Нервно психическое развитие детей: зачем нужно наблюдать за этапами развития ребенка

Наверное, нет большего чуда на планете, чем рождение новой жизни. Удивительно наблюдать, как из нескольких клеточек постепенно формируется, растет и развивается маленький человечек. Родители испытывают необычайную радость, наблюдая за тем, как их чадо первый раз улыбается, делает первый шаг, начинает говорить.

Нервная система маленького ребенка является сверх обучаемой, никогда больше человек не будет развиваться так быстро, как в первые три года своей жизни. Каждому родителю важно понимать, что его малыш растет и развивается нормальными темпами.

Как же оценить гармоничность НПР (или нервно-психического развития) детей разного возраста?

Специфика детской нервной системы

С начала жизни нервная система ребенка все еще находится в процессе созревания, однако, именно она позволяет малышу быстро приспосабливаться к изменившимся условиям жизни. Головной мозг младенца сравнительно тяжелый и составляет примерно одну восьмую от общей массы его тела. А у взрослого человека этот показатель равняется 1 к 40. На протяжении первых пяти лет по мере развития нервной системы у детей активно увеличивается площадь мозговой коры, формируются выраженные извилины. Скорость передачи нервных импульсов у малышей ниже, но уже к 6–9 годам, после окончательного покрытия нервных клеток миелином, она становится такой, как у взрослого человека. К особенностям вегетативной нервной системы у детей, кроме ее незрелости, следует отнести также повышенную возбудимость, значительную выраженность вегетативных реакций, их непостоянство и склонность к генерализации.

Среди анатомо-физиологических особенностей (АФО) нервной системы у детей раннего возраста следует отметить большую зрелость спинного мозга в сравнении с головным. Новорожденный обладает рядом специфических рефлексов (сосательный, поисковый и т.д.), которые пропадают по мере взросления.

Упоминая особенности нервной системы у детей, стоит отметить также незрелость центров коры мозга, что приводит к несовершенному функционированию органов чувств.

В первые три недели жизни, например, все младенцы отличаются светобоязнью, косоглазием, учащением дыхания и вздрагиванием при резких звуках и запахах. Все эти возрастные особенности нервной системы малыша делают ее уязвимой, хрупкой.

Поэтому для нормального формирования психики важно создать для маленького человека комфортную, душевную обстановку с минимальным влиянием стресса.

Типология высших нервных процессов

Нервная система каждого ребенка имеет свои индивидуальные особенности. Ее качества, которые определяют вид ВНД, меняются по мере взросления. Только достигая возраста примерно двадцати двух лет, когда ЦНС созревает окончательно, типы высшей нервной деятельности (ВНД) становятся полностью очерченными.

Например, для детей дошкольного возраста характерным является неуравновешенность тормозящих и возбуждающих реакций, причем, возбуждение всегда преобладает. Поэтому даже у малыша с сильным видом ВНД проявляется слабость различных нейронных процессов.

Зачем нужно знать вид ВНД? Это поможет, в первую очередь, более эффективно организовать для него учебный процесс, позволит избежать перегрузок и стрессов. Например, детки с ВНД слабого типа быстрее утомляются, подвержены неврозам, поэтому длительные, интенсивные нагрузки им противопоказаны.

Дети же сильного типа способны учиться напряженно в течение длительного отрезка времени, сохраняя положительные эмоции.

Типологические особенности высшей нервной деятельности детей можно сгруппировать, выделяя следующие виды:

  • Меланхолик. Это малыш со слабой ВНД понижено-возбудимого характера, с недостаточно устойчивыми, медленно формирующимися условными рефлексами. Дети такого рода говорят тихо и размеренно, с большим трудом привыкают к любым новым изменениям и условиям, в частности к школе.
  • Холерический. Этот вид высшей нервной деятельности у детей является сильным, но неуравновешенным, возбудимым и безудержным, с выраженной недостаточностью процессов торможения. Такие детки крайне вспыльчивы и эмоциональны, склоны к поведенческим аффектам, разговаривают в быстром темпе с интонационными колебаниями и периодическими вскрикиваниями. Учатся они неплохо, но воспитательным процессам поддаются тяжело, к школьным условиям не всегда легко приспосабливаются.
  • Флегматичный. Это уравновешенный, сильный вид ВНД, но медленный, с устойчивыми рефлексами и хорошими тормозными реакциями. Такие малыши красиво разговаривают, неплохо учатся, отличаются примерным поведением, склонны к усидчивости и трудолюбию.
  • Сангвиник. Это малыш с сильным высшим нервным функционированием уравновешенного, быстрого типа, обладающего свойством легко образовывать условные рефлексы. Такие дети рано начинают четко, с верной интонацией разговаривать, владеют широким набором слов, нередко применяют мимику и жестикуляцию во время разговора. Обычно трудностей с воспитанием и поведением сангвиников не возникает.

Как оценить уровень нервно-психического развития ребенка?

Наблюдая за поведением ребенка любого возраста, родители постоянно пытаются оценить, насколько он «нормальный», чем отличается от других детей, нет ли каких-то признаков психических отклонений. Эта патологическая склонность наших мам сравнивать своего ребенка с другими часто приводит к выискиванию несуществующих проблем и тасканию чада по невропатологам.

Следует осознать, что понятие нормы физического и нервно-психического развития детей достаточно относительно. Малыши не могут все, как один, развиваться одинаково. И все же следует знать признаки отставания в развитии, чтобы вовремя их скорректировать.

Однако, оценивать необходимо не только отдельные показатели относительно возраста, но и их динамику в сравнении с предыдущим возрастным отрезком.

