Задержка умственного развития у детей: как помочь малышу

Но «фундамент» будущего мозга закладывается уже в первый месяц беременности, когда многие мамы и не подозревают, что носят в себе новую жизнь, и поэтому невольно могут ей навредить.

В этот период особенно опасны гинекологические заболевания, простуды, курение, в том числе и пассивное, стрессы, «недоедание» белков и витаминов, необходимых для формирования нервной ткани. Серьёзному испытанию подвергается мозг малыша и во время родов.

Часто при прохождении родовых путей нарушается его кровоснабжение, так как малыш тянет за собой пуповину, которая из-за тесноты «тоннеля» пережимается и перекручивается. Недостаток кислорода, или гипоксия, вызывает гибель нервных клеток.

Чем длиннее и труднее роды, чем больше мозговой ткани повреждается.

Нередко в родах случаются черепно-мозговые травмы, ведь головкой малыш прокладывает себе дорогу, а на выходе из родовых путей он буквально «стучится» ею в узкие «ворота». Удары и давление могут повредить нежную сосудистую стенку, и ткани мозга пропитываются излившейся из сосуда кровью.

В дальнейшем на месте «умной» нервной ткани формируются кисты и рубцы, которые «думать» не умеют. Функции умерших клеток берут на себя другие участки мозга.

Основная задача лечения — помочь им освоить «смежные профессии», а также «научить» оставшиеся в живых клетки мозговых центров работать за себя и «за того парня».

Задержка умственного развития у детей — лечение

Для усиления эффекта хороши и средства народной медицины, и нетрадиционные методы лечения. Но самым главным из них всё-таки остаётся «домашняя» терапия, овладеть которой под силу любому родителю. Нужно всего лишь любить малыша больше, чем себя, и каждую минуту желать ему скорейшего выздоровления.

Большинство чудес делают мамы своими руками, часто даже вопреки неутешительным прогнозам врачей. Ребёнок, страдающий задержкой развития, требует внимания родителей круглые сутки несколько лет подряд. Больше всего он нуждается в общении, «словотерапия» в данном случае творит чудеса.

Разговаривать надо постоянно, комментируя любое своё действие, и обязательно вовлекать в диалог малыша. Его «немота» похожа на ворота, в которые до года необходимо каждый день «стучаться», а затем «открывать» их всё шире и шире.

Для этого ребёнку надо постоянно задавать вопросы, побуждая его к ответу. Нельзя отвечать за него, так же, как и предугадывать все его желания или выполнять их по его молчаливой указке.

В этом случае у малыша не будет стимула к общению.

Источник: http://detkambest.ru/zaderzhka-umstvennogo-i-rechevogo-razvitiya-u-detej/

Задержка развития (умственная отсталость)

Все статьи раздела Олигофрения или слабоумие

(Средняя оценка: 5)

Радуясь на своего младенца, родители порой не замечают, что он чем-то отличается от сверстников. Например, другие дети в два года всегда болтают и стишки наизусть читают, а ваш какой-то молчун: в три года еще ни слова не сказал.

  • Первый шажок к победе задержки развития
  • Умственная отсталость
  • Олигофрен олигофрену рознь
  • Не объявляйте меня имбецилом…
  • Главное — не навреди
  • Радуясь на своего младенца, родители порой не замечают, что он чем-то отличается от сверстников. Например, другие дети в два года всегда болтают и стишки наизусть читают, а ваш какой-то молчун: в три года еще ни слова не сказал.

    Или чьи-то малыши из пластилина лепят, конструктор собирают, рисуют, а у вашего и карандаш не держится в руке, и конструктор ему непонятен, да и вообще он какой-то вялый, малоподвижный. Или, наоборот, слишком шустрый — вертится как юла, ни минуты на месте не посидит. Все это явные признаки задержки развития (умственной отсталости) ребенка, короче ЗПР (задержка психического развития).

    О том, почему возникает задержка развития и как ее вовремя выявить, мы попросили рассказать врача-нейрореабилитолога, доктора медицинских наук, академика А. Ефимова.

