Факторы влияющие на рост и развитие ребенка: как совершенствовать природные данные

Факторы влияющие на рост и развитие ребенка: как совершенствовать природные данные

Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост.

В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается.

Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).

  • В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.
  • На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.
  • С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.
  • Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:
  • Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
  • У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.

После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

  • Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.
    • То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
    • Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
  • Внешнесредовые факторы. К ним относятся:
    • Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
    • Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
    • Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Нормы роста

Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии.

Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

  • Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
  • Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

  • Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
  • Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка.

Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост.

Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:

Факторы влияющие на рост и развитие ребенка: как совершенствовать природные данные

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице.

Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний.

Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.

Центильная таблица для девочек:

Факторы влияющие на рост и развитие ребенка: как совершенствовать природные данные©

Источник: https://antiloh.info/dety/razvitie-rebenka-i-rost.html

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Развитие ребенка — процесс сугубо индивидуальный и кропотливый. Дети являются отражением нашего отношения к ним. Все, что мы вкладываем в детей, отображается на их развитии и характере. Давайте поговорим о качественном «наполнении» для успешного развития ребенка.

Особенности психологического здоровья и развития детей

Факторы влияющие на рост и развитие ребенка: как совершенствовать природные данные

Психологическое развитие ребенка начинается с момента его рождения. И качество этого развития зависит от множества различных факторов. Влияют как внутренние факторы — наследственность и индивидуальные особенности малыша, так и внешние — отношения в семье и социальные аспекты. Скорость и особенности психологии развития ребенка также зависят от возраста самого малыша.

  • От рождения до года ребенок активно изучает двигательные функции своего тела.
  • От года до трех лет эти познания выходят на более сложный уровень. На этом этапе качество эмоционального развития ребенка зависит от его семьи.
  • От трех до двенадцати лет происходит становление психики ребенка, его эмоциональной части. На данном этапе жизни к влиянию на развитие детей подключаются не только семья и окружение семьи, а также друзья и педагоги.
  • После двенадцати лет активно развивается мыслительная деятельность ребенка. В этом возрасте он может быть подвержен влиянию других факторов, таких как СМИ (телевидение, интернет) и новые друзья. В этот период следует быть внимательным к окружению вашего чада, нужно развивать аналитическое мышление ребенка путем изложения ему своей точки зрения, при этом обязательно обосновывайте ее, подкрепляйте фактами.

Этапы разделены условно. Существуют различия из-за индивидуальности особенностей детей. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее, у кого-то происходят скачки развития, чередуя застои и прорывы.

Психология: влияние родительского слова на развитие ребенка

Слова могут подарить человеку крылья, а могут и ранить больнее ножа. Дети не являются исключением для этого правила. Чего не следует говорить своему ребенку?

  • «У тебя не получится, я сделаю лучше»

Эта фраза способна убить в ребенке желание проявлять инициативу, уверенность в собственных силах и возможностях. Пусть мы говорим эту фразу с целью решить какую-то задачу быстрее, например, одеть малыша на улицу, дорисовать картинку в садик, она все же может привести к таким последствиям.

Фразы, произнесенные с приказным посылом, никогда не дают желаемого результата в любом возрасте. Скорее всего, у ребенка появится желание замкнуться или ответить такой же грубостью.

  • «Если не прекратишь, накажу…»

В основном, дело до наказания не доходит, все ограничивается пустой угрозой. В результате, когда у родителя не хватает терпения, и он на десятый раз сдерживает свое обещание, ребенок реагирует обидой и непониманием.

  • «Разве девочки/мальчики так поступают?»

Такая фраза, может спровоцировать у ребенка комплексы во взрослой жизни. Например, у женщин, которые занимают не типично женские должности, или у мужчин, которые обладают высокой чувствительностью и мягкостью.

  • «Мы это не купим, потому что чересчур дорого»

Слыша эту фразу, малыш понимает, что как только денег будет немного больше, то игрушку можно купить. Гораздо сложнее объяснить истинную причину покупок вещей первой необходимости и других менее важных.

  • «Вот Вася (Коля, Катя, Петя)…»

Сравнения с другими детьми могут обидеть ребенка. Скорее всего, частое сравнение не в его пользу, при взрослении он будет занижать оценку своим способностям, будет робким и неуверенным в собственных силах.