Принято выделять следующие периоды развития детской психики:

  • Моторный – это самый первый этап, который длится до года, в этот период малыш овладевает базовыми моторными навыками.
  • Сенсорный – следующий период, длящийся до 3 лет. В это время движения становятся осознанными. Именно на базе сенсомоторного развития формируются все функции психики: сознание, мышление, внимание, когнитивные функции.
  • Аффективный этап – продолжается до двенадцатилетнего возраста, в это время формируется индивидуальная активность.
  • Идеаторный – формируется до 14 лет примерно. В этот период у ребенка проявляются сложные суждения, мысли, формируется личность. Он начинает планировать в уме свои поступки, абстрактно мыслить.

Существует немало различных таблиц, по которым можно отслеживать критерии оценки нервно-психического развития детей раннего возраста.

Для этого оценивают ключевые психомоторные характеристики в определенные возрастные периоды (для ребенка до года это каждый месяц, в течение второго года – каждый квартал, и на третьем году – каждые полгода).

Об отставании или задержке в развитии можно говорить, если ребенок отстает по нескольким показателям на два–три возрастных периода.

Ребенок первого года жизни

Нервно-психическое развитие детей до 1 года происходит наиболее быстрыми темпами. Порой кажется, что буквально на глазах ребенок начинает все больше и больше понимать. И если в утробе матери на формирование функций ЦНС влияет главным образом генетика, то после рождения именно среда, условия жизни ребенка определяют, как эти генетические предпосылки будут проявляться. Несмотря на то, что малыш рождается лишь с набором безусловных рефлексов, спустя всего 30 дней он обзаводится некоторыми условными, в 3 месяца уже развивается функция анализа. На этом этапе малыш достаточно быстро обзаводится привычками, поведенческими навыками, которые будут сопровождать его до старости.

Оценку нервно-психического развития у детей в первые годы жизни может дать только педиатр или детский невролог. Врач анализирует зрительно-слуховые реакции, эмоциональную составляющую, социально-поведенческие характеристики, общую моторику, понимание того, что говорят взрослые, навыки, способности и активную речь.

Нормальное нервно-психическое развитие детей подразумевает, что по окончании первого года жизни малыш уже должен узнавать лица родных на фото, производить выученные игровые движения, ходить без поддержки, выполнять простые поручения, самостоятельно пить из кружки, произносить до 10 простых слов.

Самому порой сложно оценить показатели нервно-психических процессов в таком раннем возрасте. Поэтому следует раз в месяц показывать малыша специалисту.

Развитие психики малыша до трех лет

Интенсивное развитие малышей продолжается на втором году их жизни, особенно в области психомоторики. Условные рефлексы начинают формироваться достаточно быстро, дети с большим интересом познают мир, много улыбаются, постоянно говорят что-то, смеются и вообще всем своим видом выказывают позитивные эмоции.

Малыш постепенно совершенствует навык ходьбы, лучше координирует движения, понимает разговоры взрослых, активно пополняет свой запас слов. В двухлетнем возрасте малыши уже играют в сложные игры, обучаются поведенческим правилам, стремятся к одногодкам, способны выполнять простые просьбы родителей.

На третьем году жизни продолжают активно развиваться и совершенствоваться моторные навыки, речь, игры, способность ориентироваться во внешних условиях. К трем годам нервная система у детей уже развита настолько, что они говорят сложными предложениями, задают родителям массу вопросов, знают цвета и геометрические фигуры.

В 3 года ребенок уже может слепить или нарисовать простые предметы, изобразить определенную игровую роль, воспользоваться салфеткой по мере необходимости, самостоятельно одеться и даже застегнуть пуговицы.

Психологическое и интеллектуальное развитие младших школьников и подростков

Если психическое развитие детей до года оценивается с точки зрения рефлексов, степени развития моторики, аффективной сферы, слуховых и зрительных реакций, то с 5–6 лет ключевое значение в оценке высшей нервной деятельности детей и подростков имеют интеллектуальные способности. Причем, об уровне интеллекта далеко не всегда следует судить по школьным отметкам, ведь здесь немалую роль играют отношения ребенка с учителем, а также психологическая обстановка в семье и учебном заведении.

Для того, чтобы более объективно оценить интеллектуальные способности ребенка, лучше использовать различные психологические тесты, личностные опросники и специализированные анкеты.

Если результаты такого тестирования свидетельствуют о некоторой задержке психического развития, то первым делом необходимо оценить обстановку, в которой ребенок живет и учится, после чего направить его к психологу либо невропатологу.

Кроме интеллекта важно также отслеживать гармоничность развития по всем сферам психики, эмоциональное состояние школьников и характерологические особенности (застенчивость, тревожность, негативизм), которые повышают риск развития психоневрологических расстройств.

Что влияет на процесс психического развития ребенка?

Каждый родитель переживает, чтобы его малыш не отставал в развитии от сверстников, ведь это чревато депрессией и другими проблемами психологического характера. Развивающийся детский мозг, формирующийся интеллект особо подвержен внешним и внутренним влияниям.

К эндогенным факторам можно отнести ряд наследственных нарушений нервно-психического развития детей, которые могут проявиться не только с рождения, но и гораздо позже. В самом начале жизни малыша важно учитывать такую анатомо-физиологическую особенность, как повышенную чувствительность к высоким температурам.

Маленький ребенок лучше переносит холод, чем жару, поэтому нужно постараться избегать перегрева младенца. С малышом обязательно нужно играть в развивающие игры, учить его простым навыкам, уделять особое внимание мелкой моторике. Проблемы психического характера могут образоваться также вследствие пробелов в воспитании.

Например, рано развившийся высокий интеллект на фоне недостатка моральных и этических качеств может привести к асоциальным или жестоким поступкам.

Большое влияние на психику оказывают также психологически травмирующие события, особенно в кризисные периоды (дошкольный, подростковый). Гигиена нервной системы детей – крайне важное условие для гармоничного становления детской психики. Необходимо соблюдать правильный режим занятий, отдыха в течение учебного года и летом, физических нагрузок и прогулок на свежем воздухе.

