2015-05-20
Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и на форумах.
Но пока мы размышляем, ребенок уже уползает от нас и, забравшись куда-нибудь, подбрасывает нам новых хлопот. Так подходящий момент упускается, и мы снова откладываем «развивашки» до следующего раза.
Чтобы избежать такой ситуации, просто необходимо иметь под рукой ПЛАН! План развивающих занятий всегда сможет быстро подсказать нам как интересно и с пользой развлечь малыша.
В этой статье я хочу поделиться комплексным планом развития на 9-12 месяцев, который я составляла для своей дочки, и который помогал нам скрасить серые будни.
В этой программе есть все для всестороннего развития ребенка.
Программа поможет грамотно подобрать развивающие игрушки по возрасту малыша и организовать занятия так, чтобы они соответствовали познавательным потребностям ребенка в конкретный период.
Про все эти занятия я уже упоминала раньше в своих статьях, здесь же – короткая выжимка без лишних слов, в которую удобно заглянуть при необходимости, можно сказать конспект занятий. Если хотите прочитать подробнее о каждой игре — нажимайте на ссылку-название.
Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Итак, развивающие игры с ребенком 9 месяцев и старше (подробный план):
1. Игры на развитие сенсомоторных навыков
- Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;
- Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;
Пример матрешки (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)
- Стучим предметами друг об друга;
- Составляем кубики друг на друга;
- Играем с сенсорными коробками;
Пример стучалки (Ozon, My-shop, KoroBoom)
- Играем с магнитами (открепляем, прикрепляем, передвигаем и т.д.)
2.Развитие речи
- Много разговариваем с малышом;
- Рассказываем малышу стишки, потешки;
- Разучиваем первые пальчиковые и жестовые игры;
3.Чтение книг
Подборку книг для чтения детям до года можно найти здесь:
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ЧИТАТЬ
4.Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша
5.Первые сюжетные игры
6.Прослушивание классической музыки
7.Двигательная активность
- Делаем массаж и гимнастику;
- Учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
- Катаем/бросаем мяч.
8.Развитие навыков самообслуживания
- учимся пить из кружки,
- учимся мыть руки
- потихоньку начинаем привыкать к ложке.
О том, как развивать ребенка в 9 месяцев, вы также можете почитать в этом разделе.
Источник: https://jili-blog.ru/igry-i-zanyatiya-s-rebenkom-9-12-mesyacev-podrobnyj-plan.html
Развивающие игры для детей 9 месяцев: чем заниматься дома, во что и как играть
К девятому месяцу жизни у ребенка начинается подготовка к новому состоянию. Речь идет о прямом хождении. Все внимание родителей должно быть направлено на меры, помогающие укрепить костный скелет малыша.
По рекомендациям педиатров, растущему организму необходимы психологическая готовность и физическая активность.
Разнообразные игры для 9 месячного ребенка помогут в доступной форме подготовиться к новому этапу жизни малыша.
Развивающие игры
Особенности развития в 9 месяцев
С ростом ребенка начинается уменьшение ежемесячной прибавки к массе тела. Максимальная прибавка в норме не превышает 300-500 гр. Причина этого связана с повышением активности. С увеличением движений затрачивается больше энергии. У подросшего ребенка появляется больше навыков и умений:
- Уверенность в сидячем положении. Может сесть без помощи взрослых. Тянется и достает игрушки. Время без опоры – до 10 минут.
- Если рядом опора, самостоятельно принимает вертикальное положение. Делает сам несколько шажков. Многие дети, держась за стул, переставляют и передвигаются вместе с ним.
Первые шаги
- Малыш в ходунках движется, приседает или прыгает около 10-12 минут.
- Предпринимает активные попытки ползти по поверхности. Некоторые передвигаются на четвереньках, другие ползут на животе.
- У малыша активная мелкая моторика. Использование пальчикового захвата позволяет поднимать крошки, мелкие игрушки. Схема при этом проста – поднять, пощупать, положить в рот. С удовольствием рвет листы бумаги на мелкие клочки.
- Развит сильный хват. Привычка что-либо держать в руках. Пока не потерян к предмету интерес, забрать его из детского кулака очень трудно.
- Активное выражение своего мнения в поведении. Если ребенок не хочет отдавать игрушку, он отводит руку, отталкивает взрослого, может отползти подальше.
- Продолжается активный рост молочных зубов. Их количество отличается, поэтому паниковать из-за медленного прорезывания не стоит.
Развивающая игра с 9 месячным ребенком на прогулке или дома помогает его психическому и эмоциональному росту.
Во что поиграть с девятимесячным младенцем
Игры с ребенком с 10 месяцев
Возраст 9 месяцев для крохи – это завершение поры беспомощности.
Эмоциональное взросление помогает ребенку выражать свои желания, громко смеяться от удовольствия или плакать от обиды. У малышей появляется точка зрения, но они не готовы к запретам.
Малыш будет тянуться и просить любой предмет, но не поймет, почему нельзя поиграть опасными ножницами или булавками.
Важно! В период активного познавания пространства необходимо убрать из поля зрения малыша на девятом месяце предметы, представляющие для него опасность.
Безопасные предметы для игры
Карапуз много времени может активно проводить на полу или в манеже. Сосредоточенно рассматривает новые предметы, игрушки. Задача родителей – направить его активность в нужную сторону. Существует много занятий игровой формы, помогающих незаметно вводить навыки для дальнейшего взросления:
- Обучение процессу раздевания или одевания мелких предметов одежды: шапочки, носков, пинеток. Ребенок будет заинтересован примерить другие вещи, даже взрослые. Это познавательно и интересно для крохи. Чем больше тренировок, тем легче будет дальше.
