Ребенок не хочет идти в школу: причины негативного проявления и варианты помощи детям

Ребенок не хочет идти в школу: причины негативного проявления и варианты помощи детям

Ребенок отказывается от посещения школы? Это не обязательно признак лени. Именно так проявляется школьная фобия. В отличие от лени и усталости, невроз может сопровождаться рвотой, повышением температуры тела, головной болью и диареей.

Невроз у школьника

Школьная фобия это один из неврозов, связанных со образовательной средой, требованиями и обязанностями.

Если ребенок каждый день перед посещением школы чувствует себя нездоровым, притворяется больным и ищет оправдание, чтобы остаться дома, это является тревожным признаком.

Такое поведение между седьмым и десятым годом жизни означает, что ребенка постигает парализующий страх покинуть дом — более безопасную гавань. Большинство детей привыкают к страху и беспокойству, но есть детки, которые не могут укротить свои чувства.

Невроз развивается медленно. И незаметно для родителей перерастает в настоящую фобию. Суть ее — полный отказ (а также физическая невозможность) посещать школу. Протесты впервые появляются после долгих каникул, болезни или стрессовых событий (например, после переезда).

Способствующие неврозу факторы:

  • отрицательное отношение учителя
  • эмоциональные расстройства
  • нарушение речи, дислексия, инвалидность
  • финансовые проблемы
  • стрессовые события: потеря любимого питомца, утрата близкого, смена места жительства или школьного учреждения.

Диагностика школьного невроза

Наиболее подвержены неврозу первоклассники и подростки. Недомогания проходят через несколько часов, если школьнику позволили остаться дома. Если спросить, почему ребенок не хочет идти в школу, он может сообщить ряд оправданий, например, сложные уроки, несправедливость учителя, отсутствие понимания в детском коллективе.

Ребенок не хочет идти в школу: причины негативного проявления и варианты помощи детям

Игнорировать или преуменьшать озвученные проблемы — плохое решение, которое приводит к обострению симптомов. Кроме того, школьная фобия требует вмешательства специалиста, поскольку физические симптомы могут указывать на другие заболевания. Если педиатр не обнаружил другой болезни, расстройство лечится у психолога.

Наиболее распространенные физические симптомы:

  • боль в животе
  • головные боли и головокружение
  • тошнота, рвота, диарея
  • ускоренное сердцебиение
  • повышение температуры тела.

Как отличить стресс от лени

Ребенок, страдающий от школьного невроза пытается всеми способами получить согласие своих родителей пропустить занятие, даже если он прилежный, обязательный ученик и отличается любознательностью.

Проблемы со здоровьем носят временный характер и появляются перед посещением образовательного учреждения, недомогания, как правило, исчезают во время выходных или когда удается избежать похода в школу.

Если ученику не интересно в школе, он не будет бояться ее посещения, скорее всего, он выйдет из дома и просто прогуляет уроки, тщательно скрывая этот факт от родителей. Кроме того, он не откажется от встречи с друзьями, тогда как ребенок страдающий от фобии, избегает общения.

Самый действенный способ помочь ученику обрести здоровую психику — поговорить с ним о его проблемах, возможно, он поставил перед собой высокую цель, которой не так легко добиться. Посетите психолога и если потребуется, невролога. Оба специалиста подскажут, какие действия помогут восстановить и укрепить нервную систему.

Источник: https://maminmayak.ru/shkolnaya-fobiya-rebenok-ne-hochet-idti-v-shkolu/

Что делать, если ребенок не хочет в школу?

9053

Ребенок не хочет идти в школу: причины негативного проявления и варианты помощи детямПодумаешь, проблема! Да пусть не ходит! Увы, даже если многие из нас говорят это мысленно, вслух мы обычно произносим нечто вроде: «Ну школа – это же так здорово!» или «Все ходят в школу, хочешь – не хочешь, а надо». На самом деле стремление получать знания естественно для каждого ребенка, другой вопрос – куда это стремление девается? Почти все дети с радостным нетерпением ждут того дня, когда пойдут в первый класс. Но, к сожалению, радужные ожидания оправдываются редко – вместо предметов и заданий, которые могли бы вызывать интерес, дети чаще сталкиваются с обязаловкой, уравниловкой, чрезмерной нагрузкой, давлением учителей и родителей. Кто-то находит в классе друзей и это компенсирует минусы, а кому-то везет меньше…

Разбираемся в этой нелегкой теме вместе с психологом Андреем Коноваловым.

Стоит задуматься, если:

  • Ребенок сам не свой в воскресенье вечером, потому что завтра в школу и уже в понедельник начинает ныть: «Ну когда же выходные?».
  • Для ребенка школа – это только уроки, фактор общения как будто отсутствует.
  • Каждое выполнение домашнего задания превращается в драму со слезами.

Нередко так складывается, что ребенку некомфортно в школе, и он ходит туда с большим нежеланием или вообще отказывается туда ходить и ищет любые предлоги, чтобы пропускать занятия. «В этом случае вам стоит проникнуться серьезностью данной проблемы, — комментирует психолог Андрей Коновалов. – Причин может быть множество».

Психолог рекомендует родителям начинать с аккуратных и деликатных расспросов ребенка. В непринужденной беседе задайте ему такие вопросы:

  • С кем в классе ты дружишь?
  • Тебе нравится учитель?
  • Часто ли тебя на уроках хвалят/ ругают?
  • Часто ли тебя вызывают к доске?
  • Как ты себя чувствуешь, когда тебя спрашивают на уроках/ вызывают к доске?
  • Что в школе тебе больше всего нравится, кажется интересным?
  • Что ты обычно делаешь на переменках?
  • Какие блюда в школьной столовой твои любимые?
  • Какие задания для тебя самые трудные?

Что делать дальше?

