Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии ребенка. Именно в этот период происходит формирование личности ребенка, развитие познавательных процессов, закладывается основа его психических свойств и качеств.
Замечание 1
Психическое развитие ребенка – это его превращение в личность. Оно предполагает преобразования, которые с возрастом ребенка усложняются и дают предпосылки для дальнейших качественных и количественных изменений.
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Психическое развитие – это непрерывный процесс качественных и количественных и качественных изменений, происходящих в личности каждого ребенка в течение онтогенеза. В процессе психического развития происходит усвоение ребенком жизненного опыта.
В дошкольном возрасте ребенок быстро развивается и физически, и психически. В этот период происходит накопление ребенком знаний, умений и навыков, их постоянное и постепенное совершенствование.
Дошкольный возраст – это возраст от 3-х до 7-ми лет.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В трехлетнем возрасте ребенок начинает отделять себя от родителей, осознавать себя личностью. Дошкольный возраст заканчивается развитием самосознания.
Выделяют 3 периода дошкольного возраста, каждый период имеет свои психологические особенности развития:
- 3-4 года – младший дошкольный возраст. Возраст самостоятельности. Ребенок учится и стремится все делать сам. Это период самоутверждения и осознания себя как личности, проверка границ дозволенного путем непослушания, упрямства и т.д. (первый переходный период в жизни ребенка, кризис 3-х лет). Особенность психологического развития ребенка 3-4 лет – это переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
- 4-5 лет – средний дошкольный возраст. В этот период у детей активно развивается внимание, память, формируются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Ребенок усваивает нормы поведения в обществе. Становятся интересны сюжетные игры.
- 5-7 лет – старший дошкольный возраст. Для данного периода характерно развитие познавательных интересов (возраст «почемучки»). Особенность психологического развития детей старшего дошкольного возраста заключается в любознательности, желании понять окружающий ребенка мир, и как он устроен. Происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной.
Виды игрушек и требования к ним
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Основа любой игры ребенка — игрушка. Именно игрушка обеспечивает переход к самостоятельной деятельности, формирует зону ближайшего развития ребенка. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору игрушек для детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и психологические потребности.
Виды игрушек:
- Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки животных и т.д. Эти игрушки позволяют создать сюжет в игре, развивают фантазию.
- Технические игрушки – машинки, различные механизмы, приборы и т.п. Знакомят ребенка с миром техники, расширяют кругозор.
- Конструктивные и строительные материалы – кубики, конструкторы (лего) и т.п. Обладают большими развивающими возможностями.
- Дидактические игрушки – это игрушки, которые содержат в себе какую-либо развивающую задачу (пирамидки, матрешки, мозаики и т.д.). Например: развитие памяти, восприятия, мышления и т.п. (направлены, на развитие психических процессов).
- Игрушки для спортивных и подвижных игр – это мячи, скакалки, обручи, коньки, самокаты и т.д. Основная задача таких игрушек – это физическое воспитание и развитие детей.
- Театрализованные игрушки – предназначены для разыгрывания различных сюжетов (пальчиковые куклы, марионетки, различная театральная атрибутика и бутафория).
- Музыкальные игрушки – дудочки, барабаны, гармошки и т.д. (музыкальное воспитание и развитие музыкальной культуры детей).
- Игрушки самоделки – сделанные ребенком самостоятельно. Развивают фантазию, творческие способности.
Таким образом, существует множество видов игрушек, в основе общей классификации лежит использование их в различных видах игр.
Требования к подбору игрушки:
- Игрушка должна быть безопасна.
- Отвечать и соответствовать возрасту ребенка.
- Мотивировать на игру и быть привлекательной для ребенка.
- Не нести в себе угрозу или насилие.
- Развивать ребенка, отвечать его потребностям в развитии.
- Игрушка должна быть интересна и понятна ребенку.
Значение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста
Влияние игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста принято рассматривать в соответствии с ведущими видами деятельности:
- Развитие речи. Формирование речи и основ общения у ребенка дошкольного возраста происходит под влиянием взрослого и в совместной с ним деятельности, а также при взаимодействии со сверстниками. В процессе развития общения игрушка имеет большое значение. В игровой деятельности, происходящей между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, посредством использования игрушек осуществляется усвоение форм общения, ребенок узнает, что в разных ситуациях общение происходит по-разному.
- Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах. Игрушка выступает инструментом в познании окружающего мира и предметов. Манипуляции игрушкой способствуют развитию мышления, воображения, внимания. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию ребенка, формируют исследовательскую деятельность.
