Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: примеры упражнений

Познавательные способности дошкольника – не достаточное, но необходимое условие для его дальнейшего развития и готовности к поступлению в школу. Стремление как можно больше узнать об окружающем мире и понять, что и как в нем устроено, сопровождаются познавательной активностью и мотивацией к определенным видам деятельности. Такое стремление важно поддерживать и поощрять. 

Как проявляются познавательные способности в дошкольном возрасте

Прежде чем говорить о поддержке и развитии познавательных способностей у дошкольников, нужно выяснить, что подразумевает под данным понятием практическая психология.

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: примеры упражнений

Замечая, как ребенок проявляет любознательность и наблюдательность, как самостоятельно выявляет закономерности, взрослые чаще называют подобную активность умственными способностями. Однако это узкое понимание. Возрастная психология выделяет несколько видов познавательных способностей, а также изучает особенности их формирования.

Виды познавательных способностей

Ядром познавательных способностей считают умение образно представлять предметы, их строение, предполагать свойства и связи с другими предметами и явлениями. Способности к познанию разделяют на следующие виды:

  • сенсорные
  • интеллектуальные
  • творческие

Сенсорный вид изучения окружающего мира активно формируется с 3-4 лет. Дети усваивают сенсорные эталоны: начинают различать все цвета спектра, осваивают геометрические формы. Они с интересом обследуют каждый новый предмет.

В дальнейшем ребенок мысленно использует эти эталоны, чтобы определиться с цветом, формой или размером. При этом для него открывается новое поле познания. К примеру, если треугольник или квадрат он уже умеет различать, то его привлекает другая фигура с большим количеством углов.

Если заменить привычные для ребенка игрушки одного цвета на подобные, но иной яркой расцветки, малыш направит свое внимание именно на эти новые для него объекты.

Взрослому кажутся такие манипуляции простыми, а в младшем дошкольном возрасте это чуть ли не научный эксперимент, когда нужно найти связь с уже известными предметами или сравнить с эталоном, сложившемся в детском мозгу.

Интеллектуальные способности основаны на мыслительных операциях и на моделировании. Самое простое проявление интеллектуальных способностей малыша прослеживается, когда он выбирает замещающий предмет для своих игр: кубик служит столом для куклы, палочка – ложкой и пр.

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: примеры упражнений

А самым значительным проявлением интеллектуальных способностей дошкольника будет самостоятельное построение функциональной модели.

Когда на столе или в уголке ребенок выстраивает подобие комнаты, назначает какие-то предметы мебелью, расставляет все атрибуты по своим местам, это как раз и есть применение интеллектуальных способностей.

Познавательные способности тесно связаны с воображением и подталкивают дошкольника к созданию оригинальных образов. Поэтому развитие познавательных и творческих способностей дошкольников тесно переплетено.

Дети интересуются объединением несовместимых элементов (Как бы выглядела собака, если бы у нее были крылья?..), придумывают необычные способы решения задачи, сочиняют истории, новые правила для игр.

Чем больше увлекается дошкольник творческой деятельностью, тем разнообразнее его идеи и образы.

Особенности формирования познавательных способностей

Чтобы понять природу познавательных способностей, следует посмотреть на полный процесс развития ребенка. После трех лет начинается активное развитие всех познавательных механизмов: восприятия, наглядно действенного, а вслед за ним образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Получая массу новой информации, дошкольник неосознанно пытается «разложить по полочкам», структурировать, связать одно с другим. У одних деток это получается лучше, у других вызывает трудности. В первом случае отмечают познавательные способности, как составляющую общей одаренности, и перечисляют их особенности:

  • Это часть процесса освоения окружающей действительности
  • Жажда познания побуждает ребенка к активной деятельности
  • Являются основой детской одаренности

Ребенок проявляет любознательность и настойчивость. Это значит, он хочет глубже понять суть явления или предмета. Таким образом, познавательные способности дошкольников проявляются в доступных им опытных действиях, образных представлениях, в выявлении закономерностей, в успешности познания.

Условия развития познавательных способностей

Давно признано, что из детской любознательности рождается настоящий исследовательский интерес. Не каждый любознательный дошкольник станет в будущем ученым-разработчиком или исследователем. Но познавательные способности – это потенциал ребенка, благодаря которому развивается интеллект, формируется системность мышления, повышается творческая активность, интерес к обучению.

Развитие любознательности младших дошкольников

Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста осуществляется через поддержку их любознательности.

Вся деятельность ребенка в этом возрасте направлена на познание и стремление понять то, что окружает человека. Его любознательность проявляется в различных формах: задает вопросы, наблюдает, пытается экспериментировать.

