Речевое развитие ребенка в 2 года: как контролировать процесс и избежать проблем

Многие начинают беспокоиться по этому поводу, ведь старшее поколение начинает давить со всех сторон, научать и поучать, что это плохо и ненормально, приводить свои примеры из жизни. Несомненно, после таких нападков со стороны семьи молодая и неопытная мама начинает паниковать и переживать, водить ребенка по врачам, «бабкам» и знахарям.

В последнее время врачи сходятся во мнении, что ЗРР с каждым годом является все чаще. Это не уменьшает уровень тревоги у родителей. Они переживают, не скажется ли это на учебе, усвоении материала, не будет ли их малыш белой вороной в обществе.

Нормы речевого развития

Двухлетний малыш может молчать, но все понимать и делать то, что от него требуют, быстро усваивать новую информацию и ничем не отличаться от сверстников. У него хороший аппетит и отличный сон, умеет сам раздеваться и выполняет небольшие поручения. Но на вопросы может промолчать или промычать, или вовсе уйти.

Выделяют некоторые сроки появления разных речевых форм

1−3 месяца В голосе различается интонация, и можно понять, доволен ли ребенок в данный момент или нет
3−6 месяцев «Гуление»
7 месяцев — 1 год 2 месяца Звукоподражания, появляются простые слова, звуки, например «мяу», «ко-ко»
1 год 6 месяцев — 2 года Появляется все больше двусловных предложений: «Пошли гулять», «Иди сюда»
1 год 10 месяцев — 2 года Словарь постоянно пополняется новыми словами
до 2 лет Интерес к названиям различных незнакомых предметов
до 3 лет 6 месяцев Формирование грамматического строя, период проговаривания действий во время игры

Критерии гармоничного развития

Существует несколько пунктов, на которые стоит опираться родителям, дабы убедиться, гармонично ли развитие речи у их малыша:

  • физическое развитие соответствует возрасту ребенка;
  • отсутствие неврологических заболеваний;
  • стремление в исправлении ошибок, допущенных в разговоре;
  • активное повторение услышанного.

Если малыш перенес тяжелую болезнь, проявление явного отставания в развитии, игнорирование просьб повторения, в таком случае следует обратиться к специалистам и выяснить, почему кроха не разговаривает.

Частые причины задержки развития речи

Дети появляются на свет без врожденного понимания языка, на котором ему в старшем возрасте предстоит разговаривать. Ребенок познает язык, приобретает разговорные навыки при общении со взрослыми, пытается копировать и повторять слова за взрослыми. Но существуют некоторые факторы, которые тормозят развитие речи:

  • несовершенные социальные условия;
  • недостаточная неврологическая база.

В первом случае влияют неправильные методы воспитания. Это может проявляться в гиперопеке, либо малыш испытывает дефицит внимания от взрослых, когда не с кем общаться, не о чем, либо когда незачем — малыша понимают и без слов. Ситуацию может усугубить склонность к истерикам либо упрямство малыша, то есть личные качества крохи, его характер.

Во втором случае на развитие влияет недостаточно сформированное или ущербное восприятие речи, это когда ребенок неправильно слышит, то есть взрослые неправильно произносят слова, коверкают их.

Проведение диагностики

На каждом из этапов развития речи родители должны прислушиваться к своему малышу. Своевременная диагностика и обнаружение проблемы, и ее можно быстро решить при помощи специалистов. Если родители заподозрили неладное, то дожидаться, пока их чадо само «разговориться» — не стоит, лучше обратиться за оценкой специалистам.

Что должно насторожить родителей:

  • новорожденный малыш не проявляет интерес к звукам, не поворачивает голову на голос матери;
  • у малыша отсутствует период гуления в возрасте 2−4 месяцев, нет активной реакции на появлении рядом с ним близких людей;
  • у ребенка маленькая активность речи, либо полное отсутствие лепета в возрасте от 9 месяцев до одного года;
  • малыш в годовалом возрасте не произносит самые простые слоги и не выполняет простые устные просьбы;
  • полуторогодовалый малыш не произносит «мама», «папа» и т. п., отсутствует реакция при произношении его имени взрослыми;
  • двухлетний ребенок не разговаривает, путает слова или невнятная речь;
  • ребенок от трех лет не может составить самое простое предложение, знает менее трех десятков слов и часто путает их окончания.

Проблемы в неврологии

Ребенок двух лет не разговаривает, мычит и всегда показывает пальцем, если ему что-то требуется. Такие действия могут быть следствием неврологических проблем.

Молчание ребенка в двухлетнем возрасте могут скрываться из-за:

  1. поражение или недоразвитость головного мозга, а также ЦНС;
  2. затяжных или стремительных родов;
  3. гипоксии плода;
  4. переношенности или недоношенности плода;
  5. родовых травм;
  6. черепно-мозговых травм.

Физиологические проблемы

Развитие речи у ребенка происходит постепенно. Это начинается с артикуляции, укрепления мышц. От года «активный словарь» малыша постепенно пополняется новыми словами. Для двухлетнего возраста характерно понятие, как «лингвистический порыв». В этот период малыш с каждым днем произносит все больше новых слов, чем удивляет родителей.

Если двухлетка молчит, это может быть признаком физиологических проблем.

Например, нарушение слуха. Этот недуг приводит к задержке интеллектуального развития, а далее и к отставанию речи. Ребенок, у которого частично или полностью отсутствует слух, попросту не может нормально разговаривать.

