Как утверждают специалисты, «фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной черты воспитание родителей имеет характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у их чада.
По мнению психологов, возраст от 9 и до 12 лет считается препубертатным. Характер детей несколько меняется и имеет свои отличительные особенности.
Все эти нюансы ответственные родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда мама и папа оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее).
Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону — зависит от отца и матери. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания.
Дети в 9-10 лет переходят на новый этап развития
9 — 10 лет — начало препубертатного периода
Препубертат, в основном, проходит для обоих родителей спокойно в равных долях. Чадо все так же сговорчиво, уступчиво. Однако, в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, спортсмены и так далее).
Влияние родителей по маленьким каплям утекает. В возрасте 9 — 10 лет мальчик или девочка проходят путь, в течение которого они превращаются в подростков — сложных, нервных, беспокойных детей.
Общение со сверстниками выходит на первый план
Ребёнок утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный возраст — основа того, каким в дальнейшей жизни будет дитя. База уже заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный период — решающее.
Развитие детей 9 — 10 лет
Как правило, дети такого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (ребёнок хорошо пишет и рисует), ответственны в домашних делах (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка). В таком возрасте, дети являются действительно образцовыми. Что мальчик, что девочка одинаково прилежны.
Школьные успехи становятся очень важными
Особенности воспитательного процесса
Ранее было оговорено, что в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников.
В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность.
Данная позиция не имеет ничего общего с безосновательным поощрением любых действий дитя. Мать и отец должны хвалить ребенка за его полезные, хорошие действия. Родителям нужно найти сильные стороны чада, отмечать их в нем.
И отец должен, и мать так же в равной степени должна активно заниматься воспитанием дитя.
Поддержка мамы более важна для дочки
Такая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:
- ребенок комфортнее себя чувствует в обществе;
- ему легче выстоять в схватках с внешним давлением;
- ребёнок полон задора и уверенности в себе, а значит — его успехи приумножаются;
- связь с семьей не теряется: мальчик или девочка понимают, что родители — это его/ее друзья, его/ее надежный тыл;
- возрастает уровень доверия между членами семьи, родители всегда будут в курсе событий ребенка, тем самым, могут скорректировать ход событий и предупредить негативные последствия различных ситуаций.
Дети такого возраста стараются всячески слиться со своими сверстниками: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения. Если папа и/или мама пытаются ограничить свободу выбора 9 — 10 летнего чада, то ребёнок такие попытки будет воспринимать в штыки.
Поэтому так важно дать ту свободу, тот глоток независимости и самостоятельности, который позволит ребенку почувствовать себя почти взрослым, он должен дать крылья ему. Элементарно, возложив на ребенка некоторые обязанности по дому (самостоятельная уборка своей комнаты, мытье посуды или своевременный полив цветов), родители получат отдачу.
Ребёнок будет искренне благодарно за такое доверие и всячески постарается оправдать ожидания, так как ему предоставили возможность быть равным в семейном кругу.
Поддержка отца — главное для мальчика 9-10 лет
Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать дитя в несвоевременном или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.
Такие замечания могут напрочь отбить желание и понизить самооценку.
В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своей успеваемости в школе. Они переживают за свою учебу, возрастает конкуренция между учащимися. Младшие классы уже позади, нагрузка увеличивается. Родителям следует уделить особое внимание такому моменту.
Необходимо чаще общаться с учителями, помогать ребенку с уроками.
Детские шалости в этом возрасте не приносят вреда
И, пожалуй, последний аспект — это особенности воспитательного процесса при неблагоприятных ситуациях, когда чадо шалит. В предпубертатном возрасте характерны мелкие шалости, которые не приносят существенный вред окружающим. Чаще всего юнцы любят взбираться на заборы, деревья, бегать в парке без передышки.
Даже если пакость произошла (например, хулиганские звонки в двери или что-то иное совершил ребенок), то не стоит ругать ребенка. Пусть даже его воспитание порицают чужие люди. Необходимо поддерживать с ним доверительные отношения.
Лучший выход из ситуации — это дать активный всплеск юнцу через игры, в которых будет задействовано как можно большее количество человек (поиск сокровища в саду, к примеру). Мальчиков лучше всего приобщить к какому-то виду спорта.
Сексуальное воспитание
И пусть родители не думают, что 9 — 10 лет — это еще рано для объяснения чаду нюансов половой жизни. В современное, прогрессивное время технологий и сети Интернет дети получают большинство информации именно оттуда. Родители не могут отследить качество такой информации.
В просторах всемирной паутины много «шлака», искажающего реальность и способного вырастить из здорового ребенка деградирующую особь, у которой практически вовсе воспитание отсутствует. Поэтому лучше нормальным языком поведать своему сыну и/или дочери о том, что такое секс.