  • Пообщайтесь с родителями одноклассников. Возможно, эта проблема есть не только у вас, или другие дети рассказывают дома что-то такое, чего не рассказал ваш ребенок.
  • Поговорите с учителем. Однако это делать надо осторожно, помня о том, что если вы расскажете о нежелании ребенка ходить в школу, то можете вызвать у педагога негативные эмоции, и в итоге это только усугубит проблему.
  • Если ситуация не прояснилась, попросите разрешения присутствовать на нескольких уроках. Также незаметно понаблюдайте за тем, как ведет себя сын или дочь в классе в ваше отсутствие. Придите за ребенком в школу пораньше, чтобы увидеть ваше чадо на переменке или на прогулке.
  • Если ребенок затрудняется в выполнении домашних заданий, то некоторое время обязательно помогайте ему, при этом не делайте уроки за него, но обязательно оказывайте разумную поддержку, ободряйте ребенка и объясняйте то, что ему непонятно.
  • Если вы определили, что проблема заключается в том, что он пока не нашел себе друзей, то попробуйте попросить учительницу пересадить малыша за другую парту – к тому ученику, который пользуется популярностью. Можете сделать вместе с малышом что-то интересное, что заинтересует его одноклассников и поднимет в классе его рейтинг.
  • Иногда полезно сделать паузу, то есть действительно несколько дней малыш может не посещать школу. Лучше, если это будет время за неделю перед каникулами или, наоборот, после них. Ведь причина нежелания может объясняться и простой усталостью ребенка.
  • Не торопитесь решать проблему радикальным образом – например, менять школу. Возможно, через какое-то время проблема исчезнет сама собой.
  • В любом случае наберитесь терпения!

Воспаление хитрости

Ребенок постоянно пытается придумать причину не ходить завтра в школу. Эти причины часто бывают связаны с физическими недомоганиями, по очереди болят то живот, то горло, то голова. Это очень тонкий момент. Во-первых, ребенок может хитрить.

Во-вторых, у него может и правда что-то болеть и тогда ваше недоверие ему реально навредит. Нередко одно перетекает в другое и в «нужный» момент у ребенка может что-то заболеть абсолютно по-настоящему, лишь бы удалось избежать ненавистной контрольной.

По словам нашего эксперта, это явление не редкость – каждый внимательный родитель сталкивался с ним хотя бы однажды.

«Родителям необходимо научиться отличать реальную болезнь от детской хитрости, и для этого не обязательно быть врачом и знать все проявления различных заболеваний, — говорит Андрей Коновалов. – От вашей внимательности зависит, сможете ли вы распознать хитрость и насколько быстро».

Например, если вчера ребенок был здоров, а сегодня у него температура или внезапно что-то заболело, то выполняйте следующие рекомендации:

  • Вспомните события накануне. Случилось ли то, что реально могло вызвать болезнь (сильно продрог, съел по недосмотру несвежий продукт, в садике/ школе многие болеют)?
  • Определите, что ждет ребенка сегодня: дорога в детский сад/ школу, где ребенок поссорился с другом, контрольная работа, какое-либо публичное выступление, поездка к родственнице, которая чрезмерно строга.
  • Присмотритесь к поведению ребенка. Не наблюдает ли он за реакцией окружающих (публики), что присуще всем артистам? Помните, что паузы в спектакле маленького хитреца для наблюдения за реакцией зрителя являются отличительным признаком и первым сигналом того, что вас пытаются ввести в заблуждение.
  • Реально больного ребенка клонит в сон, все игры и развлечения его довольно быстро утомляют. Если же сразу после разрешения не идти в школу/ садик, не ехать к бабушкам-дедушкам, не выполнять какое-то малоинтересное дело, ребенок радостно начинает играть и сна ни в одном глазу, то, скорее всего, физически с ним все в порядке.
  • Обращайте внимание на позу ребенка: задумавшие обман дети, чаще всего стоят или сидят в закрытой позе (руки скрещены, туловище повернуто боком или почти спиной к родителю, нога на ногу).
  • Если у ребенка имеются проблемы с каким-то человеком или занятием, то симптомы мнимой болезни будут проявляться по расписанию (если не любит оставаться с бабушкой, а с ней оставляют по вечерам субботы, то симптомы какой-либо болезни будут появляться уже в субботу днем).

Постарайтесь вместе с ребенком выяснить главные мотивы и факторы, повлекшие обман. Но только не прибегайте к методу допроса, а попробуйте перевести все в доверительный разговор. Обманывать дети в основном учатся у окружающих их взрослых. Надо объяснить ребенку, что из любой ситуации можно найти выход, не обманывая.

Подавайте положительный пример своим детям, не стоит ждать, что кто-то воспитает их за вас!

Мария Иванникова

Источник: https://pomogatel.ru/articles/chto-delat-esli-rebenok-ne-khochet-v-shkolu.html

Ребёнок не хочет ходить в школу: советы психолога

С наступлением учебного года многие родители сталкиваются с этой проблемой и не знают, что делать, если ребёнок не хочет ходить в школу. Причины подобного поведения могут быть самыми различными. Каждый случай индивидуален, поэтому важно разобраться, из-за чего он отказывается посещать учебное заведение и получать новые знания.

Степень серьёзности проблемы

Когда ребёнок сообщает маме и папе, что не желает идти в школу, его слова могут иметь разную смысловую окраску. Необходимо разобраться, в чём дело. Иногда даже любимое занятие надоедает, если его приходится выполнять ежедневно. Ведь взрослым тоже не всегда хочется идти на работу или заниматься домашними делами.

Если он устал от «обязаловки», особой проблемы здесь нет. Психологи в этом случае советуют оставить чадо дома на денёк, одобрив «прогул». Подобное поведение позволит получить следующие бонусы:

  • У ребёнка не возникнет переутомления;
  • Родитель, так сказать, заработает дополнительные баллы как тот, кто любит и балует;
  • Ребёнок получит возможность соскучиться по одноклассникам и учителю.

Проблема является гораздо более серьёзной, если сын или дочка изменились, стали более агрессивными или замкнутыми.

Когда ребёнок под любым предлогом отказывается посещать школьные занятия и стремится прогулять уроки, пора бить тревогу.

Подобные факторы свидетельствуют о том, что нужно срочно принять меры: найти и ликвидировать настоящую причину нежелания учиться. Чем скорее удастся с этим разобраться, тем меньше пострадает психика сына или дочки.

Причины нежелания ходить в школу

Их не так много, но родителям нужно понять какая именно причина мешает в их случае, и принять своевременные меры. Если пустить ситуацию на самотёк, можно создать серьёзные проблемы своему чаду.

Трудности в общении с одноклассниками

Дети нередко бывают жестокими. Они не способны взглянуть на ситуацию с нескольких сторон, как взрослые. Так, они не могут объективно оценить своё поведение и понять, какие оно может иметь последствия.

