Дети с синдромом дауна: развитие, образование и социализация

Синдром Дауна представляет собой генетическую аномалию, ведущую к серьезным отклонениям и изменениям в организме. Вызывается возникновением одной лишней хромосомы в двадцать первой паре. Свое название он получил в честь британского врача Джона Л. Дауна, впервые обнаружившего данную хромосомную патологию. Синдром не лечится и не подлежит выздоровлению.

Содержание:

Диагностика заболевания

На ранних стадиях беременности выявить его не сложно. Используются инвазивные и неинвазивные методы диагностирования. Для этого проводится анализ жидкости, которую берут из пуповины. Также применяют биопсию или специфическое ультразвуковое исследование.

Еще один метод – внутриутробное секвенирование ДНК вынашиваемого ребенка по фрагментам, найденным в крови матери. Эти способы проводятся у женщин, находящихся в группе риска (имеют предрасположенность к болезни) и до 30-ти лет.

Они дают достоверную информацию по установлению болезни.

Беременным после 35-тилетнего возраста такие методики не желательны, так как возможны повреждения матки, отторжение плода. У них в конце первого триместра проводят неинвазивные исследования, к сожалению, не дающие 100% гарантии.

Благодаря своевременно проведенной диагностике, количество рожденных детей Даунов, в настоящее время значительно уменьшилось.Дети с синдромом Дауна: развитие, образование и социализация

Причины возникновения болезни

  • Возраст женщины. У роженицы старше 35 лет увеличивается риск мутации генов.
  • Мужское возрастное ограничение. Папа после 45-ти рискует дождаться рождения малыша с синдромом Дауна.
  • Особенности генетического аппарата и наследственность родителей.
  • Близкородственные половые отношения. Кровосмешение приводит к нарушению генома.
  • Ученые, занимаясь исследованиями, определили, что в некоторой степени на развитие заболевания влияет повышенная солнечная активность.

Однако доказательств до сих пор не обнаружено.

Дети с синдромом Дауна: развитие, образование и социализация

Отличительные признаки ребенка

Для всех детей Даунов характерны общие сходства во внешности.

Внешние черты:

  • Лицо отличается особой плоскостью, особенно нос.
  • Разрез глаз косой, небольшая складка находится около внутреннего уголка глаза.
  • Голова короткая с плоским скошенным затылком. Ушные раковины с различными аномалиями.
  • Рот маленький, слегка приоткрытый. Небо слишком короткое, язык высунут, не помещается в ротовой полости.
  • Очень слабый тонус мышечной ткани, а суставы чрезмерно подвижные.
  • На ладонях имеется поперечная складка.
  • Искривленный мизинец.

У многих больных синдромом Дауна наблюдаются отклонения в развитии внутренних органов.

Среди них встречаются довольно часто:

  • Врожденный порок сердца (более 40%).
  • Зрительные болезни – косоглазие, глаукома, катаракта.
  • Пониженный слух.
  • Нарушения работы ЖКТ, проблемы с перевариванием пищи.
  • Аномальное строение носоглотки, в связи с этим нередко происходит затруднение дыхания ночью.
  • Эндокринные заболевания.

Патологии опорно-двигательной системы: отсутствие ребра, дисплазия тазобедренного сустава, деформирование грудной клетки, маленький рост.

Между собой дети-Дауны схожи, но и отличаются присутствием определенных черт лица своих родителей. Эти малыши обладают яркими солнечными глазами, искренними улыбками и добрым нравом.

Дети с синдромом Дауна: развитие, образование и социализация

Общее развитие ребенка с таким синдромом

Семьи, имеющие детей Даунов, несут огромную ответственность за счастье и здоровье ребенка. Ему необходимо постоянное наблюдение специалистов. После рождения важно пройти медицинское обследование, с целью выявления каких-либо сопутствующих патологий и заболеваний. После чего доктор может назначить лекарственные препараты, уменьшающие воздействие синдрома.

Развиваются малыши гораздо медленнее, чем обычные дети. Грудничок научится держать головку только к трем месяцам, сядет ближе к году, сможет самостоятельно ходить  – к двум годам. Но квалифицированная помощь специалистов поможет сократить эти сроки до более ранних.

Помочь развитию своего малыша смогут индивидуально разработанные программы:

Специальная гимнастика, направленная на формирование мелкой моторики. Комплекс упражнений делают ежедневно, который с возрастом меняется и усложняется.

  • Эффективным методом в реабилитационном процессе считается массаж, способствующий общему укреплению здоровья.
  • Развивающие пальчиковые активные игры.
  • Обучение азбуке и умениям считать, читать, разучивать песни, стихи наизусть.
  • Самое главное – привить детям с синдромом Дауна навыки самостоятельности, приучить к жизни в обществе и полноценно общаться с ровесниками.

Дети с синдромом Дауна: развитие, образование и социализация

Отличия в физическом развитии

Физическое состояние определяется влиянием генетического материала. Для таких детей характерно плохое физическое развитие и небольшой вес, они не выглядят на свой возраст.

Кожные покровы очень светлого оттенка, в младенчестве проявляются высыпания на коже. Она суховатая и шероховатая на ощупь, а в зимнее время может растрескиваться.

Отклонения в строении внутренних органов распространены довольно часто. Так, у детей, рожденных с пороком сердца, прослушиваются высокочастотные шумы в сердце. Неправильная работа клапана или сужение крупных кровеносных сосудов приводят к образованию отверстия, сквозь которое проходит кровь. При этом развивается серьезный порок сердца.

Легкие формируются согласно нормам, только у некоторых обнаруживают легкое недоразвитие. Дети Дауны с врожденным пороком сердца имеют повышенное кровяное давление в легких и склонны к пневмонии.