В таком возрасте ребёнок адекватно воспримет всю информацию (если ее грамотно подать).
Сексуальное воспитание — задача родителей
Для родителей важно вести разговор в серьезном тоне, не преподнося эту тему в смешном свете.
Мальчик и/или дочь должны четко понимать, что это такое и какие последствия могут наступить при преждевременном начале половой жизни. Сексуальное воспитание на сегодняшний день – это неотъемлемая часть самой программы воспитания в целом. Девочкам необходимо разъяснить, что такое менструации, как себя вести при первом дне. Для мальчиков нужна информация о поллюциях.
Нельзя пускать сексуальное воспитание на самотек — интернет научит лишнему
Культура поведения
9 — 10 лет — это возраст, когда ребёнок еще является податливым и может беспрекословно принять родительские наставления. Не нужно упускать шанс выработать в маленькой личности хорошие манеры, уметь вести себя в обществе. Воспитание, поведение в обществе — это визитная карта персоны.
Неплохо было бы обучить ребенка правилам этикета (за столом, в общественных местах). Мальчиков этому обучить ничуть не сложнее, чем девочек. К этому относится и разъяснения о вреде никотина, алкоголя и наркотических веществ.
Пропагандируя с детства ребенку здоровый образ жизни (а еще лучше — показывать и доказывать это на собственном примере), велика вероятность того, что он и будет его придерживаться.
В 9 — 10 лет дети очень настойчивые и целеустремленные, поэтому, если они внушили себе, что пить и курить плохо — значит, вряд ли они пойдут против своих убеждений в дальнейшем. Ребенок усвоит для себя полезные советы, психология детей этого возраста именно такая.
Хорошие манеры родители должны прививать с детства
Подготовка к быту
В указанном возрасте (9 – 10 лет) дети уже владеют основными навыками обращения с бытовыми приборами, введены в курс дел домашних. Необходимо эту сферу расширять. Особое внимание заслуживают опасные бытовые приборы (газовые плиты, колонки, техника с высоким показателем Ватт).
Правила безопасности в обязательном порядке должны быть изложены ребенку. Так же, нужно разъяснить правила поведения при экстренных ситуациях (куда звонить, какие дальнейшие действия предпринимать).
Так, в отпрыске закладывается база ответственности и чувства долга, тем самым, ребенок становится ответственным и серьезным.
Полезный совет для родителей: психология чада такова, что восприятие требует серьезных разговоров на данную тему в этом возрасте.
В этом возрасте детей надо привлекать к домашним делам
Не нужно уподобляться изложению в виде игры, которое предлагается в книгах. Ребёнок должен понимать всю серьезность и опасность некоторых бытовых предметов.
Проблемные моменты
В препубертатном возрасте у мальчиков и девочек могут возникать определенные критические моменты, которые характерны для детей именно этого возраста. К ним можно отнести:
- низкую самооценку;
- застенчивость;
- чрезмерное подражание кумирам.
Такие проблемы могут превратиться в серьезный массив неразберих. Все три симптома тесно взаимосвязаны. Они говорят о том, что ребенок не верит в себя, не любит себя. Он отказывается от публичных выступлений, с нежеланием идет в школу, не хочет контактировать с окружающими, пребывает в нервозном состоянии. Робость проявляется при встрече с ровесниками, взрослыми.
Досуг в 9-10 лет должен контролироваться родителями
Ребенок отказывается делиться своими мыслями, говорить о том, что беспокоит. В таких ситуациях необходимо внушить малышу доверие и дать ту моральную поддержку, которая так необходима ему.
Мальчик может сомневаться в своих физических способностях и силе, а девчонки могут комплексовать из-за внешности. Можно поработать над его имиджем, стилем, позаботиться о мелочах внешнего вида, устранить возможные барьеры при общении с окружающими (неприятный запах изо рта, неопрятную одежду).
Любой из родителей должен уметь найти правильный подход и ребёнок снова войдет в нормальное русло жизни.
Совет для родителей: ребенок нуждается в одобрении своих действий, оценке своего внешнего вида, в признании в социуме.
Ему нужна похвала и, в то же время, объективный взгляд на себя.
Препубертатный возраст не сложный, по сравнению с пубертатным. Хоть и имеются некоторые нюансы и небольшие сложности, но они вполне решаемы. На данном этапе жизни мальчиков и девочек главной задачей родителей является верное направление отпрыска во взрослую жизнь социума, чтобы тот смог уметь адаптироваться.
Источник: https://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-v-9-10-let.html
Особенности психологии ребенка в 9 лет
Физическое развитие
Для детей 9 лет характерно увеличение роста на 4-6 см в год при среднем приросте веса до 1,5-2 кг в год.
В этом возрасте происходят физиологические изменения: удлиняются конечности, голова становится равна шестой доле от длины тела, причем лоб уже не составляет большую часть лица, как в предыдущие периоды жизни ребенка.
