Анатомо физиологические особенности детей: развитие внутренних органов ребенка

  • МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
  • ЛУБЕНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ
  • РЕФЕРАТ
  • С ПРЕДМЕТА ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ
  • НА ТЕМУ:анатомо-фи

    зи

    ологические особенности органов и систем ребенка
  • Выполнила
    :
  • студентка группы Ф-31
  • Николаева Юлия
  • Лубны 2009
  • НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Рождение ребенка сопровождается резкой перестройкой деятельности его организма. Это касается изменения характера дыхания, кровообращения, пищеварения, терморегуляции и других функций. Наблюдения за новорожденными свидетельствуют, что наименее совершенной в своей функции оказывается нервная система, что связано как с морфологическими особенностями, так и с функциональной незрелостью ЦНС. Лишь постепенно, по мере физического развития ребенка, совершенствуется и деятельность нервной системы.

При рождении масса головного мозга относительно велика, она составляет Ун массы тела (у взрослого1/40)- Извилины и борозды большого мозга развиты недостаточно, ткань мозга богата водой. Однако уже в первые месяцы жизни происходит интенсивное развитие мозга и его важнейших структурных элементов. На протяжении первых лет жизни наблюдается дальнейшее развитие высшей нервной деятельности.

Зрелые по форме и структуре нервные клетки коры большого мозга можно обнаружить у ребенка в возрасте 1 1/2
лет, но процесс созревания нервных клеток завершается позже, обычно к 7 годам. Развитие спинного мозга у новорожденного почти завершено, и этот отдел нервной системы способен к функционированию.

Ребенокрождается, имея физиологические рефлексы: сосательный, глотательный, пищевой и защитный (мигание при резком свете). Под влиянием окружающей среды по мере совершенствования функции коры большого мозга к концу 1-го месяца жизни у ребенка вырабатываются условные рефлексы. Далее выработка условных рефлексов все более усложняется.

Следовательно, функциональная зрелость коры большого мозга определяет возможность образования условных рефлексов. Помимо этого, выработка условных рефлексов зависит от развития органов чувств — слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. К моменту рождения они функционируют, но совершенствуются лишь по мере развития ребенка.

У новорожденного менее готовыми к восприятию являются слуховой и зрительный анализаторы. Однако уже с первых месяцев жизни под влиянием внешних воздействий происходит развитие зрительных и слуховых реакций. После 2 нед жизни ребенок начинает реагировать на звук, отчетливо различает звуки на 2-м месяце.

В этот период жизни ребенок начинает следить за яркими игрушками, на 3-м месяце, фиксируя взгляд, водит глазами за предметом, в конце 1-го полугодия различает цвета, узнает мать. В результате влияния окружающей среды в дальнейшем постепенно происходит совершенствование условнорефлекторной деятельности.

Важным показателем умственного развития ребенка и зрелости его ЦНС является формирование второй сигнальной системы — развитие речи.

Еще на 2-м месяце жизни ребенок произносит неопределенные звуки, постепенно переходящие в «гуление», с 6 мес появляются попытки произносить слоги, начинает формироваться речь. К 1-му году ребенок обычно осваивает 8 — 10 слов.

Бурное развитие речи происходит на 2 —3-м году жизни, у ребенка значительно пополняется запас слов. Развитие речи содействует познанию ребенком окружающей его среды, которая в свою очередь сильно влияет на развитие и становление речи.

Важным показателем, характеризующим нервно-психическое и физическое развитие ребенка, является развитие двигательных умений и соответствующее его поведение (рис. 3). Новорожденный физически беспомощен, он не держит голову, движения его разбросаны, беспорядочны. В 2 мес ребенок начинает держать голову, улыбается. В 3 мес движения рук ребенка становятся свободными.

В положении на животе он приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья; оживленно реагирует улыбкой и движениями на речь взрослого, обращенную к нему. В 4 мес ребенок поворачивает голову в сторону звука, улыбается, издает громкие звуки, интересуется висящими над кроватью игрушками.

