Этапы развития речи у детей: как помочь малышу заговорить

У любой мамы с каждым новым достижением малыша просыпается гордость за него. И какая мамочка не гордится первым лепетом своего ребенка, первыми звуками, так похожими на слова. Присоединяется вся семья в поиске смысла этих щебетаний.

Первые «па-па-па», «да-да-да», «ма-ма-ма» приводят в восторг и бабушку и дядю! И за каждым новым звуком наблюдать все интереснее. Но спустя год, а то и два у некоторых детей словарный запас остается ограничен этими «недословами». Новые звуки появляются, а вот полноценных слов (даже исковерканных, как оно и должно быть) не появляется.

И все что слышно от малыша – это набор слогов. И так хочется, чтобы твой ребенок быстрее заговорил…

Родители начинают переживать и задаваться вопросом, не пора ли уже ему заговорить. У соседей кроха в 1,5 года говорил целые словосочетания, а ваш малыш все еще использует слоги.

И начинаются походы по специалистам, врачам, логопедам. Каждый говорит разный вердикт, назначает лекарства, стимулирующие мозговую активность, другие говорят, что это нормально и стоит просто ждать.

Но вы понимаете, что тут нужно другое.

К ответу на вопрос: что можно сделать, чтобы ребенок быстрее заговорил, мы подготовили 9 способов. Если никаких проблем у него не проявляется, то нужно помочь малышу развивать речевой аппарат.

9 способов развития речи у ребенка:

  • Говорите с ребенком много. Озвучивайте все ваши действия, общайтесь с малышом по принципу «повторение – мать учение». Говорите ребенку как называется каждый предмет в доме, повторяйте это несколько раз в день, но так, чтобы кроха действительно увидел предмет и обратил внимание на то, как вы его говорите. Звучание должно быть четким. Говорите ребенку о том, что происходит на улице, когда к вам приходят гости, когда возвращается домой с работы кто-то из родных.
  • Используйте хитрость в повторении приевшихся слогов. Малыш бормочет «да-да-да», повторите за ним. Добейтесь того, что вы будете говорить это хором. Ребенку это придется по вкусу, и он будет бормотать, ожидая от вас того же. Продолжайте веселиться, а потом задайте новое похожее сочетание слогов, не сбиваясь с ритма – «ди-ди-ди». Повторяет ли малыш? Продолжайте под эту согласную подбирать гласную. Это хорошая развивающая игра, которая усиленно тренирует речевой аппарат.

  • Мелкая моторика влияет на развитие речевого аппарата. Все дело в том, что кончики пальцев, а также умение управлять своим телом, его движениями связаны с участками мозга, которые отвечают за развитие речи. И поэтому стоит давать ребенку игрушки с разной поверхностью: гладкие, шершавые, с шариками, крупами и т.д. У малыша должен быть выбор.
  • Меньше жестикуляции. А точнее реакции на нее. Ваш ребенок наверняка показывает пальцем на то, что хочет и протяжно мычит. Так он просит что-то. Постарайтесь не реагировать на такие жесты, и отдавая то, что он просит, говорите – скажи «дай». Со временем усложняйте вариант. Пусть малыш называет вещь, которую он хочет получить. Но сначала назовите ее сами – скажи: «Мама, дай пить». Таким образом можно выучить слова благодарности.
  • У детей замечается интерес к звукам животных, машин. Учите вместе животных, рассматривая картинки в книжках. Повторяйте ребенку: Корова говорит – «му-му», киса говорит –«мяу-мяу», собачка говорит – «ав-ав».
  • Колыбельные. Пойте их ребенку почаще. Да и вообще в течении дня. Не переживайте за то, что у вас нет голоса и слуха. Для вашего малыша ваша песня самая сладкая. Можете использовать хитрый прием, будто бы забыли слово или окончание, путайтесь в словах. Кроха захочет вас исправить.

  • Учите с ребенком детские стишки. Дети их обожают, для них это больше развлечение. А на самом деле они и обучаются. Можно читать по 10 раз за день, малыш будет слушать их как в первый раз.
  • Если малыш хочет вам что-то рассказать, показать, то не заставляйте его ждать. Слушайте внимательно, смотрите в глаза. Используйте интонацию удивления. Покажите свой интерес. Это пробудит у ребенка желание рассказать вам все, что он видит, все что слышит, все что хочет.
  • Старайтесь до 2-3 лет минимизировать использование гаджетов в жизни ребенка. Фантазия малыша здесь становится пассивной, он скорее наблюдатель, чем участник процесса Используйте все вокруг. А электронные игрушки оставьте на потом.

Развивать речевой навык не так и сложно. Весь секрет в том, чтобы общаться с ребенком как можно чаще. Показывать ему и рассказывать все, что его может заинтересовать. Радуйтесь его успехам и новым словам, и запаситесь терпением. Чтобы твой ребенок быстрее заговорил, в любом случае потребуется время.

Теперь, когда вы знаете какими способами развивать речь ребенка, стоит понимать норму и сроки развития речевого аппарата

Нормы и сроки

Раньше врачи говорили, что отсутствие речи у ребенка до трех лет является нормой. Но под эти понимали отсутствие построения предложений. А не полное молчание. Если ребенок не говорит совсем до 2 лет, это повод насторожиться.

