18.04.2018
Статью подготовила специалист по социально-бытовой абилитации «Елизаветинского сада» (АНО ММДЦ) Ирина Юрьевна Образова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП. В предыдущих статьях мы уже говорили, как организовать среду для занятий, выбрать самое подходящее время и способ подкрепления. Как будто бы все просто, но…
Можно ли одновременно изучать более одного навыка? Что делать, когда ребенок попросту отказывается заниматься?
Что делать, если все из рук вон плохо?
На эти и другие не менее важные вопросы я постараюсь ответить. Предсказать, насколько быстро будет продвигаться вперед ваш ребенок, невозможно, — нет двух детей, которые бы учились одинаково, и с одинаковой скоростью. Не гадайте: «Сколько времени займет …
?» Лучше спросить себя: «Заметен ли прогресс?» или «Хорошо ли работает эта программа?», или «Сможет ли он на этой неделе сделать больше, чем на прошлой?». Для того, чтобы отвечать на эти вопросы с абсолютной уверенностью, мы всегда записываем свои наблюдения. Учебный процесс, как таковой, предполагает, что мы внимательно следим за успехами ребенка.
Мы проверяем, начинает ли ребенок постепенно выполнять все большую и большую часть задания, делает ли он это более качественно. Мы всегда замечаем, когда он теряет интерес к тому, чем мы занимаемся, и отвлекается. Все эти наблюдения позволяют легче оценить действия педагога. Каждый раз, прежде чем начать, педагоги нашего Центра стараются уделить не-сколько минут себе.
В частности, продумывают то, как будут вести себя, если занятие пойдет хорошо, и как, если… ну, … вы знаете. (Бывают хорошие дни, и бывают плохие.)
Все идет хорошо
Хорошо, если ребенок с радостью занимается, и они вместе с педагогом приходят к намеченной цели. Тогда, специалист вполне заслуживает поощрения. Вам кажется это странным? Почему? Ведь поощрения побуждают идти вперед не только ребенка, но и взрослого. Я уверена, что вы, да, именно вы, ежедневно заслуживаете поощрения за свой труд. Пусть даже это будут простые слова своему отражению в зеркале. Поощрить себя можно разными способами. Важнее всего, что вы сами себе скажете. Если ребенок успешно усвоил новый навык, поздравьте себя: «Я здорово поработала!», «Да, я совсем неплохой педагог», «Могу себя поздравить!». Важно также, что скажут другие. Все специалисты нашего Центра стараются хвалить за заслуги не только ребенка, у которого все получилось, но и педагога, которому удалось «вытащить» из малыша его таланты. Если Вы занимаетесь дома, покажите вашим домашним, чему научился ребенок, и пусть они похвалят вас обоих. (Можно подсказать им, как это делается, похвалите их, когда они чему-то научат ребенка.) Кроме того, каждый педагог, работающий с детьми, ведет «дневник». В нем опи-сываются цели занятий и навыки, которым мы пытаемся обучить ребенка. И когда вы действуете параллельно с педагогами, тоже заведите подобную тетрадь для записей и делитесь домашними достижениями со специалистами, которые проводят занятия с вашим ребенком. Ободрения с их стороны станут для вас за-служенными наградами. Можно вознаградить себя и по-другому. Придумайте с самого начала, как устроить себе маленький праздник, когда очередная цель будет достигнута. Можно что-нибудь купить себе, можно что-нибудь сделать (сходить в кино, позволить себе съесть изысканный десерт). Вы лучше всех знаете, как доставить себе удовольствие. Наверное, идея о поощрении родителем самого себя звучит несколько глупо. Ведь в действительности, вы учите своего ребенка, потому что вы хорошая мама (или папа), и его успехи уже сами по себе являются наградой. Но почему бы не прибавить к этому хотя бы изысканный десерт?
Не все идет хорошо
Если работа не идет, не нужно впадать в панику или вопрошать, стоит ли вообще прилагать столько усилий. Стоит. У какого учителя не бывает плохих дней! Бывает и два подряд и даже неделю. Не стоит забывать про особенности наших подопечных, их метеозависимость, физическое состояние, в конце концов, настроение. Поэтому, когда в процессе обучения вы сталкиваетесь с трудностями, отнеситесь к ним спокойно. И начните их ПРЕОДОЛЕВАТЬ. Преодолевать трудности — значит решать проблемы, начиная с установления возможных причин их возникновения.
