительность не должна превышать 2–3 минуты, иначе ребёнок устанет и потеряет интерес к дальнейшим занятиям.
Пусть пока вы успеете нарисовать только разноцветные ладошки и точечки от пальчиков, но на следующий день ребёнок с радостью захочет попробовать новенькое – повозить руками по листу бумаги или сделать цветные дорожки (маме надо подсказать, каким образом это можно выполнить). Со временем можно будет вешать лист ватмана на стену, предоставив поле деятельности для маленького художника.
Помните, что чем умелей руки, тем ваш ребёнок умнее и сообразительней. Не забывайте, что любая игра и игрушка сама по себе значит мало, только общая игра с родителями даст ожидаемый результат.
Источник: https://bestkroha.ru/razvivayushchie-igry/53-razvivaem-melkuyu-motoriku-rebenka
Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет
- ПОДЕЛИТЬСЯ
- * * *
- «ШАЛУН»
Дорогие читатели! Продолжаем беседу о развитии мелкой моторики малыша.
Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо.
Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок.
Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).
В 1,5 – 2,5 года детям даются более сложные задания:
– застёгивание пуговиц;
– завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
– переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.
Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой.
Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне.
Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения. Дальше, дорогие читатели, хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков.
Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут.
Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
- (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
- (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому — не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
- (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
- «БЕЛОЧКА»
(по мотивам народной песенки) Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке, Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
- (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
- «ДЕТКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
- (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно
сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише, Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
- (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
- «ПО ГРИБЫ»
(потешка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
- (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
- «ПАЛЬЧИКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
- (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
- «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
- Раз, два, три, четыре, пять,
- (загибать пальцы, начиная с большого)
- Будем листья собирать.
- (сжимать и разжимать кулачки)
- Листья берёзы, листья рябины,
- (загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
- «ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
- Есть игрушки у меня:
- (хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
- (загибать поочерёдно пальчики)
- «ПАСТУШОК»
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
- (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
- (хлопки в ладоши)
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит
На теляток глядит.
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Деток
(можно произносить имя вашего малыша)
- Кашей кормить.
- (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)
- Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.
- * * *
- «ОЧКИ»
- (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаением животных, птиц, предметов. Все фигурки — с небольшим стихотворным сопровождением.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
- «СТУЛ»
- (левая ладонь — вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
Ножки, спинка и сиденье —
Вот вам стул на удивленье.
- (левая рука — в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка;
если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка.
- (обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
- (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.
- (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
У козы торчат рога,
Может забодать она.
- (пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)
Жук летит, жук жужжит
И усами шевелит.
- * * *
- Тема следующей статьи — Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет
- Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года
Источник: https://solnet.ee/parents/log_02
Развитие моторики ребенка 1 год, развитие моторики рук ребенка 1 года
Развитие мелкой моторики у детей 1 года напрямую влияет на процесс формирование речевых навыков и память малыша. Доказано, что во время тонкой работы пальцев происходит развитие важных участков головного мозга, которые отвечают за все мыслительные процессы.
По мнению специалистов, начинать занятия на развитие моторики нужно сразу же, как только ребенок научится держать в руках интересующие его предметы. А уже с одного года эти занятия нужно усложнять, что окажет благоприятное воздействие на все сферы развития ребенка.
Итак, как же нужно развивать мелкую моторику рук у годовалых детей?
Игрушки на развитие мелкой моторики
1. Сортеры и вкладыши.
Современные сортеры, представляющие собой изделия с выемками для фигурок различных форм, отлично подходят для развития моторики у годовалой крохи. Сопоставляя формы фигурок и формы отверстий, ребенок не только разовьет ловкость рук, но и простимулирует свое логическое мышление.
2. Шнуровки.
Игры и книжки-шнуровки, суть которых заключается в том, что ребенок должен продеть шнурок через указанные отверстия, хорошо развивают глазомер малыша, а также улучшают координационные навыки.
3. Сенсорные коробочки.
Развитие моторики рук ребенка 1 года должно включать в себя и упражнения на тактильное восприятие. Трогая разнофактурные и разноразмерные предметы, ребенок повышает чувствительность своих пальцев, улучшая моторные навыки.
И с этой задачей отлично справляется сенсорная коробочка, которую можно изготовить самостоятельно. Возьмите удобную емкость, насыпьте в нее песок, поместите гальку или мелкие камешки, а также разложите в коробочке небольшие игрушки.
Ребенок с удовольствием начнет перебирать содержимое емкости, одновременно развлекаясь и развивая моторику рук.
Кроме того, ловкость и гибкость рук хорошо развивается с помощью лепки из пластилина, рисования, складывания крупных пазлов и конструктора.
