Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков

Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков

Физиометрические показатели Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) — максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. Для определения используется спирометр. Обследуемый после глубокого вдоха, зажав нос и взяв в рот мундштук резиновой трубки, выдыхает до отказа весь воздух. По шкале прибора определяется объем выдохнутого воздуха. Исследование повторяют 3 раза, учитывается наибольший результат. ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания, широко используемым в медицине.

Динамометрия Представление о силовых возможностях испытуемого можно получить с помощью динамометрии. Используется для этого прибор динамометр, измеряющий силу сжатия мышц руки. Обследуемый отводит руку вперед и в сторону, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Измерение проводят 3 раза и записывают наибольшую цифру. Точность измерения +- 2 килограмма.

Измерение силы мышц правой руки при антропометрическом обследовании Рука выпрямлена и отведена, кисть сжимает динамометр.

Становой динамометр Мышечная сила мышц спины и ног измеряется становым динамометром. Обследуемый стоит двумя ногами на платформе, наклоняется, берется за рукоятку динамометра (которая должна быть отрегулирована на уровне колен), выпрямляется, не сгибая колен. Из 3 измерений записывают наибольший показатель. Становой динамометр регулируют по росту обследуемого с помощью металлической цепи.

Динамометр становой 1. Динамометр 2. Рукоятка с крюком 3. Цепь 4. Планка с крюком 5. Доска для закрепления планки с крюком

Соматоскопические показатели Телосложение — размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей. Виды: — нормостеническое — астеническое — гиперстеническое

Эктоморфный тип 1. Короткое туловище; 2. Длинные руки и ноги; 3. Длинные и узкие ступни и ладони; 4. Жировые отложения очень незначительные; 5. Узкая грудь и плечи; 6. Мышцы обычно тонкие и удлиненные.

Мезоморфный тип 1. Широкая грудь; 2. Длинное туловище; 3. Плотная мышечная структура; 4. Большая мускульная сила; 5. Довольно быстрый прогресс в наращивании мышечной массы.

Эндоморфный тип 1. Мягкая мускулатура; 2. Округлое лицо; 3. Короткая шея; 4. Широкие бедра; 5. Значительное количество жировых отложений.

Виды осанки Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равно- мерности развития и тонуса мускулатуры торса. Виды осанки: а — нормальная; б — сутуловатая; в — лордотическая; г — кифотическая; д -выпрямленная (плоская)

Позвоночник Нормальная осанка (а), сколиоз (б) Виды : 1. Физиологический — привычное положение тела стоящего человека. 2. Кифоз — искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью кзади. 3. Лордоз — изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперёд. 4. Сколиоз — стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.

Формы грудной клетки В зависимости от конституционального типа у здоровых людей различают формы грудной клетки: 1. нормостеническую; 2. астеническую; 3. гиперстеническую.

Нормостеническая (коническая) грудная клетка Напоминает усеченный конус с основанием, обращенным вверх (область плечевого пояса).

Передне-задний диаметр ее меньше бокового, над- и подключичные ямки выражены слабо, ребра по боковым поверхностям направлены умеренно косо, межреберные промежутки выражены не резко, плечи располагаются под прямым углом к шее. Мышцы плечевого пояса хорошо развиты.

Надчревный угол (между реберными дугами) составляет 90°, лопатки контурируются не резко. Для определения величины надчревного угла ладонные поверхности больших пальцев плотно прижимают к реберным дугам, а концы их упирают в мечевидный отросток (рис. 21).

Астеническая грудная клетка Плоская, узкая, удлиненная (передне-задний и боковой размеры уменьшены). На ней отчетливо видны над- и подключичные ямки, хорошо выделяются ключицы, межреберные промежутки широкие, ребра по боковым поверхностям имеют более вертикальное направление. Надчревный угол меньше 90°. Плечи опущены, мышцы плечевого пояса слабо развиты, лопатки отстают от спины (рис. 20).

Гиперстеническая грудная клетка Широкая, напоминает цилиндр. Ее передне-задний размер приблизительно равен боковому, а абсолютные величины диаметров больше диаметров нормостенической грудной клетки.

Над- и подключичные ямки слабо выражены или не видны, плечи прямые, широкие. Межреберные промежутки узкие, слабо выражены. Ребра располагаются почти горизонтально.

Надчревный угол тупой, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, мускулатура ее развита хорошо (рис. 20).

При патологических изменениях легких и плевры либо при первичных изменениях самой грудной клетки нормальная форма ее может искажаться различным образом. Патологические формы грудной клетки а — эмфизематозная; б — паралитическая (по А. А. Шелагурову, 1975); в — рахитическая; г — воронкообразная; д — ладьевидная; е — кифосколиотическая.

Эмфизематозная грудная клетка имеет те же черты, что и гиперстеническая, но более резко выраженные. У нее еще более увеличен передне-задний диаметр, выступают надключичные ямки, ребра идут горизонтально. Такая форма грудной клетки развивается у лиц, страдающих хронической эмфиземой легких.