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: примеры упражнений

Любопытство может проявляться к чему угодно: помещается ли мячик в коробочку, какие следы оставляют разные по цвету карандаши, почему день сменяется ночью, куда «садится» Солнце, откуда берется дождик, может ли голубь быть папой воробью?..

Любой вопрос не возникает на пустом месте. Ему предшествовала мысль, но дошкольник еще не нашел ответ в своей системе знаний. Часть ответов ребенок находит опытным путем – в возрасте 3-4 лет преобладает именно этот способ, то есть, проявляются сенсорные познавательные способности.

Другие вопросы легче прояснить, обратившись к взрослому, чем провести опыты и наблюдения.

В этих случаях особенно важна поддержка родителей, придающая уверенности ребенку, что его любознательность – верное поведение, чтобы узнать больше.

Дошкольники внимательно слушают, если им интересно рассказывают о различных явлениях. Доступные разъяснения взрослого помогают ребенку понять закономерности окружающего мира.

Формирование интереса к познанию у старших дошкольников

Развитие познавательных способностей старших дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания.

Важно, чтобы окружающая предметная среда была представлена соответствующими возрасту книгами познавательного характера, наборами конструкторов, разнообразием средств для рисования и поделок.

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: примеры упражнений

Не менее важно создавать атмосферу, благоприятную для новых идей и проявления интереса у детей. В некоторых семьях есть масса развивающих игр и средств, но ребенка ежеминутно одергивают, чтобы он не раскидывал, не мусорил, не начинал новое занятие, пока не завершит начатое…

Подобные строгие правила заглушают желание к познанию, а полезное занятие могут превратить в рутину и скуку.

В старшем дошкольном возрасте также стоит поощрять сюжетно ролевые игры. Тем более что для игры старшим дошкольникам не обязателен полный набор атрибутов. Им достаточно распределить роли.

Ценность заключается в том, что в этой деятельности ребенок обыгрывает и проживает содержание.

Происходит познание качеств и свойств личности, а Человек – самый сложный многоплановый объект с познавательной точки зрения.

Использование песка в развитии способностей дошкольников

Практически идеальным средством для развития моделирования служит песок, так как это естественная среда для дошкольника. Какой ребенок не «выпекал» куличики из песка или не грузил совочком кузов игрушечной машины? Это пример традиционной деятельности ребенка в песочнице, которая важна и полезна на младшем дошкольном возрастном этапе.

С 5 лет игры в песочнице могут приобрести иной характер, если взрослые зададутся целью организовать специальное развивающее пространство. Для этого потребуется смастерить деревянный ящик, запастись чистым просеянным песком, собрать коллекцию различных миниатюрных предметов, фигурок и природных материалов.

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: примеры упражнений

Желательно выкрасить внутреннюю часть ящика голубым цветом, чтобы, засыпав песок, создать иллюзию линии горизонта и неба. Хорошо зарекомендовали себя с практичной стороны размеры ящика 70 см на 50 см.

Песок выступит как средство развития познавательных способностей, если дошкольник будет создавать картину с помощью фигурок и других маленьких предметов. Детям нравится моделировать различные сюжеты на песке: сказочную страну, свой город, эпизоды из мультфильмов.

Фантазию дошкольника стимулируют, предложив создать африканскую саванну или морское побережье, мамину работу или жизнь в деревне. Можно создавать иллюстрации на песке к любимым сказкам или детским рассказам.

Такие нетрадиционные методы и подходы побуждают ребенка анализировать, представлять, задавать уточняющие вопросы взрослым и выстраивать свою модель. Практикуя умения наглядного моделирования, дошкольник напрямую развивает познавательные способности.

Источник: https://alldoshkol.ru/sposobnosti/poznavatelnye-sposobnosti-doshkolnikov

Задания для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

11   20   6307

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: примеры упражнений

  • Для того чтобы она достигала своих целей, необходимо создание соответствующей  атмосферы и условий, в соответствии с возрастными особенностями:
  • — Эмоционально благоприятная и приятная обстановка.
  • — Простые и понятные правила игр.
  • — Добровольное участие.

Дошкольный период – самое благоприятное время для восприятия новой информации и ее анализа. Психологическая особенность возраста заключается в том, что дети выделяют только самые яркие и запоминающиеся признаки предметов и явлений и не удостаивает вниманием то, что им не бросается в глаза. Часто получается так, что яркими бывают второстепенные предметы и явления, а главное проходит мимо.

Таким образом, исходя из возрастных и психологических особенностей дошкольников, воспитателям и родителям необходимо правильно оформить приоритеты: предъявить их в ярком, запоминающемся образе, чтобы на них было обращено внимание и осталось в памяти.

Что способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста?

