Особенности развития речи детей раннего возраста: занятия с ребенком на каждом этапе

Развитие речи у ребенка начинается почти с самого момента его появления на свет. Огромную роль в этом процессе играет общение мамы со своим крохой во время кормления и купания, прогулок или укладывания спать. Воспринимая обращенные к нему слова взрослых, малыш постепенно учится реагировать на них сначала эмоционально, улыбкой, а позже стараясь издавать ответные звуки (гуление).

Еще до формирования активной речи ребенок обучается и диалоговой речи, когда взрослые, спрашивая ребенка о чем-то, обращаясь к нему, вслед за этим сами дают ответы на свои вопросы, подкрепляя их мимикой или жестом.

Особенности развития речи детей раннего возраста: занятия с ребенком на каждом этапе

К возрасту 12 месяцев, когда начинается формирование собственно речи и ее словесного выражения, ребенок уже имеет достаточно большой пассивный словарь (слова, которые он знает и понимает, но не умеет пока произносить).

На основании заложенного в младенческом возрасте (до 1 года) фундамента и начинается формирование речевых навыков у детей раннего возраста.

Поэтому так важно общаться с малышом, начиная с 1-го месяца его жизни. Способствуют восприятию и формированию речи всевозможные песенки, ласковые стишки и потешки, простые обращенные к ребенку слова, произносимые эмоционально, с хорошо выраженной мимикой во время любого действия мамы.

Как развивать речь у ребенка раннего возраста?

Можно выделить такие этапы развития речи у детей до годовалого возраста:

    1. В 3-4 месяца малыш уже хорошо держит головку и может некоторое время лежать на животике, рассматривая окружающий мир. В это время можно раскладывать перед крохой разные предметы, обязательно называя их. Важно проговаривать каждое свое действие. Например: а куда пойдет Вася? Вася пойдет купаться (спать, гулять, кушать). Проговаривать подобные слова надо спокойным, доброжелательным тоном, с ласковой улыбкой, можно немного растягивать ударные гласные звуки, придавая словам мелодичное, песенное звучание. В это время чадо уже реагирует на игру «Коза рогатая», «Поехали-поехали»:Особенности развития речи детей раннего возраста: занятия с ребенком на каждом этапе
      1. Простые рифмованные слова (идет коза рогатая за малыми ребятами: кто кашки не ест, молочка не пьет, того коза забодет-забодет), сопровождаемые движениями рукой, сложенной в виде «рожек», надо произносить плавно и нараспев, с улыбкой.
      2. Еще одна игра — стишок «Поехали-поехали, за грибами, за орехами. Приехали-приехали, и с грибами и с орехами» сопровождается покачивающими, потряхивающими движениями, имитирующими поездку. Ребенок в это время находится на руках у взрослого. Ритм произнесения должен соответствовать ритму движений.
    2. В 4-6 месяцев малыш начинает издавать первые звуки — гулит. Эти звуки должны вызывать ответную реакцию родителей, изображаемую радостной улыбкой и ответными звуками, имитирующими те, которые издает дитя.В этом возрасте можно начинать целенаправленно развивать речевой аппарат маленького человека:
      1. Сесть лицом к ребенку и надуть щеки. Повторять несколько раз, стараясь вызвать подражание. Когда щеки не надуты, нужно весело улыбаться, давая понять, что это такая новая игра.
      2. Высунуть язык, можно с выдохом через рот, издавая характерные звуки. Улыбаться ребенку в промежутках, проговаривать действия.
      3. Высовывая язык, облизать кончиком губы влево-вправо, нижнюю, верхнюю, как только подскажет воображение. Не забывать улыбаться, проговаривать, провоцируя ребенка на повторение.
      4. Протяжно произносить гласные звуки, имитируя гуление ребенка и провоцируя его на включение в игру.
      5. Давать ребенку игрушки или любые безопасные предметы, которые он сможет зажать в кулаке, облизать. Сделать попытку отобрать у малыша зажатый в руке предмет, обязательно проговаривая процесс. Например, как хорошо Вася держит (назвать предмет), отдай маме (назвать предмет). Не забывать о доброжелательной улыбке и спокойной ласковой интонации.Особенности развития речи детей раннего возраста: занятия с ребенком на каждом этапе
    3. В полугодовалом возрасте начинается новый этап в развитии речи ребенка: он осваивает произнесение слогов, лепет. Выражается это в однократном или многократном повторении одинаковых слогов «ма-ма-ма», «та-та-та и других сочетаний. Влиять на речевое развитие детей раннего возраста взрослые должны, общаясь в это время с ребенком как можно больше, произнося короткие слова из 1-2 одинаковых слогов в ответ на звуки, издаваемые им. Игры и действия по-прежнему проговариваются.
      В это время ребенок хорошо реагирует на игры в прятки или поиски игрушки, спрятанной в коробочке. Закрывая лицо руками, взрослый спрашивает: «Где мама?», открывая лицо, произносит: «Ку-ку, а вот мама!». Показывая малышу игрушку, взрослый называет ее: «А вот киса! Как мяукает киса? Мяу-мяу! Это наша киса!», потом игрушка откладывается в сторону и следует вопрос: «Где киса?». Ребенок взглядом находит игрушку или тянется к ней, взрослый проговаривает: «Вот она, киса! Мяу-мяу!». Впоследствии игра усложняется: игрушку кладут в коробочку, спрашивая у крошки, где она.Много пользы принесут игры в «Ладушки» или «Сороку»:

      1. «Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку. Кыш, полетели, на головку сели». При словах «Ладушки, ладушки…» — показать ребенку, как хлопают в ладоши, похлопывать его ручками. При окончании стишка производят движение улетающих и «садящихся на головку» рук малыша.
      2. «Сорока-сорока, кашку варила, деток кормила» — ладошка малыша поглаживается круговыми движениями маминого пальца, затем пальчики начинают по одному загибать, как будто считая: «Этому — дала, этому — дала… А этому — не дала!». Такое упражнение способствует формированию мелкой моторики пальцев и напрямую связано с развитием речи у детей раннего возраста.

Особенности развития речи детей раннего возраста: занятия с ребенком на каждом этапе

Для развития мелкой моторики пальцев ближе к году ребенку надо давать рисовать пальчиковыми красками, цветными карандашами или мелками, разбрасывать некрупные игрушки, предлагая собрать их в ящик или в кучку.

Хорошим подспорьем станет «волшебный мешочек» с разными игрушками. Взрослый показывает часть игрушки (голову кошки, кабину машины и др.), оставляя все остальное закрытым. Спрашивает, что это и, услышав ответ, называет игрушку, доставая ее полностью.

Спрашивает, какие звуки издает изображенный игрушкой объект, побуждая ребенка к звукоподражанию.

Развитие речи у детей старше 1 года

Особенности развития речи детей раннего возраста: занятия с ребенком на каждом этапе

Уже в 1-м полугодии малыш начинает переводить часть слов из пассивного словаря в активный. Часто предметы или явления, сходные между собой для восприятия, он называет общим для них словом. Родители обязательно должны проговаривать все свои действия, которые видит ребенок. Развивать речь в это время помогают такие игры:

  1. Предлагайте малышу выбрать из нескольких игрушек одну и побуждайте назвать ее.
  2. Играя с ним, показывайте и проговаривайте действия игрушки-персонажа: собачка пошла, легла спать, кушает. Вовлеките в игру ребенка, спросите, что делает персонаж игры, предложите обратиться к нему, позвать или назвать персонаж по имени.
  3. Большое значение имеет выделение некоторых свойств объекта при помощи интонации: большая собачка лает или разговаривает грубым голосом, маленькая — высоким.

Ребенок приобретает возможность отыскивать спрятанные игрушки (под подушкой, в углу и т.д.). Игра обязательно должна приносить радость, поэтому игрушки прячутся не очень хорошо, чтобы их можно было найти.

Незаменима роль детской книги в развитии речи детей раннего возраста. Для привлечения внимания выбирайте такие книжки, содержание которых будет понятно малышу. Яркие картинки побуждают к рассматриванию их и называнию изображенного, имитации звуков, издаваемых им. Чтение должно быть хорошо интонировано и выразительно.

Упражнения для развития речи

Чтобы сформировать артикуляционный аппарат ребенка, ему можно предложить выполнять в виде игровых действий следующие упражнения:

  1. Для развития речевого дыхания очень полезно учиться делать плавный и долгий выдох ртом, с напряженными губами. Хорошо тренирует такой навык сдувание легких предметов со стола или с руки. Эта игра может иметь множество вариантов:
    1. сдувать клочки ваты, изображая снег;
    2. сдуть кораблик или самолетик из бумаги;
    3. заставить летать листья или клочки бумаги, как будто это осенний листопад;
    4. пускать мыльные пузыри;
    5. «сделать ветерок», заставляя крутиться вертушку и др.Упражнения на дыхание можно делать и со звуком, изображая гул самолета, вой волка или гудок паровоза или парохода.
  2. Мышцы языка хорошо тренируются при помощи любых действий, которые могут производиться языком:
    1. облизывать губы или ложку:
    2. показывать язык, вытягивать его вперед, поднимать или опускать;
    3. широко открывая рот, поболтать языком или показать, как лакают воду кошка или собака;
    4. цоканье языком, присасывание его к небу способствует легкому обучению в дальнейшем; произнесению звуков «р», «т» и других, для которых требуется поднимать вверх кончик языка.
  3. Мелкая моторика пальцев связана с развитием речи у ребенка. Для тренировки пальчиков можно играть в такие игры:Особенности развития речи детей раннего возраста: занятия с ребенком на каждом этапе
    1. Выкладывание мозаики, начиная от простых фигурок и постепенно переходя к изображениям домика, елочки и др.
    2. Нанизывание крупных бусин или шариков на толстую веревку. Постепенно размер бусин надо уменьшать.
    3. Шнуровать ботинок или специально изготовленную игрушку в виде ботинка, куртки и другой одежды.
    4. Застегивать крупные яркие пуговицы. Их размер тоже уменьшают с возрастом ребенка.
    5. Пристегивать бельевые прищепки на веревку или фигурку из картона, чтобы получились цветочки, солнышко, елочка и др.
    6. Разобрать по цветам мелкие шарики, фасоль или подобные им предметы, смешанные вместе, как это делала Золушка.

