Индивидуальное хранение личных вещей и мебели на складе в Москве Склад для хранения вещей. Хранение мебели на время ремонта. Личный склад.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста: влияние окружающей среды на ребенка

Чтобы понять, чем характеризуется развития речи детей дошкольного возраста, необходимо определиться с особенностями этого периода. Считается, что именно в дошкольном

Особенности развития речи детей дошкольного возраста: влияние окружающей среды на ребенка

возрасте ребенок наиболее активно усваивает разговорный язык, знакомится со всеми сторонами речи.

Каждый дошкольник должен овладеть родным языком прежде всего для того, чтобы научиться общаться с окружающими. Чем раньше малыш получит возможность обучаться родному языку, тем лучше он будет знать его в будущем.

В дошкольном возрасте дети вынуждены больше общаться. Они уже не так зависят от родителей – узкосемейные рамки постепенно расширяются, и дети вступают в контакт со сверстниками, со старшими. Расширенный круг знакомств потребует от малыша полноценного владения средствами общения. Речь — основное из этих средств.

Направления речевого развития

Речь дошкольника развивается сразу в нескольких направлениях. Во-первых, она улучшается в процессе общения с окружающими. Во-вторых, именно речь позволяет развиваться мышлению ребенка в дошкольном возрасте.

Уровень речевого развития малыша является основополагающим фактором в определении степени его готовности к учебе в школе. Анализ

Особенности развития речи детей дошкольного возраста: влияние окружающей среды на ребенка

уровня развития речи позволяет получить информацию о том, насколько яркими являются речевые способности дошкольника, а также о его уровне психического развития.

Для определения степени речевой готовности к обучению в школе необходимо четко понимать, какие компоненты изучения речи считаются наиболее важными.

У ребенка развитие речи происходит посредством обучения. Малыш учится говорить. При этом нужно понимать, что сам процесс овладения речевыми навыками— это никак не результат какой-то специальной учебной деятельности.

О подобной учебной деятельности имеет смысл говорить, когда ребенок перейдет на новый уровень овладения речью — письменной, развитой на базе устной. Первоначальное же овладение речью происходит в процессе общения ребенка с окружающими его людьми. Малышу интересно слушать, вникать, повторять то, что говорят взрослые – так он осваивает речь.

Первый год жизни: как протекает речевое развитие

Источник: https://snovenie.ru/osobennosti-razvitiia-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-vliianie-okryjaushei-sredy-na-rebenka.html

Речевая среда в развитии речи ребёнка

РЕЧЕВАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА.

В дошкольном детстве одним из важнейших приобретений ребенка является овладение родным языком. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием личности, сознания.

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи», — к этому выводу пришел Л.С. Выготский, изучая процессы мышления и речи.

Всем известно, что речь взрослого является образцом для ребенка, а ее правильность определяется той языковой средой, в которой находится ребенок. Он будет говорить так же, как окружающие его люди. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.

Функциональные нарушения возникают в результате различных социальных причин: соматические заболевания и соответственно ослабленность, педагогическая запущенность, воздействие стрессов, социальной и эмоциональной депривации (недостаточность речевого, эмоционального общения с близкими, особенно с матерью).

Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка.

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей.

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто добавляется к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отражается на поведении, а также деятельности в различных ее формах, отрицательно сказывается на общении детей с окружающими людьми.

Уже в раннем возрасте у ребенка обращают на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Минимальное количество слов, либо их отсутствие сохраняется на длительное время. Первые слова и фразы появляются поздно и понятны только родителям.

Речь замедлена, словарный запас формируется медленно и искаженно. Часто встречаются неправильное использование слов, трудности построения фразы. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от возрастных норм увеличивается почти в геометрической прогрессии. По данным Н.С.

Жуковой из института дефектологии, если в возрасте 3 лет ребенок отстает на 1-1,5 года, то в 6 летнем возрасте он отстает почти на 3 года.

Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются.

Взрослые наносят большой вред развитию речи ребенка, если подделываются под детскую речь, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести.

Каждое слово взрослых должно быть значимым, должно помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Воздействовать на формирование речи необходимо с ранних лет жизни, когда окружающая речь является основой речи ребенка.

Общение — один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития речи.