Издевательства одноклассников могут быть обусловлены разными причинами. Иногда это какие-то внешние недостатки или закомплексованность. Порой дети не хотят дружить со своим сверстником из-за его сложного характера или неадекватного поведения.

Когда ребёнок входит в новый коллектив, ему обычно хочется показать себя с самой лучшей стороны. Если он боится непринятия, то, как бы идёт на опережение, защищаясь нападением. Подобное поведение является неосознанным и часто имеет искажённую форму. Ребята могут не понять такой наглости и начать травить в ответ.

Чаще всего опасается непринятия тот ребёнок, которому это уже хорошо знакомо. Как правило, это дети, которые сталкиваются с таким отношением к себе в собственной семье. Например, кто-то из родителей не уважает его, может себе позволить ударить или оскорбить, демонстрирует неприязнь.

Если сын или дочка конфликтует с одноклассниками, важно как можно быстрее разобраться в причинах раздора. Возможно, ребёнок и сам неправ, но не стоит торопиться его обвинять. Вполне возможно, что он боится наказания и специально искажает картину. Необходимо внимательно выслушать каждую из сторон и лишь потом принять решение.

Неинтересно учиться

Обычно дети очень любопытны. Это такие маленькие почемучки, которым хочется знать всё на свете. Если пропадает интерес к обучению, то, как правило, это возникает в таких случаях:

  • Школьник получил пробел в знаниях, отстав от программы. Подобное может произойти даже с умным и развитым ребёнком. Например, из-за проблем со здоровьем или по причине семейных обстоятельств.
  • Иногда учебная программа не успевает за ребёнком, который интересуется новостями, уделяет много времени чтению. Такие дети вырастают из старой программы, как из старой формы.
  • Способности школьника просто не соответствуют общей направленности обучения, или его слабые интеллектуальные задатки являются преградой для адекватного восприятия информации. Он старается, но у него плохо получается. Он не в состоянии осилить школьную программу на достаточном уровне, из-за чего мотивация учиться исчезает.
Читайте также:  Этапы развития ребенка: особенности протекания и классификация

Антипатия преподавателя

Нередко нелюбовь к школе объясняется диссонансом темперамента ученика и учительницы. Чаще всего подобная ситуация возникает в начальных классах. Например, крикливый и властный преподаватель способен подавлять робкого ребёнка с низкой самооценкой. Если же учитель слишком спокойный, ему может оказаться не под силу наладить контакт с шустрым шалуном.

Подобные проблемы обычно приводят к плохой успеваемости, а потом к исчезновению всякого интереса к учёбе. Необходимо знать и понимать темперамент ребёнка. Если сын или дочка — непоседа с первых дней жизни, нужно быть готовым к тому, что такой ребёнок потребует к себе гораздо больше внимания, нежели уравновешенный и спокойный ученик.

Следует знать, что гиперактивные дети:

  • Не признают авторитетов;
  • Отличаются необузданным любопытством;
  • Легко переключаются с одного дела на другое.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить их концентрироваться на чём-то одном продолжительное время. В школе ему этот навык очень поможет. Конечно, задача не из лёгких, понадобится проявить смекалку и пустить в ход всю свою фантазию, чтобы добиться желаемого результата. Иначе попытки заинтересовать ребёнка учёбой не увенчаются успехом.

Другие причины

Переживая первую влюблённость, сын или дочка нередко отказывается ходить в школу. Делать с ребёнком в этом случае ничего не надо. Отсутствие взаимности в любви кроха переживёт, хоть это и окажется для него большим стрессом. Родитель может лишь попытаться объяснить маленькому человечку, что в жизни так бывает, и любовная неудача — вовсе не повод избегать посещения школьных занятий.

Бывает, что виной всему неурядицы в семье. Если мать и отец разводятся или кто-то из них умер, это всегда воспринимается крохой как большая трагедия. Из-за семейных проблем у него могут опуститься руки. Мотивация к обучению может пропадать вследствие отсутствия должного внимания и контроля со стороны родителей. Так, не чувствуя поддержки от взрослых, ребёнок не хочет ходить в школу.

Что делать с причинами подобного плана — вполне понятно: необходимо начать уделять внимание ребёнку, чтобы он чувствовал себя важным и нужным. Будет нелишним посетить детского психолога, если в семье тяжёлая обстановка. Когда отец и мать постоянно ссорятся, это неминуемо влияет и на ребёнка, который невольно получает стресс.

Если он связался с плохой компанией, и при этом нет никакого контроля со стороны матери и отца, ситуация может оказаться очень тяжёлой. Здесь вина взрослых налицо.

Что делать родителям?

С чем бы ни было связано нежелание отправляться на занятия, начать лучше всего с обычной беседы. Стоит поговорить с крохой в непринуждённой обстановке. Допустим, можно пригласить ребёнка прогуляться по парку или покататься на аттракционах. Детям проще идти на контакт, когда у них хорошее настроение.

Если чадо упорно отказывается говорить о школе, что бы ни делал родитель, всё равно не стоит давить на него. В этой ситуации следует попытаться выведать нужную информацию у учителей или одноклассников. Будет нелишним поговорить с классным руководителем, прислушаться к его рекомендациям.

Нередко дети доверяют преподавателям гораздо больше, чем собственным родителям, охотно делясь с любимой учительницей самым сокровенным. Получив необходимую информацию, важно быть с ней осторожным, чтобы ребёнок не смог понять, где произошла «утечка». В противном случае он будет считать преподавателя предателем и перестанет ему доверять.

Родители обычно стремятся отдать кроху в самую престижную школу, не понимая, что нужно выбирать не учебное заведение, а учителя. В особенности если это младшие классы. Если ученик и преподаватель будут подходить друг другу по темпераменту, им будет проще наладить контакт. Когда ребёнок симпатичен учительнице, она всегда найдёт способ, как ему помочь при отставании от школьной программы.

Педагогический коллектив имеет огромное значение. Если к ученику относятся с уважением, воспринимают его как индивидуальность, учитывают личностные особенности, он непременно будет любить свою школу и стараться хорошо учиться.