При этом легкие незначительно спадаются во время выдоха и размеры дыхательной экскурсии грудной клетки уменьшаются.

Если хронический процесс в легких сопровождается частым сильным кашлем, при котором воздух вытесняется в верхние их отделы, особенно расширяется верхняя половина грудной клетки, и она приобретает бочкообразную форму.

Паралитическая грудная клетка характеризуется теми же чертами, что и астеническая, только более резко выраженными.

Она обычно формируется у лиц, длительно страдающих заболеваниями легких и плевры с развитием в них фиброзной ткани, что приводит к их сморщиванию и уменьшению общей массы легких.

В отличие от астенической грудной клетки паралитическая часто бывает асимметричной, так как у нее западение межреберных промежутков, над- или подключичных ямок обычно неодинаково с обеих сторон. Во время дыхания лопатки смещаются асинхронно.

Рахитическая грудная клетка ( «куриная грудь» ) встречается у лиц, перенесших в детстве рахит. Ее переднезадний отдел удлинен, и грудина килевидно выступает вперед.

Передне-боковые поверхности как бы вдавлены кнутри и соединяются с грудиной под острым углом. Кроме того, отмечается втяжение нижней части грудной клетки соответственно месту рикрепления иафрагмы.

п д Поперечный разрез такой клетки напоминает треугольник с вершиной в области грудины.

Воронкообразная грудная клетка Характеризуется воронковидным вдавлением в области мечевидного отростка и нижней части грудины. Поскольку такую деформацию грудной клетки раньше наблюдали у сапожников, ее еще называют «грудь сапожника» . В большинстве случаев установить причину этой деформации невозможно.

Ладьевидная грудная клетка Отличается тем, что в верхней и средней частях грудины имеется углубление, напоминающее по форме углубление лодки. В ряде случаев такая грудная клетка встречается при заболевании спинного мозга — сирингомиелии.

Кифосколиотическая грудная клетка Бывает при искривлении позвоночника в результате патологического процесса в нем (при туберкулезе позвоночника, ревматоид- ном артрите и др. ).

Форма ног При определении формы ног обследуемый соединяет пятки вместе и стоит, выпрямившись.

В норме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при О-образной форме коленные суставы не касаются, при Х-образной — один коленный сустав заходит задругой Форма ног: 1 — нормальная (ось нижней конечности в норме); 2 — 0 -образная деформация нижней конечности (варусная); 3 — Х-образная (деформация нижней конечности (вальгусная)

Прямые ноги При вышеуказанной позе у такого субъекта соприкасаются не только пятки и колени, но, как правило, и голени (за счет развития икроножной мускулатуры). Угол между осями бедра и голени отсутствует.

В случае слаборазвитой икроножной мускулатуры здесь может наблюдаться щель, но колени при этом соприкасаются. Тип обозначается буквой N, градаций не имеет.

Следует отличать аномалии крайней степени искривления осей ног – крайне вальгусное и крайне варусное их положение, а также асимметрию в длине ног — хромоту.

О-образная форма ног (варусный тип) При указанной выше позе колени и голени субъекта не соприкасаются, между ними есть щель (просвет). Ось кости голени образует с осью бедра некоторый угол, обращенный вершиной наружу.

Степень выраженности просвета между ногами оценивается баллами: балл 1 (О 1) — величина щели от слабого просвета до ширины около 5 см, балл 2 (О 2) — величина щели от 5 до 10 см, балл 3 (O 3) — величина щели свыше 10 см, угол между костями бедра и голени выражен наиболее ясно.

Кроме указанных трех баллов О-образной формы ног, следует отмечать кривые ноги – О 4, где щель (просвет) между ногами превышает 20 см.

Тип Х-образная форма ног (вальгусный тип). Тип расположения oceй бедра и голени, противоположный первому: угол между осями бедра и голени обращен вершиной во внутрь.

При вышеуказанной позе колени субъекта– заходят друг за друга, поэтому следует просить испытуемого занять удобную для него позу, при которой колени лишь соприкасаются. Тогда между медиальными краями стоп образуется заметное расстояние.

Чем больше это расстояние при соприкосновении колен, тем, следовательно, сильнее выражен угол между осями бедра и голени.

Степень выраженности этого угла, следовательно, величина расстояния между медиальными краями стоп оценивается баллами: балл 1 (Х 1) — расстояние между медиальными краями стоп не превышает 5 см, балл 2 (X 2) — расстояние между медиальными краями стоп от 5 до 10 см, балл 3 (X 3) – расстояние между медиальными краями стоп свыше 10 см.

Плоскостопие Стопа — орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Плоскостопие – уплощение свода стопы.

Для получения отпечатка стопы необходимо смазать подошву водой, жирным кремом или различными красящими веществами. «Испачканными» ногами встать на лист белой бумаги. Спину держим прямо, ноги сведены вместе.

На бумаге должен остаться четкий отпечаток вашей стопы. Полученный отпечаток высушивают и рассчитывают степень уплощения стопы по методу Штитер.