Брюшные мышцы слабо развиты, за счет чего живот слегка выпирает. У большинства встречается пупочная грыжа, не требующая оперативного вмешательства. С постепенным ростом ребенка, грыжа затягивается самостоятельно.

Селезенка, почки, печень развиваются нормально, без патологий. Половые органы могут быть немного меньше, чем у обычных детей.

Конечностям присущи короткие, широкие стопы и кисти. Мизинцы на руках загнуты вперед. Линии на ладошках обладают характерным, ярко выраженным рисунком, обусловленным заболеванием.

На ногах расстояние между первым и вторым пальцами увеличено, а на подошве присутствует необычная складка. Вялость сухожилий обеспечивает развитие плоскостопия.

Поэтому ортопеды советуют носить специальную обувь с ортопедическими стельками.

В движениях присутствует резкость, нескоординированность и несогласованность. Взмахи рук обрывистые, а у ног наблюдаются разноплановые движения. Слабость мышечного тонуса и костных тканей способствует получению вывихов, ушибов, переломов.

Не у всех малышей с синдромом Дауна встречаются перечисленные выше нарушения. У одних могут быть более выражены эти особенности, у других – в малой степени.

Дети с синдромом Дауна: развитие, образование и социализация

Развитие психики

Современные исследовательские изучения опровергают умственную отсталость детей Даунов. Отставание в психическом развитии таких деток находится в пределах легкой или средней степени. Только у небольшого процента Даунов наблюдается глубокая задержка в интеллекте.

В отличие от обычного малыша, у которого в трехмесячном возрасте формируется реакция на материнский голос, он начинает улыбаться, поворачивать и держать головку, у такого ребенка отсутствует так называемый комплекс «оживления». Он совершенно не реагирует на звуки, на тактильные ощущения, кто его берет на руки – чужой человек или родной.

Интеллектуальное развитие тормозится и останавливается, приблизительно, на семилетнем уровне. Словарный запас минимальный, память сильно ослаблена, внимание рассеяно, рефлекторные взаимосвязи мгновенно угасают. Он может без всякой причины продолжительно плакать, при этом быть накормленным, сухим, тепло укутанным.

С детьми-Даунами тяжело общаться из-за плохой концентрации внимания, они слышат, но не хотят отвечать просто так. Им интересно долгое время наблюдать за скачущими спортивными мячами, при этом, не занимаясь с обручами или скакалками.

Для общества ребенок с синдромом Дауна, к сожалению, не может стать полноценным и равноправным членом, но после соответствующей коррекционной работы, можно приучить соблюдать элементарные санитарные нормы и самостоятельное гигиеническое обслуживание. Кроме того, среди них встречаются прекрасные ученые по математике, так как эти люди в состоянии сосредоточиться на какой-то одной конкретной задаче и запомнить все последовательные ее действия.

Данный синдром больше характеризуется не сложностью в развитии интеллектуальных способностей, а именно воспитанием нормальной личности.

Для этих детей следует создавать соответствующую среду, в которой они будут чувствовать себя комфортно и без комплексов общаться с другими.

Квалифицированные специалисты с медицинским образованием помогут провести адаптацию к социуму и обрести детское счастье.Дети с синдромом Дауна: развитие, образование и социализация

Дошкольное развитие

Огромную роль на ребенка с синдромом Дауна оказывает пребывание в детском садике. Деятельность садика направлена на всестороннее развитие детей. Они приобретают определенные умения, навыки, знания.

Каждому малышу приходится придерживаться норм поведения, соблюдать дисциплину, учиться играть и общаться с другими детками. Ведущее положение занимает в этом возрасте подвижная игра, в процессе которой закрепляются полученные знания, происходит непосредственный контакт с ровесниками, формируется координация движения.

В такие моменты важным является заботливое отношение воспитателей и их помощь в нормальной адаптации в группе.

Во время совместных игровых процессов малыши имитируют и копируют движения, учатся мыслить, делать выводы, управлять событиями, делятся игрушками и вещами с окружающими. Игры позволяют формировать общую для всех модель поведения и решать поставленные задачи.

Лечебная физкультура, музыкальные уроки развивают слух, органичность и точность двигательных рефлексов. Занятия с логопедами помогают избавиться от нарушения речи, поставить непроизносимые звуки, научиться четко выговаривать слова.

Олигофренопедагоги занимаются обучением, интеграцией и социальной адаптацией Даунов.

Нахождение в детском дошкольном учреждении, индивидуальный подход педагогов и родителей – идеальный вариант специфических деток быть вовлеченным в интересную детскую жизнь, в общение, развить речевые функции и приобрести необходимый опыт.Дети с синдромом Дауна: развитие, образование и социализация

Школьные годы развития

После детского сада первоклассникам с синдромом Дауна намного легче влиться в классный коллектив, привыкнуть к урокам. У тех, кто не посещал садик, могут возникнуть сложности. Особую ответственность здесь несут учителя, которые должны помочь малышам настроиться на учебу и приспособиться к новой жизни.

Школа стимулирует открытие особенностей характера и продолжает развивать способности учеников, вызывает интерес и любознательность к познанию окружающего мира. Дети с синдромом учатся самовыражению и самоуважению, открывают свою индивидуальность.

Практические занятия, учебные дисциплины даются таким детям сложно. Им не хватает усидчивости, быстроты реакции, элементарных навыков. Наряду с другими у них нет быстроты мышления, рассеянное внимание, ослабленная память.

Что затрудняет процесс обучения?

Слаборазвитая мелкая и общая моторика.

Зрительные нарушения. Большинство имеют сниженное зрение или глазные болезни. Но наглядные методы объяснения нового материала хорошо воспринимаются Даунами.