- Перебирание маленьких игрушек, предметов. Можно приспособить разноцветные бусинки, камушки, пуговицы разной формы. Малышам очень нравится перекладывать их из одной кучки в другую.
- Купание в ванной становится занимательной игрой с ребенком в 9 месяцев. Всевозможные игрушки, плавающие в ванной, отвлекают малыша от собственно мытья. Он долго играется с ними, не хочет расстаться. Для спокойного завершения водных процедур лучше сказать им «до свидания» и помахать ручкой.
- Для хорошо ползающего ребенка отличным занятием будет освоение домика с тоннелем. Он сможет двигаться в любом направлении, по пути встречая «случайно» оставленные сюрпризы-игрушки.
- Наблюдательный карапуз внимательно будет следить за любым занятием взрослого. Построение пирамиды из кубиков, игра в колечко, перекладывание посуды, раскладывание карточек – все эти действия вдвоем с взрослым являются шагом в новый мир. Пусть малыш с удовольствием развалит башню или оденет колечко на палочку. Нужно вместе с ребенком собрать детали в коробку. Потом он сможет выполнить это сам.
- Стоит приобрести карапузу куклу, независимо от гендерной принадлежности (мальчик или девочка). Нужно показать, какие у пупса нос, руки, глаза и т.п. Ребенок должен понять, где у него голова или ноги, а где у куклы.
- Хлопанье в ладошки нужно делать под веселую музыку, песенку. Малыш в состоянии уловить ритм.
Первая стройка
Внимание! Нельзя оставлять ребенка наедине с предметами. Все домашние занятия только при участии взрослых. Нужно предотвратить попытку карапуза засунуть себе в рот или ухо пуговицу (бусинку, камушек и т.п.). Мама должна занять ребенка и отвлечь от ненужных действий.
Цель и предназначение развивающих игр с 9-месячного возраста
Игры с ребенком 8 месяцев
У любого занятия в игровой форме для детей девяти и старше месяцев есть свои правила и конечная цель. Построить самостоятельно пирамидку, найти нужную фигуру или цвет, значит, это научиться выполнять определенные установки или правила.
Детские психологи настоятельно рекомендуют ежедневно включать развивающие игры в распорядок бодрствования. Родители подрастающего малыша должны уделять время на игры ровно столько, чтобы не было капризов или усталости. Воспитание усидчивости с раннего детства поможет ребенку преодолевать трудности обучения в дальнейшем.
Рекомендуют составить план, чтобы малыш смог постепенно развиваться.
Развитие речи
К 9 мес. малыш может связывать слово и определенный предмет или действие. Понимание зависимости понятий приближает к началу диалога между взрослым и карапузом. Он воспринимает простые просьбы. Все слоги из уст крохи необходимо обязательно поддерживать.
Нельзя игнорировать первые осознанные попытки общаться. Максимум озвучивания любого действия, комментирование родителями любого события позволят малышу быстрее освоить разговорные навыки. Внятная и грамотная речь взрослого быстрее поможет развить речь малыша.
Если при разглядывании картинок из книжки возникает контакт, ребенок начинает подражать взрослым, пытается произнести отдельные слоги, звуки «гав», «мяу», «ням» и другие. Игра-развивашка «Теремок» совершенствует внимание, артикуляционный аппарат, эмоциональные проявления. Для игры нужно иметь:
- игрушечный домик;
- игрушки;
- кубики или предметы;
- маленькие куклы.
Спрятав в домик все заготовленные аксессуары, взрослый по очереди должен доставать предметы, обязательно озвучивая каждый. Необходимо стимулировать ребенка.
Он должен усвоить урок, повторить за взрослым звуки. Если подготовиться к этой игре, можно рассказывать стишок о предметах из «Теремка».
Развитый малыш должен слышать правильную речь, не нужно специально сюсюкать или искажать произношение слов.
Физическое развитие
При увеличении подвижности малыша ему необходимы гимнастические упражнения в игровой форме. Игры с 9 месячным ребенком лучше совместить с показом на большом игрушечном звере, пупсе. Последовательно делая зарядку для куклы и ребенка, взрослый усилит физический эффект наглядным сравнением:
- движения сгиба и разгибания ручек малыша в сидячем положении;
- теперь очередь ног, выполнять также последовательно, лежа, по одной и вместе;
- поворачивать ручки круговыми движениями (ребенок сидит);
- наклоны детского туловища в разные стороны сидя;
- по очереди наклонять корпус, предварительно прижав ребенка спиной к взрослому, для упражнения нужно прижимать коленки карапуза.
Сгибание и разгибание ног
Чтобы научить лучше ребенка, необходимо выполнение условий:
- пространство для игр и занятий должно обеспечить полную безопасность ребенка;
- показывая игру с предметами, нужно озвучивать каждое действие, называя цвет, характер движения («синий мячик прыгает вверх, вниз»);
- все игры с предметами должны быть совместными – передавать дитю кубик, игрушку;
- следует обучить ребенка радоваться после действия – «Куда закатился мячик», «Давай поищем зайку», «Нужно догнать машинку».
Важно! В ходе проведения упражнений нужно внимательно следить за реакцией, настроением. Если упражнения понравились, малыш потребует продолжения. Нельзя допускать детских капризов или плача.