Рассмотрим пример:
Если вы включите светильник, но ничего не произойдет, вряд ли вы просто уйдете, пожав плечами — вы постараетесь как-то решить эту проблему. Начнете размышлять о том, что стало причиной такого явления. Причины могут быть разные, а именно: 1. Светильник не включен в сеть. 2. Лампочка ввинчена недостаточно плотно. 3. Лампочка перегорела. 4. Неисправен выключатель, или перегорели пробки.
Так что, если светильник не загорелся, вы руки не опускаете. Не пытаетесь обвинить его: «Этот светильник не хочет загораться». Не обвиняете себя: «Я не умею хорошо включать свет». Вы беретесь за преодоление трудностей.
Давайте теперь посмотрим, как педагоги «Елизаветинского сада» смогли бы взяться за преодоление трудностей, возникающих при обучении новому навыку.
Представим, что наш дефектолог занимается с мальчиком Сашей, с отклонением в интел-лектуальном развитии, игровыми навыками. Специалист учит его собирать пирамидку, и до какого-то дня все идет гладко. Но все-все изменилось: Саша стал легко отвлекаться.
Ему требуется больше времени, чтобы надеть на стержень кольца, он отворачивается во время занятия. В этой ситуации отступать не надо, не надо никого винить; просто пора взяться за пре-одоление трудностей. Разумеется, трудно угадать точно, что именно поможет нашему дефектологу.
И все же, дефектолог задает себе несколько вопросов, например:
Саше все еще нравится твое поощрение? (Попробуй что-нибудь новое.) Не слишком ли рано ты перестала ему помогать? (Вернись к более легкому этапу.) Не слишком ли долго продолжается ваш урок? (Сделай урок покороче и завер-ши его заданием, с которым ребенок справится.)
Не стало ли ему скучно работать с кольцами? (Возьми другую игрушку такой же степени сложности.)
И если мы в состоянии предложить некоторые способы решения проблемы, то наверняка сумеем найти подход и к преодолению собственных трудностей. На самом деле, когда мы обучаем детей любым новым навыкам, препятствия на пути — вещь естественная. Понимая всю клиническую картину диагнозов наших подопечных, мы готовы к длительной работе и надолго отсроченным успехам. Плохие дни бывают у всех.
Самое важное не обвинять ни себя, ни ребенка. Мы стараемся (чего и Вам советуем) избегать таких мыслей как: «Я не умею это делать». «Хороший педагог из меня не получится». «Она пытается заставить меня ругаться». «Он невозможен!» Такие монологи только еще больше огорчат. Нельзя относиться к себе чересчур критически.
Где-то наверняка есть мама, которая мечтает делать дело так же хорошо, как вы.
- Выявление причин возникновения трудностей
- Проблемы, возникающие с самого начала:
Если при обучении какому-то навыку трудности возникают сразу или поначалу дело идет хорошо, но вскоре появляются проблемы, мы коллегиально стараемся рассмотреть каждую и выявить примерный Список возможных причин появления трудностей. Владеет ли ребенок необходимыми базовыми навыками? Соответствует ли выбранный нами навык уровню развития и интересам ребенка? Удается ли нам с самого начала привлечь внимание ребенка? Легко ли ему пользоваться предлагаемыми материалами? В подходящее ли время и в подходящем ли месте мы занимаемся; нет ли отвлекающих факторов? Начинаем ли мы занятия с достаточно легкого для него этапа? Являются ли наши указания простыми и ясными? Достаточно ли хорошо мы помогаем (показываем, руководим физически)? Нравится ли нам заниматься с ребенком, и хвалим ли мы его за старание?
Поощряем ли мы его тем, что ему нравится?
Проблемы, возникающие после того, как процесс обучения некоторое время протекал хорошо:
Может быть, это плохое для нас и ребенка время (болезнь, необычный стресс в жизни)? Не потерял ли ребенок интереса к той награде, которой мы его поощряли? Нет ли чего-нибудь еще, что можно было бы пустить в ход? Достаточно ли часто мы поощряем ребенка? Не слишком ли большой шаг мы пытаетесь сделать? (Не слишком ли быстро мы перестали помогать?) Не слишком ли медленно мы двигаемся? Не становится ли ребенку скучно на занятии? (Может быть, ребенок все еще нуждается в нашей помощи?) Не надоела ли ребенку игрушка? Нет ли другой игрушки, с помощью которой мы могли бы отрабатывать этот навык? Не слишком ли продолжительно наше занятие? Не слишком ли долго мы работаем над одним и тем же заданием?
Заканчиваем ли мы урок маленькой победой ребенка? Hе привыкает ли он к мысли, что может уклониться от выполнения задания, если будет вести себя неподобающим образом?
Плохие дни Все трудности, возникающие при обучении ребенка, невозможно решить путем выявления их причин и внесения соответствующих изменений в учебный процесс. Порой сама жизнь создает преграды на нашем пути. Иногда — это просто плохие для нас и нашего подопечного дни. Порой причиной этому могут быть головная боль педагога или простуда ребенка.
Бывает, что чрезмерные физические нагрузки могут отнимать столько энергии и сил, что их не останется на решение интеллектуальных заданий. Ладно, это все незначительные трудности. Нужно просто на несколько дней воздержаться от занятий, а потом снова к ним вернуться. Конечно, случаются проблемы посерьезней: переезд, карантин в Центре, который вы посещаете и т.п.
В такие периоды (иногда довольно продолжительные) обучение ребенка невозможно рассматривать как первоочередную задачу. Но то, что, может быть, придется приостановить занятия, не означает, что нельзя их возобновить позже. Процесс обучения редко идет «как по нотам».
Дети, все без исключения, так уж устроены, что не могут действовать строго по продуманному нами плану. Вас не должно удивлять, если начав работать по новой программе, не все пойдет гладко. Предсказать и описать все проблемы, которые только могут возникнуть, — задача невыполнимая.
Тем не менее, наш опыт позволяет выделить определенный круг вопросов, которые родители задают чаще всего. Некоторые из этих вопросов, а также ответы на них я затронула в этой беседе.
- Вопросы, часто задаваемые родителями
- – Можно ли одновременно обучать ребенка более чем одному навыку?
- – Необходимо ли для обеспечения успеха заниматься по программе каждый день?
- – Не является ли то, что мы называем «поощрением», попросту взяткой?
- – Что делать, когда кажется, что все идет из рук вон плохо?
- – Что делать, если в середине урока ребенок начинает плакать и отталки-вать от себя пособия?
- Рассмотрите следующие варианты:
- – Что делать, если ребенок отказывается идти на занятие?
Для большинства родителей, с которыми мы встречались сначала самым важным был вопрос: « Готовы ли мы учить ребенка?» Возможно, он тревожит и вас. На этот вопрос ответить легче всего — просто начинайте. – Да, но первым делом нужно выбрать один навык, составить соответствующую программу и начать по ней работать. Только после этого можно приступить ко второму. Если действовать сообща – специалистам и семье ребенка, то формировать одновременно несколько навыков будет легче. Но начинать надо постепенно. Заниматься сразу по многим программам с самого начала опасно, поскольку в какой-то момент может возникнуть ощущение, что работы слишком много, и хочется вообще все бросить. Лучше начинать с одной программы, которая может хорошо вписаться в привычный распорядок дня. – Непрерывность учебного процесса является непременным условием успеха, главным образом, при обучении навыкам самообслуживания, особенно умению пользоваться туалетом. Ребенок, который учится самостоятельно есть или одеваться, растеряется, если в какие-то дни вы будете терпеливо помогать ему учиться, а в другие — делать все за него из-за спешки. Конечно, возможны исключения, ситуации, когда для всей семьи важнее что-то другое, когда ребенок нездоров или вы сами по каким-то причинам не в состоянии заниматься. Случайные «зигзаги» — еще не ЧП. Но непостоянство вообще может привести к тому, что ваши усилия по обучению ребенка навыкам самообслуживания окажутся несоизмеримо больше, чем результаты. – Нет, потому что взятка подразумевает поощрение неэтичного поведения. Когда мы учим ребенка, мы заинтересованы в том, чтобы поощрять только хорошее поведение. В сущности, мы все работаем за вознаграждения — будь то деньги, похвала, уважение окружающих или удовлетворение от хорошо выполненной работы. Мы с удовольствием принимаем такие награды за «хорошее поведение»; они делают наше поведение более предсказуемым и приятным. Но если мы принимаем вознаграждения за неэтичное поведение, то это, конечно, взятка! – На этот вопрос ответить по существу невозможно. Почему? Потому что он слишком общий; его формулировка не дает достаточной информации. Что значит, например, «всё»? Не забывайте, что если вы хотите добиться успеха, вы должны тщательнейшим образом фиксировать свои наблюдения и быть предельно конкретными. – В решении проблем поведения единого подхода нет. В данном случае своим поведением ребенок пытается вам что-то сказать, и если вы поймете, почему он так ведет себя, вы сможете правильно прореагировать. 1. Возможно, он устал. Бывает, что урок продолжается слишком долго, и в этом случае нужно быстро найти задание, которое ребенок сможет легко выполнить. Подождите, пока он немного успокоится, дайте легкое задание, вознаградите его и завершите урок. 2. Возможно, он в отчаянии от предчувствия неудачи. Может быть, выбранный вами шаг оказался для него слишком трудным и он, как большинство детей с особенностями развития, предпочел от него уклониться ввиду угрозы неминуемого провала. В этом случае опять же надо подождать, чтобы он немного успокоился, предложить задание полегче и продолжить занятие. 3. Возможно, он сердится. Может быть, он хотел выполнить задание по-своему, а вы требуете, чтобы он использовал другой способ. Его реакция может быть прямым выражением неудовольствия тем, что выполнение задания пошло не так, как ему хочется. И здесь, прежде чем продолжить, вам придется немного подождать, пока он успокоится. 4. Возможно, ребенок вообще часто реагирует на ваши требования плачем и отказом подчиниться, стремясь избавиться от этих требований. Если такое поведение является его обычной реакцией, вам следует это проигнорировать. В то же время необходимо настоять, чтобы ребенок остался на уроке; и следует как можно скорее вернуться к тому, чтобы он следовал вашим требованиям. – Если обычно он сотрудничает с вами, но вдруг стал отказываться, не стоит делать из этого проблему. Попробуйте позаниматься с ним в такое время, когда он больше к этому склонен. Если же такой отказ — дело обычное, то вам нужно снова просмотреть свою программу и убедиться в том, что: 1. Вы просите ребенка делать только то, что он наверняка может. 2. Выбранное вами поощрение для него действительно что-то значит. 3. Вы поощряете его достаточно часто. Если вы увидите, что ваша программа составлена правильно, вам следует мягко, но настойчиво привлекать ребенка к участию в занятиях.
В заключение хочется всем пожелать терпения. В следующей нашей публикации мы, уже умеющие преодолевать трудности, приступим к освоению базовых навыков вместе с нашими подопечными. А именно, научимся концентрировать внимание ребенка. Это навык, без которого все занятия попросту не имеют смысла.
Статья подготовлена на основе материалов Брюса Л. Бейкера и Алана Дж. Брайтмана «Путь к независимости».
Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда прези-дентских грантов и Комитета общественных связей г.Москвы.
Источник: https://www.mmom.ru/mmom/news/resursnyy-tsentr-razvivayushchego-tsentra-dlya-detey-s-dtsp-elizavetinskiy-sad-ano-mmdts/trudnosti-voznikayushchie-pri-obuchenii-detey-s-dtsp.html
Радость Империи
ДЦП – это один из серьезных диагнозов, как для детей, так и для их родителей. Но, несмотря на ограничение в движении и проблемы с умственным развитием, заниматься с такими детьми нужно регулярно.
Ниже расскажем, каким образом происходит обучение чтению, письму людям с диагнозом ДЦП.
Если выявлена легкая степень заболевания, то после получения среднего образования можно поступить в ВУЗ для продолжения обучения по выбранной дисциплине.
Учеба в обычной школе
В некоторых населенных пунктах пациенты с диагнозом ДЦП могут обучаться в обычных общеобразовательных школах. Но для этого необходимо:
- получить справку от врача на разрешение такого обучения;
- способность школы принимать учеников с инвалидностью;
- отсутствие агрессии у школьника;
- наличие в учреждении преподавателей дефектологов;
- способности к обучению.
Этот вариант обучения часто недоступен, так как редко встречаются пациенты с ДЦП, которые обладают всеми вышеперечисленными требованиями, да и найти школу особенно в сельских населенных пунктах непростая задача.
Главная проблема, которая пока не позволяет обучаться «особенным» детям в подобных заведениях в том, что им нужно уделять много внимания, а учитель не может бросить 20-25 школьников, ради одного воспитанника.
Также не стоит исключать из внимания того факта, что детям порой не удается перемещаться самостоятельно, а значит должен быть сопроводитель, не каждая школа может это предоставить. Но и самая важная особенность, из-за которой недопустимо такое обучение, кроется в насмешках сверстников, которые могут устраивать травли, из-за того, что он не может полноценно двигаться и разговаривать.
Домашнее обучение
Чаще всего именно этот вариант выбирают родители для обучения своего чада. Тут есть свои плюсы и минусы. Начнем с преимуществ:
- на своей территории ребенок будет себя чувствовать комфортно, он сможет покушать, отдохнуть, когда ему нужно;
- присутствие родителей рядом позволит ощущать себя спокойно;
- над учеником не будут шутить и смеяться одноклассники.