Слуховые проблемы. Сенсоневральная потеря слуха, вызванная осложненным развитием нервов и уха, затрудняет восприятие информации на слух.

Общее недоразвитие речи (ОНР) различной степени. Неумение грамотно составлять предложения, плохое произношение звуков, заикание, маленький словарный запас, быстрая или заторможенная речь – не дают возможности излагать мысли устно и на письме.

Трудности в мышлении. Несложные задания (посчитать, записать) выполняются на уровне обыкновенно развитых детей. Сделать вывод, обобщить, построить логическую цепочку, прийти от простого к сложному, и наоборот, не возможны для деток с синдромом Дауна. У них отсутствует абстрактное мышление, они не умеют перестраиваться в ситуациях.

Память кратковременная. Объем памяти не значителен, требуется длительное время для запоминания и усвоения нового.

Внимание неустойчивое, невозможность сосредоточиться, сконцентрироваться, быстрая утомляемость и отвлекаемость от нужного объекта изучения.

Восприятие целостного образа отсутствует: не могут из отдельных деталей создавать цельную картину.

Эмоциональное поведение. Они послушные, подчиняются указаниям, ласковые, доброжелательные, с готовностью исполняют поручение. С удовольствием идут на контакт с учителями и одноклассниками, проявляя положительные эмоции. Неудача от неправильно сделанного задания нисколько их не огорчает, что для учебы не приемлемо.

Успех и похвала от хорошо проделанной работы служит побудительным мотивом в учебном процессе и дает динамику в развитии. Позитивный подход учителя к особенному ребенку делает эффективным его обучаемость.

Читайте также:  Творческое развитие детей: как правильно организовать занятия с ребенком

Социальное общество и влияние семьи

Большим стимулом для развития деток с синдромом Дауна является присутствие их в обществе и окружение любящими людьми. Ребенок помимо школы проводит много времени в семье, на улице, общаясь с друзьями, соседями. Понимание и восприятие их такими, какими они есть, раскрывает детский характер, его склонности и способности.

Родители могут воспитывать у них чувство ответственности за себя, свои поступки, приучают выглядеть всегда красиво и аккуратно.

Чистить зубы, умываться, купаться, переодеваться, помогать убирать комнату, мыть посуду – эти повседневные дела благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка.

Такие моменты отразятся в будущем на формировании отношения к самому себе, его самооценке и независимости.

  • Важно давать малышу возможность оставаться одному, чтобы он мог проявить самостоятельность, научился себя занимать другими вещами, играл в игры, рисовал, отвлекался от текущих дел, слушал музыку, танцевал.
  • Воспринимаемый обществом, малыш лучше развивается, знакомится с новой полезной информацией, приобретает уверенность в своих силах и чувствует свою необходимость.
  • В приложенном видео Вы можете узнать подробности о синдроме Дауна.
  • От трогательного и заботливого отношения родителей, педагогических способностей учителей зависит успешное и гармоничное формирование личности ребенка с  синдромом Дауна.

Источник: http://MoreHealthy.ru/material/razvitie-detei-s-sindromom-dauna-osobennosti-i-otlichiya-ot-normalnogo-rebenka-2823.html

Социализация детей с синдромом Дауна средствами искусства

Бутко Г.А.,канд. пед. наук, доцент ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»;Галушка Л.Е.,магистр специального (дефектологического) образования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва

  • Проблема социализации детей с синдромом Дауна, оказания им комплексной психолого-педагогической помощи в последние годы стала предметом пристального внимания ученых и практиков.
  • Интерес к ней связан во многом с наличием стойких негативных стереотипов в отношении возможностей развития таких воспитанников и отсутствием научно обоснованных данных о возможностях их обучения и воспитания.
  • Семьи, в которых растут де­ти с синдромом Дауна, страдают от недостатка психолого-педагогической и социальной поддержки, а более всего — от негативного отношения общества к ним.

Синдром Дауна — одно из самых распространенных генетических нарушений. Ребенок с этой патологией может появиться в любой семье, у родителей любых возраста, национальности, религии, социального слоя.

Синдром Дауна — распространенная генетическая аномалия, при которой у ребенка с момента зачатия в клетках присутствует лишняя хромосома. У некоторых детей, но не у всех, наблюдаются медицинские проблемы, которые могут повлиять на их развитие.

Самые распространенные из них — гипотония, пороки сердца, нарушения слуха и зрения. Дети с синдромом Дауна имеют особенности; показатели их развития могут колебаться в очень широком диапазоне.

Одни воспитанники в определенных сферах развиваются почти с такой же скоростью, как и их здоровые сверстники, другие сильно отстают почти во всех из них.

Опыт свидетельствует о том, что дети с синдромом Дауна подвержены тем же благоприятным и неблагоприятным факторам среды, что и обычные воспитанники. В их числе: состояние здоровья, социальный уровень и положение в семье, пол, качество ухода со стороны родителей и обучения.

Перспективы развития ребенка c синдромом Дауна могут быть совершенно различными. До недавнего времени считалось, что они имеют тяжелую степень умственной отсталости и, вырастая, становятся зависимыми людьми с серьезными ограничениями.

Существовала точка зрения, что только в редких, исключительных, случаях такие дети смогут немного научиться читать, выполнять простую работу и достичь некоторой доли независимости от помощи других.

Однако с каждым годом появляется все больше и больше сообщений о молодых людях, которые живут самостоятельно, работают, учатся водить машину, выступают на сцене и успешно трудятся в самых различных сферах.

Однако чтобы это произошло, необходимы гигантские усилия как со стороны семьи, так и со стороны учреждений, занимающихся обучением и воспитанием детей с синдромом Дауна.

В связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012), а также с введением федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2015) дети с синдромом Дауна вступают в активные социальные отношения, поэтому очень важна работа по их социализации. В этом плане огромное значение приобретают средства искусства.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии чрезвычайно сложен.

В воспитании таких детей перед родителями и педагогами стоят нелегкие задачи: помочь увидеть, услышать, почувствовать многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Средством, способным решить все эти задачи, служит искусство. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и способствует нравственному, духовному становлению личности.

В работе с детьми с синдромом Дауна искусство не только используется как средство их художественного развития, но и оказывает лечебное воздействие, выступает способом профилактики и коррекции нарушений.

Поэтому в системе психолого-педагогической помощи этим детям ведущие специалисты в области специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко, Е.А.

 Медведева) выделяют два взаимосвязанных направления: артпедагогическое и арт-терапевтическое.

Пример удачной социализации людей с синдромом Дауна средствами искусства — голландский оркестр Йостибэнд. В нем играют более 200 человек с этим нарушением разного возраста, живущих в специально построенном для них городе.

Эта деятельность для них основная. Результат упорной работы — ежемесячный отчетный концерт. Он очень популярен, имеет государственные награды и финансируется из бюджета государства.

Главное, что люди с синдромом Дауна живут полноценной жизнью благодаря постоянным репетициям и концертам.

Мы провели исследование особенностей социального взаимодействия детей с синдромом Дауна на базе Региональной общественной организации мос­ковской «Школы искусств ”Мария”».

В нем приняли участие 10 детей 7—10 лет с этим нарушением: по 5 мальчиков и девочек. Они были разделены на две группы. В первую вошли дети 7—8 лет, во вторую — 9—10 лет. Наш эксперимент длился 9 мес.

Мы использовали индивидуальные и групповые формы работы.

Цель исследования — выявление исходного уровня развития творческих способностей детей с синдромом Дауна, чтобы дать им дополнительное образование, создать коллектив, участие в котором станет их главной деятельностью.

Для обследования творческого развития детей с синдромом Дауна мы использовали методики И.Ю. Левченко [2], Е.А. Стребелевой [8] и В.В. Ткачевой [9]. Применялись следующие методы изучения детей: беседы, наблюдения, изучение рисунков, анкетирование, экспериментирование.

При обследовании детей мы решали следующие задачи:— выявляли способности к продуктивным видам деятельности: умения ориентироваться на листе бумаги, пользоваться карандашом, кисточкой и красками, использовать воду, узнавать и выделять объект, собирать его из готовых частей, выполнять узоры, используя элементы различных форм и цветов, создавать сюжетные композиции;— определяли музыкальные и ритмические возможности: умения одновременно начинать и заканчивать песню, выполнять танцевальные движения по инструкции взрослого;

— изучали способность концентрировать внимание, умения выражать и обосновывать свои мысли.

По результатам исследования стало понятно, что у детей с синдромом Дауна отсутствовала или была очень слаба мотивация к работе и творчеству, плохо сформированы навыки самообслуживания.

У всех наблюдались эмоциональные и поведенческие проблемы. Дети испытывали трудности в выражении своих эмоций.

Было выявлено, что 60% детей имеют низкий уровень социального взаимодействия, только у 40% этот уровень характеризовался как средний.

В связи с полученными результатами возникла необходимость разработки и апробации комплексного подхода к развитию творческих способностей детей с синдромом Дауна для их дальнейшей социализации. Он включает обучение музыкальной грамоте, художественному и актерскому мастерству. Участие в творческом процессе помогает детям с синдромом Дауна приобретать знания и использовать их на практике.

Только благодаря творчеству и через творчество ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) развивается, совершенствуется, проявляет себя как личность. У него формируются личностные ценности, чувство самоконтроля, раскрепощенность, решительность и смелость.

Мы определили педагогические условия, необходимые для реализации комплексного подхода к социализации детей с синдромом Дауна средствами искусства:— программно-методическое обеспечение воспитательного процесса;— взаимодействие с родителями;— включение детей с ОВЗ в социально значимые мероприятия;

— привлечение волонтерского движения в коррекционно-педагогическую работу. В программу комплексной социализации в школе искусств включены занятия музыкой, танцами, театральной и художественной деятельностью. Педагоги учитывают все особенности развития ребенка, создаются условия для развития его личности и самореализации.

  1. Основные методологические подходы, реализуемые в программе:— комплексный — общефизическое и разностороннее развитие эмоциональной, нравственной и познавательной сфер ребенка, формирование национальной культуры и предпосылок для учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья как главное условие социальной адаптации;— деятельностный — включение ребенка в разные виды доступной ему музыкальной и другой творческой деятельности с целью активизации его развития и коррекции имеющихся нарушений;
  2. — индивидуальный и дифференцированный — сбор сведений об индивидуальных и типологических особенностях развития детей-инвалидов для организации музыкальных, художественных и театральных занятий.
  3. Цель программы: создание благоприятной среды, способствующей творческой самореализации детей с ОВЗ.
  4. Задачи:— формировать музыкальный, художественный вкус и эстетическое мировосприятие;— осуществлять коррекцию нарушений эмоционально-личностного развития;
  5. — развивать психические функции, необходимые для реализации творческого процесса.

Технической базой послужили учебные кабинеты для проведения занятий по изобразительной и художественной деятельности, а также кабинет для занятий танцами и музыкой, оснащенные соответствующей аппаратурой, музыкальными инструментами. Также использовались спортивный зал и спортивный инвентарь (мячи, обручи, скамейки и т.д.).