Скорость развития у всех детей разная и не заставлять чадо стараться делать то, что кто-то умеет лучше него.

Речевое развитие ребенка в возрасте 2-3 лет

На этом этапе ребенок впервые начинает обращать внимание на правильность речи и произношение, сравнивает себя со сверстниками. Для тренировки произношения очень полезны скороговорки.

Особенности развития речи детей раннего возраста: занятия с ребенком на каждом этапе

В дальнейшем скороговорки для развития речи должны усложняться, превращаясь в коротенькие стишки: «У нашего мишки в мешке большие шишки», «Серая кошка села на окошко» и др. Приведенные скороговорки направлены на освоение шипящих, что обычно вызывает затруднения у детей до 3-х лет.

Нужно побуждать ребенка произносить скороговорки для развития речи отчетливо и слитно, без ощутимых пауз между словами, постепенно подводя его к тому, что скороговорки должны быть сказаны как можно быстрее и правильнее. Так в жизнь ребенка войдет новая игра-соревнование, в которую можно играть и со сверстниками — скороговорки.

Развитие речи происходит постоянно, для этого родители обязательно дают ответы на вопросы, которые во множестве «вылетают» из ребенка. Ему интересно все, и он спрашивает буквально обо всем, что видит. Задача родителей дать исчерпывающий, но очень короткий ответ, не перегруженный лишней информацией, которая останется недоступной для ребенка.

Дефекты речи у детей 2-3 лет

Они сводятся к неумению произносить некоторые звуки или группы звуков (шипящие, свистящие, «р»). Исправлять дефекты лучше начинать, посоветовавшись с логопедом.

Он предложит специальные упражнения для усиления мышц языка, губ, щек, назначит массаж лица для расслабления скованных групп мышц. Логопед посоветует и скороговорки для развития именно тех навыков произношения, которые нужны.

Заниматься с ребенком можно в домашних условиях, тщательно следуя предписаниям врача.

Отставание в развитии речи или задержка речевого развития у детей требует обязательной консультации с логопедом. В этом случае лучше не ставить диагноз и не проводить лечение самостоятельно.

Источник: http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/razvitiyu-rechi-u-detej-rannego-vozrasta.html

Развитие речи у детей раннего возраста

Свое первое осознанное слово маленький человечек произнесет в возрасте от 11 до 14 месяцев. С каждым днем его словарный запас будет увеличиваться и через несколько месяцев, вы даже не заметите, как ведете с ребенком диалог, пусть понятный только вам двоим, но все же диалог.

Развитие речи у детей — это основной показатель эмоционально-психологической зрелости малыша. Но для того чтобы малыш сказал первое слово в течение первого года жизни необходимо уделять его развитию максимум внимания.

  • Общение с ребенком в первые месяцы жизни — залог быстрого развития малыша.
  • Песни, стихотворения, потешки – стимуляция для развития речи маленького молчуна.
  • Развитие мелкой моторики активно стимулирует речевой центр головного мозга. Статистический факт — дети, регулярно перебирающие мелкие предметы разной формы, начинают говорить раньше своих сверстников.
Читайте также:  Развитие ребенка 5 6 лет: эффективные занятия и распорядок дня

На первом году жизни ребенка главная задача родителей выработать у малыша коммуникативные речевые навыки, научить его понимать, что говорят родители, способствовать развитию слухового внимания. Такая форма общения называется «пассивной речью».

Переход от речевого понимания к воспроизведению в основном происходит на втором году жизни. С каждым днем словарный багаж ребенка будет расширяться, и в полтора года составит около 35 слов. Развитию речи у детей раннего возраста от 1–3 лет способствуют все те же принципы — общение и игры.

Обязательное условие, постоянно описывать действия малыша, помогать ребенку, самостоятельно комментировать свои игры и занятия. Фундаментом для активной речи становится связь слов с конкретными действиями.