В 5 мес подолгу «гулит», узнает мать и близких лиц, тянется за погремушкой и удерживает ее в руке, переворачивается со спины на живот. Устойчиво упирается на ножки при поддержке взрослых. В 6 мес ребенок произносит слоги, сам берет игрушку и подолгу удерживает ее в руках, делает попытку ползать по манежу, переворачивается с живота на спину, начинает хорошо кушать с ложки.

В 7 мес подолгу лепечет, активно играет игрушкой, хорошо ползает, садится. В 8 мес ребенок громко, повторно произносит слоги, ищет и находит глазами предметы и лица, когда их называют, сам садится и ложится. Игрушками занимается долго, рассматривает их, постукивает игрушкой об игрушку. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

В 9 мес повторяет разнообразные звуки и слоги, произносимые взрослыми; хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки, садится из вертикального положения, встает на колени. Много занимается игрушками. В 10 мес ребенок стоит и поднимается без опоры, ходит за стулом. Повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.

В 11 мес ребенок самостоятельно стоит, ходит при небольшой поддержке взрослых. Выполняет несложные поручения. В 12 мес произносит около 10 слов, самостоятельно ходит, самостоятельно пьет из чашки.

Анатомо физиологические особенности детей: развитие внутренних органов ребенка

На 2-м году жизни удлиняется период бодрствования ребенка, он много ходит, бегает, что создает условия для активного познания окружающего мира. Движения его становятся более координированными, контролируются зрением.

На 3-м году жизни ребенок вполне ориентируется в окружающей его среде, чему содействует дальнейшее развитие речи, запас слов достигает 1200 — 1500. Ребенок может самостоятельно умываться и одеваться.

На 4-м году происходит дальнейшее совершенствование речи; в поведении ребенка, несмотря на преобладание процессов возбуждения, намечается нарастание роли торможения. Речь оказывает существенное влияние на высшую нервную деятельность ребенка и его поведение.

К 5 —7 годам поведение ребенка, его познания свидетельствуют о завершении развития высшей нервной деятельности. Речь его становится более связной, ребенок может описать свои впечатления, мысли, может быть собеседником взрослого.

С учетом возраста, физического и нейропсихического развития ребенка организуют режим — распорядок дня. Правильно построенный режим имеет огромное значение для воспитания ребенка. Начиная с периода новорожденное™, важно установить определенный режим.

Анатомо физиологические особенности детей: развитие внутренних органов ребенка

Прежде всего новорожденному устанавливают режим кормления, так как большую часть дня у него занимает сон. Ребенок просыпается перед кормлением лишь от чувства голода. Постепенно периоды бодрствования удлиняются (рис.

4). С 6 —8 нед при правильном кормлении ребенка намечается определенный ритм сна и бодрствования. Кормление обычно проводят после пробуждения ребенка, затем он бодрствует от Р/2 до 2 ч. Сон полезно проводить на воздухе.

Детей до 5 мес кормят 7 — 6 раз с интервалами 3 — 3 1/2 ч, в течение дня они должны спать по Н/'г — 2 ч, т. е. 3 — 4 раза. С 5 мес детей кормят 5 раз, промежутки между кормлениями удлиняют до 4 ч, дети спят днем 3 раза. С 9 —10 мес устанавливается двукратный дневной сон, бодрствование занимает от 21
/2 до ЗУг ч подряд.

С з лет дети спят днем один раз, около 3 ч, бодрствование занимает 41
/з — 6 ч. Таким образом, с возрастом период бодрствования постепенно удлиняется (см. рис. 4). В часы бодрствования детям необходимо уделять внимание. Над кроваткой следует подвешивать яркие игрушки, которые время от времени заменяют.

Со 2-го года жизни дети начинают общаться со своими сверстниками, особенно при проведении игр. В определенное время дня организуется прогулка, которая имеет большое познавательное значение. Как дома, так и в детских коллективах необходимо прививать детям различные навыки. Одним из важных навыков является аккуратный прием пищи.

Уже с момента введения прикорма (5 — 6 мес) начинают прививать этот навык (надевание нагрудника, кормление с ложечки), позже ребенок начинает самостоятельно пользоваться чашкой, ложкой. Нужно, чтобы он знал свою посуду.