    Первый шажок к победе задержки развития

    По некоторым данным, детей с умственными нарушениями ежегодно становится больше и больше. Одни из них отличаются необузданностью поведения, агрессивностью, драчливостью. Как правило, плохо учатся, не могут сосредоточиться на изучении материала. Другие, наоборот, боязливы, подавлены, несамостоятельны, все делают по принуждению взрослых.

    Низкая активность подавляет у нихи интеллектуальное развитие. Родители и тех и других детей зачастую не соглашаются с тем, что их малыш имеет задержку развития. Они считают, что повзрослев, он выправится: станет, как говорится, нормальным. На самом деле, если ему не помочь, он нормальным не станет.

    Родителям это нужно осознать и еще понять: именно такие дети, когда вырастут, пополняют число умственно отсталых людей.

    Умственная отсталость

    Это задержка развития психики, которое обнаруживается обычно в возрасте до трех лет, а нередко только к младшему школьному возрасту, когда начинают формироваться логическое и абстрактное мышление. Отсутствие такого мышления или недостаток его развития выявляется в школе, как правило на уроках математики. В раннем детском возрасте задержка психического развития может проявляться в недоразвитии речи и неспособности выполнять тонкие движения, в ограничении общения, в слабой способностью к обучению.

    Они считают, что повзрослев, он выправится: станет, как говорится, нормальным. На самом деле, если ему не помочь, он нормальным не станет. Родителям это нужно осознать и еще понять: именно такие дети, когда вырастут, пополняют число умственно отсталых людей.

    Умственная отсталость

    Это задержка развития психики, которое обнаруживается обычно в возрасте до трех лет, а нередко только к младшему школьному возрасту, когда начинают формироваться логическое и абстрактное мышление. Отсутствие такого мышления или недостаток его развития выявляется в школе, как правило на уроках математики. В раннем детском возрасте задержка психического развития может проявляться в недоразвитии речи и неспособности выполнять тонкие движения, в ограничении общения, в слабой способностью к обучению.

    Причины умственной отсталости могут быть внутренними, то есть врожденными, генетически обусловленными, и внешними. С врожденной умственной отсталостью все ясно — улучшить состояние такого больного практически невозможно. Оно, как говорится, дано ему от природы.

    А вот если ребенок родился с задержкой развития из-за того, что его мать во время беременности перенесла вирусное заболевание, то такого ребенка можно лечить.

    Причина его умственной отсталости получена им извне: на его центральную нервную систему могли повлиять токсины, вырабатываемые вирусами.

    Подобное воздействие на будущего ребенка оказывают порой и сильнодействующие лекарства, принимаемые матерью во время беременности, а также ее болезни, связанные с обменом веществ.

    Внешней причиной задержки развития ребенка могут быть и травмы при родах, и черепно-мозговые травмы младенца, а также заболевание энцефалитом в возрасте до 3 лет. Кстати, причиной нарушений в сфере логического мышления чаще всего бывает перенесенные ребенком во время родов кислородное голодание разной длительности — гипоксия или аноксия.

    Олигофрен олигофрену рознь

    Под воздействием внешних причин в структурах головного мозга ребенка нарушаются обменные процессы и может развиться умственная отсталость, или олигофрения. Задержка развития бывает трех степеней выраженности. Первая — легкая, так называемая дебильность.

    При этой степени умственной отсталости ребенок в состоянии достигнуть полной независимости в уходе за собой, приобретает навыки домашней работы. Основные затруднения начнутся в школе: такие дети не в состоянии успешно учиться по программе, предусмотренной для здоровых детей. И все-таки они могут научиться читать, писать и считать.

    Они в состоянии освоить какое-то простое ремесло и выполнять несложную работу. Средняя степень олигофрении — умеренная умственная отсталость, или имбецильность. Вот такому ребенку навыки самообслуживания даются уже с очень большим трудом. Он плохо осваивает даже самые простые движения, не всегда понимает речь.

    В детстве и подростковом возрасте обязательно нуждается в специальном педагогическом внимании и обучении. В зрелом возрасте люди, страдающие имбецильностью, требуют за собой серьезного надзора.

    И наконец, последняя, глубокая стадия умственной отсталости — это идиотия, при которой человек не развивается выше уровня трехлетнего ребенка. Такие больные совсем неспособны к пониманию и выполнению требований, правил, инструкций.