В процессе занятий применялись методические и наглядные пособия.Техническое оснащение вклю­чало: компьютер, магнитофон, видеомагнитофон, микрофон, мультимедийный проектор, экран.

В программе особое внимание уделено развитию эстетического восприятия, воображения, эмоциональным откликам ребенка.

Программа составлена таким образом, чтобы работа мозга активизировалась за счет творческого процесса. Во время рисования формируются мелкая моторика и речь, движения становятся более четкими и точными.

Педагоги школы, работая с детьми, проводят увлекательные и интересные занятия, выбирая нетрадиционные способы рисования, новые материалы, стараясь показать предварительно кино- или видеосюжеты по теме, а потом закрепляют навыки и умения на практике. Итог — эффективный результат, не зависящий от умений ребенка.

При рисовании используются пальцы, ладони, различные предметы, тампонирование, монотипия, кляксография, рисование разноцветными нитками и свечами. Эти способы помогают развить внимание, воображение, зрительную координацию, умение выражать себя, а также способствуют поднятию настроения и повышению качества жизни.

Занятие лепкой воздействует на важные точки, расположенные на ладонях и подушечках пальцев. Они устраняют агрессивные реакции, снижают депрессивные проявления.

Дети учатся играть на разных музыкальных инструментах, применяя разные музыкальные жанры, направления и стили, что способствует развитию памяти, внимания и положительно влияет на здоровье и общее состояние детей.

С помощью танцев развиваются подвижность, пластичность и гибкость, снижается масса тела, поддерживается нормальное функционирование суставов, улучшается настроение. Танцы прорабатывают эмоциональные блоки и снимают мышечные застои, высвобождают застойную энергию и избавляют от некоторых заболеваний.

В каждый перерыв используется пальчиковая гимнастика, развивающая речь, мелкую моторику, творческую деятельность, внимание, вырабатывающая умение владеть своими движениями. Детям она очень нравится.

Читайте также:  Психологические особенности детей 5 6 лет: как формируется личность ребенка

Ребенок с ОВЗ, принимая участие в любом творчестве, проходит путь от интереса до профессионального самоопределения, успешно повышая свою самооценку, социализируясь, адаптируясь в этом не простом мире.

Взаимодействие с родителями подразумевает создание родительского клуба. При составлении его программы учитываются просьбы и запросы родителей для психологической помощи и поддержки семьи.

  • Цели клуба — просвещение и привлечение родителей к сотрудничеству, а также повышение их компетентности в вопросах воспитания и социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
  • Задачи:— формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;— расширять видение родителями своих воспитательных функций;— знакомить с эффективными воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;— формировать мотивацию к взаимодействию с педагогами;— расширять контакты с социумом;— обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
  • Очень важно также включение детей с ОВЗ в социально значимые мероприятия.
  • Цель этого направления работы — организация досуга таких детей.
  • Задачи:— создавать комфортные условия, чтобы дети с синдромом Дауна не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;— вовлекать детей с ОВЗ в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;— развивать навыки общения с детьми-инвалидами и нормально развивающимися сверстниками;— организовывать участие детей с ОВЗ в различных творческих конкурсах;
  • — развивать толерантное сознание по отношению к детям-инвалидам.
  • Еще одно важное условие эффективной работы по социализации детей-инвалидов — включение волонтерского движения в коррекционно-педагогическую работу.

Волонтером может стать человек любого возраста по доброй воле. Все зависит от того, когда у него возникает желание или необходимость морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь. Волонтеры работают без оплаты за труд, это образ жизни, призвание, порыв души. Терпение и уравновешенность, толерантность, справедливость — вот качества, требующиеся волонтеру.

Кто-то становится волонтером на один день, кто-то работает от полугода до двух лет. Волонтеры, работающие более пяти лет, полностью посвятившие себя любимому делу, становятся профессионалами и работают уже как специалисты.

  1. Направления работы волонтеров:— организация концертов, акций, мероприятий;— защита окружающей природной среды;— уборка территории;— разъяснение о вреде потребления табачных изделий, алкоголя и наркотиков на здоровье человека;— психологическая поддержка и помощь нуждающимся;
  2. — помощь людям в преодолении жизненных трудностей на основе своего опыта.
  3. Результат работы «Школы искусств “Мария”» по программе комплексной социализации — участие детей с синдромом Дауна и ОВЗ в городских, региональных Всероссийских и международных конкурсах и выставках.

Литература1. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. М., 2005.2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. СПб., 2005.3. Левченко И.Ю. и др. Патопсихология: теория и практика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 3-е изд.

, перераб. и доп. М., 2013.4. Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.5. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна; групповые и индивидуальные занятия: Метод. пособие. М., 2004.6.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.7. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2006.8. Стребелева Е.А. и др.

Специальная педагогика: Учеб. пособие. М., 2002.

9. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М., 2014.

  • Опубликована в журнале: Медработник ДОУ №1/2018

Оцените материал

Источник: https://www.sfera-podpiska.ru/stati-vdou/sotsializatsiya-detej-s-sindromom-dauna-sredstvami-iskusstva

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Колотыгина Елена Анатольевна

канд. психол. наук, ГБОУ ДПО «НИРО», доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии,

г. Нижний Новгород

E-mail: [email protected]

 Проблема обучения и воспитания детей с синдромом Дауна, оказание им своевременной комплексной психолого-педагогической помощи в последние годы стала предметом пристального внимания ученых и практических работников системы специального образования, однако исследований не много (Г.Н. Бойко (2003), Л.Г. Матееску (2005), Л.Ю. Панарина (2004) и т. д.).