Если же ребенку больше 1,5 лет, а дальше слов «мама», «папа», «баба» он не говорит, то стоит задуматься. Скудный словарный запас это не есть хорошо.

И либо у ребёнка отсутствует мотивация говорить, и родители не развивают его речевой аппарат, либо есть проблемы.

Главное не паниковать. Многие невропатологи считают, что ребенок в 2 года обязан говорить целые предложения. Но стоит помнить два фактора. Если у вас сын, то мальчишки дольше развиваются. Если девочка, то возможно она стесняется. Это не повод пить таблетки, ходить по процедурам.

Если у вас есть сомнения, отведите ребенка к невропатологу. Но выбирайте хорошего врача, поспрашивайте у знакомых, наверняка они ходили.

Однако прежде чем переживать стоит понимать, что малыш в таком маленьком возрасте не может осознать важность языковой функции, не владея речью. Но скорость расширения словарного запаса очень большая, что не может не удивлять.

И определить точную дату появления первых связных слов ребенка нелегко. Одни дети до года говорят до 100 слов и более, в то время как дети после двух лет все еще молчат, даже если психологическое развитие в норме. Т.е.

сроки и темпы развития речи подсчитать невозможно заранее, все сугубо индивидуально. Но нормой, установленной специалистами, является овладение словарным запасом в 200-300 слов является возраст до 2 лет. Не стоит переживать если ребенок еще столько не говорит.

Эта проблема решаема, с помощью упражнений и советов врачей.

Источник: https://imom.me/rebenok-eshhe-ne-zagovoril-9-sposobov-pomoch/

Как помочь ребенку заговорить: наш практический опыт

Здравствуйте, дорогие читатели! Полгода назад я была вынуждена погрузиться в тему проблем речи и развития малышей. Как помочь ребенку заговорить? Пора поделиться своим практическим опытом.

Для тех, кто еще не знает — «История развития нашего сына». Женщинам свойственно неадекватно оценивать речевые навыки своих детей. Здесь часто бывают крайности. Кто-то преувеличивает проблемы: «Ребенку уже год и три месяца! А он говорит только два элементарных слова!» А кто-то бросает дело на самотек.

Нормы и сроки

В первую очередь давайте определимся с нормами. Когда должен ребенок заговорить? На что нам ориентироваться? Во сколько лет пора начинать бить тревогу?

Раньше я бы ответила так: «Отсутствие речи до 3 лет — это не страшно». Сейчас, после нашей возни с сыном, я скажу по-другому: «Отсутствие речи в 2 года — уже повод задуматься». Под отсутствием речи я имею ввиду полное молчание. Либо очень скудный активный словарь (10-20 слов).

Под словами «повод задуматься» я не имею ввиду «начать паниковать». Многие невропатологи считают, что в 2 года малыш обязан говорить предложениями. И если он этого не делает — кошмар, пора пить таблетки и т.п. А кто-то — напротив, заявляет, что «мальчики позже развиваются». Лично я выбираю золотую середину.

Если у малыша идет задержка речи, нужно исключить все другие проблемы. Как говорят многие специалисты, речь — это только верхушка айсберга. И проблемы в этой сфере могут указывать на более серьезные нарушения. Которые нужно немедленно исправлять.

Поэтому я все же рекомендую сводить ребенка к хорошему невропатологу. Не для запугивания и не для лечения. А для того, чтоб он оценил состояние малыша. Хороший невропатолог сразу видит по движениям, реакциям, мышлению детей — насколько серьезна ситуация.

Хороший невропатолог должен определить — это просто задержка речи или есть заметная незрелость нервной системы. Вы сами этого не определите. Но невропатолог видит подобные нарушения с порога. Конечно, у него в глаза не встроено УЗИ, МРТ, ЭЭГ и прочее. Но поверьте, даже просто осмотр может помочь прояснить картину.

На что можно обратить внимание вам самим? Об этом я писала в статье «Ребенок в 2 года не говорит».

Почему малыш не хочет говорить?

Речь зависит от трех факторов:

  • моторика;
  • мышление;
  • желание общаться.

Проанализируйте, насколько хорошо это развито у вашего ребенка. Если ваше чадо — общительное (использует жесты, мимику, тянется к людям), нет проблем с мышлением, и подводит только моторика — это самая простая ситуация.

Однако, нарушения моторики тоже могут быть разными. Поэтому неговорящий ребенок в 3 года — это явный повод найти адекватного специалиста.

Может ли ребенок вообще не заговорить? К сожалению, при грубых нарушениях развития, бывает и такое. Но в подавляющем большинстве случаев все решается грамотными занятиями и устранением причин молчания малыша.

Что нужно делать?