В более старшем возрасте детей приучают мыть руки перед едой, пользоваться салфеткой, носовым платком, ухаживать за полостью рта. Необходимо приучать детей к опрятности в одежде.

Все полученные в дошкольном возрасте навыки должны закрепляться в школьном возрасте. В этот период в связи с посещением школы изменяется режим дня ребенка, он должен приспособиться к новому распорядку дня. Важно, чтобы и школьник принимал пищу в определенное время и достаточно спал.

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

Эндокринная система представлена в организме группой так называемых желез внутренней секреции (эндокринных желез). Они обладают свойством вырабатывать и выделять гормоны — биологически активные вещества, необходимые для регуляции обмена веществ.

Функция эндокринной системы теснейшим образом связана с минеральным составом крови и деятельностью центральной и вегетативной нервной систем. У ребенка железы внутренней секреции имеют особенно важное значение как регуляторы обмена, роста и развития.

По мере роста и развития ребенка происходят морфологические и функциональные изменения этих желез, более ярко обнаруживаются взаимодействие и взаимосвязь различных групп желез между собой и деятельностьюцнс.

К железам внутренней секреции относятся: гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, вилочковая (зобная, тимус) железа, надпочечники, поджелудочная железа и гонады.

Читайте также:  Ребенок в 10 месяцев: развитие и питание малыша на данном этапе роста

Гипофиз, несмотря на очень малые размеры, занимает среди желез внутренней секреции особое место. Велика его роль в развитии растущего организма.

Железа расположена на основании черепа, в углублении турецкого седла, ко времени рождения ребенка бывает уже достаточно развита.

В гипофизе различают переднюю, среднюю и заднюю доли, имеющие различное гистологическое строение и вырабатывающие разные по действию гормоны.

Источник: https://mirznanii.com/a/149130/anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-organov-i-sistem-rebenka

Анатомо-физиологические особенности детей

Анатомо физиологические особенности детей: развитие внутренних органов ребенкаДетский организм находится в стадии развития. Практически все его системы: дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная, скелетно-мышечная, эндокринная и др., – пребывают в стадии неуклонного роста. В отличие от взрослого человека, малыш, ребенок, подросток имеет совершенно иные показатели, которые отличаются друг от друга с течением времени. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей необходимо учитывать при диагностике патологических состояний и заболеваний.

Отличия в строении и функционировании организма человека в период роста и созревания предопределяют разницу подходов в диагностике и лечении. Поэтому в медицине существует отдельная наука – педиатрия, которая подразделяется на несколько дисциплин:

  • Неонатология – занимается лечением новорожденных;
  • Медицина подросткового возраста – изучает период созревания человеческого организма.

Учитывая анатомо-физиологические особенности детей, практически все медицинские дисциплины имеют отдельную специализацию, как то детская хирургия, отоларингология, стоматология, неврология и так далее.

Наиболее наглядно просматриваются анатомо-физиологические особенности детей в фармакологии. Медицинские препараты, подходящие для лечения взрослых, не всегда полезны детям, поэтому они запрещены к применению в педиатрии в определенных возрастных периодах.

Анатомо-физиологические особенности развития детей

После рождения рост и вес ребенка увеличиваются почти в геометрической прогрессии. Так, на втором году жизни каждый месяц прибавляется по одному сантиметру и 200-250 г. К третьему году жизни увеличивается двигательная активность, которая требует большую часть энергии. В это время происходит созревание и формирование внутренних органов.

Со стороны опорно-двигательного аппарата анатомо-физиологические особенности развития детей заключаются в достаточно быстром окостенении хрящевых тканей. В первую очередь окостенению подвергается надкостница, поэтому переломы у детей совершаются по типу «веточки», когда сломанная кость «висит» на целой надкостнице. Перелом у ребенка срастается гораздо быстрее, чем у взрослого.

Рост скелета у человека продолжается до 21 года.

Анатомо-физиологические особенности детей в подростковом возрасте обуславливают такие состояния, которые хотя и не являются нормой, но не вызывают серьезных опасений за здоровье ребенка. В последнее время, в связи с акселерацией, скелет растет гораздо быстрее, чем несколько десятилетий назад.