Читайте также:  Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителями

Родителям нужно осознать, что когда характер ребенка будет уже полностью сформированным, повлиять на его слабые стороны будет непросто. Именно забота и внимание родителей в период созревания личности являются залогом здоровой детской психики.

Источник: https://vseostresse.ru/nervnye-rasstrojstva/nervno-psihicheskoe-razvitie-detej.html

Этапы психического развития ребенка — Развитие детей

    Развитие ребенка сводится к совершенствованию физического, эмоционального, умственного, а также социального воспитания личности. Именно эти показатели оценивают при определении своевременности психического развития детей, которое разделяют на несколько этапов, знаменующих те или иные новообразования в поведении ребенка и его отношения к окружающему миру.

Этапы психического развития ребенка — Возрастные периоды развития

  Основные этапы психического развития ребенка сводятся к следующим:

  • младенчества (от рождения до года);
  • раннего детства (1-3 года);
  • дошкольного детства (3-7 лет);
  • школьный (7-12 лет);
  • пубертатный (12-16 лет).

  Психического развития ребенка в период младенчества

    Один из основных этапов развития, в период которого ребенок начинает изучать свои физические возможности и происходит становления эмоциональных связей с близкими людьми. Это наиболее яркие из приобретений в период младенчества. В первый год жизни физические показатели развития выходят на первый план, и их оценка становится ведущей в общем анализе психоэмоционального развития. Также показателем нормального формирования личности является способность малыша адекватно реагировать на окружающих. К примеру, в возрасте 9-10 месяцев малыш очень привязан к маме, а к незнакомым людям относится с настороженностью.

 Развития ребенка в период раннего детства

    На смену манипулятивной приходит предметная деятельность. Для оценки психической развитости ребенка акцент делают на определении степени владения соотносящимися и орудийными действиями.

В первом случае ребенок без проблем может собрать пирамидку, закрывать и открывать коробку, а во втором — умеет пользоваться ложкой или лопаточкой в процессе игры в песочнице.

Ребенок уже достаточно развит к концу этого периода, он уже овладел всеми физическими навыками и может некоторые действия выполнять самостоятельно. Кроме того, как средство общения с окружающими активно используется речь.

  Психического развития ребенка в период дошкольного возраста

     Игра становится ведущей деятельностью, ребенок уже может определить и сопоставить свои желания и потребности, а также поставить в приоритет наиболее значимые для себя. Активно проявляется самостоятельность и потребность в ней. Импульсивность и ситуативность действий сменяется личностным восприятием своих действий и себя. Начинает активно проявляться стремление воплотить свои замыслы и создать что-то отличное от всего прочего (например, собрать конструктор не по образцу, а по собственному представлению).

  Психического развития ребенка в Младшем школьном возрасте

    На первый план выходит учебная деятельность.

Происходит оценивание себя, как части общества, процесс становления в социуме, завоевание в нем удобных и комфортных позиций для ребенка.

Мышление в этот период становится словесно-логическим, а к окончанию младшего школьного возраста приобретает индивидуальный характер (теоретический, аналитический, творческий).

  Психического развития ребенка в пубертатный период

    Все этапы психического развития ребенка подошли к концу. Теперь подросток оценивает себя как взрослого, самостоятельного человека, который вполне может обойтись без помощи взрослых. Кроме того, это возраст интенсивных изменений в физическом развитии, период начала «взрослой» жизни.

Кризисы развития у детей

 Возрастные этапы психического развития весьма усреднены и, как правило, переход от одного периода к другому знаменуется возрастными кризисами развития.

Кризис представляет собой «сбой» в психическом развитии личности, когда ребенок испытывает дискомфорт от своего прошлого общения с окружающим миром с высоты вновь приобретенных знаний и умений, то есть происходит некое несоответствие действительности и переоценка ценностей.

   Во взрослении детей выделяют около 5 кризисов взросления. Очень заметен переходный возраст, а также кризис 7-ми и 3-х лет. У многих деток переход от одного периода к другому протекает без каких-либо изменений в поведении, но это не значит, что развития личности не происходит просто оно проходит в легкой, мягкой форме.

Такое совершенствование личности наиболее комфортно как для самого ребенка, так и для его родителей. В случае с очень жестким и неоднозначным поведением также не стоит переживать и отчаиваться, ведь это свидетельствует о нормальном и правильном развитии психики.

В любом случае от родителей требуется внимание, забота, понимание и поддержка своего ребенка в столь нелегкий период его жизни.

  • ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ
  • КРИЗИС 6 ЛЕТ У РЕБЕНКА

Источник: http://razvitiedetei.info/psixicheskoe-razvitie/etapy-psixicheskogo-razvitiya-rebenka.html

Показатели и критерии оценки нервно-психического развития детей

Здравствуйте, друзья и читатели гости сайта «Семья и детство»! Сегодня хочеться рассмотреть такую тему, как нервно психическое развитие детей. Любая мама переживает за свое чадо, все ли в порядке с его развитием,  а особенно когда малыши еще в младенческом возрасте. 

Ведь именно в младенчестве закладывается набор физических, психических и когнитивных способностей. Как это оценить?   Стоит учитывать и общие закономерности, и индивидуальные особенности.

Ученый Локк выдвинул теорию, по которой младенец считается «чистой доской», поэтому все зависит от воспитания и окружения. Психика может быть нарушена, например, при жестоком обращении, но она поддается восстановлению, если устранить причину отклонений.

Оценка умственного и психического раннего развития детей

Оценка умственного и психического раннего развития детей происходит по определенным критериям:

  • как выражены рефлексы;
  • формирование навыков.

Диагностику проводят специалисты, но можно отслеживать этапы развития ребенка и самим, чтобы вовремя выявить возможные нарушения.

