Факторы развития личности ребенка: воздействие окружающей среды на детей

Влияние на детей

Почему дети тупее своих родителей

Важными составляющими в формировании гармоничного развития детского организма являются определённые функций, которые способны не только физически развивать ребёнка, но и формировать его социальную среду и сознание. Именно окружающая среда, в основном, способна обусловливать воспитание и развитие детей, проявляя активные, систематические, целенаправленные действия, постоянно направленные на его непрерывное и динамичное развитие (психическое и физическое).

Организм современного ребенка постоянно подвержен разнообразным воздействиям (положительным или отрицательным) окружающей его среды.

Это не только воздух, температура, освещение и состав воды, но и потребляемая им пища, окружающие его определённые виды растений и животных.

Все эти перечисленные выше природные условия, существенно изменяемые человеком, очень влияют на физическое и умственное развитие каждого ребёнка.

Трудные условия у ребёнка

Напрямую воздействуя на физиологические функции, окружающая каждого ребёнка внешняя среда, способна непосредственно воздействовать на его обмен веществ, дыхание и даже уровень кровообращение, включая и постоянные процессы, происходящие в пищеварении.

Ведь именно из-за количественных и качественных изменений в обмене веществ, вызванных различными природными условиями жизни ребёнка, происходят изменения даже в физическом развитии организма, нарушая его строение и рост, а порой и умственное развитие.

Ребёнок — Лицо Бога. Читает Сергей Стрижак

Роль организма в жизни каждого ребёнка

Необходимо учитывать, что уже с рождения малыша, его мозг призван отвечать за все, что происходит с его организмом и, в частности – за гармоничное развитие его духовности и уровня сознания. Современная наука утверждает, что мозг человека работает всего на семь процентов, а что же происходит с остальным и какова роль мозга вообще?

Природой так создано, что мозг дан человеку для того, чтобы он на протяжении всей своей жизни смог развивать свои интеллектуальные способности. Это позволяет постоянно развиваться и расширять врожденные способности на так называемом информационном (полевом) уровне, а не только физическом. В.

Вернадский еще в начале двадцатого столетия говорил о том, что современный человек представляет собой совершенную квантовую систему, в которой присутствует постоянно развивающееся физическое тело и полевой вид структуры.

А благодаря неразрывному единству этих двух составляющих человеческого организма, каждый индивидуум существует и развивается в виде сложной биоэнергоинформационной системы, в которой взаимодействуют биополевые структуры в виде – подсознания, сознания и сверхсознания.

Какова же роль каждой из биополевых структур в жизни развивающегося организма ребёнка, от чего они могут зависеть, и какое негативное влияния на них могут иметь современные информационные технологии, включая вездесущий интернет. Это вопрос скорее риторический, ведь на сегодняшний день данная тема практически не изучена полностью – можно только допускать определенные выводы по поводу всего происходящего.

Родившись, ребёнок, параллельно с постоянным совершенствованием всех двигательных функций, стремится развивать и свою определенную физиологией эмоциональную сферу. Возникающие у него элементарные чувства проявляются в виде эмоции и видны буквально уже с первого дня жизни.

Вначале проявляются лишь отрицательные эмоции, которые возникают в ответ на все неблагоприятные воздействия окружающей его среды на его тело, в виде – понижения температуры, переполнения кишечника, спазмов в пустом желудке, строгого тона матери или резкого звука, а так же неизвестных для него предметов . На раннем этапе развития, психика каждого ребёнка обусловлена, преимущественно, созреванием и дифференциацией определенных двигательных функций организма.

Все реакции родившегося малыша в первые дни его жизни и даже недели, преимущественно, выступают как двигательные (физические) реакции, проявляясь в виде – крика, двигательного беспокойства и плача. Всё это возникает как ответ на каждый раздражитель, который является в виде — холода, недостатка пищи, резкого изменения положения его тельца.

Уже с третьего месяца новорожденный ребёнок свою деятельность преимущественно внешне проявляет в виде игровой формы, где при игре своими ручками и ножками у него возникают первые эмоции, которые он демонстрирует как явное удовлетворение от выполняемых элементарных и постоянных движений.

Благодаря этим игровым действиям у ребенка создаются предпосылки в постепенном формировании представлений о его теле.

Со временем совершенствуя свои двигательные навыки, ребёнок создаёт условия для того чтобы можно было воспользоваться более усложнённой игровой деятельностью, где малыш использует доступные ему в обращении различные предметы (игрушки).