И теперь — самое главное! Что делать, чтобы ребенок быстрее заговорил? Поделюсь нашим опытом:

  1. Оцените, насколько часто ваш карапуз слышит человеческую речь. В первую очередь — начните активно общаться с ребенком. Станьте «радио». Комментируйте все вокруг. Комментируйте все свои действия, переодевания, умывания, игры.
  2. Старайтесь чаще подключать малыша к диалогу. Если он понимает ваши слова и может хоть как-то отвечать (жестом или звуком) — почаще задавайте вопросы. Провоцируйте речь, чтоб у ребенка была потребность сказать слово.
  3. Придумывайте игры, ориентируясь на уровень ребенка. Если он произносит только звуки, но все понимает на слух — добивайтесь в игре повторения звуков. Постепенно усложняя задания. Например, изображайте филина, крича «ууууу!» Или покажите, как игрушка-медведь здоровается с малышом звуком «ыыыыы».
  4. Учитывайте интересы ребенка. Любит машины? Подумайте, как заниматься с помощью игрушечных машинок. Тут и звуки «вжжжж», и «бииии». Слова «катать», «колесо», «гараж». Учите названия животных, катая их на своих машинах.
  5. Если у ребенка маленький активный словарь, выберите несколько простых слов — и сосредоточьтесь только на них. Стараясь повторять их как можно чаще.
  6. Используйте пальчиковые игры, потешки, стишки, песенки. Некоторые дети так лучше запоминают слова.
  7. Развивайте мелкую моторику. Поощряйте игры с крупами, мозаику, сортеры, стройте башни из кубиков.
  8. Развивайте навыки имитации у малыша. Если он с удовольствием повторяет за вами игры и упражнения — это большое счастье! Если нет — учите.
  9. Я не могу дать в статье все эффективные упражнения. Берите их из книг. Например, Е.Янушко «Помогите малышу заговорить» (в легких случаях). А также К.Дедюхина «55 способов общения с неговорящими детьми» и Р.Августова «Говори! Ты это можешь!» (в ситуациях посложнее).
  10. Вовремя реагируйте на признаки усталости и давайте малышу отдохнуть.
  11. Если ничего не получается — не стесняйтесь искать специалиста. До скольки лет можно ждать и заниматься самостоятельно? Каждая мама решает сама. Я свое мнение озвучила выше. Если проблема только в самой речи — можно дать себе время до 3 лет.
  12. Поиск специалистов логопедов-дефектологов — это отдельная тема. По своему опыту скажу… Работа логопедов очень и очень отличается.
Читайте также:  Ребенок 4 недели: развитие крохи и ежедневный уход за ним

Я против того, чтобы заставлять детей говорить силой… Не давать конфету, пока он не скажет соответствующее слово. Выбивать слова через плач, нарочно «не понимать» ребенка и т.п. По крайней мере, если у ребенка нет тяжелых диагнозов.

Я предпочитаю действовать через интерес, как бы это ни было сложно. Учить подражанию. Показать в игре, что повторять звуки (а затем — слова) — это весело и интересно. В какой-то момент малыш начинает также подражать и в бытовых ситуациях.

Можно доводить ребенка до истерики, отказываясь давать заветную вещь, пока не скажет «дай». А можно… Лукаво улыбнуться, и с азартом предложить: «Скажи — ДАЙ!» И это работает! Не всегда, но если соблюдено следующее:

  • у вас хороший контакт с малышом, хорошие отношения и уровень доверия;
  • вы развивали речевое подражание в игре;
  • вы внимательны к потребностям своего малыша;
  • вы очень радуетесь его крошечным успехам;
  • вы требуете от него только то, что ему по силам.

Конечно, на этом пути есть много нюансов. И я не могу рассказать здесь весь свой опыт. Только основы. Читайте книги, пробуйте, занимайтесь.

Многие дети начинают говорить и без постороннего вмешательства. Тогда, когда приходит время. А некоторым детям нужна серьезная помощь.

Напоследок хочу сказать, что если у вас выявлены проблемы с развитием, а не только с речью… Не теряйте времени. Не ждите, что все само рассосется. Сначала просто начните сами заниматься с малышом. Это безопасно и не требует финансовых затрат.

Если задержка увеличивается — ищите дефектолога. Особенно, если вашему чаду исполняется 3 года.

«Как пережить кризис 3 лет?», «Как грамотно воспитывать ребенка в 2 года: выставление границ и запретов».

Пусть ваши дети будут здоровы! Поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. Я желаю вам счастья. До встречи!

Источник: http://pozdnyakova.org/kak-pomoch-rebenku-zagovorit/

Как помочь ребенку развить речь?

Здравствуйте, дорогие читатели и просто гости блога!

Для большинства взрослых речь является неотъемлемой частью жизни. Мы можем излагать свои мысли устно, посредством языковых средств, задействуя различные системы органов, даже не задумываясь о тех процессах, которые происходят в этот момент.

Своевременное развитие речи у малышей является показателем здоровья, как физического, так и психологического. А также способствует успешному построению коммуникаций с окружающим миром.

Этапы развития речи у детей

Общение жизненно необходимо каждому человеку. Дети оповещают мир о своём появлении первым громким криком, который «включает» всю систему – мозг, речевой аппарат, дыхательные органы, с этого момента начинается путь к полноценной речи.

В возрасте до года дети только учатся издавать различные звуки. В самом начале это открытые гласные звуки – [а]; [о]; [у], обычно они оповещают маму о возникших потребностях.