Эти показатели можно наглядно представить в виде таблицы:

Рефлексы Навыки
        Новорожденный Спинальный, сосательный, поисковый, ротовой. Малыш осваивает подготовку к кормлению, поворачивает головку, если кто-то подходит к его кроватке, фиксирует внимание на окружающих.
3 месяца Хватательный, Ландау (ребенок держит голову, опираясь на ручки). Кроха начинает активно общаться с близкими, улыбается им, разговаривает на своем языке (гулит). Его интересуют окружающие предметы, которые хочется непременно потрогать и схватить.
6 месяцев Малыш умеет поворачиваться с одного бока на другой, поднимать ножки. Увеличиваются эмоциональность, подвижность. Ребенок бодрствует более продолжительное время.
1 год Малыш уверенно ползает, встает на ножки. Он различает голоса мамы и папы, узнает близких, требует их внимания, радуется общению. Развивается пассивный словарь, ребенок начинает понимать речь.

В раннем детстве (до трехлетнего возраста) ребенок начинает осознавать себя, как личность. Он гордо говорит: «Я пошел», вместо «Миша пошел». Продолжается увлекательный процесс познания окружающего.

У детей к шести годам окончательно миелинизирутся волокна головного мозга. Ребенок дошкольного возраста к началу обучения овладевает основными жизненно важными навыками и может в случае необходимости действовать самостоятельно, обеспечивая свою жизнедеятельность.

Чтобы воспитать психически здоровую личность, важно обращать внимание на несколько важных аспектов:

  • Нужно учить детей оценивать слова и поступки окружающих. Безоговорочное доверие не всегда является правильной стратегией поведения. Как говорится, доверяй, но проверяй.
  • Стоит исключить любые экстремальные ситуации, которые негативно влияют на эмоционально-психическое состояние ребенка. Малышу необходима спокойная, комфортная обстановка и любовь родителей.
  • Чтобы ребенок лучше усваивал правила поведения, не стоит скупиться на похвалу. Поощрение хороших поступков куда эффективнее, чем наказание за провинность. Хорошее слово каждому приятно, у малыша появляется стимул поступать правильно.

По каким критериям оценивается нервно-психическое развитие

Каждый ребенок индивидуален, с этим не поспоришь. Но развиваются все по-разному, своими темпами. Одни навыки приобретаются позже, другие – раньше возрастных норм. Учитывается возраст, психологические особенности, пол малыша. Учитывая эти показатели, устанавливаются нормы становления нервно-психической сферы.

При отклонениях в развитии психики ребенку необходима квалифицированная помощь психотерапевта. Особенно это актуально рисиндроме жестокого обращения, врожденных аномалиях и нарушениях, неврозах, психических травмах, стрессах.

К сожалению, иногда нервно-психическое развитие идет не по тому пути, как ему положено в норме.

Среди нарушений можно отметить:

  • олигофрению (умственную отсталость);
  • задержку развития (ЗПР);
  • отклонения при нарушениях слуха, зрения, соматических заболеваниях;
  • проявления раннего детского аутизма;
  • дисгармоническое развитие личности.

Как предотвратить личностную деградацию

При контроле за развитием ребенка можно и нужно замечать отклонения в развитии психики. Если кажется, что что-то идет не так, как положено, необходима консультация специалистов.

На ребенка будет заведена диагностическая карта, чтобы отслеживать положительную и отрицательную динамику.

Если выявлены отклонения, не стоит отказываться от немедленной психологической помощи, чем раньше, тем лучше.

Вывод

Именно от родителей напрямую зависит, как сложится судьба ребенка, каким будет его жизненный путь. Если нет органических поражений головного мозга, особенности нервно-психического развития не должны расходиться с возрастными нормами.

Если ребенок отстает от сверстников, то может не успеть овладеть определенными навыками, ведь всему свой час, не стоит его упускать и отклоняться от временных рамок. Опережение тоже не всегда идет на пользу.

Некоторые так зациклены на воспитании «маленького гения», что перегружают малыша лавинами информации, а это губительно действует на психику, ребенок может просто-напросто «выгореть». Следует избегать как «эмоциональных встрясок», так и слишком сильных умственных нагрузок.

Для гармоничного нервно-психического развития нужно правильно подбирать методы и темпы, не забывая о возрастных и индивидуальных особенностях. Это очень важно, ведь в детстве закладывается личность, а ее эмоционально-психическое здоровье значительно повышает качество жизни.

На сегодня все. Надеюсь данная статья Вам понравилась. Не забудьте поделиться статьей с друзьями в социальных сетях, а также подписывайтесь на обновление блога. Все пока, пока, до новых встреч.

Похожие темы:

С Уважением Екатерина Богданова.

Источник: https://semya-i-detstvo.ru/nervno-psixicheskoe-razvitie-detej.html

Нервно-психическое развитие детей

Несмотря на кажущуюся беспомощность и слабость, новорожденный обладает всеми необходимыми характеристиками и механизмами, дающими ему возможность сохранить жизнь и расти. Основную роль в этом играют безусловные рефлексы, обеспечиваемые работой нервной системы и служащие не только для защиты, контакта с окружающими предметами и питания, но и становящиеся впоследствии фундаментом для формирования более сложных видов и форм нервно-психической деятельности.

Данная статья посвящена закономерностям и факторам психического развития ребенка, в ней мы поговорим о кризисах и отклонениях в психическом развитии ребенка, рассмотрим индивидуальные особенности психического развития детей.

Основные факторы и закономерность психического развития ребенка

Скорость развития нервной системы человека обратно пропорциональна возрасту. Это значит, что, чем младше ребенок, тем быстрее проходят процессы развития.

В первый год жизни кроха приобретает очень много условных рефлексов, определяющих способы поведения в различных ситуациях. Приобретенные навыки и привычки в дальнейшем также играют существенную роль, во многом определяя манеру поведения и типичные для малыша способы реакции.