Совет психолога: заинтересовать ребёнка учёбой проще простого, если он воспринимает школьный коллектив как родную семью и комфортно себя ощущает в своём учебном заведении. Когда он отказывается обучаться из-за проблем в отношениях с преподавателем, стоит поискать отзывы о школах своего района. Возможно, лучшим решением окажется просто забрать документы и подыскать другого педагога.

Если он отстал по какому-то предмету, стоит нанять репетитора или позаниматься с крохой самостоятельно. Когда у него начнёт получаться, он почувствует себя значимым, и у него возрастёт мотивация к новым свершениям. Одарённого ребёнка рекомендуется отдавать в профильные школы, где учебная программа усложнена.

Не стоит расстраиваться, если репетитор не сумел помочь крохе. Скорее всего, у него другие способности. Следует ориентироваться на ту деятельность, которая нравится сыну или дочке. Существует множество профессий, и среди них непременно найдётся та, в которой отпрыск сможет проявить свои способности на все 100%.

К первой влюблённости тоже не стоит относиться поверхностно.

Разговаривая с ребёнком, которого отвергли, нужно ему объяснить, что в жизни всё меняется, и совсем скоро настанет такой момент, когда он будет хохотать над произошедшим.

Можно поплакать вместе с ним, отвлечь его на что-то. Чаще всего школьная любовь не переходит в серьёзную любовь, поэтому необходимо это просто пережить. Возможно, стоит сходить к детскому психологу.

Полезные советы

Прежде всего родители должны усвоить, что ребёнок имеет полное право тревожиться. Им следует искренне интересоваться жизнью своих детей, спрашивать, какие предметы ему больше нравятся, а какие даются с трудом и почему.

Важно задавать вопросы не только о полученных отметках, но также ещё и о том, за что они были поставлены, доволен ли ребёнок результатом, какие чувства он испытал при получении балла — радость, гордость, гнев, стыд, разочарованность? Умение проговорить собственные эмоции — полезный навык, который обязательно пригодится ему в будущей жизни.

Дети должны понимать, что чего-то не знать — это нормально. И стыдиться здесь совершенно нечего. Пускай он смело сообщает о том, что у него возникли сложности с выполнением задания, или он просто банально устал. Большинство современных школьников сегодня перегружены.

Взрослые часто не воспринимают проблемы своих ребятишек как нечто несерьёзное. Тем не менее важно научиться их не обесценивать. Одновременно с этим не стоит раздувать из мухи слона, если в дневнике появилась плохая оценка.

Если кто-то из одноклассников дразнит ребёнка, не следует поспешно связываться с родителями обидчика. В такую ситуацию можно вмешаться лишь тогда, когда сын или дочка уже точно не сможет справиться в одиночку. Если постоянно пытаться решать проблемы чада, ребёнок вырастет несамостоятельным и не сможет за себя постоять во взрослой жизни.

Если мысль о том, что нужно идти в школу, наводит на ребёнка ужас, и он всячески пытается избежать этого, важно поговорить с ним и постараться узнать, что произошло. Это первый шаг на пути к решению проблемы.

Узнав истинную причину, следует принять меры, учитывая особенности сложившейся ситуации.

Для каждого ребёнка крайне важна родительская поддержка, поэтому, что бы ни случилось, всегда нужно относиться с пониманием к неприятностям крохи.

Ребёнок отказывается ходить в школу: что делать, причины проблемы

Источник: https://OurKids.ru/metodichka/sovety/ne-khochet-v-shkolu/

Ребенок не хочет в школу: последствия и мотивация – Развитие ребенка

Девятилетний Илья почти каждое утро плачет и делает всё возможное, чтобы не идти в школу. Его родители жалуются: «Он постоянно хнычет, говорит, что плохо себя чувствует и что ему скучно в школе. Но раньше ему нравилось ходить в школу. Мы не знаем, что случилось, но в последнее время стало очень трудно убедить его пойти на учебу».

Если ваш ребенок учиться в младших классах, скорее всего, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда он не хотел собираться и идти в школу. В таком случае важно выяснить истинную причину его поведения.

Это может быть сильная загруженность в школе, проблемы с одноклассниками или способ справляться с негативными эмоциями.

Родителям важно разобраться в ситуации: возможно, ему требуется больше времени на сон, у него проблемы с общением, или ему не хватает силы воли вставать рано утром и идти в школу.

Иногда дети боятся буллинга со стороны одноклассников. То, что ребенок не хочет идти в школу, является первым признаком буллинга, поэтому проверьте, не случилось ли это с вашим ребенком. Некоторым детям трудно привыкнуть к распорядку и правилам поведения в школе.

Прогулы уроков у них являются некой формой протеста. В любом случае, отказываясь идти в школу, ребенок пытается решить какую-то реальную проблему. Однако такой способ решения проблем приводит к еще большим проблемам.

Поэтому родителям важно помочь малышу самостоятельно справляться с трудностями.

Ребенок может жаловаться на то, что в школе ему скучно. Психологи утверждают, что в некоторых случаях, когда ребенок жалуется на скуку, он испытывает небольшую злость. И иногда дети действительно злятся на школу, а иногда им просто скучно.

Вы должны объяснить ребенку, что ходить в школу – это его обязанность. Скажите ему: «Ты должен ходить в школу, даже если тебе там скучно. Это твоя ответственность, чтобы ходить туда независимо от своего настроения.

Если ты хочешь, чтобы в школе тебе не было так скучно, найди там что-то интересное для себя».

Мотивация и последствия у взрослых и детей

Миллионы людей вынуждены вставать утром и идти на работу. И они справляются с этой задачей, потому что выработали навыки, которые помогают им приспосабливаться к реальному миру.

Если посмотреть на то, как взрослые решают подобные задачи, можно выделить две основные составляющие: мотивацию и последствия.

Мотивация – это ответ на вопрос, почему нужно идти на работу (например, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы иметь возможность купить новую машину, дорогую одежду и т. д.).

Последствия заключаются в том, что, если взрослый не будет вставать по утрам и ходить на работу, его уволят. Если он будет продолжать это делать, со временем у него начнутся финансовые и социальные проблемы.

Подобная мотивация и последствия должны быть и у ребенка, чтобы он понимал, зачем ему ходить в школу. Объясните ему это. Перед родителями стоят две задачи: мотивировать ребенка ходить в школу и помочь ему определить, почему он не хочет это делать, чтобы решить проблему.

Мотивировать ребенка несложно, для этого нужно придумать какое-нибудь вознаграждение. Например, вы можете сказать ребенку: «Если ты будешь вставать вовремя, ты можешь позже ложиться спать или в течение часа отдыхать в своей комнате днем».

Такое поощрение должно происходить также при условии, что ребенок получает хорошие оценки и хорошо себя ведет в школе. Не забывайте хвалить ребенка за то, что он встает вовремя. Например, вы можете сказать: «Мне нравится, что ты встаешь вовремя.

Бывало ли такое, что ты не хотел вставать? Как ты заставлял себя в таких случаях?» Так вы сможете понять, что чувствует ребенок и как можно решить проблему.

Установить последствия тоже несложно. Главное при этом – не вступать с ребенком в противостояние и установить такие последствия, которые будут соответствовать ситуации. Важно объяснить ребенку последствия как можно раньше – с самых первых случаев, когда он не хочет идти в школу.

В качестве последствий можно в чем-то ограничить ребенка, например, не разрешать ему ложиться спать позже установленного времени. Можно, наоборот, укладывать его спать раньше. Вы можете сказать ребенку: «Ты целую неделю не вставал вовремя, поэтому всю следующую неделю ты будешь ложиться спать на час раньше.

Если ты будешь ложиться и вставать по распорядку, через неделю, возможно, ты опять сможешь ложиться, как раньше».

Если ребенку трудно вставать по утрам, уберите из его комнаты телевизор, компьютер и мобильный телефон – они могут быть причиной проблем со сном. В качестве последствий вы можете также ограничить ребенку время для просмотра телевизора или компьютерных игр.

Установите ребенку границы и покажите ему реальные последствия его поведения

Когда ребенок не хочет ходить в школу, он не выполняет свои обязанности в школе и дома. Здесь важно обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, важно то, как родители объясняют ребенку его обязанности – от этого зависит, как он будет их выполнять.

Если ребенок отказывается учиться, родители должны найти новый способ общения с ним и обратить внимание на то, какую ответственность он несет перед семьей.

Задайте себе вопрос: «Отказывается ли ребенок выполнять то, что я его прошу? Выполняет ли он домашние обязанности?» Он отказывается учить уроки или помогать по дому, а вместо этого играет в компьютерные игры? Стоит ограничить ему доступ компьютеру.

Впоследствии доступ к компьютеру можно использовать в качестве поощрения за то, что он вовремя встает и идет в школу. Это хорошо помогает мотивировать ребенка.

Читайте также:  Дошкольное развитие ребенка: как правильно заниматься с детьми

Не пытайтесь утром вести с ребенком беседы о необходимости вставать вовремя. Утром ребенок не способен воспринимать такую информацию и, скорее всего, он начнет оправдываться или вступать в конфликт. Поэтому такую беседу лучше провести позже.

Кроме того, если поход в школу становится постоянной проблемой, родители должны понять, что последствия за такое поведение устанавливает и школа, а не только родители. Позвольте малышу встать позже, но не оправдывайте его поведение.

Напишите учителю записку примерно такого содержания: «Ребенок опоздал без уважительной причины и готов понести за это ответственность». Если ребенка не пустят в класс – это хорошо. Не защищайте ребенка от последствий за свои действия.

Старшим детям, которые пропускают уроки, сложнее учиться – и это тоже последствие их поведения.

Поэтому, если ребенок не хочет вставать утром и идти в школу, подумайте о трех вещах.

  • Во-первых, правильно установите причину такого поведения. Если вы не можете сделать это самостоятельно, обратитесь к психологу.
  • Во-вторых, подумайте, как мотивировать его и как поощрить за хорошее поведение.
  • В-третьих, устанавливайте последствия и ограничения, чтобы приучить ребенка к ответственности. Родители должны четко понимать разницу между наказанием и последствиями, которые следуют за действиями малыша. Это поможет им действовать более эффективно.

Как призвать ребенка к ответственности?

Когда проблемы с ранним подъемом и выходом в школу возникают у младшего школьника, следует задействовать не только родителей, но и школьную систему. Такой же подход нужно применять и для детей старшего школьного возраста, но при этом они могут оказывать сопротивление.

Необходимо приложить максимум усилий, чтобы помочь сыну или дочери. Но при этом следует понимать, что иногда родители могут быть бессильны, когда речь идет о том, чтобы заставить подростка ходить в школу.

В данном возрасте дети уже способны противостоять родительскому влиянию, и плохая успеваемость в школе может быть их сознательным выбором. Родителям следует понять, что подросток уже более ответственен перед обществом, чем перед ними.

Примите тот факт, что вы уже не во всем можете контролировать вашего ребенка, а затем сделайте всё возможное, чтобы помочь ему.

Родители часто чувствуют себя одинокими в борьбе за хорошее поведение ребенка. И для этого есть много оснований. Современная молодежная культура пропагандирует безответственное поведение и свободу от всяких обязанностей.

Наивно думать, что подросток будет прилагать усилия для того, чтобы развивать навыки, необходимые во взрослой жизни, если у него нет достаточной мотивации или если он не видит последствий. В современном обществе (во многом благодаря молодежной культуре и системе образования) бытует миф о том, что излишняя ответственность не гарантирует успех в жизни.

Это приводит к тому, что вокруг так много посредственности, и общество считает это нормальным. Если придерживаться такой позиции, воспитывать детей становится легче, но во взрослой жизни им придется трудно.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 3.22 из 5 на основе 9 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/school/4774/

Ребенок не хочет учиться — страшная правда

Да что же это такое?! Ребенок опять прогулял школу. Что делать с этой бестией ума не приложу…Вас посещают такие мысли? Советы психологов в данной статье помогут понять, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Всех детей по энтузиазму к учебе можно поделить на 4 категории:

1) Учится с удовольствием
2) Отношение к учебе спокойное, нет особого энтузиазма
3) Не любят учиться, но способны терпеть
4) Отказываются учиться

Но не нужно думать что для одного ребенка возможна только одна категория.

Один и тот же школьник может переходить из одной категории в другую. А зависит это от внешних факторов и пробелов в воспитании.

Порядка 20% школьников испытывают трудности в изучении школьной программы.

 Перед родителями встает вопрос: как же повлиять на маленького неуча?

Предпринимается множество попыток: уговоры, наказания, подкуп. Но чаще всего такие манипуляции не приводят к должному результату. И тогда в семье начинает твориться полный хаос.

Постоянные крики, упреки и тщетные попытки наставить на путь истинный. Чтобы решить этот вопрос, нужно разобраться, почему ребенок избегает учебы.

Причины, которые внутри

1)Отсутствие интереса

Распространенная причина – это отсутствие интереса к учебе.Если речь идет о первокласснике, то возможно еще не сформировался достаточный интерес к знаниям и любознательность, которые так необходимы для успешного обучения. В маленьком возрасте дети могут не понимать, зачем вообще нужны ежедневные занятия в школе, которые мешают играть. Встречается эта причина и у более старших детей.

Решение:

Постарайтесь сами объяснить ребенку насколько важно обучение для его последующей жизни. Хорошо было бы подключить учителей к решению этого вопроса, чтобы они попытались увлечь школьника новыми знаниями. Неравнодушных преподавателей довольно много. Если Вы обратитесь к ним за помощью, навряд ли они откажутся.

Случай из практики №1:

История Натальи: “Мой сын в 8 лет был сильно увлечен компьютерными играми. Настолько, что наотрез отказывался садиться за уроки. Просто невозможно было заставить сделать домашнее задание. Школу не пропускал, но вот дома только в игрушки свои играл.

Перепробовала все методы ничего не помогало. Потеряв веру в успех, я обратилась к психологу.

К моему удивлению результат не заставил себя дать. Уже через 2 недели сын самостоятельно стал выполнять задания. Так постепенно его увлечение играм стало меньше. Теперь он играет только в выходные дни и не более пары часов.”

Случай из практики №2:

История Карины: “Моей дочери с первого класса не нравилась особо школа.

На занятия ходила без энтузиазма, домашнее задание тоже выполняла из-под палки. Не было предмета, который бы ее интересовал. Кружки она тоже не посещала, что бы я ей не предлагала. В 10 лет после летних каникул она вообще отказалась посещать школу.

Сначала были различные предлоги: заболела, плохо себя чувствую.

А потом заявила, после долгих расспросов, что у нее нет никакого желания учиться и ей это не нужно. Вот тут я действительно запаниковала, не знала что делать с дочкой. Как понять ее проблемы и помочь?

В итоге решила обратиться к психологу. И нисколько не пожалела об этом. В процессе работы с дочкой, психолог объяснил  мне причины этой ситуации. Указал на мои ошибки в воспитании.

Дал понять мне, что моя девочка, хоть и ребенок еще, но уже личность. А мое отношение к ней только портило ее. Сейчас слава Богу у дочки все хорошо и учеба ей дается без проблем, появился энтузиазм и радость от успехов.”  

2) Не получается

  Как перестать нервничать — 13 реальных способов

Все люди разные, и дети не являются исключением. Кому-то хорошо даются точные науки, а кому-то гуманитарные. А возможно, ваше чадо не равнодушно к рисованию или музыке? А у вас, напротив, есть намерение, чтобы он стал ученым в области физики.

Возможно и такое, что программа слишком сложна для конкретного ребенка.

В таком случае нужно подобрать для него коррекционный класс. Если у маленького ученика нет успехов в определенных предметах или в целом, то естественно у него может пропасть вообще желание учиться.

Решение:

Не нужно давить на ребенка и заставлять проявлять интерес к тому, к чему его нет.

Правильнее будет подобрать ему школу по способностям и интересам.

Случай из практики №3:

История Оксаны: “Мой сын гиперактивный ребенок, поэтому были проблемы с воспитанием. Когда он пошел в первый класс, возникли сложности. Он не мог долго сидеть на месте, был невнимательным. Учитель старался ему помочь и относился с пониманием.

Но с переходом во 2-й класс все еще больше обострилось. Успеваемость была очень низкой, сын сильно отставал от других детей. Учитель посоветовал обратиться к детскому психологу. Если бы не психолог, то сын наверное остался бы на 2-й год.

Благодаря консультациям он стал намного уравновешеннее, и внимательность возросла.”

3) Комплексы

Часто у детей возникают различные комплексы по поводу своей внешности или речи, поведения. Это тоже может послужить причиной, почему ребенок не проявляет интереса к учебе. Так как он может испытывать множество негативных эмоций и чувств, всякий раз, когда его вызывают к доске или задают вопрос. Может возникнуть страх, что его высмеют сверстники.

Решение:

Чтобы всегда знать, что в душе у вашего ребенка, что его волнует лучше придерживаться с ним общения на равных и быть ему другом. Тогда вы всегда будете в курсе его переживаний и сможете вовремя оказать нужную поддержку.

Однако, некоторые родители считают, что дети всегда должны быть детьми, и боятся потерять авторитет.

Также иногда родительской помощи бывает недостаточно в таких случаях, и ученик все равно сильно переживает по поводу своих комплексов.

В таком случае ему полезно будет воспользоваться консультациями психолога и преодолеть свои страхи еще в детстве, чем выносить это во взрослую жизнь.

4) Не влился в режим

Не все дети быстро привыкают к строгому режиму, необходимому для посещения школы. Вставать рано по утрам, сидеть за партой часами и внимательно слушать учителя, а затем еще и дома выполнять кучу домашней работы. Для многих это может стать сильным стрессом.

Решение:

Помогите ребенку составить удобный режим дня. После школы обязательно дайте ему отдохнуть пару часов и возможность заняться любимыми занятиями. Акцентируйте его внимание на том, что после того, как он потрудиться, его обязательно будет ждать какое-нибудь развлечение.

5) Гений по определению

Бывают нередко такие истории в жизни, что ребенок рано научился говорить, читать, писать еще до школы. А вот когда пошел в школу особых успехов в обучении не показывает. Здесь причина может быть в том, что он привык с малых лет к тому, что он гениален и воспринимает это как данность.

Думает, зачем мне учиться, если я и так умный? Не привык что-либо делать для достижения успеха. Но ведь для успешного обучения необходимо и прилагать усилия.

Решение:

Здесь важно правильно объяснить, что всем независимо от заложенных природой качеств необходимо прилагать усилия. Только в таком случае результат не заставит себя ждать.

Если способности ученика действительно отличаются от детей со средней успеваемостью, хорошо будет отдать его в специализированную школу. Углубленная программа может заинтересовать, и он будет снова стремиться к знаниям.

Причины, зависящие от других людей

1)Когда родители слишком много берут на себя

  Измена мужа: как себя вести

Для многих мам и пап их ребенок является центром вселенной. «Сделаю все возможное и невозможное для своего любимца» – думают они. И начинают перенимать ответственность за обучение на себя: и портфель соберут, и домашку сделают.

Или же проявляют излишний контроль. И когда вроде бы школьник все делает сам, но за плечом стоит неугомонный родитель и диктует, что делать в данный момент.  В такой ситуации ребенок не хочет учиться из-за потери всякой ответственности и контролем над своей жизнью.

Решение:

Если Вы чересчур контролировали свое чадо, стоит как можно скорее ослабить опеку. При этом нужно быть готовым к тому, что первое время школьник совсем расслабиться. Ведь он почувствует полную свободу действий и освободиться от гнета.

Он начнет заниматься тем, в чем его долгое время ограничивали. Но пройдет время и ему надоест быть двоечником. Ученик начнет предпринимать первые самостоятельные шаги. Появятся первые успехи, а затем и интерес. А если есть интерес, значит его уже не нужно будет заставлять учиться и контролировать.

2) Когда у родителей нет времени помогать и контролировать

Так же может возникнуть обратная ситуация по сравнению с предыдущей – бесконтрольность. Бывают случаи, когда родители работают допоздна и не могут помочь и проконтролировать свое чадо. И если у ребенка еще не сформировалось чувство ответственности, то естественно он не будет сам садиться за уроки, когда можно поиграть в видео игры или погулять с друзьями.

Решение:

Лучше всего прививать чувство ответственности и дисциплины еще до школы в детском саду. Если уж возникла такая ситуация, то можно попросить помощи у бабушек, дедушек, чтобы приглядывали за внуком.

3) Плохие отношения с одноклассниками или учителем

Натянутые отношения с одноклассниками или с учителем, также могут вызвать антипатию школьника к обучению. Каждый поход в школу может быть для него испытанием.  Вся энергия тратиться на разрешение конфликтов, а на учебу ее не остается. Около 50% детей, учащихся в начальных классах, говорят, что им не нравится их учитель.

Читайте также:  Развитие ребенка в 11 месяцев: каждый день что-то новое

Решение:

Для того чтобы быть всегда в курсе дел ребенка учитесь поддерживать с ним дружеские отношения. Старайтесь меньше читать нотаций, больше разговаривать на равных и давать советы.

При доверительных отношениях ребенок не будет чувствовать обиду и раздражение, которые возникают, когда им пытаются помыкать. А будет уважать Вас за понимание и помощь.

Большой плюс теплых отношений с ребенком – вы узнаете без нервотрепки, что у него что-то не ладится в школе. Он сам вам об этом расскажет.

И затем нужно придумать выход из положения. Если у вас не получится помочь ему в этом вопросе самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.

Секреты мотивации детей

  1. Покажите, как приятен на вкус успех

    Показателем успешности в школе являются оценки – в данном случае “пятерки”. Учеников с хорошей успеваемостью уважают учителя, одноклассники и их родители. Также другие дети просят отличников помочь с различными заданиями, с которыми не могут справиться сами. В общем, эти дети не обделены вниманием и похвалой.

    А вот дети, которым по какой-либо из причин учеба дается сложно, не знают о такой стороне хорошей успеваемости. Поэтому нужно им помочь хоть раз испытать на себе успех. Узнать что такое когда ты любим и уважаем многими людьми. И когда ребенок испытает это чувство, он не захочет больше быть отстающим учеником и перекатываться с “двойки” на “тройку”.

  2. Помогите развить способности

    Не бывает детей без талантов. Бывают дети, талант которых не был раскрыт, а потенциал не реализован. Поэтому приглядитесь к своему ребенку, узнайте, что его интересует, что нравится. И запишите его на внешкольные занятия по этому предмету или виду искусства.

    Особенно важно это для детей, плохо успевающих по предметам, которые считаются основными, но имеют явные успехи, например в музыке или в футболе. Занимаясь любимым делом, чадо будет получать позитивные эмоции и силы на более сложные для него уроки.

  3. Объясните дочке или сыну смысл учебы

    Трудно достичь успеха и иметь энтузиазм в деле, если не понимаешь зачем это нужно.

    Чтобы ребенок лучше понял важность саморазвития и получения знаний, покажите на своем примере, как учеба в школе помогла вам в жизни.

    Например, мама работает журналистом в газете. А все потому что она старательно изучала в школе литературу и русский язык, благодаря чему поступила в университет и получила профессию мечты.

    Папа – тренер волейбольной команды.

    И он может заниматься любимым делом, только потому, что в школе получал хорошие оценки не только по физкультуре, но и по базовым предметам. Ведь ему нужно было окончить школу и сдать экзамены, чтобы получить эту работу.

  4. Научите ребенка не сдаваться перед трудностями и не впадать в уныние

    Кроха получила плохую оценку и в замешательстве от этого? На лице огорчение и обида от случившегося. Необходимо поддержать и рассказать, что это не повод грустить и опускать руки. В жизни случаются неудачи. От этого никто не застрахован. Но выигрывает в итоге тот, кто не пасует в сложную минуту.

    А засучив рукава и с улыбкой готовится к новой подаче.

    Также объясните ребенку, что плохая оценка не делает его недостойным и глупым. Это просто говорит о том, что он недостаточно хорошо подготовился к данному материалу. Но если он приложит больше усилий в следующий раз, то результат несомненно будет лучше.

  5. Помогите восстановить концентрацию Если у ребенка снижена концентрация и он не может сосредоточиться, то сейчас неподходящий для этого момент. Так как у него повышенная возбужденность. Лучше переключить его на более активные действия. А когда он придет в норму, продолжить занятия.

    В качестве переключения идеально подойдет помощь по уборке в доме, активные игры, например “прятки” или “жмурки”.

  6. Используйте хитрости

    Если Вы сами можете похвастаться хорошей успеваемостью в школе, расскажите об этом ребенку. Это будет для него хорошим примером для подражания. Также добавьте свои ожидания. Как сильно Вы бы хотели, чтобы и Ваш ребенок хорошо учился.