  • Именно поэтому ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой социальной педагогики не только в России, но и во всем мире.
  • Планомерная, системная коррекционная работа помогла создать благоприятные условия для успешного развития каждого ребенка.
  • Литература

1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.В. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — Спб: Детство — Пресс, 2001. — 308 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rechevaya__sreda_v_razvitii_rechi_rebyonka_132541.html

Речевая среда. Влияние речевой среды на развитие ребенка

8 — 044- 517 -11 -02 — Вергейчик Сергей Михайлович, начальник инспекции по делам несовершеннолетних 8 — 029- 117 -26 -67 — Слижикова Кристина Александровна, педагог-психолог ГУО…Открыть раздел Телефоны доверия

Своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и оказание им квалифицированной дефектологической помощи; Раннее диагностирование детей с ОПФР, учёти…

  • Основные направления в работе дефектолога

Открыть раздел Задачи дефектологической службы

Информация для педагогов, работающих c детьми с ОПФР Общие рекомендации Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“….Открыть раздел Информация для педагогов, работающих c детьми с ОПФР

Особенности работы с детьми с ОПФР Только тогда станешь чело­веком, когда научишься видеть человека в другом. А. Н….Открыть раздел Особенности работы с детьми с ОПФР

Правила работы с детьми, имеющими трудности в обучении Памятка для родителей Принимать ребёнка таким. Каким он есть. Исходить из интереса ребёнка….Открыть раздел Правила работы с детьми, имеющими трудности в обучении

Формирование речи ребенка зависит от многих факторов. Конечно, основополагающим является речь родителей и ближайшего окружения….Открыть раздел Речевая среда. Влияние речевой среды на развитие ребенка

К детям с особенностями психофизического развития относят детей:…Открыть раздел Дети с особенностями психофизического развития и их особые образовательные потребности

Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации…Открыть раздел Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР

  • Открыть раздел Наша школа
  • Открыть раздел Одно окно
  • Открыть раздел Учительская
  • Открыть раздел Расписание

8 — 044- 517 -11 -02 — Вергейчик Сергей Михайлович, начальник инспекции по делам несовершеннолетних 8 — 029- 117 -26 -67 — Слижикова Кристина Александровна, педагог-психолог ГУО…Открыть раздел Телефоны доверия

Допрофильная подготовка – основа профессионального самоопределения учащихся Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения представляет…Открыть раздел Допрофильная подготовка и профильное обучение

Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и…Открыть раздел ШАГ «Школа Активного Гражданина»

Открыть раздел Доска объявлений

Список интернет-сайтов для учителей Сайт Президента Республики Беларусь http://www.president.gov.by Министерство образования Республики Беларусь http://www.minedu.unibel….Открыть раздел Полезные ссылки

Состав попечительского совета ГУО “ Средняя школа № 1 Г. Хойники “ Состав попечительского совета ГУО “Средняя школа № 1 г….Открыть раздел Попечительский совет

Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим!…Открыть раздел Вопросы и ответы

Глава государства Александр Лукашенко 5 августа подписал указы № 293 и № 294 о назначении выборов в Совет Республики и Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь…Открыть раздел Выборы-2019

Открыть раздел ФОТО архив

Источник: http://www.sh1-hoiniki.guo.by/spetsobrazovanie/rechevaya-sreda-vliyanie-rechevoy-sredyi-na-razvitie-rebenka

Речевая среда. Влияние речевой среды на развитие ребенка

Формирование речи ребенка зависит от многих факторов. Конечно, основополагающим является речь родителей и ближайшего окружения. Правильная, красивая речь взрослых людей благотворно влияет на развитие малыша, но, к сожалению, не всегда ребенок растет в гармоничной речевой среде.

Прежде всего, стоит отметить чем раньше родители начинают общаться с ребенком, тем перспектива полноценного речевого развития малыша реальнее. Очень важен процесс общения малыша с мамой, как вербального, так и невербального.

Для полноценного развития речи ребенку, особенно на ранних этапах развития, необходим образец речи. В семье этим образцом обычно становятся родители, которые с момента появления ребенка несут ответственность как за его развитие в целом, так и за развитие речи в частности.

Стоит помнить, что с ребенком необходимо разговаривать, обсуждать, рассуждать.

Малыш не должен находиться в ситуации речевого вакуума. Стоит отметить стремление каждого ребенка к общению со взрослыми людьми, желание подражать.

Помимо правильного и красивого образца для речи, который может предоставить родитель, ребенку полезны, а часто просто необходимы, беседы. Это необязательно четко структурированные и организованные занятия.

Это может быть беседа в конце дня о том, как у ребенка прошел день, это может быть обсуждение просмотренного вместе мультфильма, прочитанной книги, обсуждение характера героев, их поступков и поведения.

Взрослый должен побуждать ребенка строить собственное речевое высказывание, учить высказывать свою мысль. Кроме всего прочего, родителям необходимо приходить на помощь ребенку, когда возникают сложности с подбором нужного слова, построением предложения.

Почему возникают нарушения в развитии речи ребенка?

Стоит отметить, что в случае пагубного влияния сбивчивой речи родителя, нарушения в развитии речи могут возникнуть даже у нормально развивающихся детей. Соответственно, сложно оценить степень урона, наносимую в ситуации, когда ребенок, первоначально имевший речевую патологию, попадает в неблагоприятную речевую среду.

Родителям необходимо понять, что каждая мелочь в общении с ребенком может сыграть на пользу или же навредить.

Прежде всего родителям необходимо осознать свою лидирующую роль, стать для ребенка полноценным образцом и эталоном речевого общения. Родитель должен помогать ребенку, руководить, контролировать развитие его речи.