Развивающие занятия для детей

Факторы влияющие на рост и развитие ребенка: как совершенствовать природные данные

  • Занятия для детей дошкольного возраста должны увеличивать силу концентрации и развитие внимания. Для этого можно предлагать малышу почти одинаковые картинки для поиска различий, или создать полную картинку из разных фрагментов, например, разместить вырезанных из бумаги животных согласно среде их обитания (вода, земля или воздух).
  • Занятия для детей дошкольного возраста нужно направить на развитие логического мышления, например, для поиска творческих путей решения ситуаций. С возрастом нужно усложнять задания. Делать это все еще лучше в игровой манере, так как от такой формы занятий дети меньше устают и способны долго концентрироваться. Для этого можно моделировать различные ситуации, играть в сказочных персонажей, определять логические цепочки, например, показав детям представителей различных профессий. А дети должны логически доказать, кто к какой профессии принадлежит.
  • В любом возрасте хороши занятия для детей, направленные на тренировку памяти. Для этого можно открывать страницу любой картинки книги, назвать животных, которые нарисованы на ней, затем закрыть книгу и предложить ребенку воспроизвести названия этих животных по памяти.

Как создать семейную атмосферу для благоприятного развития детей

Ни для кого не секрет, что развитие ребенка зависит от его эмоционального состояния, которое, в свою очередь, — от эмоционального состояния матери и обстановки в семье.

Читайте также:  Особенности развития речи детей раннего возраста: занятия с ребенком на каждом этапе

Для того чтобы понять что нужно, а чего делать не следует, полезно прочесть слова Монтессори.

«Критикуя ребенка, мы учим его ненависти, воспитывая в условиях вражды — агрессии, высмеивая ребенка, мы делаем его замкнутым.

Упрекая малыша, мы прививаем ему чувство вины, подбадривая — учим верить в свои силы, даря похвалу, мы учим его благодарности. В условиях справедливости, мы учим его честности, в условиях безопасности — вере в людей.

Поддерживая ребенка, мы прививаем ему веру в себя, если ребенок окружен любовью, он учится видеть красоту и любовь в окружающем мире.»

Отталкиваясь от этих простых истин можно обозначить главные постулаты успешного развития детей. Счастливые дети — это любимые дети. Любите своих малышей, сколько бы лет им не было, беспокойтесь об их здоровье. Дарите им свою ласку, тепло, заботу и внимание, качественное внимание, которое выражается в совместном времяпровождении, душевных беседах, веселых играх.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/faktory_vliyayushchie_na_razvitie_rebenka/

Факторы развития ребенка

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов.

Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств.

Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Факторы влияющие на рост и развитие ребенка: как совершенствовать природные данные

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития.

В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу.

В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр.

Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития.

Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни.

Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность.

Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику.

Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей.

Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления.

Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/faktory-razvitiya-rebenka.html

Факторы, определяющие особенности роста и развития ребенка

Генотип – совокупность генов данного организма

Фенотип – присущая индивидууму совокупность всех признаков и свойств, которые сформировались в процессе его индивидуального развития. Фенотип возникает в результате взаимодействия между генотипом индивидуума и окружающей средой.

  • Онтогенез – индивидуальное развитие организма; развитие индивидуума от момента оплодотворения яйцеклетки до наступления смерти.
  • Ретордыция – отставание в физическом развитии.
  • Акселерация – опережение физического развития.

Факторы. 1. Социально-экономический 50%

  1.                       2. Экологический ф-р 25%
  2.                       3. Биологический фактор 10-15%
  3.                       4. Социально-медецинский ф-р  ост%

Рост— количественное увеличение размеров тела. Развитие— приобретение качественных свойств.

Принципы роста и развития. 1. Неравномерность роста и развития ,2. Неодновременность роста и развития отд. Органов и систем(который важней разв. 1-м), 3. Обусловленность роста и развития полом, 4. Обусловленность рос. и раз. факторами наследственности и окр.среды.

Рост и развитие развиваются не равномерно— гетерохрония.

Рост является одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.

Особенность детского организма — его интенсивный рост: чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы роста. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз. С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.

Наибольшая прибавка массы тела ребенка происходит на первом году жизни, в последующие годы ее интенсивность уменьшается. Второй ее скачок наблюдается в пубертатном периоде. Темпы роста детей и подростков имеют половую специфичность.

Для мальчиков характерен более высокий темп роста, для девочек более ранняя скорость созревания скелета после 2-3-летнего возраста, что обуславливает быстрое биологическое развитие, присущее всем органам и скелету тела.

Также девочки раньше достигают определенного уровня массы тела и степени жироотложения, предшествующей становлению менструаций.

В основе развития детского организма лежит клеточное деление и увеличение объема клеток за счет цитоплазмы. в антенатальном периоде доминируют процессы клеточного деления.

Многие факторы могут оказывать влияние на процессы роста и развития. Генетические и средовые — наиболее важные из них.