Обучение ползанию
Игры на развитие сенсомоторных навыков
Игры с ребенком в 9 месяцев, направленные на совершенствование моторики, возможны, благодаря скачку в этом возрасте. Растущий малыш учится брать предметы, не захватывая их, а загребающими движениями пальчиков.
Обычно он осторожно дотрагивается указательным пальцем, потом двумя или тремя достает легкий предмет. Может одновременно перекладывать несколько (до 3 игрушек).
Чем быстрее развиваются сенсомоторные навыки, тем легче ребенок начнет говорить по слогам, заниматься в дальнейшем.
Перебирание игрушек
Доктор Комаровский советует с раннего возраста начинать игры с красками, тестом или пластилином. Если показать малышу, как можно пальчиками оставлять следы на листе бумаги, у него появится интерес к творчеству.
Важно! Для игр с малышами по развитию моторики в 9 месяцев нужно использовать нетоксичные краски или мелки.
Похожие игры можно перенести в ванную комнату. Допустим, свежей клубничкой раскрасить кафель на стене или тело карапуза. Затем смыть все следы под теплым душем.
С помощью заготовки из соленого теста показать, как втыкать различные предметы в него: фасоль, камушки, макаронины. Потом вместе или самостоятельно «искать» и выковыривать из лепешки.
Хороший вариант игры для моторики – дать в ручки малышу тонкую веревочку с привязанной игрушкой. Он с удовольствием будет тянуть ее по полу.
Игры на развитие координации
Начиная с младенческого возраста и до 16-18 лет, пока растет скелетный каркас, формируется ориентированность в пространстве. Мозжечок отвечает за эти процессы, его развитие зеркально отражает навыки: ползание, ходьба и первые шаги. Вестибулярный аппарат помогает человеку уверенно двигаться, без «шатающей походки». Чем заняться с крохой?
Игра в прятки
Рекомендуют обучить игре в прятки для освоения навыков координации:
- Взрослый должен накинуть на голову пеленку, потом стянуть ее. Повторить два-три раза.
- Предложить ребенку повторить движения. Закрыть карапуза, подождать, чтобы он стащил ткань.
Источник: https://kpoxa.info/uxod-razvitie/igry-rebenkom-9-mesyacev.html
Как развивать ребенка в 9 месяцев: гимнастика для 9-месячного малыша и другие развивашки
Прошло 9 месяцев с момента рождения малыша. За это время он изменился до неузнаваемости, и не только внешне.
Кроха все больше приближается к моменту, когда ему будут подвластны главные для человека навыки: ходьба и речь.
Поэтому сейчас родителям важно помочь ребенку усовершенствовать необходимые для этого способности. Как нужно развивать ребенка в возрасте 9 месяцев, чтобы этого достичь?
Основные навыки месяца
Чтобы правильно развивать ребенка в 9 месяцев, необходимо отталкиваться от того, что он уже умеет.
Багаж навыков у малыша в этом возрасте достаточно внушительный.
- Ребенок много и достаточно быстро передвигается во всех направлениях на четвереньках.
- С легкостью поднимается по опоре и передвигается вдоль нее приставными шажками.
- Может менять положение тела (перевернуться, сесть, лечь), научился садиться из положения стоя (не плюхаться на попу, как было раньше).
- У некоторых малышей уже получается отпускать опору и стоять самостоятельно.
- Прекрасно манипулирует предметами согласно их предназначению (крутит, открывает, нажимает, дергает, катает, стучит).
- Пританцовывает под веселую музыку, топая ножками и прихлопывая в ладошки.
- Выполняет многие просьбы родителей, в том числе – повторить ранее выученное действие.
- Знает части своего лица, может показать их на лице взрослого.
- Понимает, что предмет существует, даже если его не видно. Помнит, где лежит какая-то вещь, ищет там (телефон мамы – в сумочке, молоток папы — в ящике с инструментами).
- Лепет ребенка яркий и активный. Он научился удваивать слоги. У многих деток сейчас появляются первые простые слова (дай, на, там, мама, папа, баба).
- Малыш научился хитрить, пытается манипулировать мамой.
Чему научить девятимесячного кроху?
Сейчас ребенок учится понимать предназначение вещей и предметов, наблюдая за взрослыми и подражая им. Этим нужно воспользоваться, чтобы научить малыша важным для него вещам. Прежде всего – тем, которые соответствуют возрасту, но малышу пока не удаются (переступать ножками, садиться).
Кроме того, для развития ребенка сейчас полезно учить его:
- основным цветам;
- названиям частей тела;
- сортировке предметов по размерам и цветам;
- пересыпанию крупы из одной емкости в другую с помощью ложки или совочка;
- рисованию пальчиковыми красками;
- умению комкать и рвать бумагу;
- переливать воду из большей емкости в меньшую, зачерпывая ее ложкой, ковшиком, чашкой;
- пользоваться ложкой, кружкой, зубной щеткой, мочалкой, салфеткой, полотенцем;
- умываться;
- надевать и снимать носочки, обувь, шапочку.
Не стоит думать, что у крохи все это непременно должно получиться легко и быстро.
Обучение может занять довольно много времени, но за этот период малыш разовьет координацию движений, моторику, станет более ловким и самостоятельным.
А ведь впереди у него – кризис первого года, характеризующийся внутренним конфликтом («я – самостоятельный, но ничего не умею, как взрослый»). Так что эти навыки помогут значительно уменьшить кризисные проявления.
Как развивать малыша в этом возрасте?
Руководствуясь все тем же предстоящим кризисом, важно развивать в ребенке ощущение себя в мире: учить отношениям в семье и в социуме вообще, совместным действиям со взрослыми, поведению в разных ситуациях, самообслуживанию.