- Роль игрушки в развитии способностей. Игрушки способствуют развитию познавательных и практических способностей детей. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Практические способности — пространственное видение и воображение, умение представлять предмет и т.д. Основная роль в развитии данных способностей лежит на конструктивных и строительных игрушках.
- Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы. Игрушка – это одно из тех средств, которые вызывают у ребенка положительные эмоции, она способна его удовлетворить в познаниях, потребностях, успокоить и т.д. То есть правильно подобранная игрушка положительно воздействует на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка и способствует ее развитию.
- Значение игрушки в половой идентификации дошкольников. Выбор ребенком игрушки во многом определяется его полом. Девочки подражают маме и чаще всего выбирают кукол и атрибуты для игр с ними. Мальчики стремятся походить на папу, выбирая машинки, инструменты и т.д. То есть, игрушка способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола.
Таким образом, игрушка – это доступное и универсальное средство полноценного психического развития ребенка.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vliyanie_igrushek_na_psihicheskoe_razvitie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta/
Влияние игрушек на детскую психику
Игрушки моей 5-летней дочери делятся на две категории: “любимцы” и “ненравцы”. “Ненравцы” месяцами пылятся на полу за мягким уголком и покорно ждут, когда хозяйка вернет их из ссылки. Всех аутсайдеров объединяет одно качество — дочке не нравится их “выражение лица”.
Однажды я решила к ним присмотреться: лось как лось, но морда, конечно, туповатая. У льва физиономия однозначно разбойничья — того и гляди нападет исподтишка, змея — сама кровожадность, хотя и улыбается во всю пасть; Буратино слишком уж ехидный, а у Кена (кукольного друга Барби) есть что-то от покойника.
В общем, с дочерью я согласилась: с выражениями лиц (морд) у “ссыльных” не сложилось. Жаль, что производители игрушек не задумываются над такой мелочью: добрым или недобрым взглядом их кукла будет смотреть на детей?
Вредные игрушки
Психологи утверждают: игрушки, с которыми ребенок играет в детстве, влияют на его характер, и бьют тревогу — детские магазины завалены игрушечными монстрами, сомнительного вида инопланетянами и страшными роботами. Хиты продаж — Шрек (жизненное кредо — людоед), человек-паук (добрый малый, однако мутант), а также Гарри Поттер и его команда (приятные ребята, но все как один маги и колдуны).
В креативе производителям не откажешь, но лишь об одном, похоже, никто не думает: чем больше агрессивных изображений видит малыш, тем больше гнева и ярости накапливается в нем самом.
Как-то в нашем детском саду мальчики увлеклись фигурками динозавров.
Они приносили игрушки из дома, а потом устроили игру в охотников: всей группкой напали на одного из товарищей (в игре ему была отведена роль динозавра), держали и били его до синяков. Четырехлетние!
Популярные игрушки с электронной начинкой тоже, по мнению психологов, далеки от идеала. Говорящие куклы, медведи, мобильные телефоны и многофункциональные роботы, повторяющие один и тот же набор фраз, тормозят полет детской фантазии. Но пожалуй, наибольшая лавина критики вылилась на точеную головку любимицы современных девочек — кокетки Барби.
В России даже собираются на государственном уровне ограничить продажи этой культовой игрушки. По мнению специалистов, увлечение Барби меняет психологию девочек: у них развивается несвойственная детям манерность, холодность и ранняя сексуальность.
На основе игрушек у детей формируется идеал “Я”. Но достижение идеала, который представляет кукла Барби, недоступно. В реальности женщина с такими пропорциями просто не выживет: ее ноги и шея непомерно длинны, талия невероятно тонка. Грудь, правда, вполне реалистична (приблизительно 3 размер), но к чему эта деталь взрослой физиологии маленьким детям?
В сознании девочек закрепляется установка: пока она не достигнет этих пропорций, счастья ей не видать. Мальчик подсознательно усваивает, что именно таких параметров должна быть его будущая жена.
Кроме того, эта игрушка формирует определенное отношение к женщине.
В придачу к Барби прилагается целая куча расчесок, зеркалец, косметичек, нарядов — это, безусловно, важный этап в развитии девочки, но не единственный.
По мнению детских психологов, есть еще одна неприятная тенденция в игрушечной индустрии — инфантилизация детских интересов. Обычно на этикете указывается рекомендованный возраст, которому подходит игрушка, но на деле он отстает от реального на 2—3 года.
То, чем дети могут играть в 1 год, предписывается трехлетнему ребенку, то, что вполне подходит для 3-летнего, рекомендуется шестилетке. Видимо, производители не знают о том, что современные дети более развиты и любознательны, чем они себе представляют.
