Ребенок растет и ежедневно развивается, принося своим родителям новые позитивные эмоции. Молодые мамы не всегда могут определить, есть ли у малыша проблемы, стоит ли срочно обращаться к врачу или все идет своим чередом. Чтобы быть более уверенными, нужно ознакомиться с этапами развития ребёнка, которые имеют свои классификации и особенности протекания.
Возрастные этапы
Каждый малыш уникален. Во время роста человеческий организм часто терпит кризисные периоды, то есть резкий переход из одного состояния в другое.
В педиатрии развитие разделяется критическими периодами. В этот момент человек сильнее всего уязвим, но зато после кризиса наступает более совершенный этап, когда организм приобретает новые свойства. Кроха развивается и приближается ко взрослой жизни, во время его роста изменяются анатомо-физиологические показатели.
Разные отрасли пытаются изобразить стадии развития ребенка, составляя собственные классификации. Сегодня их существует 4:
- психологическая;
- юридическая;
- педагогическая;
- медицинская.
Психологи считают, что этапы развития малыша различаются по формированию личности. Они учитывают наследственность и навыки общения в социуме.
Юристы рассматривают классификацию по степени ответственности перед законом, а также по правам несовершеннолетних.
Педагогическая классификация разделяется на этапы интеллектуального развития. Важнейшим из них считается появление у малыша способности разговаривать. Этот процесс означает формирование второй сигнальной системы высшей нервной деятельности.
Медицина отмечает возрастные этапы развития ребенка как первый отрезок жизни. В этот период происходят важные анатомо-физиологические изменения. После образования зиготы наступает начальный этап развития младенца. Это является первым кризисом в жизни человека. Завершение детского формирования заканчивается половым созреванием.
Внутриутробный период
На внутриутробном этапе развития от ребёнка ничего не зависит. В первый триместр беременности у эмбриона происходит формирование органов, благодаря которым он сможет после рождения дышать, видеть и слышать.
Спустя 14 недель малыш приобретает способность запоминать мамин и папин тембр голоса. Если в доме родителей часто играет какая-нибудь музыка, он тоже будет ее различать.
Специалисты советуют будущим мамам изменить свои вкусы и чаще слушать классическую музыку. Она обладает сильным успокаивающим действием. Кроме этого, доказано, что ребенок рождается более общительным, если в период беременности мама и папа читали ему сказки или рассказывали стихи, разговаривали с ним и гладили животик.
Формирование во время младенчества
Этот период развития считается самым стремительным в жизни человека. Всего за одни год младенец из полностью зависящего от мамы превращается в почти самостоятельного ребенка. В это время родители должны обеспечить помощь и поддержку грудничку в те моменты, когда он начинает сидеть, поднимать головку, ходить.
Ребенок познает мир посредством тактильных ощущений, поэтому нельзя запрещать ему трогать окружающие предметы, брать в руки снег, прикасаться к траве. Главное, чтобы после этого малыш помыл руки.
С полугода кроха начинает ползать. Ограничивая его пространство, родители мешают ему развиваться, ведь именно во время передвижения кроха развивает основные физические и интеллектуальные навыки. Передвижение в ходунках помогает ему взглянуть на мир свысока.
Понимание правил использования различных предметов у ребенка появляется к первому году жизни. В этом возрасте он уже умеет откручивать крышки, помещать маленькие баночки в большие, перекладывать вещи из одной коробки в другую и т. д.
Психическое развитие
В каждом человеке с рождения заложен комплекс врожденных рефлексов. Со временем ребенок приобретает социальные навыки, необходимые для формирования личности. Возрастные периоды развития определяются эмоциональным и интеллектуальным ростом малыша.
В период младенчества у крохи проявляется моторный цикл, и развиваются двигательные функции. Затем происходит слуховое, тактильное и зрительное восприятие мира. Оно длится до трех лет и помогает развивать абстрактное мышление.