Распознать роль генетических факторов очень сложно, гораздо легче выявить средовые влияния, среди них — плохое питание, дефицит витаминов, двигательные и эмоциональные нагрузки, острые и хронические заболевания, климат и место проживания — все они могут как положительно, так и отрицательно сказываться на росте и развитии организма. Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).

В последние десятилетия в развитых странах мира явно прослеживаются тенденции акселерации — ускорения полового созревания — дети растут быстрее и достигают показателей, значение которых выше, чем у людей, живших столетие назад.

На рост и развитие человека оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых можно выделить эндогенные (или наследственные) и экзогенные (или средовые).

Экзогенные факторы — социально-экономические, психологические, климатические и экологические детерминанты роста и развития человека. Особое внимание уделяется экологическим и социально-экономическим.

Человек — социальное существо, особенности его биологического развития часто определяются социально-экономическими факторами.

Дети из более обеспеченных слоев населения по ряду антропометрических признаков опережают сверстников на протяжении всего развития.

Одна из важнейших причин морфофункциональных различий — это питание, поскольку недоедание приводит к задержке роста. Задержка в росте связана с высокой частотой заболеваний в семьях с худшими социально-гигиеническими условиями.  

Неблагоприятные психологические воздействия могут вызвать некоторую задержку роста. Под воздействием эмоционального стресса происходит задержка секреции гормона роста. Подобные стрессы часто испытывают дети из неблагоприятных семей.

Под воздействием различных социально-экономических условий по-разному происходит половое развитие детей: чем лучше условия жизни, тем быстрее протекают процессы созревания. У детей из обеспеченных семей несколько раньше происходит смена зубов.

Половое созревание детей быстрее происходит в странах умеренного климата, а на севере и у экватора сроки его более поздние. Климатические факторы почти не оказывают влияния на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными (тропическая зона и высокогорье).

Эндогенные факторы. Важной проблемой антропологических исследований является оценка регулирующего онтогенез действия генов. Установлена связь между типом телосложения человека и особенностями скелетного и полового созревания. Вероятно, гены, определяющие телосложение человека, оказывают действие и на темпы онтогенеза.

Наряду с генами, ответственными за особенности телосложения, видовую и расовую принадлежность человека, существуют, видимо, гены, общие у членов одной семьи и определяющие фамильное сходство.

Генетическая обусловленность роста и развития на разных этапах онтогенеза. Генетический контроль действует на протяжении всего периода роста. Однако не все гены активны к моменту рождения, а проявляются лишь в последующие годы, в соответствующих условиях.

В дошкольный период жизни генетически строго контролируется длина тела, ширина таза у мальчиков и ширина плеч у девочек.

Читайте также:  Задержка речевого развития у детей 5 лет: как выбрать терапию

В течение школьного периода жизни уровень генетических влияний на длину и вес тела, окружность груди как у мальчиков, так и у девочек с возрастом повышается.

Что касается функциональных признаков, то они менее обусловлены генетически, чем признаки морфологические. Исключение составляют чисто человеческие особенности, определяющие такие качества как двуногое хождение или речевая артикуляция.

Уровень генетического контроля морфологических и физиологических признаков снижается в период полового созревания

Источник: https://students-library.com/library/read/33788-faktory-opredelausie-osobennosti-rosta-i-razvitia-rebenka

Факторы, влияющие на рост и развитие ребёнка

Уровень
биологического потенциала человека строго индивидуален и определяется в основном  взаимодействием
генетических  и  средовых факторов.

            I. Генетические факторы
роста.

            Нормальный
внутриутробный и постнатальный рост детерминирован генетически. Он подчинен
закономерностям мультифакториального наследования: множество генов (предполагается,
что их более 100) регулируют синтез факторов и гормонов роста, их транспортных  белков, чувствительность клеточных рецепторов
к стимуляторам или тормозящим рост факторам и т.д.

, определяя скорость и предел
роста человека. Наследственные факторы определяют главным образом темп,
возможный предел роста ребёнка и некоторые особенности телосложения при
оптимальных условиях окружающей среды.

Отсутствие оптимальных условий жизни
влечет за собой нарушение генетической программы развития и,в частности, нереализацию
максимально возможного предела роста.

 II. Гормональные
факторы роста организма.

Ведущую роль в
процессах регуляции роста и развития играет соматотропный гормон (СТГ). Другие
гормоны (тиреоидные, инсулин, половые гормоны) эффективны лишь в присутствии
СТГ и модулируют его действие на рост.