Игрушки по возрасту
У “правильной” игрушки есть несколько несложных критериев. Прежде всего, ребенок должен четко понимать ее назначение. Для этого игрушка должна быть привлекательной, иметь спокойные и натуральные цвета (лучше, чтобы слон был серым, а не синим, а поросенок розовым, а не кричаще зеленым) и соответствовать возрасту.
Ребенку первого года жизни психологи рекомендуют покупать специальные развивающие игрушки — кубики разных геометрических форм и расцветок (с их помощью дети учатся различать цвета и постигают основы геометрии).
В первые 12 месяцев интересы малыша, как правило, сосредоточены вокруг предметов, которыми оперирует мама. Он учится управлять ими по принципу подражания.
В этом возрасте для ребенка важны резиновые игрушки (для развития пальчиков) и мягкие (для тактильного опыта). К традиционным погремушкам дети обычно, быстро теряют интерес.
К 2 годам в детской появляются куклы и машинки, причем и в том и в другом нуждаются дети обоих полов. До 3 лет малыш воспринимает себя ребенком вообще, а не конкретно мальчиком или девочкой.
Социальный запрет для девочки на активные игры (“Ты же девочка!!!”) или на игры с куклой для мальчиков (“Ты же мальчик!”) — не лучшее изобретение социума.
Игры с куклой, например, помогут мальчику в будущем проявлять сострадание и заботу, стать хорошим отцом и не стесняться катить коляску по улице.
В возрасте 4—5 лет в сферу интересов попадают настольные игры с переставлением фишек, пазлы, домино, всевозможные конструкторы (типа “Лего”, конструкторы-орнаменты).
Пришло время мастерить игрушки вместе с ребенком: куклы и зверушки, сделанные своими руками из лоскутов ткани, поролона, ниток, несут позитивную энергетику и, как правило, становятся самыми любимыми.
Прекрасно, если детские игрушки сделаны из натуральных материалов: кожи, хлопка, дерева. Продукты цивилизации — синтетика, пластик, резина — обезличены и не всегда экологичны.
Но нужно признать, что в современном мире почти не осталось чистых материалов, поэтому игрушки из безопасных видов пластмасс не выбросишь из игры.
Теперь по поводу количества: желательно, чтобы на полках в детской царило разнообразие, но в то же время игрушек не должно быть слишком много.
К сожалению, иногда с их помощью родители откупаются от ребенка: “Я тебе сделал подарок, вот иди и поиграй”.
[message type=”info”]7 сентября — Всемирный день уничтожения военной игрушки: танков, ножей, пистолетов, наручников и т. д. В этот день принято менять атрибуты агрессивных игр на сладости и мягкие игрушки.[/message]
Игрушки будущего
Чем будут играть дети в ближайшие 10—15 лет? Уж точно не плюшевыми медведями и не деревянными лошадками. На последней американской выставке игрушек были представлены новейшие разработки игрушечной индустрии: 70% изделий оказались нафаршированными микрочипами и прочими электронными устройствами.
Например, игрушка ЕТО от Ohio Art при помощи мобильной установки использует телевизор как альбом для рисования (к чему теперь краски, кисти и бумага?). Мини-роботы — котята, щенки, кролики (детища японской промышленности) — лают и мяукают, узнают хозяев по голосу, преданно смотрят в глаза, не гадят, не требуют вискас, но исполняют гимны стран, в которые отправятся на экспорт.
Нужно признать, что и куклы будущего весьма отличаются от привычных пупсов и Барби. Самую умную куклу современности изобрели японцы — правда, игрушечная японка почему-то белокурая и голубоглазая. Она распознает лицо хозяйки и вступает с ней в контакт незамедлительно после покупки, решает задачки из школьных учебников, читает, реагирует на 70 команд, запоминает происходящее и самообучается.
Ее российская конкурентка берет не умом, а телом.
Благодаря особому составу своей “кожи”, под солнечными лучами кукла становится смуглой, на лице у нее появляются веснушки, а если ее хозяйка забудет о правилах загара, бедняжка может обгореть.
На ладошках россиянки специальным составом нанесены пятна грязи, которые исчезают (чтобы появиться минут через 20) после того, как ребенок помоет свою подопечную в теплой воде.
Помните моду на тамагочи — интерактивных игрушек-роботов, которые просили есть, пить, и если не получали желаемого, умирали? Так вот: они возвращаются, причем на сей раз в виде яйцевидных существ нового поколения — тамагочи-плюс, достигших половой зрелости.