Нарушение артикуляции и недоразвитие речевого аппарата — в этом случае слабые мышцы челюсти и лица приводят к трудностям в локализации звуков. Такая патология возникает при раннем отлучении от груди или при короткой уздечке языка. О нарушении артикуляции свидетельствует сильное слюноотделение, постоянно приоткрытый рот.

Генетическая предрасположенность. Возможно, в роду имелись такие же дети, которые не разговаривали в двухлетнем возрасте.

Причины социального характера

На то, что ребенок в два года не разговаривает, хотя у него не имеется никаких проблем со здоровьем, могут повлиять причины социального характера:

  1. невостребованность речи. Когда не с кем или незачем разговаривать;
  2. испуги и стрессы. Ребенок может молчать, если обстановка вокруг него стрессовая, он часто нервничает или пугается;
  3. билингвизм. Малыш живет в двуязычной семье, он путается, на каком языке разговаривать;
  4. синдром госпитализации. Когда ребенка отлучают от матери из-за длительного или необходимой госпитализации в медучреждение. Такой же синдром может наблюдаться у тех детей, у кого в жизни мать присутствует лишь формально;
  5. негативное отношение к речи. Упрямство ребенка и настойчивость родителей может вызвать отрицательный результат. Постоянные просьбы сказать хоть что-то или повторять за родителями становятся причиной того, что ребенок замыкается в себе и отказывается разговаривать.

Учим ребенка разговаривать в два года

Для начала нужно убедиться, нет ли у малыша проблем со здоровьем и невралгией. Если все хорошо, нужно пересмотреть свое поведение и «погоду» в семье. Возможно, своими действиями, упреками или поведением родители отбивают всю охоту на разговор у малыша.

Возможно, чаду потребуется больше времени для развития и пополнения словарного запаса, нежели его одногодок.

В последнее время многие врачи утверждают, что в последние 10−15 лет наблюдается тенденция «молчаливости» детей в возрасте двух лет, при этом проблем со здоровьем у них не наблюдается.

В этом случае можно подождать, пока разговорится малыш. Но для этого нужно создать благоприятные условия для этого, а именно: выключить телевизор, радио, компьютер, нужно больше внимания родителей. А также взрослые не должны предугадывать мысли малыша, делая вид, что они не понимают мычания малыша, и для выполнения его просьбы он должен хоть произнести пару звуков или слог, чего он хочет.

Развитие мелкой моторики

Давно известно, что использование мышечных ощущений напрямую влияет на кору головного мозга. Поэтому мелкую моторику нужно начинать развивать раньше для скорейшего освоения родного языка.

Советы логопеда

Если ребенок не говорит в два года, помимо читания ему сказок, рассказывания стишков, малышу нужно также помогать вставлять нужные по смыслу слова в предложения. Например, попросить продолжить стишок или дополнить предложение «Трава на улице…(зеленая)».

Большое значение для двухлеток имеет общение со сверстниками или с детьми немного старшего возраста. Неудивительно, когда ребенок начинает ходить в сад и оттуда каждый день приносит новые слова, ведь они берут пример с других.

У многих малышей появляется стремление сказать что-то новое после того, как он увидит что-то новое или чему-то удивиться. Поэтому малыша нужно водить в цирк, зоопарк, возить в деревню, показывая домашних животных. После таких позитивных «потрясений» малыш непременно захочет ими поделиться с окружающими.

Лучшие игры для развития речи в два года

Ладушки и другие потешки.

Прикосновения ладошек к кончикам пальцев будут способствовать развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, а каждую строчку из любимого стихотворения ребенок сможет дополнить самостоятельно.

Для этого можно использовать различные стишки, например «Ладушки», «Идет бычок качается», «Сорока-ворона» и т. п. А также для этого хорошо подходят стихотворения Агнии Барто.

Карточки с картинками. Показывая карточку с определенным изображением, можно попросить ребенка назвать, что или кто на ней изображен.

Начинать можно с определенной категории, например, с изображениями домашних животных. Задавая вопрос, нужно выдержать паузу, чтобы ребенок мог обдумать и назвать предмет.

Если малыш не знает название или растерялся, секунд через 10−15 можно назвать, что изображено на карточке.

Кто как говорит. Идеальная игра для малышей. Помимо того, что ребенок учится произносить простые звуки и слоги, он также расширяет свой кругозор. Показывая на картинку или животное на улице, у ребенка можно спросить: «Как говорит собачка? Мяу-мяу? Нет. А как?», и ребенок захочет поправить и сказать, как будет правильно.

Глупый взрослый. На детскую мычащую просьбу дать или достать что-то можно делать удивленный вид, будто взрослый не понимает, и предлагать другой предмет, чтобы ребенок сказал, что именно ему нужно. Но не нужно перегибать палку, хватит 2−3 неправильных угадываний, иначе ребенок может зайтись в истерике.

Как что звучит. Для малыша двух лет вполне приемлемо называть предмет не его названием, а его звуком. Например «Дождик — кап-кап», «Машина — би-би» и т. п.

Если ребенок плохо говорит, можно стимулировать его на звукоподражание и озвучивание окружающего мира: «Как дождит делает — кап-кап», «Как дудочка дудит — ду-ду-ду».

Почти к любому предмету можно подобрать соответствующий звук.

Упражнения для развития речи. Артикуляционная гимнастика отлично способствует развитию речи. Можно надувать мыльные пузыри или дуть на перышко, пародировать ветер или просто корчить мордочки.

Источник: https://mama.guru/razvitie-detey-ot-goda-i-vospitanie/kak-nauchit-govorit-rebenka-v-2-goda.html

Как избежать проблем в развитии речи дошкольников?