    Им присущи грубые нарушения в двигательной сфере. Часто случается недержание мочи и кала. Могут быть тяжелые неврологические нарушения.

    Причины идиотии в основном органические, то есть генетические, наследственные, хотя иногда это состояние возникает после очень тяжелых травм головного мозга.

    Не объявляйте меня имбецилом…

    Умственную отсталость обычно считают неизлечимой. Однако мои многолетние наблюдения позволяют мне сделать вывод, что не удается вылечить только тех детей, в основе дефекта которых лежат генетические или тяжелые социальные причины.

    А таких среди всех детей с задержкой развития примерно 30%, остальные же 70% страдают от телесных (соматических) причин. И вот этих детей можно и нужно лечить. Они излечимы. К сожалению, и врачи, и педагоги всех малышей с задержкой развития объявляют дебилами, направляя их в спецшколы для недоразвитых, пополняя число умственно отсталых.

    И тем самым калечат всю их судьбу. На самом деле у большинства таких ребятишек отствание в развитии носит временный характер. Нужно прежде всего разобраться в причине задержки развития малыша.

    Если, например, она кроется в наследственности и ребенок как бы находится на более ранней ступени развития, напоминая детей младшего возраста, — это один разговор. Такой малыш действительно нуждается в специальном обучении.

    А вот если задержка развития вызвана какими-либо заболеваниями, например хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, пороками сердца и др., то организм ребенка оказывается ослабленным. Это естественно снижает его активность и, как следствие, вызывает нарушения в развитии психических функций. К такому ребенку — иной подход.

    Потребуется вылечить его от основного заболевания, укрепить иммунитет, создать благоприятную обстановку в семье и школе и спокойной с ним заниматься по общеобразовательной программе. Очень часто задержка развития возникает из-за неблагоприятных социальных условий, при которых травмируется психика ребенка.

    Например, из-за безнадзорности и отсутствия воспитания не развивается интеллект, способность к познавательной деятельности. И наоборот, при избыточной опеке, изнеживающем воспитании формируется несамостоятельны, безынициативный, безответственный, эгостичный человек, нуждающийся в постоянной помощи и опеке. При таких причинах задержки развития достаточно изменить условия воспитания, и психика ребенка восстановится.

    • Хуже поддаются коррекции задержка развития, возникающая из-за болезней головного мозга, которым предшествовала осложненная беременность матери (тяжелые токсикозы, инфекции, отравления, травмы), нарушения у самого ребенка (надоношенность, удушье, родовые травмы), а также заболевания первых лет жизни.
    • Главное — не навреди

    Главное при любом виде задержки развития — как можно раньше провести диагностику заболевания, выявить его причины.

    Лечение умственной отсталости должно быть комплексным: с включением лекарственной терапи и медико-педагогической работы с ребенком и родителями.

    Читайте также:  Развитие ребенка с 5 до 6 месяцев: какими играми можно занять кроху

    Не рекомендуется применение электропроцедур, мануальной терапии, посещение спортивных секций, а в отдельных случаях и уроков физкультуры. Категорически противопоказано модное сейчас лечение стволовыми клетками (фетальная терапия).

    Задача заботливых родителей — внимательнее относиться к своим малышам, наблюдать за ними, а при подозрении на неладное в их развитии своевременно обратиться к опытному врачу. А главное — никогда, ни при каких условиях не терять надежды на успех.

    Источник: http://www.medkrug.ru/article/show/zaderzhka_razvitija_umstvennaja_otstalost

    Воспитание ребенка с ЗПР

    Своевременное выявление задержки психического развития – это 50% успеха в коррекции диагноза. Если вы заметили следующие симптомы, обратитесь к врачу.

    1. ребенок в возрасте до 1 года не держит головку сам;
    2. поздно начинает переворачиваться;
    3. не садится;
    4. к 6 мес. не проявляется лепет, а в 1 год, 1 год 2 мес., 1 год 3 мес. не произносит даже самые простые слова («мама», «папа», «дай», «да») или хотя бы слоги («ма», «па», «на»);
    5. хождение «на цыпочках».