Их родительница — японская фирма Bandai — позаботилась о том, чтобы новые игрушки могли болтать друг с другом, вступать в любовные отношения, с помощью встроенного инфракрасного порта “загружать” партнера, беременеть от него и рожать детей.
По словам производителей (или это тонкий японский юмор?), задача игрушки — повысить контактность и общительность маленьких современников.
Уважаемые читательницы блога Pererojdenie.info, покупая новую игрушку помните о влияние игрушек на детей!
Источник: https://pererojdenie.info/detskij-mir/vliyanie-igrushek-na-detskuyu-psixiku.html
Влияние игрушки на психическое развитие ребенка
Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.
Игрушка — неизменный спутник ребёнка с самого рождения. Еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования.
В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий.
Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.
В этом же возрасте он получает множество игрушек — заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и других. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.
Многие игрушки современных детей имеют исторических прародителей, которые возникли на определенном этапе развития человечества. Уменьшенные лук и стрелы, бумеранги, ножи и прочее имели у древних народов особое назначение. Они обучали ребенка, готовящегося к будущей жизни, конкретным орудийным действиям.
В наше время эти предметы превращены в своеобразные игрушки, которые, с одной стороны, как бы сохраняют функцию предмета-прародителя (лук пускает стрелу; стрела летит и попадает в цель; нож режет и так далее), но, с другой стороны, они уже не служат настоящими орудиями (игрушечный лук не имеет достаточной упругости, чтобы придать стреле большую скорость и силу удара; игрушечная стрела имеет тупой конец, чтобы избежать несчастных случаев; игрушечный нож не имеет острого лезвия).
Игрушки — копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребенка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств, например, меткости, ловкости. Те же функции исполняют игрушки, происшедшие из ритуальных предметов (например, мяч и др.).
Игрушки — копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам тем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.
Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и пр.
) и так называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.).
Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов.
Большинство из перечисленных предметов может быть использовано по-разному в зависимости от сюжета игры и ситуативных задач; в игре эти предметы выступают как полифункциональные.
Они, выступая в качестве заместителей многих предметов, помогают ребенку уже в трехлетнем возрасте овладеть действиями замещения.
Если ребенок, получая в руки предмет с закрепленной за ним функцией, действует с ним в соответствии с этой функцией и затрудняется использовать этот предмет по другому назначению, то, получая полифункциональный предмет, он легко использует его в качестве множества других предметов, которые он замещает.
Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки, изображения мишки, зайца, обезьяны, собаки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это, прежде всего, подражательные действия, а не изображение отношений взрослых.
В дальнейшем взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта.
Ребенок, играя с куклой или игрушечной зверюшкой, учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.
Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет себя» исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха.
Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла.
Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника — не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла или мягкая игрушка — партнер в общении во всех его проявлениях.
У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.
Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала, из которого она сделана. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой.
Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять как фактуру любимой игрушки.
С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать по отношению к игрушечной зверюшке радость, доброжелательность, сочувствие.
Наблюдения показывают, что ребята очень любят играть с мягкой игрушкой. Сажают такую игрушку вместе с собой во время обеда, ложатся вместе с ней спать, во время просмотра фильмов сажают на колени. Играя в различные игры (пароход, поезд), обязательно берут с собой мишек, собачек, Чебурашек, хотя в группе есть и другие игрушки.
Важное значение имеет также соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено, что определенное соотношение пропорций игрушки вызывает покровительственное отношение.
Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза — такой облик игрушки вызывает у ребенка прилив нежных чувств. Смирнова, Е. О.
Детская психология : учебник для студентов вузов / Е. О. Смирнова. — Москва : ВЛАДОС, 2008. -С.193
Куклы — копии человека имеют разное предназначение в игре. У традиционной «прекрасной» куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. «Прекрасная» кукла может быть дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную» куклу играют в основном девочки.
У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества — наивность, глупость, озорство и т. д. Эти куклы несут в себе характерологическую заданность, которая часто определяет разыгрывание сюжета. Этих кукол любят все дети.
Куклы — герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т. д. — также характерны по своей внешности (Буратино, Чебурашка, Белоснежка и др.), но они несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения.
Например, Буратино, Карлсон, Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас Барабас, Бармалей — плохие, злые, несправедливые и лживые. Интересно, что в самих сказках положительные герои не несут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок затем им приписывает, а отрицательные герои не имеют большого набора негативных черт.
Благодаря тому, что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредоточивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы, куклы — герои мультфильмов любимы не только девочками, но и мальчиками.
Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.
Источник: https://studbooks.net/1682933/psihologiya/vliyanie_igrushki_psihicheskoe_razvitie_rebenka
Влияние игрушки на психическое развитие ребенка
Уже в 19 веке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов-заместителей на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни.