развитие речи дошкольников

К 5-7 годам ваш ребенок уже должен иметь правильную и относительно богатую речь. Развитие речи дошкольников имеет высочайшее значение, потому что именно в этом возрасте она и формируется. Однако на деле не всегда все так хорошо.

Мечты и реальность

Мечты и реальность

Считается, что дошкольники должны разговаривать связно, употреблять в речи эпитеты, сравнения, синонимы, быть способны без проблем описать любой предмет или свое пожелание и проблему. Однако все чаще родители сталкиваются с тем, что речь дитяти бедна и ситуативная, малыш не способен построить небольшой монолог и даже внятно описать собственную проблему.

Почему это происходит? Первая и главная причина – детям не уделяют достаточно внимания. Родители вечно заняты на работе, в Интернете, с друзьями либо просто хотят помолчать и отдохнуть, поэтому ребенку просто не хватает практики общения. Ему сложно вести диалог, он с трудом описывает окружающую реальность.

В детском саду воспитатель не всегда в состоянии уделить достаточное количество внимания всем детям, поэтому общение ребенка в группе обычно сводится к беседам с такими же детьми, как и он сам. То есть речь ничем не обогащается.Занятые родители, а иногда бабушки с дедушками, и даже няни (случается) любят оставлять малыша наедине с телевизором или планшетом.

Это, конечно, гениальные изобретения с точки зрения организации досуга: ребенок «залипает» с ними моментально, но с позиции развития малыша, и особенно речевого, привычка такого рода очень и очень отрицательна.

Ребенок (опять же) не получает необходимой практики ведения диалога, у него будет маленький словарный запас и бедная речь, а если вы не контролируете, что именно смотрит ваше дитя, то ждите появления слов-сорняков и даже ругательных выражений.

В общем, если ваш ребенок к моменту поступления в школу:

• Умеет составлять только небольшие, чаще всего односложные предложения• Не может описать увиденное эпитетами, а также составить большое предложение описательного характера• Не способен вести длительный диалог на близкую ему тему• Не может составить монолог из нескольких предложений, пересказать текст, описать увиденную ситуацию или сюжет мультфильма• Сталкивается с проблемой при попытке грамотно сформулировать волнующий его вопрос или дать развернутый ответ • Имеет в речи много сленговых выражений, ругательств, «сорняков»• Не может правильно регулировать интонации речи (например, задает вопрос утвердительно или наоборот)• Имеет плохую дикциюзначит, вам пора начать делать упражнения на развитие речи дошкольников.

Читайте также:  Особенности развития одаренных детей: как формировать личностные качества ребенка

Как работать над проблемой

Как работать над проблемой

Сначала стоит выяснить, какие именно речевые проблемы у вашего ребенка. Побеседуйте с ним на разные темы, понаблюдайте за ним в момент разговора. Возможно, у малыша отсутствует навык логического мышления или он не способен описать предмет, а может ему трудно составлять большие предложения.

Для каждой проблемы существует свое упражнение, и, комбинируя их, можно составить небольшой домашний комплекс, который поможет работать над речью вашего дошкольника.

Хорошим советом будет также посещение логопеда, который не только лично займется проблемой, но и посоветует упражнения для домашних занятий.

В заключение, несколько идей для детских игр на развитие речи дошкольников

Упражнение на развитие абстрактного мышления

Упражнение на развитие абстрактного мышления

Если ребенок не может связно отвечать на вопросы, описывать окружающий мир и особенно сюжетную линию, попробуйте поиграть с ним, беседуя о какой-нибудь сюжетной картинке. Для этого хорошо подходят кубики, раскраски, пазлы или беседа о любимом мультфильме. Задавайте вопросы «Что?» «Где?» «Почему?» и помогайте ребенку отвечать правильно.

Упражнение на обогащение речи

Упражнение на обогащение речи

Рассматривайте с малышом картинки или смотрите мультфильмы, при этом задавая вопросы о размерах, цветах и виде объектов. Подсказывайте ребенку другие слова для описания предметов, например, принцесса не большая, а высокая.

Упражнение на речь в виде диалога

Поиграйте с малышом в интервью, пусть он будет журналистом, а вы известным персонажем, он будет задавать вам вопросы, вы отвечать, а потом наоборот.

И главное, почаще разговаривайте с ребенком, интересуйтесь им, и тогда проблем с речью у него не возникнет

Развитие речи дошкольников: видео

Источник: http://xvatit.com/vospitanie_detey/143893-kak-izbezhat-problem-v-razvitii-rechi-doshkolnikov.html

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей 2-3 лет

Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи.

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы.

Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого.

К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Причины ЗРР

Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.

Перечислим основные из них:

  • Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  • Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  • Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  • Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  • Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  • Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • ЛОР;
  • логопед-дефектолог;
  • невролог;
  • психолог.

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».

Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога.

Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику.

Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!

Источник: http://karkusha.su/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey-2-3-let/

"Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?"

  • «Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?»
  • Цель: педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста
  • План проведения:
  1. Вступительное слово.

  2. Причины задержки речевого развития.

  3. Проблемы речевого развития дошкольников.

  4. Речевая азбука для родителей и дошкольников (советы логопеда).

  5. Педагогическая шкатулка.

1. Из толкового словаря: речь — это один из видов коммуникативной деятельности человека -использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

2. Овладение речью — сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития.

Для того, чтобы у ребенка появилась — а в дальнейшем и развивалась — речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью.