Учащаются случаи внезапных обморочных состояний у подростков, особенно мужского пола. Объяснением подобных случаев служат анатомо-физиологические особенности детей нынешнего времени.

Когда происходит рост костной ткани – физиологическое возрастное вытяжение – сосуды «не успевают» прорастать в таком количестве, чтобы обеспечить кислородом и питанием мышечную ткань.

Поскольку расход питательных веществ резко увеличивается, приток кислорода к головному мозгу сокращается, особенно в вертикальном положении тела. В результате ребенок падает в обморок. Если нечто подобное происходит у взрослого, это свидетельствует о серьёзной патологии.

Важную роль у ребенка в развитии тех или иных состояний имеют кожные покровы, площадь которых по отношению к внутренним органам намного больше, чем у взрослого человека.

И тут анатомо-физиологические особенности детей порождают в большинстве случаев необоснованные страхи за здоровье ребенка. Дело в том, что подкожная клетчатка у ребенка развита недостаточно, так как процессы роста не предусматривают жировых отложений.

Эта особенность дает почву для развития диатезов и судорог при лихорадочных состояниях.

В первые годы жизни нервно-мышечная система ребенка находится в состоянии гипертонуса, поэтому у малыша определяются сухожильные рефлексы, которые у взрослого считаются патологическими. Это также анатомо-физиологические особенности детей, которые не следует путать с заболеваниями нервной системы.

Пищеварительная система совершенствуется в течение нескольких лет. При питании ребенка учитывается способность желудочно-кишечного тракта к перевариванию тех или иных продуктов. Только прорезывания всех зубов свидетельствует о готовности к приему в пищу «взрослых» продуктов, которые требуют достаточного количества желчного сока и пищеварительных ферментов.

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей

Анатомо физиологические особенности детей: развитие внутренних органов ребенкаВозраст детей подразделяется на отдельные периоды жизни, и каждый из них имеет свои особенности, как в анатомии, так и в физиологии:

  • Младенчество (с рождения до одного года жизни). Наибольший интерес представляет развитие нервной системы, в частности, зрительного анализатора. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей таковы, что после рождения до второй недели жизни ребенок видит все предметы в перевернутом состоянии. Поэтому взгляд новорожденного «плавающий», так как ребенку сложно сфокусировать зрение, «сопоставить» внешнюю картинку со зрительным анализатором высшей нервной системы;
  • Ранний детский возраст (1-3 года). В этот период анатомо-физиологические особенности детей заключаются в изменении внутренней среды организма. Показатели анализов крови и мочи приводятся ближе к взрослым нормам. Начинают функционировать железы внутренней секреции. В этом возрасте определяются черты характера человека и врожденные заболевания;
  • Подростковый период. Анатомо-физиологические особенности детей в это время наиболее выражены в появлении вторичных половых признаков. Этот возраст характеризуется формированием абстрактного и аналитического мышления.

При оказании медицинской помощи всегда учитываются анатомо-физиологические особенности детей, используются совершенно иные подходы, инструменты и лекарственные средства.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/7794-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-detej.php

Психологические и анатомо-физиологические особенности развития детей 4 лет

Возраст 4 лет связан с наступлением переломного, критического периода жизни. Ребенок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка переживаний. Она связана с завершением дошкольного цикла развития и ожиданием школьного цикла.

Самая существенная черта кризиса 4 лет – начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка, утрата непосредственности, привнесение в поступки интеллектуального момента.

Как все мы, так и дети 4 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройством сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса.

Может вырасти тревожность, капризность ребенка, могут заостриться любые «шероховатости» характера: упрямство или сосредоточенность, замкнутость или демонстративность. Ребенку трудно. И с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий, тоже непросто.

В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. К 4 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.

К 4 годам возрастает подвижность нервных процессов, отличается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т. п.).

Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. Слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предыдущим периодом, физическую выносливость ребенка.

Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учитывать при обучении детей письму. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25–30 минут. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной нагрузке. Поэтому так важны занятия на свежем воздухе, повышающие двигательную активность.

Период 4 лет характеризуется интенсивным психическим и физическим развитием ребенка. Наиболее интенсивно показатели физического развития увеличиваются с 4 лет, затем отмечается спад и новый прирост, но меньший по величине. При этом величина изменений у мальчиков и девочек не одинакова.