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: примеры упражненийИнтеллектуальное развитие дошкольников требует помощи взрослых и применения методов и средств, которые будут ему способствовать. Так как известно, что наиболее эффективно работает в решении этого вопроса игра, то именно ее необходимо задействовать для совершенствования интеллектуальных способностей.

В этой области родителям не стоит напрягаться и придумывать, чем занять свое чадо. Существуют целые системы дидактических материалов как для коллективного участия, так и для индивидуального выполнения. Они разработаны на научной основе, исходя из особенностей возраста и с целью не только чем-то занять подрастающее поколение, но и подготовить его к школе.

К числу таких методов стоит отнести очень эффективный вид интеллектуального творчества – выполнение заданий в рабочих тетрадях

Пусть родителей не пугает школьная терминология. К скучным школьным тетрадям эти задания не имеют никакого отношения. Эти занятия не будут скучными, они увлекут и дошкольника, и родителей и точно останутся в памяти полезным грузом знаний. Цели, которые преследовали авторы при составлении заданий:

— Развитие абстрактного и логического мышления

— Развитие способностей и творческого потенциала

— Обучение анализу, сопоставлению, умению принимать самостоятельные решения

Для выполнения интеллектуальных упражнений понадобятся цветные карандаши, краски, фломастеры, ножницы и голова, которая будет решать веселые, но очень умные задачки.

На сайте представлено более десятка рабочих тетрадей, с различными играми и упражнениями для развития памяти у дошкольников, также внимания, мышления и других процессов познания. Игры можно проводить  в группе и индивидуально.

Пособия можно использовать для занятий в дошкольных учреждениях и с родителями дома.

Читайте также:  Массаж рук для детей : эффективное воздействие для развития речи малыша

Каждая рабочая тетрадь содержит материалы, преследующие цель совершенствования определенных интеллектуальных навыков и умений у дошкольников:

  • Подготовка рук к письму.
  • Тренировка мелкой моторики.
  • Получение базовых математических знаний.
  • Формирование творческого начала.
  • Развитие внимания у дошкольников.

Коллективное выполнение заданий, придание этому процессу соревновательного характера активизирует ребят, создает стимул для того, чтобы выполнять упражнения правильно. Невозможно переоценить значение таких занятий совместно с родителями.

Когда обучаясь в школе или во взрослой жизни, дети становятся предметом гордости своей семьи, это будет значить, что усилия родителей в дошкольном возрасте не были потрачены напрасно.

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: примеры упражнений

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]ФАМИЛЬНОЕ ДЕРЕВО СЕМЬИ[/dropshadowbox]

4 шаблона, формат A3

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]50 ПАЗЛОВ ДЛЯ РЕБЯТ[/dropshadowbox]

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]ИГРА «НАЙДИ ТЕНЬ КАРТИНКИ[/dropshadowbox]

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ»[/dropshadowbox]

Задания на развитие внимания детей

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ СПРЯТАЛИСЬ НА КАРТИНКЕ[/dropshadowbox]

Задания на развитие зрительного внимания дошкольников

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]ДОРИСУЙ САМ И РАСКРАСЬ[/dropshadowbox]

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]ЗАКРАСЬ ОДИНАКОВЫЕ КАРТИНКИ ОДНОГО ЦВЕТА[/dropshadowbox]

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ — РАСКРАСЬ ОТГАДКУ[/dropshadowbox]

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]ИГРАЕМ, УЧИМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ (часть 1)[/dropshadowbox]

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]ИГРАЕМ, УЧИМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ (часть 2)[/dropshadowbox] 

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: примеры упражнений

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]ИГРАЕМ, УЧИМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ (часть 3)[/dropshadowbox]

Сборник игр и упражнений для развития у старших дошкольников внимания, мышления, памяти и других познавательных процессов. Игры предназначены для проведения как групповых, так и индивидуальных занятий с дошкольниками. Он идеально подойдет как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям, которые занимаются с детьми дома.

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]РАСКРАСЬ, ВЫРЕЖЬ, СЛОЖИ ФИГУРУ[/dropshadowbox]

Ребёнку необходимо, глядя на пример в верхней части страницы, сложить предложенную фигурку, раскрасить её части, сложить (можно наклеить на чистый лист бумаги). Ребёнок поймет из каких частей состоит целое, как эти части взаиморасположены, научится подбирать целое по цвету.