Со временем происходит развитие организма, и появляются более сложные звуковые сочетания из нескольких гласных [ау] [оу], затем слоги с согласными [ля], [ня].

Ребёнок подошёл в новой стадии – гуление. Даже на этом, казалось бы, примитивном уровне, почти каждая мама может сказать, что её карапуз всё понимает и общается с ней, и это действительно так.

После полугода малыш начинает лепетать почти без умолку, появляются долгожданные [ма], [па], [ба], а совсем скоро и слова.

Поначалу они бессознательны, но уже в 7-8 месяцам он зовёт маму и папу, обращаясь к ним. К году ребёнок уже имеет небольшой запас слов и с удовольствием пытается повторять простые фразы за взрослыми.

От года до трёх лет начинается период активного включения речевого процесса. Дети молниеносно впитывают информацию, запоминают слова, жесты. И даже интонацию с которой родители произносили предложение.

Усиленно копируя, малыш к полутора годам может произносить довольно большое количество слов, а так же простые фразы, например «дай попить», «хочу ням-ням». Появляется звукоподражание и на вопрос «как говорит собачка?» кроха ответит «гав-гав».

К 2 годам он может безошибочно показывать части тела, геометрические фигуры, называя их при этом, имеет в своём арсенале хороший словарный запас.

Что влияет на речевой процесс?

Естественно всем родителям хочется поскорее пообщаться со своей крошкой. Когда ребёнок может рассказать о своих нуждах и желаниях становится намного проще всем вокруг.

А о невероятных перлах своего чада мамы и папы могут, говорить часами. Ведь так увлекательно и забавно слушать рассуждения взрослеющего человека.

Интересно, что существуют взаимосвязь раннего говорения с генетической предрасположенностью и средой, в которой происходит становление личности.

Если один из родителей заговорил рано, то, скорее всего и малыш начнёт говорить примерно в этом же возрасте.

Но большую роль в речевой активности играет окружение, в котором находится человек. Маленький «оратор» может заговорить абсолютно на любом языке, если с ним на нём общаться.

Дети с лёгкостью становятся билингвами, по той же причине – если с ними взаимодействуют на двух языках, то и результат соответствующий. С легкостью познают иностранные языки. А могут и не заговорить вовсе, если по какой-то причине не слышат речи.

Как помочь ребенку заговорить?

Для того чтобы активировать речевую активность и помочь успешно её развивать, в соответствии с нормами, родители могут прибегнуть к некоторым рекомендациям специалистов.

Основной акцент взрослым стоит сделать на общение с малюткой с самого рождения. Старайтесь произносить слова внятно, чётко при этом будьте обращены лицом к лицу, чтобы малыш мог видеть движение губ.

Сопровождайте все свои действия голосом, проговаривайте вслух, то, что вы делаете, это может казаться смешным, но смущаться не стоит, ведь странно находиться в одном помещении с родным человеком и не разговаривать с ним.

Потешки, маленькие стишки, песенки – это всё действенные средства, чтобы «разговорить», проверенные не одним десятилетием.

На вопрос «а что это?» и «почему?» не отмалчивайтесь, вступайте в диалог при любой возможности.

Доказано, что развитие физических данных напрямую связано с работой мозга и естественно речью, детям нужно вести активный образ жизни – это их будущее здоровье.

Эффективным методом является развитие моторики, как мелкой, так и крупной. Перебирание мелких предметов, конструирование, рисование в любом виде, игра в мяч, логические игры, даже обычные куклы, которые задействованные в целом ролевом спектакле могут улучшить речь вашего чада. Лепите из пластилина, теста и песка.

И конечно не забывайте, что, используя свои навыки в повседневной жизни, человек их оттачивает и улучшает. Опыт — лучший учитель, поэтому мотивируйте на общение с другими детьми, задавайте вопросы, будьте заинтересованы и очень скоро вы услышите ответные реплики.

Улыбайтесь и будьте счастливы!

Источник: https://polonskaya-blog.ru/kak-pomoch-rebenku-razvit-rech/

Развитие речи у детей: 5 советов родителям, как помочь ребёнку заговорить

Но что делать, если малыш упорно молчит, в то время как его сверстники на детской площадке уже бойко декламируют историю про уронившую мячик Танечку или даже зачитывают чуть ли не всю Муху-Цокотуху наизусть? В каком возрасте пора начинать волноваться, а когда уже необходимо обращаться к логопеду? Как вы, любящие родители, можете помочь ребёнку заговорить?

Совет № 1: Создавайте благоприятные условия для двигательной активности

О том, что на развитие речи прямым и активнейшим образом влияет работа над мелкой моторикой, не написал разве что ленивый.

Мы не лентяи, а потому среди наших материалов есть статья, посвящённая взаимодействию мелкой моторики и речи.

Но не только манипулятивная деятельность рук необходима ребёнку, чтобы речь его формировалась в соответствии с графиком развития, не вызывая беспокойство родителей и профессиональный интерес логопедов.