Основными недостатками такого варианта обучения можно назвать отсутствие социального общения. Как показывает практика, такие ученики хуже развиваются и им даются сложно все предметы. Также нередко учителя и родителя дают им поблажки, что позволяет отказываться от выполнения тех или иных заданий.
Самое главное при надомном обучении – это не перегружать ребенка и действовать только исходя из его навыков, можно получить рекомендации от психологов. Конечно, можно проводить и контрольные работы, но если ученик готов. Помимо этого вы должны понимать, что это тяжелый труд, а поэтому стоит проявить терпение.
К таким деткам нужен особый подход, так как они очень ранимы и на любое замечание могут реагировать истерикой. Важно приготовиться к тому, что уже через 15-20 минут ребенок может устать и нужно придумать, как его вовлечь в процесс обучения. Нередко современные учителя используют ТСО, что облегчает процесс учения.
Специализированные интернаты
Такие интернаты обычно принимают воспитанников на 5-6 дней в неделю, а забирают родители их только на выходных и каникулах. Чаще всего их приемленниками являются пациенты с тяжелой формой ДЦП.
Звучит это очень жестко и приравнивается к отказу от больного ребенка.
Но не у каждого человека есть время, средства и силы заниматься со своим чадом, а поэтому лучше его устроить в интернат, где он будет общаться с такими же «особенными» детками и под постоянным присмотром учителей и медиков.
Как правило, все делятся на группы в зависимости от своих возможностей и навыков. И после прохождения обучения, каждый выпускник получает аттестат, уроки проходят, как и в обычной школе. Помимо общеобразовательных предметов проводится физкультура и занятия, способствующие развитию многих навыков. Есть нянечка и врач, при необходимости можно записаться на массаж.
Дополнительное обучение
Помимо того, что ребенок нуждается в обучении грамоте, письму, счету, необходимо развивать и его другие навыки, например моторные. Для пациентов с диагнозом ДЦП необходимо регулярно проводить массажи, что устраняет боли от мышечного напряжения. Также необходимо походить на обучение плаванию, что положительно скажется на развитии нервной системы.
Диагноз ДЦП не означает, что ваш ребенок никогда не научится говорить, умываться, чистить зубы и понимать окружающих. Все зависит от того, как с ним занимаются, какие программы и методы используются для развития. Но технологии обучения не стоят на месте, для детей с таким диагнозом придумана масса программ, которые легко использовать на дому.
Источник: https://joyisv.ru/articles/56-osobennosti-obucheniya-detej-s-dtsp.html
Привитие навыков самообслуживания детям с ДЦП
«Привитие навыков самообслуживания
детям с ДЦП»
Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).
Нарушения двигательного и психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей — все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально – бытовой ориентировки.
Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.
При формировании навыков самообслуживания необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.
Задачи, которые решаются в процессе обучения и воспитания детей ДЦП при формировании навыков самообслуживания:
Младший возраст.
- Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом
- Умение пользоваться носовым платком, расческой.
- При кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком
- Умение аккуратно принимать пищу; пищу брать немного, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами( ложкой, вилкой)
- Полоскать рот после еды
- Раздеваться и одеваться с небольшой помощью взрослых.
Старший возраст.
- Быстро и правильно умываться, насухо вытираться, чистить зубы, полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть ноги перед сном
- Пользоваться носовым платком и расческой
- Следить за своим внешним видом
- Быстро раздеваться и одеваться вешать одежду в определенном порядке
- Следить за чистотой одежды и обуви
- Умение аккуратно и правильно пользоваться столовыми приборами
- Обращаться с просьбой, благодарить.
Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками.
Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно — активной форме (с помощью педагога и родителей), постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.
Педагоги и родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения.
Если взрослый, пытаясь обучить ребенка, нервничает, спешит, тот быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, причесывали, умывали.
Одна из важных задач при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищу. Одной из главных причин, затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно — моторной координации и схемы движения «глаз – рука» и «рука — рот». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста.
Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действий.Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не подсилу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.
Следующий шаг — определить оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные — позже, причем обучение одному звену должно облегчать обучение последующему.
Обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадить ребенка на стул так, чтобы обе руки были свободными. Если ребенок плохо сохраняет равновесие, его можно зафиксировать ремнем. Начинать обучение следует с приема твердой пищи, затем густую пищу. Следует использовать небьющиеся чашки и тарелки.