От 3 до 4 лет и от 4 до 5 лет рост и вес больше у мальчиков. Наибольшие среднегодовые темпы прироста в развитии двигательных качеств приходятся на возрасте от 4 до 5 лет и у мальчиков, и у девочек. Скелет ребенка этого возраста отличается гибкостью и пластичностью, т.к.

процесс окостенения ещё не завершен.

С возрастом заметно увеличивается мышечная сила за счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа. К этому возрасту увеличивается и жизненная емкость легких (в среднем до 11000 – 15000 мл), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.

Читайте также:  2 месяц ребенку: как проходит развитие малыша и что он должен уметь

Следует заметить, что ни более частые, чем у взрослого дыхательные движения, ни подвижность грудной клетки не могут компенсировать полную потребность в кислороде, вследствие чего у детей, находящихся преимущественно в помещении, быстро снижается работоспособность, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Это результат кислородного голодания.

Центральная нервная система является основным регулятором механизмов физиологических и психических процессов. К 5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность.

Особенно характерным для этого возраста является активное развитие межанализаторных связей и механизма взаимодействия сигнальных систем.

Но нервные процессы у ребенка ещё далеки от совершенства, вследствие чего процесс возбуждения остается преобладающим.

Мышление у детей 4 лет носит преимущественно наглядно – образный характер, поэтому основная задача – формирование разнообразных конкретных представлений.

После 4 лет внимание становится значительно устойчивее, однако, объем его сравнительно невелик, т.к. недостаточно сформирован такой компонент произвольного внимания и памяти, как удержание мотива деятельности.

Поэтому важно использовать разнообразные формы подсказа и понимания.

К 4 годам у детей начинает всё ярче проявляться воображение. Оно возникает на основе восприятия и запоминания окружающей действительности. Дети уже могут не только повторить, но и дополнить движение несложным элементом. Особенно успешно это делается под музыку. Она учит улавливать темп, ритм.

Функциональные возможности организма детей 4 лет, совершенствование зрительного, слухового и осязательно восприятий, развитие мышления и речи создают реальные предпосылки для овладения основами техники спортивных игр, воспринимать и анализировать последовательность выполняемых действий.

Таким образом, 4 год жизни является переломным в становлении личности ребенка. Этот период характеризуется качественными изменениями в развитии психических процессов и интенсивным анатомическим и функциональным созреванием детского организма.

Физическое воспитание — одно из необходимых условий правильного развития детей.

Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы.

Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных игр имеет большое значение для разносторонней физической подготовленности детей.

Именно в спортивных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта как средства и формы организации физического и психологического развития ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает из ребенка объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности и на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/5348.html

Анатомо-физиологические особенности грудных детей

Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году — большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) сопутствует гидроцефалии — водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов.

Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее — дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку.

Небольшую температуру (до 38°С) «сбивать» не следует — она естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология).

Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги — в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких.

Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. — 35-40, в 7-12 мес. — 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес.

ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог.

Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости.

Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения.

В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо.

При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, «гулит». При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти — этот рефлекс исчезает.

В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется.

Проявляет чувства — любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.

В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса и мимику, с которыми к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки.

Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами.

Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9-месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.

11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

Занятия:

От 1 до 3 месяцев. Выкладывать ребенка на живот не только перед кормлением, но и в середине бодрствования, периодически подставлять к стопам ребенка свою ладонь (опора при ползании).

Читайте также:  Характеристика возрастных периодов развития ребенка: как проще воспринимать кризисы

От 3 до б месяцев. Разговаривать с ним, вызывая ответный лепет. Часто и на более долгое время класть ребенка на стол или в манеж на живот, стимулируя ползание, протягивать ему игрушки. Показывая их сбоку, добиваться переворачивания. В этом возрасте ни в коем случае не следует ни ставить, ни сажать ребенка.

Из рекомендуемых игрушек функциональны кольца, удобные для захватывания.

От 6 до 12 месяцев. Вызывать подражание произносимым слогам и простым словам. Называть окружающих людей, предметы, действия. Учить выполнять некоторые движения и действия по слову взрослого, подкрепляя его показом.