Особенности развития речи детей раннего возраста: занятия с ребенком на каждом этапе

  • Речевое подражание — основной прием, способствующий быстрому произношению первого осознанного слова.
  • Многократное повторение слов.
  • Общение с ребенком в форме «вопрос-ответ».
  • Разучивание с ребенком коротеньких стихотворений и фраз. Когда малыш запомнил отрезок, дайте ему возможность досказать последний слог или слово.

Особенности развития речи детей раннего возраста: занятия с ребенком на каждом этапе

Чтобы сформировать правильную речь у своего непоседы родители не должны коверкать слова. Это одна из самых распространенных ошибок взрослых.

Очень часто, умиляясь забавным словечкам малышей, многие родители начинают использовать его, общаясь с ребенком. Так, рождаются такие стойкие выражения как «капот», «ласипед» и многие другие.

Взрослые должны четко произносить слова, сопровождать свою речь артикуляцией, правильно ставить ударения. Речь должна носить эмоциональную окраску и не быть монотонной.

Выполняя эти простые рекомендации, вы убедитесь, что ваш малыш не только быстро освоит азы «активной речи», но постепенно к двум годам сможет складывать слова в словосочетания и небольшие предложения. Развитию речи 2-летних детей способствует не только общение с взрослыми, но и со сверстниками.

Продолжайте описывать малышу все, что он видит вокруг. Говорите правильно и четко. Продолжайте совершенствовать мелкую моторику вашего чада — рисование, лепка из пластилина, мелкая мозаика, вышивание шнурком— все манипуляции подобного рода весьма положительно влияют на развитие речи у детей.

А главное, поощряйте попытки малыша общаться с вами, идти на контакт, отвечать на вопросы.

Скорей всего к трем годам ваш малыш будет уже активно беседовать с вами на многие интересующие его темы, рассказывать маленькие стихотворения, петь веселые песенки.

Не останавливайтесь на достигнутом результате, обязательно учите ребенка правильно произносить звуки и выговаривать слова, строить фразы.

Тренируйте память ребенка, спрашивайте о том, что происходило вчера, на улице во время прогулки и пр.

Как правило, на четвертом году жизни ребенок говорит, составляет предложения, понимает окружающих, выстраивает причинно-следственные связи, в общем, он способен на диалог не только со сверстниками, но и взрослыми людьми.

В этом возрасте малыши выступают инициаторами общения, они щебечут не умолкая, спрашивают, выясняют, делают умозаключения. Этот возраст ученые называют «период почемучки». Ребенку интересно все, что его окружает. Ни в коем случае не игнорируйте вопросы вашего любопытного всезнайки, старайтесь давать максимально простые ответы, которые будут ему понятны.

Особенностью развития речи у детей 4 лет становится стремление малышей к правильной лексике и попытке построения обширных фраз и предложений.

Очень важным в этот период становится чтение сказок, которые не только расширяют лексикон, но и тренирует память, вырабатывает внимательность и воображение.

Малыш должен уметь рассказать прочитанное вами самостоятельно, и его повествование должно быть развернутым.

Через год вы с удовольствием станете замечать, что общаетесь со своим ребенком практически на равных. Ваш диалог становится все более зрелым, малыш использует разнообразные речевые конструкции, строит предложения.

Особенностью развития речи детей 5 лет можно назвать обширный словарный запас. В этом возрасте родители должны максимально правильно разговаривать, избегать слов паразитов, контролировать выражения и правильность речи ребенка.Особенности развития речи детей раннего возраста: занятия с ребенком на каждом этапе

Как правило, в этом возрасте становится понятно, имеет ли малыш какие-то речевые отклонения и нуждается ли он в помощи логопеда. Сегодня специалисты все чаще отмечают всплеск речевых проблем.

Многие логопеды утверждают, что всему виной недостаток живого общения взрослых и детей.

Родителям необходимо способствовать развитию связной речи у детей дошкольного возраста, а это невозможно, минимизировав живое общение, подменив его развивающими мультфильмами и интерактивными игрушками. Но, нет правил без исключений.

Если ваш малыш, произносит только отдельные слова, его речь непонятна окружающим, то обязательно проконсультируйтесь с логопедом и невропатологом, они подскажут нужные методики и помогут ребенку наладить речевую функцию.

Особенности развития речи детей раннего возраста: занятия с ребенком на каждом этапе

Источник: https://www.tikitoki.ru/post/razvitie-rechi-u-detej-rannego-vozrasta

Речевое развитие детей раннего возраста: особенности развития речи в раннем возрасте

Основной характеристикой общего развития ребёнка является появление речи. Условием её формирования является всестороннее развитие малыша. Благодаря этому память, восприятие, усвоение ребёнком слов и материала начинают регулироваться. И в итоге появляется речь и возможность общения с родителями.