Многие родители считают, что у их малыша созданы все необходимые условия для развития, но почему же, какие-то проблемы все-таки возникают.Понятно одно — «какие-то» проблемы с речью- задержка речевого развития.

В идеале к двум годам у ребенка уже приличный словарный запас (от 100 до 300 слов), он активно строит предложения из двух-четырех слов,употребляет различные части речи. Иногда речь отсутствует вообще, либо словарный запас очень мал.

Для внимательных родителей диагноз «задержка речевого развития» ставят малышам до трех лет.Кроме очевидных социальных причин такой задержки (с детьми просто никто не общается столько, сколько это необходимо для полноценного развития), причины могут быть и соматические.

Ребенок может какое-то время отставать в речевом развитии, если у матери было неблагоприятное течение беременности или родов (например,гипоксия или асфиксия плода, стремительные или затяжные роды).

Если в первые годы жизни малыш часто болел, имел сниженный иммунитет или хронические заболевания, значительно отстает от сверстников по весу, росту или показателям моторного развития — тоже попадает в группу риска по ЗРР. Черепно-мозговые травмы и серьезные интоксикации также влияют на развитие речи.

3. Задержка речевого развития у ребенка — это отставание от нормы речевого развития детей в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи, так же как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

К сожалению, задержка речевого развития иногда является залогом речевых проблем и в более старшем возрасте, но даже в этом случае раннее начало занятий с ребенком, если и не решит все его проблемы, то, как минимум смягчит проявление речевых недостатков в будущем.

ОНР — общее недоразвитие речи.

Это совсем не диагноз, а скорее логопедическое заключение.Недоразвитие речи может быть у любого ребенка.

В целом, ОНР представляет собой нарушение всех компонентов речи — фонетики, грамматики,лексики: нарушена слоговая структура слов(ребенок переставляет слоги «коломо» вместо»молоко», «титики» вместо «часики»),неправильно произносятся звуки (не один-два, а пять, десять, двенадцать). ОНР бывает трех уровней.

1 уровень речевого развития

характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы.Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или 1-2 сильно искаженных предложения.

Основной контингент дошкольников в группах ОНР составляют дети с 2 и 3 уровнями речевого развития.

На 2 уровне речевого развития

общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств.

Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни.

Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

Наиболее распространен у детей 5-6 летнего возраста с ОНР 3 уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи — описание, пересказ,рассказы по серии картин и др.

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи,переход от диалогической формы речи к контекстной.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу недоразвития речи,ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Так же от развития речи зависит и развитие познавательных процессов ребенка: память, мышление, внимание,воображение.

Фонетико-фонематическое недоразвитие -нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети,страдающие недоразвитием фонематического слуха,являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Чем же мы взрослые можем помочь детям, имеющим различные речевые нарушения?

4. Советы логопеда.

Артикуляционная гимнастика

— это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот,поднимать вверх язык, делать его широким и узким,удерживать в правильном положении.

Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком

. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские»,так и «взрослые» слова (Это машина — би-би. А вот собака — ав-ав!). Контролируйте речь малыша,не позволяйте говорить быстро.

Читайте также:  Общее недоразвитие речи: общая характеристика уровней онр

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите.Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает,нужно знакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела.

От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные составляющие красивой речи:правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика

важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года — о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместоречи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

«Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме.Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.

Иллюстрации в детских книгах

,соответствующих возрасту ребенка, — прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где?кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы?Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Леворукость

— это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

Мелкая моторика

— так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока,сорока», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение

. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен.Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Режим дня

очень важен для маленького ребенка,особенно гиперактивного.

Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению,что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.

Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

Соска вредна

, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое(готическое) небо, которое отрицательно влияет на формирование правильного звукопроизношения.Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

  1. Умственное развитие
  2. неотделимо от речевого,поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь,восприятие.
  3. Фольклор

— лучший речевой материал,накопленный народом веками. Потешки, поговорки,скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова -после 2 лет, фраза — после 3. Можно говорить об ОНР,когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения(особенно заикание!).

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели,родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения — заикание,алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению речевых нарушений у детей,тем эффективнее будут результаты!

5. Педагогическая шкатулка.

Памятка для родителей.

Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию ряд игр, которые можно использовать для развития речи детей!

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Определение звучания игрушек.

Возьмите 3 — 5звучащих по — разному игрушек (колокольчик,дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки:), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают.

Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них.Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание.

Источник: https://infourok.ru/chto-nuzhno-znat-roditelyam-o-problemah-rechevogo-razvitiya-detey-3322592.html

Речь ребенка в 2 года: нормы и задержка речевого развития

Развитие каждого ребенка уникально, и идет по своим законам. Поэтому, становление речи у двухлеток тоже индивидуально. Сложно говорить о нормах речи ребенка в 2 года, так как за период от исполнения двух лет до третьего дня рождения дети сильно меняются. Однако, имеются общие закономерности в речевом развитии.

Замечено, что девочки овладевают речью немного ранее мальчиков, но это не обязательный факт. Дети могут говорить отдельные слова, постепенно переходя к предложениям, а могут сразу начать говорить короткие фразы. Развитие речи зависит от пассивного и активного словарного запаса детей двух лет, в который входят около 200-300 слов.

Дети активно пользуются простыми словами, облегченными их вариантами и короткими предложениями «дай лялю», «папа пришел» и тд.В целом, сколько слов говорит ребенок в 2 года, напрямую зависит от того, насколько активно с ребенком говорят, стимулируют его физическое, умственное и речевое развитие.