Уже в период младенчества (от рождения до года) организуйте жизнь малыша так, чтобы его двигательные реакции были разнообразными и регулярными. Помогайте ему осваивать двигательные навыки согласно возрасту:

  • перевороты со спинки на живот и обратно;
  • хватание предметов, удерживаемых на уровне вытянутой руки;
  • удержание визуального контакта с перемещаемым предметом;
  • сидение;
  • ползание;
  • ходьба.

Развивая общую моторику ребёнка, вы помогаете ему заговорить.

Совет № 2: Говорите с ребёнком

Разговаривайте с крохой, даже когда он настолько мал, что, кажется, совершенно не способен вас понять.

Пусть это будут простейшие потешки, которыми вы сопровождаете ежедневные ритуалы по уходу за младенцем, или просто эмоциональные реплики, выражающие вашу радость и безмерную любовь.

Разговаривая с малышом первых месяцев жизни, старайтесь не перегружать речь сложными оборотами. Переодевая малыша, купая его, занимаясь массажем и гимнастикой, демонстрируйте крохе возможности мимики:

  • широко улыбайтесь;
  • вытягивайте язык, делая его лопаткой или остреньким;
  • поднимайте язык вверх-вниз, водите им из стороны в сторону;
  • шлёпайте губами;
  • вытягивайте губы «дудочкой»;
  • цокайте и фыркайте.

Гримасничая, вы отлично проведёте время, показывая младенцу, как работает артикуляционный аппарат человека, и в то же время занимаясь артикуляционной гимнастикой, которая выступает профилактикой морщин и стимулирует мозговую активность.

Совет № 3: Стимулируйте желание быть понятым

С окончанием младенчества малыш вступает в преддошкольный возраст. Это период с года до трёх лет, и именно на этом этапе развитие речи проходит наиболее активно.

  • Речь в 1 год: малыш хорошо понимает обращённую к нему речь. Может выполнять несложные просьбы (хлопает в ладоши, машет пока-пока, берёт и даёт предметы, которые называет взрослый). Появляются первые слова (обычно обозначающие близких родственников), звукоподражания, лепетные слова.
  • Речь в 2 года: растёт активный лексикон. Ребёнок использует предложения из двух слов, но речь его пока аграмматична. Характерно обилие фонетических ошибок.
  • Речь в 3 года: малыш осваивает грамматические формы, учится использовать разные падежи, правильно употребляет рода и числа. Всё активнее он комментирует собственную игру, когда предоставлен сам себе. Именно в этом возрасте наиболее ярко проявляются словотворческие способности (те самые забавные слова собственного сочинительства).
Читайте также:  Адаптация детей в 1 классе: как помочь ребенку освоиться в школе

Важно понимать, на что способен ребёнок в том или ином возрасте (безусловно, не забывая, что все мы разные и дети наши тоже индивидуальны). Помогайте малышу расти, мотивируя его на овладение новыми речевыми навыками.

Возможно, в этом вам поможет наш материал, ориентированный на помощь родителям детей с задержкой речевого развития или с подозрением на ЗРР, а также статья «Развитие речи у ребёнка 3-4 лет: какие ошибки допускают родители».

Совет № 4: Расширяйте багаж детских знаний

Осваивая богатство родного языка, кроха сначала накапливает пассивный словарный запас. Т. е. запоминает обозначения предметов, их свойств и действий, названия эмоций, времена года и пр. Помогите крохе в этом непростом деле. По возможности комментируйте всё, что происходит вокруг, что вы видите, что чувствуете вы и кроха.

  • Называйте предметы, которые попадают в зону внимания ребёнка.
  • Комментируйте, какого цвета, формы и размера тот или иной объект.
  • Обеспечивайте тактильный контакт малыша с разными поверхностями: гладкими и шершавыми, тёплыми и холодными, пушистыми и ребристыми.
  • Проговаривайте, что и почему вы делаете в конкретный момент времени: утром мы проснулись, потянулись, размялись, позавтракали и т. д.

Выбирайте понятные для ребёнка слова, но используйте правильные названия. Не искажайте информацию ради её упрощения.

Совет № 5: Поощряйте игровую деятельность

Мы не устаём повторять: игра — основа любых развивающих стратегий, направленных на воспитание в ребёнке гармоничной, эрудированной, нацеленной на успех личности. Используйте проверенные поколениями игры на развитие речи у самых маленьких или внедряйте авторские методики, в том числе собственного сочинительства. Главное, чтобы игра-занятие была интересна малышу, стимулировала его активность, расширяла его словарный запас и побуждала использовать приобретённые речевые навыки.

В помощь родителям:

  • потешки и пословицы;
  • сказкотерапия;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковые игры;
  • сюжетные игры;
  • игры с разнообразными карточками и картинками.

Дидактические материалы для игр на развитие речи до 3 лет можно подбирать самостоятельно или использовать комплекты, составленные профессионалами.

Пожалуй, самый главный совет родителям, которые хотят помочь ребёнку заговорить, состоит в пожелании быть внимательным, но терпеливым. Не форсируйте события и не ждите, что ребёнок заговорит в 1 год полноценными предложениями.

Не выискивайте патологий на пустом месте и не сравнивайте своего малыша с детьми родственников, коллег и знакомых (и тем более незнакомых вам людей). Но не игнорируйте тревожные звоночки.

