Оценка нервно психического развития детей: как протестировать ребенка дома

Диагностика развития детей 4 – 5 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает девять небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени.

Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса.

В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.

Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».

Критерии оценки:

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигур с прорезями — 2 балла.
  • Ребенок не всегда пользуется зрительным соотнесением, часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.


Цель: выявление общей осведомленности ребенка.

Процедура проведения. Ребенку задают вопросы и предлагают найти ответ, посмотрев на картинки:

  1. Покажи и назови, что растет на грядке?
  2. Покажи и назови, кто лечит детей?
  3. Покажи и назови, что растет на дереве?
  4. Покажи и назови, кто работает в магазине?
  5. Покажи и назови домашнее животное.
  6. Покажи и назови, кто готовит обед?
  7. Покажи и назови дикое животное.
  8. Покажи и назови, кто летает?
  9. Покажи и назови, что растет в лесу?

Критерии оценки

  • Ребенок правильно ответил на все вопросы — 2 балла.
  • Ребенок правильно ответил на 4—5 вопросов — 1 балл.
  • Ребенок плохо понял инструкцию и правильно показал меньше половины требуемых картинок — 0 баллов.

Цель: выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.

Процедура проведения. Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку».

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию и собирает матрешку путем зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок понимает инструкцию, но собирает матрешку путем примеривания — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Предложите ребенку эти четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение.

Взрослый говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке.

Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».

Критерии оценки

  • Ребенок называет, что нарисовано на картинке, и выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок не называет, что нарисовано на разрезанной картинке, выполняет задание путем проб — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: исследование объема образной памяти.

Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время взрослый убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил не менее 5 картинок — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 3—4 картинки — 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 3-х картинок — 0 баллов.

Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.

Процедура проведения. Перед ребенком находится рисунок. Инструкция: «Посмотри — девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит.

Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя».

После выполнения этого задания взрослый кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание и может проследить путь к искомому предмету самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью взрослого («Посмотри еще раз, будь внимателен») — 1 балл.
  • Ребенок не выполнил задание — 0 баллов.

Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (взрослый показывает на цветок, помещенный слева в рамке). …А теперь найди такой же (как в рамке) гриб».

Критерии оценки

  • Ребенок правильно выполняет оба задания — 2 балла.
  • Ребенок выполняет без помощи взрослого одно задание — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Процедура проведения. Ребенку показывают 4 домика (смотрите рисунок). В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго — овощ (морковь), третьего — фрукт (апельсин), четвертого — предмет одежды (пиджак).

Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается взрослым.

После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» (в электронном варианте вопрос будет звучать так: «Почему эти картинки находятся в одном ряду?»)

Возможная помощь взрослого: если ребенок не сразу понимает задание, взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»

Критерии оценки

  • Ребенок верно группирует картинки и подбирает обобщающее слово самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание с помощью взрослого и называет не все обобщающие слова — 1 балл.
  • Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».

Критерии оценки

  • Ребенок называет не менее 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет от 6 до 8 ассоциаций (не менее чем по 2 на каждую картинку) — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень — 14—18 баллов.
Средний уровень — 9—13 баллов.
Низкий уровень — 0—8 баллов.

Начать Консультацию Психолога

Перейти к Списку Тестов

Источник: http://www.onln.pro/diagnostika-razvitiya-detej-4-5-let/

Оценка нервно психического развития детей: как протестировать ребенка дома

Оценка нервно-психического состояния малыша может быть произведена на основании анализа ряда поведенческих и неврологических признаков. Оценивать нервно-психическое развитие малыша нужно будет на разных этапах его жизни. В первый раз — сразу после рождения, анализируя основные рефлексы новорожденного.