Особенно, если говорить о детях, имеющих, речевую патологию. Родителям необходимо взять под контроль как свою речь, так и речь ребенка.

Часто искаженное звукопроизношение не является показателем патологического развития речи, а выступает в качестве подражания неправильному навыку родителя. Поэтому, при автоматизации звуков важно, чтобы с ребенком дома занимался тот родитель, у которого отсутствует речевая патология или же она выражена меньше.

В процессе развития ребенка родители должны обращать внимание на его речь, особенно на ошибки ребенка, как грамматического, так и звукового характера. К сожалению, политикой многих родителей является «невмешательство» в развитие речи, это в корне неверно.

Необходимо не только обращать внимание на ошибки ребенка в устной речи, но и акцентировать ребенка на правильном произнесении, просить ребенка произнести правильно. Разумеется, надо ориентироваться на возрастные особенности малыша, не переоценивая его возможности.

В то же время важно помнить, о перспективе развития речи и о той пользе, которую можно достичь без специальных занятия, одним лишь вниманием к речевому общению с ребенком.



Помимо всего прочего, вредоносное влияние имеет на детей торопливая, смазанная и сбивчивая речь взрослых. Помимо того, что ребенок в этом случае перенимает такую модель воспроизведения речи, малышу сложно разобрать структуру слов, окончания, иногда, полностью слова, отсюда могут последовать нарушения грамматического строя речи, звуко-слоговой структуры слов, лексики.

Читайте также:  Этапы развития ребенка в утробе матери: изменения и особенности

Каких правил следует придерживаться, формируя полноценную благоприятную речевую среду?

С раннего детства необходимо общаться со своим ребенком, поощрять его эмоциональные проявления, лепет улыбками и теплыми словами.

Не лишним будет проговаривание простых ежедневных действий, названий предметов. Совершенно не сложно, одевая ребенка на прогулку, проговаривать, что мы одеваем, какого цвета эта вещь и т.д. Необходимо четко проговаривать простые слова. Чтобы ребенок мог уловить их звуко-слоговую структуру, а в последствии и воспроизвести.

При общении с малышом важно, чтобы он видел родителя, его лицо, органы артикуляции. В этой ситуации, помимо слухового анализатора, подключается зрительный контроль. Это же правило нужно взять за основу при общении с ребенком в более позднем периоде развития, при коррекции звукопроизношения.

Часто бывают случаи, что постановка звука не составляет труда, так как вся проблема заключалась исключительно в том, что ребенок не до конца понимал куда следует переместить язычок в том или ином случае.

В подобной ситуации можно обойтись без помощи логопеда, изначально выстроив правильным образом общения общение с ребенком.

Помимо всего прочего, родителям во все периоды развития ребенка необходимо побуждать ребенка к общению, к построению собственного речевого высказывания. В младшем возрасте это может быть атмосфера игры, где надо объяснять игрушкам, как надо себя вести за столом, в транспорте и т.

д. Родитель может предоставить ребенку образец общения с домашним питомцем. В более старшем возрасте побуждением к речевому высказыванию могут быть беседа с ребенком, как на бытовые темы, так и обсуждения совместно посмотренных фильмов, прочитанных книг, увиденных картин и т.д.

Конечно, при общении с ребенком следует исключить из совей речи слова-паразиты и прочие нелицеприятные речевые клеше. Важно помнить. Что ребенок является отражением свои родителей.

Если мы хотим, чтобы наш малыш стал лучше, надо начать в первую очередь с себя. Важно помнить, что мы можем дать малышу гораздо больше нежели даем.

Даже самые незначительные усилия над собой могут привести к массе положительных результатов в будущем.

Автор материала: Медведева Оксана Владимировна

Также по теме:

Источник: http://logoped18.ru/logopedist/logoped-o-vliyanii-rechevoy-sredy-na-razvitiye-rebenka.php

Речевая среда и дети

Речевая среда и дети

Овладение родным языком является од­ним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

Речь связана с познанием окружающего ми­ра, развитием сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его ха­рактера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».

Формирование речевой деятельности пред­ставляет собой процесс взаимодействия ре­бенка с окружающими людьми с помощью ма­териальных и языковых средств. Речь форми­руется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и разви­тие вызываются потребностями общения, нуж­дами жизнедеятельности.

Противоречия, воз­никающие в общении, ведут к развитию рече­вой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. В иссле­дованиях, проведенных под руководством М.И.

Лисиной, установлено, что содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как с взрослыми, так и сверстниками.

По словам Н.И. Жинкина, внутренние меха­низмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрос­лых.

Он писал, что при передаче сообщения в мозг вводятся два вида информации: а) о предметах и явлениях окружающего мира; б) о правилах языка, на котором это сообщение подается.

Последний вид информации вводит­ся в неявной форме, поскольку правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг человека языка в неявном виде, т.е. через речь.