Метод Штритера Для этого на полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы, из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы.

Затем вычисляют процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (а), ко всей его длине(а+б).

Если перешеек составляет до 50 % длины перпендикуляра — стопа нормальная, 50 -60% — уплощенная, свыше 60% — плоская.

Толщину жировой складки измеряют: на боковой стенке брюшной области на уровне пупка, на 2 -3 см справа от него, • на груди на 2 -3 см ниже молочной железы • в подлопаточной области. Жировая складка, оттянутая тремя пальцами левой руки , легко зажимается тупыми концами скользящего циркуля. • Прибор скользящий циркуль

Степень полового развития Определяется по совокупности развития вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области, кроме того, у девушек — по развитию молочных желез и времени появления менструаций, а у юношей – по развитию волосяного покрова, кадыка и мутации голоса.

Развитие волос на лобке (Pubis – P) 1 стадия – единичные короткие (Р 1) 2 стадия — занимают ограниченное пространство, более густые, длинные (Р 2) 3 стадия – на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, густые (Р 3) 4 стадия – расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся (Р 4) Развитие волос в подмышечной области (Axillaris – A) 1 стадия – единичные (А 1) 2 стадия — занимают центральный участок впадины, длинные, вьющиеся (А 2) 3 стадия — расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся (А 3) Оволосение лица (Facialis – F) 1 cтадия – появление густого пушка над верхней губой (F 1) 2 стадия – появление отдельных жестких волос на лице (F 2) 3 стадия – наличие сформированных усов и бороды (F 3)

Читайте также:  Адаптация детей в 1 классе: как помочь ребенку освоиться в школе

Мутация голоса (Voix –V) 1 стадия — ломающийся (V 1) 2 стадия – установившийся мужской (V 2) Развитие кадыка (Zarings – Z) 1 стадия – не контурируется, но ясно выражен при пальпации (L 1) 2 стадия – выступает (L 2) Развитие молочной железы (Mammae – Ma) 1 стадия – сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не выделяется (Ма 1) 2 стадия – сосок и околососковый кружок выступают в виде конуса, молочная железа несколько приподнята (Ма 2) 3 стадия — сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большом пространстве (Ма 3) 4 стадия – сосок поднимается над околососковым кружком, молочная железа сформирована (Ма 4)

Акселерация (от лат. acceleratio – ускорение) – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

Причины: • физико-химические (гелиогенная — интенсивная инсоляция; радиоволновая – электромагнитные излучения; космическая радиация; повышенное содержание углекислого газа) • генетические • влияние отдельных факторов условий жизни (алиментарная; повышенной информации) • влияние комплекса факторов условий жизни (урбаническая; социально-биологические факторы).

Децелерация — процесс, обратный акселерации, т. е. замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма. Причины : 1. экологический фактор; 2. генные мутации; 3. ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, структуры питания; 4. снижение физической активности.

Стагнация (фр. stagnation, от лат. stagno — делаю неподвижным, останавливаю) — это процесс, обратный ускорению — замедление или застой.

Источник: https://present5.com/fizicheskoe-razvitie-detej-i-podrostkov-osnovnye-pokazateli-i/

Основные показатели здоровья детей и подростков

Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков

Здоровье матери и ребенка-2016: основные показатели

Неокрепший организм, находящийся в процессе развития наиболее подвержен влиянию негативных факторов, а потому быстро и остро реагирует на каждый из них. Конечно, нельзя говорить о том, что на физическое здоровье оказывает влияние исключительно окружающая среда, в которой находится человек. Однако экологическая обстановка в большой степени отражается на его качестве.

Стоит учесть, что физические показатели здоровья ребенка зависят от целого комплекса экологических, социальных и биологических факторов.

Это и бытовые условия, и соблюдение гигиены, и сбалансированный рацион, и полноценный сон, и правильно составленный режим дня, и ежедневная достаточная двигательная активность.

Соблюдение всех перечисленных факторов способствует становлению физически развитой, здоровой личности, тогда как пренебрежение хотя бы одним из них влечет за собой отклонение от нормальных показателей и ухудшение самочувствия ребенка.

Основные показатели здоровья матери и ребенка в 2016 году должны повышаться – эта задача стоит в приоритете среди основных задач государственной политики.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья

Что такое здоровье? С научной точки зрения это важнейший компонент, без которого немыслимо преуспевание человека, включающий в себя физическое, психологическое и социальное благополучие, отсутствие какого-то ни было дискомфорта, недомогания и болезней.

Нормальные показатели здоровья детей и подростков позволяют не только формирующейся личности успешно расти и развиваться, но и проявлять социальную активность, выполнять все возложенные функции и поручения. Из этого следует, что от состояния здоровья подрастающего поколения зависит успешность и процветание общества и государства, а также национальная безопасность страны.

Согласно статистике, основные показатели здоровья детей за последнее десятилетие снизились в несколько раз. Так, на сегодняшний день, около 30% учащихся начальных школ имеют те или иные отклонения в здоровье. Примерно 12% школьников имеют близорукость, у 17% выявлены нарушения осанки, у 40% нарушена острота зрения.