Обучение Детей. Разумное Человечество

Роль восприятия окружающего мира на развитие психики малыша

Непрерывное развитие психики у малыша является достаточно сложным процессом в созревании и усложнении всех психических функций и личности в целом, которые происходят под прямым влиянием определённых факторов.

Это не только наследственно-биологические и социальные факторы (воспитание, обучение, влияние окружающей среды). В жизни каждого ребёнка развитие его психики находится в непрерывном процессе развития.

Обычно развитие не всегда может протекать более равномерно – это происходит скачкообразно, где периоды медленного развития с постепенным созреванием, сменяются на периоды с бурным развитием.

Для каждого возрастного периода характерны анатомо-физнологические и психологические особенности ребёнка, при которых проявляются новые социальные потребности и определенные, характерные для данного этапа, взаимоотношения ребёнка с окружающей его средой.

Хрупкий и восприимчивый

Постоянное развитие всего организма ребёнка постепенно усложняет и углубляет его познания, при этом развивая и его умственные способности, формируя определённые отношение малыша к окружающему его миру – здесь и происходит уже непосредственное становление его личности как уже сформировавшегося человека.

Созревание определённых психических функций происходит достаточно последовательно и определяется соответствующими этапами, где:

  • первым этапом является развитие в основных двигательных функциях (начиная с момента рождения и до одного года);
  • вторым этапом развития являются более сложные двигательные функций, где происходит и созревание чувственной сферы (в период с одного года до трех лет);
  • третьим этапом созревания выступает эмоциональная сфера (в период 3 – 12 лет);
  • четвёртым этапом созревания выступает мыслительная деятельность (после двенадцати лет).

Эти этапы не означают, что формирование каждой психической функции должно начинаться и завершаться строго в указанные периоды по определённому возрастному времени.

Начало формирования для нового психического качества (новой функции) всегда закладывается в предшествующем этапе развития, еще до начала нового этапа, на котором психическая функция только созревает.

Приведенная последовательность определённых стадий в психическом созревании является лишь условной – её можно брать только за основу.

Пякин В. В. Дети и мультфильмы. Чтение сказок детям. Диафильмы

Роль социальной экологии в формировании сознания ребенка

Современные специалисты, которые непосредственно занимаются экологическими проблемами, влияющими на здоровье детей, в условиях «организованного» детства (в виде детских садов и школ), вместе с работниками образования и медицины, смогли разработать простые и весьма надежные, а так же информативные и достаточно доступные методики. Они позволяют определять функциональное здоровье для каждого ребёнка. Это поможет получить необходимый аттестат здоровья для ребёнка, который называется еще экологическим паспортом здоровья.

Внедряя постоянный мониторинг здоровья детей в систему образования – такой подход к детям поможет сформировать надёжную базу для внедрения профилактической медицины, которая станет основой для системы образования по всей стране.

Для развивающегося организма ребёнка, который постоянно активно формируется и совершенствуется, влияние окружающей среды не только на его здоровье, но и на сознание, является определяющим фактором в его развитии сознания, по сравнению с уже полностью сформированным организмом у любого взрослого человека.

Ведь кроме окружающей среды, на формирование личности ребёнка существенное влияние оказывает социальная экология, выступающая в виде семьи малыша, жизненных условий, привычек родителей и даже социальной гигиены.

У нас есть шанс спасти детей! Владимир Базарный

Отрицательно влияет на ребёнка не только низкое качество самого питания, но и постоянные стрессы. Ведь всё, что происходит в его окружении (обществе), способно напрямую влиять на здоровье развивающегося ребёнка, и не только на физической. Можно даже сказать, что состояние ребёнка представляет объективное, естественное и биологическое определение, выступающее в виде индикатора не только экологического благополучия в обществе.

Социум в голове дитя

Системное развитие ребёнка и формирование его сознания

На сегодняшний день показатели здоровья современных детей держатся на цифре в пределах 60 %, а то и выше, в то время как относительно здоровых детей дошкольного и школьного возраста в стране в два раза меньше от средних показателей.

В наше время очень важна тема экологической безопасности для здоровья каждого ребёнка. Ведь, изменяя определённые условия жизни, всегда можно напрямую воздействовать и на умственное, и физическое развитие современных детей.