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ[/dropshadowbox]

В этих заданиях ребенку нужно составить картинку, предварительно разрезанную на определенное количество частей

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]СЛОЖИ РИСУНОК[/dropshadowbox]

Нужно вырезать части рисунка и собрать целое

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]СОБЕРИ КАРТИНКУ[/dropshadowbox]

Взрослому необходимо раскрасить картинку, разрезать её на части, предложить ребёнку собрать картинку

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ[/dropshadowbox]

Книга научит ориентироваться в пространстве, на листе бумаги. Ребёнок узнает что такое: «за», «в», перед», «под», «над», «выше», «ниже» и т.д

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]ЛАБИРИНТЫ ДЕТСКИЕ ДЛЯ РАСПЕЧАТКИ[/dropshadowbox]

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]РАСПЕЧАТАТЬ ДЕТСКИЕ ЛАБИРИНТЫ [/dropshadowbox]

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]РАСКРАСЬ ПО ЗНАЧКАМ[/dropshadowbox]

[dropshadowbox align=»none» effect=»lifted-both» width=»500px» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#dddddd» ]РАСКРАСЬ ПО ОБРАЗЦУ[/dropshadowbox]

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: примеры упражнений

Ещё больше зданий по интеллектуальному развитию дошкольников смотрите в архиве электронного журнала «Кораблик»: https://vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html

Источник: https://vscolu.ru/vnimanie/intellektualnoe-razvitie-doshkolnikov.html

Развитие познавательных способностей у дошкольников

Здравствуйте, дорогие читатели и гости моего блога. Вчера с подругами у меня разгорелся спор: стоит ли «нагружать» ребёнка перед школой массой знаний или нужно дать им набраться сил перед одиннадцатью годами тяжёлого труда.

Данная тема меня немало заинтересовала: какие изменения происходят в развитии ребёнка перед школьной порой? Какие особенности в развитие познавательных способностей у дошкольников? И как воздействовать на процесс изменений? Об этом пойдёт речь в данной статье.

Немного психологии

Развитие ребёнка в данный период происходит через творческие процессы и познавательную активность. Он наблюдает за тем, что происходит вокруг него, изучает взрослых, их поведение и роли в социуме для того, чтобы «копировать» полученные навыки в своей будущей жизни. Об этом говорил ещё Лев Семёнович Выготский, выдающийся советский психолог, которого называют «Моцартом психологии».

Какова роль взрослых в этом? Мы должны играть не только роль родителей, но и помощников, миссия которых – сделать окружающий мир детей не только безопасным, но и полезным. Согласна, снизойти с небес доминирующего положения над ребёнком не просто, но без взгляда изнутри на детский мир расширить кругозор дошкольника попросту невозможно.

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: примеры упражнений

  • Александр Романович Лурия, ещё один известный советский психолог, утверждал, что в дошкольном возрасте ребёнок проводит много времени в беспрерывном общении с окружающими людьми, а также в активном взаимодействии с предметами.
  • Дети копируют разговоры взрослых и активно вовлекают в лексикон нечаянно оброненные ими фразы (для взрослых это отличный стимул прекратить сквернословить), с увлечением и радостью разбирают предметы (несмотря на строгие запреты), рвут бумагу и бросают кусочки на работающий вентилятор для того, чтобы понаблюдать за тем, как они будут разлетаться по комнате, пытаются беседовать с животными.
  • Таким образом, ребёнку нужно давать не готовые знания, а раскрывать природу вещей через проведение интеллектуальных игр и исследований.

Кроме того, в данный период идёт активное развитие речевых процессов. Заметили, как бегло заговорила девочка в свои пять лет, тогда как в четыре года она не совсем понятно формулировала свои мысли? Это ещё один вид активности, над которым нужно работать.

Правильное развитие: как, когда и сколько

Многие родители думают следующим образом: «Мы водим ребёнка в сад, пусть там его и развивают». Такое безразличное отношение к воспитанию ребёнка может сильно аукнуться в будущем. Лучше всего сесть вечерком рядом со своим сыном или дочкой, отказаться от просмотра сериала и начать занятия.

В данном возрасте дети активно развиваются через игру. Отличным упражнением на развитие мышления будет следующее. Разложите перед ребёнком листочки, на которых изображены животные по принципу «мама-детёныш» (на одной карточке изображено одно животное).

Спросите у вашего дошкольника, по какому принципу их разделили, как всех животных можно охарактеризовать одним словом, кого из животных не хватает. Во время проведения упражнений разговаривайте с ребёнком, стимулируйте его познавательную активность.

Ещё одно эффективное упражнение для развития исследовательской сферы – это «мысленный эксперимент». Разложите перед ребёнком рисунки, на которых изображены различные животные или же неживые предметы.

Он должен подумать, выбрать понравившийся ему, а затем описать один день из жизни изображённого предмета, проникнув в его суть. Выводите ребёнка на вопросы, давайте ему дополнительную информацию.