            Рост
эмбриона и плода
  мало зависит от
собственных гормональных влияний. Основное влияние на внутриутробный рост
оказывают маточный кровоток, плацентарная перфузия, материнские гормоны:
хорионический соматомаммотропин, хорионический  
гонадотропин, плацентарный лактоген. Хотя
секреция СТГ начинается после 7-й недели внутриутробного развития и к моменту
рождения его уровень в 30-40 ,раз выше, чем у матери, его роль в регуляции
внутриутробного роста невысока. Это связано с незрелостью рецепторов к нему.

            В
постнатальном периоде
  в первый год
жизни секреция СТГ сохраняется на высоком уровне, что обеспечивает максимальную
скорость роста в этом периоде. У маленьких детей в обеспечении  высокой скорости роста большое значение имеют
тиреоидные гормоны.

            В
допубертатном возрасте
  скорость
роста замедляется и СТГ остается почти единственным ростовым фактором,
однако  ростовой скачок в 5-7 летнем
возрасте связан с дополнительным влиянием андрогенов надпочечников, уровень
которых в этот период заметно повышается.

            В
пубертатном возрасте
скорость роста возрастает, что связано с повышением
среднесуточной концентрации СТГ примерно в 3 раза под влиянием половых
гормонов.

            У
мальчиков под влиянием тестостерона увеличивается амплитуда секреторных
выбросов СТГ при неизменной частоте, у девочек отмечается учащение пиков, хотя
они ниже. При этом у девочек имеется более высокий межпиковый уровень гормона
роста.

            Другие
гормоны, обладающие ростовым и анаболическим 
эффектом (тиреоидные гормоны, кальцийрегулирующие гормоны, инсулин),
проявляют свои эффекты лишь в присутствии СТГ.

            На
секрецию СТГ влияют: сон – максимальный уровень СТГ определяется в
стадии медленноволнового глубокого сна;  аминокислоты
( в большей степени – аргинин, орнитин); подавляют секрецию СТГ —  глюкоза, свободные жирные кислоты.

·       
Алиментарный фактор.Белковая и калорийная
недостаточность, дефицит витаминов, аминокислот, других нутриентов (цинк, йод и
т.д.) могут нарушать процессы роста.

·       
Адекватные эмоциональные нагрузки, достаточный
сон, организация правильного ухода за ребёнком способствуют нормальному его
развитию, в том числе и физическому.

·       
Острые и хронические  заболевания могут отрицательно сказаться на
процессах роста и развития.

·       
Влияние различных климато-географических
условий. Жаркий  климат и условия
высокогорья обладают тормозящим действием на процессы роста, но в то же время
могут существенно  ускорять созревание
детей и т.д.

Источник: http://profmed.blogspot.com/2013/05/blog-post_4000.html

Факторы, влияющие на рост человека — Общая медицина

Общая медицина/ 4 марта 2014 10:37

Рост человека – это физиологический признак, на развитие которого оказывают влияние несколько факторов.

Конечно, главным образом, рост человека определяется наследственностью, но и другие факторы, например питание, могут играть не менее важную роль.

Некоторые внешние факторы оказывают влияние на формирование человеческого тела даже после окончания периода полового созревания.

Генетика

Как было сказано ранее, генетика не является единственным фактором, влияющим на развитие человека, хотя это основной фактор определяющий рост человека. Именно генетика отвечает за гормональный фон человека, в том числе за уровень гормонов роста, а также контролирует процессы способствующие формированию скелета и отвечает за начало полового созревания.

Внутриутробное развитие

Внутриутробное развитие является еще одним фактором, определяющим рост человека.

Женщины, которые придерживаются правильного питания, не курят, не употребляют алкоголь и ведут активный образ жизни, обеспечивают наилучшие экологические факторы для более высоких детей.

С другой стороны, женщина, которая курит, пьет или недостаточное питание в период беременности часто будете в конечном итоге с низким весом при рождении ребенка, и ребенок будет в конечном итоге короче, как результат.

Правильное питание

От питания человека зависит многое, в том числе и рост. Хорошо сбалансированная диета, богатая витаминами и питательными веществами, будет способствовать здоровому делению клеток, в то время как при неправильном питании наблюдается замедление в развитие. Маленькие дети и подростки в период полового созревания особо нуждаются в полноценном питании.

Лекарственные препараты

Дети, которые вынуждены регулярно принимать лекарства во время активного развития организма и роста, могут быть ниже своих сверстников, хотя многое определяется типом назначенного медикамента. Лекарственные препараты часто оказывают влияние на синтез гормонов, в особенности это касается психотропных препаратов, поэтому детям такое лечение назначается только в случае крайней необходимости.