В целом, речь малыша вполне понятна родителям, которые говорят с ним ежедневно, но он глотает буквы и слоги, произносит слова неправильно. Ваша задача, поправлять ребенка и произносить слова отчетливо и правильно. Неверным будет общение с ребенком на его языке с сюсюканьем и коверканьем слов.

Говорите с ребенком правильно, чтобы он изо дня в день слышал и усваивал правильную речь. Если имеются затруднения в слове, повторите с малышом его несколько раз.

Но что должен говорить ребенок в 2 года, чтобы стояние его речевой функции соответствовало норме? Малыш должен говорить о себе «я», называть свое собственное имя, как зовут родителей, близких родных.

Он должен называть предметы в доме, названия животных и как они говорят, прощаться и здороваться.

Также малыши должны говорить короткие предложения из двух-трех облегченных слов, а также учиться говорить прилагательные – «большой», «мягкий» и тд.

Часто мамы и папы жалуются врачам, что ребенок в 2 года мало говорит. Обычно это происходит потому, что они сравнивают своего малыша с соседским двухлеткой, который может говорить четче, больше и активнее.

При этом часто забывается, что речь – это индивидуальный навык, который может различаться даже у детей, которые имеют разницу в два-три месяца рождения. Естественно, что дети в начале своего двухлетия говорят меньше и хуже, чем те, кому скоро исполнится три года.

Зачастую, если родители хорошо понимают потребности и предугадывают их, тогда ребенок в 2 года просто ленится разговаривать. Тогда стоит стимулировать малыша к речи, делая вид, что вы не понимаете, что вам показывает кроха. Просите его объяснить словами, стимулируйте его на повторение слов за вами.

Зачастую причинами того, почему ребенок в 2 года плохо говорит, могут стать общее отставание в физическом и нервно-психическом здоровье, длительные болезни, эмоциональные стрессы, недоношенность. Тогда по мере того, как малыш окрепнет и догонит сверстников в развитии, нормализуется его речь.

Однако, если вы обеспокоены, что малыш мало общается, стоит обратиться к врачу и выяснить причины задержки речи у ребенка 2 лет. Обычно это бывают индивидуальные особенности крохи, к концу второго года подавляющее большинство детей начинает активно говорить.

О задержке речи у ребенка 2 лет можно говорить тогда, если ребенок не говорит практически никаких слов, только звуки, не понимает обращенной к нему речи, мало эмоционален и отстает в развитии по другим показателям. В этих случаях требуется помощь невролога, который проведет подробное обследование и назначит терапию. Это могут быть как медикаментозные, так и физиотерапевтические методы, массаж и активные развивающие занятия.

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/rech-rebenka-v-2-goda/

Задержка развития речи: как помочь ребенку заговорить – Развитие ребенка

Когда в полтора года родители приводят ребенка на медосмотр, педиатр спрашивает, какие слова он уже говорит. Родителям бывает неприятно признаться, что ребенок еще не говорит.

Врачи рекомендуют в этом возрасте проверить развитие речи ребенка и сделать повторную проверку через полгода. Однако у многих здоровых детей бывает задержка, и это происходит по разным причинам. В большинстве случаев через небольшой промежуток времени ребенок начинает говорить.

Однако если этого еще не произошло, родители могут использовать несколько способов, чтобы помочь ребенку заговорить.

Задержка развития речи может быть вызвана многими факторами, связанными со здоровьем и окружением ребенка. Часто это связано с проблемами со слухом.

Многие родители не понимают, что у ребенка есть какие-либо нарушения слуха, пока не заметят задержку развития речи.

В других случаях инфекции или накопление жидкости в ушном канале могут приводить к временному ухудшению слуха, и ребенок слышит все окружающие звуки приглушенно. Устранив проблемы со слухом, вы поможете ребенку развить речь.

Во многих случаях ребенок просто не заинтересован в том, чтобы говорить, или не испытывает в этом потребности. Если он успешно общается с помощью жестов или кивков головы, то не прилагает дополнительных усилий, чтобы начать говорить. Младшие дети в семье часто начинают говорить позже, чем старшие. Старшие братья или сестры хорошо понимают их знаки, поэтому им комфортно и без навыков речи.

В отдельных случаях задержка речи может быть признаком нарушений умственного, социального или эмоционального развития. Поэтому важно, чтобы ребенок находился под наблюдением врача, чтобы определить пробелы в развитии.

Какой бы ни была причина, есть простые способы помочь поздноговорящему ребенку развить речь. Это простые занятия, которыми родители могут заниматься с ребенком дома. Используйте их поочередно.

Если тот или иной метод работает, продолжайте его использовать и добавляйте новые методы. Если в течение нескольких недель метод не приносит результата, попробуйте что-то другое, но не давите на ребенка.

Используйте позитивное подкрепление и всегда хвалите ребенка за его усилия к освоению речи.

Читайте книги вместе с ребенком

Чтение вместе с ребенком полезно для него независимо от возраста и от того, страдает ли он от каких-либо расстройств или задержек развития. Младенцы и дошкольники, вероятно, не будут долго задерживать внимание на каждой странице. Они могут даже подталкивать вас к тому, чтобы вы быстрее перевернули страницу.

На данном этапе ваша задача – не прочитать вместе с ребенком всю книгу, а привить ему интерес к чтению и побудить его к тому, чтобы он сообщал о происходящем. Если ребенок показывает пальцем на картинку, называйте, что на ней нарисовано: «Мяч! Ты нашел мяч» или «Корова, му-у-у».