После этого к двенадцати годам формируется аффективный период. Ребенок изучает понятия «хорошо» и «плохо». В этом возрасте малыш старается быть самостоятельным. С помощью игр дети обучаются логическому мышлению.
В подростковом возрасте у ребенка усложняется мышление. Этот этап специалисты называют идеаторным. Подросток просчитывает каждый свой поступок, а его организм подвергается гормональной перестройке. Этот период может привести к тому, что ребенок начнет бунтовать или же найдет свое место в жизни.
Специалисты утверждают, что в 21 год у человека наступает полное совершеннолетие, ведь к этому времени у него уже достаточно развита высшая нервная деятельность. Но физиологическое формирование личности завершается к 25 годам.
От одного года до трёх лет
Этот период в развитии называется ранним. Ребенок совершенствует свои навыки в общении. Установление отношений со сверстниками и взрослыми помогает ему в социальном взаимодействии.
У малыша активно работает фантазия, он начинает прогнозировать и оценивать ситуацию. Кроме этого, кроха приобретает все больше полезных навыков:
- произносит фразы из пяти слов;
- попадает по мячу ногой;
- самостоятельно принимает пищу и воду;
- выполняет просьбы взрослых;
- умеет пользоваться ножницами;
- моет и вытирает руки;
- самостоятельно пользуется горшком;
- сибирает пазлы.
Во время этой фазы возникает кризис трех лет. Проходит он у всех по-разному в зависимости от отношений в семье, характера и психического развития. Ребенок может вести себя упрямо, агрессивно и часто впадать в истерики. Обычно таким способом кроха пытается привлечь внимание к себе, ведь он стал более самостоятельным, а значит, родители перестали ходить за ним по пятам.
Дошкольный и младший школьный возраст
Перед школой ребенок начинает перенимать манеру поведения взрослых и усваивать окружающую его информацию. Обычно дети подражают своим родителям.
Даже если отдать малыша на самые дорогие занятия по воспитанию, но показывать ему дома плохой пример, скорее всего, кроха обратит на это внимание и быстро научится быть таким же.
Во время дошкольного периода нужно подготовить ребенка к школе, развить у него логическое мышление, память, воображение. Именно в этом возрасте нужно усердно приучать малыша брать на себя ответственность.
Во время младшего школьного возраста ребёнок взрослеет. Задачей родителей является подобрать ему хорошую школу и преподавателя, чтобы в дальнейшем учеба была только в радость.
Источник: https://mamafm.ru/deti/stadii-razvitija-rebenka
Возрастные периоды развития ребенка
Каждой матери полезно знать о возрастных, анатомо-физиологических особенностях детского организма и о связанных с ними возможностях заболеваний. Почему у грудных детей чаще всего наблюдается расстройство пищеварения, а у ребят школьного возраста — острозаразные заболевания? Характер детских болезнен зависит во многом от возрастных особенностей организма и от окружающей ребенка среды.
Внутриутробный период развития ребенка
Развитие человека проходит два этапа: внутриутробное и внеутробное. Внутриутробный период длится около 9 месяцев (270 дней). Правильное развитие плода зависит в основном от состояния здоровья матери, условий ее труда, быта.
Некоторые заболевания матери (особенно вирусной инфекцией), неправильное питание, неправильный образ жизни могут привести к мертворождению, дефектам развития, уродствам и заболеваниям в периоде новорожденности и в последующей жизни малыша.
Период новорожденности
Первый период внеутробного развития — период новорожденности — длится 3—4 недели от момента рождения. Новорожденный попадает в совершенно новые условия жизни: из среды стерильной, то есть безмикробной, утробного периода развития, ребенок переходит к жизни во внешней среде, населенной микробами и богатой разными раздражителями. Он должен приспособиться к новым условиям жизни, но незрелость органов в систем организма новорожденного, в том числе и центральной нервной системы, делает это приспособление довольно сложным, поэтому организм новорожденного особенно неустойчив и раним.