Применяя трудовое воспитание и физические упражнения, а так же рационально организуя обучение, питание и быт для каждого ребёнка, можно целенаправленно изменить умственное и физическое развитие каждого молодого человека.

Дети должны получать образование

Систематический физический труд, и проведение тренировок в виде физических упражнений и занятий спортом, смогут неуклонно совершенствовать функции в органах чувств и всей нервной системы, повышая физическую и умственную активность, и изменяя общее строение всего организма (скелет, скелетные мышцы, внутренние органы) и его реактивность.

Реактивность проявляется способность организма существенно изменять все физиологические функции под воздействием внешней среды.

Это проявляется как защитные реакции, которые призваны противодействовать вредному влиянию окружающей среды, при существенных изменениях всей жизнедеятельности организма.

Ведущую роль реактивности отводят социальным условиям, которые и определяют эти функции развивающегося детского организма.

https://www.youtube.com/watch?v=fy7G0_AS8IU

Реактивность у каждого ребёнка с возрастом постепенно совершенствуется и это обуславливается развитием его нервной системы.

Но, необходимо учитывать и свойства наследственности и наследственной предрасположенности, где может проявиться, как физическое, так и умственное воспитание детей, основанное на благоприятных или неблагоприятных условиях жизни.

Стоит учитывать и воздействие неблагоприятных условий окружающей ребенка среды, которые способны влиять не только на физическое и умственное развитие малыша, и его здоровье, но и на учение, а так же поведение и непосредственно на сознание.

Мировоззрение человека | Как изменить?

Именно благодаря социальным и экономическим условиям в воспитании ребёнка (в быте, жилище, питании, труде, физических упражнениях, предупреждении всевозможных болезней) формируется его сознание.

При этом необходимо учитывать и местные условия (пищу, климатические и географические факторы и профессионально-производственные навыки), которые оказывают непосредственное влияние не только на физическое развития ребёнка, но и на его восприятие окружающего мира, а так же на формирование сознания.

Учитываются так же условия жизни ребёнка, ресурсы и степень адаптации организма, а так же индивидуальные различия, что оказывают влияние на природное формирование сознания ребенка.

Счастливые дети

Источник: https://www.13min.ru/psixologiya/vliyanie-okruzhayushhej-sredy-na-soznanie-detej/

Влияние окружающей среды на развитие ребенка

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Читайте также:  Как правильно одеть подгузник новорожденному:полезные советы

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/rol-okruzeniya/ok-sreda/vliyanie-na-rebenka/

Факторы, влияющие на развитие личности ребенка

Развитие ребёнка процесс сложный и ответственный, который имеет значение для всей последующей жизни человека.

Этот процесс протекает под влиянием возрастных закономерностей, индивидуальных особенностей, а также условий общественной жизни в стране проживания.

Факторы, связанные с окружающей средой влияют на ребенка не напрямую, а через изменение жизни родителей и других взрослых людей, которые входят в круг его общения.

Само по себе изменение окружающего мира может остаться для ребенка незамеченным, если только оно не отразиться на его отношениях с близкими ему людьми.

Например, из-за изменения экономической ситуации родители, испытывая тревогу из-за угрозы потери работы, и могут по этой причине срываться на ребенке или они вынуждены искать дополнительный источник дохода, вследствие чего время их общения с ребенком значительно уменьшается.

Семья родителей служит преградой между ребенком и происходящими в обществе событиями, которая защищает его от прямого воздействия окружающей среды. Когда родители успешно адаптируются к изменяющимся жизненным условиям, тогда влияние этих условий на ребенка сводится к минимуму.

Поэтому для того, чтобы ребенок не испытывал стресса от соприкосновения с негативным воздействиям общественной жизни следует не прятать его от этих процессов, а прикладывать усилия для того, чтобы самим более успешно адаптироваться к данным условиям, тогда и детям будет комфортно рядом с родителями.

Счастливые дети вырастают у счастливых родителей. Хороший родитель не тот, кто всю свою жизнь посвящает своим детям и заботе о них, а тот, кто сумел комфортно обустроить свою жизнь, а ребенок органично в нее вписался.

Факторы, влияющие на развитие личности ребенка, могут быть нормативными, к которым относятся возрастные (связанные с особенностями развития в определенные периоды) и исторические (то, что влияет на большинство и связано с культурной, исторической или экономической ситуацией в стране), а также ненормативными (связанные с личной жизненной историей конкретной личности).