Скелет у ребенка 9 лет быстро растет, осифицируется.
До 27% от массы тела составляют мышцы. У детей этого возраста грудная клетка округлая (у взрослого человека она овальная). Из-за особенностей ее конструкции дети дышат поверхностно, быстро.
Для конца детско-подросткового периода характерна беззубая улыбка, периоду полового созревания предшествует появление признаков половой дифференциации: у мальчика и у девочки от 9 лет происходит начальное развитие половых органов.
Развитие тела у ребенка 9 лет:
- рост: 145 см;
- вес: 37 кг;
- замена молочных зубов постоянными;
- замедление развития головного мозга, улучшаются только нервные мозговые связи;
- быстрый набор силы после физического истощения;
- двигательная активность, выполняемая с помощью больших мышц, скоординирована (броски, прыжки), движения малых мышц менее точные (например, письмо дается с трудом).
Показатели развития детей: что должен уметь ребенок 9 лет
Важный фактор развития — психологические особенности детей. Сюда относятся когнитивное, социальное, эмоциональное развитие, определение собственных интересов, приоритетов.
Когнитивное развитие
Особенности когнитивного развития:
- Речь. На этом этапе развития растет словарный запас девятилетнего ребенка, длина, сложность предложений, совершенствуется использование правил грамматики.
- Память у ребенка 9 лет стабильна, имеет структуру, к которой добавляется новая информация, используются намеренные стратегии памяти.
Школьное обучение становится более упорядоченным и ответственным, развивается склонность к планированию, познавательному интересу.
Социальное развитие: как воспитывать девочку и мальчика
Развиваются социальные отношения, но дружба со сверстниками основана на общих жизненных условиях (например, когда друг переезжает, отношения заканчиваются). 9-10 лет — это возраст, когда родители должны уделять внимание сложным ситуациям для поддержания ребенка ввиду зависимости последнего от мнения окружающих.
Родители могут заметить «неизвестные» стороны характера своего ребенка: улучшение поведения соответственно известным подростку правилами даже при отсутствии взрослого авторитета (контроль по-прежнему необходим), усвоение моральных стандартов.
К играм как основной деятельности присоединяются обязанности ребенка (домашние задания, помощь по дому), развивается способность длительно осуществлять некомфортную деятельность, не возникающую из непосредственных внутренних потребностей. Если не подключать малыша к повседневной деятельности, время будет упущено, перевоспитать чадо будет сложно.
Повышенная нервозность: что делать?
Изменениям подвергаются и творческо-эмоциональные функции. Дети постепенно учатся дисциплине, управлению импульсивностью, приглушают спонтанность. Малыш берет на себя новую роль ученика, признает роль учителя, изучает новые способы поведения, проявляя солидарность, помощь.
Игра, учеба, работа — это 3 действия, выполняемые индивидом на протяжении всей жизни. Это часть культуры человеческого общества, сопровождающая человека с рождения до смерти. Игра сопровождается необходимостью обучения. Начинается подготовка для поступления в старшие классы, строится почва для дальнейшего обучения.
Вместе с тем, для этого времени характерно противоречие между необходимостью и желанием: ученик не хочет учиться, несмотря на важность получения знаний. При существенном доминировании школьных обязанностей ребенок становится неуправляемым.
Решает проблему игра — важный фактор психической гигиены, помогающий справиться с перенапряжением.
Основные аспекты психологического развития:
- наибольшее изменение психологического развития сопряжено с началом учебы (появлением школьных обязанностей, коллектива сверстников, учителей);
- предпочтение отдается творческим играм, спорту, чтению;
- мальчишки мало общаются с девчонками, но интересуются половыми различиями.
Для этого возраста важна семья, потому что:
- мама помогает сориентироваться в новом мире, у нее и школьника (особенно дочки) существует открытое общение, мама на время становится «лучшей подругой»;
- отец проявляет себя как авторитет, образец (преимущественно для сыновей), поэтому мальчику 9 лет, растущему без отца, сложнее общаться со сверстниками ввиду отсутствия примера коммуникации.
Воспитательные позиции и ошибки родителей
Каждый подросток иногда предъявляет повышенные требования к родителям. Времени на воспитание у последних становится меньше ввиду необходимости обеспечения семьи. Детская неудовлетворенность проявляется вспыльчивостью и другими неприятными поведенческими особенностями. Истерики у ребенка 9-летнего возраста возникают редко, вместо этого он не слушается, иногда — грубит.
Из-за того, что дочь или сын постоянно капризничает, со стороны родителей наблюдается тенденция к неправильному отношению к воспитанию. Это препятствует правильному развитию, а не облегчает прогресс. Относительно возраста 9 лет психология обращает внимание на ситуации, созданные родителями для мальчиков и для девочек 9 лет, которые чреваты жизненными проблемами.