Из заболеваний в этом периоде, помимо врожденных пороков развития и врожденных инфекций (малярия, сифилис, реже туберкулез и др.), различных травм, отмечаются заболевания пупка и пупочной ранки.
В этом возрасте наблюдаются нередко воспалительные процессы кожи, гнойничковые высыпания.
Большая восприимчивость к некоторым микробам при особенностях строения кожи новорожденных приводит нередко, под влиянием незначительной инфекции, к тяжелому общему заражению крови — сепсису.
Физиология ребенка грудного возраста
Следующий период—грудной возраст—длится в основном 1 год. (Некоторые считают его большим — до 1,5 лет.) В этом возрасте усиливается обмен веществ, ребенок быстро растет и развивается. В первое полугодие жизни он удваивает свой вес, к году — утраивает. Длина тела увеличивается на 20—25 см. Такой усиленный рост требует и усиленного питания. Однако органы пищеварения ребенка еще недостаточно приспособлены к перевариванию пищи, так как в период утробного развития питание происходило через организм матери. Незначительные погрешности в кормлении ребенка (например, перекорм) легко выводят из строя пищеварительный тракт, вызывают несварение пищи, неусвоение— диспепсию (понос). Вот почему в этом возрасте особенно часто отмечаются так называемые «острые расстройства пищеварения и питания», которые тяжело отражаются на общем состоянии детей.
Неправильное вскармливание, недочеты ухода, режима и воспитания, инфекционные заболевания приводят и к хроническим расстройствам питания (гипотрофии). При этом нарушается правильное развитие ребенка: он отстает в весе и росте, нарушаются высшая нервная деятельность, функция важнейших органов и систем организма, понижается сопротивляемость инфекции.
Среди заболеваний детей грудного возраста особенно часто встречается рахит. Рахит — заболевание всего организма, связанное с нарушением фосфорно-кальциевого обмена.
Он возникает в результате недостатка витаминов в пище, в основном витамина D, неблагоприятных условий внешней среды—недостаточного пребывания на воздухе, солнце, плохого ухода за ребенком.
При рахите поражается нервная система (появляется возбудимость, беспокойство, потливость, плохой сон), костная система (наблюдается размягчение костей черепа, искривление длинных трубчатых костей, в тяжелых случаях — их надломы), мышечная система, нарушается функция и других органов и систем организма. Рахит опасен и тем, что он задерживает психическое развитие детей; такие ребята значительно позже здоровых начинают сидеть, стоять, ходить.
Иногда в первые месяцы жизни наблюдаются и проявления экссудативного диатеза. Появляются воспалительные поражения кожи и слизистых оболочек (себорея, экзема, почесуха, крапивница, опрелость), частые насморки, бронхиты.
Оберегайте грудных детей от острых заболеваний дыхательных путей, в том числе и пневмонии (воспаление легких). Легочные заболевания у маленьких детей протекают очень тяжело и вызывают осложнения в виде нагноительных процессов (плевриты н т. д.). Осложнения нередко приводят к воспалению среднего и внутреннего уха и сопровождаются поносом.
Корь, скарлатина, дифтерия до шести месяцев жизни наблюдаются относительно редко, особенно до трех месяцев. Это связано с врожденным иммунитетом — невосприимчивостью организма к заболеванию. После рождения ребенок получает с молоком матери ценные вещества, которые повышают его сопротивляемость инфекции.
В период новорожденности и грудного возраста наблюдается наиболее высокая заболеваемость и смертность детей. Поэтому родителям следует особенно тщательно выполнять все указания врача и медицинской сестры по уходу, режиму и питанию ребенка.