Рефлексы новорожденного

Нижеприведенные рефлексы, позволяющие сделать оценку нервно-психического развития детей, могут быть вызваны симметрично:

  1. Поисковый рефлекс. Легко проявляется при касании пеленкой уголка рта ребенка. Он обязательно поворачивает голову в этом направлении и начинает интуитивно искать источник пищи.
  2. Сосательный рефлекс. Стоит только поместить между губами крохи какой-либо предмет – он обязательно его ухватит, удерживая во рту и совершая губами сосательные движения. Этот рефлекс появляется у ребенка еще в утробе матери на 32 неделе.
  3. Рефлекс Моро. Также появляется у новорожденных и

    характеризуется вздрагиванием. Проходит не раньше четвертого месяца. Проверить его легко, если вблизи малыша громко стукнуть или хлопнуть. Ребенок зажмурится и вздрогнет, выпрямит согнутые до этого ноги.

  4. Рефлекс Робинсона. Если коснуться ладони малыша, он сожмет пальчики и попытается ухватиться за предмет. Чаще всего проявляется у малышей, появившихся на свет раньше срока.
  5. Ползанье по Бауэру. Лежа на животе, кроха старается упираться ногами в ладони взрослого. Проходит к началу второго месяца жизни.
  6. Рефлекс Кернига. Ноги малыша постоянно согнуты в коленях, и их сложно разогнуть.
  7. Рефлекс Бабинского. Если провести по наружной стороне ноги ребенка штриховыми движениями, то он согнет пальцы. Причем если сгибаются все пальцы, то речь идет об отрицательном синдроме, а если только большой палец, то о положительном.

Все перечисленные выше рефлексы пройдут у детей в течение первого года жизни.

Особенности развития малыша в первый месяц жизни

Анализируя ориентировочные зрительные реакции, нужно проверить, как месячный малыш реагирует на яркие неподвижные игрушки или лица взрослых. Младенец должен удерживать на них взгляд.

Проверить слух можно, оценив, как ребенок реагирует на

звуки. В один месяц кроха должен интересоваться голосами, прислушиваться к звукам.

  • Что касается эмоционально-социального поведения, то у нормально развивающегося крохи в первый месяц жизни должна появиться первая улыбка.
  • Движения: ребенок в положении на животе должен уметь поднимать и держать голову в течение 5 секунд.
  • Кроха должен издавать звуки, слыша обращенную к нему речь.

Второй месяц жизни

Зрительные реакции проявляются фиксацией взгляда на неподвижных предметах, а также непродолжительным слежением за предметами, перемещающимися по горизонтали. Слуховые реакции можно оценить по способности малыша поворачиваться на

  1. источник звука.
  2. В эмоционально-социальном отношении кроха становится более общительным, часто улыбается взрослым, наблюдает за другими детьми, если они присутствуют рядом.
  3. В положении на животе двухмесячный кроха уже удерживает голову более 5 секунд, крепко держит погремушку в кулаке, способен произносить отдельные звуки.

Трехмесячный малыш

Оценка нервно-психического развития трехмесячного крохи может быть проведена на основании анализа его основных реакций и навыков. Малыши должны уметь сосредоточивать взгляд на игрушках, которые перемещаются в вертикальном положении.

Читайте также:  Методы и приемы развития творчества у детей: как сделать занятия интересными

Трехмесячные дети должны проявлять оживление при обращении к ним, случайно касаться подвешенных над кроваткой на уровне груди игрушек. Малыш в положении лежа уже должен уметь поднимать голову и удерживать ее в течение минуты, подниматься на предплечьях.

Четырехмесячный ребенок

Нервно-психическое развитие малыша в четыре месяца оценивается по тем же признакам, что описаны выше. В первую очередь это зрительные реакции: кроха узнает близких

и проявляет оживление при их виде. Слуховые реакции выражаются в повороте головы при поиске источника звука.

В отношении эмоций и поведения можно отметить следующие достижения: малыши все так же активно реагируют на появление близких, любят смотреть на других детей, проявляют радость в их обществе.

Предметы, попадающие в руки, малыши рассматривают, захватывают, ощупывают. В речи четко прослеживается доминирование «гуления».