Чрезмерная опека
Родители нездорово опекают чадо, опасаясь причинить боль, слишком защищают, предотвращают действия, кажущиеся «опасными», ограничивают инициативы, социальный успех. На протяжении дня ребенка «мониторят», не давая самостоятельно принимать решения.
Наибольшую опасность такая опека представляет при воспитании мальчика; советы психолога сводятся к предоставлению большей свободы действий. Постоянная сдержанность впоследствии чревата драматическими симптомами (эпилептическими приступами, астмой, внезапными состояниями слабости, потерей сознания).
В зависимости от темперамента подросток не слушается, высказывает протест, «восстает» против чрезмерной опеки или пассивно подчиняется, теряет инициативность, обретает апатию.
Баловство
Перфекционизм
Родители хотят, чтобы наследник был во всем первым, добился успеха, независимо от возможностей. Но, если дочке или сыну 9 лет, такие требования неуместны, поскольку не соответствуют их возрасту.
Родители нетерпеливо ожидают результатов своих корректирующих усилий, заставляют действовать ненадлежащим образом, неадекватно конкурировать с другими.
Благодаря постоянной перегрузке подросток нервничает, обзаводится различными защитными установками, становящимися серьезным препятствием для здорового формирования личности.
Проекция
В заключение
В 9 лет девочки и мальчики спокойно воспринимают новые правила, которые они должны усвоить. Неправильное воспитание ведет к нарушениям в развитии личности, невозможности создавать рабочие привычки, плохому умению сотрудничать. Родители должны помочь детям развивать способности, справляясь с недостатками и развивая достоинства.
Источник: https://nello.ru/vospitanie/vozrast/osobennosti-psihologii-rebenka-v-9-let/
Психология ребенка 8 и 9 лет: воспитание девочки, мальчика и их особенности
Не все родители оказываются готовы к переменам в психологии ребенка 8–9 лет. Казалось бы, первый класс позади, и поведение ребенка должно улучшиться. Но с привыканием ребенка к новому жизненному ритму, у малыша появляются новые привычки, изменяется характер, ухудшаются отношения с родителями.
Что отличает психологию детей этого возраста
- Ребенок начинает признавать себя личностью, формировать точку зрения по интересующим его вопросам. Появляется более взвешенное представление о будущей профессии.
- Появляется критическое отношение к поступкам окружающих, близких, родителей. Поводами задуматься служат сведения, полученные от учителей, друзей, из СМИ — школьник начинает сопоставлять известную ему «норму» с действительной информацией. Если обнаруживает расхождение слов с делами, начинает сомневаться в утверждениях взрослых, делать собственные выводы.
- Ослабляется желание больше бывать с родителями, появляется стремление проводить время с друзьями, потребность в общении со сверстниками.
- Потребность в похвале взрослых сохраняется, но абстрактная похвала теряет ценность по сравнению с конкретной положительной оценкой поступков, способностей: ребенку становится важно понимать причину похвалы.
- Появляются хобби, формируется отношение к внешкольным занятиям спортом, творчеством.
- Несмотря на успешно пройденную адаптацию к школе, дети устают от учебных занятий. Способность надолго концентрироваться на одном занятии пока не может сформироваться, необходимо чередование домашних уроков, отдыха, других занятий.
- Формируются основные правила поведения в общественных местах, нормы вежливости. Ребенок знает, как полагается себя вести, способен контролировать свое поведение.
Градация пола
- Девочки 8 лет имеют характерную психологию: более послушны, усидчивы, отзывчивы, сдержаны, однако более открыты эмоционально. Больше внимания начинает уделяться внешности — прическе, одежде, украшениям. Появляется интерес к вещам, аксессуарам мамы, старшей сестры. Начинают проявляться первые признаки материнского инстинкта — забота о животных, внимательность к младшим, способность нести ответственность. Интересы нередко реализуются в творчестве — танцы, музыка, художественные занятия, рукоделие.
- Мальчики 8–9 лет имеют иную психологию возраста: эмоционально закрыты, но импульсивны. Физически активны, подвижны, проявляют меньшую способность, чем девочки, усидчиво заниматься одним делом продолжительное время. Интересы развиваются в направлении спорта, активного отдыха, подвижных игр, занятий. Чтобы бьющая ключом энергия расходовалась гармонично, мальчикам полезны занятия спортом, ритмичными танцами. При наличии интереса ученики 2–3 класса успешно реализовывают способности, тягу к новым знаниям.
Существует важное отличие в подходе к поощрениям при воспитании мальчиков и девочек. Девочку необходимо хвалить «просто так», «потому что она любима», а мальчика — за конкретные способности, достижения.
Воспитание
Существует ряд рекомендаций, которые помогут в воспитании школьника:
- Контролируйте выполнение домашних уроков. Давайте возможность делать задания самостоятельно, но проверяйте результат. Если ребенку нужна помощь, обязательно окажите. Будьте терпеливы, внимательно подбирайте подход: предложить ребенку повторно перечитать непонятное задание, перепроверить ответ, объясните (на примере, графике, схеме) непонятный момент. Важно оказать помощь, но не выполнять задание вместо ребенка — так, чтобы в процессе он научился понимать, успешно выполнять задания. Иногда необходимо согласовывать алгоритм поведения с учителем, поскольку ребенок должен понимать материал согласно школьной программе.
- Помогайте осознанию ребенком эмоционального мира. Обращайте внимание на настроение, называйте вслух эмоции: «Тебе грустно», «Ты сердишься», «Тебя это радует», «Ты увлечен». Поддерживайте интерес ребенка, когда он проявляет внимание к эмоциям. Ребенка окружают живые люди, ваша задача — научить его адекватно относиться к чувствам.
- Время за телевизором, компьютером или мобильным устройством должно находиться под контролем как по количеству отводимого времени, так и по информационному содержанию того, что поступает в сознание ребенка. Жёстких запретов лучше избегать, стремясь заинтересовать другими способами проводить время. Сформируйте отношение ребенка к виртуальным развлечениям, научив его правильно определять степень их ценности. Достичь этого можно при помощи разумных объяснений вкупе с альтернативными занятиями.
- Будьте внимательны к эмоциональному отношению ребенка к школе: в каком настроении он туда идет, рад или нет окончанию каникул, интересно ли ему, хорошо ли дается контакт с одноклассниками, учителем.
- Подключайте малыша к домашним делам. Давить и требовать не надо: правильнее привлекать к помощи, совместным делам, и постепенно вводить в привычку задачи, которые вы хотели отвести под обязанности малыша (уборка вещей и комнаты, регулярное поддержание порядка в школьном портфеле, участие в приготовлении еды, пересадке комнатных растений, уходе за домашним питомцем или элементах ремонта в доме).
- Следите, чтобы в распорядке школьника оставалось время на отдых, прогулки, любимые занятия. Если ребенок рассеянный и долго делает уроки, «уплотняйте» время, обучая его не отвлекаться.
- Важнейшая задача — сохранить детское уважение к матери, отцу. Сохраняйте баланс — предоставляя ребенку больше самостоятельности, нельзя и отстраняться от его жизни. Нельзя навязывать свою волю, внушать страх, угрожать, силой требовать, чтобы ребенок слушался авторитарными методами («Потому что я сказала!», «Не смей возражать!»). Ребенок уже анализирует происходящее, и подобные доводы могут спровоцировать агрессию, внутреннее несогласие, ухудшение поведения ребенка в этом возрасте или в дальнейшем, когда его протест против силовых методов достигнет критической массы. Если удается подавить волю ребенка, это приводит к развитию безынициативного и неуверенного человека, не способного ничего добиться в жизни.
- Учитесь выстраивать отношения в атмосфере взаимного доверия. Предоставьте малышу возможность самостоятельно справиться с ответственными поручениями. Позволяйте самому выбирать друзей, интересы.
- Необходимая составляющая воспитания данного периода — взаимоуважение. Нельзя без разрешения распоряжаться его игрушками, вещами, пренебрежительно относиться к интересам, способностям. Нужно создавать условия для развития здоровой самооценки, уверенности в том, что его уважают, как личность.
Половое развитие
Также пора продумать тему сексуального воспитания — стоит проговаривать общие моменты в понятной, интересной, но не шокирующей ребенка форме, разъясняя нужные вопросы без ненужных подробностей. Стоит говорить о зачатии, как о естественном процессе. Оптимально, чтобы беседы о сексуальном развитии с девочкой проводила мать, а с мальчиком — отец.
Интерес к представителям другого пола проявляется в разном возрасте.
С растущей наблюдательностью и способностью анализировать происходящее дети больше обращают внимание на поведение взрослых противоположного пола (члены семьи, друзья, актеры — персонажи фильмов), выделяют интересующие их детали.
Позже дети переключают внимание на ровесников, проявляя усвоенные от взрослых «нормы» общения их гендерной принадлежности с представителями противоположного пола.
Знания и умения
Рассматривая знания и навыки школьников начальных классов, нужно помнить, что дети развиваются в своем ритме — кто-то форсирует, кто-то догоняет ровесников чуть позже, но основательнее. Поэтому приведенная ниже характеристика условна.
- Умение контролировать поведение и справляться с основными обязанностями: выполнить домашние задания, собрать школьные принадлежности, убрать постель, выполнить ежедневные гигиенические процедуры.
- Понимание разницы между «хорошо» и «плохо», знание правил поведения в социуме, норм вежливости.
- Умение ориентироваться в пространстве (ходить в магазин, школу) и во времени (следить за часами, укладываться в отведенный временной интервал);
- Способность к длительной концентрации на одной задаче.
- Навыки письма, чтения, устного и письменного счета.
- Способность заучивать стихи, пересказывать рассказы и сказки.
- Запоминание и способность к воспроизводству сложного изображения.
- Умение формировать, отстаивать точку зрения.
- Первые навыки в изучении несложных устройств.
Распорядок дня
На школьные задания обычно уходит 3–5 часов, после которых нужен отдых, игра, прогулка. Перерыв между школьными и домашними уроками должен составлять 2–3 часа.
Питание школьника в идеале должно быть пятиразовым: завтрак, школьный обед, перекус дома, ужин, легкая пища перед отходом ко сну.
На сон следует отводить 10–11 часов, поэтому нежелательно, чтобы ребенок ложился спать позже 21:30. Если ребенок сохраняет потребность спать днем, препятствовать нельзя.
Вечерние часы заняты в кружках, секциях, творческих студиях. Главное, чтобы ребенку было интересно посещать занятия. Нужно отводить 1–2 часа на подвижные игры, прогулки. Занятия виртуальными играми, просмотром телевизора — максимум 1 час в день.
Чем можно увлечь школьника
В зависимости от личных особенностей ребенка можно вместе играть в игры на развитие памяти, концентрации, внимательности, наблюдательности, логики. Полезны сюжетно-ролевые игры с образами персонажей любимых книг, фильмов и мультфильмов. Существует немало увлекательных настольных игр, рассчитанных на этот возраст.
Что касается игрушек, помимо традиционных кукол и машинок, актуальны предметы и материалы для творчества: конструкторы, пазлы, головоломки, пластилин, глина.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/8-9-let.html
Психологические особенности детей 9 – 10 лет
Психологические особенности детей 9 – 10 лет
9-10 лет – очередной возрастной период ребёнка. В этот период в психике ребёнка происходят существенные изменения.
К этому возрасту у него уже сформированы определённые житейские понятия, но продолжается процесс перестраивания сложившихся ранее представлений на базе усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире.
Школьное обучение способствует развитию его теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, по словам Д. Б. Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим».
Новообразованием 10-летнего возраста является рефлексия. Происходит преобразование не только в познавательной деятельности учащихся, но и в характере их отношения к окружающим людям и к самим себе.
Именно к концу данного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: способность к саморегуляции, произвольность. Ведь, приступая к обучению в средней школе, несформированность или недостаточный уровень развития этих новообразований приведёт к сложностям в учебной деятельности.
Новообразования: произвольность, рефлексия, саморегуляция проходят в это время только начальный этап формирования.
С возрастом они только будут усложняться и закрепляться, а также распространяться не только на ситуации, которые связаны с выполнением учебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.
Учебная деятельность в 9-10 лет продолжает оставаться основной деятельностью школьника и оказывать влияние на содержание и степень развитости интеллектуальной и мотивационной сфер личности. Но в то же время учебная деятельность теряет своё ведущее значение в психическом развитии ребёнка. Её роль и место в общем развитии ребёнка существенно меняется.
Как только ребёнок поступает в школу, он только приступает, «знакомится» с учебной деятельностью, овладевает её основными структурными компонентами. Уже к 9-10 годам ученик овладевает самостоятельными формами работы. Данный возраст характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией.
Развитие и успешность ребёнка в большей степени будет зависеть не только от получения новых разнообразных знаний, новых сведений, но и от поиска общих закономерностей, и самое главное, от освоения самостоятельных способов добывания этих новых знаний.
Психологические исследования детей данного возрастного периода указывают на то, что в 10 летнем возрасте происходит значительное снижение интереса учащихся к учебе в школе и к самому процессу обучения.
Самыми распространёнными симптомами снижения интереса являются отрицательное отношение к школе в целом, в необходимости и обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и дома, конфликтные взаимоотношения с учителями, а также неоднократные нарушения правил поведения в школе.
Рефлексия как новообразование данного возраста меняет взгляд детей на окружающий мир, он впервые вырабатывает собственные взгляды, собственное мнение, не всегда принимая на веру всё то, что он получает от взрослых. Но всё это пока находится на этапе зарождения и затрагивает относительно более знакомую детям сферу — учебную.
У детей отмечаются сильные эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные.
Так же данный период характеризуется наибольшими изменениями во внутренней позиции ребёнка, связанные со взаимоотношениями с другими людьми, и прежде всего со сверстниками.
Эмоциональное состояние ребёнка чаще всего начинает зависеть не только от успехов в учебе и отношениями с учителями, но и от того, как складываются его отношения с товарищами.
К 9-10 годам сверстник и общение с ним начинают определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе личных и деловых взаимоотношений в классе, происходит формирование достаточно устойчивого статуса ученика в этой системе.