    ЗПР может проявляться в младшем школьном возрасте в качестве:

    1. недостаточной сформированности познаний об окружающем мире;
    2. повышенной утомляемости;
    3. отсутствии концентрации на каком-либо задании;
    4. предпочтении игры интеллектуальным нагрузкам;
    5. незрелость в поведении (игры не по возрасту, неуместные капризы, частые слезы, истерики).

    Наличие всех или нескольких является причиной обращения к специалистам. Важно – не игнорировать проблему, не пренебрегать симптомами и не паниковать.

    Если вам знакомы люди, которые начали говорить в 5 лет, выросли и в дальнейшем вели нормальную жизнь, это не значит, что на задержку развития своего ребенка тоже можно не обращать внимания.

    Такая реакция родителей часто приводит к уже более серьезному течению диагноза.

    Поставили диагноз ЗПР, что делать?

    Не следует винить себя и близких в испорченной наследственности. Лучшее, что можно сделать – обратиться за помощью к специалистам.

    Специальные психологи, неврологи, дефектологи, логопеды помогут подобрать необходимые коррекционные программы, которые нужно выполнять продолжительно и непрерывно.

    В случае несоблюдения предписаний, отказа от дальнейшего обследования по системе, назначенной врачами, приводит к усилению симптомов, вплоть до развития умственной отсталости.

    Чувство стыда за «неполноценное» дитя, особенно если есть другие, нормально развивающиеся дети, формирует у ребенка чувство неполноценности, социальной дезадаптации и негативного отношения к себе.

    Если негативные чувства и эмоции преобладают над желанием помочь ребенку, посоветуйтесь с врачом.

    Диагноз ЗПР – не приговор, он легко поддается коррекции при систематическом выполнении реабилитационных мероприятий и по достижении младшего школьного возраста ребенок догоняет сверстников в развитии.

    Но лучше всего отдать ребенка в школу в возрасте 8, а не 7 лет. То, что ребенок будет старше остальных одноклассников на 1 год – не страшно, зато он будет готов к обучению в школе эмоционально и умственно.

    Очень важно не надеяться, что «само пройдет», «заговорит», «в садике подтянется», а действовать самим и сообща с врачом исправлять признаки ЗПР.

    Это трудоёмкий процесс, требующий участия всех близких и более взрослых детей (если есть старшие братья и сестры). Все усилия, приложенные к коррекции ЗПР, окупятся с лихвой.

    Если мероприятий по коррекции недостаточно, то дополнительно врачами назначается медикаментозное лечение.

    Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку с ЗПР?

    Роль семьи несет самую важную функцию в успешности лечения. Несколько полезных правил для всей семьи в воспитании:

    1. Поборите желание делать все за ребенка: собирать его в детский сад/школу, одевать, застегивать пуговицы и прочие вещи, которые он может сделать сам. Учите самостоятельности, начиная от простых навыков самообслуживания, заканчивая заданиями по дому. Не делайте за него все, помогайте развивать самостоятельность, задавая вопросы: «Что нужно взять с собой завтра в садик/школу», «Куда нужно складывать одежду?» Тем самым внимание активизируется, и постепенно будет формироваться желание делать все самому. Главное в процессе воспитания – это именно ваше терпение.
    2. Не стоит требовать слишком много. Учитывайте особенности диагноза. Не перегружайте заданиями, работой, с которой справляются не отстающие в развитии дети в его возрасте. Завышенными требованиями можно лишь снизить работоспособность и отбить всякое желание делать что-либо в дальнейшем. Время выполнения заданий определит психолог. Обычно это зависит от возраста и степени тяжести диагноза. В среднем задания для умственной нагрузки длятся 10-12 минут. Затем следует сделать перерыв на 20 минут. Поиграйте в подвижную игру, перекусите, сделайте гимнастику. Продолжите коррекционно-развивающую работу еще 8 минут. В день этого достаточно. В течение дня включите в режим ребенка игры-терапии: манипуляции с песком, пальчиковые игры. Это обязательно. Если ребенок не выдерживает даже 5 минут занятия, добавьте перерывы с физкультурными минутками, но выполните все 10 минут каждого занятия.
    3. Подбадривайте, хвалите за хорошее поведение, празднуйте маленькие победы (научились вырезать из бумаги – сходите в кино или займитесь другим любимым развлечением). Ребенок должен верить в свои силы, испытывать интерес от собственных достижений. Желание делать что-либо самостоятельно, развивая активность, будут формироваться поначалу только на легком и увлекательном материале.
    4. Общайтесь, помогайте изучать окружающий мир. На прогулке, по дороге из сада/школы, везде вне дома и учебной обстановки, просите называть форму, размер, цвет объекта – машины, дома, крыши. Обращайте внимание на погоду, попросите описать ее.
    5. Запаситесь терпением. Кстати, ребенку оно тоже понадобится. Если уж вы сами срываетесь, не в силах ждать, пока он застегнет куртку, вымоет кружку, соберет игрушки, приготовит себе бутерброд, чего ждать от него?