Ведь всегда лучше обратиться за профессиональной помощью и узнать, что опасения были напрасными, чем столкнуться с тем, что проблема усугубилась и требует сложной и продолжительной коррекции.

Уже в самое ближайшее время мы рассмотрим, когда нужно обращаться к логопеду. А пока прощаемся и, по традиции, но от чистого сердца, желаем вам счастливого родительства.

Источник: http://nii-evrika.ru/kak-pomoch-rebyonku-zagovorit-5-sovetov-roditelyam/

5 способов помочь ребёнку заговорить

От автора:Как помочь своему ребенку легко и быстро освоить речь?

Шаг 1. Живите в режиме радио

Дочь засыпала под мои рассказы и песни, слышала их, пока бодрствовала. Скоро подключились и родственники. Дедушки и бабушки вспомнили все стихи, прибаутки и потешки, которые когда-то слышали, а потом взялись за книги и полезли в интернет.

«Разговаривать с ребенком нужно обязательно, и это неважно, что сначала он ничего не понимает, а потом, когда уже понимает, молчит в ответ, — прокомментировала руководитель филиала бюро медико-социальной экспертизы, врач-невролог Александра Пашенцева.

— Причем аудиосказки или развивающие программы на планшете не могут заменить живую речь. Детям нужен вербальный контакт».«Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, неторопливая речь окружающих взрослых, — рассказала логопед Ольга Хорева.

— Активный словарь ребенка также наращивается постепенно. Детская речь приближается к взрослой только к пяти годам».

Шаг 2. Валяйте дурака

Я корчила дочке рожи, надувала и втягивала щеки. И все это под звуковой «аккомпанемент»: цоканье языком и причмокивание губами, жужжание и шипение. Дочь повторяла эти звуки за мной.

Игра и развлекала ее, и тренировала артикуляционные мышцы.«Развитие артикуляции – важная составляющая освоения речи, — подчеркивает Ольга Хорева.

– Для развития артикуляции логопеды используют упражнения, которые выполняются в игровой форме. Так начинается становление звуков».

Шаг 3. Повторяйте все по много раз

Сначала повторяем простые слова – «дай», «бум» или состоящие из двух одинаковых слогов – «папа», «мама», «баба». Все это – в игре, с улыбкой, без нажима.Если мне на глаза попадались предметы, обозначаемые словом из лексикона дочери, показывала пальцем и ждала. При этом старалась уйти от всяких «би-би» и «гав-гав».

Позже предлагала дочери повторять чуть более сложные слова. Если они были очень длинными, то сначала по слогам и только потом целиком.«Звукоподражания очень важны, и вовсе игнорировать их не стоит. Они, как правило, служат для обозначения действий (например, поезд едет – «ту-ту», вода капает – «кап-кап», часы идут – «тик-так»), – рассказала Ольга Хорева.

– Однако нужно следить, чтобы ребенок не застрял на этом этапе, и вовремя перейти на следующий – к произнесению привычных нам слов. Проще всего понять, готов ли ребенок сказать то или иное слово, проследив, какие звуки он уже выговаривает. Так, вместо «кап-кап» в какой-то момент стоит предложить ребенку произнести слово «вода».

И если у него это получится, с «кап-кап» нужно попрощаться».

Шаг 4. «Не понимайте» своего ребенка

Если дочь просила о чем-то жестами, хотя могла использовать простое слово, я притворялась, что не могу догадаться, о чем она просит (в туалет, конечно, вовремя водила).

«Этот прием работает, когда ребенок в принципе уже что-то говорит. Но здесь очень важно не перегибать палку, – посоветовала Ольга Хорева. – На непонимание дети реагируют по-разному. Некоторые уходят в крик, слезы.

Таким детям взрослым лучше сначала дать образец: самим произнести нужное слово».

Шаг 5. Просите расшифровать просьбу

Я просила дочку объяснить мне смысл, заложенный в одном слове. Так «дай» превращалось в «мама, дай воды».«Чтобы помочь ребенку составить простую фразу из двух слов, проще всего задать уточняющий вопрос. Когда ребенок говорит «гулять», спросите, с кем он пойдет и куда. Простые фразы дети осваивают в норме к двум годам.

Быстрее всего появляются те, что связаны с повседневными бытовыми вещами», – прокомментировала Ольга Хорева.«Иногда так бывает, что родители занимаются с ребенком, а он молчит. А потом в три-четыре года вдруг начинает разговаривать предложениями.

Это тоже вариант нормы, и такой способ освоения речи, как правило, наследуется», – рассказала Александра Пашенцева.

Как понять, все ли в порядке, произойдет этот скачок в какой-то момент или все-таки в развитии речи есть отклонения? По словам Александры Пашенцевевой, надежный способ определить патологию в речевом развитии – проследить, понимает ли ребенок обращенные к нему слова. К двум годам в норме это уже происходит.

Отсутствие гуления и попыток найти взглядом источник звука (в том числе говорящего взрослого) часто говорит о проблемах со слухом. Застой в освоении речи может указывать и на эпилепсию – когда небольшие приступы случаются ночью, «стирая» накопленную за день информацию. А иногда нарушения в развитии речи могут быть обусловлены банальной педагогической запущенностью.