Особенности развития в определенные периоды наибольшее влияние оказывают в дошкольном и раннем школьном возрасте, в подростковом и юношеском возрасте их влияние снижается, и на первый план выходят общественные процессы. Чем старше становится человек, тем большее влияние оказывает на него личная жизненная история.

Процесс развития у ребенка высших психических функций зависит не столько от биологического созревания, сколько от присвоения им накопленного человечеством жизненного опыта.

Речь, сознание, мышление, волевая регуляция своего поведения – это то, что делает человека – человеком и выделяет его из мира животных.

Имеющаяся в каждом из нас генетическая программа является базой для формирования подобных функций, но сам процесс развития данных функций напрямую зависит от взаимодействия ребенка с миром взрослых.

Результат развития складывается из двух составляющих: наследственных факторов и влияния среды обитания. Отсутствие одного из данных факторов приводит к отсутствию результата развития. У детей, лишенных возможности общения со взрослыми, сознание, речь и мышление не развиваются.

У ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье или в плохо организованном детском доме до четырех – пяти лет формируется почти неисправимый дефект развития.

Несмотря на отсутствие нарушений в работе мозга такие люди не в состоянии общаться с другими людьми и вынуждены всю свою жизнь проводить в социальных домах для умственно отсталых.

В процессе своего развития ребенок усваивает накопленный человечеством опыт и знания сначала через своих родителей/воспитателей (в первые годы жизни), к которым впоследствии добавляются сверстники, учителя и другие люди. Эффективность развития ребенка тем выше, чем шире его круг общения.

Нарушения в развитии ребенка могут быть связаны с имеющимися у него с момента рождения физиологическими отклонениями, затрудняющими развитие различных психологических качеств, снижающими познавательные возможности и приводящими к нарушению поведения. А могут стать следствием нарушения взаимодействия ребенка с обществом.

Нарушение взаимодействия ребенка с обществом проявляется в отсутствии либо недостаточности полноценного общения с другими людьми, либо в уровне конфликтности данного общения, которое вызывает у ребенка слишком сильные переживания и способствует повышенному стрессу.

Эти нарушения поддаются коррекции, если для их изменения не пропущен период повышенной восприимчивости к воздействиям, позволяющим развивать определенную функцию психики.

Так, если ребенок по причине недостаточного общения со взрослыми не освоил беглую речь до пяти лет, то он, скорее всего, на всю жизнь останется косноязычным.

Чтобы помочь ребенку в его развитии, общайтесь с ним, делитесь ценными знаниями и опытом, постарайтесь сделайте более успешной свою жизнь и передайте это умение своим детям.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Источник: http://psihologanalitik.ru/vospitanie/faktory-vliyayushhie-na-razvitie-lichnosti-rebenka

Факторы развития ребенка

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов.

Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств.

Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития.

В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу.

В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр.

Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития.

Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни.

Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность.

Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику.

Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей.

Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления.

Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/faktory-razvitiya-rebenka.html

Факторы, влияющие на развитие личности — Шпаргалка по дошкольной педагогике

Формирование личности — сложный, многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. Выделяются три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы — биологические и социальные факторы развития.

Биологические факторы

Развитие человека, как и всех живых организмов, связано прежде всего с действием фактора наследственности. Наследственность — это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка дошкольного возраста: как стать примером для малыша

Человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности. Механизм наследственности легче прослеживается в передаче физических особенностей человека и относительно простых психических свойств.

В формировании сложных психических свойств (качеств ума, характера, взглядов, мотивов деятельности и т. п.) ведущая роль принадлежит условиям жизни и воспитания.

Большинство зарубежных ученых (М. Монтессори, Э. Фромм, К. Лоренц и др.) убеждены, что не только интеллектуальные, но и моральные качества передаются по наследству.

Отечественные ученые долгие годы придерживались противоположной точки зрения: признавали только биологическое наследование, а все остальные категории — мораль, интеллект — считали приобретаемыми в процессе социализации. Однако академики Н.М.Амосов, П.К.

Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств или во всяком случае наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости.

Социальные факторы

На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда.Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле — это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа.

Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации. В самом общем виде формирование личности ребенка можно определить как процесс социализации, т. е. усвоения индивидом социального опыта.

Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда — это непосредственное предметное окружение. С момента рождения ребенка его окружает множество предметов. Предметы помогают ему познавать социальный мир и развиваться

В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности.

Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую мы называем средой ближайшего окружения. Среда ближайшего окружения, или микросреда, есть выражение социальной среды. В то же время она относительно автономна.

Микросреда — это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т. д.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон.

Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя.

Всякое стремление взрослых оградить от социальной среды (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов познания и др.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. Среда может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию не может.

Отношения со средой, в которые вступает ребенок, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется.

Вот почему воспитание – третий фактор, влияющий на становление личности,  выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие.

Воспитание в отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер.

Второй особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие.

Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия.

И наконец, воспитание предполагает систему влияний на личность — единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

Воспитание проектирует личность, преднамеренно и планомерно поднимает ее на новую ступень, движет ее в заданном направлении. Воспитание ориентируется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления.

Наследственность, среда, воспитание — эти факторы при всей их значимости и необходимости все же не обеспечивают полноценного развития ребенка, т.к все они предполагают воздействия, не зависящие от самого ребенка: он никак не влияет на то, что будет заложено в его генах, не может изменить среду, не определяет цели и задачи собственного воспитания.

Но человек обладает удивительной особенностью — активностью. Активность проявляется в движениях (двигательная активность). Именно движения обеспечивают жизнь, заставляют функционировать организм, укрепляют и оздоравливают его. Активность проявляется в познании мира.

Человека ничему нельзя научить до тех пор, пока он сам не станет учиться. Познавательная активность изначально также носит жизнеобеспечивающий характер, поскольку способствует ориентации ребенка в новом для него мире. Эмоциональная активность — важная грань активности личности.

Многое ребенок в течение очень длительного периода постигает на уровне эмоций, а не сознания. Он откликается на воздействия, эмоциональной активностью дает знать окружающим о своем состоянии. Именно активность позволяет малышу овладевать способами действия с предметами.

Таким образом, активность как свойство живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития.

У человека активность облекается в социальные формы — разные виды деятельности: игру, труд, учение.

Каждый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей: игра — на удовлетворение потребности проявить активность в той сфере, в которой невозможно реальное действие; труд- на удовлетворение потребности в получении реального результата, в самоутверждении, учение — на удовлетворение потребности в познании и т.д. Активность является стимулом к деятельности.

Рассмотренные факторы, обеспечивают развитие ребенка как человеческого существа.

Но весь этот «механизм» приводит в действие взрослый человек.Первая функция — взрослый — носитель ценностей. Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка — взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. Взрослый человек является проводником, посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.

Источник: https://students-library.com/library/read/53738-faktory-vliausie-na-razvitie-licnosti

Влияние наследственности и среды на развитие ребёнка

Влияние наследственности и среды на развитие ребёнка

Наследственностью принято называть передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.

) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.

), предполагают проведение достаточно сложных исследований.

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.

Каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.

Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы.

Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие.

Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.

Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки.

По этой причине очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, должна быть, унаследовал от дедов, а не от родителей.

Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).

С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:

1. Наследование интеллектуальных качеств.

Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки — потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности.

Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются исходя из обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт какой-либо деятельности человека).

Педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания).

Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.

2. Наследование специальных качеств.

Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.).

Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами.

При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, в случае если человеку предоставляются необходимые условия.

3. Наследование моральных качеств.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой.

Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного – «чистый лист'').

Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.

Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость.

Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным.

В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др.

 ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, — это является доказательством неизменности человеческой природы. Вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.

При этом развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды исходя из их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:

— неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);

— органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);

— социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).

К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.

При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана и Аллена.

Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды.

Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е.

у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.

Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.

Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.

Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье.

Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки.

Читайте также:  5 й месяц развития ребенка: изменение физических показателей и обретение новых навыков

Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.

Большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета, как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет.

Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.

Только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.

Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует — есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.

Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте.

Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности.

Кризис современной семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних — значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.

Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем довольно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться. Ярким примером этого утверждения являются многочисленные случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет.

После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное: овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека.

Это и есть свидетельство того, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, только через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.

Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как «генотип» и «фенотип».

Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах, это генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей.

Фенотип — совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется в течение всей жизни организма и зависит от генотипа и среды.

Одинаковые генотипы (у однояйцевых близнецов), оказавшись в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом всех факторов воздействия фенотип человека можно представить состоящим из нескольких элементов.

К ним относятся: биологические задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность индивида; ум (сознание, мышление).

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды.

Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной.

Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

Источник: https://infourok.ru/vliyanie-nasledstvennosti-i-sredi-na-razvitie-rebyonka-1457391.html

Развитие личности ребенка под влиянием факторов среды (стр. 1 из 2)

Значение среды для физического развития организма детей и их воспитания

Решающее значение для развития строения и функций организма ребенка имеет социальная среда, которая обусловливает его воспитание – активное, систематическое, целенаправленное влияние на его психическое и физическое развитие.

Организм детей подвергается постоянным разнообразным воздействиям окружающей природы (воздуха, температуры, освещения, состава воды, пищи, определенных видов растений, животных и др.).

Эти природные условия, в значительной мере изменяемые людьми, влияют на их умственное и физическое развитие, действуя на физиологические функции: обмен веществ, дыхание, кровообращение, пищеварение и др.

Количественные и качественные изменения обмена веществ, вызванные различиями природных условиях жизни, влияют на физическое развитие организма, его строение и рост.

Следовательно, в неразрывной связи формы (строения) и функций организма ведущее влияние принадлежит функциям; они непосредственно зависят от обмена веществ организма с внешней средой и приводят к изменениям строения организма ребенка, его физического развития и роста.

Принципиальные различия во взаимодействии с внешней средой животного и человеческого организмов

В отличие от животных люди активно, сознательно, целенаправленно и планомерно перестраивают внешнюю среду в своих интересах.

Люди не только противодействуют влияниям внешней среды посредством изменения функций организма, как и животные, но создают для себя искусственную внешнюю среду (кондиционированный воздух, ультрафиолетовая радиация, синтетические и специально переработанные продукты питания, одежда, жилище, обстановка труда и быта, космический, воздушный, водный, наземный и подземный транспорт, создание новых сортов растений и пород животных и т. д.).

Употребление и создание средств труда, хотя и свойственно в зародышевой форме некоторым видам животных, например, человекообразным обезьянам, является специфической чертой человеческого процесса труда.

Во время трудовой деятельности люди ставят перед собой сознательную цель, конечный результат труда имеется уже в представлениях людей, т. е. в идее.

Общественно-трудовая деятельность людей обусловлена строением и функциями их организма, которые в истории человечества развивались и развиваются в процессе общественно-трудовой деятельности.

Ведущая роль в развитии строения и функций организма людей принадлежит не биологическим, а общественно-историческим закономерностям. Взаимоотношения людей с внешней средой определяются социальными условиями жизни. В отличие от животного человек – существо социальное.

В процессе общественно-исторического труда, производства материальной жизни посредством орудий труда у людей возникла членораздельная устная и письменная речь. Человеческая речь орудие мышления людей, материальное проявление их сознания.

Речь появилась и развивалась в истории человечества одновременно с сознанием.

Идеи и понятия, отображающие в сознании законы природы и общества, возникают и развиваются у людей в процессе общественно-трудовой деятельности, передаются другим людям посредством слов и действуют на их поведение.

Взаимодействия детей и среды

Изменяя условия жизни, можно воздействовать на умственное и физическое развитие детей. Посредством трудового воспитания и физических упражнений, рациональной организации обучения, питания и быта можно направленно изменять умственное и физическое развитие людей.

Систематический физический труд, тренировка физическими упражнениями и спортом совершенствуют функции органов чувств и нервной системы, повышают физическую и умственную работоспособность, изменяют строение организма (скелета, скелетных мышц, внутренних органов) и его реактивность.

Реактивность – способность организма изменять физиологические функции при воздействии внешней среды. Реактивность состоит главным образом в защитных реакциях, противодействующих вредным влияниям внешней среды, в изменениях жизнедеятельности организма как целого.

Реактивность зависит от функций нервной системы, желез внутренней секреции, защитных (иммунобиологических) свойств крови, проницаемости стенок мелких кровеносных сосудов, физиологического состояния соединительной ткани.

Ведущая роль в характере реактивности принадлежит социальным условиям, определяющим эти функции организма.

Гигиенический образ жизни матери во время беременности, правильное питание детей, оздоровительные мероприятия, физическая культура, закаливание, гигиена быта и рациональный режим учебы и отдыха изменяют характер реактивности.

Реактивность детей с возрастом постепенно совершенствуется в связи с развитием нервной системы и желез внутренней секреции. У новорожденных она недоразвита и потому они отвечают общими, не уточненными примитивными реакциями на различные раздражения и действие микробов, вызывающих заболевания.