Физическая активность

Регулярные занятия спортом способствуют ускорению метаболизма и нормализации обмена веществ. Также физическая активность положительно влияет на гормональный уровень, что сказывается на общем развитие и росте человека.

Экология и окружающая среда

Вместе с воздухом человек вдыхает вредные вещества, которые обладают способностью накапливаться в организме. В связи с этим дети, живущие в центральных районах, как правило, отстают в развитии от своих сверстников из более экологически чистых районов и вырастают ниже ростом.

Источник: https://health.sarbc.ru/faktory-vliyayushchie-na-rost-cheloveka.html

Влияние окружения на рост и развитие ребенка – Развитие ребенка

Вы часто спорите с супругом в присутствии ребенка? Шумные ссоры соседей постоянно нарушают мир и гармонию в вашем доме? Если нечто подобное случается в вашей семье, вы должны знать, что окружение оказывает сильное влияние на развитие ребенка.

Знаете ли вы, что поведение ребенка и его успеваемость в школе также во многом зависит от окружения? Рассмотрим подробнее, как это происходит и как создать благоприятное окружение для развития ребенка.

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Ребенок учится не только тому, что вы ему говорите. Его окружение и то, что он видит в повседневной жизни, также формируют его понятия об окружающем мире еще с раннего детства. К ним относятся обстановка в доме и в детском саду, у соседей и в любых других местах, где ребенок проводит время.

  • Особенно на развитие ребенка влияют такие факторы окружения:
  • Эмоциональная связь с ребенком
  • Первое и ближайшее окружение ребенка – это его семья. С самого рождения эмоциональная атмосфера в семье сильно на него влияет:
  • Эмоциональная связь с родителями помогает ребенку научиться справляться со своими страхами и проявлять любовь.
  • Она учит малыша общаться с близкими людьми. Тесная связь с вами дает ребенку ощущение безопасности.
  • Тесные взаимоотношения с родителями развивают личность ребенка. Он чувствует себя ценным и важным.
  • Убедитесь, что вы достаточно часто проявляете любовь к ребенку. Держите его за руку и всегда будьте рядом, когда ему будет нужна ваша поддержка.

Ваше равенство с супругом

Ваши взаимоотношения с супругом также сильно влияют на эмоциональное развитие ребенка:

  • Вы с супругом – самые близкие люди для ребенка и первая супружеская пара, которую он знает.
  • Любящие и уважительные взаимоотношения с супругом учат ребенка ценить других людей.
  • Глядя на вас, ребенок понимает важность тесных взаимоотношений и учится уважать других людей.
  • Необходимо демонстрировать свою любовь к супругу в присутствии ребенка. Держите супруга за руку, обнимайте его – это научит малыша естественным способам проявления любви.

Финансовое состояние вашей семьи

  • Финансы влияют на окружение, в котором живет ваша семья, на школу, в которую он пойдет, на его и ваш круг общения.
  • В некоторых случаях ребенок видит, на что вы тратите деньги, и сравнивает достаток вашей семьи с семьями друзей, соседей. Это может влиять на его самооценку.
  • Важно говорить с ребенком о финансах и о том, что в жизни есть вещи, более ценные, чем деньги.

Жизнь в тесноте

  • Если вы живете в тесноте или в очень шумной обстановке, это отрицательно сказывается на развитии ребенка.
  • Когда в одной квартире живет слишком много членов семьи, родители меньше времени могут уделить ребенку. В свою очередь, малыш эмоционально дистанцируется от вас с раннего возраста.
  • В таких условиях ребенок может укрепить силу воли, чтобы справится с неблагоприятной обстановкой. Если ребенок – интроверт, он может еще больше замкнуться в себе.
  • Позаботьтесь о том, чтобы проводить с ребенком достаточно времени. Если дома это делать трудно, ходите с малышом на прогулки или играйте с ним в игры, в которых участвуют два человека.

Окружение для гармоничного обучения

  • Вы – первый учитель в жизни вашего ребенка, поэтому важно создать такую обстановку, которая будет максимально способствовать его развитию.
  • Позитивная атмосфера в доме поможет сконцентрироваться на учебе и будет способствовать лучшей успеваемости.
  • Вместе с супругом создайте условия для того, чтобы малыш исследовал окружающий мир.
  • Всегда поощряйте, чтобы ребенок задавал вопросы и искал ответы самостоятельно. Это поможет ему получать новые знания.

Родители ответственны за создание благоприятной обстановки для ребенка. Окружение существенно влияет на развитие его личности, успеваемость и поведение ребенка.

Хотя создать ребенку идеальную обстановку невозможно, сделайте для этого всё, что в ваших силах. Создайте дома позитивную, теплую атмосферу.