Пятимесячный малыш

Для оценки нервно-психического развития нужно будет проверить основные ориентировочные реакции малыша. В этом возрасте дети уже отличают лица близких людей от малознакомых, узнают их голоса, реагируют на эмоциональную окраску речи. Малыши с большим удовольствием идут на руки, радуются контакту с другими детьми, берут из их рук игрушки.

В положении на животе кроха лежит, поднимая корпус и упираясь ладонями в поверхность, умеет переворачиваться, с поддержкой уже стоит. В пять месяцев речь малыша — это певучее «гуление». Он впервые пробует есть густую пищу.

Полугодовалый малыш

Оценку нервно-психического развития крохи можно провести, проанализировав нижеописанные навыки и показатели.

В 6 месяцев у ребенка разная реакция на чужое и свое, он уверенно обращается с игрушками, перекладывая из руки в руку.

Малыш умеет менять положение, переворачиваясь с живота на спину, делает первые попытки ползти. В речи появляются первые задатки лепета.

Семь месяцев

Оценка развития ребенка в семь месяцев происходит на основе анализа следующих навыков малыша:

  • умеет играть с игрушками, бросает, стучит, перекладывает;
  • ползает, сидит;
  • речь активна, с лепетом и повтором слогов;
  • умеет пить из чашки в руках взрослого.

Восемь месяцев

Кроха с большим интересом наблюдает за поведением другого ребенка, ярко проявляет эмоции и лепечет. Движения его рук более осознанны и координированны. он подолгу играет игрушками, меняя порядок действий.

Малыш умеет самостоятельно принимать положение сидя или лежа, стоит, удерживаясь за борт кроватки, опускается. Четко произносит отдельные слоги.

Девять месяцев

Ребенок умеет танцевать в такт музыке, ползет навстречу близким людям, пробует

копировать действия другого ребенка, подолгу играет с предметами, обращая внимание на их свойства.

Пробует переходить от одного предмета к другому, удерживаясь за опору, понимает простые вопросы, поворачивается на свое имя, имитирует речь взрослых, произнося целый ряд звуков.

10 месяцев

В 10 месяцев оценить нервно-психическое развитие детей можно по следующим навыкам. Малыши уже умеют играть одной игрушкой со взрослым или с другим ребенком, самостоятельно производят целый ряд манипуляций с ними, перекладывая, вынимая, закрывая и открывая.

Кроха ходит с поддержкой, способен выполнять простые просьбы взрослых, машет «пока», делает «ладушки». В речи доминирует лепет.

11 месяцев

Малыши в это время радуются появлению близких людей и других детей, начинают овладевать новыми навыками

использования предметов, строят простые башни из нескольких кубиков, разбирают пирамидку. Кроха уже умеет стоять без поддержки, пробует делать первые шаги.

В отношении развития речи оценка может быть дана на основании анализа навыков ребенка, который должен выполнять словесные инструкции взрослых, делать первые обобщения слов, соотнося предметы с их категориальной принадлежностью.

Ребенку 1 год

В 12 месяцев для оценки нервно-психического развития детей нужно будет проанализировать следующие навыки.

Дети должны уметь различать формы предметов, узнавать лица взрослых по фото. Малыши ищут игрушки, протягивают руки к близким, смеются и радуются при ласковом обращении к ним.

Дети умеют самостоятельно выполнять разученные действия, переносят их с одного предмета на другой, ходят без опоры. В отношении речи малыши заметно прогрессируют: они знают имена близких, названия предметов, понимают запреты, произносят первые простые слова.

Источник

Источник: https://snovenie.ru/ocenka-nervno-psihicheskogo-razvitiia-detei-kak-protestirovat-rebenka-doma.html

Тест на тему: Показатели нервно-психического развития детей | Социальная сеть работников образования

Как проверить уровень нервно – психического развития ребенка 2 – 3 лет.