Возросший интерес к этой проблеме связан, прежде всего, с наличием стойких негативных стереотипов в отношении возможностей развития таких детей, распространенных в клинической, социально-педагогической и психологической практике и с отсутствием научно обоснованных данных о возможностях их обучения и воспитания. Семьи, в которых растут дети с синдромом Дауна, страдают от недостатка психолого-педагогической и социальной поддержки, а более всего от негативного отношения к ним общества.

Синдром Дауна — одно из самых распространенных генетических нарушений.

Дети с этим синдромом рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния или экологии, которая составляет примерно 1 на 550 детей, причем этот показатель выше среди детей, рожденных немолодыми женщинами.

В нашей стране ежегодно рождается около двух с половиной тысяч детей с синдромом Дауна. 85 % этих детей после рождения остаются в домах ребенка, в силу неразвитости системы социально-педагогической поддержки семей и социально — бытовой реабилитации этих детей.

Впервые описал синдром Дауна в 1866 году британский врач, генетик Джон Лэнгдон Хэйдон Даун.

В своей работе «Заметки по этнической классификации умственно отсталых» он предпринял попытку отнести известные ему группы умственно отсталых детей к определенным расам и назвал его «монгольский тип идиотии», из-за узких раскосых глаз, придающих им внешнее сходство с людьми монголоидной расы. А вот связь этого синдрома с генетическими нарушениями была доказана в 1959 году французским ученым Жераром Леженом. Он обнаружил причину синдрома — нерасхождение одной из хромосомных пар, обозначаемой как 21-я. В результате у ребенка появляется лишняя (третья) 21-я хромосома. Это состояние называется трисомией по 21-й паре хромосом. В России этот синдром был описан в 80-х годах XIX века отечественным психиатром П.И. Ковалевским.

Современные исследования показывают, что практически все дети с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой категории их интеллектуальный уровень сильно различается — от легкой степени умственной отсталости до тяжелой (Л. Кулин, 2003, О.И. Пальмов, 2006, Л.Ю. Панарина, 2004).

Накопленный практический опыт Центра оказания ранней помощи семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна «Даунсайд Ап» в Москве показывает, что коэффициент интеллектуальности большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которой соответствует средняя степень задержки в развитии.

Хотя бытует мнение, что все дети этой категории имеют глубокие интеллектуальные нарушения, что стало причиной устойчивого восприятия детей с этим синдромом, как детей, не подлежащих обучению.

 Проблема социальной адаптации и реабилитации детей с синдромом Дауна заключается в том, что данный синдром не является болезнью, успешно коррегируемой медикаментозно, это особый тип развития, требующий специальных условий обучения и воспитания.

Анализ данных последних исследований показывает, что реабилитационные педагогические мероприятия с детьми с синдромом Дауна наиболее эффективны (Е.А. Меланченко, Г.Ю. Одинокова, 2003, А.С. Подлепа, 2000, Е. Поле, 2009, И. Преображенский, 2004 и другие).

В последнее время люди с этим диагнозом все чаще начинают жить самостоятельно, устраиваются на работу, принимают участие в самых различных видах общественной деятельности.

Несмотря на то, что сегодня в нашей стране накоплен определенный опыт реабилитационной и коррекционной работы с такими детьми, неразрешенных проблем остается еще много.

Во-первых, несформированность общественного мнения по отношению к социальной востребованности этих детей.

До сих пор семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна, сталкиваются с деструктивными и дискриминирующими стереотипами в обществе, выражающиеся в негативно сдержанном отношении, как к детям, так и к родителям, недооценке возможностей детей. Неприятие детей социумом обусловливает формирование особых состояний у родителей, переживающих длительное время как личностный, так и социальный стресс.

  • Во-вторых, недостаточность информации в обществе, связанной с популяризацией научных данных о природе синдрома, методах и приемах оказания помощи, обучения и воспитания.
  • В-третьих, отсутствие системы психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих таких детей.
  • В-четвертых, отсутствие образовательного пространства для таких детей в общеобразовательной среде.
  • Существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с синдромом Дауна в систему общего образования:
  • наличие в педагогической среде стереотипов и предрассудков по отношению к таким детям.
  • несформированность коррекционно-развивающей среды и неразработанность индивидуальных программ обучения и реабилитации детей с синдромом Дауна.

 Основная проблема возникает при решении вопроса об их обучаемости. Как пишет А.В.

 Алехина, критериальные оценки понятий «обучаемость» — «необучаемость» для детей с синдромом Дауна должны быть ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированной педагогической системы, а на опыт их индивидуального психофизического и социального продвижения, в котором ключевую роль выполняют взрослые и развивающая среда [1]. Однако в условиях общеобразовательной школы пока не возможна реализация в полном объеме индивидуальных образовательных маршрутов в силу большого количества объективных причин.

При этом система образования таких детей требует разработки научно обоснованных подходов к содержанию и разнообразию форм психологической и коррекционной педагогической помощи.

  • Отсутствие специальной подготовки педагогов, для работы с такими детьми в условиях общеобразовательного учреждения.

Эффективное интегрированное обучение детей с синдромом Дауна возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров, как общеобразовательных, так и специальных (коррекционных) учреждений.

Целью такой подготовки должно быть овладение педагогами массовых школ и детских садов дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения и воспитания детей этой категории.

В-пятых, незработанность системы раннего обучения и воспитания детей с синдромом Дауна.

Предлагаемые родителям и педагогам программы оказания ранней психолого-педагогической помощи, разработанные специалистами Центра ранней помощи «Даунсайд-Ап», несмотря на свою высокую эффективность, до сих пор имеют ограниченную область применения — в условиях центра и при обучении детей на дому самими родителями.

