Переход от лепета новорождённого к разговору «почти как со взрослым» — это большая работа для родителей и ребёнка. Мы поможем вам в этом нелёгком деле.
Мы уже привыкли к тому, что одно и то же слово может означать совершенно разные предметы и явления — взрослые знают не понаслышке, что такое контекст. И теперь пришло время познакомить с этим детей.
Предложите своему чаду перечислить те предметы, у которых есть ручка: кружка, дверь и так далее. А потом задайте вопрос: «А что можно сделать с помощью ручки?».
И ответ будет не столь однозначным: «И держаться за неё, и открывать, и писать!».
Находите в обычной жизни слова с «двойным смыслом», когда гуляете, идёте в поликлинику, ждёте общественный транспорт. Так малыш будет максимально включён в изучение окружающего мира.
Игра №2: «Такой же, как…»
Эта игра крайне проста и увлекательна, но при этом помогает ребёнку расширить словарный запас. Предложите малышу находить сравнения окружающих его предметов.
Например, этот мяч красный, как помидор. Или вон тот стол круглый, как монета. Это упражнение также помогает развивать память и воображение.
Не бойтесь задавать крохе одни и те же предметы для сравнения, так ребёнок научится не повторяться.
Игра №3: «Словарное домино»
Хорошо, чтобы в игре принимало участие несколько человек, но в принципе и пары «папа/мама + ребёнок» тоже будет достаточно. Суть игры в том, чтобы продолжить фразу своего партнёра, но начать нужно обязательно с того слова, на которое было закончено предыдущее предложение. Получаются очень смешные рассказы.
Игра №4: «Рассказы»
Игра позволит малышу ближе познакомиться с разными частями речи и словесными конструкциями. Выглядит это так: вы предлагаете ребёнку рассказать всё, что он знает (что-нибудь придумать от себя тоже не запрещается) о заданном объекте. Например, вот стол, он квадратный, у него четыре ноги, на столе лежит скатерть, он деревянный и так далее.
Одним из лучших способов расширить словарный запас всегда будет чтение. Но во-первых, далеко не все дети сразу начинают любить книги. А во-вторых, до того момента, когда ребёнок сможет складывать буквы в слова, можно легко расширять его словарный запас. Главное – превратить эти занятия в увлекательную игру.
Малышей приводит в восторг, когда им удаётся в чем-то превзойти взрослого. Используйте эту особенность и предложите ребёнку поиграть в исправления. Ваша роль – рассеянный с улицы Бассейной. Вы говорите: «Вот нарисован слон, он зелёный и у него 3 ноги». Ребёнок, в свою очередь, должен найти допущенные вами ошибки и построить фразы правильно.
Игра №6: «От частного к общему»
Как и во многих описанных здесь играх, участвовать могут как двое, так и гораздо больше людей. Эта игра помогает ребёнку разбираться в частном и общем. Вы называете объект (например — кот, дом, машина), а малыш должен перечислить из чего он состоит. Разберём на примере машины: дверь, крыша, сидения, руль и другие «составляющие».
Игра №7: «Угадай, кто это»
Вы со своим чадом уже неоднократно описывали его игрушки? Он знает, из чего они состоят, какого цвета и размера? Тогда самое время угадывать, какого мишку или зайца вы загадали! Описываете малышу игрушку, не называя её напрямую. А он должен угадать.
Игра №8: «Скажи наоборот»
Каждый ребёнок пройдёт через этап отрицания. Вы ему: «Холодно», он вам в ответ: «Тепло!». Почему бы не использовать это в качестве игры? Пусть малыш называет антонимы к словам, которые вы ему перечисляете.
Игра №9: «Закончи вместо меня»
Начинаете фразу вы, а ребёнок должен закончить её на своё усмотрение. Полёт фантазии не нужно ограничивать, но следите за тем, чтобы в истории юного рассказчика была, пусть и своя, но логика, и части речи подходили друг к другу.
Игра № 10: Придуманная история
Мама или пап начинает рассказывать историю, а когда она делает паузу, ребёнок вставляет нужное по смыслу слово.
Игра № 11: Поводырь
Гуляя на улице, закройте глаза, и пусть малыш опишет, что вас окружает.
Игра № 12: Что может быть?
Кто-нибудь из взрослых называет прилагательное, а кроха к нему — существительные. Например, «чёрное». Что может быть черным? Малыш перечисляет: земля, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные.
Игра № 13: Маленький писатель
Предложите своему чаду 5-7 слов, из которых ему нужно составить рассказ. Если ребёнку сложно «на слух» запомнить слова, то можно использовать цветые картинки. Сначала выбирайте несложный набор: например, лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. А потом, когда кроха привыкнет, усложните задание: возьмите мишку, ракету, дверь, цветок, радугу.
Игра № 14: Мини-путешествие
Превратите прогулку по обычному маршруту — в магазин или детский сад, в приключение. Представьте, что вы отправляетесь в увлекательное путешествие. А для этого — обсудите с ребёнком все детали: на каком виде транспорта вы будете путешествовать, что нужно взять с собой, какие опасности могут встретиться по дороге и так далее. И не забывайте делиться впечатлениями!
Игра № 15: Невидимые фигуры
Обратите внимание малыша на проплывающие облака. Что напоминают эти воздушно-небесные «корабли»? А на что похожа крона дерева? Сугроб во дворе? Или вон та лужа, которая встречает вас у выхода из подъезда? Пусть кроха фантазирует от души.
Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/9-igr-dlya-razvitiya-slovarnogo-zapasa/
Игры на развитие словарного запаса
Игры – лучшие мамины помощники в развитии умственных способностей ребенка. Правильно подобранная игровая деятельность способна улучшить память, внимание, речь и даже увеличить словарный запас.
Представляю вашему вниманию подборку самых эффективных игр на развитие словарного запаса. Играйте с удовольствием!
– Рассказ про игрушку. Взрослый берет любую игрушку и начинает ее подробно описывать. Например, «Это медведь, он большой, мягкий, пушистый, коричневого цвета. У него есть глазки, носик, ушки, голова, лапки, животик, спинка, хвостик.
Он очень любит свою хозяйку, сейчас ее поцелует, обнимет и погладит». Далее вы предлагаете ребенку описать другую игрушку по такому же сценарию.
Если малышу трудно построить рассказ самостоятельно, можно помогать ему вопросами «Кто это? Какого цвета? Размера? Давай опишем его части тела? Что он любит делать?»
– Сравни игрушки. Далее вы можете посадить две игрушки рядом и попросить малыша сравнить их по разным характеристикам: размер, цвет, фактура, характер и так далее. Советую сравнивать героев как из одной категории (медведь большой и маленький), так из противоположных (медведь и кукла).
Такая игровая деятельность обогатит словарный запас и разовьет в ребенке наблюдательность, научит сравнивать и анализировать.
– Угадай игрушку. Когда все игрушки подробно описаны, можно посадить их в ряд перед ребенком и поиграть в угадай-ку. Сначала вы описываете любую игрушку (например, «коричневый, пушистый, мягкий…»), а ребенок должен угадать, кто это. Затем малыш описывает игрушку вам, а вы отгадывайте.
Дети обожают игры в загадки. Особенно малышу понравится, что он сможет загадать игрушку взрослому. Если вы еще сделаете вид, что усиленно думаете и пытаетесь найти правильный ответ, ребенок будет в восторге.
– Игрушки играют в сказку. Вы с ребенком распределяете игрушки между собой, это будут персонажи для сказок.
Можете выбрать известную сказку или договориться, что будете придумывать на ходу.
Затем каждый по очереди называет предложение и показывает действие игрушкой (например, «испекла старуха колобок» – кукла подходит к коробочке и вынимает мячик-колобок). Получается настоящий спектакль.
Главное, вовлечь ребенка, чтобы он начал рассказывать и захотел придумывать реплики героям. Возможно, потом малыш захочет сам показать вам спектакль или выступить в роли персонажа. Считайте это своим успехом!
– Группируем игрушки по признакам. Выкладываем много разных игрушек и просим ребенка положить в коробку только те, которых объединяет определенный признак (например, цвет, мягкость, участие в определенной сказке и так далее). Крайне полезно будет показать малышу, что разные по смыслу и значению предметы могут быть в одной группе. Например, желтая чашка и желтый утенок.
Такая игра не только увеличит словарный запас, но и научит объединять предметы по признакам. Разовьет наблюдательность и умение анализировать.
Предложенные игры можно проводить и без мяча. Однако, как показывает практика, детям дошкольного возраста дополнительное действие к речи (кидание мяча) необходимо, чтобы игра не казалось скучной. Суть игры в том, что вы кидаете друг другу мячик и по очереди называете слова:
– «Я знаю 5..» и далее называем любую категорию (имена, фрукты, животные, цвета и т.д.).
– Антонимы. Вы называете слово (например, мягкий), ребенок – противоположное по значению (твердый).
– Синонимы. Вы называете слово (например, мягкий) и потом по очереди подбираете к нему схожие по значению (нежный, приятный и т.д.).
– Кто может быть таким? Например, вы называете «кто может быть…красным?» и далее по очереди вспоминаете подходящие предметы (помидор, снегирь, бабушкина кофта, нос у деда мороза, щечки и так далее)
Эти игры обогащают словарный запас и знакомят ребенка с такими понятиями как синонимы, антонимы, расширяют кругозор. Кроме того, подключение мелкой моторики при взаимодействии с мячом способствует лучшему запоминанию новых слов.
– Раскладываем целое на части. Суть игры в том, что вы вместе с ребенком рассматриваете предмет и описываете, из чего он состоит. Например, дерево состоит из ствола, веток, листочков, кроны, корней, коры и так далее. Не забывайте показывать ребенку эти части и описывать, для чего они.
Вся прелесть этой игры в том, что вы можете проводить ее в любом месте (в поездке, на прогулке, в очереди и так далее). Подробное описание предметов расширяет кругозор, обогащает словарный запас, развивает сосредоточенность и наблюдательность, Кроме того внимательное созерцание открывает художественные способности и успокаивает.
– Из частей составляем целое. Вы называете составные части, ребенок называет предмет (например, ствол, крона, корни – дерево).
Это игра универсальна по своему значению. Кроме обогащения словарного запаса, она развивает внимание, память. Умение из частей составить целое (индукция) лежит в основе логического и пространственного мышления.
– Группируем предметы. Вы называете «Чашка, тарелка, вилка, нож – что это?» – посуда. «Лиса, медведь, заяц, волк- что их объединяет?» – «Они – животные». И игра наоборот, когда вы просите ребенка перечислить все, что относится к определенной категории. Например, что находится на кухне? Или каких птиц он знает?