Третье увлекательное упражнение тоже связано с карточками. На них изображены различные предметы, силуэт которых напоминает фигуру. Ребёнок не только должен назвать изображённый объект и геометрическую фигуру, на которую он похож, но и нарисовать рядом с предметом фигуру.

Очередным действенным упражнением для развития логического мышления станет дифференциация объектов, изображённых на карточках, на группы по принципу «живой-неживой», а также их разбивка на небольшие группы в соответствии с определёнными признаками.

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: примеры упражнений

Таким образом, ребёнок сможет не только оперировать с предметами, но и узнать о них много нового. Вы научите его сравнивать их между собой, выстраивать структуру и устанавливать между ними связь. Помните, конечная цель подобных занятий: развитие у ребёнка способности самостоятельно получать знания, приводить их в систему и делать на основе полученной информации определённые выводы.

Учимся запоминать

Как и в случае с познавательной активностью, развитие памяти тоже происходит через игру. Одной из известных мнемотехник является запоминание простых стихотворений. Детям раздаются карточки, на которых подле каждой стихотворной строчки есть своя картинка.

Вспомните себя в детстве: запоминали ли вы новую информацию сразу? Нет. Детям нужно все действия, сказки, условия игры повторять по нескольку раз. Это нисколько не умаляет их возможностей: наоборот, они лучше утверждаются в приобретённых ими навыках.

Кроме того, необходимо учесть, что дети в данном возрасте хорошо воспринимают информацию не на слух, а зрительно: им нужна масса картинок и красочности – это не только привлечёт их внимание, но и заинтересует надолго.

Резюмируя прочитанное

Правильное развитие ребёнка в дошкольном возрасте – это залог его будущих школьных успехов и соответствие ФГОС. Будьте терпеливы, а самое главное – не ленитесь заниматься своим чадом. Думаю, такими аргументами я убедила своих подруг в том, что развивать ребёнка нужно и самим, не дожидаясь школьной поры и не возлагая всё бремя ответственности на плечи работников детского сада.

 Вам понравилась статья? Ставьте лайк, и поделитесь ею в социальных сетях. До скорого свидания!

  1. Похожие темы:
  2. С Уважением Екатерина Богданова
  3. Сайт «Семья и детство»

Источник: https://semya-i-detstvo.ru/razvitie-poznavatelnyx-sposobnostej-u-doshkolnikov.html

Познавательные способности дошкольников

Ребёнок – дошкольник – неутомимый исследователь. Для себя он открывает потрясающий мир, в котором так много предметов и вещей, непознанного, тайного! Удовлетворение познавательных интересов детей желательно осуществлять в благожелательной атмосфере и без принуждения, ведь взрослый для крохи – пример для подражания.

К 3 месяцам главным для младенца становится умение видеть и слышать, наблюдать за действиями мамы. Формируется память, развивается сфера чувств.

С 3 до 6 месяцев важным для него будет манипулирование с различными предметами, например, погремушкой. Улучшается память. Кроха может запоминать действия взрослого человека и повторять их.

Постепенно, младенец начинает постигать и понимать мир через действия с объектами. Он по-разному реагирует на тяжёлые и лёгкие игрушки. Может различать присущие им качества: упругость, вес, холод, тепло, вкус.

К 2-м годам резко возрастает его словарный запас. Он больше понимает назначение предметов и учится сотрудничать с родителями и воспитателями.

С трёх лет дети любят рассматривать, действовать с игрушками в соответствии с их свойствами: например, вставлять различные геометрические формы в подходящие для них отверстия.

Дошкольники в это время прекрасно запоминают цвет, форму, величину и другие их свойства.

Примерно в 4 года непоседы могут прогнозировать результат своих действий. Так четырёхлетка вполне способен представить себе каким образом нужно построить пирамиду из кубиков, чтобы она не упала и не рассыпалась.

Читайте также:  Витамины для детей с фосфором: как избежать передозировки

У него развивается образная память и фантазия. Он может отличить фантазию от реальности и любит в своих играх создавать вымышленные образы и придумывать приключения несуществующих героев (“путешествие Кузяки”).

 Почемучки задают много вопросов, с удовольствием экспериментируют. В это время маленький человек готовится стать школьником. Его привлекают атрибуты школьной жизни, новое социальное положение. 

Существуют следующие виды способности познавать:

  • сенсорные (основаны на восприятии органов чувств)
  • интеллектуальные
  • творческие

Рассмотрим каждый из этих видов более подробно.