Именно поэтому так важно с самого раннего детства контролировать не только физическое, но и психическое развитие малыша, демонстрировать ему правильный пример и прививать надлежащие способы поведения. Ведь приобретенные в детстве привычки очень часто сохраняются всю жизнь.

Читайте также:  Развитие ребенка на 6 месяце: активность малыша и умственное развитие

Очень важную роль в развитии ребенка играет речь. Формирование способности к речи возможно благодаря постепенному развитию анализаторной и сенсорной функции мозга. Но точно в такой же мере речь является результатом воспитательной активности, общения крохи со взрослыми. Без постоянного контакта со взрослыми формирование речи ребенка невозможно.

По данным ученых, в последние годы в психическом развитии детей наблюдаются следующие тенденции:

  • астенизация (увеличение количества детей с астеническим телосложением);
  • андрогиния (размытие половых различий);
  • замедление акселерации развития и роста детей;
  • учащение случаев отставания в физическом развитии, сниженной массы тела и роста;
  • грацилизация (уменьшение массы мышц);
  • ювенилизация (увеличение числа детей с повышенным и высоким уровнем интеллекта).

Четких возрастных границ и норм психического развития не существует. Нервная система человека – необычайно сложный механизм. Практически у каждого ребенка есть индивидуальные особенности развития, не укладывающиеся в строгие рамки, но общие закономерности, порядок и примерные «нижние» и «верхние» возрастные границы всех этапов развития определены.

Существуют несколько «переходных», кризисных периодов развития ребенка. Сложность их заключается в том, что в такие периоды поведение малыша меняется, становится менее предсказуемым и управляемым. Родители, не знающие о существовании таких кризисов часто сталкиваются со множеством проблем, вплоть до потери способности контролировать собственного ребенка и находить с ним общий язык.

Кризисы психического развития:

  1. Кризис одного года. Он связан с расширением самостоятельности малыша. Ребенок уже не зависит полностью от матери, он может сам кушать, передвигаться, брать предметы и играть с ними. Но речь развита еще не слишком хорошо, и в ответ на непонимание со стороны окружающих часто наблюдаются вспышки злости, агрессии, нервозности.
  2. Кризис трех лет. Это кризис выделения собственного «Я». Главные проблемы этого периода проявляются в таких формах поведения малыша: своеволие, негативизм, строптивость, обесценивание, упрямство, деспотизм, протест-бунт.
  3. Кризис семи лет. Период, когда ребенок утрачивает детскую непосредственность и приобретает «социальное Я». Появляется манерность, паясничанье, вертлявость, клоунада, поведение становится неестественным, натянутым и т.д. Авторитет родителей частично поддается сомнению, уступает место авторитету нового взрослого в жизни ребенка – учителя.
  4. Подростковый возраст часто называют «затянувшимся кризисом». В самом деле, в воспитании подростков очень много «подводных камней» и тонкостей. Самое главное, что должны помнить родители – ребенок является полноценной личностью, которая заслуживает на любовь и уважение, и имеет право на ошибки.

Для обеспечения нормального психического развития детей в любом возрасте необычайно важны дружественные отношения с родителями, контакт со взрослыми, благоприятная эмоциональная обстановка в семье и возможность чувствовать себя свободным, полноценным человеком.

Родителям стоит изучать особенности развития детей разного возраста, интересоваться вопросами теории воспитания, наблюдать за своими детьми, а в случае появления признаков отклонений в развитии или прочих тревожных симптомов, не паниковать и своевременно обращаться в врачу.

Источник: https://womanadvice.ru/nervno-psihicheskoe-razvitie-detey

Особенности нервно-психического развития детей разного возраста

Нервная система имеет огромную роль в организме маленького человека – она регулирует жизненно необходимые функции и обеспечивает их нормальную деятельность. Поэтому за нервно-психическим (психомоторным) развитием у детей любого возраста, надо наблюдать. Нервно-психическое развитие детей имеет этапы, характерные для разных возрастных периодов. Чтобы контролировать правильность развития, необходимо знать особенности и признаки каждого этапа. Особенно, это касается детей, которые входят в группу риска.

Факторы риска неправильного психического развития

Существует некоторые факторы, которые оказывают влияние на нервно-психическое развитие и могут нарушать его. К ним относят:

  • Преждевременные роды;
  • Инфекционные заболевания у матери во время беременности и внутриутробное инфицирование;
  • Родовые травмы;
  • Хронические заболевания у матери, особенно сахарный диабет, токсоплазмоз, пороки сердца, анемия и др.;
  • Прием лекарственных средств, не рекомендуемых при беременности или плохо изученных;
  • Различные патологии во время беременности, которые повлияли на развитие мозга или вызвали его повреждение;
  • Вредные привычки у родителей ребенка – курение, наркомания, алкоголизм;
  • Профессиональные вредности у матери и тяжелый физический труд;
  • Многоплодие, переношенная беременность;
  • Отягощенный акушерский анамнез: период между родами у матери менее двух лет, угроза прерывания беременности, поздние роды;
  • Стрессовые ситуации и депрессивные состояния матери во время беременности.

Эти и другие факторы оказывают существенное влияние на развитие ребенка. В первые месяцы и даже годы жизни, нарушения могут не проявляться. Однако, за группой риска следует осуществлять особый контроль. Для этого необходимо использовать данные об этапах развития и различные особенности периодов жизни ребенка, составленные психологами и неврологами.

В педиатрии для оценки психомоторного развития используют следующие критерии:

  • Статика;
  • Речевые особенности;
  • Условные рефлексы;
  • Моторика;
  • Высшая нервная деятельность.

Для каждого этапа жизни показатели будут различными.

Развитие детей до 1 года

Первые месяцы жизни ребенка – очень ответственный этап. В течение первого года происходят колоссальные изменения и большой скачок в развитии детей. Можно выделить некоторые основные особенности, характеризующие данный этап, который называют моторным. Поскольку на данном этапе происходит наиболее интенсивный рост и развитие, его принято разделять по месяцам.