Проводите с ребенком время и, демонстрируя ему хороший пример, прививайте ему свои ценности.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/upbring/4641/

Факторы, которые определяют и регулируют рост ребенка

  • Тема: Закономерности физического развития у детей.
  • Физическое развитие
  • — это рост и формирование организма, которое включает:
  • а) темпы, стадии и критические периоды его созревания;
  • б) приверженность генетически обусловленным видовым программам,
  • в) а также индивидуальную изменчивость, зрелость и связь с факторами внешней и внутренней среды.
  • Ò Таким образом, физическое развитие детей – это непрерывный биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма.
  • Показатели физического развития:
  • Ò Большую клинико-диагностическую ценность в индивидуальном плане (регулярный контроль за физическим развитием является важнейшим средством оценки пищевого статуса грудных детей и детей раннего возраста)
  • Ò В плане социально-гигиенических исследований, они являются одними из важнейших обобщающих параметров здоровья и маркером социального благополучия общества.
  • Ò Длина тела (или рост у детей старше двух лет) -наиболее устойчивый ( и потому достоверный) показатель уровней физического развития.
  • Она постоянно увеличивается в соответствии с морфофункциональной активностью роста и созреванием различных систем и органов.
  • Ò Величины массы тела — более вариабельны и в большей мере подвержены влиянию воздействующих факторов.
  • Факторы, которые определяют и регулируют рост ребенка.
Читайте также:  Моторное развитие ребенка до года: важные моменты на каждом этапе роста малыша

Ò Генетическая программа- определяет темп , потенциальные возможности или предел роста человека, особенности телосложения. Ее влияние в целом сказывается на физическом развитии, особенно росте, после двух лет.

  1. более 110 уже известных генов.
  2. Различают две подпрограммы (группы генов) :
  3. Ò Первая определяет регуляцию роста до пубертатного сдвига (“первый семейный фактор”). Ее влияние распространяется на возрастную группу 2-9 лет
  4. Ò Вторая (“второй семейный фактор”) – определяет время наступление пубертатного периода и темп развития именно в этот период (13-18лет)

Генетическая программа роста реализуется через гуморальную эндокринную систему, которая включает все известные гормоны, но особое значение имеет гипоталамо-гипофизарная регуляция роста, центральным звеном которой является соматотропный гормон (СТГ). СТГ вырабатывается передней долей гипофиза и представляет собой пептид, который состоит из 190 аминокислот.

СТГ стимулирует митозы в хрящевой ткани, т.е. его воздействие характеризуется ростовыми сдвигами в длину, лишь незначительно- ростом мышц и паренхиматозных органов

  • Ò осуществляет и метаболическое обеспечение роста- повышенный гликолиз и глюконеогенез в хряще
  • Ò максимально высокие пики СТГ- в ночные часы (до 70% суточного количества)
  • Ò выделению СТГ способствует гипогликемия

Ò основное влияние на рост с 3 до 11 лет. Однако СТГ не способен прямо влиять на ткани. Его действие на периферии реализуется ч/з соматомедины: А,В,С. По своей структуре это полипептиды, которые вырабатываются в печени, в жкт, и почках.

Ряд гормональных начал , не оказывая прямого действия на рост , обеспечивает его благодаря своему метаболическому влиянию.

Например система тиреоидного гормона не оказывает непосредственное влияние на линейный рост , обеспечивают дифференцировку и окончательное созревание органов и систем и, прежде всего, ЦНС

Ò высокий уровень ТГ активно стимулирует секрецию СТГ, т.е. оказывает выраженный ростовой эффект

  1. Ò особенно высокая активность ТГ в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном периода.
  2. Ò Инсулин неоказывает прямого влияния ни на рост, ни на дифференцировку тканей
  3. Ò обладает анаболическим действием, способствуя транспорту аминокислот в клетки
  4. Ò обладает антикатаболическим действием посредством торможения глюконеогенеза из белков и аминокислот
  5. Ò ускоряет синтез РНК и белков
  6. Ò обеспечивает энергией все анаболические процессы (способен энергетически реализовывать действие гормонов, обладающих стимулирующим действием на рост)
  7. Половые гормонызанимают особое место в своем влиянии на рост
  8. андрогены-тестостерон (у мальчиков) лютеинизирующий гормон (у девочек)
  9. Ò обладают стимулирующим действием на рост (ускорение роста хряща)
  10. Ò усиливают развитие мышечной массы
  • Ò ускоряют процессы дифференцировки костей скелета (энхондральное окостенение), в результате чего происходит слияние эпифизарных щелей и прекращается рост человека
  • Ò их активность прослеживается не ранее 4-5 лет жизни, а максимум — на пубертатный период.
  • На каждом этапе развития ребенка прослеживаются свои сочетания гормональных влияний на процессы роста:
  • Ò для плода наибольшее значение имеют пролактин, тироксин, тканевые гормоны, особенно гистамин
  • Ò на первом году жизни — тканевые гормоны роста, тироксин, инсулин, факторы тимуса, возможно гормоны слюнных желез
  • Ò с 3-го года до 10-11 лет – СТГ и соматомедины.
  • Ò с 6-7 лет начинают действовать андрогены надпочечников, действие которых становится ведущим после 10 лет
  • Внешние или средовые факторы имеют прямое отношение к росту и развитию ребенка.
  • А. фактор питания