Не заставляйте ребенка читать, если он не хочет, но у него под рукой всегда должны быть книги с картинками.

Пойте

Песни вызывают воспоминания о событиях и связанных с ними эмоциями. Вспомните какую-нибудь песню из своего детства – и вы сразу же вспомните картины тех времен. Есть много развивающих детских песенок, в которых называются части тела, названия животных и т. д.

Пойте их вместе с ребенком – это поможет ему запомнить новые слова. Например, когда вы поете песенку о частях тела, прикасайтесь рукой к голове, носу, рукам и т. д. Затем предложите ребенку показать, где находится голова или рука.

Поощряйте ребенка, но сначала попросите его повторить слова, которые он только что услышал в песенке.

Можно включать ребенку песенки на компакт-диске или на видео, но лучше всего, если вы сами будете петь ему. Ребенку неважно, насколько хороши ваши вокальные данные – он по достоинству оценит то, что вы уделяете ему время, и лучше запомнит слова.

Рассказывайте ребенку, что вы делаете

Называйте ребенку все свои действия: «Мама готовит обед», «Мама ест красное яблоко, оно сочное и вкусное». Можно также говорить ребенку о том, что делает он: «Ой, ты упал», «Ты купаешься» и т. д.

Подобные разговоры с ребенком должны происходить естественно и непринужденно. Вам не обязательно весь день говорить ребенку, что вы делаете. Если ребенок играет, не стоит его отвлекать.

Эта стратегия направлена на то, чтобы дать ему больше информации о словах и названиях предметов и действий. Если вы сомневаетесь, позвольте ребенку взять инициативу в свои руки.

Читайте также:  Развитие ребенка на 23 неделе беременности: что покажет узи

Если он занят игрушкой – не мешайте ему, просто поговорите вместе о ней.

Устанавливайте «слово дня»

Выберите какое-нибудь слово и часто повторяйте его в течение дня (разумеется, в контексте). Для этого лучше всего подходят короткие простые слова или имена (например: «вода», «мяч», «кошка» или имена членов семьи). Когда вы произносите слово, повторите его несколько раз и удерживайте зрительный контакт с ребенком во время разговора.

Мягко мотивируйте ребенка повторять выученные слова. Например, если вы держите мяч, а ребенок просит дать мяч ему, притворитесь, что вы его не понимаете. Это заставит его заговорить. Если в течение минуты ребенок не назовет слово или расстроится, отдайте ему мяч и позвольте играть дальше.

Собирайте пазлы

Пазлы, головоломки и стратегические игры учат ребенка решать задачи. Сами по себе пазлы не способствуют развитию речи, но они заставляют мозг работать по-другому.

Собирая пазл, разговаривайте с ребенком и рассуждайте вслух: «Этот элемент сюда не подходит, наверное, надо его повернуть». Если в рисунке на пазле есть буквы, слова или изображения животных или предметов, называйте их, когда соберете картинку.

Имитируйте звуки животных

Имитация звуков природы часто является первым шагом к освоению речи. Многие дети говорят «му», «гав», «мяу», прежде чем произносят первые слова («мама», «папа» и т. д.). Также они имитируют звуки автомобиля, поезда и т. д.

Если ребенку требуется время, чтобы начать говорить, начните со звуков природы. Читайте ребенку книги о животных. Если у вас есть домашнее животное, повторяйте звуки за ним и предложите ребенку сделать то же самое. При возможности сводите ребенка в зоопарк – там вы сможете увидеть больше животных  и услышать их звуки.

Мотивируйте ребенка играть с детьми, которые хорошо разговаривают

Иногда дети лучше учатся у своих сверстников. Именно поэтому многие поздноговорящие дети начинают говорить, когда идут в детский сад или школу. Если у вас есть знакомые, у которых есть дети того же возраста, что и ваш ребенок, ходите вместе на детскую площадку. Если у ребенка есть старший брат или сестра, мотивируйте их играть с младшим братом.

Задавайте ребенку вопросы, которые предполагают развернутые ответы

Многие дети с задержкой речи общаются кивками или качанием головы. Они поняли, что этого достаточно, чтобы отвечать на вопросы и удовлетворить свои потребности.

Иногда родителям приходится показывать ребенку несколько предметов, а он кивком или покачиванием головы дает понять, что именно ему нужно.

Вместо этого попросите его назвать хотя бы первые несколько звуков названия предмета, который ему нужен.

Рано или поздно большинство детей начинают говорить и догоняют своих сверстников в развитии речи. Если к полутора годам ваш ребенок вообще не говорит, проконсультируйтесь с логопедом.

Тем не менее, после двух лет дети обычно начинают говорить. Используйте рассмотренные выше стратегии – и вы сможете помочь ребенку в этом.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 4 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/4985/

Методика развития речи у неговорящих детей

Большинство родителей внимательно относятся к тому, как их ребенок разговаривает. Если малыш начинает рано разговаривать, при этом слова произносит чисто и внятно, это является гордостью и радостью для родителей. Это неудивительно, так как своевременное речевое развитие является гарантией того, что интеллект малыша развивается в соответствии с нормами.

А вот задержка речи, наоборот, вызывает беспокойство и относительную озабоченность. Это оправдано, так как нарушения эффективно исправляются только в возрасте от 2,5 до 7 лет. В старшем возрасте устранить проблему будет практически невозможно.

Задержка речевого развития

Задержка развития речи ребенка: первые признаки, тревожные симптомы

Ежегодно количество детей с задержкой речевого развития увеличивается. Если ребенок не понимает обращенную речь, то это является поводом для посещения специалиста. При выявлении нарушений сроков появления речи, скудного словарного запаса, дефектов произношения, в результате которых страдает образование звуков, и грамматическое оформление речи, ставится диагноз ЗРР.