На свет ребенок появляется только с безусловными рефлексами: глотательный, защитный, сосательный, мигательный, хватательный. У здорового ребенка, они должны быть хорошо выражены. Также должны быть четко выражены вкусовые, осязательные и обонятельные рецепторы, реакция на боль.

В возрасте 4-х месяцев происходят значительные изменения в развитии. Ребенок должен уметь поворачиваться на бок из положения лежа – на спине, хорошо держать голову в вертикальном положении, двигать руками и ногами в состоянии бодрствования. Кроме того, проявляются следующие признаки развития:

  1. Ребенка интересуют окружающие предметы, которые он пытается захватить;
  2. Узнает знакомые голоса и улыбается им;
  3. Лепечет, смеется;
  4. Лежа на спине, приподнимает голову;
  5. При звуках музыки начинает с интересом прислушиваться.

Следующий возраст, когда изменения наиболее ярко выражены – это 7 месяцев. В этот период малыш умеет следующее:

  1. Самостоятельно сидеть в течение нескольких минут;
  2. Брать в руки интересующие предметы;
  3. Узнавать знакомых людей;
  4. В большинстве времени быть бодрым и иметь хорошее настроение;
  5. Свободно переворачивать со спины на бок и обратно;
  6. Произносить различные звуки.

В 8 месяцев ребенок начинает ползать, может с легкость поворачиваться на живот и обратно. В 9 месяцев малыш уверенно сидит, начинается приучение к горшку, произносит отдельные слоги, стоит на ногах по 10-15 минут. В 11 месяцев он может довольно долго стоять, держась за опору, произносить отдельные простые слова, делать по несколько шагов без посторонней помощи.

К году ребенок обладает следующими навыками:

  1. Ходит без опоры и помощи;
  2. Пьет из чашки;
  3. Понимает слова;
  4. Подражает взрослым;
  5. Пытается бегать;
  6. Просится на горшок;
  7. Говорит отдельные слова.

На данном этапе немаловажную роль играет воспитание. Родителями должны быть созданы условия, обеспечивающих правильное развитие.

Дети от года до трех

Данный этап принято называть сенсорным. В возрасте от одного года до 3-х закладывается фундамент в психике ребенка. Зависит он от различных приобретений – ребенок учится общаться и осознавать окружающий его мир. Особенностями психики ребенка в этом возрасте можно назвать следующие проявления и умения:

  • Формируется предметная деятельность, ребенок изучает назначения предметов и пытается их применять;
  • Происходит общение со взрослыми и сверстниками;
  • Начинает развиваться игровая деятельность;
  • Проявляются личные желания и действия, малыш начинает осознавать себя.

Проявления замкнутости, отказа от игры и общения могут быть признаками отклонений в нервно-психическом развитии.

Аффективный этап развития – 3-12 лет

Поскольку данный этап имеет очень большой разрыв в возрасте, то его принято разделять на группы.

Дошкольная группа 3-7 лет

В этом возрасте дети начинают приобретать некоторую самостоятельность. Под воздействием впечатлений от прочитанных для них книг и из других источников информации, они познают окружающий мир и начинают вникать в общественную жизнь.

Хорошо в этом возрасте развиваются художественные и простые трудовые навыки. Дети учатся лепить, рисовать, конструировать, петь. Хорошо развивается мышление. Важно обеспечить в этом возрасте ребенку доступ к информации и помогать ее усваивать.

Развитие 7-12 лет

Деятельность детей все более приобретает самостоятельность. Формируется и проявляется характер. В этом возрасте большое значение имеет игровая деятельность. Если в периоде от 3 до 7 лет, она чаще всего начиналась с действий взрослых, то после 7 лет становится все более самостоятельной. В игре дети подражают взрослым, воспроизводят знакомые ситуации.

В данный период очень интенсивно происходит обучение детей. Они поглощают знания, приобретают все новые умения. На данном этапе очень важно контролировать учебный процесс, продолжать воспитание, прививать новые трудовые навыки, характерные для данного возраста.

После 12 лет начинается довольно сложный период, который относят к уже подростковому. Происходит окончательное становление характера.

Помощь в психомоторном развитии

Родители должны на любом этапе оказывать помощь в нервно-психическому развитию ребенка, поскольку нарушения могут происходить не только под воздействием физических факторов, но и из-за недостаточной помощи и воспитания. Часто, в развитии отстают дети из неблагополучных семей или растущие в тяжелой окружающей психологической обстановке.

Источник: https://ne-skuchno.ru/krasota/osobennosti-nervno-psixicheskogo-razvitiya-detej-raznogo-vozrasta.html

Особенности нервно-психического развития детей

На момент рождения масса головного мозга малыша составляет одну десятую массы тела. К девяти месяцам масса головного мозга удваивается. К трем годам – утраивается. Масса мозга взрослого человека равна 1/40 массы тела. Получается, что на один килограмм массы тела новорожденного приходится примерно 109 грамм вещества мозга, а у взрослого – только 20-25 грамм.

Во внутриутробном периоде отделы головного мозга формируются из пяти мозговых пузырей. Но ко дню рождения ребенка на свет формирование мозга еще не заканчивается. Существуют определенные возрастные особенности анатомии органов центральной нервной системы:

  1. Извилины полушарий головного мозга и крупные борозды между этими извилинами имеют малую высоту, а также глубину. Число мелких борозд невелико. Но их количество увеличивается в первые месяцы жизни;
  2. Малые размеры лобной доли и большие затылочной доли по сравнению с этими же отделами мозга взрослого;
  3. Слабое развитие мозжечка. Его полушария малого размера, кора тонкая, борозды поверхностные;
  4. Относительно большой объем боковых желудочков мозга.