Ложку и вилку иметь с пластмассовыми рукоятками, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. При сильно выраженных гиперкинезах, атаксии тарелку нужно закрепить. Если ребенок не может держать ложку в руке пальчиками, научить держать ее в кулаке. Ложку педагог держит с ребенком вместе и направляет ему в рот.
Затем просто педагог набирает пищу в ложку и просит ее подносить себе в рот. Можно немного направить ложку, держа ребенка за локоть. Обращать внимание детей на то, как правильно держат ложку и подносят ее ко рту его товарищи за столом.
При обучении приему пищи следует использовать такие приемы: показ, игровые упражнения с куклой, чтение потешек и художественного слова, рассматривание книг и иллюстраций, организация сюжетно – ролевых игр и др.
Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживая ее в одной или двумя руками и пить из нее. При обучении питью можно сначала пользоваться резиновой трубочкой, кружкой с двумя ручками.
Сначала ребенок пытается сам пить, но если у него не получается, педагог помогает придерживать чашку рукой а ребенок пьет. Можно педагогу поднести чашку ко рту ребенка, а он делает глотательное движение. Но есть дети, которые не умеют глотать жидкость. Следует научить их глотать.
Дать глоток жидкости и прижать щеки руками и тогда он вынужден проглотить жидкость. Родители при поступлении в дошкольное учреждение обязаны предупредить педагога, что ребенок не умеет глотать.
Встречаются такие дети потому, что очень долго сосут соску и не умеют самостоятельно есть и пить. Ребенка с церебральным параличом надо обязательно приучать есть за общим столом.
При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой. При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого.
Напоминать ребенку важность чистого и аккуратного приема пищи, умение всегда поддерживать порядок и чистоту на столе, умение вовремя пользоваться салфеткой. Если ребенок не умеет жевать с закрытым ртом и пища падает, надо пользоваться тканевой салфеткой и нагрудником.
Постепенно затем убирать их и учить ребенка есть аккуратно.
Мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает его ребенку в руки, и помогает намылить их. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга. Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды.
После того, как взрослый закрывает кран, малыш сам берет полотенце и с помощью взрослого вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается.
Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования – учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться. Дети с желанием играют с водой, быстро усваивают навыки умывания.
Свои навыки они закрепляют в игровой деятельности с куклами и игрушками.
Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать; отрабатывать навыки, связанные с умением самостоятельно одеваться и раздеваться, удобно во время игры. Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания.
Позднее применяются различные приспособления для тренировки тонких движений пальцев, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол.
После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Для развития движений мелкой моторики руки следует изготовить такие пособия и игры, которые будут способствовать развитию руки и пальцев.
Это: пальчиковые игры, массаж и самомассаж пальцев и рук, заводные игрушки, волчок и палочки для прокатывания по ладони, грецкие орехи и мелкие семена для захватывания пальцами и многое другое.
- Виды помощи при формировании навыков самообслуживания:
- (Помощь или содействие) ребенку может быть разной:
- •Устная — слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.
•Демонстрация — показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.
•Наглядная — наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.
•Физическая — физические действия, помогающие малышу справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.
Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.
- Оборудование
- · Все процессы, в которых участвует ребенок, должны быть тщательно продуманы и обязательно должны сопровождаться положительными эмоциями.
- •Вода должна быть теплой.
- •Раковина — на уровне ребенка.
- •Мыло должно быть маленьким.
- •Крючок для полотенца — на уровне груди ребенка.
- •Для того чтобы отличить кран с холодной водой от крана с горячей они должны быть синим и красным соответственно.
- •Чашка должна быть пластмассовой со слегка отогнутыми краями или пластиковая чашка может быть обрезана с одного края.
- •Мисочка должна быть с высокими краями, ее лучше поставить на мокрое полотенце, чтобы не скользила.
- •Одежда ребенка должна быть удобной (штаны, колготки на резинке, без ремешков, обувь на липучке).
- При развитии навыков социально — бытовой ориентации, важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.
Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, педагоги и родители должны оказывать лишь необходимую помощь.
В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность и непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме.
Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.
- Ребенок с церебральным параличом, должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, снимать и надевать обувь, не путая правую и левую ногу, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки; самостоятельно есть, пить из чашки, уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) и салфеткой, носовым платком, зубной щеткой, расческой; уметь мыть руки, умываться, вытираться.
- Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.
- Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к окружающей среде, то есть к обществу здоровых людей.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/prochee/privitiie_navykov_samoobsluzhivaniia_dietiam_s_dtsp