На самом деле все это обычно происходит в повседневной жизни, поэтому каких-то особых занятий с ребенком проводить для этого не нужно. Главное – подавать достойный пример.
Ведь маленькая «обезьянка» будет снимать с родителей кальку в поведении, поступках, речи, быту.
Основной упор в развивающих занятиях делайте на движение. Малышу сложно быть усидчивым, долго сосредотачиваться на карточках или скучных для него пособиях. Поэтому интеллектуальные занятия должны кроху, во-первых, заинтересовать, а во-вторых, не переутомлять. То есть быть веселыми, короткими и чередоваться с двигательной активностью.
Развивающие игры для детей в 9 месяцев должны подбираться таким образом, чтобы стимулировать основные сферы развития:
- совершенствовать координацию;
- улучшать имеющиеся двигательные навыки и осваивать новые;
- помогать изучению свойств предметов;
- развивать мелкую моторику рук;
- пополнять пассивный лексический запас малыша;
- давать возможность познавать окружающий мир.
Чтобы развитие крохи было эффективным и безопасным, родителям необходимо следовать простым правилам.
- Обезопасьте пространство, убрав все, что может поранить малыша или быть проглочено. Закрепите, спрячьте все, что может стать причиной травмы.
- Не ограничивайте свободу ребенка манежем или кроваткой. Пусть двигается как можно больше.
- Запрещайте что-то лишь в крайнем случае. Постоянное «нельзя» быстро и надолго отбивает познавательный интерес.
- Следите за чистотой всего, что ребенок может потянуть в рот, не оставляйте его без присмотра там, где есть риск достать опасные предметы.
Совершенствуем двигательные навыки
Гимнастика для 9-месячного малыша не менее важна. Она должна включать упражнения, укрепляющие мышцы спины, рук, ног, тазобедренные суставы.
Кроме базовых упражнений, рекомендованных педиатрами, можно проводить следующие.
- Положите ребенка на спину, включите веселую ритмичную музыку. В такт музыке «топайте» ножками крохи по спинке дивана или стене. Постепенно дайте возможность ребенку топать по вертикальной поверхности без вашей помощи.
Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/kak-razvivat-rebenka-v-9-mesyatsev
Во что поиграть с 9-месячным младенцем и чем его занять
Вся жизнь — игра. Это высказывание особенно справедливо в отношении маленьких детей. Ребенок через игру познает окружающий мир, формирует представление о форме, цвете, размере предмета, и что немаловажно, его предназначении.
Отличительным признаком 9-месячного ребенка является его подвижность (полная информация о развитии малыша в 9 месяцев находится здесь). Он активен во многих отношениях: переворачивается во все стороны, умеет вставать и садиться, держась за опору, быстро ползает, некоторые даже пытаются ходить.
Такая активность подразумевает, что малышу просто необходимы занятия и игры, стимулирующие мозговую деятельность, развивающие его фантазию, логическое мышление, смекалку и память. Девять месяцев — тот возраст, когда очень кстати пальчиковые игры для развития мелкой моторики. Они благотворно сказываются на речевых навыках крохи.
Меры предосторожности
Понимая, что любая вещь в руках малыша становится объектом для исследования, необходимо заранее подумать, какие предметы нужно переставить в целях безопасности повыше. Некоторые родители предусмотрительно выделяют крохе нижнюю полку на кухне или какой-нибудь ящик в другой комнате, периодически обновляя содержимое.
Важно помнить: все бьющееся, попав в руки 9-месячного карапуза, обязательно будет брошено на пол, а все осязаемое обязательно попробуется на вкус. Любое отверстие будет проверено на глубину и ширину. Поэтому все колющие, режущие, бьющиеся предметы должны быть вне зоны доступа. На розетки ставятся заглушки, бытовая химия и лекарства убираются на самые дальние полки.
Развивающие центры или развивающие родители?
Едва малыш начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам, как некоторые родители начинают водить его в развивающие центры. По поводу таких ранних визитов ведется много споров.
Эксперты утверждают, что в этом возрасте ребенку важно не только количество получаемых знаний, но и стимул развить сам интерес к обучению, желание познавать новое.
А с этой задачей по силам справиться и родителям без лишних финансовых и временных затрат. Тем более, что, находясь рядом с мамой и папой, малыш чувствует себя более раскрепощенно. Он им абсолютно доверяет.
Родители для него — авторитет и образец для подражания.
Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» делится своими исследованиями и наблюдениями. Он пишет, что к трем годам клетки мозга сформированы на 80%. Это означает, что основные навыки и умения нужно успеть заложить до этого момента. Но приоритетной задачей является создание теплого семейного микроклимата, где отношения родителей и детей построены на близком общении и доверии.
Очень важно, чтобы родители находили время играть со своими детьми
Другой известный автор, разработавший собственную методику развития, — Мария Монтессори – тоже согласна с тем, что первые три года жизни наиболее важны в становлении личности.
Детям крайне необходимо совершенствовать чувства: трогать, нюхать, пробовать на вкус. Монтессори за познание, построенное на непринужденном обучении, через игру.
По ее методике детишки играют с крупами, отделяя фасоль от риса, застегивают пуговицы и ремешки. Все используемые материалы должны быть натуральными.
Итак, мы рассмотрели, что в игровой форме карапуз познает мир, и родители в процессе обучения играют далеко не последнюю роль. Чем занять ребенка в 9 месяцев?
Игры на развитие речи
Советуем почитать:Какой должна быть качелька для новорожденных?