  • Сенсорные способности у детей к старшему дошкольному возрасту становятся более устойчивыми. Например, если малыши 3-4 лет только учатся различать цвета и узнают различные геометрические формы, то непоседы постарше уже способны уловить различные оттенки одного и того же цвета, создать композицию на заданную педагогом тему.
  • В шесть лет ребёнок легко может создавать наглядные модели, обозначать символами предметы и ситуации. Например, в рисунке малыш кружком обозначает лесные ягоды, из прямоугольников делает аппликацию грузовика, пожарной машины. Причём интеллект работает творчески. Ребята могут разыграть целую сказку, используя игрушки – заместители, которые обозначают различные персонажи.
  • Примерно к четырём годам малыш способен отличить фантастический рассказ от реальной истории. Он с удовольствием фантазирует на заданную тему, шутит. Развивается воображение. Кроха понимает элементы преобразования предметов, радуется неожиданному превращению “шляпы в лягушку”. К школьному возрасту эксперименты с объектами при правильном руководстве родителями и воспитателями могут стать любимым развлечением для пытливого чада.

В младшем дошкольном возрасте активны речь, память, воображение. Ребёнок очень любопытен, он забрасывает старших множеством вопросов, пытается осмыслить суть явлений, которые наблюдает.

Образные представления об окружающей действительности, выявление взаимосвязи между объектами, полученный опыт – всё это формирует личность маленького исследователя.

 Огромное количество информации, которое буквально “сваливается” на голову малыша требует определённой структуры, систематизации. 

К старшему дошкольному возрасту темп умственного развития детей не снижается, а остаётся по – прежнему интенсивным. На седьмом году жизни дети овладевают простыми приёмами обобщения, классификации, систематизации.

Очень важным для них становится способ моделировать окружающую действительность. В игре дети часто выбирают предметы – заместители. В рисунке, или аппликации они создают наглядные модели реальных объектов.

Без труда строят наглядные модели звукового состава слова, математического примера.

  Обучение математике в детских садах с помощью счетного материала

Что должны уметь дошкольники по возрастам

Группа “Малыши” (2- 3 – й годы жизни)

  1. Познавательная активность

В этом возрасте дети активно манипулируют с предметами. Задают уточняющие и устанавливающие вопросы (а это автобус? Что это? Кто это?). Действия импульсивные, движения подражательные (так ходит мишка косолапый).

Малыши различают основные цвета, размещает геометрические фигуры в соответствующие ячейки. Могут узнать и назвать два знакомых предмета, собрать картинку, разрезанную на три части.

Ребёнок сосредотачивается на задаче в течение пяти минут, запоминает и показывает 2-3 предмета.

Способен сам застегнуть кофточку на пуговицу, пользоваться ложкой и носовым платком. В состоянии достать палочкой закатившуюся под диван игрушку. Открыть и закрыть дверцу тумбочки, разобрать и собрать пирамидку.

Начинает применять предметы – заменители (“варит суп” в формочке для песка), объясняет свои рисунки (каракули – это “забор”).

Группа “Почемучки” (4-5 – й годы жизни)

  1. Познавательная активность

Ребёнка волнуют вопросы – гипотезы: “а пингвин летает на юг с другими птицами”? Он проявляет любопытство, любознательность, изобретательность. Выказывает огромное желание в получении знаний.

Малыш способен различать геометрические фигуры. Использует их в аппликации, рисовании, лепке. Умеет смешивать краски и получать новые цвета.

Легко запоминает и называет по памяти 5-7 объектов, способен сосредоточиться на интересной деятельности до 10 минут. Запоминает поручения, может рассказать наизусть стишок, короткую сказку, или поговорку.

Почемучка умеет анализировать, сравнивать, обобщать. Планирует деятельность и может представить себе будущий результат своих действий (“если пододвинуть чашку к краю стола, она может упасть на пол и разбиться”).

Дошкольник этого возраста умеет отличать вымысел от реальности. Он понимает, что такое “преуменьшение” и “преувеличение”, активно пользуется предметами – заменителями для воплощения своих фантазий.

Группа “Фантазёры” (6 – 7- й годы жизни)

  1. Познавательная активность

Ребята проявляют повышенный интерес к учебной деятельности. Используют различные способы добывания знаний, охотно экспериментируют.

Старший дошкольник дифференцирует световые тона по шкале “светлый – тёмный”, различает геометрические фигуры по величине и количеству углов. Активно использует моделирование в конструировании, звуковом анализе слова. Ориентируется во времени, понимает последовательность дней недели, месяцев, времён года.

Может запомнить до 10 объектов одновременно и перечислить их по памяти. У ребёнка этого возраста развивается самоконтроль при запоминании. Он умеет повторять и закреплять пройденный материал.

Старшие дошкольники легко анализируют и обобщают. Любят эксперименты. Имеют обобщённые представления об окружающем их мире и могут рассуждать, опираясь на наглядные образы.

С радостью перевоплощаются в ролевой игре и используют вместо настоящих предметов их заменители. С помощью взрослых решают креативные задачи по методике ТРИЗ.