В раннем детстве при еще не сложившемся сознании ребенок более чувствителен к неяв­ной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств.

Одновременно с чувствен­ными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются и слова, их значения, произношение, грамматические формы.

Все это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознатель­ного обобщения ребенком форм языка.

Степень точности формирующихся пред­ставлений и освоенности языковых форм в раннем детстве находится в непосредствен­ной зависимости от ряда условий: участия в формировании представлений возможно большего числа внешних чувств, связи чувст­венных представлений со словом, а также от активности самого ребенка в постижении ок­ружающего. Отсюда становится понятным, что для развития речи нужны речевая среда, кото­рая дает образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.

Их активность в овладении языком не сво­дится только к подражательной активности. Усвоение языка — процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимство­ванных из речи взрослых, обобщения, поиска связей, отношений между элементами языка строит свои высказывания.

Речевая (языковая) среда рассматривается достаточно широко — как любые образцы язы­ка, воспринимаемые человеком, т.е. это не только речь окружающих взрослых, детей, но и телевидение, радио, кино, театр.

Речевой средой в дошкольные годы являет­ся прежде всего речь взрослых и детей в семье, в детском саду.

В нее входит и то целе­направленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошколь­ных образовательных учреждениях. Средст­вом обучения и развития детей служит речь педагога.

Дидактическое общение с воспитан­никами лежит в основе создания речевой сре­ды с высоким развивающим потенциалом.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с четырех-пятилетнего возраста. Полезно обще­ние детей разного возраста. Однако его поло­жительного воздействия на развитие речи дошкольников можно достичь лишь под руко­водством взрослого.

Влияние речевой среды на развитие речи ожет быть положительным, если ребенок окружен людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощ­ряют их активную речь. Напротив, недоста­точное внимание к детской речи, к общению с детьми, неправильная речь окружающих оказывают неблагоприятное воздействие на речевое и общее психическое развитие до­школьников.

Зависимость речи детей от форм и особен­ностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Подражая окружаю­щим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построе­ния фраз, но также те несовершенства и ошиб­ки, которые встречаются в речи взрослых.

Наблюдения в обыденной жизни, педагоги­ческая практика, специальные исследования показывают, что речевые привычки, сложив­шиеся в детстве, отличаются высокой устойчи­востью. Дефекты речи сохраняются и закреп­ляются, если нет противостоящих им влияний.

Культура речи ребенка «тысячью нитей свя­зана с настоящей речевой культурой его стар­шего окружения» (Л.В. Успенский).

Все авторитеты педагогики, от Я.А. Коменского до наших современников, обращают внимание на большую роль речи окружающих в овладении детьми нормами родного языка.

Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родите­лей и воспитателей, которая должна быть об­разцом для детей.

Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоя­нии произнести. Каждое слово родителей и воспитателей должно быть значимым, помо­гать ребенку познавать окружающий мир и ос­ваивать язык.

Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу, народ­ным сказкам, пословицам, поговоркам, загад­кам, к лучшим образцам детской литературы. Все это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.

Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа, Его душа и быт родной…

(П.А. Вяземский)

А.С. Пушкин вспоминал о народной, поэти­ческой речи Арины Родионовны как источни­ке ознакомления с народным русским языком.

Языковой дар М. Горького развивался под воздействием бабушки. В повести «Детство» он писал, какое влияние на него — мальчика — оказала бабушка. «Она говорила ласково, ве­село, складно. Я с первого же дня подружился с ней. Говорила она, как-то особенно напевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные…».

Большое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей уделяли Е.И. Тихеева и Е.А. Флерина. По их мнению, дошкольным ра­ботникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, среди которой речь детей могла бы развиваться правильно и бес­препятственно.

Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессио­нальной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанни­ков, ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их при­менения.

Е.И. Тихеева детально рассмотрела «куль­турные и методические требования» к речи педагога.

  1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует прежде всего разбираться в особенностях сво­ей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконт­роля и совершенствования своего языка.
  2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя долж­на быть всегда культурной и безупречно веж­ливой.
  3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных слож­ных предложениях дети не улавливают основ­ного смысла.
  4. Содержание речи должно строго соответ­ствовать развитию, запасу представлений, ин­тересам детей, опираться на их опыт.
  5. Особого внимания требуют точность, яс­ность и простота речи. От точности речи зави­сят точность восприятия, отчетливость пони­мания.
  6. Необходимо регулировать темп своей ре­чи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совер­шенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.
  7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколь­ко этого требуют условия момента и содержа­ние речи. Тихую речь дети не слышат, не улав­ливают ее содержания. Громкую речь, перехо­дящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
  8. Речь педагога должна быть эмоциональ­на, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребен­ку, заботу о нем.
  9. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
  10. Лица с ярко выраженными и неисправи­мыми недостатками речи не должны руково­дить развитием речи детей.

Требования, сформулированные Е.И. Тихее- вой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педаго­га.