Признаки ЗРР

Первые проявления задержки речи у ребенка могут проявляться еще в младенчестве. Они характеризуются тем, что малыш не начинает проявлять эмоциональных реакций в 4-месячном возрасте. Следующим тревожным симптомом считается отсутствие первых слов. Если малыш с 9-месячного возраста не пытается произносить элементарные слова, то это является признаком ЗРР.

В возрасте 18 месяцев настораживающим сигналом считаются трудности с пережевыванием пищи. В двухлетнем возрасте чаще всего признаки отклонения стертые. Но при этом обязательно надо обратить внимание на развитие малыша, если его речь значительно выделяется по сравнению со сверстниками.

На заметку! Основными признаками ЗРР в двухлетнем возрасте считается отсутствие первых слов или использование малого количества слов без увеличения их численности.

Основным симптомом, свидетельствующим о проблемах с речевым развитием в 3 года, является неумение выстраивать простые предложения, состоящие из нескольких и более слов. Также об отклонениях могут говорить следующие признаки:

  • появление сложностей с пониманием элементарных просьб и указаний;
  • затруднения с пониманием небольших литературных произведений;
  • непонимание детской речи;
  • неразборчивость произношения и сочетания звуков;
  • плохое выговаривание окончаний слов;
  • нарушение речевых темпов.

Кроме перечисленных выше признаков, свидетельствовать о проблемах речевого развития может неумение выражать собственные мысли простыми предложениями.

К четырем годам дети с симптомами ЗРР значительно отличаются от своих сверстников, а признаки, свидетельствующие о развитии отставаний, становятся комплексными:

  • заметны нарушения в звуковой стороне речи;
  • во время разговора ребенок использует небольшое количество слов;
  • используются одни и те же слова и сочетания;
  • заметны трудности в построении связного высказывания;
  • наблюдается неумение образовывать грамматические формы.

Дополнительная информация! Чаще всего задержка в речевом развитии диагностируется у детей мужского пола.

Если речь ребенка старше 4 лет отличается плавностью и неуверенностью, то необходимо обязательно показать его логопеду или дефектологу для выяснения причин.

Причины задержки речи

ЗРР может быть спровоцирована как биологическими, так и психологическими факторами. Часто к проблеме приводит неправильное воспитание, которое лишает детей старания говорить.

Спровоцировать развитие может недостаточное внимание, неподходящая окружающая обстановка в которой он не может получать все необходимое для правильного развития, гиперопека, а также завышенные требования со стороны родителей.

Часто патологии выявляются у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях.

К задержке развития речи могут привести следующие физиологические факторы:

  • нарушения слуха и зрения;
  • неврологические заболевания;
  • недоразвитость органов артикуляции;
  • поражения головного мозга и травмы;
  • гипоксия;
  • преждевременные и трудные роды;
  • травмы психологического характера;
  • алкоголизм родителей;
  • врожденные патологии, такие как синдром Дауна, аутизм, ДЦП и синдром гиперактивности.

На заметку! Когда речевые отклонения связаны с физиологическими причинами, то лечения должно быть более сложным и продолжительным, проводится разными специалистами.

Когда стоит обращаться к логопеду

Речь характеризуется как высшая психическая функция. Поэтому период внутриутробного развития является важным этапом.

Часто отклонения диагностируются слишком поздно, что приводит к трудностям в получении и усвоении лечения.

Чтобы этого избежать, нужно с самого рождения пристально наблюдать за малышом и понимать, что при появлении первых признаков, нужно обращать на них внимание и незамедлительно сделать все, чтобы их устранить.

К логопеду обязательно следует обратиться в следующих ситуациях:

  • если во время беременности диагностировалась задержка внутриутробного развития;
  • после длительного нахождения в реанимации или гипоксии;
  • при питании в первые дни или месяцы жизни через зонд;
  • при нарушениях слуха и зрения;
  • генетических синдромах;
  • повышенном внутричерепном давлении;
  • после перенесенной родовой травмы.

Когда у дитя страдает только речь, то причиной часто бывают индивидуальные особенности. Если же малыш совершенно не разговаривает или произносит всего лишь несколько слов после трех лет, при этом его речь непонятна, то это повод для немедленного обращения к специалисту.

ЗРР или аутизм

Когда ребенок резко отличается от сверстников речью, поведением, выражением эмоций в безречевой форме, то это вызывает тревогу у его родителей. Часто таким детям ставится диагноз ЗРР, но в отдельных случаях подобные проявления могут свидетельствовать об аутизме. На самом деле эти два диагноза отличаются разными отклонениями и требуют своеобразного лечения.

Как отличить аутизм от ЗРР

Если наблюдается расстройство, характеризующееся нарушениями связи с внешним миром, то в таком случае диагностируется аутизм. Первые проявления у аутиста могут стать заметны уже в 2 года. Диагноз, как правило, подтверждается только к 3-5 годам.

Характеристики развития речи при раннем детском аутизме

При раннем детском аутизме наблюдаются следующие речевые нарушения:

  • речь полностью отсутствует;
  • ребенок не может выражать свои желания и потребности;
  • отсутствует реакция на речь окружающих;
  • возникают сложности с осмыслением слов, фраз;
  • отсутствует реакция на вербальные инструкции;
  • не способен строить и правильно оформлять предложения;
  • на поставленный вопрос отвечает этим же вопросом;
  • речь слишком громкая или тихая;
  • наблюдается буквальное понимание речи.