– Правда или ложь. Вы говорите любое утверждение (например, «чашка и грабли – это посуда» или «медведь любит морковь»), а ребенок должен сказать, правда это или нет и объяснить почему.
Стоит отметить, что любовь к этой игре с возрастом не проходит. Примерно с 6-7 лет вы можете загадывать ребенку исторические, биологические и другие интересные факты. Таким образом, будет увеличиваться словарный запас и общая эрудированность.
– Скажи по-другому. Вы называете предложение, а ребенок говорит, как можно сказать иначе. Например, Зайка бежит (скачет, прыгает), Пароход идет (плывет, движется)…
– Закончи предложение. Вы говорите фразу, а ребенок продолжает.
«Мальчик побежал в.. Девочка пошла в… Папа пришел… Маша идет медленно, а Даша идет… Можно сказать, что он не идет, а…»
Примерно, с 5-6 лет можно намеренно изменить варианты двух предыдущих игр и поиграть с ребенком в путаницу. Когда вместо логичного окончания предложения, игрок называет что-то «из ряда вон выходящее».
Например, «Маша идет медленно, а Даша идет… еще медленнее, потому что он – черепаха». Это не только позабавит вас и ребенка, но еще раскроет творческий потенциал и, конечно, увеличит словарный запас.
– Продолжи рассказ. Вы говорите первое предложение (важно, чтобы оно было интригующим и увлекательным), а ребенок должен составить короткий рассказ. Например, «Я иду сегодня в зоопарк. И что я там буду делать?»
Залог успеха этой игры в том, чтобы выбрать интересную тему, на которую малышу будет интересно размышлять и говорить. Если ребенок мечтательно закатил глазки и завел долгий монолог, вы успешно справились с игрой!
– Придумываем совместную сказку. Ваша цель придумать и рассказать совместную сказку. Для этого вы по очереди говорите предложения, таким образом, чтобы они были связаны между собой единым сюжетом.
Эту игру можно проводить перед тем, как идти спать, сделав ее «предсонным» ритуалом. Как показывает практика, дети всегда очень охотно сочиняют совместные сказки. Обязательно попробуйте!
– Ассоциации. Очень популярная игра среди детей всех возрастов. Суть в том, что вы и ребенок по очереди описываете словами предмет, а оппонент должен его отгадать за минуту или 30 секунд (в зависимости от возраста ребенка). Особенно увлекательно играть в ассоциации компанией от 3 человек.
В магазинах продаются уже готовые наборы игр типа
Источник: https://rechrebenka.ru/igry-na-razvitie-slovarnogo-zapasa/
Игры и упражнения для развития словарного запаса детей
ОБОГАЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Речь – это средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности, а также регулятор поведения. У учащихся с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости видов наблюдается более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, обнаруживающиеся на различных уровнях речевой деятельности.
Нарушение речи отрицательно влияет на всю психическую деятельность детей, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов.
Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мысли.
Малый словарный запас не позволяет детям полноценно пользоваться речью как средствам общения. Неточное употребление слов, использование отдельных слов в несвойственной им обобщающей функции, незнание конкретного значения слов – вот специфические особенности словаря детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости.
Овладение словом – процесс продолжительный и сложный, значение слова в сознании ребенка постепенно изменяется в связи с его общим развитием, а также с развитием речи и мышления.
В процессе различных видов деятельности происходит накопление словаря ребенка.
Но словарный запас развивается не только за счет количественного увеличения, но и за счет качественного роста, то есть за счет развития семантических связей слова.
Изучением словаря учащихся занимались многие ученые: Е.И. Буцкова, Г.А.Каше, М.Е.Хватцев, З.А.Репина и другие. Во многих исследованиях словарная работа рассматривается как одно из ведущих направлений в развитии речи, причем подчеркивается, что пополнение слов разнообразными связями происходит в процессе общения и деятельности детей.
В некоторых исследованиях содержатся рекомендации по формированию и обогащению словаря детей использованием таких приемов, как словесная инструкция, понятная ученику, сочетание ее с наглядным материалом и т.д. Но косность мыслительных процессов этих детей, затруднения в понимании услышанного не способствует адекватности восприятия.
Ежегодная диагностика показывает, что словарь детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости беден, ограничен, невыразителен, в нем страдают грамматическая, фонетическая, синтаксическая стороны речи. Дети испытывают серьезные затруднения при назывании детенышей животных, при построении синонимических и антонимических рядов, т.е. проблема развития словаря в этих классах стоит остро.
Словарная работа складывается из нескольких направлений, тесно связанных между собой.
1.Обогачение словаря – усвоение новых слов, которых дети не знали вообще, новых значений слов.
Выделяют следующие способы толкования слов: наглядный контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словоизменения.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми, поэтому нужно каждое новое слово провести через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.
2. Уточнение словаря – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.
3.Активизация словаря – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте.
Это направление считается наиболее важным, поэтому задача логопеда — помочь детям овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах.
Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.
4. Устранение нелитературных слов, употребляемых детьми, исправление ошибочных ударений и произношений.
Упражнения по расширению, уточнению и систематизации словаря
1.Пробор синонимов к слову.
2.Подбор антонимов к слову.
3.Нахождение в тексте слов-синонимов или слов-антонимов.
4.Объяснение значения слов.
5.Соотнесение слова с обобщающим понятием (огурец –овощ, груша –фрукт и т.д.)
6.Расширение объема обобщающего понятия. Например: «Яблоко –это фрукт. А какие еще вы знаете фрукты?»,Бежать- это быстро двигаться. А какие вы еще знаете слова, которые обозначает движение людей или животных .»