- Ключевые слова. Под ними подразумеваются знакомые фразы, которые малыш слышит ежедневно. Они должны быть простыми. Например, если кроха упал, прокомментируйте следующим образом: «Ой, Ваня бух, упал!». Подобными словами являются: «хочу пить», «дай», «гулять» и т. д. Если слово связано с эмоциями или жизненными потребностями, оно быстрее запомнится, у ребенка будет стимул к его произношению.
- Имена. Для запоминания имен родственников хорошо рассматривать фотографии. Детям интересно играть в «ку-ку» в детском коллективе. Можно посадить 4-5 ребятишек друг напротив друга и поочередно накрывать их платочком, спрашивая: «Где Карина? Вот Карина! А где Вика? А вот она!» Смысл в том, чтобы ребенок запоминал имена детей, которых регулярно видит на площадке.
- За обеденным столом. Хотя бы раз в день выделяйте время, чтобы поесть всей семьей. Придвиньте стул карапуза к общему столу и понаблюдайте, как внимательно он будет слушать реплики говорящих, следить за ходом рассуждения, иногда пытаясь участвовать в разговоре. Это хорошая возможность научить ребенка слушать, вести беседу.
- Использование вопросов. В беседе с ребенком почаще задавайте вопросы, первоначально такие, на которые можно ответить просто да или нет: «Ты сегодня хорошо спал? Тебе нравятся эти цветочки? Хочешь поиграть?» и т. п.
- Приветствие и прощание. Научите кроху махать ручкой на прощанье, при этом проговаривайте: «Пока-пока». Учите здороваться, протягивая руку.
Игры на развитие координации
- «Ладушки». Мама проговаривает известный стишок, во время которого кроха учится хлопать в ладоши, класть ручки на голову. После игры спрячьте под покрывало его ручки. Дети любят наблюдать за исчезновением и появлением предмета.
- Собираем пирамидку.
Нанизывание колец на стержень отлично развивает координацию. Когда малыш отточит свое мастерство, задачу можно усложнить, например, раскачивая стержень во время того, как ребенок собирает на него кольца.
- Все вверх дном. Переверните игрушки, кастрюлю и прочие предметы вверх дном.
Кроха уже хорошо ориентируется в пространственном расположении предметов, так что его задача — придать им первоначальный вид.
- Катание мячика. Сядьте напротив ребенка на небольшом расстоянии и покатите ему мячик. Попросите его вернуть мячик маме.
- Учимся шагать.
Во время прогулки удерживая кроху за руки, научите его перешагивать через камешек, веточку. Дети обожают ходить по ступенькам, и это очень полезное занятие. Для еще большего настроения сопроводите подъемы и спуски веселыми стишками, например: «Вниз по лесенке идем — ни за что не упадем».
Игра «Ладушки» знакома не одному поколению
Ролевые игры
Они еще очень просты, например, покормить мишку, укрыть одеялом зайчика, укачать на руках куклу. Но сюжетные игры имеют огромное значение. В них вы без назидания можете объяснить ребенку, что плохо, а что хорошо. Например, кукла пошла гулять, упала, заплакала — ее надо пожалеть, успокоить.
Чувство ритма
Ритм чрезвычайно важен для развития музыкального слуха и танцевальных способностей. Пробуйте хлопать в ладоши в ритм песенке или найдите в ней слова, при звучании которых малыш должен будет ударить в ладоши. Начинать знакомство с ритмом можно на примере часов. Подойдет следующая игра:
- «Дедушкины часы тик-так, тик-так». Фразу произносим не спеша, медленно размахивая руками в стороны.
- «Папины часы тик-так, тик-так». Произносим слова быстрее, хлопая ладошками по животику.
- «А мои часы тики-тики-тики-тик!» При последней фразе очень быстро хлопаем в ладошки.
Повседневные дела
Развивающие игры и игрушки не обязательно покупать в магазине. Чаще всего они находятся у нас дома, под рукой, главное, научиться их использовать. В возрасте 9-ти месяцев практически всегда малыш находится там, где его мама. Во что же можно поиграть?
На кухне
Кухня — рай для развития мелкой моторики. Здесь столько разных баночек с крупами! Дайте малышу одну из них или насыпьте крупу на поднос, предложив порисовать на ней пальчиком. Можно насыпать в миску макароны в виде спиральки и ракушек и попросить рассортировать их.
А какую крупу «любит» ваш малыш?
Пластмассовые бутылки тоже пригодятся. Ими можно просто постучать, откручивать и закручивать крышку, засыпать на четверть манной крупой и наблюдать, как она пересыпается, если бутылку перевернуть.
В ванной
Малыши обожают игры, в которых нужно переливать воду из одной емкости в другую. Карапуз способен целых полчаса сосредоточенно проводить эксперименты, наблюдая, где воды стало больше, а где меньше. Для этого необходимо купить набор формочек или чашек, а также лейку. Научите кроху хлопать ладошками по воде. Брызги, конечно, летят во все стороны, зато радости нет предела.
Переодеваясь
Меняя одежду или одеваясь с утра, дайте малышу кусочек мягкой ваты, погладьте ею животик, носик. Параллельно можно спрашивать: «Где у нас носик?» Щекотка вызывает массу удовольствия. Пальчиками пройдитесь по ручке ребенка, придумав историю про жучка, который ищет путь домой, и доберитесь до подмышек. Кроха будет заливаться от смеха.