Культура речи включает в себя, во-первых, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления и т.д.

), во-вторых, выразительность речи, ее наибольшую эффективность в конкретной си­туации общения.

Известный языковед Г.О. Винокур разгра­ничил в понятии культуры речи две стороны — правильную речь и речь «умелую, искусную».

Таким образом, культура речи в современном понимании — это не только правильное, но и уместное, как теперь говорят, коммуникатив­но-целесообразное (оптимальное) использо­вание средств языка в конкретных условиях общения.

Имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выра­жения определенного смысла, их уместность. Признаками искусной, хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразитель­ность, эмоциональная насыщенность, богатст­во интонаций.

В современных руководствах по культуре речи подчеркивается значение содержатель­ности, информативности, логичности, структу­рированности, последовательности, связности высказывания. Обсуждаются особенности по­строения разных типов высказываний в диа­логе, полилоге, монологе, j) ^В процессе речевого общения с детьми вос­питатель использует и невербальные средства,

по определению известного психолога Т.Н. Ушаковой — невербальные коммуникатив­ные жесты (мимика, фонация, пантомимические движения). Они выполняют важные функции:

  • помогают эмоционально объяснить и за­помнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой…), связанных с кон­кретными зрительными представлениями;
  • помогают уточнить значения слов, связан­ных с эмоциональным восприятием (веселый, грустный, злой, ласковый…);
  • способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слы­шимого и видимого);
  • помогают приближению обстановки на за­нятиях к обстановке естественного общения;
  • являются образцами поведения детей;
  • выполняют наряду с языковыми средства­ми важную социальную, воспитывающую функцию (И.Н. Горелов).
Читайте также:  Психологические особенности детей 3 4 лет: как проходит формирование личности

Обращение журнала к проблеме речевой культуры дошкольных педагогов является в наши дни очень своевременным. К сожале­нию, в нашем обществе наблюдается сниже­ние языковой культуры.

Даже на телевидении и радио, в многочисленных газетах и журналах нередко допускаются лексические, орфоэпи­ческие, грамматические, стилистические ошибки, употребляются жаргонизмы, лишние, ничего не значащие слова, речевые штампы, канцеляризмы.

В последние годы распростра­нились в речи некоторых людей в несметном количестве неуместные присловья типа «как бы», «на самом деле» (с прежними «это са­мое», «так сказать» и др.). Они искажают смысл речи, делают ее смешной и уродливой. В свое время Л.В. Щерба назвал такого рода слова «упаковочным материалом, который су­ют между значимыми словами».

По проблемам культуры речи есть обшир­ная литература, освещающая законы и прави­ла родного языка, речевого взаимодействия. Однако мало изучить их, нужно осознавать не­обходимость достижения высокого уровня ре­чевой культуры, устранения из речи непра­вильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь.

Источник: http://uchkopilka.ru/dosh-obraz/item/5385-rechevaya-sreda-i-deti-20150127

Роль родного языка в развитии речи детей дошкольного возраста (стр. 1 из 2)

  • Челябинский государственный педагогический колледж № 2
  • Контрольная работа
  • Методика развития речи
  • «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста»
  • Студентки 402 группы

Филинских Т.С.

г. Челябинск, 2009 г.

  1. План
  2. 1. Методологические характеристики языка и речи
  3. 2. Родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников
  4. 3 Влияние речевой среды на детскую речь
  5. Список литературы

1. Методологические характеристики языка и речи

  • Методологические характеристики языка и речи:
  • язык как продукт общественно-исторического развития;
  • язык как средство человеческого общения;
  • Язык как форма существования сознания, неразрывная связь языка и мышления.

Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением.

Такой подход отражается в понимании процесса освоения языка как сложной человеческой деятельности, в ходе которой приобретаются знания, формируются умения, развивается личность.

Знание методологических основ необходимо для понимания сущности онтогенеза речи отсюда — для определения общей направленности педагогического воздействия на детей и, наконец, для понимания более частных методических вопросов.

Важнейшим, значимым для методики положения является то, что язык — это продукт общественно-исторического развития.

В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле.

Язык, речь возникли и в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.

Следующей методологически значимой для методики характеристики языка является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия.

Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а, следовательно, и развитие личности. Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие.

В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Характеристика языка как средства человеческого общения отражает его коммуникативную функцию и определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи детей в детском саду.

В методике обращается особое внимание на роль развивающей социальной среды, общения с окружающими людьми, «речевой атмосферы»; предусматривается с самого раннего возраста развитие речи как средство общения, предлагаются приемы организации речевого общения.

В современной методике усвоение детьми всех сторон языка рассматривается с позиции развития у них связной речи, коммуникативной целесообразности.

Третья методологическая характеристика языка касается его взаимосвязи и единства мышления. Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным планирование интеллектуальной деятельности. Язык — средство выражения (формирования и существования) мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредствам языка.