Развитие любознательности у младших дошкольников

Четырёхлетних малышей называют “почемучками”. Некоторые вопросы кажутся взрослым глупыми (“девочка плачет, потому что потерялась”? “А верблюд кушает хлеб”)? Их попытки понять и узнать о мире больше ценны для развития личности ребёнка, его самоосознания.

 Стоит поддерживать и всячески поощрять желание малыша общаться со взрослым, спрашивать.  Ведь кроха не только задаёт вопросы, он наблюдает, экспериментирует (“водичка была холодная, а теперь мы её нагрели. Она стала тёплая”).

Если удовлетворять интерес “почемучки” и поддерживать общение с ним, то можно в дальнейшем способствовать творческой активности дошкольника, вызвать интерес к школьному обучению.

Нужно создать благожелательную атмосферу для проявления познавательной активности детей. Если родители не ругают малыша за ошибки, а поощряют его интерес к исследованию, он будет стремиться узнавать больше об окружающем его мире. Научится преодолевать сомнения и страх.

Формирование интереса к познанию у старших дошкольников

Взрослым необходимо создать в доме для дошкольников место, где они могут спокойно играть и творить. Пусть в игровой зоне будет достаточное количество конструкторов, развивающих игрушек, книг, материалов для лепки, аппликации, рисования.

  Проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе

Маленький ребёнок может часто ошибаться, бросать наполовину начатое дело. Нужно убеждать маленьких упрямцев, что необходимо закончить опыт. Если по каким-то причинам у непоседы работа не получается, то это может на какое-то время погасить его энтузиазм и в дальнейшем привести к разочарованию.

Хорошо, если воспитатели научат дошкольников учитывать прошлые ошибки, не пасовать перед трудностями. Умение продолжать идти вперёд, несмотря на преграды полезно для воспитания у них волевых качеств.

Пример занятия с малышами (2-3 года)

Цель: учить малышей по просьбе взрослого находить геометрические фигуры. Сравнивать их с игрушками, которые находятся на столе воспитателя и складывать вместе.

Например, шар – мяч, треугольник – флажок, квадрат – коробка. Ребята находят нужные предметы и кладут их на отдельный столик с фигурой – эталоном.

Пример занятия со старшими дошкольниками (6 – 7 лет)

Цель: соотносить форму предмета с определённым эталоном.

У каждого ребёнка в руках карточки со схематическим изображением предметов. Воспитатель просит к рисунку подобрать игрушки. Например, на бумаге изображён треугольник (нужно найти пирамидку, башенку, ёлочку). Нарисован круг ( подбираем мячик, тарелку, колесо от машины, руль).

Пример занятия по методике ТРИЗ с ребятами 4-5 лет

Занятия по ТРИЗ обычно нравятся детям. У ребят развивается речь, воображение, логическая память. Мышление дошкольника становится более гибким, подвижным.

Цель: обучить приёмам сочинения загадки. Учить сравнивать и сопоставлять разные признаки объектов, фантазировать.

Игрушка мамонтёнок приходит к детям, приносит рисунки колобка и ёжика. Малышам предлагается послушать загадку и угадать, с кем дружит колобок (ёжик).

Затем воспитатель предлагает им назвать основные отличительные качества ежа (колючий, круглый, маленький, серый). Потом педагог интересуется кто кроме ёжика бывает колючим (круглым, маленьким, серым). В итоге ребята сочиняют загадку: “колючий, а не ёлка.

Круглый, а не колобок. Серый, а не волк”. Воспитатель отмечает, что “эта загадка новая, дети сочинили её сами”.

“Занятия по ТРИЗ ” — это сборник игр, предназначенный для творческого развития малышей от 4-х до 7 лет. Экспериментальная методика не заменяет основную образовательную программу детского сада, а лишь дополняет и улучшает её.

Заключение. Через игру дошкольники познают мир, окружение. Сотрудничество со взрослыми, общение с ними – немаловажный фактор для пополнения активного словаря ребёнка, осознания взаимосвязи предметов и явлений. И познавательные способности дошкольника полностью раскрываются, если его не принуждают играть, а помогают расцвести заложенному в нём таланту.

alt: ТРИЗ в детском саду

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/poznavatelnye-sposobnosti-doshkolnikov

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста | Педагогический опыт | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

  • Морозова Ольга Александровна
  • Организация: МКДОУ д/с№112 Радуга
  • Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки.

Лев Семёнович Выгодский

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.

Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша.

Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.

В детском саду и во всевозможных развивающих школах для малышей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, нельзя полностью передоверять развитие своего ребенка садику или школе, даже если в них проводятся великолепные занятия.