    Расскажите, на конкретных примерах, как Вам помогли полученные знания.

    Отличный результат будет, если рассказать чаду о его любимом герое. Как тот старательно учился в школе. Например, Бэтмэн благодаря полученным в школе знаниям смог правильно рассчитать скорость полета и постичь это искусство в совершенстве.

    На таких примерах можно наглядно показать ребенку, что на знаниях основан мир.

     Мы надеемся, эта статья помогла Вам лучше узнать своего ребенка и понять причины, почему он не желает учиться. А также применить на практике советы и увидеть результат.Если Вы до сих пор находитесь в тупике и не знаете, как мотивировать чадо к знаниям, ждем Вас на консультации психолога онлайн. Безвыходных ситуаций не бывает. Мы помогли уже многим детям почувствовать вкус к учебе. Индивидуальный подход и многолетний опыт – наши ключи к успеху!

  Отношения на расстоянии — 13 советов психолога от эксперта

Поделитесь этой информацией в соц. сетях

Источник: https://psyconsult24.ru/rebenok-ne-xochet-uchitsia/

Нежелание ребенка идти в школу. Как с этим бороться?

Иногда родителям приходится сталкиваться с такой проблемой, как нежелание ребенка идти в школу. Причины такого поведения ребенка могут быть разными.

  • Отсутствие положительных эмоций и удовлетворения от учебы и внеучебной деятельности;
  • Неумение общаться и находить контакт со сверстниками;
  • Отставание в учебе, трудности в усвоении материала;
  • «Смысловой барьер» между учителем и учеником;
  • Переход из одного класса (школы) в другой;
  • Непринятие одноклассниками в свой коллектив (негативные межличностные отношения в классе);
  • Отсутствие заинтересованности родителей в делах ребенка;
  • «Мнение компании» – влияние друзей, приятелей во дворе;
  • Что же делать родителям, если ребенок не желает идти в школу и любыми способами уклоняется от учебы?

Постарайтесь выяснить причину. Если ребенок не идет на контакт, то обратитесь к специалисту, который поможет решить данную проблему.

Если Ваш ребенок расположен к разговору и принимает Вашу помощь, поддерживайте его желание общаться своим одобрением, согласием со всем, что он говорит. Не спорьте, не критикуйте, не давайте советов .

Найдите общие интересы с ребенком. Подчеркните в нем положительные качества. Обсудите то, что представляет трудности. Разработайте общий план действий по изменению ситуации. Распределите роли и обязанности.

  1. В случае неуспеваемости ребенка в школе, следует укреплять его веру в свои способности, возможности.
  2. Приобретите союзников среди одноклассников.
  3. Избегайте конфликтов с учителями, постарайтесь больше рассказывать им о положительных сторонах Вашего ребенка.
  4. В случае негативного влияния на ребенка со стороны сверстников необходимо мягко пресекать данное общение – покажите непривлекательные стороны и последствия такого общения
  5. Во всем принимайте сторону ребенка и решительно поддерживайте его.
  6. Если ваш ребенок уходит из дома.
  7. Чаще всего подростки уходят из дома в возрасте 9-15 лет.
  8. Причинами этого могут быть семейные проблемы:
  9. · отсутствие внимания к детям и их проблемам со стороны родителей;
  10. · неумение находить контакт с ребенком или нежелание общаться с ним;
  11. · несправедливое наказание и нарекание в адрес ребенка;
  12. · отсутствие контроля над ребенком в связи с занятостью родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест;
  13. · переживание ребенком ссор или разводов в семье;
  14. · появление новых членов семьи;
  15. · социальное неблагополучие в семье (алкоголизм, наркомания. насилие);
  16. · отсутствие у ребенка уверенности в его поддержке родителями.
  17. Проблема ухода ребенка из дома не исчезнет сама собой, если на неё не обращать внимания и вовремя не отреагировать, наоборот добавятся другие более сложные проблемы.
  18. Если вы заметили, что ваш ребенок стал замкнутым, агрессивно реагирует на ваши просьбы или замечания и часто уходит из дома, то ему необходима помощь и, в первую очередь, именно с вашей стороны:
  19. · постарайтесь поговорить с ребенком и выяснить, что же произошло;
  20. · обратитесь за помощью к специалистам (психологу, неврологу, детскому психиатру);
  21. · создайте благоприятные условия в семье, окружите ребенка заботой и вниманием, чтобы он не чувствовал себя одиноким или обделенным в чем- либо, чтобы знал, что его любят, понимают, сочувствуют и готовы защитить;
  22. · чаще доверяйте ребенку ответственные задания и хвалите его за выполнения, даже если у него не получилось.
  23. ЕСЛИ:
  24. Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  25. Ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  26. Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
  27. Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
  28. Ребёнок растет в терпимости, он учится понимать другого;
  29. Ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  30. Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
  31. Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  32. Ребёнка поддерживают , он учится ценить себя;
  33. Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
  34. Семь правил для всех
  35. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни

психическому. Более того, НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ. Однако наказывающий ЗАБЫВАЕТ ПОДУМАТЬ…

Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и не решительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

НАКАЗАНИЕ – НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ.

  • НИКОГДА не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было – НИКОГДА!
  • Можно отменять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого…
  • НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ РАЗНЫМ.

Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

Необходимо оставить и простить.

Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим.

Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, а нашего огорчения. Хотя ребенок, не будучи совершенным, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение. Он защищается от этого страха.

  1. Когда нельзя ругать
  2. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:
  3. · когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима, реакции непредсказуемы;
  4. · когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;
  5. · сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) – нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);
  6. · когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность – во всех случаях, когда что-либо НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ;
  7. · когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
  8. · когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
  9. Помнить о внушаемости

Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок. Ругая ребенка, то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец, то все это мы внушаем – ребенок ВЕРИТ.

Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не усваивается. Оценивая – внушаем самооценку.

Если:

ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ненормальный!

самый настоящий предатель!

тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется. Это самое настоящее ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ, и оно действует.

Источник: https://shkola5sosva.ru/nezhelanie-rebenka-idti-v-shkolu-kak-s-etim-borotsya.html

Ссылка на основную публикацию