Вместе с тем мышление и язык — не тождественные понятия. Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности. В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое — обобщенное отражение действительности.

Оба эти понятия образуют сложное диалектическое единство, каждое из которых имеет свою специфику. Выявление и описание взаимосвязи языка и мышления дают возможность определить более целенаправленные и точные приемы развития речи и мышления.

В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связанно развитие мыслительных способностей ребенка.

С другой стороны, язык опирается на мышление. Эту закономерность можно проследить на примерах освоения детьми всех уровней языковой системы. Методика ориентирует практических работников на формирование у детей языковых общений, элементарного осознания явлений языка и речи.

В результате повышается уровень развития, как речи, так и мышления.

Таковы наиболее значимые философские характеристики языка и речи, определяющие исходные, методологические принципы методики, а также общую направленность, цели и принципы развития речи и навыков речевого общения.

2. Родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых ванных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.

Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык — средство.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредствам которых реализуются интеллектуальные функции человека. Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей.

Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания.

Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку — это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство.

Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания.

Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку.

Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А.Н.

Леонтьева, что «хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом человеческого в человеке».

Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

3. Влияние речевой среды на детскую речь

Значение речи в жизни людей огромно. Речь — это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека.

Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

Установлено, что определяющими для развития речи ребенка являются первые 2-3 года его жизни.

В норме к году кончается доречевой период и начинается развитие речи. Ребенок выражает эмоциональное отношение своеобразными звукосочетаниями, умением произносить первые слоги и 3-4 лепетных слова, часто понятных только матери ребенка. Быстро растет пассивный словарь.

Второй год жизни — критический период развития ребенка. Это период, когда формируются предпосылки речи и начинается развитие речи, развивается потребность в общении.

К 2 годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. Имеет словарный запас минимум в 50 слов, появляется речь простой фразой, понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию (пойди на кухню и принеси чашку).

Источник: https://mirznanii.com/a/175745/rol-rodnogo-yazyka-v-razvitii-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (СНОСКА: Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1 г. 4 мес. еще не говорит. Решить, нормальное это явление или нет, педагог может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первые слова.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Нет.

Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно.

Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

И наконец, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Например, обучая неговорящих детей (алаликов), очень важно знать, что сначала у всякого ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью.

Следовательно, если в таком случае сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого эффекта.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

  • 1-й — подготовительный — до одного года;
  • 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
  • 3-й — дошкольный — до 7 лет;
  • 4-й — школьный.
  • Остановимся подробно на характеристике этих этапов.
  • Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).
Читайте также:  Музыка для внутриутробного развития малыша: как подобрать композиции

Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается?

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/12574.html

Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Речь, как ведущий способ человеческого общения, происходит в результате окружающей среды ребенка. Чем она насыщеннее и богаче эмоциями, звуками, голосами, тем благоприятнее это сказывается на речевом развитии ребенка.

Ребенок и младший дошкольник в том числе, в современном мире постоянно находится в информационном поле. Телевизор, компьютер, телефон, айфон, айпад и т.п.

для ребенка на сегодняшний день нормальный атрибут, доступ к ним ничем не ограничен, в любое время в любом количестве.

 Но при всем этом многообразии, наблюдается парадокс: резкое снижение умения обрабатывать и анализировать информацию, высказываться и выражать свое к ней отношение.

 Речевой поток положительно влияет на речевое развитие ребенка только тогда, когда речь строится в диалоге ребенка с взрослым и имеет общий характер эмоциональных контактов.

 Речевое развитие имеет четыре этапа:

1. Словарь ребенка составляют «лепетные» слова, т.е.слова – звукоподражания (гу-гу, му-му и т.д.).

2. Быстрый количественный рост словарного запаса.

3. Формы слов становятся устойчивыми.

4. Высокий уровень овладения языком. Речь выстраивается в предложения [15, с. 34].

В программе «От рождения до школы» (автор Н.Е.Веракса) охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей.

 В разделе программы «Целевые ориентиры» ребенок должен активно владеть речью, в состоянии обратиться с вопросами и просьбами, понимать речь взрослых. Согласно Программы речь должна быть полноценным средством общения с другими детьми.

Общение – значимая причина в развитии или отставании ребенка, но при этом не единственная. Дефицит общения приводит к торможению психических познавательных процессов.

От недостатка речи, от ее отсутствия, страдают мышление, память, интеллект, воображение, восприятие. Скудная речь – показатель слабого интеллекта.

Именно речь – основа специфически человеческого высшего вида мышления – абстрактно – логического.

Выготский Л.С. в своих исследованиях пришел к выводу, что вне речи формирование личности состояться не может. Она является основным механизмом осознанной деятельности человека.

Глебова И.Ю. уверена, что на формирование и становление детской речи значительное влияние оказывает развитие мелкой моторики пальцев рук.

Формирование речевых зон коры головного мозга совершается под влиянием импульсов от руки, а точнее от пальцев.