  • На данный момент врачи выделяют три основные составляющие здоровья: физическую, психологическую, поведенческую.
  • Физическая составляющая подразумевает развитие органов и систем организма, их состояние, функционирование, а также уровень роста.
  • Психологическая составляющая – психо-эмоциональное состояние, умственная деятельность, социальные потребности человека, адекватность поведения в социуме.
  • Поведенческая составляющая – проявление своего состояния, умение общаться, выражать эмоции, настроение, наличие жизненной позиции и желание приносить пользу обществу.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья также рассматривается врачами-педиатрами на каждом этапе развития ребенка. Именно поэтому в различных детских учреждениях учитываются анатомо-физиологические особенности детей, их восприимчивость к тем или иным факторам, пониженная или повышенная сопротивляемость организма в определенные возрастные периоды.

Программа исследования зависит от возраста обследуемых. Так, при обследовании детей раннего и дошкольного возраста учитывается развитие моторики речи.

Что является основными показателями физического здоровья детей и подростков

Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков

При обследовании важны и функциональные показатели. Для этого измеряется жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила.

  1. На показатели оценки здоровья детей и подростков влияют следующие факторы: наличие или отсутствие резко выраженных конституционных особенностей телосложения; результаты измерения и взвешивания; биологический возраст; нервно-психическое развитие.
  2. В соответствии с полученными результатами определяется группа здоровья: 1, 2, 3, 4, 5.
  3. 1 группа – здоровые дети с нормальным развитием.
  4. 2 группа – здоровые дети, но с некоторыми функциональными отклонениями, а также со сниженной сопротивляемостью к острым и хроническим заболеваниям.
  5. 3 группа – дети с хроническими заболеваниями, но с сохраненными функциональными возможностями организма.
  6. 4 группа – дети с хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями организма.

5 группа – дети с хроническими заболеваниями, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Те, кто относится к данной группе, не посещают детские учреждения и освобождены от массовых регулярных осмотров.

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков

Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков

Показатели физического здоровья детей и подростков фиксируются педиатрами, участковыми врачами, либо медработниками дошкольных и школьных учреждений на плановых осмотрах. Иными словами, сейчас на осмотре врачу недостаточно выявить наличие или отсутствие у ребенка каких-либо заболеваний. Важно максимально расширить круг показателей, отвечающих за развитие биологических и социальных функций растущего организма, своевременно обнаружить начальные стадии отклонений и хронических заболеваний.

Показатели психологического здоровья ребенка и его нарушения

Физическое состояние здоровья детей и его показатели немыслимы без знаний о том, как функционирует нервная система ребенка, каково состояние зрения, слуха, развитие памяти, внимания, речи и мышления.

Физическое развитие как показатель здоровья детей должно дополняться сведениями о психологическом состоянии. Раннее выявление отклонений и направление ребенка к специалистам является важной задачей педиатра.

Психологическому здоровью детей всегда уделялось внимание, начиная с раннего возраста, поскольку это необходимое условие для развития полноценной личности. Психологическое здоровье неразрывно связано с физическим.

Что такое психологическое здоровье, и каковы его показатели? Об этом пойдет речь ниже.

Психологическим здоровьем человека принято считать внутреннюю гармонию тела, чувств, мыслей с внешней гармонией – связью между самим человеком и окружающим миром, социумом.

Физическое развитие: как наблюдать за показателями детей и подростков

Психологическое состояние делится на три уровня:

1. Креативный. К нему относятся дети с устойчивой психикой, нормальной адаптацией к окружающей среде, способностью справляться со стрессовыми ситуациями, находить выход в сложные жизненные моменты, умением и желанием творчески относиться к реальности.

2. Адаптивный. Дети, адаптированные к социальной среде, но отличающиеся повышенной тревожностью.

3. Дезадаптивный. Дети, старающиеся приспособиться к тем или иным условиям или обстоятельствам, жертвуя своими желаниями и возможностями.

На психологическое здоровье могут негативно влиять такие факторы, как неблагополучная семья или неблагоприятные условия в детском саду/школе, например, сложные отношения с учительницей, либо сверстниками.

На показатели нарушения психологического здоровья ребенка во многих случаях влияет окружающая обстановка, сложные взаимоотношения между членами семьи, не складывающиеся отношения со сверстниками, невосприятие его как личности в коллективе. Однако имеют место быть и неблагоприятные наследственные факторы, а также приобретенные психологические заболевания, появляющиеся на фоне сильных стрессов.

Только физически и психологически здоровая личность может стать полноценным, дееспособным членом общества.

Статья прочитана 23 349 раз(a).