В них обсуждались вопросы, которые являются актуальными и в настоящее время, в частности, о необходимости развития познавательных процессов ребенка, начиная уже с первых дней его жизни. Приведем выдержку из работы М.О.
Манасеиной, показывающую, что уже в конце 19 веке игрушку / предмет-заместитель включали в процесс стимулирования развития ребенка: «… Начиная со второй недели, мать должна пользоваться теми, правда, еще немногими минутами, когда ребенок лежит покойно в своей кроватке и смотрит по направлению к свету. В начале лучше всего пользоваться какими-нибудь цветными вещами (лоскутья, бумага) для того, чтобы обратить на них внимание ребенка» [9, с.114].
Проблема влияния игрушки на развитие психики младенца рассматривалась и известным немецким педагогом Фребелем. Он утверждал, что первыми игрушками ребенка должны быть мягкие цветные мячи такой величины, которая позволяла бы без усилия удерживать его в руке.
Уже с 3-месячного возраста ребенку нужно показывать шары различных цветов, которые первоначально мать должна вывешивать перед глазами ребенка, а затем предоставлять самому ребенку возможность действовать с мячом: ощупывать форму, катать мяч, подбрасывать его и т.
п.
К актуальным можно отнести и вопрос о соответствии игрушки возрасту ребенка, их количестве, необходимом для нормального психического развития ребенка, и качестве, под которым мы подразумеваем степень соответствия игрушки реально существующему предмету. По мнению О.М.
Манасеиной, «… обилие игрушек вредно потому, что, давая ребенку слишком много разнообразных ощущений, оно тем самым мешает ему сосредотачивать свое внимание на чем-нибудь одном, мешает ему уходить в свой внутренний мир и таким образом уничтожает самое существенное в играх» [24, с.259].
О влиянии на психику ребенка игрушки, очень «близкой к действительности», говорил другой немецкий педагог К.Ланге. Он указывал на то, что взрослые допускают большую ошибку, считая, что игрушки, очень «близкие к действительности и реалистически исполненные», наиболее отвечают своему назначению.
На самом деле «техническое совершенствование постепенно отнимает всю чарующую прелесть творчества, не тронутого безличной выучкой и ремесленной умелостью» [30, с.154]. Развивая эту мысль, российский педагог Л.Г.
Оршанский, указывал на то, что слишком часто чувствуется деспотическое стремление взрослых внести поучительное в беззаботную детскую игру.
Они не хотят допустить, чтобы дети тратили время «без пользы», предлагая им всевозможные «полезные» игрушки, помогающие усваивать те знания, которые потом будут нужны для жизни.
Но именно такие игрушки, по мнению педагога, не дают никакой пользы для ребенка: «Такие игрушки не будят, не волнуют, они не дают работы — все уже сделано на фабрике. Фантазия, это, так сказать, кровообращение молодой души, не работает; а притупляясь, она требует все более острых впечатлений. Способность радоваться при этом падает, в душе не рождается ничего нового» [30, с.153].
В связи с этим отечественные и зарубежные ученые большое значение для развития психики ребенка придавали игрушке, которую он изготавливал сам: «… игрушки хороши только те, которые могут служить ребенку орудием или материалом, например, лопата, глина и т.п., потому что из глины ребенок может лепить всевозможные вещи, а лопата помогает ему устроить себе свой сад, насадить растения; следовательно и то, и другое дают ребенку возможность удовлетворить своей ненасытной жажды к деятельности» [24, с.259].
Фребель считал, что лепка из глины является одним из самых привлекательных, и в то же время развивающих психику ребенка занятий. «Работая над глиной и переходя от одной формы к другой, они сродняются с понятием о взаимной связи, существующей между ними.
…Всюду материал самый простой и в основании работы простой математический закон, а между тем, какое разнообразие в различных приложениях этого закона! Не должно ли это выдающееся свойство занятий действовать не только на мыслительные способности, но и на характер ребенка, на его привычки?» [4, с.118].
Также актуальным вопросом для отечественных ученых того времени был вопрос о возможной замене российской игрушки «чужими», западными. Безусловно, развитие товарно-хозяйственных связей между государствами обуславливает расширение на внутреннем рынке страны ассортимента товаров любых видов, игрушки в том числе — это объективная закономерность.
Однако процесс вхождения на рынки страны «чужой» игрушки не должен сопровождаться вытеснением традиционных, российских. Чтобы этого не произошло, Л.Г. Оршанский призывал историков, педагогов, психологов обратить особое внимание на изучение особенностей российской игрушки.