Нерациональное вскармливание может привести к блокированию генетической программы. Большая степень недостаточности питания приводит к низкорослости и изменению пропорций тела. Известно , что скорость роста прямо пропорциональна количеству белка в рационе. Большое влияние оказывает питание богатое витаминами и микроэлементами(цинк, марганец, железо).

Б. Режим:

-адекватный сон; Сон ребенка должен самостоятельным и глубоким. Только при таком сне выделяется гормон роста.

-правильно организованный режим бодрствования; Одновременно правильно организованный режим бодрствования осуществляет стимуляцию роста. Плюс адекватная физическая нагрузка.(избыточные нагрузки отрицательно влияют на рост).

В. Психоэмоциональная стимуляция

Эмоциональный комфорт существенно стимулирует развитие. Сочетание постоянно удовлетворяемой любознательности и доброжелательности, радости-важнейшие факторы, которые стимулируют рост, психич., социальное и умственное развитие ребенка

Г. Климато -географические условия.

Жаркий климат и условия высокогорья обладают тормозящим влиянием на рост, но одновременно могут существенно ускорять созревание детей. Скорость роста связана с сезонами года: весной и летом прирост длины тела ускоряется, а нарастание массы замедляется, осенью усиливается прирост массы тела при медленном увеличении длины, зимой длина тела и масса растут одинаково.

Д. факторы,которые неблагоприятно влияют на рост ребенка хронические заболевания.

Основные законы роста

1.Закон абсолютного роста.

Рост – отражение системного процесса развития.

2.Закон неуклонного торможения энергии роста, т.е. замедление скорости роста с увеличением возраста.

  1. Закон лево- правой осевой асимметрии роста, или закон преимущественного развития рабочей стороны.
  2. Ò Существуют закономерности асимметрии роста, зависящие от того, относится ребенок к группе правшей или левшей.
  3. Ò С асимметрией роста связана и функциональная асимметрия между парными внутренними органами.
  4. Закон полового диморфизма в росте.

Ò Существует половая специфичность темпов роста. Мальчики, за исключением периода второго вытяжения , растут более активно и быстро: так , первое ускорение роста у мальчиков наблюдается от 4 до 5,5 лет , а у девочек после 6 лет и т.д.

Ò Прекращение роста по (А. Таннер) относится у мальчиков к возрасту 17 лет 9 месяцев, у девочек – 16 лет 3 месяца. Скорость созревания скелета у девочек дошкольниц и школьниц большая, чем у мальчиков. С этим связано и более раннее ( на 2 года) начало пубертатного периода у девочек.

  • Тема: Закономерности физического развития у детей.
  • Физическое развитие
  • — это рост и формирование организма, которое включает:
  • а) темпы, стадии и критические периоды его созревания;
  • б) приверженность генетически обусловленным видовым программам,
  • в) а также индивидуальную изменчивость, зрелость и связь с факторами внешней и внутренней среды.
  • Ò Таким образом, физическое развитие детей – это непрерывный биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма.
  • Показатели физического развития:
  • Ò Большую клинико-диагностическую ценность в индивидуальном плане (регулярный контроль за физическим развитием является важнейшим средством оценки пищевого статуса грудных детей и детей раннего возраста)
  • Ò В плане социально-гигиенических исследований, они являются одними из важнейших обобщающих параметров здоровья и маркером социального благополучия общества.
  • Ò Длина тела (или рост у детей старше двух лет) -наиболее устойчивый ( и потому достоверный) показатель уровней физического развития.
  • Она постоянно увеличивается в соответствии с морфофункциональной активностью роста и созреванием различных систем и органов.
  • Ò Величины массы тела — более вариабельны и в большей мере подвержены влиянию воздействующих факторов.
  • Факторы, которые определяют и регулируют рост ребенка.