Побуждать к ползанию, вставанию, ходьбе с опорой, а позднее и без нее. Для обогащения ребенка впечатлениями и развития его речи показывать животных, заводные игрушки, а с 10 мес. и картинки. Игрушки не подвешивать, а класть в манеж, в кроватку, на пол.

Совершать элементарные приемы с предметами, наглядные для подражания.

Рекомендуемые игрушки: многокрасочные, звучащие, мячи, легко открывающиеся коробочки, складные матрешки, небольшие пирамидки.

Источник: http://medic.domir.ru/hd/hd_747.html

Анатомо-физиологические особенности детей

Анатомо-физиологические особенности детей (афо) — это возрастные особенности строения, функций детского организма, их преобразования в процессе индивидуального развития. Знание и учет А.-ф.о.д. необходимы для правильной постановки обучения и воспитания детей разного возраста. Возраст детей условно ограничивается 18 годами жизни, в которых выделяют несколько периодов.

Наиболее интенсивное изменение всех параметров физического развития (масса, длина и площадь поверхности тела и др.) характерно Для первого года жизни. Так, если при рождении рост ребенка в среднем равен 50,8 см, то к концу первого года он достигает 70-75 см.

Масса тела утраивается. В последующие годы жизни до наступления периода полового созревания темпы роста снижаются: масса тела в среднем ежегодно увеличивается на 2-3 кг. В период между 5-8, а также между 11-12 годами у детей проявляются т.н. ростовые скачки.

Первый меньший по интенсивности, т.н. полуростовой скачок, второй т.н. большой пубертатный, связанный с наступлением полового созревания. В этот период длина тела за год увеличивается на 7-8 и даже на 10 см.

Примерно к 20-25 годам рост человека прекращается. В процессе роста и развития ребенка значительно изменяются пропорции тела. У новорожденного по сравнению с туловищем очень большая голова, короткие ноги и руки.

С возрастом в результате неравномерного роста отдельных частей тела (за весь период роста тела длина ног увеличивается примерно в 5 раз, длина рук в 4, туловища в 3 раза, а высота головы в 2 раза), постепенно формируются пропорции, характерные для взрослого человека. Значительно уменьшается отношение округлости головы и физиономической высоты лица к длине тела, увеличивается отношение длины ног к длине туловища.

С ростом организма наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах, которые, однако, протекают не одновременно. В этой связи называют несколько типов роста.

Нейтральный тип характерен для компонентов нервной системы, отличается высокой скоростью, однако темпы роста убывают.

Генитальный тип (Г) роста свойствен половым органам и отличается замедленной скоростью, которая скачкообразно усиливается лишь в возрасте 12-15 лет, а затем снова замедляется.

Соматический тип (В) характерен для скелета, мускулатуры, кожного покрова. Наиболее интенсивный рост этих тканей происходит впервые годы жизни и в период полового созревания. Лимфоидный тип (Б) роста присущ органам, с которыми связана иммунная реактивность организма.

Особенно интенсивное их развитие наблюдается от рождения ребенка до 12 лет, после чего темпы роста резко замедляются.

Поскольку формирование различных физиологических функций организма в целом, а также в пределах одной и той же системы происходит несинхронно, то каждый возрастной период характеризуется определенным уровнем достигнутого развития различных органов и функций.

Центральная нервная система обеспечивает функциональное единство органов и систем человека и связи организма с внешней средой; этим объясняется наблюдаемый в онтогенезе опережающий рост головного мозга. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной психической и психомоторной деятельности.

Интенсивный рост любого органа связан с его повышенной уязвимостью и функциональной неустойчивостью. Это обязывает взрослых бережно относиться к нервной системе ребенка, не допускать физического и умственного перенапряжения.

Одна из особенностей нервной системы ребенка ее пластичность, благодаря чему он сравнительно быстро приспосабливается к различным переменам.

С этим свойством нервной системы связана ее высокая чувствительность, восприимчивость ребенка к направленным педагогическим воздействиям.

Отличительная особенность нервной системы ребенка ее повышенная возбудимость, «обусловленная преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Чем моложе ребенок, тем сильнее выражена эта особенность.