Как проводить проверку.

    Для проверки детей до трех лет – используйте картинки и другие материалы, аналогичные тому, что вы использовали в повседневной жизни. Одновременно проверяется развитие ребенка не более , чем по 3 – 4 показателям.

   Для детей старше 3 лет допустима проверка по большему количеству показателей. Если ребенок устал, отвлекается – не надо настаивать. Отложите проверку.

   Выберите раздел, соответствующий возрасту вашего ребенка. На листе проставьте плюсы против тех вопросов, с которыми ребенок справился, и минусы, если ребенок не справляется с заданием.

2 года

  • Понимает несложный сюжет картинки, отвечает на вопросы: «Что здесь нарисовано?», «Кто здесь нарисован?», «Что делает?» (3 – 4 вопроса).
  • Обобщает предметы по существенным признакам – это куклы, это мячи, это машины. Показать картинки с разными куклами, мячами, машинами, домами.

     Положительная оценка – правильно названы два из четырех.

  • Подбирает по образцу предметы, отличая от других, сходных по форме. Шар подбирает к шару, отличая его от яйца; кубик подбирает к кубику, отличая от призмы.
  • Подбирает по образцу 4 контрастных цвета – красный, синий, зеленый и желтый.
  • Различает понятия «темно» — «светло».  
  • В игре воспроизводит ряд последовательных действий. «Кормит» куклу – ставит тарелку, набирает ложкой кашу, дает кукле.
  • Показывает у себя и у других части тела —  ручки, ножки, глазки, ушки, волосы, пальчики.
  • Контролирует свои физиологические отправления.
  • Частично одевается.

3 года

  • Употребляет многословные предложения.
  • Рассказывает о виденном 2 – 4 предложения.
  • Называет основные цвета.
  • Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды.
  • Различает и называет употребляемые продукты питания.
  • Различает и называет части тела животного – уши, хвост, рога, ноги, голова.
  • Называет свое имя, фамилию, пол.
  • Умеет пользоваться ложкой, карандашом, кистью.
  • Умеет прыгать на двух ногах.
  • Самостоятельно влезает на лесенку и слезает с нее.
  • Подпевает и договаривает за взрослым песенки, стишки.
  • Выполняет по образцу движения – (хлопает в ладоши, кружится, топает ножками, приседает.)

Обработка результатов

  • Если вы не поставили ни одного минуса – уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме.
  • Если минусов не больше 2 – значит, следует уделить внимание этому показателю и позаниматься дополнительно с малышом.
  • Больше 2 минусов – развитие ребенка несколько отличается от развития большинства сверстников. Поэтому рекомендуется консультация детского психолога или невролога, который даст конкретные советы по воспитанию и обучению ребенка.

Внимание! Если вашему малышу недавно исполнилось три года, а он пока не может, к примеру, различать и называть цвета – не паникуйте. Ведь для освоения этого навыка у вас впереди еще год!

Как проверить уровень нервно – психического развития ребенка 3 – 4 лет.

Как проводить проверку.

   Для детей старше 3 лет допустима проверка по большему количеству показателей. Если ребенок устал, отвлекается – не надо настаивать. Отложите проверку.

   Выберите раздел, соответствующий возрасту вашего ребенка. На листе проставьте плюсы против тех вопросов, с которыми ребенок справился, и минусы, если ребенок не справляется с заданием.

3 года

  • Употребляет многословные предложения.
  • Рассказывает о виденном 2 – 4 предложения.
  • Называет основные цвета.
  • Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды.
  • Различает и называет употребляемые продукты питания.
  • Различает и называет части тела животного – уши, хвост, рога, ноги, голова.
  • Называет свое имя, фамилию, пол.
  • Умеет пользоваться ложкой, карандашом, кистью.
  • Умеет прыгать на двух ногах.
  • Самостоятельно влезает на лесенку и слезает с нее.
  • Подпевает и договаривает за взрослым песенки, стишки.
  • Выполняет по образцу движения – (хлопает в ладоши, кружится, топает ножками, приседает.)