В то время как отстает движение пальцев, задерживается и речевое развитие, хотя физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речевое развитие рекомендуется стимулировать путем движения пальцев рук [15, с.87].

В первые годы жизни в развитие речи ребенка играет фактор биологический, но по мере взросления и развития ребенка, этот фактор заменяется на социальный.

На протяжение всего детства дети овладевают речью. Учатся строить предложения, выражать мысли и чувства, строить отношения с окружающим миром через диалог.

Становление звукопроизношения у детей происходит от года до 6 лет. Звуки они усваивают не отдельно, изолированно, а в составе слов. Правильная артикуляция процесс долгий и сложный. Первые звуки ребенок начинает произносить уже с двух месяцев, а для усвоенияречепроизносительных навыков им нужно три-четыре года.

В период от трех до семи лет у ребенка вырабатывается навык слухового контроля собственного произношения, его исправление в возможных случаях, формируется фонематическое восприятие [6, с. 39].

Дошкольники, в частности младшие, усваивают речь путем подражания взрослым и способом языковых обращений.

 Добавить к этому можно и выдуманные слова дошкольника, которые ребенок начинает придумывать сам. Взрослый человек таких слов никогда не говорил и не знает, а ребенок их выдумывает силу своей фантазии. Это тоже своеобразный этап в развитии речи ребенка.

  • К началу четвертого года жизни ребенок усваивает все звуки Ч,Ш,Т,Р,Л.
  •  Основными нарушениями речи бывают:
  • — фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФН) – трудности различия звуков, нарушение в произношении;
  • — глубокое фонематическое недоразвитие детей (ГФН) – дети «не слышат» звуков в слове, не различают связи между звуками.

Ребенок дошкольник воспитывается в окружении значимых для него людей – семье, людьми, которые имеют к ребенку прямое отношение. Именно из семьи, в первую очередь идет развитие, а затем, дошкольного образовательного учреждения.

В детском саду ребенок однозначно никогда не услышит грубых и матерных слов от взрослого человека, он услышит их дома, от своих родных людей, и придет в ними в детский сад и будет их произносить, потому что дома так говорят.

Необходимо отметить, что недоразвитие речи биологическое усугубляется еще и социальным фактором, а точнее, семейным.

Мало того, что у младшего дошкольника проблемы с речью врожденные, родители с ним разговаривают исключительно на бытовом уровне. Качественная и количественная речь окружения ребенка сведена к минимуму.

Низкая заинтересованность родителей вызвана либо нежеланием видеть проблему в ребенке либо невысоким материально – культурным уровнем семьи

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что развитие речи – фактор биологический и социальный, для развития речи необходимо развивать не только саму речь, но еще и руки, в частности мелкую моторику.

На занятиях по развитию речи педагогу необходимо помнить о том, что должен быть массовый охват детей, чтобы не было внешней заторможенности других детей. Говорить и высказываться на занятиях должны все дети, а не один – два ребенка, должна быть предельная активность в работе дошкольников.

Поскольку в современном обществе наблюдается катастрофическое снижение чтения и как результат снижение речи (монологической и диалогической) ученые – практики Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева говорят о том, что дошкольная образовательная организация должна подготовить основу литературного образования ребенка, которое впоследствии будет продолжаться в школе.

Обратиться в этот период необходимо к сказке — инсценировать, проигрывать, читать, обсуждать, предполагать – воспитателю и ребенку вместе, в диалоге, либо между детьми, но все также при участии воспитателя.

Театрализация имеет комплексное воздействие на развитие речи. Музыка, песни, танец, декорации, эмоции, смех, крик, шум, речь как таковая они одновременно ребенка раскрепощают и в то же время дают ему чувство защищенности.

Инсценировка, к примеру, «Три богатыря» — речь этих героев дети произносят или пытаются произнести, соответственно, низким голосом, басом, нарочито грубо, пытаясь их изобразить как можно более достоверно и правдоподобно.

Двигаются, смотрят, одеваются — как богатыри.

 Театрализация сказок увлекает детей. Они исключительно быстро запоминают слова, фразы, отрывки текста. У них это происходит в разы быстрее, чем, скажем, заучивание стихотворения, которое для ребенка не всегда радостный момент

Основным инструментом в развитии дошкольника в этот период в руках педагога становится художественная книга. Ей всегда отводилась роль первой скрипки в нравственном, духовном, речевом, словесном развитии детей.

Художественное слово стимулирует воображение и фантазию, формирует картину мира, раскрывает художественные образы героев, дарит ребенку мечту: «Я хочу быть таким же большим и сильным как Иван Царевич, который никого не боится».

Н.С.Карпинская характеризует это как «опыт личного участия» в происходящих событиях, М.Б.Кудайбергенова выделяет два аспекта отношения ребенка к произведению: ребенок реагирует на героев непосредственно, напрямую, и второй, когда ребенок анализирует содержание, опирается на собственный опыт.