С возрастом реактивность детей улучшается, изменения жизнедеятельности становятся местными, уточненными, усложненными, вырабатываются защитные реакции против заразных болезней. К старости реактивность снова ухудшается вследствие снижения функций нервной системы.

Благодаря несовершенству реактивности наименее защищены от вредоносных влияний внешней среды новорожденные и дети раннего возраста.

Пластичность – приспособляемость организма к нарушениям строения и функций – тем больше, чем младше ребенок.

Она проявляется в том, что при поражении или удалении органа или его части компенсация функций происходит за счет оставшихся частей и органов.

Главнейшее проявление пластичности состоит в способности образования условных рефлексов, обеспечивающих частичную или полную замену функций пораженного органа сохранившимися органами.

Роль наследственности в воспитании детей

Наследственность – свойство организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного поколения другому. Наследственная информация сохраняется в цитоплазме клетки и в хромосомах, входящих в состав ядра.

В первом случае наследственность передается цитоплазмой материнской яйцеклетки, а во втором – ядрами яйцеклетки и сперматозоида. В хромосомах содержится набор молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты, в которых сохраняется вся видовая и индивидуальная информация.

Развитие наследственных признаков происходит также при участии определенных структур клетки.

Существуют наследственные болезни и нарушения строения и функций, например гемофилия (пониженная свертываемость крови, свойственная детям и взрослым мужского пола), наследственная форма врожденной глухонемоты, карликовый рост и непропорциональное телосложение и др.

Кроме того, существуют также наследственные предрасположения к болезням и нарушениям строения и функций. усиливает дальнозоркость, а у других – близорукость.

К числу болезней, развивающихся при наследственном предрасположении, относится также гипертония – стойкое повышение кровяного давления, которое вызывается сильным ежедневным напряжением нервной системы, переутомлением, отрицательными эмоциями, в частности, конфликтами в школе, семье.

Следовательно, положительные или отрицательные свойства наследственности и наследственного предрасположения могут проявляться в умственном и физическом воспитании детей при благоприятных или неблагоприятных условиях. Особенно важно учитывать действие неблагоприятных условий внешней среды, влияющих на развитие детей, их здоровье, учение и поведение.

Решающее значение для развития положительной или отрицательной наследственности имеют социальные и экономические условия физического воспитания детей (быт, жилище, питание, труд, физические упражнения, предупреждение инфекционных и других болезней и пр.).

При этом следует учитывать также местные условия (состав пищи, климатические, географические, профессионально-производственные и др.), оказывающие влияние на темп роста и физического развития детей.

Кроме того, следует учитывать половые и индивидуальные различия, оказывающие влияние на развитие положительных или отрицательных свойств наследственности.

Условия жизни, ресурсы и адаптации организмов

Период со второй половины (1866 г.) XIX до середины (1936 г.) XX века (6 этап) называется периодом факториальной экологии.

Организмы – это реальные носители жизни, самостоятельные «ячейки» обмена веществ. Они потребляют из окружающей среды необходимые вещества и выделяют в нее ненужные им – продукты обмена, которые, в свою очередь, могут быть использованы другими организмами. И не только продукты обмены, но и сами организмы, как в жизни, так и после смерти, тоже становятся пищей для других живых существ.

Все эти процессы обмена протекают в сложной, динамичной обстановке естественной среды обитания, так как находятся под постоянным воздействием комплекса факторов. Совокупность этих факторов составляют условия жизни организма.

Приспособления к постоянно меняющимся – в течение суток, года, жизни – условиям жизни, или факторам среды, называются адаптациями.

Адаптации проявляются на всех уровнях биологического спектра – от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем.

Все адаптации выработаны исторически и в результате их сформировались специфические для каждой географической зоны сообщества растений и животных. Одной из главных задач экологии является изучение адаптаций организмов и экосистем к условиям жизни, или экологическим факторам.

Следует отличать понятие «условия жизни» от понятия «ресурсы». Различия между ними заключаются в том, что условия жизни обеспечивают – «обусловливают», жизнедеятельность растений и животных, они могут изменяться под их влиянием, но сами при этом не расходуются, не исчерпываются. И ни один организм не способен сделать условия жизни недоступными для другого организма.

Источник: https://mirznanii.com/a/151888/razvitie-lichnosti-rebenka-pod-vliyaniem-faktorov-sredy

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]