4 года

  • Называет несколько показываемых предметов и обобщающее слово —  как это можно назвать одним словом? (обувь, одежда, посуда, транспорт).
  • Называет три цифры (послушай внимательно, сейчас я назову три цифры: 3,8,5 – повтори): положительная оценка – правильно назвал все три числа.
  • Может сосчитать 4 предмета.
  • Знает простейшие геометрические формы круг и квадрат. Может различать их в окружающих предметах, какой формы мяч? какой формы окно? (при проверке 4 вопроса)
  • Сравнивает длину линий – три полоски, ленточки, линии. « Какая самая длинная?», «Какая самая короткая?».
  • Различает величину предметов, – «Какой дом выше?», «Что ниже – цветок или куст?», «Покажи самое большое яблоко», «Кто больше: кошка или мышка?» (при проверке – по2 вопроса на различение по высоте и размеру)
  • Знает свое имя и фамилию, имена родителей и близких родственников.
  • Различает по внешним признакам и по вкусу (сладкий, горький, соленый) употребляемые овощи и фрукты.
  • Координация движений. Бегает, сохраняя равновесие. Правильно изменяет направление по указанию взрослого. Сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости – по скамейке, по бордюру.
  • Определяет направление движения от себя: вперед, назад, вверх, вниз.

Обработка результатов

  • Если вы не поставили ни одного минуса – уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме.
  • Если минусов не больше 2 – значит, следует уделить внимание этому показателю и позаниматься дополнительно с малышом.
  • Больше 2 минусов – развитие ребенка несколько отличается от развития большинства сверстников. Поэтому рекомендуется консультация детского психолога или невролога, который даст конкретные советы по воспитанию и обучению ребенка.

Внимание! Если вашему малышу недавно исполнилось четыре года, а он пока не может, к примеру, различать и называть цвета – не паникуйте. Ведь для освоения этого навыка у вас впереди еще год!

Как проверить уровень нервно – психического развития ребенка 4 – 5 лет.

Как проводить проверку.

   Для детей старше 3 лет допустима проверка по большему количеству показателей. Если ребенок устал, отвлекается – не надо настаивать. Отложите проверку.

Читайте также:  Развитие ребенка в 8 месяцев: какие игры понравятся малышам в этом возрасте

   Выберите раздел, соответствующий возрасту вашего ребенка. На листе проставьте плюсы против тех вопросов, с которыми ребенок справился, и минусы, если ребенок не справляется с заданием.

4 года

  • Называет несколько показываемых предметов и обобщающее слово —  как это можно назвать одним словом? (обувь, одежда, посуда, транспорт).
  • Называет три цифры (послушай внимательно, сейчас я назову три цифры: 3,8,5 – повтори): положительная оценка – правильно назвал все три числа.
  • Может сосчитать 4 предмета.
  • Знает простейшие геометрические формы круг и квадрат. Может различать их в окружающих предметах, какой формы мяч? какой формы окно? (при проверке 4 вопроса)
  • Сравнивает длину линий – три полоски, ленточки, линии. « Какая самая длинная?», «Какая самая короткая?».
  • Различает величину предметов, – «Какой дом выше?», «Что ниже – цветок или куст?», «Покажи самое большое яблоко», «Кто больше: кошка или мышка?» (при проверке – по2 вопроса на различение по высоте и размеру)
  • Знает свое имя и фамилию, имена родителей и близких родственников.
  • Различает по внешним признакам и по вкусу (сладкий, горький, соленый) употребляемые овощи и фрукты.
  • Координация движений. Бегает, сохраняя равновесие. Правильно изменяет направление по указанию взрослого. Сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости – по скамейке, по бордюру.
  • Определяет направление движения от себя: вперед, назад, вверх, вниз.