Источник: https://vkapuste.ru/?p=6197

Физическое развитие детей и подростков

  • Важным показателем здоровья ребенка является его физическое развитие. Для изучения физического развития применяют антропометрические методы исследования, которые позволяют определить количественные и качественные показатели развития, разработать стандарты физического развития детей и подростков для каждого возраста, пола и региона обитания:
  • 1) соматометрические — измерение роста, массы, окружности грудной клетки;
  • 2) соматоскопические — определение развития скелета, формы позвоночника, грудной клетки, ног и стопы, осанки, развития мускулатуры и подкожно жировой клетчатки, степени полового развития, появления и изменения зубов;

3) физиометрические — определение жизненной емкости легких, силы кисти рук, частоты дыхания и сердечных сокращений, артериального давления, и другиеАнатомия и физиология. Возрастные особенности строения и функции организма — http://www.anatomius.ru/razvitie-organizma-cheloveka.

В 9 — 10 лет у девочек и в 11 — 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни — подростковый возраст.

Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием — период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 — 19, у девушек — к 16-17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета.

За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, окружность грудина 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см.

Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма.

В то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.

Созревание организма — процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не «срабатывают» отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача.

В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см).

В 13 лет эта разница еще увеличивается.

Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный «скачок роста», т. е.

значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков — от 12,5 до 15. Пубертатный «скачок роста» предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов.

Половое созревание наступает у девочек в 12,5- 13 лет, у мальчиков — в 14-15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции.

У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 — 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.

Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчики сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет этот показатель равен 35 кг; у девочек сила кисти руки увеличивается за этот же период в среднем с 12,5 до 28 кг.

Следует отметить, что у девушек мышечная сила достигает своего максимального развития к 15 годам.

Читайте также:  Месячные во время кормления грудного ребенка: ответы на ваши вопросы

Характерная для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что объясняется более быстрым ростом костей и мышц в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек — несколько раньше.

У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза.

Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е.

количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается.

В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек — 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.

Например, в одном и том же возрасте (15 лет) у быстро развивающихся девочек сердечно-сосудистая система работает приблизительно так же, как и у взрослых женщин, а у их сверстниц, отстающих в росте и развитии, характер работы сердца почти такой же, как у младших школьниц. То же наблюдается и у мальчиков. Следовательно, первая особенность системы кровообращения подростка — ее тесная связь с темпами роста и созревания всего организма.

В стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела.

Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела.

При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка.

Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К сожалению, сейчас у большинства современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность.

Часто юноши и девушки, стесняясь своей слабости и неловкости, совсем перестают заниматься физической культурой. В результате формируется так называемое капельное сердце, которое, если подросток не начнет вовремя заниматься физкультурой, не увеличится и в дальнейшем.

В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек.

Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений.

У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин кровяного давления, не должны ускользать от внимания родителей.

Ведь чаще всего они возникают у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов).

А эти болезни совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

Необходимо также знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, четким режимом труда и отдыха, а главное — систематическими занятиями физической культурой и спортом.

На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная учебная нагрузка школьников не должна превышать 7 — 8 часов (при шестидневной рабочей неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых) . Однако практическая загрузка учащихся в течение рабочего дня значительно выше, особенно в старших классах. Что касается младших школьников, то для них 7- 8-часовой рабочий день слишком большая нагрузка.

Один из узловых вопросов современного поколения — ускорение роста и развития детей и подростков, т. е. проблема акселерации.

Термин «акселерация» обозначает ускорение роста и развития детей и подростков, но сравнению с предыдущими поколениями.

По современным представлениям, растущий организм — сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой.

Рост каждого ребенка, анатомические и физиологические особенности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка.

Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте. Современные мальчики 14 лет «подросли» по сравнению со сверстниками 20-х годов со 146,4 до 162,6 см, т. е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранним возраст и половое созревание.

Причем на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона проживания.

Широко распространенное мнение о более раннем половом созревании южных народов, которое встречается иногда даже в медицинской литературе, на самом деле неподтвердившаяся гипотеза.

Существенное значение в этом плане имеют социально-экономические условия и характер питания.

Акселерация создает целый ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей.

Если в 30 — 40-е годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью.

Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не «дотянула» до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования.

Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергииХрипкова А.Г., Антропова M.B, Фарбер Д.А Возрастная физиология и школьная гигиена — М.

Просвещение,1990..

Источник: https://studbooks.net/1943967/meditsina/fizicheskoe_razvitie_detey_podrostkov

Физическое развитие детей и подростков как показатель здоровья

  • Конспект лекции.
  • Гигиена детей и подростков.
  • Гигиена детей и подростков – это раздел гигиены о закономерностях влияния факторов среды на здоровье населения до 18-летнего возраста и условиях его сохранения, а также гармоничном физическом и умственном развитии подрастающего поколения.
  • В соответствии с биологической схемой возрастной периодизации выделяют семь периодов в онтогенезе детей.
  • В нашей стране педагогами используется следующая периодизация возраста до 18 лет:
  • — грудной возраст (до 1 года)
  • — преддошкольный возраст (1-3 года)
  • — дошкольный возраст (3-7 лет)
  • — школьный младший возраст (7-10 лет)
  • — школьный средний возраст (11-14 лет)
  • — школьный старший возраст (15-18 лет)
  • Иногда школьный старший возраст называют подростковым.
  • Общие закономерности роста и развития детей и подростков.
  • Установлены следующие закономерности роста и развития детей и подростков:
  • — чем моложе детский организм, тем более интенсивно протекают процессы роста и развития;
  • — в процессах роста и развития детей и подростков наблюдаются половые различия;
  • — процессы роста и развития происходит неравномерно и каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности.