7.Придумывание нескольких глаголов к слову – существительному. Например: дождь что делает? –капает, моросит, идет, шумит, льет и т.д.
8.Подбор определений к слову — существительному ( день какой может быть? – солнечный, ветреный, пасмурный и т.д.)
9.К названию животного подобрать название его детёнышей или название его жилища.
10.Подобрать родственные слова к слову (стол –столик, столовая)
11.К двум словам подобрать одно подходящее слово (мальчик, ручей –бежит; ветер, дождь- шумит)
12.Дать характеристику предмета или живого существа.
Упражнения по формированию словоизменения
1.Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. Предлагаемые слова стоят в начальной форме.
2.Вставка в предложение пропущенных слов.
3.Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить , какое из предложений правильное. Например: Осенью с деревьев опали листья . – Осенью с деревьях опали листья.
4.Дополнение предложения с помощью предметной картинки. Предлагается незаконченное предложение и вместо недостающего слова картинка. Следует закончить предложение, поставив название картинки в определенной форме.
5.Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенном падеже.
6.Игра в лото 2 и 5. На картинках изображено разное количество (2 или 5). Логопед называет картинку. Дети находят ее на карточке и называют количество предметов ( 2 гриба или 5 грибов )
- 7. Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций ( положи карандаш на книгу, под книгу, в книгу…)
- 8.Употребление различных предложно – падежных конструкций при выполнении действий ( положи ручку в пенал, на пенал, под пенал…)
- 9.Составление предложений с предложно – падежными конструкциями по специально подобранным картинкам ( ложка в стакане, на стакане, под стаканом…)
10.Ответы на вопросы по картинкам.
11.Называние цвета различных предметов ( красный мак, красная машина, красное платье, красные туфли и т.д.)
- .
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
- ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
- МАГАЗИН «Мебель»
- Цель: учить составлять описательный рассказ с опорой на картинку
Логопед предлагает ребёнку купить мебель в магазине и описать, его , не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.
Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нём удобно сидеть и ещё в нём можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.
«ОДИН — МНОГО»
Цель: упражнять в образовании существительных множественного числа, родительного падежа.
Логопед называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Тот должен назвать этот же предмет во множественном числе.
«У меня один стул, а тебя много…..(стульев)»
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, развивать внимание, память.
Логопед предлагает рассмотреть картинки и закрыть глаза. В это время одна картинка убирается. дети должны угадать, какой предмет отсутствует. «нет стола, нет стула, кровати.»
- «РАЗЛОЖИ ПО СВОИМ МЕСТАМ»
- Цель: упражнять в употреблении существительных с предлогами, развивать слуховое внимание.
- Логопед обращает внимание на беспорядок, оставленный «непослушным ветерком», и предлагает разложить вещи по местам. «Книгу положи в шкаф, мяч — под шкаф, подушку — на кровать»
«ЧТО ОБЩЕГО? ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?»
Цель: упражнять в сравнении двух предметов.
Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними.
«Этот стол большой, а этот маленький. Этот стол журнальный, а этот стол кухонный.»
- «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ»
- Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.
- Логопед предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать мебель. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает
- «У стола нет ножки, шкаф без ручки»
- » У НАС ПОРЯДОК»
- Цель: упражнять в расширении словаря, а употреблении существительных с предлогами.
- Логопед предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.
- «Что можно положить на полку, на стол, в стол, на кровать.»
- КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ
- Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые окончания.
- 1 ВАРИАНТ:
- Взрослый называет родовое понятие слова, с обобщающим значением, дети – слова, относящие к данному роду, к конкретным значением.
- Ведущий: мебель.
Дети: кровать, диван, стул, стол, и т.д.
Ведущий: рыбы.
Дети: карп, карась, ёрш, горбуша и т.д.
2 ВАРИАНТ:
Взрослый называет родовые понятия, а участники – обобщающее слово.
Ведущий: огурец, редис, картофель, и т.д.
Дети: овощи.
Ведущий: яблоко, груша, апельсин, и т.д.
За каждый правильный ответ ребёнок получает фант. Кто ошибается, платит фант. Выигрывает тот, у кого больше фантов.
ИГРА «НАОБОРОТ»
Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.
Водящий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.
Добрый – злой вежливый – грубый
аккуратный – неряшливый трудолюбивый – ленивый
внимательный – рассеянный. и т.д.
вперёд – назад высоко – низко
узкий – широкий верх – низ
вправо – влево и т.д.
день – ночь друг – враг
храбрец трус и т.д.
Скажу я слово «ВЫСОКО»,
А ты ответишь ….. (низко).
- Скажу я слово «ДАЛЕКО»,
- А ты ответишь …… (близко)
- Скажу тебе я слово «ТРУС»,
Ответишь ты ……..(храбрец).
Теперь «НАЧАЛО» я скажу,
Ну, отвечай……..(конец)!
- ИГРА «СКАЖИ ПО — ДРУГОМУ»
- Цель: обогащение словарного запаса ребёнка синонимами.
- Подобрать к названому слову, близкое по значению
- Хмурый -_______________ весёлый — _________________
- Старый — _______________ большой — _________________
- Трусливый — ____________ идти — _____________________
- Бежать — _______________ разговаривать — _____________
- Смеяться — _____________ плакать — __________________
- ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
- Цель: учить выде6лять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
Определите, какое слово лишнее. Назовите это слово. Выигрывает тот, у кого меньше ошибочных ответов.