Ò Генетическая программа- определяет темп , потенциальные возможности или предел роста человека, особенности телосложения. Ее влияние в целом сказывается на физическом развитии, особенно росте, после двух лет.

  1. более 110 уже известных генов.
  2. Различают две подпрограммы (группы генов) :
  3. Ò Первая определяет регуляцию роста до пубертатного сдвига (“первый семейный фактор”). Ее влияние распространяется на возрастную группу 2-9 лет
  4. Ò Вторая (“второй семейный фактор”) – определяет время наступление пубертатного периода и темп развития именно в этот период (13-18лет)

Генетическая программа роста реализуется через гуморальную эндокринную систему, которая включает все известные гормоны, но особое значение имеет гипоталамо-гипофизарная регуляция роста, центральным звеном которой является соматотропный гормон (СТГ). СТГ вырабатывается передней долей гипофиза и представляет собой пептид, который состоит из 190 аминокислот.

СТГ стимулирует митозы в хрящевой ткани, т.е. его воздействие характеризуется ростовыми сдвигами в длину, лишь незначительно- ростом мышц и паренхиматозных органов

  • Ò осуществляет и метаболическое обеспечение роста- повышенный гликолиз и глюконеогенез в хряще
  • Ò максимально высокие пики СТГ- в ночные часы (до 70% суточного количества)
  • Ò выделению СТГ способствует гипогликемия

Ò основное влияние на рост с 3 до 11 лет. Однако СТГ не способен прямо влиять на ткани. Его действие на периферии реализуется ч/з соматомедины: А,В,С. По своей структуре это полипептиды, которые вырабатываются в печени, в жкт, и почках.

Ряд гормональных начал , не оказывая прямого действия на рост , обеспечивает его благодаря своему метаболическому влиянию.

Например система тиреоидного гормона не оказывает непосредственное влияние на линейный рост , обеспечивают дифференцировку и окончательное созревание органов и систем и, прежде всего, ЦНС

Ò высокий уровень ТГ активно стимулирует секрецию СТГ, т.е. оказывает выраженный ростовой эффект

  1. Ò особенно высокая активность ТГ в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном периода.
  2. Ò Инсулин неоказывает прямого влияния ни на рост, ни на дифференцировку тканей
  3. Ò обладает анаболическим действием, способствуя транспорту аминокислот в клетки
  4. Ò обладает антикатаболическим действием посредством торможения глюконеогенеза из белков и аминокислот
  5. Ò ускоряет синтез РНК и белков
  6. Ò обеспечивает энергией все анаболические процессы (способен энергетически реализовывать действие гормонов, обладающих стимулирующим действием на рост)
  7. Половые гормонызанимают особое место в своем влиянии на рост
  8. андрогены-тестостерон (у мальчиков) лютеинизирующий гормон (у девочек)
  9. Ò обладают стимулирующим действием на рост (ускорение роста хряща)
  10. Ò усиливают развитие мышечной массы
  11. Ò ускоряют процессы дифференцировки костей скелета (энхондральное окостенение), в результате чего происходит слияние эпифизарных щелей и прекращается рост человека
  12. Ò их активность прослеживается не ранее 4-5 лет жизни, а максимум — на пубертатный период.
  13. На каждом этапе развития ребенка прослеживаются свои сочетания гормональных влияний на процессы роста:
  14. Ò для плода наибольшее значение имеют пролактин, тироксин, тканевые гормоны, особенно гистамин
  15. Ò на первом году жизни — тканевые гормоны роста, тироксин, инсулин, факторы тимуса, возможно гормоны слюнных желез
  16. Ò с 3-го года до 10-11 лет – СТГ и соматомедины.
  17. Ò с 6-7 лет начинают действовать андрогены надпочечников, действие которых становится ведущим после 10 лет
  18. Внешние или средовые факторы имеют прямое отношение к росту и развитию ребенка.
  19. А. фактор питания

Нерациональное вскармливание может привести к блокированию генетической программы. Большая степень недостаточности питания приводит к низкорослости и изменению пропорций тела. Известно , что скорость роста прямо пропорциональна количеству белка в рационе. Большое влияние оказывает питание богатое витаминами и микроэлементами(цинк, марганец, железо).

Б. Режим:

-адекватный сон; Сон ребенка должен самостоятельным и глубоким. Только при таком сне выделяется гормон роста.

-правильно организованный режим бодрствования; Одновременно правильно организованный режим бодрствования осуществляет стимуляцию роста. Плюс адекватная физическая нагрузка.(избыточные нагрузки отрицательно влияют на рост).



Источник: https://infopedia.su/6xa14b.html

Ссылка на основную публикацию