Указанные закономерности можно проследить на примере роста и массы тела, развития опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, органов чувств и др. Так, к 1-му году жизни ребенка рост увеличивается на 4% по отношению к первоначальному, к 3 годам – на 9% по отношению ко 2-му году. В возрасте 4-7 лет рост увеличивается ежегодно в среднем на 6%, в 8-10 лет – на 3%. В период полового созревания отмечается резкое увеличение роста, к 16-17 годам рост замедляется, а к 18-20 годам – практически прекращается.

Масса тела к 4-5 месяцам удваивается, а к 12 месяцам – утраивается. В возрасте 3-7 лет ежегодно прибавка массы происходит на 5-7,5%. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь возрастает в период полового созревания.

Наиболее интенсивно в раннем возрасте идет развитие опорно-двигательного аппарата. К моменту рождения ребенка отмечается только окостенение диафизов трубчатых костей.

В позвоночнике до 14 лет пространства между телами позвонков заполнены хрящом, в 14-15 лет в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, в 20-21 год пластинки срастаются с телами позвонков.

Срастание нижних отрезков грудной кости происходит в 15-16 лет, верхних – к 21-25 годам. Кости таза начинают срастаться с 7 лет, и полностью этот процесс заканчивается к 20-21 году

При неправильной посадке, когда школьники опираются и край крышки парты или стола, может произойти изменение формы грудной клетки, искривление позвоночника. Изменение формы таза у девочек –подростков отмечается при ношении обуви на высоких каблуках.

Мышечная система развивается следующим образом: вначале формируются крупные мышцы конечностей, а мускулатура мелких костей – лишь к 6-7 годам.

К 6-7 годам ребенок владеет своими мышцами, но тонкие движение выполнить не может. Даже в возрасте 8-12 лет отмечается недостаточная ловкость и согласованность в мышечных движениях.

Только к концу полового созревания развитие двигательного аппарата заканчивается.

Особенности дыхательной системы детей и подростков заключаются в недоразвитии полостей носа и дыхательной мускулатуры, сердечно-сосудистой – в соответствии роста сердца от роста сосудов.

Масса головного мозга к 1 году у детей увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза по сравнению с изначальной. Формирование мозга заканчивается к 8-9 годам.

Орган зрения развивается к 7-10 годам. В возрасте 1-7 лет у детей отмечается дальнозоркость, которая может переходить в близорукость. Близорукости способствует продолжительное напряжении зрения, недостаточное освещение, нерациональные детская мебель и учебные пособия.

Половые различия в физическом развитии можно проследить на примере основных размеров тела. Так, рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков при рождении обычно больше, чем у девочек. У девочек в 12-13 лет они выше, чем у мальчиков, а к 14-15 годам параметры тела мальчиков вновь превышают таковые у девочек.

  1. Физическое развитие детей и подростков как показатель здоровья.
  2. Уровень здоровья детей и подростков характеризуют следующие показатели:
  3. — наличие хронических и острых заболеваний
  4. — функциональное состояние систем организма
  5. — уровень и степень гармоничности физического и умственного развития
  6. — степень резистентности организма
Читайте также:  Как научить ребенка переворачиваться: необходимые занятия для здоровья малыша

Следует отметить, что показатели здоровья взаимообусловлены. Так, наличие функциональных отклонений может привести к возникновению хронических заболеваний. Отклонения в уровне резистентности определяют возникновение хронических заболеваний, которые в свою очередь приводят к улучшения функций основных физиологических систем.

  • В соответствии с указанными показателями все дети и подростки по состоянию здоровья делятся на пять групп:
  • — 1-я группа – здоровые
  • — 2-я группа – здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями
  • — 3-я группа – больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, а также дети с физическими недостатками, не нарушающими приспособляемости к труду и условиям жизни
  • — 4-я группа – больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, недостаточно приспособленные к труду и иным условиям жизни
  • — 5-я группа – больные в стадии декомпенсации, инвалиды 1-й и 2-й групп.

Важнейшим показателем здоровья детей и подростков является физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его созревания. Оно зависит от наличия эндокринных расстройств (гигантизм, акромегалия и др.

), хронических заболеваний (ревматизм, туберкулезная интоксикация). У детей, длительно и часто болеющих, наблюдается снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры и нарушение осанки. Рахиту детей а раннем возрасте задерживает физическое развитие.

Для характеристики физического развития используют соматоскопические, антропометрические и физиометрические признаки.

К основным соматоскопическим признакам относят состояние костной и мышечной систем, жироотложение, степень полового развития, антропометрическим – рост, массу тела, окружность грудной клетки, головы, плеча и бедра и физиометрическим – жизненную емкость легких, мышечную силу, кровяное давление.