    Сейчас созданы специальные группы в детских садах (государственных и частных), в школах работают классы коррекции. Групповые занятия по 10-12 человек эффективны. Там дети учатся по специальным программам и получают помощь от дефектолога, психолога, логопеда. Такая работа дает возможность полностью купировать диагноз.

    Функция специалистов, их работа будет не так важна (а лучше вообще сказать, малоэффективна), если родители оставляют всю работу по коррекции педагогам.

    Источник: https://psychologyc.ru/vospitanie-rebenka-s-zpr/

    Задержка умственного, интеллектуального развития

    Главная → Информация о заболеваниях → Задержка умственного, интеллектуального развития

    Умственная отсталость (задержка умственного развития) — это состояние ребенка у которого задержанное или неполное развитие психики, что в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания ребенка и обеспечивающих общий уровень интеллекта IQ, то есть моторных, специальных способностей, когнитивных, речевых.

    Причины умственной отсталости

    Некоторые причины задержки умственной отсталости могут быть предотвращены при надлежащей медицинской помощи. Дети с диагнозом умственной отсталости лечатся наиболее успешно в раннем возрасте.

    Если вы подозреваете, что ваш ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, обратитесь к врачу.

    Обнаружено несколько сотен причин умственной отсталости, но многие до сих пор неизвестны.

    Наиболее распространенными из них являются:

    • Инфекции во время беременности:
    • ВИЧ;
    • Токсоплазмоз;
    • Простой герпес;
    • Краснуха;
    • Сифилис;
    • ЦМВ-инфекция;
    • Поведенческие проблемы во время беременности:
    • Курение;
    • Использование лекарственных средств, потребление наркотиков или алкоголя, которые влияют на развитие плода;
    • Недоедание;
    • Воздействие некоторых заболеваний или инфекций во время беременности;
    • Проблемы при рождении:
    • Преждевременные роды или низкий вес при рождении;
    • Ребенок не получает достаточное количество кислорода во время родов;
    • Травмирование ребенка во время родов;
    • Факторы в детстве:
    • Дефицит питательных веществ;
    • Заболевания или инфекции, которые влияют на мозг — менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
    • Воздействие свинца, ртути и других токсинов;
    • Травмы головы или утопление;
    • Социальные факторы;
    • Недостаток образования.
    • Факторы риска интеллектуальной инвалидности
    • Ребенок может иметь высокий риск интеллектуальной инвалидности по любой из причин, перечисленных выше, или из-за умственной отсталости других членов семьи. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в опасности, скажите об этом врачу.
    • Травмы головы у ребенка

    Слабоумие — это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, а так же утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний. В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей). Приобретённое заболевание — Деменция — от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум.

    Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.

    Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
    Врожденное заболевание — олигофрения (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум).

    Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

    Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями.

    Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.

    Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие.

    Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики.

    Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

    В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно. Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу. Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.

    Читайте также:  Витамины для детей: какие препараты выбрать для максимальной пользы ребенка

    У умственно отсталых детей — дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

    Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать.

    В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками.

    Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

    У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

    Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции. Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам. Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни. Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

    Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.