Оле-Лукойе созерцатель

  • Активность: 101k
  • Пол: Женщина

Оле-Лукойе созерцатель

Источник: https://nashideti.temaretik.com/1389891222045723625/5-sposobov-pomoch-rebyonku-zagovorit/

Задержка развития речи: как помочь ребенку заговорить – Развитие ребенка

Когда в полтора года родители приводят ребенка на медосмотр, педиатр спрашивает, какие слова он уже говорит. Родителям бывает неприятно признаться, что ребенок еще не говорит.

Врачи рекомендуют в этом возрасте проверить развитие речи ребенка и сделать повторную проверку через полгода. Однако у многих здоровых детей бывает задержка, и это происходит по разным причинам. В большинстве случаев через небольшой промежуток времени ребенок начинает говорить.

Однако если этого еще не произошло, родители могут использовать несколько способов, чтобы помочь ребенку заговорить.

Задержка развития речи может быть вызвана многими факторами, связанными со здоровьем и окружением ребенка. Часто это связано с проблемами со слухом.

Многие родители не понимают, что у ребенка есть какие-либо нарушения слуха, пока не заметят задержку развития речи.

В других случаях инфекции или накопление жидкости в ушном канале могут приводить к временному ухудшению слуха, и ребенок слышит все окружающие звуки приглушенно. Устранив проблемы со слухом, вы поможете ребенку развить речь.

Во многих случаях ребенок просто не заинтересован в том, чтобы говорить, или не испытывает в этом потребности. Если он успешно общается с помощью жестов или кивков головы, то не прилагает дополнительных усилий, чтобы начать говорить. Младшие дети в семье часто начинают говорить позже, чем старшие. Старшие братья или сестры хорошо понимают их знаки, поэтому им комфортно и без навыков речи.

В отдельных случаях задержка речи может быть признаком нарушений умственного, социального или эмоционального развития. Поэтому важно, чтобы ребенок находился под наблюдением врача, чтобы определить пробелы в развитии.

Какой бы ни была причина, есть простые способы помочь поздноговорящему ребенку развить речь. Это простые занятия, которыми родители могут заниматься с ребенком дома. Используйте их поочередно.

Если тот или иной метод работает, продолжайте его использовать и добавляйте новые методы. Если в течение нескольких недель метод не приносит результата, попробуйте что-то другое, но не давите на ребенка.

Используйте позитивное подкрепление и всегда хвалите ребенка за его усилия к освоению речи.

Читайте книги вместе с ребенком

Чтение вместе с ребенком полезно для него независимо от возраста и от того, страдает ли он от каких-либо расстройств или задержек развития. Младенцы и дошкольники, вероятно, не будут долго задерживать внимание на каждой странице. Они могут даже подталкивать вас к тому, чтобы вы быстрее перевернули страницу.

На данном этапе ваша задача – не прочитать вместе с ребенком всю книгу, а привить ему интерес к чтению и побудить его к тому, чтобы он сообщал о происходящем. Если ребенок показывает пальцем на картинку, называйте, что на ней нарисовано: «Мяч! Ты нашел мяч» или «Корова, му-у-у».

Не заставляйте ребенка читать, если он не хочет, но у него под рукой всегда должны быть книги с картинками.

Пойте

Песни вызывают воспоминания о событиях и связанных с ними эмоциями. Вспомните какую-нибудь песню из своего детства – и вы сразу же вспомните картины тех времен. Есть много развивающих детских песенок, в которых называются части тела, названия животных и т. д.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 2 месяца: нормы и показатели для сведения родителей

Пойте их вместе с ребенком – это поможет ему запомнить новые слова. Например, когда вы поете песенку о частях тела, прикасайтесь рукой к голове, носу, рукам и т. д. Затем предложите ребенку показать, где находится голова или рука.

Поощряйте ребенка, но сначала попросите его повторить слова, которые он только что услышал в песенке.

Можно включать ребенку песенки на компакт-диске или на видео, но лучше всего, если вы сами будете петь ему. Ребенку неважно, насколько хороши ваши вокальные данные – он по достоинству оценит то, что вы уделяете ему время, и лучше запомнит слова.

Рассказывайте ребенку, что вы делаете

Называйте ребенку все свои действия: «Мама готовит обед», «Мама ест красное яблоко, оно сочное и вкусное». Можно также говорить ребенку о том, что делает он: «Ой, ты упал», «Ты купаешься» и т. д.

Подобные разговоры с ребенком должны происходить естественно и непринужденно. Вам не обязательно весь день говорить ребенку, что вы делаете. Если ребенок играет, не стоит его отвлекать.

Эта стратегия направлена на то, чтобы дать ему больше информации о словах и названиях предметов и действий. Если вы сомневаетесь, позвольте ребенку взять инициативу в свои руки.

Если он занят игрушкой – не мешайте ему, просто поговорите вместе о ней.