5 лет

  • Правильно называет время года, время суток(утро, день, вечер)
  • Пересказывает небольшие литературные тексты.
  • Составляет рассказы по сюжетной картинке.
  • Понимание простейших причинно-следственных отношений, почему зимой надевают рукавички; зачем мама стирает одежду? для чего нужен зонтик? почему вытирают ноги?;
  • Знает геометрические формы и может найти их в окружающем. Предложить назвать предметы круглой, квадратной, прямоугольной и треугольной формы в комнате. По 2 предмета каждой формы достаточно.
  • Может сосчитать несколько предметов с переходом через десяток (до 15)
  • Определяет направление от себя: вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево.
  • Называет назначение предметов обихода (зачем нужен стол, стул, ручка, кастрюля?)
  • Безошибочное различение основных цветов, какого цвета карандаш?». Показывайте красный, синий, желтый, зеленый;

Обработка результатов

  • Если вы не поставили ни одного минуса – уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме.
  • Если минусов не больше 2 – значит, следует уделить внимание этому показателю и позаниматься дополнительно с малышом.
  • Больше 2 минусов – развитие ребенка несколько отличается от развития большинства сверстников. Поэтому рекомендуется консультация детского психолога или невролога, который даст конкретные советы по воспитанию и обучению ребенка.

Внимание! Если вашему малышу недавно исполнилось четыре года, а он пока не может, к примеру, различать и называть цвета – не паникуйте. Ведь для освоения этого навыка у вас впереди еще год!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/02/02/pokazateli-nervno-psihicheskogo-razvitiya-detey

Экспериментально-психологическое обследование детей раннего возраста

Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из 3 шкал:

  1. шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;
  2. шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;
  3. шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес – 25-35 мин, старше 15 мес – до 60 мин.

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30.

Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.

Денверский скрининг-тест развития (DDST)

Тест разработан Frankenburg W.К., J.В. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.

Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».

Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.

Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.

Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 нед до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.

Порядковые (числовые) шкалы психологического развития

Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет и содержит 6 шкал:

  1. развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;
  2. умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;
  3. вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы);
  4. причинные действия;
  5. построение объектных связей в пространстве;
  6. развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).

Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес..

Профиль психического развития G. D. Alpern-Boll

Методика предназначена для детей от рождения до 9 лет, содержит 186 пунктов и 5 шкал:

  1. физическое развитие;
  2. «социальная» шкала;
  3. шкала коммуникации;
  4. способность к обучению;
  5. шкала «самопомощи».

В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Шкала ментального развития R. Griffiths

Тест рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес, содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:

  1. локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);
  2. развитие речи;
  3. тонкая моторика;
  4. «персональная» шкала;
  5. «социальная» шкала.

После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

KID-шкала

Разработана J. Reuter. Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:

  1. познание;
  2. движения;
  3. самообслуживание;
  4. общение;
  5. языковая шкала.

По каждой из шкал определяется условный возраст ребенка, который сравнивается с паспортным.

Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни

Один из первых отечественных тестов психического развития разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 1-м году исследуют:

  1. 10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций;
  2. 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления;
  3. 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи;
  4. 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.

На 2-м году: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков.

На 3-м году в первом полугодии: активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. Во втором полугодии: активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения.

Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.

Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой

Источник: https://Psylist.net/pedagog/00222.htm

Для педагога | ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРИМЕРАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Залётова Анна АлександровнаДолжность: воспитатель Учебное заведение: ГКУЗ МО «Фрязинский дом ребенка» Населённый пункт: г.

Фрязино Наименование материала: Консультация Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРИМЕРАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. 27.

05.2016 Раздел: дошкольное образование

Назад

Государственное казённое учреждение

  • здравоохранения Московской области «Фрязинский
  • специализированный дом ребёнка для детей с
  • органическим поражением центральной нервной
  • системы с нарушением психики»
  • Консультация на тему:
  • ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
  • НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С
  • ПРИМЕРАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ
  • РАБОТЫ.
  • Воспитатель

Залётова А.А.