    Интеллектуальная инвалидность

    Задержка интеллектуального развития начинается в детстве. Люди с умственными отклонениями имеют ограничения психического функционирования и интеллект (IQ) ниже среднего, показывают пониженные результаты в тестах на способность к общению и выполнению повседневных задач. Степень задержки интеллектуального развития — инвалидности может варьироваться — легкая, средняя, тяжелая или глубокая. Симптомы задержки в области интеллектуального развития появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Симптомы варьируют в зависимости от степени умственной отсталости. Приведенные симптомы, кроме интеллектуальной инвалидности, могут быть вызваны другими, менее серьезными заболеваниями. Симптомы задержки интеллектуального развития (интеллектуальной инвалидности) включают в себя:

    • Ребенок обучается и развивается медленнее, чем другие дети того же возраста;
    • Трудности в общении с другими людьми;
    • Средний балл тестов на интеллектуальное развитие ниже среднего;
    • Проблемя с обучением в школе;
    • Неспособность выполнять повседневные вещи, например, одеваться или пользоваться ванной без посторонней помощи;
    • Проблемы со слухом, зрением, движениями или разговором;
    • Неспособность логически мыслить.
    • Для описания уровня умственной отсталости часто используются следующие категории:
    • Мягкий уровень интеллектуальной инвалидности
    • IQ 50-70;
    • Развитие медленнее, чем у большинства детей;
    • Нет необычных физических признаков;
    • Может обучиться практическим навыкам;
    • Обучается чтению и математическим навыкам до 3-6 класса;
    • Нормальные социальные контакты;
    • Обучаемость навыкам, необходимым в повседневной жизни.
    • Умеренный уровень интеллектуальной инвалидности
    • IQ 35-49;
    • Заметные задержки развития, особенно речи;
    • Может иметь необычные физические признаки;
    • Можно обучить простому общению;
    • Можно обучить элементарным навыкам гигиены и безопасности;
    • Может выполнять простые действия;
    • Можно обучить выполнять контролируемые задачи;
    • Могут отправляться одни в знакомые места.
    • Тяжелый уровень интеллектуальной инвалидности
    • IQ 20-34;
    • Значительные задержки развития; обычно поздно начинает ходить;
    • Незначительные или отсутствуют навыки общения, иногда есть некоторое понимание речи;
    • Можно научить выполнять легкие повторяющиеся действия;
    • Может быть обучен простым навыкам самопомощи;
    • Потребность социального руководства и контроля.
    • Глубокий уровень интеллектуальной инвалидности
    • IQ

    Источник: https://www.reacenter.ru/zaderzhka-umstvennogo-razvitiya/

    Задержка развития ребенка

    Задержка развития ребенка — отставание формирования психического, физического, умственного развития умений и навыков ребенка от возрастной нормы. Согласно статистике, детей с различными патологиями в развитии каждый год становится все больше.

    Одни отличаются агрессивностью, необузданностью поведения, драчливостью, не могут сосредоточиться, плохо учатся. Другие — боязливы, несамостоятельны, подавлены, делают все по принуждению старших. Низкая активность приводит к подавлению интеллектуального развития.

    Многие родители, как правило, не признают тот факт, что их дети имеют отклонения в становлении личности.

    Задержка психического развития в основном диагностируется у детей трехлетнего возраста, нередко в школьном возрасте, когда формируются абстрактное и логическое мышление. В раннем возрасте отклонения развития могут проявляться неспособностью выполнять простые движения, недоразвитием речи, слабыми способностями к обучению, ограничением общения.

    Задержка детского развития: виды

    Как правило, различают два вида нарушений развития:

    • задержка эмоционального развития (различные формы инфантилизма) — характеризуется не соответствием эмоционального поведения ребенка его возрасту. В поведении детей с нарушениями в эмоциональной сфере преобладают легко внушаемые эмоции, дети недостаточно самостоятельны, могут проявлять себя в творчестве, любят фантазировать;
    • нарушения развития интеллекта ребенка — в подобной ситуации ребенку свойственны боязливость, страх, робость. Дети не достаточно активны, не проявляют инициативу, трудно вливаются в коллектив, чувствуют себя в нем неуютно.

    Один из видов задержки становления, как правило, доминирует.

    У детей с отклонениями в эмоциональной сфере, к примеру, в школе, могут возникнуть сложности, что будут вызваны не способностью подчинения правилам поведения.