Основным фактором в развитии речи у детей раннего возраста являются:

  • разрабатывание мелкой моторики рук;
  • развивание артикуляционной моторики, включающей в себя упражнения для языка, губ, которые в дальнейшем помогут в произношении слов;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать слух.

Особенности развития речи детей раннего возраста

В 2 года у ребёнка происходит быстрое усовершенствование речи. Малыш начинает применять нормальные слова, без искажений, сокращений.

С трёх лет основные звуки уже усвоены ребёнком. Теперь слова имеют значение и смысл для малыша. В этом возрасте кроха может называть словами предметы обихода, животных мебель, транспорт и всё то, что его окружает. Появляются обобщения.

Ещё одной особенностью развития речи у детей раннего возраста является:

  • увеличение пассивного словаря. Иными словами ребёнок начинает понимать большее количество слов. В возрасте двух лет малыш понимает и знает большое количество слов,произносимых родителями. Кроха отлично понимает объяснения родителей, направленных на совместные действия;
  • речь, содержащая в себе инструкции и помогающая в организации действий крохи, появляется довольно рано. К двух-трёх летнему возрасту чадо понимает рассказы, сказки;
  • возрастает количество воспроизводимых ребёнком слов (активная речь). Малыш произносит простые фразы, вопросы, обращения;
  • речь ребёнка становится описательной;
  • появляется ситуативная речь.

Раннее речевое развитие детей

Раннее речевое развитие детей можно наблюдать в возрасте 3 месяцев. Именно в этот период крохи произносят их первые звуки, похожие на «агу», «уа». К 6 месяцам новорожденный уже активно гулит. На смену гулению к 7 месяцам приходит лепет и продолжается до года. В этот период малыш произносит первые слоги «ма-ма», «па—па» и так далее.

Развитие речи в раннем детстве может сопровождаться использованием «псевдослов» или звуков, похожих на слова. Ребёнок учится говорить, слушая слова, произносимые взрослыми.

Например, мама часто и много разговаривает с малышом, поёт песни, читает стихи. Чем больше родители беседуют с их чадом, тем быстрее он заговорит. И, конечно же для речевого развития детей раннего возраста необходим массаж рук, ног, головы. Особенностью массажа является стимулирование точек, отвечающих за развитие речи, улучшения умственных способностей крохи.

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/rechevoe-razvitie-detej-rannego-vozrasta/

Особенности проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах

Особенности проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах

В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога.

В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается — будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста.

Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

В средней группе характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятий.

На занятиях становится возможным ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук з»). Повышаются требования к культуре речевого обще­ния (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами).

Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов. Длительность занятий увеличивается до 20 мин.

В старшей и подготовительной к школе группах повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий.

Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные.

Изменяется и :• роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.

В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30—35 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.

Проведение занятий в смешанной по возрасту группе сложнее, поскольку одновременно решаются разные учебные задачи. Существуют следующие виды занятий:
а) за­нятия, которые проводятся с каждой возрастной подгруппой отдельно и характеризуются типичными для того или иного возраста содержанием, методами и приемами обучения;
б) занятия с частичным участием всех детей. В этом случае более младшие воспитанники приглашаются на занятие позже или раньше уходят с него. Например, на занятии с картиной все дети участвуют в ее рассматривании и беседе. На самые сложные вопросы отвечают стар­шие. Затем малыши уходят с занятия, а старшие рассказывают по картине;

в) занятия с участием всех детей группы одновременно. Такие занятия проводят на интересном, эмоциональном материале. Это могут быть драматизация, чтение и рассказывание с наглядным материалом, диафильмы.

Кроме того, возможны занятия с одновременным участием всех воспитанников на едином содержании, но с разными учебными задачами на основе учета речевых навыков и умений детей.

Например, на занятии по картине с несложным сюжетом: младшие активны в рассматривании, средние составляют описание картины, старшие придумывают рассказ.

  • Особенности развития звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста
  • Дети дошкольного возраста постепенно овладевают правильным звукопроизношением.

До 5-ти лет для них характерно «физиологическое косноязычие». Это естественный этап в формировании фонетической стороны речи и не имеет ничего общего с патологическим косноязычием — стойким недостатком речи, который требует упорной логопедической работы.

 Физиологическое косноязычие исчезнет к 5-ти годам.

К этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен не только уметь различать все звуки родного языка на слух, но и улавливать всевозможные неправильности их звучания, ему уже доступны все тонкости движения речевых органов, которые необходимы для произношения самых трудных по артикуляции звуков.