  1. 2015г.
  2. ДОКЛАД
  3. Цель контроля
  4. основные методы:
  5. Методика диагностики
  6. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.
  7. Настроение
  8. Сон
  9. Аппетит
  10. Характер
  11. бодрствования
  12. Индивидуальные
  13. особенности,
  14. некоторые
  15. черты
  16. личности
  17. ребёнка
  18. поазатели
  19. Ф
  20. И
  21. Дата
  22. рождения
  23. Дата поступления
  24. Дата
  25. обследования
  26. Возраст на
  27. момент
  28. обследования
  29. Понимание
  30. речи
  31. Активная
  32. речь
  33. Развитие позна-
  34. вательной сферы
  35. Игра и действия с
  36. предметами
  37. Движение
  38. Навыки
  39. Конструктивная
  40. деятельность
  41. Изобразительная
  42. деятельность
  43. Социальное
  44. развитие
  45. Вес
  46. Рост
  47. Окружность
  48. головы
  49. Окружность
  50. груди
  51. Сон
  52. Засыпание
  53. Сон
  54. Пробужден.
  55. Аппетит
  56. Особенности
  57. поведения
  58. Вредные
  59. привычки
  60. Группа
  61. развития
  62. Отчет о работе 7-8 группы за период
  63. ноябрь 2014 года –май 2015 года.
  64. поазатели
  65. Ф
  66. И
  67. С. Максим
  68. Ш. Ира
  69. К. Вика
  70. Ч. Алина
  71. Ч. Вова
  72. Дата
  73. рождения