Вместе с тем ребенок иногда оказывается в ситуации выбора между позицией «хорошего ученика» и позицией товарища.
Может происходить так, что «хороший ученик» делает все задания самостоятельно, не списывает и это не мешает ему быть в то же время и хорошим другом.
Но способен ли «хороший ученик» оставаться настоящим другом, если он не дает другому списать или сообщает учителю о «провинностях» своих одноклассников?
Вероятность появления конфликтов со сверстниками и с учителями велика, если две системы направлений: позиции ученика и позиции субъекта общения будут противостоять друг другу, не выступать в единстве.
В 10 лет происходят существенные изменения в характере самооценки школьников. Уровень самооценки подвергается корректировке и переоценке другими детьми. Возрастает количество негативных самооценок и при этом равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых.
Дети наиболее часто проявляют недовольство собой не только в общении с одноклассниками, но и в процессе учебной деятельности. Критичность отношения к себе объясняется потребностью ребёнка в общей положительной оценке своей личности другими людьми и прежде всего взрослыми.
Ребёнок ощущает необходимость в общей положительной оценке себя в целом, при этом оценка не должна зависеть от конкретных его результатов.
Человек, на каком бы возрастном этапе он не находился, всегда нуждается в принятии его со стороны другими людьми. Но в возрасте 10-ти лет данная потребность выражена наиболее сильно. И она становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.
В данном возрастном периоде переживания школьников далеко не всегда осознаются ими и чаще всего они даже не всегда могут сформулировать свои проблемы, сложности, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития.
Ребёнок проявляет недовольство собой, отношениями с другими, проявляется критичность в оценке результатов учебы — и все это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может наоборот стать препятствием полноценного формирования личности, негативно отразиться на характере самоуважения.
К десяти годам в каждой детской группе, классе есть неформальный лидер, которого признают все остальные.
Так же явно выделяются аутсайдеры, отличники, дети, которые лучше других бегают или являются генераторами блестящих идей или зачинщиками проказ.
В десять лет дети по-прежнему выбирают себе в друзья ровесников того же пола. Влияние семьи постепенно снижается, а зависимость ребенка от мнения друзей становится крайне значительной.
Десятилетний ребенок проводит больше времени со своим лучшим другом, при этом он чаще делится с ним своими секретами. Отношения с одноклассниками в этом возрасте могут стать более сложными и даже в некоторых случаях напряженными. Это в основном относится к девочкам. Мальчиков, как правило, больше волнует то, чем они занимаются, а не с кем.
Ребенок одинаково ровно общается с матерью и отцом, с ним легко договориться. 9-летний ребенок может чувствовать себя независимым, но большинство экспертов психологии приходят к выводу, что им по-прежнему требуется поддержка своих родителей. Отмечаются на этом этапе развития резкие перепады настроения.
Десятилетний возраст характеризуется проявлением большей независимости и не желанием опеки и заботы со стороны родителей. 10 лет –это «золотой возраст».
Всё чаще детей данного возраста начинает беспокоить их социальный статус, достаточно ли модна их одежда или являются ли их гаджеты современными и достаточно дорогими.
Отмечается потеря интереса к таким семейным видам деятельности, как праздники или экскурсии, пикники, которые они так любили несколько лет назад.
Когнитивное развитие детей начинается с развития собственных представлений о мире. Это время перемен, ответственности за свои действия. Дети чувствуют, что они уже взрослые и пытаются решать большинство вещей самостоятельно. Многие дети серьезно обсуждают со взрослыми свое будущее и начинают думать о том, какие предметы лучше изучать, и какую школу им лучше выбрать.
Физические и эмоциональные изменения, особенно у мальчиков, не так важны, как для девочек. Это связано с тем, что мальчики, как правило, физически созревают чуть позже. В 10 лет мальчики пытаются добиться успеха в различных видах деятельности, например, спорте, чтобы доказать свою конкурентоспособность.
Если говорить о развитии ребёнка данного возраста, то в 10 лет ребёнок прекрасно ориентируется во времени, читает с удовольствием и для удовольствия, имеет чувство юмора, позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали, обладает обостренным чувством справедливости, имеет развитые навыки самообслуживания и способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому. Имеет развитую мелкую моторику. Достаточно чисто пишет и рисует. С удовольствием присоединяется к группе ровесников.
Резюмируя всё вышеизложенное можно сделать вывод, что психологическими особенностями детей на этапе окончания младшего школьного звена (10 лет) являются:
- дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
- совершенствование головного мозга и нервной системы;
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности;
- развитие нового познавательного отношения к действительности;
- ориентация на группу сверстников своего возраста;
- неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;
- нервно-психическая ранимость ребенка;
- неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;
- развитие познавательных потребностей;
- развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;
- изменение способности к произвольной регуляции поведения.