- Голубой, красный, спелый.
- Кабачок, огурец, лимон.
- Лимон, апельсин, репа.
- Редис, помидор, горох.
- Пасмурно, ненастно, ясно.
- Бежать, лететь, рисовать.
- Гусь, гусыня, гусеница.
- Боль, большой, больница.
- Море, морщины, морской.
- Горесть, угорать, гора.
- Сосна, дерево, деревянный.
- Учить, изучать, зубрить.
- Лес, лесник, лестница.
- Радостный, весёлый, хмурый.
- Деревянный, глиняный, прочный.
- Радость, грусть, боль.
- Смелый, храбрый, трусливый.
- Понедельник, среда, осень.
- Лето, весна, воскресенье.
- Книга, ученик, школьник.
- Вверх, вниз, направо.
- Ишак, индюк, гусь.
- Квакать, кукарекать, говорить.
Перечисленные выше упражнения и игры использую на занятиях, построенных по тематическому принципу. Это позволяет детям отрабатывать лексический материал, упражняться в высказываниях на одну и ту же тему, что также способствует обогащению и активизации словаря.
Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты для уроков чтения, речь учителя
Источник: https://infourok.ru/igri-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-slovarnogo-zapasa-detey-1303087.html
4 простых совета, как увеличить словарный запас ребёнка
Человек с богатым словарным запасом выглядит интеллектуально развитым, эрудированным, таким людям их богатый лексикон помогает делать карьеру. Не удивительно, что каждый любящий родитель заботится о том, чтобы у его ребёнка был хороший словарный запас.
Я хотела бы дать несколько советов мамам и папам о том, как помочь своему ребёнку пополнить словарный запас.
1. Побольше читайте.
Чтение детских книг с ребёнком даёт отличный эффект для развития словарного запаса. Читать нужно не очень быстро, чтобы ребёнок успевал «услышать» новые слова. Если малыш попросит вас объяснить значение какого-нибудь слова, то сделайте паузу и объясните ему это.
2. Говорите со своим ребёнком.
Отмечено, что если у родителей обширный словарный запас, то он передаётся и их детям. Детишки, как губка, впитывают всё, что слышат. Поэтому как можно больше общайтесь с ребёнком, называйте предметы, которые видите, описывайте их.
3. Обсуждайте любую ситуацию.
Вы можете обсуждать со своим малышом любую тему: прочитанную книгу, вид за окном, утренник в детском саду, просмотренный мультфильм и многое другое. Спрашивайте мнение вашего ребёнка, внимательно выслушивайте его, подсказывайте, если малышу трудно подобрать слова.
4. Играйте с малышом.
- Давно доказано, что обучение детей в игровой форме даёт отличный результат.
- Хочу предложить вам подборку игр, которые помогут вашему ребёнку пополнить словарный запас.
- · Игры с игрушками
- «Опиши игрушку».
Взрослый описывает какую-нибудь игрушку. Например, «Это зайка, он мягкий, пушистый, белого цвета. У зайки большие глаза, есть носик, длинные уши, лапки, животик, спинка и короткий хвостик. Зайка очень любит морковку и капусту».
Потом вы просите ребёнка описать другую игрушку в такой же последовательности. Сначала ребёнку будет сложно описывать игрушку самостоятельно, поэтому помогите ему, задавая наводящие вопросы типа «Какой он по цвету?» или «Во что он одет?»
- «Послушай-отгадай».
- Взрослый рассказывает о какой-нибудь игрушке: «Он большой, неуклюжий, косолапый…» а малыш пробует отгадать, кто это.
- После этого ребёнок описывает игрушку вам, а вы отгадываете.
Дети очень любят играть в загадки. Когда ребёнок загадывает вам, сделайте вид, что для вас это очень сложное задание, что вам нужно хорошо подумать, чтобы догадаться, о чём речь. Уверена, что вашему малышу очень понравится такая игра.
· Игры с мячом
«Я знаю 5 названий».
Эта игра известна всем ещё с детства. Но, наверное, никто не задумывался, насколько она полезна для обогащения словарного запаса.
Играя в эту игру, можно пополнять лексикон на различные темы: овощи, автомобили, цветы, посуда, профессии и т.д.
«Назови наоборот».
Взрослый называет любое слово, например, день, и бросает мяч. Ребёнок ловит мяч, называет слово с противоположным значением (ночь) и бросает мяч взрослому.
· Игры со словами
«Что общего?»
Взрослый перечисляет: «Сорока, ворона, голубь, дятел – кто это?» – птицы. «Шкаф, диван, стул, комод — что общего?» – «Это – мебель».
Можно сыграть наоборот, когда ребёнок называет слова, а вы обобщаете.
«Это правда?»
Взрослый произносит фразу следующего характера: «Ромашка и фиалка – это деревья». Ваш малыш должен определить правдивое или ложное это утверждение. Потом можно снова поменяться ролями.
- Общайтесь, играйте с вашими малышами, и они порадуют вас красивой и богатой речью!
- Интересная статья?
- Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b5b2f9424286300a954a66b/5b9e8aacd02e9100aacdb4fe
9 веселых игр для развития словарного запаса у детей
Развитие речи занимает важное место в воспитании детей. Чем лучше ребенок владеет речью, тем уверенней он себя чувствует. Слова помогают малышу-дошкольнику влиться в детский коллектив, общаться со взрослыми, высказывать свои мысли и желания. Хорошо развитая речь поможет ребенку успешно учиться в школе, общаться и самовыражаться.