Обычно на практике определяют рост, массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, силу кисти, степень развития вторичных половых признаков. Для оценки индивидуального развития используются методы сигмальных отклонений и шкал регрессии. Важное значение при этом имеют стандарты физического развития.

В зависимости от соотношению массы тела, окружности грудной клетки и роста физическое развитие считают гармоничным (нормальным), дисгармоничным или резко дисгармоничным.

Гармоничным является развитие, при котором показатели соответствуют или отличаются от должных в пределах 1 сигмы, дисгармоничным – 1,1-2 сигм, резко дисгармоничным – на 2,1 и более сигм.

В последние годы разработана схема комплексной оценки индивидуального физического развития, учитывающая биологический уровень и морфофункциональное состояние организма.

Сравнение физического развития коллективов проводят по достоверности разности средних величин.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s12467t2.html

Тема 6. Показатели физического развития детей и подростков, как один из критериев оценки их состояния здоровья

Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множества факторов: наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, соблюдения режима и т.д.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков — неотъемлемая часть работы врача любого детского учреждения (детских яслей, садов, школ, школ-интернатов и др.).

Детальная оценка показателей, характеризующих физическое развитие, про­водится при углубленных медицинских осмотрах детей с участием всех специалистов перед поступлением в школу и в определенных «декретированных» классах — 3-м, 6-м, 8-м (Приказ Минздрава СССР от 10 апреля 1981 г.

№ 387 «О мерах по совершенствованию медико-санитарной помощи подросткам»). В связи с этим будущие специалисты должны овладеть методикой антропометриче­ских исследований, а также методами оценки физического разви­тия.

  • Для оценки физического развития детей и подростков используют следующие показатели:
  • 1)соматометрические — длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки и др.;
  • 2)соматоскопические — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития;
  • 3)физиометрические — жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.;
  • 4)состояние здоровья.
  • Методика антропометрических измерений
  • Антропометрия — совокупность методов и приемов оценки морфологиче­ских особенностей человеческого тела; проведение точных измерений на жи­вых людях с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария.
  • Главным требованием при проведении антропометрических исследова­ний является их строгая унификация.

Только единообразие приемов измерений и использование точного из­мерительного инструментария могут обеспечить достоверность и сопостави­мость полученных результатов. Исследования должны проводиться на обна­женном ребенке в светлом, чистом и теплом помещении.

Все измерения должны проводиться только между, так называемыми, «антропометриче­скими точками», под которыми понимаются определенные точки на теле, соответствующие ясно выраженным и легко прощупываемым образованьям скелета и лежащие, как правило, на сагиттальной или боковых линиях тела. Лучшим временем для антропометрических исследований являются утрен­ние часы, т.к. в течение дня возможно уменьшение роста на 1 — 2 см в связи с уплощением свода стопы, межпозвоночных хрящей и снижением тонуса мускулатуры. Кроме того, в течение дня вес тела может увеличиваться до 1 кг и даже более.

Данные антропометрических измерений заносятся в индивидуальную для каждого обследуемого антропометрическую карту.

Соматометрические признаки. Измерение роста. Рост стоя и сидя измеряют с по­мощью деревянного ростомера или металлического антропометра. Деревянный ростомер представляет собой стойку, хоро­шо укрепленную на прочной площадке, высотой до 2 м с деления­ми по 0,5 см. По стойке передвигается муфта с планшеткой.

Измерение роста стоя с помощью ростомера обследуемый дол­жен касаться стойки ростомера четырьмя точками: затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками.

Голова устанавливается таким образом, что­бы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной горизонтальной плоскости.

Кроме того, чтобы иметь представление о про­порциях тела, производят измерение роста сидя, для чего у стандартных ростомеров имеется откидное сиденье.

При измерении роста антропометром позиция обследуемого такая же, как при измерении ростомером.

С помощью металлического антропометра можно опреде­лить также размеры туловища, верхних и нижних конечностей и т.д.

Для точного измерения пользуются антропометрическими точками: например, при измерении длины верхних конечно­стей — плечевую и пальцевую точки. Ошибка при измерении не должна превышать 0,5 см.

Определение массы тела. Массу тела определяют натощак путем взвешивания на медицинских весах. Обследуемый должен спокойно стоять на середине весов. Взвешивание в одежде и обуви не допускается.

Измерение окружностей головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Для измерения пользуются стальной рулеткой или обыч­ной сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдо­ха.

Ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток при под­нятых руках. Затем руки опускают, и лента, соскальзывая, ложит­ся под углами лопаток. У мужчин и детей лента проходит спереди по краю околососкового кружка, у женщин — по IV ребру.

Во время глубокого вдоха и выдоха лента должна без задержки сле­довать за движением грудной клетки.

Соматоскопические признаки. При осмотре (соматоскопии) обращают­ внимание на состояние кожных покровов и слизистых оболочек (цвет, тургор, чистота, влажность), степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата (костяка, формы грудной клетки, позвоночника, формы ног и стопы).

Жироотложение. Развитие подкожного жирового слоя объек­тивно определяют измерением толщины жировой складки на животе (на уровне пупка на 5 —6 см сбоку от него) и под лопаткой.

Измеренную малым толстотным циркулем толщину складки де­лят пополам.

Средним считают жироотложение при толщине жировой складки от 1 до 2 см, ниже среднего — при толщине жи­ровой складки менее 1 см, выше среднего — при толщине более 2 см.

Костяк. Различают три типа костяка: тонкий, коренастый и промежуточный. Тонкий характеризуется узкими плечами и груд­ной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней; корена­стый — широкими плечами и грудной клеткой, большими разме­рами кистей рук и ступней.

Форма грудной клетки. Различают цилиндрическую, кониче­скую, плоскую и смешанную грудную клетку. Грудная клетка ци­линдрической формы при рассматривании спереди и сбоку вы­глядит равномерно развитой в верхнем и нижнем отделах, подгрудинный угол округлой формы и по величине приближается к 90°.

Грудная клетка конической формы имеет более широкий и выступающий вперед нижний отдел по сравнению с верхним. Подгрудинный угол большой, более 90°. Плоская грудная клетка обыч­но имеет удлиненную уплощенную форму, подгрудинный угол сужен, он менее 90°. У детей младшего возраста часто бывают сме­шанные формы грудной клетки.

Могут встречаться рахитические и редко бочкообразные формы.

Позвоночник. Различают нормальный, лордотический, кифотический типы позвоночника. Нормальный позвоночник в сагит­тальной плоскости имеет S-образную форму.

Шейная и пояснич­ная кривизны невелики и обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад. Для лордотического характерна малая шейная кривизна и резко выраженная поясничная.

У кифотического по­звоночника обе кривизны и выпуклость резко выражены.

К деформациям позвоночника относятся право- и левосто­ронние сколиозы разной степени (рис.1.). При сколиозе I степени отме­чается слабовыраженная асимметрия плеч, лопаток. Дефект не имеет стойкого характера, при напряжении мускулатуры вы­правляется.

Сколиоз II степень характеризуется устойчивым искривлением вправо или влево, наличием мышечных компенсаторных валиков. При III степени отмечаются глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки.

Начинающиеся изменения позвоночника можно обнаружить следующим простым способом: пальцем с нажимом проводят по верхуш­кам остистых отростков позвонков, а затем по образующейся сплошной красной полосе судят об изменениях в изгибе позво­ночника.

Рис. 1. Виды сколиоза: 1. – грудной, 2.- общий левосторонний, 3. S-образный

Форма ног. Различают нормальную, Х-образную и О-образную форму ног. При определении этого показателя обследуемый ста­вит пятки вместе, носки врозь. При правильной форме ноги со­прикасаются в области коленных суставов, при О-образной фор­ме коленные суставы не соприкасаются, при Х-образной один коленный сустав заходит за другой.

Форма стопы. Различают нормальную (сводчатую), уплощен­ную и плоскую стопу. Для выявления плоскостопия делают отпе­чатки стопы (плантографию) (рис. 2). Ватным тампоном, погру­женным в раствор метиленового синего, смачивают стопу и ста­вят ребенка на чистый лист бумаги. Можно использовать также 10 % раствор полуторахлористого железа. Бумагу при этом смачи­вают 10 % раствором танина в спирте.

На полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутренней поверхности стопы. Из сере­дины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы.

Затем вычисляют процентное отношение той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток, ко всей длине. Если перешеек составляет до 50 %, стопу оценивают как сводчатую, нормальную. Если он составляет 50 — 60%, то стопа упло­щенная.

Если отношение более 60%, имеет место выраженное плоскостопие.

Физиометрические признаки. Жизненную емкость легких определяют с помощью спирометра. По­сле предварительного вдоха и выдоха обследуемый делает максимальный вдох и затем равномерно выдыхает воздух в трубку прибора. Измерение про­водят 3 раза и фиксируют лучший результат.

Мышечная сила рук — характеризует степень развития мускулатуры, измеряется ручным динамометром. Для измерения силы кисти динамометр берут стрелкой к ладони и, вытянув руку в сторону, с максимальным напря­жением сжимают его поочередно правой и левой рукой.

Становую силу измеряют с помощью станового динамометра, ручка которого устанавливается на уровне колен обследуемого. Разгибание должно проводиться с максимальным усилием, но без рывков. Ноги при этом не должны сгибаться в коленных суставах.

Частоту сердечных сокращений по пульсу подсчитывают в тече­ние 1 мин. При наличии нарушений ритма детей всегда направля­ют на консультацию к кардиоревматологу.

Показатели максимального и минимального артериального дав­ления измеряют аппаратом Рива-Роччи или тонометром (по ме­тоду Н.С. Короткова) на правой руке в положении сидя, после минутного отдыха.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/44944.html

Ссылка на основную публикацию