Игры и упражнения на развитие моторики
Развитие моторики ребенка 1 год также должно дополняться игровыми упражнениями. Все малыши приходят в восторг от пальчиковых гимнастик, сопровождающихся стишками и потешками («Сорока-белобока», «Ладушки» и т.д.). Помимо основной цели эти занятия полезны еще и тем, что они способствуют активному развитию речи ребенка.
Годовалые дети с удовольствием перебирают мелкие фигурки, играются с бусами, копаются в крупах и лепят шарики из теста. Эти занятия сами по себе хорошо развивают моторику рук, но чтобы усложнить задачу, попросите малыша пересыпать предметы из одной емкости в другую с помощью ложки. Простое пересыпание крупы из одной чашки в другую поможет малышу развить координацию.
Кроме того, позвольте ребенку чаще играть с песком, лепя из него фигурки и пасочки.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_1_goda/
Развитие ребёнка в 1-2 года. Мелкая моторика рук
Хотите дать своему малышу мощный стимул для развития внимания, мышления, восприятия, памяти и даже речи? Тогда развивайте мелкую моторику рук! Итак, сегодня мы поговорим о тренировке мелкой моторики. Существует множество игрушек, называемых развивающими.
Так производители изготавливают развивающие игрушки с учётом данной задачи. Например, развивающие коврики сделаны с учётом того, что какой-то элемент шуршит, шелестит, какой-то пушистый, какой-то гладкий, где-то приделана пуговичка и т.д.
То есть во время игры малыш касается того или иного элемента, тем самым развиваясь.
Однако осмотритесь по сторонам – в наших квартирах есть также множество интересного, что может служить прекрасным стимулятором для развития пальчиков и выработки тактильной чувствительности у деток. Лучшие развивающие игрушки у нас под рукой.
Развивающие игрушки у нас на кухне – крупы, тесто
Обычная крупа – как просто и как гениально. Сколько интересных игр можно придумать с маленьким ребёнком из обычной крупы. Крупу можно пересыпать, перекладывать из одной посудины в другую. Можно заняться пальчиковым рисованием, а именно: высыпать крупу на большой поднос и проводить пальчиком по поверхности крупы, при этом будут получаться линии.
Фасоль и горох более объёмные, из них можно выкладывать фигурки, как впрочем и из бытовых предметов (пуговицы, спички (с них предварительно можно срезать серу), ватные палочки). С ребёнком постарше можно перейти к аппликациям из крупы. Это интересное развивающее занятие, к тому же результат – готовую аппликацию из крупы – можно подарить кому-то из близких.
Также очень интересным занятием является лепка из теста. А ещё на кухне можно поиграть с ложками, мисками, кастрюльками. Мамы, без паники! Прячем все острые и бьющиеся предметы, а те, с которыми малышу будет не опасно играть, достаём. И пусть малыш даёт выход энергии – стучит половником по кастрюле, насыпает в миску ложки.
Это же так весело! А разная фактура поверхности (гладкие ложки, шершавый казанок) помогут малышу развивать тактильные ощущения.
Кстати, фрукты и овощи также подойдут. Яблоко, банан, киви – разная форма, разная поверхность. Только не забудьте предварительно их помыть.
Другие развивающие игрушки в комнате или в ванной
Самым маленьким деткам будет очень полезно трогать маленькие гладкие предметы – круглые пуговки, напёрстки, большие фасолины, жёлуди. Только будьте особо внимательны. Разноцветые пуговки так и норовят попасть малышу в ротик.
Разные баночки и тюбики с разноцветными этикетками также придутся по душе маленьким исследователям. Если взять не обычные стеклянные банки, а именно маленькие с толстым стеклом из-под детского пюре, то бояться не стоит. Малыш не разобьёт такую баночку.
Ими можно не только весело стучать, крутить в руках, но и насыпать в них крупу, наливать и выливать водичку. А какое удовольстие для детичек закручивать и откручивать крышки на баночках! Дети также очень любят листать газеты и журналы, рвать и комкать листы бумаги.
Просто чудесным развивающим мелкую моторику руки эффектом обладает прикосновение к разнообразным материям. Дайте малышу потрогать шёлк, хлопок, краешек полотенца, шерстяного изделия.
Играйте с малышом на здоровье, но при этом обязательно соблюдайте меры предосторожности. Для этого внимательно смотрите, чтобы мелкие предметы не попали ребенку в рот, нос, ухо.
Источник: https://teddyclub.info/ru/0-2-goda/razvitie-rebenka-po-mesyacam/razvitie-rebenka-v-1-2-goda-melkaya-motorika-ruk