Преддошкольный и дошкольный периоды развития
Третий период — преддошкольный (от 1 года до 3 лет) и четвертый — дошкольный (от 3 до 7 лет) характеризуются дальнейшим ростом и развитием ребенка, но темпы роста по сравнению с грудным возрастом значительно ниже. Условия жизни ребенка резко меняются — он начинает ходить, знакомиться с окружающими его предметами, с внешней средой. Переход от грудного вскармливания к разнообразной пище повышает опасность заражений. Поэтому в эти периоды, особенно в дошкольном, часто наблюдаются глистные заболевания. Врожденный иммунитет и то противодействие заболеваниям, которое ребенок получает с молоком матери, после года ослабевают. Дети в этом возрасте болеют корью, коклюшем, скарлатиной, ветрянкой. Опасность заболевания еще более усиливается, если детям не делаются своевременно прививки, благодаря которым в организме искусственно вырабатывается иммунитет. Очень важны и повторные прививки — они укрепляют невосприимчивость организма к заболеванию.
В преддошкольный и дошкольный периоды происходит дальнейшее развитие и укрепление всего организма ребенка. Органы пищеварения приспосабливаются к новому питанию, поэтому желудочно-кишечные заболевания, экссудативный диатез в дошкольном возрасте встречаются уже реже.
Органы дыхания тоже укрепляются, заболевания дыхательных путей протекают менее тяжело, особенно в дошкольном возрасте, реже появляются такие осложнения, как заболевания уха. Туберкулез дает более благоприятный исход, чем у грудных детей. Смертность детей значительно ниже.
Возрастные периоды развития ребенка: Младший школьный возраст
Пятый период — младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). В этом возрасте расширяется общение детей с окружающей средой. Ребята учатся в школе, находятся в коллективе. Особенно опасны для этого возраста инфекционные заболевания. Очень часто заболевание распространяется через воздух — капиллярная инфекция. Поэтому важно в школах тщательно следить за чистотой помещения, регулярно проветривать классы.
Болезнью школьного возраста признается и ревматизм.
В последние годы некоторые ученые говорят об омоложении этого заболевания, то есть о том, что ревматизм стал чаще появляться в дошкольном возрасте и даже в преддошкольном, но все же в основном это заболевание школьного возраста, причем заболевание тяжелое, ведущее к глубоким поражениям сердечно-сосудистой системы, к ранней инвалидности детей. Причины заболевания и его возбудитель до сих пор не установлены. Однако бесспорно, что общее укрепление организма закаливанием, правильным питанием, режимом занятий и отдыха способствует выработке невосприятия к этому заболеванию. Школьными заболеваниями признаны искривление позвоночника и близорукость, связанные во многом с неправильным положением туловища во время занятии в школе и дома. При неправильном режиме, недостаточных занятиях физкультурой и пребывания на свежем воздухе у детей развиваются малокровие, заболевания нервной системы.
Подростковый период развития ребенка
Шестой период — период полового созревания, или подростковый (от 12 до 18 лет).
Быстрый рост в этом возрасте приводит к заболеваниям, связанным с несоответствием, диспропорцией между ростом и величиной некоторых органов (например, сердца — это так называемое «юношеское сердце»), а также некоторые функциональные нарушения со стороны желез внутренней секреции, особенно часто — щитовидной, нарушения со стороны нервной системы — невропатия и др. В подростковый период, период бурного роста и перехода к зрелости, заболевания носят острый характер вспышек. В этом отношении особенно опасен туберкулез.
Таким образом, характер заболевания детей тесно связан с особенностями их организма в различные возрастные периоды и с окружающими ребенка условиями В различные периоды детства меняется характер заболеваний и их течение.
Основная задача здравоохранения заключается не только в том, чтобы лечить болезни, но и в том, чтобы предупреждать их появление.
А задача родителей— оказывать в этом повседневную помощь: следить за своевременным проведением предохранительных прививок, за систематическими занятиями физкультурой, спортом, за правильным положением корпуса ребенка при выполнении домашних заданий, правильно подходить к детям с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- Совместная забота родителей и работников органов здравоохранения поможет вырастить здоровым, жизнерадостным, хорошо сопротивляющимся инфекции наше молодое поколение.