Читайте также:  Развитие ребенка: все для раннего развития детей

Роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае. Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп различной не связанной между собой информации.

Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов.

Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач, а задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Поэтому задача педагога, применять разнообразные методы обучения, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления.

Как правило, к достижению старшего дошкольного возраста у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности.

Они довольно хорошо ориентируются в окружающей действительности.

На этом этапе важно сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний.

У детей старшего дошкольного возраста значительно возрастает произвольность познавательных процессов (памяти, внимания), складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.).

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей старшего дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.

Основные познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие мышления.

Особенность здоровой психики ребенка — познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.

Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости.

Шестилетний ребенок может интересоваться всем на свете: какой глубины океан? Как там дышат животные? Сколько тысяч километров земной шар? Почему в горах не тает снег, когда внизу растаял?

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Образное мышление — основной вид мышления шестилетнего ребенка. Он, конечно, может в отдельных случаях мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

Мышление шестилетнего ребенка отличается особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций.

Так, ребенку трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и др. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их объема в зависимости от формы сосуда или приданной им новой статичной формы.

Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов.

Упражнения, способствующие развитию мышления

· «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

· «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».

· «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

· «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

  1. · «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
  2. · Загадки
  3. · «Назови пять видов фруктов, похожих на яблоко»
  4. · «Поиск общего» например, найди общие признаки между предметами: книга, телевизор:
  • «Что в чем?». Определи, чему принадлежит указанная часть предмета. Например: листок-книга, книга-библиотека.

· Игра «Почему это произошло?» Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций: дерево во дворе было облеплено птицами.

  • · Игра «Что может произойти, если…» —
  • — Растение долго не поливать…
  • — На раскаленную сковородку капнула вода…
  • — Мальчик чиркнул спичкой…
  • Развитие внимания.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шестилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа.

Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания — следствие интереса к тому, чем занят ребенок.

Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.

Ребенку можно помочь в организации внимания. Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия.

И все-таки… Хотя дети шести лет могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности.

Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Шестилетние дети, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но при этом их внимание быстро истощается.

  1. Упражнения, способствующие развитию внимания
  2. · «Найди отличия»
  3. · Найди два одинаковых предмета.

· «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.

· «Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

  • · «Лабиринты», игры-головоломки
  • · Вычеркивание заданных букв из печатного текста: «Найди и зачеркни все буквы «У» из статьи в газете
  • · Раскрашивание по образцу.
  • Развитие памяти.

Старший дошкольный возраст — возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что память является ведущим познавательным процессом.

В самом деле, ребенок в дошкольном возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.

Дошкольное детство оставляет много воспоминаний на всю оставшуюся жизнь человека.

Шестилетний ребенок уже может запоминать произвольно. Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др.

Шестилетний ребенок уже сознательно может пользоваться приемами запоминания. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным.

Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят.

Упражнения, способствующие развитию памяти

  • «Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
  • «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.
  • «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.
  • «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
  • «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.
  • Нарисуй такой же. Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
  • «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
  • «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
  • «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
  • «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Развитие воображения.

Шестилетний ребенок в своем воображении может создавать разнообразнейшие ситуации, в которых он выступает в самых прекрасных своих проявлениях. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности.

Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком стишков и сказок.

Здесь мы можем наблюдать большую вариативность в характере детского творчества: одни дети ориентированы на воссоздание реальной действительности, другие — на создание фантастических образов и ситуаций.

По содержательной направленности детских рисунков мы можем условно разделить детей на реалистов и фантазеров. Реалисты стремятся изобразить виденные ими предметы и явления природы, реальные события обыденной жизни людей. Фантазеры — свои желания, мечты и грезы.

Кроме того, специальным интересом ребенка может стать фантастический, пугающий и привлекающий мир сказки.

Черти, водяные, лешие, русалки, колдуны, феи, сказочные принцессы и многие другие персонажи народного творчества наряду с совершенно реальными людьми определяют содержание душевной работы и продуктов деятельности ребенка.

Конечно же, содержание рисунков ребенка зависит от того духовного, культурного багажа, который определен уровнем культуры семьи и степенью ориентации самого ребенка на реальную или воображаемую действительность.

Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стихи», придумывая сказки, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, порой вовсе не замечая этого.

Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные качества своих героев.

Шестилетний ребенок, если у него хорошо развита речь и воображение, может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей.

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает чаще нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения — это важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, это способ выйти за пределы узкого личного опыта.

Все перечисленные выше составляющие познавательные способности детей старшего дошкольного возраста характеризуют познавательную активность, которую необходимо развивать.

Источник: https://www.pdou.ru/categories/9/articles/2899

Ссылка на основную публикацию