    Такому ребенку интереснее играть, нежели учиться. Дети с отклонениями интеллектуальной сферы, наоборот, ведут себя в школе дисциплинированно, однако учится им достаточно сложно.

    Классификация задержки умственного развития

    Под воздействием внешних факторов в структуре мозга могут нарушаться обменные процессы, которые приводят к развитию умственной отсталости либо олигофрении.

    Задержку умственного развития классифицируют на три степени выраженности:

    • дебильность — при данной степени умственных отклонений ребенку под силу достигнуть независимости в уходе и приобрести навыки домашней работы. Основные трудности начнутся в школе: дети с таким диагнозом не могут успешно учиться согласно школьной программе, однако они способны научиться считать, читать, писать. Они могут овладеть простой профессией и выполнять несложные задачи;
    • имбецильность — средняя степень олигофрении либо умеренная умственная отсталость. Навыки самообслуживания даются таким детям достаточно трудно. Они плохо усваивают элементарные движения, не всегда могут понять речь. Такому ребенку в подростковом возрасте и детстве необходимо специальное педагогическое обучение и внимание. Люди зрелого возраста, страдающие имбецильностью, нуждаются в серьезном надзоре;
    • идиотия — глубокая стадия умственной задержки, которая заключается в том, что развитие человека останавливается на возрасте трех лет. Такие дети не способны к выполнению и пониманию правил, требований, инструкций. Им свойственны грубые отклонения в двигательной сфере. Нередко случаются недержание кала и мочи. Могут возникать серьезные неврологические отклонения. Как правило, причины идиотии органические (наследственные, генетические), однако иногда, данное состояние появляется после получения тяжелой травмы мозга.

    Причины задержки эмоционального развития

    Нарушения развития психоречевой и речевой сферы — не самостоятельное явление, а результат отклонений в становлении ЦНС, головного мозга.

    К основным причинам задержки эмоционального развития можно отнести:

    • перенесенные болезни матерью во время беременности. Фактором, что способствует отклонению развития плода может быть отравление, проникновение инфекции, различные травмы;
    • гипоксия (кислородное голодание) плода в утробе;
    • родовая травма (травма шейных позвонков, ЦНС, перинатальная энцефалопатия);
    • тяжелая родовая деятельность (преждевременные, стремительные роды, обвитие пуповиной);
    • перенесение младенцем сложных инфекций, что стали причиной заболевания мозга и травм;
    • хромосомные, генетические патологии, которые могут привести к нарушению структуры мозга;
    • серьезная психическая травма;
    • неправильное воспитание: с детьми жестоко обращаются, воспитывают в чрезмерной опеке либо наоборот, бросили на саморазвитие. Чаще всего дети с задержкой психоэмоционального развития выходят из неблагополучных семей.

    К заболеваниям, которые могут спровоцировать отклонения в развитии ребенка относят:

    • обменные нарушения ЦНС и врожденные аномалии;
    • эпилепсия и другие психические патологические состояния;
    • гидроцефалия;
    • ишемия мозга;
    • повышенное давление;
    • ДЦП;
    • нарушение ликвородинамики;
    • патологии мозговых сосудов;
    • опухоль головного мозга;
    • лейкодистрофия.

    Отсталость психического и речевого развития формируется под воздействием инфекций, родовых травм, наследственных заболеваний, неблагоприятного психологического климата, которые приводят к нарушениям в работе мозга. Поэтому лечить следует не только отклонения в психике, но и причины их возникновения. Хорошие результаты в лечении умственной и психологической отсталости показывают остеопатические терапевтические методы.

    Остеопатическое лечение при задержке психического развития

    Многие родители отмечают существенный прогресс при коррекции развития психики ребенка даже после простого общеукрепляющего курса массажа. Что тогда говорить об эффективности более эффективных, сложных, емких техник остеопатического лечения, сконцентрированных не только на разминании мышечных тканей, но и на комплексном диагностировании с последующей терапией мозговых структур.

    Читайте также:  Развитие ребенка на 36 неделе беременности: как провести последние недели перед родами

    Отклонения развития психики могут быть вызваны различными факторами.