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРИМЕРАМИ РАБОТЫ. Детское дошкольное учреждение нуждается в систематических и надежных методах контроля развития детей раннего возраста В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие главный врач, старший воспитатель, логопед, психолог, медсестра и конечно же воспитатель группы. Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям группы, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения. Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, сво евременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М. Щеловановым, Н.М. Аксариной, необходимо учитывать, что у маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план коррекционно-воспитательной и оздоровительной работы. Развитие ребёнка идёт неравномерно и в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Как отмечали данные исследователи диагностика нервно-психического развития детей в первые три года жизни является одной из важных функций врача и педагогов дома ребенка . Традиционно, воспитатель, психолог и логопед группы под руководством старшего воспитателя, применяя методы диагностики, определяет уровень развития ребенка и оценивает его по показателям. Контроль за динамикой развития детей в домах ребенка осуществляется по представленным показателям (стандартам) развития в установленные сроки : — на 1-й году жизни — ежемесячно, — на 2-м году – 1 раз в квартал, — на 3-м году – 1 pаз в полугодие в дни, близкие к дню рождения ребенка. — начиная с 3 лет – 1 раз в год. — а также в преддверье медико-психолого-педагогического совещания. В каждом эпикризном сроке проводится мониторинг следующих показателей: 1. Понимание речи. 2. Активная речь. 3. Сенсорное развитие. 4. Игры и действия с предметами. 5. Изобразительная деятельность. 6. Конструктивная деятельность. 7. Степень развития общих движений. 8. Формирование навыков самостоятельности. 9. Социальное развитие. Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка. Отклонения в поведении малыша могут быть симптомом заболевания. В этом случае врачом назначаются: медикаментозное лечение, физио- процедуры, массаж, лечебная физкультура и т.д. Так же вносятся изменения в коррекционно-воспитательную работу всех педагогов с учетом психофизиологических особенностей ребенка. В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей в доме ребенка могут быть использованы следующие 1) Беда со всеми специалистами группы. 2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его поведения). 3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР). Данный метод мониторинга нервно-психического развития ребенка сильно отличается от обычного метода наблюдения тем, что контроль проводится по единой методике и учитывает мнение всех специалистов, участвующих в повседневной жизни малыша. Это можно сравнить с такой ситуацией: вся семья ребенка – медицинские работники и педагоги, и каждый из них знает все возможности ребенка со своей профессиональной точки зрения. Тогда семья примет все возможные усилия для наилучшего развития ребенка. Необходимо понимать, что диагностика каждого ребенка складывается не одномоментно, а по результатам уже установленного близкого контакта с ребёнком, что способствует воспитаннику не воспринимать ситуацию тестирования, ка стрессовую, своим отношением специалисты внушают малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Конечно поведение знакомых взрослых при диагностике не совсем обычно: специалисту необходимо не помогать ребенку обучиться новым навыкам и умениям, но с другой стороны специалист способен выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам. Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его. Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов. Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка. уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам. При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций.. Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям. В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие, на четвертом году и далее – 1 год отставания). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, в четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока, к пятой группе – относятся дети с задержкой развития на четыре эпикпизных срока, но есть еще и группа развития ниже пятой – когда дети отстают в развитии на пять и более эпикризных срока. Конечно следует понимать, что каждый ребенок – это индивидуальность, и подчас может наблюдаться не синхронное развитие по некоторым показателям, учитывающимися данной методикой. Для таких случаев, авторы предложили в каждой группе определять степень опережения или задержки в развитии. В первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей, четвёртой, пятой и группе нижже пятой выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верх негармоничным развитием (одна часть линий выше на единицу, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий выше на 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока). Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога. : бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое. Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими. Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими. Раздражительное, возбуждённое состояние – и м е ю т м е с т о аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик. Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго. Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается. : засыпание, характер сна, продолжительность. Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями. Характер сна — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный. Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту. : хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой. : ребёнок активный, малоактивный, пассивный. : Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д. Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво. Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен. Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр. На основе технологии диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста разработанной авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой, мною была предпринята попытка создания удобного бланка тестирования, в преддверье планового заседания ПМПк, которая включает в себя часть медицинских и психологических аспектов наблюдения. В дальнейшем нами были использованы образцы бланков для составления отчета о проделанной работе. ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ФРЯЗИНСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» Составила воспитатель Залётова А.А. Отчет составлен по 5 детям 7-8 группы, все дети находятся на 1 режиме : 1 дневной сон и пятиразовое питание + сок. 1 ребенок до 7-и лет – Ч. Алина 6л.5м. 1 ребенок до 6-ти лет – Ш. Ира 5л.9м. 2 ребенка до 5-ти лет – К. Вика 4г.3м., и Савельев Максим 4г.1м. 1 ребенок 4года – Ч. Владимир . Из них 2 ребенка 3 гр.развития К. Вика и Ч. Вова, Вова повысил группу развития (с 4 до 3), 2 ребенка с 4 группой развития – Ч. Алина и Ш. Ира, и 1 ребенок с группой развития ниже 5 С. Максим. Ч. Вова — улучшения по 7 из 9 показателей НПР, К. Вика — улучшения по 4 показателям НПР, Ш. Ира — улучшения по 3 показателям НПР, Ч. Алина — улучшения по 2 показателям НПР, С. Максим улучшение по 1 показателю НПР. Проводилась следующая работа: -индивидуальная коррекционно-педагогическая работа; -физкультурно- оздоровительная работа; -культурно- досуговая деятельность. Осуществлялась преемственность в работе всех сотрудников группы и специалистов других областей (врачи, логопеды, психологи, массажисты, специалист физиотерапии, музыкальный работник). Удалось создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, для самостоятельной, творческой деятельности детей на участке и в группе. Соблюдался сан.эпид режим группы. формирование культурно- гигиенических навыков, развитие речи и общее развитие детей. За отчетный период были проведены утренники (новый год, праздник спорта, весенний праздник). У детей было много гостей. Показатели НПР 7-8 группы

Читайте также:  Развитие ребенка раннего возраста: формирование личности на данном этапе

08.04.11

Источник: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1942

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]