В самом начале жизненного пути серое вещество мозга малыша еще плохо отграничено от белого. Полная дифференцировка коры заканчивается к школьному возрасту. Только к восьми годам жизни кора головного мозга маленького человечка по макро- и микроскопическому строению становится похожей на кору взрослого.

Филогенетически ранние структуры на момент рождения сформированы лучше. Ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг в анатомо-функциональном состоянии являются более зрелыми, чем кора головного мозга, пирамидные пути и полосатое тело. Из-за этих факторов на момент рождения жизнеобеспечивающая активность регулируется на подкорковом уровне.

Читайте также:  5 й месяц развития ребенка: изменение физических показателей и обретение новых навыков

У детей до года сохраняются некоторые рефлексы, которые в процессе взросления утрачивают свою значимость и редуцируются. Например, ладонно-ротовой рефлекс в первые месяца жизни обеспечивает потребность в питании.

А рефлекс автоматической ходьбы, который проявляется еще во внутриутробном периоде развития, подготавливает малыша к будущему прямохождению.

В дальнейшем формируются условные рефлексы, которые и будут помогать ребенку адаптироваться в новой обстановке и давать оценку изменяющимся окружающим условиям.

В период раннего детства образуются устойчивые условные связи формирующейся личности с социумом. Дети крайне быстро учатся.

С годами скорость формирования когнитивных навыков уменьшается в геометрической прогрессии. А те навыки и модели поведения, которые были получены в возрасте до трех лет, остаются на всю жизнь.

До начала второго месяца жизни у малыша вырабатывается несколько элементарных условных рефлексов. А к концу третьего месяца появляется возможность сформировать уже сложные, дифференцированные рефлексы. Это указывает на стремительное развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Новорожденный еще не может дифференцировать сигналы, поступающие с разных органов чувств. В этот период ребенок воспринимает мир генерализовано.

И только после двухмесячного возраста начинает выделять определенные моменты окружающей его обстановки (мать, игрушки, питание).

С ростом и развитием маленького человечка отмирает много миллионов нервных клеток – нейронов.

Вместе с тем происходит формирование межнейронных связей. С этим процессом развивается память.

Чем младше дитя, тем быстрее происходит развитие нервной системы. Самый интенсивный период развития – первые три месяца жизни малыша.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, благодаря этому орган обеспечивается обильным поступлением кислорода и глюкозы. А вот у детей первого года жизни венозный отток через диплоические вены (как у взрослых) затруднен.

Эти вены окончательно формируются только к закрытию родничков. К тому же гематоэнцефалический барьер полностью формируется к трем годам.

Поэтому головной мозг детей в этом возрасте особо подвержен интоксикационным факторам (нейротоксикозу).

С двухлетнего возраста мозг ребенка уже достаточно созрел для формирования второй сигнальной системы – речи. Основной вклад в становление лингвистических навыков вносит общение малыша со взрослыми: родителями, родственниками, воспитателями.

Как формируется личность ребенка

Формирование личности – сложный и многостадийный процесс, при котором закономерно образуются сложные связи человека как личности с объективным миром.

Как мы уже говорили, согласно теории Локка tabula rasa, наша психика (от психос – душа) является «чистой доской».

И в процессе жизни все, с чем сталкивается человек, оставляет на этой доске свой отпечаток. В детстве эти следы наиболее яркие.

Чтобы ребенок правильно развивался, ему требуется четкий распорядок дня – режим. Малышу специально и произвольно прививаются хорошие и плохие навыки. Родители должны создать комфортные условия для того, чтобы смогли сформироваться речь, целенаправленная двигательная активность, правильное физическое и психическое развитие.

Имеется несколько подходов к описанию этапов становления личности. Не все они понятны и однозначны. К примеру, согласно теории психического развития детей Фрейда, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:

  1. оральную;
  2. анальную;
  3. фаллическую;
  4. латентную;
  5. генитальную.

Но как одни из самых подходящих, можно выделить этапы «рождения личности» по Леонтьеву:

  1. Первое «рождение» личности в дошкольном возрасте. В это время ребенок впервые соотносит личные мотивы и потребности с социальными правилами. И подчиняется этим социальным требованиям;
  2. В подростковом периоде происходит второе «рождение» личности. Оно непосредственно связано с качеством воспитания. То, что было вложено в ребенка за предыдущие годы развития, рождается в форме его почти сформированной личности. Маленький человечек осознает свои мотивы, может предпочитать их или подчинять. Появляется саморуководство и самосознание. Из-за этого ребенок начинает нести уголовную ответственность и отвечать за некоторые проступки согласно закону. 

С точки зрения этой теории психического развития, личность ребенка переживает два кризисных момента: первый в дошкольном возрасте и второй в подростковом.

Однако концепция этой теории не описывает психическое развитие в младенческом возрасте. А это также важно для целостного понимания всего, что может произойти с растущим организмом.

Потому что основы для формирования личности закладываются еще когда малыш даже не умеет ходить.

Теории психического развития описывают идеальные последовательные стадии, через которые должен пройти ребенок в свое время. Аспекты, которые необходимы для успешного формирования здоровой личности:

  • Доверие. Это первое из личностных качеств, чему следует обучать ребенка. Малыш должен научиться отграничивать те ситуации, в которых можно безоговорочно доверять, и те, где следует быть повнимательнее к словам и поступкам окружающих. 
  • Безопасность. В грудном возрасте нельзя подвергать детей экстремальным ситуациям. Единственное, что требуется для них в этом периоде жизни, – находиться в спокойной и безопасной обстановке с любящими родителями.
  • Инициативность. Нужно хвалить ребенка за хорошие поступки, побуждая его всегда поступать правильно. Часто родители забывают это делать (хотя наказание они всегда практикуют).