Прежде всего, на развитие словарного запаса дошкольника влияет его общение с родителями и другими значимыми для него взрослыми.
И тут ребенок впитывает буквально все: как общаются родители между собой, с ним, с другими взрослыми, как отвечают на вопросы ребенка, какой образ жизни сложился в семье.
Не меньшее значение для пополнения словарного запаса ребенка имеют игры для развития речи. Ребенок учится отвечать на вопросы, развивается его слуховое внимание и произношение.
Игры на пополнение словарного запаса
Описываем все, что видим
Играть можно во время прогулки или в магазине, когда перед ребенком находится много предметов. Например, во время покупок он может помочь вам выбирать продукты, попутно рассказывая, что это и где его можно применить.
Не бойтесь знакомить ребенка с новыми сложными словами. Если вы гуляете на природе, попросите ребенка описать облака, деревья, траву, цветы.
Задавайте ему разные уточняющие вопросы: На что похожи облака? Что выше – дерево или дом? Что растет в парке?
Волшебный мешочек
Для этой игры можно взять тканевый мешочек и наполнить его разными предметами. Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает предмет и называет его. С 4-5 лет игру усложняют: ребенок не только называет предмет, но и детально описывает, дает ему характеристику: большой-маленький, шершавый-гладкий, из какого материала изготовлен, какая у него форма, где его можно использовать и т.д.
Закончи предложение
Мама начинает предложение, а ребенок заканчивает. Например:
- Наступило утро и Миша… (проснулся)
- В лесу Катя впервые увидела… (зайчика)
- Набежали тучки и … (пошел дождик)
Чем старше ребенок, тем сложнее будут предложения. Так можно придумать целый рассказ или сказку.
Игры с карточками
- Перед ребенком можно выложить ряд карточек на одну тему (например, животные Африки). Пусть он назовет и опишет животных.
- Подберите карточки на разные темы. Дайте ребенку задание составить по ним рассказ.
Съедобное-несъедобное
Играть можно с несколькими участниками. Один из игроков называет слово и кидает мяч другому игроку. Если слово означало продукт, который можно съесть, то игрок ловит мяч, если нет – то уклоняется от мяча.
- Найди предмет
- Родитель называет какую-нибудь букву, а ребенок должен найти все предметы в доме, котрые начинаются с этой буквы.
- Подбери определение
Родитель называет прилагательное, а ребенок подыскивает к нему существительное. Например, мягкий. Это могут быть: плед, подушка, игрушка, одеяло и т.д. Потом наоборот, ведущий называет существительное, остальные игроки подбирают к нему прилагательные. Яблоко – красное, зеленое, спелое, кислое, сладкое, маленькое и т.д.
Сценка с игрушками
Взяв несколько мягких игрушек или кукол, можно разыграть сценку с малышом. Например, к нему в гости пришли Зайка и Мишка. Подскажите малышу, как принимать гостей: напоить чаем, расспросить, как у них дела.
Так он научится вести диалог и задавать вопросы.
В сюжетно-ролевой игре можно проигрывать разные ситуации, с которыми у ребенка есть трудности (нежелание ходить в детский сад, отказ мыть руки перед едой, страх первым подойти и познакомиться и т.д.).
Сочиняем рифмы
Игра развивает чувство ритма и учит подбирать рифмы к словам, поэтому в игре важно подбирать слова не по смыслу, а в рифму. Например, лягушка – квакушка, Маша – каша, ложка – мошка, куплет – скелет. Сочиняйте небольшие стихотворения:
Весна-красна пришла И цветов нам принесла.
Источник: https://ihappymama.ru/9-veselyh-igr-dlya-razvitiya-slovarnogo-zapasa-u-detej/
11 мощных приемов расширения словарного запаса
Богатейший и красивейший русский язык дает возможность людям, разговаривающим на нем, излагаться разнообразно. Точность формулировок и красивая речь зависят от словарного запаса, которым владеет человек. Чем больше слов он употребляет, тем развитым интеллектуальнее считается. Поэтому важным становится увеличение количества употребляемых слов.
Лексикон: виды
По научному словарный запас носит название лексикон, означающий слова, знакомые индивиду, группе или входящие в язык. Его условно подразделяют на;
- Активный. К первой группе относятся слова, используемые каждый день. Они входят и в письменную, и в устную речь. Признак активного лексикона — свободное употребление, не требующее дополнительного приложения усилий.
- Пассивный. К пассивным относятся понятные слова, встречающиеся в различных источниках, но не используемые в речи, или применяемые, но крайне редко. При необходимости их применяют, но требуются усилия, чтобы вспомнить.
- Внешний. Внешним лексиконом обозначаются неизвестные слова, относящиеся к специфическим областям знаний. Это профессиональные термины, неологизмы и прочее. Вряд ли возможно сделать четкие границы между названными группами. Они скорее шаткие и колеблются в одну или другую стороны. При взрослении и умственном развитии лексикон растет.
Так, если ребенок, идущий в первый класс, владеет двумя тысячами слов, то в последнем это количество уже дорастает пяти тысяч. Тем, кто учится и развивается дальше, словарный запас достигает 10000 слов и более. Тогда большинство из них относятся к пассивному запасу.
Эрудированные люди иногда владеют даже 50000 слов. Но, только малая часть употребляется ежедневно при общении. Остальной лексикон задействуют уже лишь с подобными ему интеллектуалами.