«При чрезвычайном разнообразии населения России, при существовании в нашей жизни всех ступеней культуры — от нетронутой примитивности окраинных северян до представителей окончательной вылощенности по последним западным образцам, — умело подобранные игрушки могли бы ярко отразить наше прошлое, наше настоящее, показать всем одну из чудесных страниц нашего народного искусства пока не поздно, пока чужие модели и приказчики больших фирм не вполне заполнили народного творчество. Поход на последнее, притом с исключительной коммерческими целями, уже начался» [30, с.48].
Основными темами обсуждения отечественных и зарубежных ученых были:
- — необходимость развития познавательных процессов, начиная с периода новорожденности при помощи игрушек и предметов-заместителей;
- — соответствие игрушки возрасту ребенка;
- — вопрос об оптимальном для нормального психического развития количестве игрушек и их качестве, под которым они подразумевали степень соответствия игрушки реально существующему предмету;
- — возможность самостоятельного изготовления игрушки ребенка и использования ее в своей игре;
- — проблему возможной замены российской игрушки «чужими», западными моделями;
- — использование игрушки как средства развития специальных способностей.
В современной психологии вопрос о влиянии игрушки на психику ребенка рассматривается исходя из положения А.Н. Леонтьева о существовании ведущего вида деятельности в каждом периоде онтогенеза. Проанализируем с этих позиций взаимосвязь характера ведущей деятельности ребенка и особенностей различных видов игрушки.
Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов — они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, являющейся ведущим видом деятельности на протяжении всего этого периода.
Усвоение предметной деятельности ребенком происходит через развитие соотносящих, т.е.
приводящих два или несколько предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения (например, складывание пирамидки из колец, закрывание коробок крышками), и орудийных действия, т.е.
действий, в которых один предмет — орудие — употребляется для воздействия на другие предметы (например, ложка, чашка, савок, игрушечные молоток, пила и др.).
Поэтому в этом возрасте у ребенка обязательно должны быть так называемые дидактические игрушки разного вида (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.) и игрушки — копии реальных предметов (посуда, ведерко, совочек, лопатка, лейка и др.).
Внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста начинают зарождаться другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать.
Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему).
Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие животных, с которыми он сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п.
В дошкольном возрасте игра, которая является одним из средств социализации, становится ведущим видом деятельности. Ее содержанием является то, что дети выделяют в качестве основного момента деятельности взрослых (реальные действия людей, отношения между ними, подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли).
В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых, для игровой деятельности ему необходимы куклы, игрушечные мебель, посуда, заводные игрушки, всевозможные автомобили, игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.
В среднем дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Дети с удовольствием играют в больницу, школу, космонавтов и т.п.
Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте, но акцент для каждого участника игры смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли.
Поэтому для творческой игры детей этих возрастных групп требуются такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию.
Например, для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу — халат, шприц и т.п. Использование в игре соответствующих игровых средств, кроме того, позволяет детям соотносить предметные действия с назначением игрушек. Например, весы — для выполнения взвешивания, шприц — чтобы сделать укол и т.д.
Анализ особенностей игровой деятельности дошкольника показывает, что ее развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого.
Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком раннего возраста.
Поэтому кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием.
К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.п. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья — в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.
Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению.
А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых.
Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.
Подводя итог сказанному выше, зафиксируем ряд важных, на наш взгляд, моментов.
Во-первых, наличие взаимосвязи между характером ведущей деятельности ребенка в разные периоды онтогенеза и необходимых для ее осуществления игрушек (предметов- заместителей).
Во-вторых, с одной стороны, игротека ребенка должна учитывать психолого-педагогические аспекты его развития и формирования, а с другой — быть сориентированной на «зону его ближайшего развития».
Учитывая огромную роль игрушки в жизни ребенка, особый акцент сделаем на составлении игротек в таких детских учреждениях, в которых воспитываются дети, лишенные родительской заботы, в том числе, приютах.
В своей работе с детьми дошкольного и более старшего возраста специалисты таких учреждений (психологи, социальные педагоги и др.
) должны опираться на знания об особенностях развития психики ребенка на более ранних этапах онтогенеза, так как многие трудности, проявляющиеся в поведении, детей зачастую связаны с несформированностью психических функций именно в этот период.
Источник: https://studwood.ru/1829473/psihologiya/vliyanie_igrushki_psihicheskoe_razvitie_rebenka
Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста (стр. 6 из 11)
В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться.
Самый эффективный стиль общения детей в дошкольном возрасте, когда взрослый и дети стоят по отношению друг к другу с позиции дружеского понимания. Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной деятельности.