Важно! Дети с ранним аутизмом плохо понимают шутки и не могут воспринимать правильно намеки.

Что делать, если ребенок не понимает речь в 3 года

Если ребенок не понимает обращенной речи в 3 года, то самое главное — как можно раньше обратиться за помощью к специалистам. Если после проведенных исследований будет поставлен диагноз ЗРР, следует набраться терпения и проявить настойчивость.

Действия родителей при ЗРР

При диагностировании глобальных речевых расстройств назначается лекарственная терапия, магнитотерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, электрорефлексотерапия, а также занятия с педагогом-корректором.

Ну и, конечно же, особую настойчивость и терпение должны проявлять родители. От их неспешных и последовательных действий будет во многом зависеть удачный исход лечения.

О том, как дома заниматься с ребенком с задержкой речевого развития, объяснит дефектолог или логопед. Также стоит воспользоваться советами и рекомендациями специалистов, которые можно получить в интернете.

Самое главное — разобраться в ситуации и понять, в результате чего произошли отклонения.

На заметку! Что касается задержки речевого развития у детей 2 лет, лечение практически ничем не отличается. Единственное, корректируется дозировка лекарственных препаратов.

Лариса Нуриева: «Развитие речи у аутичных детей» – книга в помощь родителю

Большой популярностью среди специалистов пользуется книга Нуриевой Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей», методические разработки которой также с успехом используются для корректировки речи у детей с сенсорной и моторной алалией.

В своей книге Нуриева изложила авторскую методику, которая дает возможность на профессиональном уровне развивать как импрессивную, так и экспрессивную речь.

Книга Ларисы Геннадьевны Нуриевой

Проблемы становления речи у детей с нарушением слуха

У детей с нарушением слуха становление речи происходит не так, как у всех остальных. Процесс зависит от следующих факторов:

  • степени нарушения слуха;
  • времени возникновения дефекта;
  • педагогических усилий;
  • индивидуальных особенностей ребенка.

Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом. В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим.

Практически полностью речь распадается у детей, которые потеряли слух в период с 4 до 5 лет. В этих случаях также может оформляться инвалидность.

Сильно искажается речь при потере слуха в 6-7 лет. Сохранный результат, даже при профессиональном лечении невозможен. Если потеря слуха происходит после 7 лет, то речь может быть сохранена, если будут проводиться систематические коррекционные работы.

Коррекционно-развивающие методики обучения речи неслышащих детей

Реализовать воспитательный, образовательный, развивающий и коррекционный процесс для глухих детей можно лишь при условии специальной методики. Это объясняется тем, что неслышащие дети обладают специфическими физиологическими и психическими особенностями. Им необходимы специальные материалы и особенный подход.

Для достижения результатов должны использоваться различные по характеру приемы, формы и методы обучения. Подробно с методиками обучения речи неслышащих детей наглядно знакомит Комаровский.

Коррекционно-развивающие занятия

Особенности формирования речи у детей с умственной отсталостью

Развитие особенностей речи умственно отсталых детей характеризуется существенной задержкой речевого становления и недоразвития всех компонентов. Формирование речевых навыков совершается у таких детей с большим опозданием и аномалиями. У них страдают все стороны, а наиболее нарушенной является семантика.

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость не классифицируется как особое состояние или отдельное заболевание. Такие дети характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позже начинают ходить, сидеть, стоять, снижается возможность ребенка знакомиться с окружающими предметами и ориентироваться в пространстве, а также они очень поздно начинают реагировать на слова и просьбы.

На заметку! Память, мышление, речевые навыки развиваются с большими отклонениями. В действиях заметны нерешимость и малоэмоциональность.

Особенности речи

Речевое становление умственно отсталых детей происходит своеобразно и с большими запозданиями. Они поздно и не так активно, как обычные дети, вступают в эмоциональный контакт с родственниками. Многие умственно отсталые дети произносят свои первые слова в возрасте 3 лет. В результате отставания дети плохо взаимодействуют с взрослыми и сверстниками.

Фонетическая и интонационно-выразительная сторона речи

Распространенным речевым нарушением среди малышей с умственной отсталостью является стертая дизартрия. Это отклонение проявляется в расстройствах фонетического и интонационно-выразительного компонента. При этом у детей наблюдается неразборчивость, невнятность и отсутствие эмоционального рисунка.

Совершенствование интонационной выразительности

Особенности словаря и речевая регуляция деятельности детей

У умственно отсталых детей речь рассматривается как особый вид деятельности и познавательный процесс. Недостатки речи у таких ребят встречаются очень часто, поэтому развивать ее необходимо систематически.

Эндогенные и экзогенные причины отсталости

К нарушениям психического или физического развития детей приводят эндогенные или экзогенные факторы.

К эндогенным относятся определенные заболевания, как наследственные, так и приобретенные. К экзогенным причинам причисляются травмы, отравления и инфекционные заболевания матери во время беременности, а также неполноценное питание и резус-конфликт.г

При появлении признаков, свидетельствующих о задержке речевого развития, необходимо незамедлительно обращаться за помощью. Только в таком случае можно максимально быстро компенсировать отклонение.

После постановки диагноза и назначении лечения, надо следовать всем рекомендациям м обязательно дополнять работу дефектолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. В сочетании все перечисленные мероприятия помогут исправить ситуацию и позволят ребенку в полной мере использовать собственные возможности.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/metodika-razvitiya-u-negovoryashhih-detej

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]