Устанавливайте «слово дня»

Выберите какое-нибудь слово и часто повторяйте его в течение дня (разумеется, в контексте). Для этого лучше всего подходят короткие простые слова или имена (например: «вода», «мяч», «кошка» или имена членов семьи). Когда вы произносите слово, повторите его несколько раз и удерживайте зрительный контакт с ребенком во время разговора.

Мягко мотивируйте ребенка повторять выученные слова. Например, если вы держите мяч, а ребенок просит дать мяч ему, притворитесь, что вы его не понимаете. Это заставит его заговорить. Если в течение минуты ребенок не назовет слово или расстроится, отдайте ему мяч и позвольте играть дальше.

Собирайте пазлы

Пазлы, головоломки и стратегические игры учат ребенка решать задачи. Сами по себе пазлы не способствуют развитию речи, но они заставляют мозг работать по-другому.

Собирая пазл, разговаривайте с ребенком и рассуждайте вслух: «Этот элемент сюда не подходит, наверное, надо его повернуть». Если в рисунке на пазле есть буквы, слова или изображения животных или предметов, называйте их, когда соберете картинку.

Имитируйте звуки животных

Имитация звуков природы часто является первым шагом к освоению речи. Многие дети говорят «му», «гав», «мяу», прежде чем произносят первые слова («мама», «папа» и т. д.). Также они имитируют звуки автомобиля, поезда и т. д.

Если ребенку требуется время, чтобы начать говорить, начните со звуков природы. Читайте ребенку книги о животных. Если у вас есть домашнее животное, повторяйте звуки за ним и предложите ребенку сделать то же самое. При возможности сводите ребенка в зоопарк – там вы сможете увидеть больше животных  и услышать их звуки.

Мотивируйте ребенка играть с детьми, которые хорошо разговаривают

Иногда дети лучше учатся у своих сверстников. Именно поэтому многие поздноговорящие дети начинают говорить, когда идут в детский сад или школу. Если у вас есть знакомые, у которых есть дети того же возраста, что и ваш ребенок, ходите вместе на детскую площадку. Если у ребенка есть старший брат или сестра, мотивируйте их играть с младшим братом.

Задавайте ребенку вопросы, которые предполагают развернутые ответы

Многие дети с задержкой речи общаются кивками или качанием головы. Они поняли, что этого достаточно, чтобы отвечать на вопросы и удовлетворить свои потребности.

Иногда родителям приходится показывать ребенку несколько предметов, а он кивком или покачиванием головы дает понять, что именно ему нужно.

Вместо этого попросите его назвать хотя бы первые несколько звуков названия предмета, который ему нужен.

Рано или поздно большинство детей начинают говорить и догоняют своих сверстников в развитии речи. Если к полутора годам ваш ребенок вообще не говорит, проконсультируйтесь с логопедом.

Тем не менее, после двух лет дети обычно начинают говорить. Используйте рассмотренные выше стратегии – и вы сможете помочь ребенку в этом.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 4 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/4985/

Читать онлайн "Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет" автора Янушко Елена — RuLit — Страница 1

Елена Янушко

Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет

Предлагаемая вашему вниманию книга описывает начальный этап работы с неговорящими детьми 1,5–3 лет. Главная цель книги – описать игры и упражнения, а также специальные приемы работы, с помощью которых удается «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи.

В книге подробно рассматривается специфика работы с детьми раннего возраста, отстающими в речевом развитии.

Такая работа требует от логопеда определенных навыков и особенного подхода к обучению, так как методика занятий с малышами коренным образом отличаются от занятий с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время предлагается широкий выбор книг и пособий для логопедических занятий с дошкольниками, а вот описание практического опыта работы с малышами встречается гораздо реже.

Известно, что именно в раннем возрасте (до 3–4 лет) наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения.

Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе.

Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.

Книга имеет практическую направленность, все теоретические аспекты проблемы намеренно опущены. Мы описываем исключительно практический опыт работы с безречевыми детьми раннего возраста. Советуем помнить, что для адекватного восприятия предлагаемого материала необходимо понимать механизмы, закономерности и этапы развития речи как в норме, так и в случае речевых нарушений.

Представленный вашему вниманию материал отобран по уровню эффективности: мы выбрали для книги только самые интересные игры, любимые детьми, дающие отличные результаты. Помимо эффективности, мы позаботились о простоте и удобстве: материал в книге строго систематизирован, игры и занятия с детьми описаны понятно и подробно, тексты и ход игры быстро запоминаются.

Описанные этапы работы вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка и целей занятий. Игры и занятия можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Отдельные игры могут стать основой целого занятия или его частью.

Мы искренне надеемся, что эта книга будет полезна как для специалистов, так и для родителей.

Логопедические занятия с детьми раннего возраста

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста

В ситуации, когда у малыша 1,5–2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т. п.

Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5–5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.

На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5–3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов – логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.

). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.

В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект.

Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз.

Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу.

Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.

При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе.

Другая часть детей даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия).

В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае – об общем недоразвитии речи (ОНР).

Особенности занятий с детьми раннего возраста

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий.

Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т.

 д.

Источник: https://www.rulit.me/books/pomogite-malyshu-zagovorit-razvitie-rechi-detej-1-5-3-let-read-593-1.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]