Основными задачами для успешного развития ребёнка являются:
- раскрытие индивидуальных способностей и особенностей;
- развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
- формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
- развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;
- усвоение социальных норм, нравственное развитие.
Зная все особенности данного возрастного периода, необходимо быть готовым к их проявлению со стороны детей и при этом осознавать, что сам ребёнок испытывает сложности в данном возрасте, так как уже почти вступил на новый возрастной этап, называемый подростковым.
Рекомендуемая литература
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — (Психологи отечества). — С. 239—284.
Источник: https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-detey-let-1716862.html
Психология и воспитание детей 8 лет: кризисы у мальчиков и девочек в 9 лет
В девять лет у ребёнка продолжает складываться психика, формируется мировоззрение. Если вы хотите помочь малышу в развитии его личности, то обязательно изучите особенности детского развития и мировосприятия детей в этом возрасте.
К этому периоду у детей сформировалось чёткое понимание того, что есть он и тот образ, на который он хочет быть похожим. При этом внимание уделяется не только поведению и образу жизни, но и внешнему виду. Очень часто примером для подражания становятся герои мультфильмов или сериалов.
Родителям в этот период особенно важно следить за тем, сколько времени чадо проводит у экрана и что он смотрит, какие книги читает. Конечно, идеальный вариант, когда главным героем для девочек и мальчиков становятся мама и папа. Чтобы стать непререкаемым авторитетом для своего чада, не нужно быть лучшим. Будьте настоящим, искренним и честным. Ребёнок это оценит и примет вас таким, какой вы есть. В его душе не будет противоречий и сомнений по поводу его родителей.
Однако дети этого возраста часто начинают сомневаться в авторитете взрослых и в частности родителей. Это происходит из-за того, что школьник из книги, телевизора или со слов учителя получил информацию отличную от той, что он ранее слышал от папы и мамы. Это может привести к детскому непослушанию.
Во избежание конфликтных ситуаций не обманывайте дочку или сына.Услышав вопрос, на который вы не можете ответить, правильнее будет вместе с малышом обратиться за ответом к книге. Тем самым вы не только найдёте решение, но и приучите малыша к чтению книг, что сегодня является большой проблемой.
Девятилетние девочки и мальчики уже имеют различия в поведении и отношению к миру. Этот фактор нужно учитывать при выборе методики воспитания своего малыша.
Девочки всё больше внимания уделяют своему внешнему виду. Маме стоит поговорить со своей дочкой по поводу возможности использовать декоративную косметику, украшения для волос и других аксессуаров. Среди основных увлечений девочек могут быть рукоделие, занятия танцами, вокалом, художественной гимнастикой.
У мальчишек всё наоборот. Кажется, что они вовсе не знают, что такое усидчивость, ответственность, аккуратность. Они готовы целыми днями играть на улице, проводить время в спортзале или за компьютерными играми. Последнее должно быть в ограниченных количествах.
Компьютерные игры могут вызвать в мальчиках дополнительную агрессию, сделать их поведение ещё более изменчивым. Гораздо полезнее уличные активности. Домашнюю работу можно выполнить вместе с папой или другим уважаемым сыном человеком.
И девочки, и мальчики в этом возрасте одинаково нуждаются в поддержке родителей. Дети уже ощущают себя взрослыми, но часто не знают, как им нужно вести себя дома, в школе, на улице. Незаметно направляйте детей, показывайте достойный пример, постепенно развивайте детскую самостоятельность.
Как справиться с кризисом 9 лет
Девятый год жизни постепенно приближает мальчиков и девочек к переходному периоду, возможно, у некоторых он уже начался. Связи с этим возможен поведенческий кризис. Отказ от выполнения правил, сомнение в авторитете взрослых — это нормальные явления кризисного периода в развитии школьников. Надо с пониманием к этому отнестись.
Ругань, запреты и наказания только усугубят ситуацию. Научитесь находить компромиссы. Вместе с ребёнком найдите тот баланс, при котором будут учтены пожелания всех сторон наименьшими потерями.
Какую методику воспитания выбрать для своего 8-летнего ребёнка?
Современные методики воспитания значительно отличаются от тех, которые были приняты пару десятилетий назад. Это объясняется повсеместным распространением информационных технологий. Их очень тяжело полностью исключить из нашего быта и образования.
Обязательно следите за получаемым контентом из Интернета. Не позволяйте школьнику находиться у экрана более 1,5 часов в день.
Воспитание девочек и мальчиков отличается. Постепенно вместе с дочкой начинайте заниматься домашними делами, кулинарией, рукоделием.
Для мальчишек важно получить признание и оценку их личного результата. Дайте им больше свободы. Они обязательно захотят поделиться с вами своими достижениями.
Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-7-12/vospitanie/psihologiya-i-vospitanie-detej-9-let/