Книжки
Первые книжки должны быть хорошо иллюстрированы. Прежде, чем читать сам текст, рассмотрите, что изображено на картинке, во всех деталях. Назовите животных, жучков, можно их сосчитать. Лучше, чтобы для самых маленьких читали коротенькие стишки. Поскольку дети все тянут в рот, книжка должна быть достаточно твердой, чтобы выдержать испытание на прочность.
Игрушки должны быть яркими и функциональными
Игрушки
Ну и, конечно, как обойтись без игрушек, красочных, ярких, принадлежащих только малышу (в отличие от маминых кастрюль и половников). С учетом всего вышесказанного, полезно приобрести:
- Заводные игрушки.
- Пирамидку.
- Матрешку.
- Игрушечную посуду.
- Пальчиковые краски.
- Молоточки с пищалками.
- Игрушки, которые тянутся за веревочку.
- Маракасы.
- Музыкальные игрушки с кнопками.
- Набор для игры в песочнице.
- Мелки, карандаши, фломастеры.
Не жалейте времени на занятия со своими детьми. Они так быстро растут! Общаясь с ребенком сейчас, вы закладываете основу для тесных и доверительных отношений в будущем.
Источник: https://floragaz.ru/prochee/chto-poigrat-9-mesyachnym-mladencem-zanyat
Как развивать ребенка в 9 месяцев: игры, занятия, игрушки, ладушки
9-месячный ребенок становится более самостоятельным. Он ярче реагирует на внешний мир, начинает проявлять себя, как социальный “элемент” – личность. В этот период с ним можно и нужно играть, ведь в интересной игре он будет приобретать новые навыки.
Развивающие игры очень важны для маленького ребенка, через них он познает окружающий мир – попробуйте его занять. В общении с вами он проявит свои социальные, интеллектуальные и сенсорно-двигательные возможности.
В 9 месяцев родители могут заметить признаки формирования личности малыша. В числе прочего, он начинает ярко проявлять свои эмоции
Достижения ребенка к 9 месяцам
Из сенсорно-двигательных (сенсорно-моторных) возможностей можно отметить следующие:
- ребенок хлопает в ладоши;
- он берет большие предметы двумя руками, приближает их и рассматривает;
- маленькие предметы он берет одной рукой;
- он манипулирует сразу двумя игрушками;
- он ползает и может изменить направление на 180 градусов;
- встает на ножки с помощью взрослого.
Эти навыки можно имитировать у куклы. Возьмите куклу, покажите малышу, как она встает на ноги, ходит, кушает, ложится спать. Все действия могут сопровождаться рассказом о том, что именно делает кукла – это будет равно интересно как девочке, так и мальчику. Будет очень хорошо, если малыш постарается взять куклу и поиграть с ней сам.
Интеллектуальные способности малыша должны включать в себя следующие действия:
- ребенок помнит, во что вы играли с ним вчера;
- действия с обычным повторением одних и тех же ситуаций ему не интересны;
- он может пугаться открытого пространства и подъема на высоту;
- с ним можно играть в несложные прятки и в «Большой, маленький»;
- малыш может повторять слова из двух слогов;
- он вас понимает, то есть имеет пассивный словарный запас;
- он делает попытки что-то вам объяснить с помощью жестов, к примеру, когда не хочет кушать, отворачивает голову;
- малыш реагирует на ваши просьбы и пытается их выполнить.
Из вышесказанного понятно, что способности ребенка в 9 – 10 месяцев касаются общения со своими родителями и начала использования речевого аппарата.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать маленький ребенок в 10 месяцев?
Развивающие игры
Существует определенный набор игр, который поможет вам стимулировать развитие малыша. Но вы должны с ним заниматься терпеливо каждый день.
Купите малышу игрушки, снабженные различными кнопками, ручками, колесиками. Покажите, как можно нажимать на кнопки и поворачивать ручки, крутить колесики. Дайте ребенку старый телефон с кнопками. Чем больше фантазии придется проявить ребенку, тем лучше.
Манипуляции с предметами
«Волшебное ведерко». Завяжите на нескольких игрушках ленточки, опустите их в ведерко, затем за ленточки выньте их по очереди из ведерка. Когда все игрушки будут вынуты, покажите ребенку пустое ведерко, скажите: «Ничего нет. Пусто», – и разведите руками. Пусть ребенок повторит ваши действия.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие игрушки нужны для игр ребенку в 10 месяцев?
«Собираем тарелочки». Сложите в стопку пластмассовые тарелочки, поставьте их рядом с ребенком. Затем по одной штуке снимайте тарелочки и откладывайте в сторону, снова соберите в стопку.
«Пирамидка». Купите малышу пластмассовую или деревянную пирамидку. Покажите, как можно снимать с палочки колесики и снова их надевать. Свои действия сопровождайте словами «большое, маленькое, красное, синее».
Манипуляции с игровыми и бытовыми предметами – важный аспект развития малыша и его навыков
Развитие интеллекта ребенка
9-месячному ребенку надо развить речевой аппарат. Для этого делайте простейшие упражнения с языком. Вот список упражнений:
- поцокайте, как лошадка;
- почмокайте, как при поцелуе;
- сделайте «балаболку» языком по верхней губе – при этом должны издаваться звуки «бл, бл, бл»;
- надуйте щеки и стукните по ним пальцами, чтобы «пузырь лопнул».
Научите малыша произносить слоги. Для этого, поднимая малыша и опуская его вниз, произносите «прыг-скок», опуская на пол – «бух», качая его вправо-влево – «тик-так, тик-так», подбрасывая его коленками – «но, но, но», останавливаясь – «тпру». Можно и просто произносить слоги «да, да, да», «ма, ма, ма» и так далее. Произносите слоги с паузами. Ребенок станет за вами повторять.
Постарайтесь научить малыша отличать родню друг от друга. Говорите ему: «Это баба, это папа, это мама». Поищите с ним игрушки. Положите перед ним 3 игрушки и спросите: «Где мишка? Где мячик? Где Ляля?» Поиграйте с ребенком в «Ку-ку», «Догоню», «Идет коза рогатая». Это прекрасные развивающие игры для маленьких детей 9 месяцев, которые им весьма полезны.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чему можно учить ребенка в 9 месяцев?
Усвоение причинно-следственных связей
Чтобы привлечь внимание малыша, надо совершить внезапное действие. Например, уберите игрушку за спину и, доставая ее из-за спины, скажите: «Вот мишка», а убирая обратно, скажите: «Нету мишки». Повторяя процедуру с различными игрушками, вы добьетесь, что ребенок запомнит их названия.
Повесьте на стену яркие картинки с разными животными и предметами. Поднесите ребенка к стене, погладьте картинку с кошечкой, скажите: «Хорошая киса», свободной рукой поднесите к картинке хлеб, скажите: «Кушай, киса» и так далее.
Ребенок будет учиться понимать соответствие нарисованных животных с настоящими, а усилить эффект можно, показав ему кису на улице.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие игрушки нужны ребенку в 8-9 месяцев?
Помочь ребенку выявить причинно-следственные связи происходящего можно путем слуховых ассоциаций.
Для этого развесьте около дверей квартиры колокольчики с разным звучанием. Возьмите малыша на руки и походите по квартире – при открывании каждой двери будут звенеть разные колокольчики.
Ребенок будет понимать, когда вы вошли в кухню, а когда в ванную.
Поиграйте с малышом в «Ладушки», напевая: «Ладушки, ладушки, где жили? У бабушки». Это занятие прекрасно развивает координацию движений. Если вы не знаете правила какой-либо игры, можно найти и посмотреть о ней видео или фото.
Игрушки для 9-10-месячного ребенка
Вот эти игры для досуга с ребенком 9 месяцев надо купить:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развитие и питание ребенка в 9 месяцев
- Ксилофон, игрушечное пианино, барабан и другие музыкальные инструменты.
- Пирамидки и другие игрушки, подразумевающие вставку одних частей в другие.
- Конструкторы для самых маленьких и кубики.
- Книжки с красочными, яркими картинками.
В этот период ребенок активно ползает (рекомендуем прочитать: со скольки месяцев мальчики начинают ползать?).
Мама выпускает его на чисто вымытые полы.
Особенно удобно сделать такое место в кухне, чтобы малыш имел занятие, пока мама готовит обед. Все острые и режущие предметы уберите наверх, тогда ребенок не сможет пораниться, дополнительно закройте электрические розетки защитными крышечками.
Мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский считает, что в поведении 9-месячного малыша происходит некоторый прорыв – ребенок становится умелым и энергичным, он явно выражает свои индивидуальные пристрастия. Что-то ему нравится, а что-то – нет, он умнеет. Если вы под его свитерок засунете мелкую игрушку, он тут же отвернет край свитерка и ее достанет, можно придумать и другие подобные ситуации.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: составляем меню для 9-месячного ребенка
Если ваш малыш чего-то не умеет, что делать (рекомендуем прочитать: что ребенок в норме должен уметь делать в 5 месяцев?)? Не стоит отчаиваться – это ни о чем не говорит. Он научится всему, чему положено, немного позднее.
Способные в будущем дети могут до трех лет не разговаривать и не проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как приучить к горшку ребенка в 9 месяцев?). Игры, предлагаемые ребенку в этот период, он освоит чуть позже – возможно, это произойдет в 10 или 12 месяцев.
Уделяйте время своему малышу, не жалейте сил, а он в ответ будет радовать вас все новыми навыками.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать ребенок в свои 11 месяцев?
Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/igry/s-rebenkom-9-mesyacev.html
oschuschenie-polzaniya-vnutri-tela
Как я и обещала, для Ирина, Наталья и Valentina пишу подробней о детках 9-10 месяцев и занятиях с ними.
(В продолжение вот этого разговора о том, как играть с ребенком 9 месяцев: http://www.babyblog.ru/community/post/0_1_razvitie/1670771)
- 9 месяц
- Задачи 9 месяца:
- ползать по-пластунски и на четвереньках, намеренно бросать предметы, отличать содержимое от сосуда, изучать третье измерение – глубину.
- Развивающие занятия:
- — Ложиться на пол рядом с малышом и давать ему поползать по вам.
- — Откладывать игрушки чуть дальше и не торопиться подавать, но подбадривать, чтоб ребёнок сам добирался до них
- — Укладывать ребёнка на слегка наклонную поверхность головкой вниз – вниз ему будет легче ползти.
- — Бросание предметов + стимуляция ползания: бросать мячики и догонять их
- — Для освоение понятия глубины играем во „входит и выходит“: кладём предметы в ёмкости и вынимаем из них (кубики в ведёрко, ложку в стакан, крышечки в коробочку).
- — Дать ведерки (пластиковые стаканчики) разного размера: ребенок будет ощупывать их изнутри, сначала пальчиком, потом засовывать всю ручку внутрь, складывать друг в друга, превращая много предметов в один, и снова разбирать.
— Дать коробки большего размера, можно вырезать отверстия (чтоб в них свободно проходила ручка) и показать, как в отверстии исчезает предмет. Ребенок не сразу решится сунуть руку в отверстие и искать там, не видя, чтоб происходит с рукой.