Игра оказывает большое влияние на развитие общения со сверстниками, необходимость объяснения со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Д.Б. Эльконин выделил в игре «реальные отношения детей друг с другом, которые являются практикой их коллективных действий». В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей.
Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять.
Этого требуют сами условия игры. Одним из средств достижения таких целей является игрушка.
К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками — эмоционально-практическая, где детей привлекает сам процесс совместной деятельности: сооружение построек, убегание, обыгрывание. [45]
Интерес к игрушке сверстника приводит к попыткам установить определенные отношения. Содержание игровой ситуации еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. [46]
В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловое общение с ровесниками, которое связано с развитие сюжетно-ролевой игры, которая приобретает коллективный характер. В данном возрасте дети стремятся действовать совместно, уступая друг другу игрушки, обмениваясь ими и т.д.
В старшем возрасте главным средовом общения является речь. Игрушки остаются важными в жизни ребенка. Дети начинают конкурировать, соревноваться: кто лучше построит, кто дальше кинет и т.д.
Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре, по поводу игры или игрушки, различных других предметов.
4. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста
4.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах
Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все психическое развитие детей также проходит через игру, через действия с предметами, в том числе и с игрушками.
Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. [47]
На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса — использование связи между предметами для достижения цели.
Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению — важная ступень в развитии детского мышления. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного.
Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире.
Игрушка для ребенка — это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра — способ его познания. Мышление совсем маленького ребенка психологи называют наглядно — действенным (у взрослых, вспомним, мышление в основном понятийное).
То есть, манипулируя доступными ему предметами (игрушками), малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление.
В дальнейшем, приблизительно после полутора лет, начинает преобладать наглядно-образное мышление. В этот период ребенку нужно погрузиться в мир образов, в самых разных формах — книги, картинки, конструкторы, сюжетные игры и т.д.
Их тоже должны предоставить ребенку заинтересованные в его развитии люди. Сам ребенок еще слишком мал, чтобы внятно заявить о своих потребностях.
В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений с детьми.
Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности.
Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, то есть вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.
Воображение в раннем возрасте работает, прежде всего, на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или в рисунке. Воображение работает как механизм, а не как активная деятельность. В своих действиях с игрушками ребенок в раннем возрасте обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослого, не строя собственного замысла.
К концу раннего возраста ребенок стремится сочинять собственные сказки, рассказы, действуя с предметами, обыгрывая тут же эти истории. Возникновение воображении имеет большое значение для умственного развития.
Внимание ребенка к концу дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполненным с ними действиями. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока его интерес не угаснет. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности и их передвижение в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. [48]
Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребенка исследовательское поведение часто реализуется именно через игру.
Психолог Сюзанна Миллер, изучавшая игры и детей, и приматов, утверждает, что, например, макаки-резусы, которые в детстве были лишены возможности играть, становятся малоактивными и проявляют меньше склонностей к исследованию, предпочитают менее сложные стимулы для разглядывания и действия, чем животные, выросшие в обычных условиях.
Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть.
Поэтому средства игры, то есть игрушки, становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета — это тоже интереснейший предмет для детского изучения.
[49]
Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка.
Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении.
Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. [50]
Разбрасывание игрушек часто становится одной из первых исследовательских игр для многих малышей.
Нередко можно наблюдать такую картину: ребенок бросает погремушку и затаивается, прислушивается, какой эффект это вызовет, ему интересно, как она упадет, какой звук издаст, как поведут себя при этом взрослые.
Ребенок тянет в рот и облизывает игрушки как любой предмет, попавший ему в руки, при этом обычно что-то бормочет, издает какие-то звуки. Все это исследовательское взаимодействие с игрушками, как правило, сопровождается яркими эмоциями — смехом или плачем.
Взрослого тоже привлекают игрушки, но характер интереса взрослого и ребенка к игрушке качественно различны. Взрослого в игрушке значительно больше привлекают эстетические характеристики, достоверность, точность исполнения деталей, художественная выразительность.
Игрушка интересует взрослого, прежде всего, как рукотворная вещь. В этом кроется одна из причин коллекционирования взрослыми кукол, моделей автомобилей, самолетов, кораблей.
Взрослый способен оценить мастерство, качество исполнения игрушки, и поэтому он относится к ней бережно и нередко очень высоко ценит.
Ребенок интересуется совсем другими сторонами игрушки. Ему не знакомо еще ощущение ее самоценности как рукотворной вещи, как особой части культуры.