    В основном — это органические повреждения, которые образуются в перинатальном периоде либо в последствии родовых травм, ушибов, неудачных падений. В подобных случаях остеопатическая помощь просто незаменима.

    Сначала врач-остеопат проводит тщательное, полное обследование всех отклонений и нарушений в детском организме, после чего приступает к лечению.

    Благодаря использованию безболезненных и мягких приемов, остеопат способен устранить следующие патологические отклонения:

    • блоки и зажимы в связочной и мышечной системе;
    • нарушение передвижения жидкостей (ликвора, лимфы, крови);
    • повреждения костных структур.

    Врач-остеопат проводит детальнейшую работу над структурами костей черепа, мозговых оболочек, головного мозга. Это позволяет нормализовать все процессы, активизируя спящие зоны, которые отвечают за определенные механизмы развития.

    Методы остеопатического воздействия действенны в случае, когда у ребенка имеется любая отсталость развития. При своевременном диагностировании нарушений, проведении соответствующих мер и необходимой коррекции, возникшие отклонения развития психики ребенка можно постепенно выровнять. Спустя время, детей не отличишь от их сверстников как в эмоциональной, так и интеллектуальной сфере.

    Остеопатия помогает ребенку, имеющему отклонения в психике, держать ровную осанку, меньше уставать. В случае интенсивных занятий остеопатические техники позволяют повысить успеваемость, улучшить память и главное — догнать и даже перегнать сверстников в психомоторном становлении.

    Не только родители детей, но и их педагоги отмечают положительную динамику развития в процессе остеопатического лечения. Это проявляется в лучшем усвоении школьного материала, проявлении большей усидчивости, выполнении уроков и даже улучшении почерка. Кроме того, остеопатические техники способствуют стабилизации общего состояния у детей.

    Наработанные методики остеопатического терапевтического воздействия дают возможность достичь заметных результатов в интеллектуальном, умственном и психологическом становлении, а также помогают избавиться от многих, даже самых тяжелых отклонений психомоторной сферы.

    симптомы

    • Признаки (детского церебрального паралича) ДЦП

    Источник: https://www.OsteoPolyClinic.ru/disease/zaderzhka-razvitiya-rebenka/

    Как выявить у ребенка задержку психического развития и помочь?

    Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов.

    Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка.

    Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

    Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

    Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

    Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку физически такие дети развиваются нормально.

     Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить диагноз ПЭП.

     Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

    Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

    • тяжело сидеть на уроках;
    • тяжело слушаться учителя;
    • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
    • нелегко  учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

    Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

    • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
    • Если у ребенка наблюдается замедленное развитие интеллектуальной сферы, то он наоборот будет спокойно  и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

    Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

    • Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка,  то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.
    • Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.
    • Тест №1 (до 1 года)

    Физическое  и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на развитие речевых способностей.

    Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

    Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

    Тест №2 (9-12 месяцев)

    В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

    Тест №3 (1-1,5 года)

    В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

    Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

    Тест №4 (2-3 года)

    Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

    Тест №5 (3-5 лет)

    В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

    Тест №6 (5-7 лет)

    В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

    Факторы, вызывающие ЗПР

    Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР –  врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, нейросонографии).

    • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
    • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

    Четыре типа задержки психологического развития  у детей

    Таблица 1. Виды ЗПР у детей

    Тип ЗПР Причины Как проявляется?
    ЗПР конституционального происхождения Наследственность. Одновременная незрелость телосложения и психики.
    ЗПР соматогенного происхождения Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
    ЗПР психогенного происхождения Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
    Церебрально-органического происхождения Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

    Как помочь ребенку с ЗПР: советы для родителей

    В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

    При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

    Рекомендации родителям детей с ЗПР:

    • Изучите это заболевание с научной точки зрения. Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев  «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
    • Обратитесь к специалистам. Детям с ЗПР необходима  консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
    • Полезным будет использование в обучении дидактических игр. Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
    • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
    • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
    • Найдите единомышленников. Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

    Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

    Поделитесь с друзьями:

    Источник: https://baragozik.ru/4-6-let/kak-vyyavit-u-rebenka-zaderzhku-psixologicheskogo-razvitiya-i-pomoch.html

    Ссылка на основную публикацию
    Для любых предложений по сайту: [email protected]