Упражнения для расширения словарного запаса
Следующие упражнения выполняются в письменном или устном виде.
- Существительные. Рассказывают маленькую историю с применением одних только существительных. «День. Труд. Конец. Выход. Дверь. Ключ. Подъезд. Машина. Ключ. Зажигание» и так далее.
- Глаголы. То же, что рассказывалось с использованием существительных, повторяется, только с глаголами.
- Прилагательные и наречия. Затем наступает черед и других частей речи.
- Алфавит. Придумывают связанные слова, которые последовательно начинаются с букв алфавита по порядку. «Алена беседует вечером, гуляя до ели заветной, жестикулируя и красноречиво лелея милые нежные одуванчики. Паша рядом следует, тащит удобный фонарь хромированный, часто цепляя шустрое щебетание экстравагантным юмористическим языком».
- Монофон. Придумывают свою речь, слова которой начинаются на одну букву. Каждое из них связывают между собой, даже если смысл при этом страдает.
Непросто выполнить каждое из упражнений. Зато слова постепенно переходят из пассивного лексикона в активный и происходит его пополнение.
Приемы расширения лексикона без дополнительного времени
Развитие словарного запаса, по сути, необходимо для озвучивания своих мыслей, намерений, анализа и выводов. Умение это подкрепляется практикой и ослабляется при ее отсутствии.
Поэтому, чтобы развивать свою речь, следует постоянно общаться.
Рост словарного запаса обеспечивается: при изучении новых слов, которые мы слышим от собеседников; точных определений, когда слова переводятся из пассивного лексикона в активный.
- Поэтому общаться желательно с непохожими людьми. Это друзья, соседи, сокурсники, товарищи в спортивном зале. Люди, встречающиеся в интернете на форумах и страничках социальных сетей, попутчики и продавцы тоже служат возможностью для общения и как способ расширить свою речь.
- Другой действенный способ пополнить запас слов, на который не требуется уделять специального времени — слушание аудио книг. Это актуально, когда приходится много времени проводить в дороге, за рулем своей машины, идеально для аудиалов (для людей, лучше воспринимающих информацию на слух). В таком формате продаются разнообразные книги: и романы, и афоризмы, и философские учения. Записав на флэшку, можно теперь не скучать в пробке, а слушать увлекательный рассказ. Удобно послушать аудио книги и перед сном.
Пополнение лексикона с выделением времени
Следующие занятия помогут увеличить словарный запас.
- Чтение. Чтение — богатейший источник информации. Книги, газеты, интернет-издания, журналы — везде находятся неисчерпаемые запасы пополнения лексикона. Желательно выделять по часу в день на это увлекательное занятие. Иногда хорошо проговаривать слова вслух.
- Изучение иностранного языка. Не ограничивайте словарный запас знанием одного русского языка. Другие изучать также полезно. Чем больше человек обогащает свою речь, тем лучше обеспечиваются связи, и легче вызывать слова из памяти.
- Игры. Существуют интересные увлекательные лингвистические игры: шарады, головоломки и тому подобное. Когда их угадывают, поневоле интересуются словами и смыслом.
- Дневник. Еще одно полезное занятие — ведение дневника. Когда на курсы иностранного языка ходить невозможно, пишут для себя. Это хороший способ улучшить лексикон, так как делая записи, формулируют мысли, находящиеся в эмоциональной и побудительной сферах.
- Запоминание. Запоминание делает возможным привнесение новых слов в активный запас. Для этого служит способ пересказывания услышанного, заучивание стихов и определений. Он является одним из самых действенных приемов усвоения новых знаний.
Для этого важно:
- ежедневно включать новые слова в речь;
- применять записную книжку, занося туда замысловатые высказывания, слова, фразы с умными выражениями;
- изучать суть новых слов, добавляя прием визуализации;
- запоминать наизусть стихи, цитаты, поговорки и прочее.
Чтобы улучшить лексикон, необходимы осознанные действия. Для достижения красивой речи необходимы постоянные тренировки. Игнорирование новых слов не даст шанс им попасть в активный или пассивный словарный запас. Получается, что тем, кто хочет расширить запас слов и обогатить свой язык, следует предпринимать для этого регулярные волевые усилия.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Источник: https://yourspeech.ru/eloquence/talk/kak-uvelichit-slovarnyj-zapas.html
Как увеличить словарный запас дошкольника
Сколько слов должен знать первоклассник? В норме активный словарный запас ребёнка 6–7 лет насчитывает от 3500 до 7000 слов.
Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребёнка. Статистика неутешительна: в одной только Москве от 70 до 90% старших дошкольников демонстрируют признаки задержки развития речи.
Дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. Прежде всего это отрицательно сказывается на овладении грамотой – школьникам элементарно не хватает знаний, чтобы верно подбирать проверочные слова.
Что же делать? Для расширения словарного запаса просто уместить в памяти ребёнка как можно больше слов к моменту поступления в школу недостаточно. Важно удостовериться, что он правильно понимает их значение и смысловое родство, улавливает многозначность слов и их переносные значения.
Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе
К 5–7 годам ребёнок с развитой речевой функцией хорошо ориентируется в тематических множествах. Он понимает и разделяет:
- понятия времени («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
- пространственное ориентирование («верх», «низ», «лево», «право»);
- числительные, желательно в пределах сотни;
- абстрактные термины из области обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников;
- профессии и виды спорта;
- цвета и оттенки;
- части человеческого тела;
- природные явления;
- бытовые предметы;
- транспортные средства;
- домашних и диких животных, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
- эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний.