Особенности речевого аппарата

Источник: http://solnishko-jaja.ucoz.ru/load/dlja_vas_pedagogi/masterskaja/osobennosti_provedenija_zanjatij_po_razvitiju_rechi_v_raznykh_vozrastnykh_gruppakh/13-1-0-110

Тема: Специфика организации и проведения занятий по развитию речи в группе с детьми раннего возраста

  • ЛЕКЦИЯ №27 гр.21д МРР
  • Тема: Специфика организации и проведения занятий по развитию речи в группе с детьми раннего возраста.
  • До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8–10 мин.
  • Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода.
  • Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемомисодержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий.
Читайте также:  Книги для развития детей: как привить любовь к чтению и воспитать полноценную личность

Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми,чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку.

Чтобы построить работу наилучшим образом, воспитатель также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов, открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта — что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.

Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др.

Поэтому, обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре.

Сознательное отношение к обучению появится позже — в старшем дошкольном возрасте. Апока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка — это правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

  1. Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
  2. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту
  3. Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту.

Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой — дети видели машины на улице; игра «Киса, киса — брысь!» — дети видели и гладили кошку.

Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки — курочку и цыплят — или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.

Основные темы занятий — быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д.

Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

  • Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).
  • Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала
  • Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен соответствовать возрасту.

Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.

!!! Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «гот простого к сложному»).

Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут.

При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

  1. Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.
  2. Необходима смена видов деятельности
  3. Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, что позволяет:
  4. — дольше удерживать внимание малышей,
  5. — увеличить продолжительность
  6. — повысить эффективность занятия.

Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

Гибкость_игр-занятий

Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.

  • Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения — отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.
  • ЛЕКЦИЯ №27 гр.21д МРР
  • Тема: Специфика организации и проведения занятий по развитию речи в группе с детьми раннего возраста.
  • До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8–10 мин.
  • Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода.
  • Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемомисодержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий.

Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми,чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку.

Чтобы построить работу наилучшим образом, воспитатель также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a61249.html

Развитие речи в раннем возрасте

Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. К этому времени у ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатываются произнесение речевых звуков.

Возникшее понимание и произнесение первых слов увеличивают его познавательные возможности и расширяют формы общения с взрослыми. Возникает новая форма общения – активная самостоятельная речь.

Этот скачек в развитии ребенка происходит обычно в возрасте 1,5 – 2 лет.

Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1г. 8 мес. он достигает 100 слов, к 2 годам – 300 слов, к 3 годам – 1500 слов).

Конец второго года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. Возникают предложения, состоящие из аморфных слов-корней (однословных и двух- трехсловных). Второй период – усвоение грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. К 3-м годам ребенок овладевает почти всеми падежами (А.Н.Гвоздев).

В начале речь ситуативна и, в связи с практической деятельностью, протекает в форме диалога. Диалог способствует развитию социальных отношений у детей.

Ребенок правильно реагирует на слова окружающих, когда они многократно повторены и сопровождаются определенными действиями. Ребенок реагирует не только на слово, но и на всю ситуацию в целом.

Постепенно значение ситуации преодолевается, ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются.

После полутора лет ребенок понимает обращенные к нему просьбы и может действовать по словесным указаниям взрослого. На третье году жизни речевые указания начинают регулировать поведение ребенка в разных условиях, оказывают не только непосредственное, но и отсроченное действие.

Возникает в этот период и описательная речь (развернутая). Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, стихи, рассказы).

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь–рассказ. Это важное приобретение, так как дает возможность сообщить ребенку информацию о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту.

  • Совершенствуются в раннем возрасте и звуковая сторона языка (различение звуков языка – фонематический слух и формирование правильного произношения звуков речи).
  • Таким образом, развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям: совершенствование понимание речи взрослого и формирование собственной активной речи.
  • Развитие мышления ребенка в раннем возрасте

Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов.

Опыт предшествующего действия ребенка отражается в последующих его действиях. Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер.

Надо предоставить ребенку возможность активно действовать с разными предметами, создавая элементы проблемных ситуаций.

В практике действий с предметами ребенок усваивает, что разные предметы могут употребляться по исходным признакам и по сходству деятельности. Это приводит к усвоению обобщенного знания.

Овладение практической деятельностью, с одной стороны, и приобщение к речи, с другой, приводит к качественным изменениям в психике ребенка.

В раннем возрасте формируются элементы наглядно-образного мышления.

На 3-м году жизни в умственном развитии ребенка начинает формироваться знаковая (символистическая) функция сознания. Знаковая функция сознания усваивается ребенком с помощью взрослого, позволяет выполнять действия не с предметами, а с их заместителями.

Она перестраивает все виды деятельности ребенка.

Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания – с другой, пока еще разобщены, не связаны между собой.

5.3. Личностные новообразования раннего возраста

Читайте также:  Почему новорожденный ребенок часто икает: способы преодолеть неприятный симптом

Важным достижением раннего возраста является овладение прямохождением. Вначале движения ребенка скоординированы недостаточно. Здесь необходимо одобрение взрослого, его поддержка. Постепенно ребенок начинает испытывать удовольствие от владения своим телом. По мере совершенствования двигательного аппарата, совершенствуется и процесс ходьбы.

Для ребенка второго года жизни ходьба становится потребностью. К 1г.9м. – 1г.10м. хождение автоматизируется, и потребность в передвижении несколько ослабевает. Самостоятельное передвижение расширяет контакт ребенка со средой и вносит известные изменения в отношения с окружающими.

Увеличиваются двигательные возможности, расширяются познавательные возможности ребенка. Мышечное чувство становится опорой в восприятии расстояния и пространственных отношений предметов. Ходьба позволяет ребенку практически узнать предметы с разных сторон – их форму, величину, цвет и пр.

Овладение прямохождением не только ведет к расширению поля взаимодействия с окружающим миром, но и способствует развитию его самостоятельности.

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для формирования личности. Детям свойственна непосредственность, импульсивность поведения.

В этом возрасте ребенок начинает знакомиться с правилами поведения, контролировать свои и чужие поступки.

Однако сознательно управлять своим поведением ребенку еще пока трудно, ему тяжело удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания.

Важным моментом развития ребенка является возникновение стремления к самостоятельности. Оно обозначает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом: «Я хочу», «Я сам».

К 3–м годам ребенок начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него возникают начальные формы самосознания, что связано с отделение себя от своих действий.

С осознанием делового сотрудничества с взрослым у ребенка формируются целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получилось, с тем, что хотел получить.

В случае удачи у ребенка возникает гордость за собственное достижение – еще одно личностное новообразование раннего возраста.

Кризис трех лет

Хотя роль взрослого в раннем детстве остается ведущей, стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремлению действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит свое выражение в требованиях ребенка: «Я сам».

К трем годам у ребенка появляются свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослого. До этого между желаниями ребенка и взрослого не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые переключали его внимание на другой привлекательный предмет.

К трем годам желания ребенка становятся определенными и настойчивыми, что подтверждается настойчивым «Я хочу!». Это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризис трех лет.

Критическим этот период является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Кризис 3-х лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:

Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых.

Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все сделать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-либо только потому, что его об этом попросили.

Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Пи яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное.

Иногда поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Такое поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку.

Упрямство. Эта реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Оно состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, решении.

Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.

Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него.

Строптивость. От негативизма строптивость тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а протв образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что спокойно делал раньше.

Своеволие. Это стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок хочет делать что-то сам, причем речь идет не просто о физической самостоятельности (как это было при кризисе первого года жизни), а о самостоятельности собственного замысла и желании его реализовать.

Обесценивание взрослых. Ребенок может начать обзывать взрослых бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно также он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.

Протест-бунт против окружающих. Ребенок как будто находиться в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссориться с ними, ведет себя агрессивно.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения, или быстро их преодолевают. В тоже время их личностное развитие проходит нормально. Следует различать субъективный кризис и объективный.

Субъективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне он не всегда сопровождается негативным поведением ребенка.

Контрольные вопросы

1. Раскрыть роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью.

2. Охарактеризовать соотносящие и орудийные действия.

3. Охарактеризовать предпосылки возникновения игровой деятельности ребенка.

4. Доказать, что ранний возраст является сензитивным для развития речи.

5. Описать симптомы кризиса трех лет.

6. Выделить основные достижения в развитии ребенка к концу периода раннего детства.

7. Выделить психологические предпосылки игровой деятельности в раннем возрасте.

8. Что является стимулом развития речи ребенка в раннем возрасте.

Темы рефератов

1. Предметная деятельность как ведущая деятельность детей раннего возраста.

2. Ходьба и ее значение в психическом развитии ребенка.

3. Психологический анализ детских рисунков.

4. Развитие активной речи в раннем возрасте.

5. Формирование психологических предпосылок игровой деятельности.

6. Предпосылки развития личности в раннем детстве.

Рекомендуемая литература

Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1972.

Выготский Л.С. Детская психология //Соб. соч., т.4, М., 1984.

Детская психология /под ред. Я. Л. Коломенского, Е. В. Панько. Минск, 1988.

Лешли Д. Работа с маленькими детьми. М., 1991.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Люблинская А.Л. Детская психология. М., 1985.

Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001.

Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М., 2002.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-П., 2001.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.