Но когда это произойдет, это будет колоссальным прорывом в сознании: управлять движениями руки, не видя ее, без контроля зрения – это очень сложно. Так развивается „чувство собственного тела“, которое подсказывает нам, в каком положении находится наше тело.
Эта способность очень понадобится ребенку при ходьбе: переставляя ножку, он не будет каждый раз смотреть на нее. Корректируя свои движения, он сможет ориентироваться на ощущения, исходящие от стопы и ноги.
— Засовывание разных предметов в разные отверстия для знакомства с понятием размера и формы. Форма – сложная вещь, ею (например, с помощью сортера) можно заняться и позже, а вот с размером можно играть и в 9 месяцев. Например, засовывая разные предметы в одно круглое отверстие.
— Опустошать и заполнять снова: вынимание различных предметов из сумок, коробок, пакетов, и запихивание их обратно развивает общую и тонкую моторику, тренирует усидчивость и выносливость. Уже сейчас можно выделить на кухне нижний ящик и наполнить его настоящими, но безопасными для ребенка предметами (типа пластиковых коробок)
— Тренировка кистей рук: подавать ребенку длинные предметы (деревянную ложку с длинной ручкой) то вертикально, то горизонтально. Ребенок будет подстраивать ручку под положение предмета, поворачивая запястье.
— Можно начинать пальчиковые игры.
Пальчиковая игра – это короткий стишок, действие которого иллюстрируется движениями пальцев и ладоней. Цель его – повторение ребёнком слов и действий взрослого.
Самые простые пальчиковые игры — „Идёт коза рогатая“ и „Ладушки“.
— Прячем от ребенка предметы и людей! Не только игрушки накрываем платком, но и детку, и сами накрываемся. И каждый раз громко ищем („Где же наша девочка? Вы не видели Катю?!“) — и бурно находим («Ах, вот где мой малыш!»), и вместе радуемся.
- — Любые виды кубиков (маленькие, большие, мягкие, деревянные, звучащие, строительные, из сортеров): вынимать, бросать, складывать рядом, друг на друга, сваливать в кучу, разбрасывать по комнате, прятать, искать, сравнивать
- — Можно начинать разбирать пирамидки
- 10 месяц
- Задачи 10 месяца:
- ползать на четвереньках, пинцетный захват, исследование мелких деталей, целенаправленное общение
- Развивающие занятия:
— Организовывать препятствия для ребёнка из мебели, подушек, чтоб он обползал из или проползал между ними – эдакий слалом.. Если малыш опасается ползти, зайдите с другой стороны и поговорите с ним, позовите к себе. Это тренирует ориентировку в пространстве, ребенок знакомится с габаритами своего тела, учится удерживать равновесие, поворачивая.
— Пробираться под препятствиями — ребенок учится пригибать (втягивать) голову. Лучше поначалу сделать „мягкую крышу“ из картона или ткани – например, положив полотенце на сиденья двух стульев – чтоб малыш не испугался, если заденет головкой.
— Полезно балансировать, учиться удерживать равновесие, ползая по разным поверхностям: по сложенной гладильной доске, лежащей на полу; по не туго надутому надувному матрацу.
— Ползание по наклонной поверхности вверх – отличная тренировка мышц.
Если угол достаточно велик (например, горка на детской площадке), это превращается в тренировку ходьбы: по мере увеличения крутизны, ребенок начинает ставить ножки не на колено, а на стопу! И карабкается дальше, опираясь на стопы и ладони. Ножки по ходу выпрямляются в коленях все больше. В идеале, добравшись до верха, ребенок усаживается.
— Пора учиться сползать ножками вперед: когда ребенок подползает к краю, сказать: „Стоп!“ — придержать его и и усадить. Сказать: „Повернуться“ — и повернуть его ножками к краю, и помочь сползти.
— Гоняйтесь за ребёнком на четвереньках, пусть он от вас убегает. Потом убегайте от него сами. В первую неделю, когда моя дочка поползла, у меня все колени были в синяках, зато смеху было! 🙂
- — Барабанить, колотить предметами друг о друга
- — Первые музыкальные инструменты
- — Строить башенки из кубиков (время учиться создавать)
- — Везде называть основные цвета
- — Тренировка мелкой моторики и координации движений рук: класть мелкие предметы (макароны) в бутылку, рвать бумагу, перебирать крупу
— Ориентировка в пространстве и тренировка слуха: включать музыкальную игрушку, прятать ее и спрашивать у ребенка: „Откуда этот звук?“ — и вместе искать.
- Целенаправленное бщение:
- — Брать, давать, меняться предметами
- — Говорить с ребенком на расстоянии, окликать его по имени, привлекать внимание исключительно звуком своего голоса
- — Учить выполнять простые указания („нет“, „смотри“, „пойдем“)
- — Учиться хлопать в ладоши и делать простые жесты: „привет“, „пока“
— Показывать и называть, а потом просить ребенка показать части лица („Вот у мамы нос! Где у мамы нос? А где у Маши нос? Вот где у Маши нос!“
— Разглядывать себя вместе с ребенком в зеркале, называть части лица, цвета, действия («Нет, бить нельзя! Надо гладить, вот так — гла-адить…», «Максим сам расчесывает волосы!»), хвалить ребенка.
Девочки, это то, что вы ожидали? Пишите вопросы обязательно, если есть.
Надежда, я готовлю пост про 8 месяцев! 🙂
Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/0_1_razvitie/1690661