  1. В-шестых, отсутствие социальных перспектив будущего профессионального становления и дискриминация при трудоустройстве молодых людей данной категории.
  2. В-седьмых, отсутствие системы поддерживаемого проживания и трудоустройства.
  3. Сегодня во многих странах мира проблема социальной интеграции людей с синдромом Дауна активно решается путем развития системы социального обслуживания, внедрения новых подходов к организации их проживания, обеспечения широких возможностей для проведения досуга и общения, вовлечения их в профессиональную и творческую деятельность, включения в общественную жизнь.
  4. Проблема обучения и воспитания, социальной адаптации детей с синдромом Дауна не является локальной проблемой конкретной семьи, или конкретного образовательного учреждения, она носит общегосударственный, социальный характер и выступает показателем способности общества к социальной эволюции — его переходу к постиндустриальному и информационному этапам развития.
  5. Список литературы:
  1. Алехина А.В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна: дис. … канд. психол. наук / А.В. Алехина. —СПб., 2000. —202 c.

Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/xvi/28236

Социализация детей с аутизмом и синдромом Дауна в коррекционной школе на начальном этапе обучения

Социализация детей с аутизмом и синдромом Дауна в коррекционной школе на начальном этапе обучения. Солодовник Л. Н., воспитатель 1категории ГПД коррекционной школы.

Читайте также:  Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: как сохранить психологический комфорт

Социализация – важный этап жизни для ребёнка с аутизмом. У детей с аутизмом нарушен процесс взаимодействия с внешним миром. И за счёт этого им очень сложно чему-то научиться или что-то усвоить. Они уходят от общения – одни просто игнорируют внешний мир, другие активно отвергают его, и вторжение в их мир для них очень болезненно.

Трудности произвольного сосредоточения, концентрации внимания на совместной деятельности, подражания определяют особую тактику в организации процесса обучения.

В произвольно организованной ситуации такому ребёнку трудно всё: он моторно неловок, не схватывает схему движения по показу, с трудом усваивает последовательность необходимых действий, «не видит» рабочего пространства страницы, не может распределить, скоординировать свои действия в нём.

Он старается отвечать как можно более свёрнуто, эхололично, так, чтобы только обозначить ответ, теряет сообразительность даже в тех областях, где самостоятельно действует успешно. Такой ребёнок практически не способен преодолевать трудности. Малейший сбой может спровоцировать его отказаться от дальнейших попыток работы.

В эмоционально-личностном развитии такому ребёнку не удаётся достичь ощущения целостности своего «Я», отдельного от окружения. Поэтому трудно ожидать от него полноценного контакта, целенаправленного освоения навыков и знаний.

Тем не менее, постоянная адекватная помощь, развивающие занятия и опыт корректной социализации могут принести ему большую пользу.

Социализация в данном случае обычно проходит в условиях специализированных центров и интернатов, коррекционных школ.

Детский аутизм объединяет детей с разным уровнем психического развития: с тяжёлыми нарушениями умственного развития и с так называемым «блестящим» речевым и интеллектуальным развитием. При этом важно отметить, что трудности социальной адаптации, развитие навыков бытовой жизни характерны для всех таких детей и всем требуется специальная помощь в их преодолении.

В первом случае это поможет сохранить детей в условиях семьи, повысить качество жизни ребёнка и его близких, развить формы их осмысленного взаимодействия. Во втором – формирование средств социальной адаптации необходимо для более полного развития избирательных способностей детей, их обучения, профессиональной реализации, овладения навыками самостоятельной жизни.

Таким детям больше подходит «щадящие» условия коррекционных школ со сниженной нагрузкой и малой наполняемостью, стабильным и стереотипным укладом.

С одной стороны, здесь очень важно максимально использовать возможность непроизвольного обучения, усвоения новой информации, новых умений в необязательной ситуации, в игровой форме, когда образец нового умения, новая речевая форма, новое знание даются точно в тот самый необходимый момент, когда он нуждается в нём. В этом случае ребёнок получает возможность самостоятельно использовать усвоенное, может переносить навык в другой контекст. Доля такой работы может быть значительна в школе не только в классе, но и на перемене. Особенно это касается обучения навыкам социального поведения, коммуникации со сверстниками и взрослыми: отработка возможности обратиться с просьбой, задать вопрос, самому ответить на приветствие, обращение. Для такого ребёнка важно иметь возможность быть рядом с доброжелательными сверстниками, наблюдать за их играми, слушать их разговоры, даже при невозможности участия в них.

С другой стороны необходима упорная работа по развитию произвольной организации такого ребёнка. Мы знаем, что вне произвольной организации невозможно формально развитие высших психических функций человека. Вопрос, насколько мы научим аутичного ребёнка собственно учиться, является вопросом, насколько мы сможем преодолеть искажение его психического развития.

Работа по развитию социально-бытовых навыков чрезвычайно важна также для психологической помощи семье, воспитывающей аутичного ребёнка. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на его близких, как правило, усугубляется многолетним физическим напряжением.

Понятно, что близким часто легче осуществлять уход за ребёнком, чем брать на себя тяжёлый труд по выработке у него самостоятельных навыков бытовой адаптации.

Однако, в этом случае складывающиеся стереотипы гиперопёки в свою очередь начинают препятствовать социальному развитию ребёнка. Необходима разработка форм коррекционного вмешательства, которые позволят преодолеть эти типичные трудности семьи.

Разумеется, делать это нужно с учётом и индивидуальных особенностей ребёнка и степенью участия его семьи в процессе реализации таких задач.

Психологическая коррекция направлена, прежде всего, на преодоление негативизма и установление контакта с аутичным ребёнком, преодоление у него сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных, аффектных форм поведения: влечения, агрессии.