Источник: https://uchitel76.ru/vozrastnye-periody-razvitiya-rebenka/
Основные этапы развития ребенка
- Младен
- чество
- (2 месяца–1 год)
- В этот период зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер.
К году ребёнок произносит первые слова, в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Знания о людях и окружающих предметах складываются у детей на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений.
Потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. В этом главная функция взрослого человека. Если ребёнок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее.
Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. В младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь.
Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.
В этом же возрасте формируется чувство привязанности.
Развитие движений и действий. На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами.
Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживать их, наконец, манипулировать (действовать с предметами) ими — размахивать, бросать, постукивать о кроватку и т.д.
Совместная деятельность взрослого и ребенка состоит в том, что, взрослый руководит действиями младенца, а также в том, что младенец, будучи не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и содействию взрослого.
Развитие ориентировки в окружающем мире. По мере овладения новыми видами движения и их совершенствования происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов, в окружающем пространстве.
Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития.
Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком.
Иначе говоря, отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным, общественным отношением.
Происходит формирование предпосылок усвоения речи. Потребность общения создает основу для возникновения подражания звукам человеческой речи.
Источник: https://infourok.ru/osnovnie-etapi-razvitiya-rebenka-1293101.html
Этапы развития ребенка дошкольного возраста
Этапы развития ребенка дошкольного возраста состоят из трех возрастных периодов — младенчество (от 0 до года), раннее детство (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). На каждом этапе ребенок совершенствует свои навыки, приобретает новые знания и умения, постепенно развивая индивидуальные черты личности.
Рассмотрим более подробно, какими нюансами отличаются этапы возрастного развития дошкольников.
Этап младенчества
В возрастном периоде от рождения до года ребенок полностью зависим от родителей. Главная задача этого этапа заключается в совершенствовании психофизических навыков, необходимых для полноценной адаптации ребенка к миру. В этом возрасте ребенок учится координировать движения, делает свои первые шаги, развивает сенсорную моторику, а также приобретает множество условных рефлексов.
Этапы развития ребенка дошкольного возраста в самом раннем периоде также включают в себя накопление знаний, которые пригодятся малышу позже. Например, к году ребенок уже понимает большинство сказанных вами слов, и хоть он пока еще не может говорить, у ребенка происходит пассивное развитие словарного запаса.
Кроме того, важной частью развития ребенка в период младенчества является умение выражать свои эмоции.
Этап раннего детства
В этом возрастном периоде ребенок начинает уверенно ходить и говорить, а это значит, что он становится более самостоятельным и уже может проявлять свою индивидуальность.
Развитие детей этой возрастной группы приобретает инициативный и целеустремленный характер. Малыш уже ощутил вкус первых достижений, поэтому с удовольствием развивает навыки и умения.
Этапы развития ребенка дошкольного возраста до трех лет должны отличаться обще обучающим характером. Сейчас ребенок еще не ощущает разницы между обучением и игрой, т.к. все действия, предложенные взрослыми, он воспринимает с интересом и любознательностью.
Родителям стоит воспользоваться возрастом «почемучек», ненавязчиво дополняя досуг малыша обучающими играми и занятиями.
Кроме того, в этом возрасте важно уделить внимание активному развитию физических данных и коммуникативных навыков ребенка.
Этап дошкольного возраста
После трех лет ребенок приобретает первые признаки эмоционального и личностного взросления. Малыш уже может контролировать эмоции, проявлять характер и отстаивать собственное мнение.
Сейчас важно уделить внимание развитию мотивационных характеристик дошкольника.
Ребенок должен следовать распорядку дня, понимать важность обучения, а также совершенствовать свои социально-коммуникативные навыки.
Чтобы впоследствии ребенок смог легче адаптироваться к школе, ему необходимо общаться со сверстниками, участвовать в коллективных играх и занятиях.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/etapy_razvitiya_rebenka_doshkolnogo_vozrasta/