Для ребенка совершенно неважно, какая перед ним кукла или машинка — коллекционная или серийная из обычного магазина, его значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать? Взрослые, не желая понимать этого, часто сетуют на то, что маленькие исследователи небрежно относятся к игрушкам, подвергают их суровым испытаниям, разбирают, ломают. При этом, как правило, даже неспециалистами точно фиксируется основная причина подобного поведения — поисковая активность.
Источник: https://mirznanii.com/a/174005-6/vliyanie-igrushek-na-psikhicheskoe-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-6
Влияние игрушек на детей
Игрушки в жизни детей оказывают порой такое влияние, которое можно оценить спустя годы . Поэтому выбор и покупка игрушек детям – дело непростое для родителей. Как выбрать полезные и нужные игрушки для развития Вашего ребенка?
Когда ребенок еще маленький, то он естественно не может выбирать сам то, что ему нравится и подходит, исходя из своих индивидуальных потребностей.
Поэтому для всестороннего развития ребенку и предлагается много различных умных игр и игрушек на развивающих занятиях, а ребенок сам выбирает с чем ему играть.
Скорее всего, он будет играть поочередно — то с одним, то с другим. Педагоги рекомендуют создавать такую развивающую среду и дома.
Выбирая игрушки для своего ребенка, не стоит покупать постоянно игрушки, определенно относящиеся только к одному бренду. По-нашему мнению, привыкание ребенка к игрушкам определенного бренда ограничивает возможности ребенка к всестороннему развитию.
Как часто можно увидеть, когда ребенок привязан к определенному бренду. И вокруг него дома игрушки, одежда, школьные принадлежности, журналы только с одним и тем же определенным героем. Мультики опять же про него, игры в интернете — тоже с ним.
Думается такая привязка к бренду на руку только маркетологам и рекламодателям этого бренда, которые продумывают все до мелочей в деле продвижения своего товара. Конечно им удобно «прикрепить» Вас к продвигаемому ими бренду и держать на удочке много лет.
Постоянная аудитория, покупающая определенный товар, приносит постоянную прибыль. Это является целью любого продавца, производителя.
На привлечение внимания потенциальных покупателей направляется немалая часть средств компании. Продумывание рекламных кампаний идет с учетом базовых потребностей человека с подключением методов воздействия на психику. С одной стороны, в этом нет ничего плохого. Крупные производители постоянно улучшают свой товар, заботятся о качестве своей продукции, о ее разнообразии.
Настораживает другое, когда ребенок просит покупать только это и ничего больше. Когда ребенок носит одежду только с этими героями, а других не воспринимает никоим образом. Когда на портфелях, тетрадках, платьях, шапках красуются одни и те же герои.
В итоге ребенок начинает подражать им. Они для него становятся образцом во многом. Вам нравится, когда ребенок теряет свою врожденную индивидуальность, кривляется, подражая вымышленным героям.
Вы не задавались вопросом, почему Ваш ребенок берет пример с кого-то? Вам это нравится?
Зачастую какой-то определенный бренд родители навязывают сами своему ребенку. Однако это выбор родителей, а не ребенка. Думается, что не стоит обеднять мир своего ребенка.
Для развития ребенка важно, чтобы его окружали самые разные игрушки по форме, материалам, устройству. Необходимо, чтобы ребенок смотрел разные мультики, слушал разную музыку, в том числе классическую.
Со временем он сам выберет то, что ему нравится, исходя из своих индивидуальных потребностей.
Стоит ограничивать детям время проведения за компьютером, телевизором. Яркая и часто повторяющаяся реклама очень хорошо укладывается на подсознание не только детей, но и взрослых и начинает рулить Вами. Заметьте не Вы ведете, а Вас ведут. Возможно Вам это нравится?!
Только почему встречается так много людей, которые ошиблись в одном из главных выборов в своей жизни, а именно в своем предназначении, а конкретнее – в выборе профессии. Почему так много сейчас предлагается курсов, на которых люди пытаются найти себя, свое предназначение в жизни.
И хорошо если они осознают свое место в этой жизни вовремя, а не тогда, когда уже активные годы позади и нет никаких физических и психических сил менять что-то. Будучи взрослыми мы имеем все то, что связано напрямую с далеким детством.
Как тут не перефразировать известное изречение: «Как детство проведем, так потом и поплывем».
Поэтому, уважаемые родители, предоставляйте ребенку выбор и возможность развиваться. Покупайте детям разные игрушки. Водите в кино и театр, зоопарки и музеи. Читайте разные книги. Играйте и гуляйте вместе, обращайте внимание ребенка на детали. Тем самым вы заложите фундамент для будущего.
Источник: https://moyamamma.ru/vliyanie-igrushek-na-detej