При этом, одной из главных задач психологической коррекции является преимущественная ориентация на сохранные резервы аффектной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического напряжения, уменьшения тревоги и страхов с одновременным увеличением произвольной активности ребёнка.

С этой целью используются различные формы аутотренинга и оперантной регуляции поведения. (В. В. Лебединский, О. С. Никольская).

Важной задачей психокоррекционной работы являются развитие у детей доступных им способов аффектной адаптации к своему окружению, используя комплексный подход к организации его аффективной жизни и нормализуя его взаимодействие, прежде всего с близкими для него людьми.

Вся коррекционная работа проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребёнком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром.

При установлении контакта с ребёнком особенно важно избегать всякого, даже минимального давления на него, а в ряде случаев и просто прямого обращения к нему.

Контакт, прежде всего, устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребёнка, этот контакт должен вызывать у него положительные эмоции.

Работая с аутичным ребёнком мы обязаны учитывать его трудности в понимании смысла происходящего вокруг него. Это далеко не просто дефект его интеллектуального развития. Причины «лежат» глубже – это нарушение развития механизмов базальной аффектной сферы, которая может препятствовать развитию способности познавать мир, реализовывать его интеллектуальные возможности.

И даже формально интеллектуально нормальный аутичный ребёнок должен социально учиться тому, что обычным и даже большинству умственно отсталых детей даётся, что называется, «даром». Такие дети демонстрируют низкую компетентность в тестах на социальную осведомлённость, ведь они живут изолированно и не участвуют в общей жизни.

Такие дети действительно затрудняются в понимании самых простых жизненных смыслов.

Аутичный ребёнок может достичь даже большего успеха, чем его нормальный сверстник, например, в составлении бессмысленного геометрического узора, но введение смысла в задание не улучшает результатов аутичного ребёнка.

Без специальной коррекционной работы аутичные дети могут не замечать смысла происходящих вокруг них событий, если они, конечно, не затрагивают их стереотипного жизненного ритуала, не нарушают его.

В этом случае они всегда реагируют на них отрицательно, они не понимают смысла обычных детских игр, им может быть безразличен проигрыш или выигрыш, они не понимают чувств других людей, не учитывают, что другие тоже думают, чувствуют, имеют свои интересы, вообще тоже являются живыми существами.

Нарушение контакта с окружающими отчётливо проявляются в нарушении коммуникативной функции речи. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано.

Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушения формирования экспрессивной речи и, главным образом, недостаточность коммуникативной функции речи, что затрудняет контакт с окружающими людьми и изолирует аутичного ребёнка от общества.

Основной решаемой задачей является освоение простых рутинных занятий и бытовых навыков. Изначально новая среда может провоцировать усиление аффектного напряжения, моторных разрядок.

Однако, по мере освоения структуры организации активности в учреждении, структуры самих занятий дают ребёнку чувство ритма и упорядоченности происходящего. И это как раз то, что помогает ему справиться с хаотичным потоком внутренних и внешних стимулов.

Поведение становится более упорядоченным и предсказуемым. Индивидуальные занятия со специалистами и малые коммуникативные группы позволяют освоить простые стереотипные взаимодействия со средой и другими людьми.

Дети начинают проявлять больший интерес к взаимодействию и выделять значимых других. Благодаря этому дети учатся выражать свои желания пусть жестами, вокализацией или с помощью карточек, но более направлено и понятно.

Таким образом, от создания для таких детей стереотипа школьной жизни постепенно осуществляется задача приспособления их к более гибким формам социального поведения на дальнейших этапах обучения и в конечном итоге и за пределами школы, в социуме.

Литература: Гилберт К., Питерс Т., Аутизм. М., 2002Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. М. 2003 Либлинг М. М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом. «Дефектологи», №4, 1997

Для успешной социализации детей с синдромом Дауна (далее – СД) нужно обязательное посещение ими государственных специализированных школ и других коррекционных учреждений, поскольку интеграция таких детей в коллектив даёт им возможность учиться и действовать так, как это принято в окружающем их мире.

Для того, чтобы жить в обществе, дети с СД должны достичь определённой степени понимания жизни общества. Они должны знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми, где бы это не происходило. Хотя социальные отношения являются важной стороной жизни, такие дети должны уметь проводить часть дня в одиночестве.

Им следует научиться занимать себя. Время, проводимое в одиночестве, тоже полезно для развития. Именно в такие часы ребёнок может попробовать сделать что-то самостоятельно. Он должен иметь подходящие игрушки и материалы, чтобы не скучать в одиночестве и не прибегать к самостимуляции.

Большое удовольствие дети получают от совместных игр со сверстниками, в компании.

Посещение театров, музеев, занятия спортом способствуют разностороннему развитию детей с СД. Использование физических возможностей может повысить общий уровень своей приспособленности к жизни, выносливости, улучшения координации движений, качество навыков общей моторики.

Являясь полноценными членами общества, люди с СД могут так же, как их здоровые сверстники, вести активный образ жизни: учиться, работать.

Для этого существует комплекс мер социально-педагогической деятельности в период профессионального обучения и подготовки таких детей к труду по следующим направлениям:

  • — определение социального статуса;
  • — организация социально-педагогического сопровождения;
  • — организация социально-трудовой поддержки.

Итак, несмотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с СД, существует возможность их социальной адаптации. Дети-Дауны нуждаются не сколько в упрощённой, сколько в индивидуальной программе обучения.

При обучении и воспитании детей с СД педагогам и родителям необходимо опираться на его сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

И тем самым постепенно достигать поставленной цели, благоприятно сочетая компнсаторные возможности организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения.

Источник: https://multiurok.ru/files/sotsializatsiia-detei-s-autizmom-i-sindromom-dauna.html

Ссылка на основную публикацию