В 3 года ребенок переходит к осознанной стадии в отношении искусства. Проходит путь от сопереживания к осознанию действий и поступков героев.

В каждом возрасте есть свои особенности восприятия текста. Младшие дошкольники следят за приключениями главных героев, сопереживают им, осознают связь событий, предпочитают ритмический рисунок текста, понимают роль и значение главного героя, дают ему характеристику («Баба – Яга злая, Емеля – дурачок, но он добрый»).

Для развития речи и работой над текстом можно применять метод беседы – целенаправленное обсуждение текста, которые прослушали дети. Здесь ребенок научается логически мыслить, анализировать, синтезировать информацию на примитивном уровне.

Вопросы  воспитателяпо содержанию текста должны строиться по принципу «опережающего развития» и служить стимулом к мыслительной деятельности дошкольника. Вопросы продумываются педагогом заранее.

Ответ детей нужно корректировать, чтобы оставаться в русле логической цепочки ответов, дабы достичь результата.

В помощь воспитателю при работе с книгой и художественным текстом приходит иллюстрации, картинки, которые помогают активизировать мышление и фантазию дошкольника и, как результат, активизацию его речи в результате повышенного эмоционального фона. Они требуют внимания и наблюдательности со стороны ребенка и комментариев со стороны воспитателя.

Дошкольнику необходимо дать время, чтобы пережить эмоции, осмыслить так сказать пережитое в услышанном от взрослого человека, принять или не принять то или иное событие, факт, обстоятельство, чтобы не нарушить дальнейшее восприятие.

Возможно осмысление текста через творческую составляющую – нарисовать либо вылепить главного героя, изобразить его самому ребенку.

Использование беседы – успешный путь в постижении художественного слова ребенком, обогащения его словарного запаса, построения диалогической и монологической речи, выступления перед окружением (публикой, аудиторией). Через постижение художественного текста ребенок учится понимать доброту и заботу, принципиальность, честность.

Обратившись опять же к М.П.Никулиной можно сказать ее словами: «С пеленок должна быть только великая литература, чтобы душа работала выше возможностей!».

 Еще один действенный способ развития речи детей – фольклор – мала форма устного народного творчества. Включает в себя загадка, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки.

Через загадки у развивается аналитическое мышление дошкольника, формируется умение самостоятельно делать выводы, развивает поэтический взгляд на действительность. Загадки разнообразны по своему содержанию, они отражают быт и действительность, окружающий мир, объемы, характер и психологические черты человека.

Загадка – словесно – логическая задача. Отгадать ее – значит ответить на вопрос и совершить сложную логическую операцию. В работе с дошкольниками загадки можно использовать повсюду – на занятиях, в быту, в трудовой и игровой деятельности. Они побуждают ребенка к мышлению.

Делает обучение увлекательным и интересным, в какой – то степени в ребенке проявляются таким образом лидерские качества. Ему, чтобы молодцом быть, необходимо во что бы то ни стало, отгадать загадку. Дети наперебой в таких случаях сыплют ответами. Это тоже великий стимул к развитию речи.

Тематика загадок для младшего дошкольного возраста может быть о животных, предметах, временах года. Загадка в таком случае не просто ответ, а объяснение, доказательство.

Согласно теме работы развитие речи в процессе театрализации должно проходить именно в процессе творчества, не в форме «Сказал – спросил – ответил», а в своеобразном движении. Речевом, эмоциональном, физическом.

Дети могут не только загадывать и отгадывать загадки, пересказывать рассказы, описывать картинки и репродукции, они могут, и должны это инсценировать.

«И лает, и кусает, и в дом не пускает» (Собака). Ребенок отгадал загадку, пусть он ее изобразит. Или наоборот – воспитатель просит одного ребенка изобразить к примеру кошку, как тот умеет, остальные в группе — отгадывают.

Эти действия и мероприятия воспитатель может привязать к любому событию – Новый год, 8 Марта, 23 февраля, Показ моды, День матери и т.д.

Работа в речевом направлении прописана во всех современных программах («От рождения до школы», «Радуга», «Детство»), в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно им, педагог дошкольной организации выстраивает свою работу.

Вывод:  в дошкольном возрасте 3 — 4 лет происходит становление и развитие речи ребенка. Но для того чтобы развитие было полноценным, необходимо его стимулировать. На педагоге лежит задача развить все психические познавательные процессы дошкольника и речь в частности.

Это происходит за счет физического стимулирования – развития мелкой моторики и процесса театрализации.

Мелкая моторика посылаем сигнал в мозг, и оттого насколько мелкую моторику выполняют руки ребенка, настолько же тонкую работу проделывает его мозг.

Театральные моменты в речевом развитии – инсценировка сказок, пение, игра по ролям, описание картин и репродукций. Все эти моменты ребенок проживает вместе с воспитателем, музыкальным работником, логопедом.

Источник: https://studopedia.net/2_57262_osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию