- Развитие детей среднего возраста, проявляются особой любовью и привязанностью к свои родным.
- Ребята уже умеет воспринимать эмоции окружающих, обижаться, стыдиться и разочаровываться в людях – такова психология ребенка 4 5 лет.
- Советы родителям, у которых растут дети такого возраста, могут очень пригодиться для грамотной коррекции воспитательного процесса
Возраст 4 5 лет, это новый и важный переходной этап ребенка, который можно обозначить, как период интенсивного роста и развития. Он приводит к смене характера, совершенствованию познавательных и коммуникативных способностей.
Физическое становление, формируется гармонично и выражено быстрым ростом и развитием:
- Детям любого возраста свойственно и необходимо движение.
- Физические возможности малышей возрастают. Причем, существенно. В частности, заметно улучшение координации. И в целом их движения выглядят увереннее. Эти два фактора заметны даже со стороны.
- Наблюдается развитие навыка моторики.
- Ловкости и быстроте основной части детишек в этом возрасте можно позавидовать.
- В норме прибавка в росте должна быть от 5 до 7 см. В весе же – до 2 кг.
- Скелет очень гибкий, потому что процесс окостенения еще не окончен. Поэтому и речи быть не может о каких бы то ни было силовых упражнениях.
- Особенность деятельности сердца заключается в том, что его ритм быстро нарушается. Внешне это можно увидеть по покраснению либо побледнению лица, учащенному дыханию, движениям со слабой координацией, и т.д.
- Мозг ребенка очень быстро устанавливает условно – рефлекторные связи.
- Малыш в этом возрасте особенно чувствителен к шуму. Причина в том, что барабанная перепонка очень нежна и ее легко поранить.
- Возраст 4-5 лет – это по-настоящему «золотая пора» развития сенсорных способностей.
- Воспитательные меры, направленные на нервные процессы, становятся более эффективными.
- Такая вещь, как условное торможение, формируется с трудом. То есть, в случае запрета на какое-нибудь действие, ребенок не сможет уяснить это сразу. Нужно постоянно в этом возрасте закреплять это с ним.
Именно с этого возраста можно объяснять малышу, что такое здоровый образ жизни и понемногу приучать его к нему. Это не так сложно. Начать можно с режима дня.
То есть, просто будить малыша и отправлять спать в одно и то же время каждый день. А потом перейти к другим полезным действиям.
Психическое развитие ребенка
Малыш этого возраста отличается неплохим развитием психомоторных навыков. Он может длительно гулять, познавать мир. Его способность что-то делать руками всё более совершенствуется.
Дети проявляют удивительную ловкость при выполнении, каких бы то ни было задач и интересуются всем, что их окружает:
- стремятся быть самостоятельными;
- проявляют чуткость к окружающим, применяют этические навыки;
- активно демонстрируют свое богатое воображение и творческие способности (такая неограниченная фантазия, может порождать и детские страхи);
- социально ориентируются на семью и сверстников;
- усложняют процесс игровой деятельности;
- любознательны ко всему, что окружает;
- эмоционально восприимчивы и ранимы;
- испытывают интерес к гендерной принадлежности.
Родители, имеющие представления о возрастных психологических особенностях детей, должны помочь им верно ориентироваться и контролировать все моменты, которые могут негативно сказаться на их развитии и воспитании. Например, держать под контролем разыгравшуюся фантазию, или блокировать возникающие страхи или тревоги.
Игры
В играх развивается детская фантазия. Игры становятся уже сюжетно-ролевые, моделирующие, групповые.
Теперь малыши могут развлекаться без помощи взрослых, самостоятельно.
Они обычно заранее придумывают довольно сложные сюжеты, распределяют роли, определяются с правилами, и жестко следят за их выполнением.
То есть, малыш получает много навыков через игру. Он учится общению со сверстниками, стремится держать эмоции под контролем, следовать правилам (в данном случае – правилам игры, потом это пригодится и в жизни).
Часто дети копируют взрослых в своих играх. Дети открывают для себя мир человеческих отношений, общественных функций людей, различных видов их деятельности.
Очень важно относиться к детской игре как к чему-то очень серьезному. Родителям следует всячески поддерживать своих детей в желании поиграть.
Творческие способности
Человеком с независимым, открытым умом, всегда добивается тех целей, которые он для себя поставил.
Это невозможно без развития у него способностей к творчеству. Заниматься этим нужно так рано, как только возможно.
Малыш в этом возрасте постепенно становится способным овладевать (не сразу, а понемногу) координацией мелких движений рук, зрительного контроля.
Это дает ему возможность совершенствовать свои способности в изобразительной деятельности. Например, основная часть малышей рисует с большой охотой, т.к.
координация между зрительным и моторным восприятием является огромным достижением для человека столь юного возраста.
С точки зрения психологии, рисунок – это важная подготовительная часть письменной речи и может много сказать о том, как малыш воспринимает окружающий мир.
Ребенок может иметь склонности к пению, танцам, влечению к нестандартным видам творческой деятельности (например, к кулинарии или точным наукам).
- И он не только активно учит новые слова, но и сам их придумывает.
- В этом возрасте подавляющее количество детей используют практически все части речи, соответственно его словарный запас значительно увеличивается.
- Благодаря этому он воспринимает этот мир более осмысленно, целенаправленно анализируя.
Общение
Как общаются малыши? Иначе, чем со взрослыми. Первое, что бросается в глаза, повышенная эмоциональность. Они редко могут разговаривать нормально. Они кричат, хохочут, визжат, носятся, и при этом захлебываются от восторга. Взрослым нередко такие реакции непонятны.
Оттого основная часть детей, особенно этого возрастного периода, ведут себя раскованней и свободней со сверстниками. В общении сверстников можно наблюдать больше чувств, экспрессивно-мимических проявлений, чем при обращении к взрослым людям.
Показывайте малышу, как инициировать общение
В общении с взрослыми детки стараются придерживаться хотя бы относительных норм, приличий. В общении друг с другом они, например, часто используют порой совершенно неожиданные звуки, небылицы, слова.
Иногда дети стесняются общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Что бы это явление не переросло в психологическую проблему, взрослым надо нивелировать такое явление и искать выход из такой ситуации.
Например, помочь ребенку и ввести его в круг общения других детей словами: “Привет ребята! Нас зовут Катя и Маша, давайте играть вместе”. В дальнейшем ребенок научиться сам знакомиться и общаться.
Эмоциональные особенности
Ребёнок в этом возрасте – маленький человек, который обладает достаточно развитым и разнообразным спектром эмоций. Его чувства в большей степени связаны с тем, какая атмосфера у него в семье. Его эмоции и потребности постепенно осложняются с появлением новых навыков. Дошкольник может выражать чувства с разной интонацией и мимикой.
Воспитание
В это время у малыша развивается познавательная сфера.
Необходимо как можно чаще общаться с ребенком, особенно в этом возрасте. Нужно рассказывать ему об окружающем мире, о явлениях, происходящих в нем.
В этом возрасте с малышом можно договариваться.
Но важно помнить, что позитивное воспитание должно быть основано на любви, а не на устрашении. Для малыша очень важно знать, что взрослые будут любить его всегда, даже если он проявляет непослушание.
Обучение детей 4-5 лет
Мнение о том, каким образом и где обучать и развивать 4-5 летних детей разительно отличаются друг от друга.
Одни пребывают в уверенности, что малыша надо развивать чуть ли не с первых дней после того, как он родился, другие же думают, что детство – на то и детство, и не требуют от своих детей практически ничего.
И лишь родителям решать, на чью сторону в данном споре встать.
4-5 лет – очень интересный возраст. И это не только положительное качество этого периода жизни. Например, у детей появляются страхи. Один из них – страх темноты или одиночества. Родители должны всегда чутко и внимательно анализировать поведение и развитие ребенка, чтобы в сложный момент помочь ему преодолеть все сложности и вовремя вернуть его развитие в нужное направление.
Источник: https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-3-4-goda/psixologiya-rebenka-4-5-let-sovety-roditelyam.html
Возрастные особенности детей 4-5 лет: психология развития :
Каждая возрастная граница для ребенка играет важнейшую роль в его дальнейшем существовании.
Например, на самой начальной стадии развития, от самого рождения до одного года, младенец знакомится с миром, начинает узнавать своих близких людей и постепенно привыкает к новой для него обстановке.
В следующий этап, от 2 до 4 лет, уже сформировавшийся ребенок умеет распознавать цвета, фигуры, животных, слушать родителей и доносить до них свою информацию.
По мнению психологов, самым важным периодом в жизни ребенка является возраст от 4 до 5 лет, его также принято называть средним дошкольным. В этот момент происходит активное развитие детского организма, окончательно формируется его характер и различные способности. Каждый родитель должен знать возрастные особенности детей 4-5 лет, для того чтобы помочь своим потомкам стать счастливыми людьми.
Формирование позитивного мышления
Почему так важно учитывать именно возрастные особенности детей 4-5 лет? Психология современного воспитания ребенка насчитывает несколько особенностей резкого изменения их поведения в этот период. В первую очередь формируется мышление, это заключается в следующем:
- Раньше ребенок просто мог назвать тип фигуры (овал, круг, квадрат и так далее). Теперь он сравнивает с ними все предметы, которые окружают его вокруг. Например, к нему приходит подсознание того, что мяч имеет форму шара.
- Малыш может рассортировать несколько схожих предметов по идентичному признаку (по цвету, величине, форме).
- Также он начинает лучше ориентироваться в пространстве, ученые уверяют, что в этом возрасте ребенок самостоятельно может найти дорогу из магазина, садика или спортивной секции до дома, однако проводить подобные эксперименты все же не рекомендуется.
Таким образом, возрастные особенности детей 4-5 лет в первую очередь сводятся к тому, что у них развивается активное мышление, с каждым днем общаться с ними становится все более интересно.
Как помочь своему ребенку сформировать позитивное мышление?
Многие родители могут замечать, что в дошкольном возрасте их ребенок немного отстает от своих сверстников. Не стоит отчаиваться, следует помочь своему сыну или дочке развиваться в правильном направлении. Например, можно попробовать развить его зрительную память.
Для этого требуется сделать ксерокопии страниц с его любимой книги и разрезать их на несколько составляющих.
Далее, необходимо попросить малыша воссоединить изображение в одно целое, пусть сначала оно будет состоять из трех элементов, постепенно их количество можно увеличивать.
Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет подразумевает также тот факт, что в этот период необходимо продолжать развивать мелкую моторику. Малыш должен научиться собирать картинки из нескольких кубиков, попадать мячом в сетку или рассортировать крупу на несколько отдельных кучек.
Самой лучшей игрушкой для развития позитивного мышления является конструктор. Он должен состоять из нескольких различных геометрических фигур. Ребенок должен сам понять, как их соединить между собой для того, чтобы добиться желаемого результата.
В четыре года малыш должен уметь сопоставлять образец с реальным объектом. Например, ему следует справляться с такими задачами, как построить по картинке конструкцию, собрать из мозаики рисунок или воспроизвести несложный пазл.
Не стоит делать из ребенка гения и добиваться того, чтобы он преуспевал перед своими сверстниками, необходимо ежедневно заниматься с ним, постепенно повышая уровень сложности заданий.
Психологические особенности
Отдельно стоит выделить возрастные психологические особенности детей 4-5 лет. Медицинские специалисты выделяют несколько особенностей изменения мышления в этот период:
- До четырех лет все дети имели приблизительно одинаковое развитие. С этого периода должно произойти разделение общей группы маленьких людей на две основные категории. Мальчики начинают понимать, что они должны уступать девочкам, не обижать их и вести себя сдержанно в их присутствии. Маленькие принцессы должны понимать, что они намного мягче, скромнее и деликатнее мальчиков. В элитных детских садах уже происходит разделение детских спален, раздевалок и санитарных узлов по половому признаку.
- Далее, возрастные особенности развития детей 4-5 лет изменяются. У ребенка появляется интерес к ролевым играм. Он с удовольствием примеряет на себя образ пожарника, доктора или повара. Дети начинают просить у своих родителей игрушки определенной категории.
- Также у детей начинает формироваться свой собственный вкус. Например, им может быть не по нраву одежда, в которую родители нарядили их на утренник. Причем маленькая личность уже станет отстаивать свою точку зрения.
- В этом возрасте дети уже могут объединяться в небольшие группы, у них появляются собственные интересы, секреты и цели.
- Дети в четыре года уже начинают различать интонацию своих родителей, по ней они могут понять, как настроена мама или папа в данный момент.
Медицинские специалисты, которые разрабатывают возрастные психологические особенности детей 4-5 лет, называют этот период «стадией почемучки». Маленького человечка начинают интересовать абсолютно все процессы, которые его окружают.
Как помочь своему ребенку развить психологические особенности?
В полноценной семье должно в это время также произойти разделение по половому признаку.
То есть девочка становится ближе к своей матери, они начинают вместе готовить, прибираться дома, делать прически, наряжаться и ходить на тематические мероприятия.
Отец, напротив, должен научить мальчика быть сильным, уметь постоять за себя и вести домашнее хозяйство. Родители в этот период становятся для своих потомков авторитетом, поэтому рекомендуется обращать внимание и на свое собственное поведение.
У малышей в этот период могут появляться свои мечты, которыми они хотят поделиться со всем миром. Ни в коем случае нельзя обсмеивать желания маленького ребенка, иначе он может замкнуться в себе и навсегда перестать доверять своим близким людям.
Маленькая личность на этой стадии развития уже умеет показывать свои чувства, она капризничает, обижается, радуется, мстит, восхищается.
Ни в коем случае нельзя игнорировать выбранную её манеру поведения, обязательно стоит выяснить причину такой перемены настроения. Для детей такого периода уже предусматривается психологическая консультация.
Возрастные особенности детей 4-5 лет должны интересовать каждого родителя, поэтому им также потребуется дополнительная помощь специалиста.
Физические способности
В дошкольном периоде возможности каждого, без исключения, ребенка возрастают более чем в пять раз. Всего можно выделить следующие возрастные особенности развития детей 4-5 лет:
- У них становится лучше координация. Раньше они совершали неумелые движения, из-за чего в доме постоянно был бардак. Они оставляли следы на одежде, когда кушали, пили воду, неряшливо собирали игрушки в коробку и неаккуратно одевались. С этого периода их координация начинает заметно улучшаться. С каждым днем ребенок становится все более самостоятельным и практически уже не нуждается в помощи старших товарищей.
- Каждое движение дошкольника становится уже более резким и уверенным. Можно заметить, что дети начинают гораздо меньше падать и ронять из рук предметы.
- Если закрыть глаза ребенку, то он безошибочно сможет показать каждую часть своего тела.
- Многие родители уверяют, что их дети в этом возрасте становятся непоседами. Они перестают спать днем, меньше сидят на одном месте и постоянно находятся в движении.
Для того чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, можно сравнить его с детьми, которые младше его на полгода. По сравнению с ними он становится более быстрым, резким и ловким.
Как помочь ребенку развить физические способности?
Конечно же, первое, что помогает развить физические способности маленького человечка – это занятие спортом. При этом обязательно стоит учитывать психофизические особенности детей 4-5 лет. Не стоит в первый же день делать из своего малыша великого спортсмена, нагрузка должна распределяться постепенно.
Ни в коем случае нельзя допускать чрезмерно утомительных занятий спортом. Следует предварительно посоветоваться с опытным тренером и составить график физической подготовки дошкольника.
Пусть сначала это будет легкая утренняя зарядка, затем конкретные упражнения, после чего уже можно переходить к освоению определенного вида спорта.
Не стоит отправлять ребенка одновременно в несколько секций, это может навсегда отбить у него интерес к подобным занятиям.
Также стоит учитывать и возрастные психофизические особенности детей 4-5 лет. Не нужно, например, заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет. Если интересы малыша пока еще непонятны, то необходимо предоставить его вниманию видеоролики людей, достигших результатов в определенном виде спорта, возможно, это вызовет у него интерес.
Творческие способности
Во многих детских садах в старших группах для родителей предоставляется полезная памятка. Возрастные особенности детей 4-5 лет уже могут быть напрямую связаны с творческой деятельностью.
Родители также постепенно начинают замечать, что в их доме стали все чаще появляться принадлежности для творчества: цветная бумага, альбомы для рисования, краски, кисти и фломастеры.
Больше всего в этой возрастной категории малышам нравится активная творческая деятельность, например, они с удовольствием занимаются сюжетной лепкой, из пластилина они создают различные предметы, героев из мультфильмов, транспортное средство и многое другое. Также они любят рисовать себя и своих близких людей.
Когда-то изображение напоминало отдельные полосы, круги и точки, теперь рисунок становится средством самовыражения. Превосходно развита также и сочинительная способность. Дошкольник может самостоятельно придумать конец определенной истории, яркая фантазия превосходно поможет справиться с этой задачей.
Согласно ФГОС, возрастные особенности детей 4-5 лет ориентированы на полное овладение мелкой моторикой, поэтому сделать аппликацию для них уже не составит труда.
Развить творческие способности ребенка позволит совместная деятельность. Можно вместе посмотреть мультфильм, а затем попытаться изобразить недавно увиденный сюжет на листе бумаги. Рекомендуется самостоятельно создавать героев и играть ими, мамы могут сшить вместе со своими дочками красивую одежду для кукол.
Развитие речевых способностей
Отдельно стоит затронуть такую важную тему, как развитие речевых способностей в этой возрастной категории. Следует отметить, что в этот период может наблюдаться активный прогресс. Возрастные особенности речи детей 4-5 лет сводятся к нескольким особенностям:
- Психологи неоднократно замечали, что иногда до четырех лет ребенок может невнятно говорить, проглатывать слова или вовсе молчать. Мамы и папы переживают по этому поводу, водя своего потомка к различным специалистам. Но, к их великому разочарованию, это не помогает справиться с проблемой. К их удивлению, когда малышу исполняется четыре года, он начинает внезапно полноценно разговаривать.
- Значительно улучшается в этот период и словарный запас, как правило, ребенок уже знает более трех тысяч различных слов.
- Происходит заметный прогресс и в плане звукопроизношения. Речь ребенка становится уже понятной не только для его близких людей, но и для всех окружающих, даже абсолютно посторонних людей.
- В этот период ребенок уже может полноценно общаться со своими сверстниками, выражая мысли, рассказывая истории из жизни и повествуя полную информацию о себе.
- Дошкольник уже может полностью описать определенный эффект, описать картинку и раскрыть все свои эмоции.
Существует еще огромное количество категорий, под которые попадают возрастные особенности детей 4-5 лет. Кратко описать их совершенно невозможно. Также стоит учесть и тот факт, что каждый ребенок осваивает информацию и воплощает её в жизнь с абсолютно разной скоростью.
Как помочь развить ребенку речевые способности?
Существует всего несколько способов, которые могут повлиять на речевые возрастные особенности детей 4-5 лет.
В первую очередь, следует не поднимать панику, когда ребенок не говорит при достижении этого возраста, а попытаться избежать этой ситуации. С самого момента рождения с малышом следует разговаривать обо всем, что происходит с ним вокруг.
Родители делают огромную ошибку, когда оставляют свое чадо одного, занимаясь своими делами. Из-за этого он может стать замкнутым в себе.
Следует постоянно своим детям читать книжки, стихи и сказки. Лучше всего, одновременно показывать на картинках то, о чем идет речь в данный момент времени. Учеными было доказано, что зрительная память у малышей развита в несколько раз лучше.
Также не стоит пренебрегать садиком в раннем возрасте, особенно если ребенок постоянно находится с мамой и не общается со своими сверстниками. Дети лучше начинают развиваться, глядя на таких же людей, как и они.
Идеальный возраст для похода в дошкольное учреждение составляет 1,5-2 года.
Каждый родитель должен вести учет возрастных особенностей детей 4-5 лет, рекомендуется ежемесячно записывать, насколько увеличивается его словарный запас и отмечать, есть ли прогресс в данный момент времени.
Роль семьи в развитии ребенка
Каждый нормальный родитель мечтает о том, чтобы именно его ребенок был самым умным, способным, развитым и обязательно добился успеха в жизни. Они отправляют его в различные секции с самого раннего возраста, покупают дорогостоящие интеллектуальные игрушки и водят на различные мероприятия.
В садике они хотят услышать о том, как их малыш ведет себя в их отсутствие, снова и снова посещая родительское собрание. Возрастные особенности детей 4-5 лет, не зависят ни от одного вышеперечисленного факта.
Учеными неоднократно было доказано, что сколько бы финансовых средств ни тратилось на детей, они не будут полноценно расти до тех пор, пока в семье не установится гармония.
Для того чтобы ребенок рос счастливым, первое, что нужно сделать – это достичь взаимопонимания со всеми членами семьи.
Маленькая личность, глядя на то, как постоянно ругаются её родители, может прийти к выводу, что именно она стала виной их несчастливых отношений.
Чтобы этого не произошло, следует ссориться только в то время, когда самых младших домочадцев нет дома, также рекомендуется как можно чаще проводить время в семейном кругу и больше общаться.
Возрастные особенности детей 4-5 лет – это невероятно важная тема для каждого родителя. Не стоит обращаться за помощью в этом к опытным педагогам, развивающим центрам и современным технологиям.
Только любовь родителей поможет ребенку вырасти полноценным, здоровым и счастливым человеком, поэтому с появлением на свет младенца стоит забыть о радионянях, постоянной работе с целью пополнения финансов и домашних хлопотах, выделив как можно больше времени на общение с этим маленьким смыслом жизни. Только в таком случае через четыре года родители не станут задумываться о том, что они сделали не так и почему их ребенок не развивается полноценно. Однако у каждой любви также должны существовать определенные границы. Также не стоит сравнивать своих детей с другими, ведь каждый маленький организм развивается с абсолютно различными темпами.
Источник: https://www.syl.ru/article/303366/vozrastnyie-osobennosti-detey—let-psihologiya-razvitiya
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет: после кризиса
Ребенок на пятом году жизни разительно отличается от того, каким он был год назад. И это связано не только с совершенствованием физических навыков и умений.
Возрастные особенности развития детей в возрасте 4 – 5 лет характеризуются, прежде всего, тем, что дошкольник уже пришел в себя после недавнего кризиса, поэтому способен более плодотворно развиваться в психоэмоциональном, творческом плане.
Малыш становится намного мудрее, прогрессируют его аналитические способности.
Общая картина возраста
Возраст 4–5 лет для родителей пора относительного штиля: «войны за власть и территорию» завершены, теперь ребенок более спокоен, собран, послушен. Он уже не нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых и стремится к внешней самостоятельности (хотя психологическая близость с родителями, особенно с матерью, будет важна для ребенка на протяжении, как минимум, всей школьной жизни).
Одной из главных отличительных черт этого возраста является то, что ребенок начинает любить родных. Не просто говорить «люблю», потому что так принято выражать чувства среди его ближайшего окружения, а по-настоящему любить, понимая всю глубину этой привязанности. Это ценное чувство важно не утратить, не разрушить неправильными действиями взрослых.
По-прежнему огромное влияние на общее развитие ребенка оказывает развитие психическое. При этом характеристика возрастных особенностей периода 4–5 лет включает следующие аспекты.
- Демонстрация самостоятельности и инициативы для повышения собственной значимости в глазах родителей. Это значит, ребенок стремится завоевать уважение и высокую оценку взрослых своим поступкам, ждет от них похвалы за достижения и добрые дела. Не получив похвал, малыш отреагирует обидой.
- Внимание к своему здоровью и самочувствию. Малыш уже довольно точно может описать свое состояние и старается сообщить маме или воспитателю, если самочувствие ухудшилось.
- Этическое становление. Малыш начинает понимать ощущения и чувства других людей (не только себя или сверстников), учится сопереживать чужому горю, находить выход из конфликтных ситуаций при общении с окружающими.
- Активная социализация. Круг отношений только внутри семьи для ребенка окончательно разрывается. Дошкольник все больше погружается в мир сверстников, все больше нуждается не только в их внимании, но и в одобрении, поддержке, уважении. Дети пятилетнего возраста не просто играют вместе – они делятся впечатлениями о произошедших событиях, покупках, о том, как прошел их день.
- Развитие воображения, повышение роли сказок. На пятом году жизни у ребенка активно развиваются творческие способности и воображение. Малыши часто живут в придуманном мире, где они играют главную роль, побеждают зло, обладают силой, мудростью, добиваются признания своих достижений, которые недостаточно реализованы в реальности. К тому же, обычная сказка сейчас помогает ребенку найти решение многих его насущных психологических проблем, предлагая систему образов, среди которых малыш выбирает более импонирующие. Он учится различать добро и зло, быть положительным.
- Неуемная любознательность. Дошкольнику этого возраста интересно все на свете. Он задает самые разнообразные вопросы и ждет полных ответов от взрослых. Если в этот момент он не будет удовлетворять потребность в такой информации, у него может навсегда пропасть тяга к познанию!
- Ранимость и чувствительность. На пятом году жизни дошкольники болезненно реагируют на замечания, наказания. Неловко брошенная фраза взрослого может зародить в ранимой детской душе букет комплексов, которые помешают ему успешно реализоваться во взрослой жизни.
- Страхи и кошмары. Бурное развитие фантазии может не всегда положительно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка, порождая самые разные страхи и «плохие сны».
- Значительное усложнение игровой деятельности. Игра в этом возрасте у детей становится гораздо более сложной, сюжетно-ролевой. Дети играют в магазин, в дочки-матери, больницу, войнушки. Во время игр малыши развивают способности взаимодействия, проявляя всю гамму эмоций: ссорятся, мирятся, помогают, ревнуют, дружат.
- Различие людей по половому признаку становится намного глубже. Теперь дети могут разделять по половому признаку не только одежду или прическу, но и, например, поведение, профессии, черты характера, манеру поведения, родственные связи (девочка – сестра, дочь, внучка, мальчик – сын, брат, внук).
- Повышенная склонность к запоминанию. Хотя память еще непроизвольна, именно на пятом году ребенок склонен запоминать множество самых разных вещей с такой интенсивностью, которой он уже не достигнет в последующие годы.
Совет
В этом возрасте недостатки воспитания могут привести к тому, что вредные привычки или черты характера ребенка закрепятся на всю дальнейшую жизнь, исправить это будет очень сложно.
Правильно реагируйте на поведение ребенка, своевременно «гасите» все «горячие точки». Прививайте ему нормы и правила поведения, чтобы избегать конфликтов и непослушания.
При необходимости обратитесь к профессиональному детскому психологу.
Что ж, вполне благополучная картина, если не считать страхов. Но в том и заключается важная обязанность родителей – вовремя реагировать на происходящее с их малышом. Направляя фантазию в нужное русло, увлекая ребенка интересной беседой или веселой игрой, переключая малыша на позитив, они могут блокировать страхи.
Стремительное развитие речи
Как видно, возрастные особенности развития ребенка пятого года жизни характеризуются ростом навыков социализации (особенно – в детском коллективе), эмоциональных проявлений, настоящим буйством воображения. Все это приводит к активному совершенствованию речевых навыков:
- малыш уже употребляет от одной до трех тысяч слов, относящихся к разным частям речи;
- строит предложения из 6–10 слов;
- понимает значение предлогов и правильно их применяет в речи;
- правильно употребляет множественное число;
- использует в речи сравнительные и оценочные суждения;
- правильно называет свой возраст, имя, фамилию, адрес проживания;
- может поддержать беседу – развернуто отвечает на вопросы, правильно строит собственные вопросительные конструкции;
- учит наизусть детские стихи, песенки, потешки;
- знает названия и суть нескольких профессий.
Совет
Если ребенок значительно отстает от приведенных здесь ориентиров развития, займитесь выравниванием положения.
Оттачивайте мелкую моторику, координацию, больше читайте ребенку, окружите активной речевой средой – проговаривайте с ним все, что происходит или планируется, обсуждайте его чувства, впечатления. Добавьте эмоции: хвалите, радуйтесь вместе с ребенком, восхищайтесь его достижениями.
Ведь речь – главный инструмент человеческой коммуникации, показатель зрелости мышления, уровня развития интеллекта, готовности к общению с преподавателями в школе (а до нее осталось не так много).
Логика, математические способности
Возрастная любознательность и стремление показать степень своей «взрослости» на этом этапе роста и развития вместе с совершенствованием процессов развития головного мозга не могут не повлиять на уровень интеллекта в целом и на расширение палитры логически-математических навыков в частности. Сейчас быстро увеличивается объем памяти, внимание способно концентрироваться на более длительное время. Это период, когда в память дошкольника можно вложить самые разнообразные знания, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Мышление ребенка этого возраста – наглядно-образное, причем на первом месте по-прежнему стоит наглядность, поэтому его действия, в том числе мыслительные, отличаются практическим характером.
Лишь к концу пятого года мышление постепенно перейдет в словесно-логическое, построенное на логическом рассуждении. Ребенок освоит сложные умственные операции обобщения, сравнения, анализа, синтеза, классификации, сможет делать логические выводы.
Это будет говорить не только об уровне общего развития, но и о степени готовности ребенка к обучению в школе.
Сейчас идет активная подготовка к переходу на новый тип мышления. Ребенок этого возраста уже многое знает и умеет:
- ориентируется в расположении предметов (спереди, сзади, в середине, сверху, снизу);
- знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник);
- считает до 9, сопоставляя количество предметов с конкретной цифрой;
- может расположить цифры от 1 до 5 в прямой и обратной последовательности;
- при сравнении предметов понимает понятия «меньше», «поровну» («равно»), «больше»;
- может найти сходства и различия на изображении;
- складывает картинку, разрезанную на 2–6 частей;
- собирает по образцу конструкции без посторонней помощи (сложной формы пирамиду, фигуры из конструктора);
- вставляет недостающие фрагменты изображения (пазла);
- находит пары предметов, лишний предмет в цепочке, может объяснить свое решение;
- подбирает противоположные слова, понимая их значение;
- может объяснить несоответствие картинки действительности, найти лишние детали;
- в состоянии собирать буквы в слоги – можно начинать обучение чтению.
Другие навыки, кругозор, физическое развитие
В промежутке между 4 и 5 годами малыш достаточно уверенно ориентируется в предметах и событиях окружающего мира. Сейчас он может:
- назвать группы животных (птиц, насекомых, рыб и т. д.), назвать их представителей и основные отличия (лапы, крылья, усы);
- назвать группы фруктов, ягод, овощей, деревьев, цветов, кустарников, различает их виды и характеристики;
- различает домашних и диких животных, знает их названия;
- различает культурные и дикие растения;
- понимает разницу между продуктами и блюдами из них;
- ориентируется во времени суток (сейчас утро, день, вечер, ночь);
- знает основные особенности строения человека, отличает его части тела от животных (лапы и ноги, волосы и шерсть, ногти и когти);
- знает, как выглядят времена года, каковы их особенности, какие бывают осадки в разное время года, холодно или тепло.
В плане самообслуживания ребенок этого возраста уже вполне самостоятелен. Он не только умеет пользоваться средствами гигиены и туалетом, вилкой, ложкой, но и в состоянии сам завязывать шнурки, застегивать кнопки, липучки, молнии, пуговицы. Уже не путает правый ботинок с левым.
Активно развивается мелкая моторика, что также свидетельствует о подготовке рук к обучению письму. Малыш может самостоятельно:
- нанизывать крупные бусины на нить;
- проводить линии без отрыва карандаша от бумаги;
- штрихует рисунок прямыми линиями, не вылезая за границу;
- раскрашивает, не вылезая за край, обводит по контуру.
В плане физического развития ребенок на пятом году жизни уже более скоординирован, легче держит равновесие. Все его действия становятся более уверенными, малыш становится быстрым, ловким, нуждается в постоянном движении.
Физиология детей этого возраста требует от взрослых внимания к осанке ребенка, дозирования нагрузок, чередования их с отдыхом.
Основные физиологические особенности ребенка пятого года жизни:
- быстрый, но неравномерный рост мышечной массы, что приводит к быстрой утомляемости;
- гибкость, поскольку окостенение скелета еще не завершено (поэтому силовых упражнений следует избегать);
- развитие детской дальнозоркости из-за того, что хрусталик приобретает плоскую форму;
- увеличивается объем легких, брюшной тип дыхания уступает место грудному, из-за чего потребность в кислороде у детей этого возраста резко возрастает;
- повышается чувствительность к резким звукам и сильному шуму.
Родитель, помни!
Итак, на пятом году жизни все сферы развития маленького человека в большей части зависят от детской психологии. Именно психологические аспекты – любовь, забота, понимание, ощущение собственной ценности, авторитета у сверстников, чувство гармонии и благополучия, уверенность в своих силах – определяют то, насколько успешным вырастет человек.
Поэтому родителям важно обеспечить своему чаду необходимые психологические условия для закладки фундамента успешной личности.
- Позаботиться о развитии игровой фантазии малыша. Разрешайте ему пользоваться для игр не только «готовыми» игрушками. Пусть играет вашими сломанными вещами, палками, камнями – всем, что вам кажется хламом.
- Прививать малышу трудолюбие, вовлекать во все домашние дела. При этом выполняйте их совместно, демонстрируя ребенку свою увлеченность и удовлетворение.
- Оптимизировать количество необходимых для выполнения законов, правил, а главное – запретов. Если их будет слишком много, ребенок не сможет все усвоить и начнет открыто протестовать. По возможности запрет заменяйте альтернативой (на паркете рисовать нельзя, а на ватмане – пожалуйста).
- Контролировать свою реакцию, если ребенок справедливо обиделся. Не срывайтесь на малыша, не раньте его психику. Умейте признавать перед ним свою неправоту и просить прощения. Помните: он учится на вашем примере.
- Делиться с малышом собственными чувствами. Это научит его понимать не только вас, но и окружающих.
- Анализировать с ребенком все межличностные конфликты, в которые он попадает в детском коллективе.
- Чрезмерно не давить на совесть малыша. Постоянное чувство вины может привести к неуверенности, замкнутости, страхам, комплексам.
- Ограждать от разговоров или фильмов, повествующих о страшных историях, не говорить с ним о смерти, тяжелых болезнях. С его уровнем развития фантазии это только навредит.
- Интересоваться всяческими проявлениями творчества ребенка, хвалить его за успехи, но не ругать, не критиковать и не укорять за неудачи. Помогайте ему, поддерживайте.
- Всегда отвечать на вопросы ребенка. Подогревайте в нем тягу к познанию. Показывайте, что вам важно его мнение.
- Обеспечить максимальное игровое пространство. Разрешайте малышу много играть со сверстниками, играйте с ним дома, решайте сложные проблемы и занимайтесь домашними делами в игровой форме.
- Читайте побольше детских книг. Интересуйтесь мнением о прочитанном, просите рассказать, что особенно понравилось, охарактеризовать, оценить персонажей.
Возраст 4–5 лет – пограничный между кризисом 3 лет и подготовкой к обучению в школе. От того, как пройдет этот период, во многом будет зависеть и успешность ребенка в освоении навыков, необходимых для обучения. Поэтому развитию малыша нужно уделять постоянное внимание.
Текст
Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/osobennosti-razvitiya-4-5-let
Развитие ребенка в возрасте 4.5 года
Ваш ребёнок еще совсем недавно таким пухленьким малышом, а теперь он изменился – похудел, вытянулся. Бабушки, возможно ахают-охают, что ребенка нужно лучше кормить, ведь «даже ребрышки уже торчат». Не закармливайте! Это нормальный процесс взросления, когда ребенок к 4,5 годам резко вытягивается.
Физическое развитие в 4,5 года. Ваш ребенок растет, прибавляет в весе, активно совершенствуется его скелет и мышечный корсет. Ребенок стал выносливее, крепче, он меньше болеет.
В зависимости от многих условий и наследственности, скачок роста может быть от 5 до 8 см. В целом, рост мальчиков в среднем к этому сроку составит от 103 до 112 см, рост девочек немного меньше – от 100 до 110. см.
Однако, помните — если в семье все высокие, рост малыша может превышать средние нормы примерно на 3-5 см.
Ростовые показатели зависят от состояния здоровья, подвижности и активности ребенка. Чем больше физические нагрузки, чем непоседливее малыш, тем он активнее растет. Болезненные и медлительные ребята обычно пониже своих более шустрых и здоровых сверстников.
Норма веса ребенка в 4,5 года. К средним показателям для мальчиков этого возраста относят 15-20 кг, хотя могут быть колебания в ту и другую сторону на 1.5-2 кг. Средними показателями веса для девочек будут 14,5 – 19 кг, и также допустимы индивидуальные колебания.
К 4,5 годам у ребёнка уже должны быть все молочные зубы – их 20.
Навыки в умения в 4,5 года. Осознанно помогать родителям, может сам предложить свою помощь. Самостоятельно одевается (но не умеет завязывать шнурки). Застегивает пуговицы, молнии и развязывает шнурки.
Умеет нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку. Точно проводит линии, не отрывая карандаш от бумаги. Уже умеет заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
Аккуратно раскрашивает картинки, не выходя за края.
Интеллектуальное развитие в 4,5 года. С легкостью придумывает сюжеты для игр. Решает простейшие математические примеры и читает короткие слова. Понимает сюжеты детских спектаклей, мультфильмов и фильмов, и делает из них выводы. К этому возрасту ваш ребенок уже умеет анализировать новую информацию и сопоставлять её с уже накопленным ранее опытом.
Успехи в математике к этому возрасту: ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
Может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник), считать от 0 до 10 и соотносить количество предметов с нужной цифрой. Правильно расставляет цифры от 1 до 5 в нужной последовательности и в обратном порядке.
Понимает значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов. Учится правильно писать цифры.
Успехи в логическом мышлении: находит отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками), складывает разрезанную картинку из 4-6 частей, называет обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года), находит лишний предмет в каждой группе, умеет подбирать противоположные по смыслу слова, может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Развитие речи в 4,5 года. Словарный запас ребенка – до 1000 слов. Строит предложения в количестве 6-8 слов. Правильно ставит существительные в форму множественного числа, умеет описывать предметы по признаку, понимает значение предлогов, пересказывает содержание услышанной сказки, рассказа, знает наизусть несколько стихов.
Психологическое развитие в 4,5 года. В этом возрасте ребенок любит и умеет строить коммуникацию с другими детьми. И вот тот самый момент, который можно назвать достижением и даже прорывом в этом возрасте. В 4,5 года в действиях малыша появляется логика.
И если прежде он руководствовался инстинктами, затем эмоциями, то теперь его поведением руководит и логика. И вот как это проявляется: ребенок теперь способен сначала подумать, к чему приведет его поступок, а затем уже совершить его.
Поэтому ребенок может проверять – как вы отреагируете на те или иные его поступки, возможно, не совсем правильные.
На данном этапе взросления родителям нужно как можно больше общаться с малышом – обсуждать волнующие его моменты, рассказывать о правильном поведении, о том, что нельзя делать, а что можно. Общайтесь с ребенком на равных – это маленький человек, у кого есть свое мнение. И еще важный момент — не оставляйте недомолвок. Ребенок сделает какие-то свои выводы, и не факт, что они окажутся правильными.
Игры в 4,5 года. В этом возрасте бурно развивается фантазия. Ребенок способен выдумывать такие сюжеты для игр, которые взрослым и не снились.
Чем более богатой фантазия у малыша будет сейчас, тем более креативным будет ваше чадо, когда вырастет. Играйте вместе с ребенком, будьте и пони, и принцессой, и птицей… О том, как развивать фантизию у малышей, мы писали в нашей статье.
Кстати, там есть один увлекательный способ, о котором вы даже не слышали. 🙂
Мама
У вас сейчас очень много дел, ведь в 4,5 года ребенок – мастер активности и настоящий почемучка. Он постоянно чем-то занят. Сейчас его интересует всё и все.
Поэтому вместе с ребенком вы будете вместе изучать окружающий мир. Готовьтесь к тому, что придется смотреть развивающие фильмы про космос, окружающий мир и т.д.
А если вы – поклонница искусства, посещайте выставки вместе с ребенком.
Мамы детей иногда сетуют на то, что очень сильно устают от повышенной активности ребенка. Поэтому устраивайте себе выходной день, когда ребенком будет заниматься папа или бабушка с дедушкой.
И по-прежнему не забывайте следить за своим здоровьем.
Совместные будни
Наступило идеальное время, когда можно и нужно активно приобщать ребенка к культурной жизни. Посещайте детские концерты, елки, спектакли, мюзиклы, смотрите мультфильмы в кинотеатре! О том, что стоит учесть, чтобы не испортить праздник, читайте здесь. Мы собрали все важные правила в одной статье.
Обсуждайте с ребенком то, что только что увидели, услышали или прочитали. Так вы научите его анализировать, делать выводы и выражать свои мысли.
Учите ребенка читать и считать. Разумеется, в игровой форме. Сегодня существует много развивающих методик для детей этого возраста, используются специальные прописи и тетради, особые занятия и творческие задания. Важно помнить, что в этом возрасте дети еще быстро утомляются, их внимание не может концентрироваться на одном деле более 15-20 минут.
Читайте ребенку вслух и затем обсуждайте прочитанное.
В этом возрасте детям нравится лепить. Делайте поделки из теста, пластилина, специальной глины.
Полезными будут занятия на развитие логики – выделять из группы предметов на карточках лишние, группировать карточки по смыслу или общему признаку.
Также полезны будут загадки, лабиринты, картинки, где нужно найти сходства и различия, пазлы.
Будут полезны книги и журналы, в которых есть игры на ассоциации, где нужно рассказать – кто или что похожи друг на друга, составить по картинке сказку или рассказ, ставить логические цепочки.
Полезны игры и занятия на тренировку памяти – можно проверить ребенка составить по памяти картинку из карточек, которую вы предварительно ему показали. Важно решать с ребенком ребусы, головоломки, задавать вопросы по прочитанным сказкам, недавно происшедшим событиям.
Полезные советы
4,5 года – возраст, когда ваш ребенок уже вырос, но все же, пока маленький. Он как «губка» — впитывает всё увиденное и услышанное. Поэтому от родителей в этот период требуется максимум деликатности, чтобы мягко и незаметно для ребенка корректировать его характер.
В этом возрасте ваш малыш уже умеет подолгу заниматься каким-то делом. Используйте это развивающих занятий.
Соблюдайте режим дня. Детям в 4,5 года очень важен полноценный сон, как ночной, так и дневной. За счет сна дети получают полноценный отдых и силы для нового дня. Если качество сна снижается, ребенок может становиться капризным, раздраженным, у него снижается настроение.
В среднем, на сон у детей сейчас отводится до 12 часов в сутки. При этом обязательно должен быть полноценный ночной сон до 9-10 часов, а также дневной сон продолжительностью до 2-3 часов.
Важно соблюдать строгий режим дня, вставать и ложиться в одно и то же время, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо и мог вести привычную деятельность.
Если вы еще не записали ребенка ни в какую секцию или кружок, уже пора это сделать. Это направляет энергию в нужное русло, прививает новые навыки, дисциплинирует.
Чтобы воспитывать в ребенке ответственность. Поручайте ему дела – полить цветок, протереть пыль, помочь маме выложить покупки.
В возрасте 4,5 лет детям очень важно слышать одобрение своих действий со стороны родителей. Используйте одобрение как метод помочь своему ребенку сделать выбор. Сделал уборку – похвалите, и в следующий раз собирание разбросанных игрушек будут проходить веселее. Нарисовал красивый рисунок – одобрите. И малыш будут стараться сделать еще лучше. Одобрение – эти стимул развиваться.
Список дел
- Посетите логопеда. Если ваш ребенок нечетко произносит те или иные звуки, обратитесь за консультацией к логопеду. И если специалист подтвердит ваши предположения – есть время поставить все проблемные звуки. В этом возрасте иногда «хромают» свистящие, шипящие, и «Л». Не спешите ставить букву «Р», если ребенок сам ее не говорит, у вас в запасе есть еще, как минимум, год на эту задачу.
- Ежеквартально посещайте детского стоматолога. Детские зубки могут разрушаться очень быстро. Поэтому стоматологи рекомендуют довольно частые профилактические осмотры – 4 раза в год (ежеквартально).
- Следите за детской осанкой. В этом возрасте дети могут подолгу сидеть на одном месте, иногда начинают горбиться и сутулиться. Поэтому, если вы заметите что-то неладное с осанкой – не откладывайте визит к детскому ортопеду.
- Запишите ребенка в спортивную секцию (на занятия иностранным языком, в творческие группы). Пока ребенок еще дошкольник, есть время разнообразить его досуг. Выберите то, что близко ребенку: спорт, иностранный язык, хобби, связанное с творчеством.
Источник: https://DetStrana.ru/service/child-calendar/4-5-year/