Недостаточность активного внутреннего торможения в коре головного мозга у ребенка является причиной того, что в реакции легко вовлекаются эндокринная и вегетативная нервная системы.

Существенные возрастные изменения у детей претерпевают органы опоры и движения: хрящевая ткань скелета постепенно замещается костной (полное окостенение скелета наступает к 18-20 годам), нарастает масса мышц, увеличивается сила мышц и их выносливость.

Мускулатура детей отличается не только меньшей силой, но и большей утомляемостью при мышечной работе. Это необходимо учитывать при организации занятий по физическому воспитания и трудовому обучению.

Ранние большие физические нагрузки могут принести вред нормальному развитию организма.

Недостаточное развитие опорно-двигательного аппарата ребенка в возрасте 7-9 лет при нерациональной организации режима труда и отдыха, неправильном положении тела школьника во время занятий может привести к нарушению осанки, искривлению позвоночника и др.;

Возрастные анатомо-физиологические изменения наблюдаются во всех органах и системах.

Погодовые сдвиги основных параметров дыхания и кровообращения свидетельствуют о том, что по мере совершенствования структуры органов функционирование их становится более экономным.

Снижение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания происходит под действием усиливающейся регуляторной функции парасимпатической нервной системы.

С возрастом изменяется потребность ребенка в питательных веществах. Так, в связи с интенсивным ростом потребность ребенка в белках выше, чем у взрослых (до 3 лет ребенку ежедневно необходимо 2-4 г белка на 1 кг массы тела, а взрослому 1, 1-1, Зг); меняется потребность в углеводах и жирах.

Приблизительно к 11-12 годам у девочек и к 14—15 годам у мальчиков отмечается т.н. пубертатный скачок роста, к-рый сочетается с появлением и интенсивным развитием вторичных половых признаков. Наблюдается т.н.

эндокринный взрыв, вызванный значительными изменениями в деятельности гипоталамо-гипофизарной системы, что в свою очередь приводит к изменениям процессов нервной регуляции жизнедеятельности всего организма.

Влияние гормональных перестроек на организм в этот период столь велико, а индивидуальная чувствительность к ним и темпы полового созревания столь различны, что А.-ф.о.д. в большей мере определяются стадиями полового созревания, чем календарным возрастом.

Могут наблюдаться явления, пограничные между нормой и патологией; чрезмерный рост, непропорциональное увеличение конечностей, похудение или ожирение, неустойчивость вегетативных реакций, психики, поведения и т.п.

Показатели физического и психофизиологического развития детей взаимосвязаны: отставание в физическом развитии обычно сочетается у детей с функциональной и психофизиологической незрелостью.

Дети с низкими показателями физического развития с трудом адаптируются к условиям воспитания в яслях, в детском саду, при поступлении в школу; они отстают от своих сверстников по развитию моторики, речевой функции и ряду др. показателей.

Отмечается тенденция ускорения темпов роста и физического развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями; это явление получило название акселерации.

Однако многочисленные исследования по физиологии и гигиене труда подростков убедительно свидетельствуют, что, несмотря на явление акселерации, ив 18—20 лет организм, как правило, не достигает еще полной зрелости и реагирует на различные факторы внешней среды резче, чем организм взрослого человека. В пределах каждой возрастной группы выявляются различия, которые определяются индивидуальной изменчивостью.

Возрастная норма развития диапазон тех индивидуальных и возрастных вариаций А.-ф. о. д., в границах которого сохраняется оптимальное для каждого этапа онтогенеза функционирование организма.

Возрастная анатомо-физиологическая норма отражает единство качественных и количественных преобразований организма в процессе индивидуального развития.

Это касается строго определенных показателей, характеризующих специфику развития индивидуума и совершенствование его анатомо-физиологических особенностей в онтогенезе.

Практически это означает, что в процессе преподавания следует ориентироваться не только на статистические характеристики нормативы физиологических функций, но и на функциональную мобильность организма, соответствующую каждому этапу онтогенеза.

Источник: https://potencial-school.ru/anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-detej.html

Ссылка на основную публикацию