Обогащение словаря дошкольника можно начать с ряда несложных речевых упражнений, которые доступны каждому родителю. Главный секрет успеха заключается в их регулярности: лучше заниматься пять минут, но каждый день, чем целый час, но раз в неделю.
- Больше общайтесь с ребёнком. Говорите красиво – подбирайте разнообразные синонимы, используйте прилагательные и метафоры. Словарный запас дошколят преимущественно состоит из существительных и глаголов, предметов и действий. Гораздо труднее запоминаются прилагательные. Эпитеты, сравнения, описания относятся к области абстрактного и требуют больших усилий при запоминании. Чтобы избежать этой проблемы, знакомьте ребёнка с цветом и формой, материалом, запахом, назначением предметов. Не бойтесь использовать незнакомые ему слова и термины. Если малыш не может понять что-то из контекста сказанного, это прекрасный повод объяснить ему значение того или иного слова. Заодно и сами потренируетесь.
- Читайте осознанно. Просто чтения вслух недостаточно. Читайте книги медленно, с выражением и время от времени спрашивайте, понимает ли ребёнок то или иное слово. Вы удивитесь, когда обнаружите, как много «белых пятен» может всплыть в очевидном для вас материале! Объясняйте значение сложных слов по ходу чтения, в следующий раз обязательно задавайте вопросы на закрепление усвоенного материала.
- Рассматривайте и обсуждайте картинки в книгах, вводите в свои описания новые слова и сложные конструкции, задавайте ребёнку наводящие вопросы.
- Поощряйте ребёнка заучивать наизусть стихи. Подбирайте разные стихотворения: смешные, образные, сюжетные. Выбирайте для изучения те, что вызывают у малыша наибольший отклик при первом прочтении.
- Играйте в словарные игры! Специалисты разделяют такие понятия, как активный и пассивный словарный запас. Ребёнок может знать слово, но не употреблять его в речи. Поработать с пассивным словарём и перевести его в активный помогут разные варианты словарных упражнений. Такие, как задания на поиск пропущенного слова. Например: «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы… (ледяная)», «Андерсен написал сказку о стойком… солдатике (оловянном)» и так далее. Больше словарных игр – в следующем разделе статьи!
Словарные игры
Словарные игры не просто полезное, но и увлекательное занятие, которое уместно везде и всегда! В словарные игры можно играть с большими и маленькими, в метро или в машине, в гостях или дома, на прогулке или в очереди.
Это могут быть как настольно-печатные игры – кубики историй, детская «Монополия», всевозможные тематические лото, игра в «Крокодила» (покажи слово), игра «Кто я?» (угадай, что ты за персонаж с помощью наводящих вопросов), так и весёлые игры, не требующие вообще никакого реквизита.
Приведём примеры таких игр:
- Вспоминать слова, которые начинаются на определённую букву. Разминку можно выполнять в формате конкурса, называя слова по очереди. Кто назовёт больше всех – тот выиграл.
- Поиск родственных слов. Если у меня есть ум, то я какой? (Умный.) Если я сделан из стекла, то я какой? (Стеклянный.) И так далее.
- Угадай профессию. Человек, который шьёт одежду, – это… . Человек, который ловит преступников, – это… . И так далее.
- Игра «Загадай предмет» – загадывающий описывает свойства предмета, а остальные угадывают, что это.
- «Я знаю пять…» Каждый участник по очереди называет пять слов из единого смыслового множества: пять городов, пять имён девочек, пять овощей, пять предметов одежды и так далее.
Ещё одна вариация словарных игр – игры с мячом: они не только развивают память, но и тренируют скорость реакции.
- «Съедобное – несъедобное». Ведущий игрок называет любое слово и кидает ребёнку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребёнок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает.
- «Большой – маленький». Ведущий произносит одно слово из пары («палец» или «пальчик», «шкаф» или «шкафчик», «кошка» или «котёнок») и кидает мяч. Ребёнок возвращает мяч, назвав пару для услышанного слова.
- Игра «Скажи наоборот» – поиск антонимичных слов и понятий, например горячо – холодно, день – ночь, смелый – трусливый, бежит – стоит, с обменом мячом по аналогичному принципу.
- «Кто где живёт?» – ведущий бросает мяч и называет какое-то животное, а ребёнок возвращает мяч с ответом на вопрос, где это животное живёт, например лиса – в норе, собака – в конуре, ворона – в гнезде.
- «Назови животное (одежду, блюдо, имя и так далее)». В эту игру можно играть с компанией детей. Кидайте мяч участникам по очереди: поймавший мяч называет слово из заданной тематической группы и бросает мяч обратно. Ребёнок, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается последний оставшийся в игре участник.
Игры со словами полезны как детям, так и взрослым. Они способствуют формированию лексической базы, активизируют навыки словообразования, ускоряют процесс извлечения из памяти, способствуют развитию внимания и логики.
Общайтесь, веселитесь и развивайтесь вместе с ребёнком, и вы сможете абсолютно бесплатно научить его виртуозному владению родным языком – навыку, которому многие взрослые годами учатся за круглые суммы.
Удачи вам и вашим дошкольникам!
Наталья Якунина
Источник: https://shkolaveka.ru/articles/kak-uvelichit-slovarnyj-zapas-rebenka/