Как оценить нервно-психическое развитие ребенка

Индивидуальность каждого малыша неоспорима. Но темпы развития у всех детей разные. Определенные навыки ребенок может приобретать раньше нормы, а другие – позже. Как бы там ни было, рост и созревание личности должны быть адекватны возрасту, полу, психологическим особенностям маленького человека.При этом играет важную роль и гармоничное развитие нервно-психической сферы.

Отставание в развитии заставляет родителей задуматься о возможных причинах. Какие-то навыки могут опережать возрастные нормы, а другие – не дотягиваться до стандартов. Но если малыш отстает по нескольким параметрам, родителям следует задуматься, все ли они делают правильно в воспитании наследника.

Грудной возраст

В возрасте до одного года малыш переживает множество изменений. Во время рождения его изгоняют из «рая», заставляют самостоятельно дышать и питаться. В дальнейшем он за пару недель учится улыбаться, за месяц – держать головку, за полгода – сидеть, за десять месяцев – стоять. И завершающим этапом грудного возраста является приобретение навыка ходьбы.

Раннее детство

Раннее детство – это возраст от одного до трех лет. В этот период ребенок усилено познает окружающий мир, знакомится с людьми вокруг него. Теперь он осознает свое «Я» не как что-то объединенное с личностью матери, а в качестве отдельного персонажа. То есть себя. В период до трех лет малыш должен перестать говорить о себе в третьем лице.

Дошкольный возраст

От трех до шести лет происходит окончательная миелинизация волокон, мозг ребенка почти зрелый, сформированы жизненно важные навыки. Психическое развитие ребенка к шести годам достигает такой степени, что при отсутствии взрослых, этот маленький человек может полностью обеспечить свою жизнедеятельность.

В этом возрасте для родителей важно развивать когнитивные способности их малыша. Не вариант, когда родители садят свое дитя перед телевизором, вместо того чтобы почитать с ним книгу. То, сколько сможет познать ребенок в этом возрасте еще до похода в школу, во многом определит его дальнейшую жизнь.

Для его мозга в это время нет никакой разницы, запоминает ли он слова из ненормативной лексики или учит песенку про елочку. Приоритеты для этой растущей личности еще до конца не расставлены.

От родителей лишь требуется не влиять через призму своего понимания на то, каким человеком будет их ребенок, а направлять плывущий корабль детства через море навыков и океан любви.

С научной точки зрения игры имеют огромное значение для психического развития ребенка. В этом возрасте психическое развитие дошкольника уже почти готово к началу систематизированного образовательного процесса в учебных учреждениях. Детям предлагаются игры, которые:

  1. развивают мелкую моторику пальцев;
  2. увеличивают ассоциативный ряд;
  3. помогают решать логические задачи невысокой сложности;
  4. развивают внимание.

Таблица нервно-психического развитие детей в разные возрастные периоды

Подходы в психотерапии детских неврозов

Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии.

В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами.

Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.

Этапы психотерапевтической помощи:

  1. контакт;
  2. контракт;
  3. собственно психотерапия;
  4. завершение и окончание.

Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:

  1. арт-терапия;
  2. внушение (суггестия);
  3. игровая терапия;
  4. музыкотерапия;
  5. психотерапия творческим самовыражением;
  6. дебрифинг.

Подробно следует остановиться на тех методах психотерапии, которыми могут заниматься родители дома. 

Например, во время арт-терапии малыш на подсознательном уровне изображает беспокоящие его ситуации.

Метод особо важен для детей, находящихся в состоянии острого стресса. При этом происходит выплеск эмоций посредством рисунков. К тому же, такой метод психотерапии развивает самопознание и самоактуализацию.

Какие бывают нарушения нервно-психического развития

К нарушениям нервно-психического развития детей относятся:

  1. олигофрения;
  2. синдром задержки психического развития;
  3. дефицитарное развитие (при нарушении слуха, зрения или хронических соматических патологиях);
  4. ранний детский аутизм;
  5. психопатическое развитие (дисгармония личности).

Если ребенок по вашему мнению отступает от намеченной системы развития, следует обратиться к специалистам. Не нужно полагаться исключительно на свое мнение и мнение ближайших родственников. Ваши желания не всегда совпадают с желаниями вашего дитя.

Если объективно был сделан вывод о наличии у ребенка каких-либо отклонений, ему требуется немедленная психологическая помощь.

В заключение

  1. От того, как родители будут способствовать развитию ребенка, зависит, по какому пути их малыш дальше пойдет по жизни. Если дитя не страдает органическими заболеваниями головного мозга, его нервно-психическое развитие должно соответствовать возрасту;
  2. Отрицательно влияет на личность ребенка отставание и опережение сверстников в психическом развитии.

    Если малыш не успевает за нормами, он может не суметь научиться всему, что ему требуется, потому что для формирования необходимых навыков существуют определенные временные рамки;

  3. Вырастить ребенка-гения по заказу очень сложно.

     Мозг малыша переносит колоссальные нагрузки в процессе своего взросления, и если его перегружать чрезмерными потоками информации, организм маленького человечка может не выдержать и «перегореть». Слишком сильные интеллектуальные нагрузки на ребенка приведут к тому, что во взрослом возрасте такая личность не будет испытывать желания продолжать свое обучение.

    Необходимо учитывать эти факторы при выборе методов и темпов обучения. А также давать правильную оценку возрастным способностям ребенка.

Важные аспекты, на которые стоит обратить внимание:

  • гармоничность развития;
  • соответствие приобретенных навыков возрасту;
  • оценка особенностей развития личности;
  • социальное окружение ребенка дома, в образовательных учреждениях, в компании;
  • наследственные факторы.

Не поленитесь уделить максимальное количество времени нервно-психическому развитию ребенка. Не перекладывайте ответственность на няню, сад, школу. Даже если что-то не ладится, дети похожи на пластилин: в раннем возрасте многое поддается коррекции. 

Источник: https://szabotoi.ru/razvitie/nervno-psihicheskoe

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]