Глава 6



Источник: https://infopedia.su/7x1d96.html

Особенности работы с детьми раннего возраста по развитию речи

(из опыта работы)

Суровикова Светлана Николаевна

На третьем году жизни у ребёнка интенсивно развивается речь. Ребёнок пробует самостоятельно выступить инициатором общения.  Он  пытается рассказать, что увидел, куда ходил и придумывает новые слова, которых нет в речи взрослых.  В среднем рост словаря ребёнка в период от  двух  до трёх лет увеличивается в 4-5 раз.

Дети этого возраста  овладевают умением слушать несложные рассказы, выполняют простые словесные поручения. Начинают повторять за взрослым целые фразы.

Малыш в своей речи отражает  принадлежность  предмета кому-либо «Мой шарфик», «Танин мяч». Осваивает временные отношения: сначала, потом, сегодня, там.

Ребёнок осваивает не только название предмета, а пытается найти в нём части, ярко выраженные свойства, качества  ( у машины колёса, груша — жёлтая, сладкая, её можно есть).

Но речь ещё очень несовершенна.

Ребенок часто путается в  согласовании  слов в предложении, допускает ошибки в падежных окончаниях, заменяет сложные звуки  на более простые.

Темпы развития речи детей неодинаковы. Одни начинают говорить рано и  правильно произносят слова. Другие говорят мало,  но речь хорошо понимают. Но, если ребёнок к трём годам не заговорил, то нужно проконсультироваться с логопедом.

 Развитие  речи  имеет огромное значение для умственного развития и социальной адаптации. Воспитателю групп младшего возраста необходимо активно общаться с малышом, речь развивается только в постоянной практике. Разговаривать надо на уровне глаз ребёнка, это позволит  ему чувствовать себя свободно.

Важно поддерживать интерес  к общению со сверстниками.  Общение  детей позволяет включить в словарный запас слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.

Развитие речи ребёнка происходит в разных видах деятельности:в совместной с воспитателем, в организованной, в самостоятельной, в режимных моментах.

Основной формой работы является образовательная ситуация. В  процессе  образовательной ситуации у ребёнка накапливается познавательный опыт, обогащается словарный запас.

  • Воспитатель организует ситуации:
  • Наблюдения
  • Рассматривание  предметов
  • Инсценировки с игрушками и всеми видами театра
  • Знакомство с потешками, произведениями художественной литературы
  • Занятия должны проходить в форме игры, быть яркими, увлекательными.

Ситуация общенияможет быть продолжением образовательной ситуации, но может возникать в связи с новыми обстоятельствами. Например:  «Давайте познакомимся», когда в группу приходит новичок. «Расскажем Мише, где лежат наши игрушки»

Занятие-это итоговая форма работы по конкретной теме.Это обобщение познавательного и речевого опыта ребёнка.

Каждая предложенная тема должна быть спланирована с учётом:

Возрастных особенностей детей. Тем не должно быть много и они должны повторяться в течении года, но уже с усложнением.

Использовать темы, предполагающие знакомство с миром предметов, т.к. для ребёнка раннего  возраста наиболее понятны знания о предметах окружающего мира.

Малыши не будут заниматься тем, что им неинтересно, тем, что не увлекло и не вызвало удивления и радости.

Изучение каждой темы начинают с накопления представлений о предмете, рассматривания  предметов.

«Приходящая» только на занятия игрушка особенно привлекает детей. У опытного воспитателя всегда есть 1-2 кукольных персонажа, которые используются для сюрпризного момента. Демонстрационный  материал, используемый педагогом на занятии,  должен быть ярким, привлекательным, доступным к рассматриванию.

Речь воспитателя  играет важнейшую роль в развитии речи малыша. Она должна быть чёткой, выразительной, неторопливой. Интерес воспитателя к тому, о чём рассказывает должен быть виден ребёнку, воспитатель  должен  активно  участвовать в игре, увлекать малыша. Когда педагог делает что-то с удовольствием, малыш с радостью включается в игру.

Eсли мы хотим научить ребёнка грамматически правильной речи, то слова и фразы воспитателя должны быть продуманы и не могут быть случайными.

Огромное значение в развитии речи малыша играют пальчиковые игры в которых широко используются потешки. Взрослые начинают играть с малышом, когда он ещё совсем маленький. Сначала все движения взрослый показывает и делает руками малыша.

Постепенно ребёнок осваивает движения и выполняет самостоятельно. Дети нашей группы с удовольствием делают пальчиковую гимнастику, быстро запоминают потешки.

Такие занятия развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а следовательно помогают развитию речи.

 Используя игровые приёмы,  речевые игры, упражнения, пальчиковые игры  воспитатель помогает ребёнку овладевать  речью. К трём годам ребёнок начинает использовать предложения, отвечать на вопросы, рассказывать короткие стишки

Источник: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/osobennosti-raboty-s-detmi-rannego-vozrasta-po-razvitiiu-rechi.html

Ссылка на основную публикацию