Дошкольный возраст охватывает период психического развития с 3 до 7 лет. В это время структура психики претерпевает значительные изменения. Меняется социальная ситуация.
Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.
Рассмотрим особенности психического развития, отличающие детей дошкольного возраста более детально.
Развитие детей-дошкольников происходит по нескольким направлениям
Особенности развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте
Каковы особенности и основные этапы психического развития ребенка дошкольного возраста?
Нельзя не отметить, что в дошкольном возрасте процессы когнитивной сферы приобретают важную особенность, предопределяющую их дальнейшее развитие – произвольность. Это говорит о том, что с определенного момента они перестают быть спонтанными, становясь контролируемыми и подчиняемыми волевой регуляции.
Одной из причин этого является развитие сознания и усложнение форм поведения.
Развитие речи — одно из частей психического развития
Постепенно ребенок приступает к освоению знаковых систем, наиболее важными из которых являются язык и речь.
В дальнейшем он будет использовать их для регуляции своей психологической жизни, ведения внутреннего диалога.
Это, в свою очередь откроет возможности для интериоризации многих психических процессов в сознании детей (перехода из внешнего во внутреннее), а также выхода когнитивных процессов на новый уровень развития.
Мышление в дошкольном возрасте
Например, рассуждая о мышлении ребенка младшего дошкольного возраста, стоит отметить, что оно весьма своеобразно. И среди его закономерностей часто встречаются такие ошибки, часто отличающие развитие ребенка в дошкольном возрасте. Опишем их особенности кратко:
- Трансдукция (переход от частного случая к частному).
- Артифициализм (создание собственного мира, подчиняемого своим законам).
- Синкретизм (нерасчлененность мышления).
- Эгоцентризм (оценка происходящих вокруг событий и фактов исключительно со своей точки зрения при невозможности принять другую).
- Анимизм (одушевление предметов).
- Проблема с пониманием противоречий.
Эгоцентризм у малышей ждоминирует до 6-ти лет
Со временем ребенок начинает преодолевать все эти недостатки мышления и постепенно они становятся все менее и менее выраженными. Эгоцентризм постепенно отступает.
Благодаря этому у ребенка не только совершенствуется мышление, но начинает проявляться такое качество, как эмпатия – способность оценить, почувствовать и понять душевное состояние другого человека.
Причем качество дает знать о себе даже в тех случаях, если психическое состоянием ребенка и чувства, которые испытывает в момент разговора собеседник, существенно различаются.
Тем не менее, такие качества мышления как, например, обратимость, начинают формироваться в создании детей только к семи годам.
К этому возрасту они начинают успешно решать предложенные логические задачи, понимая закономерности сохранения количества предметов, массы, а позднее – обратимости некоторых математических операций.
Логическое мышление у детей начинает оформляться в самостоятельную форму, однако окончательно оно сможет сформироваться только к подростковому периоду.
Показатели нервно-психического развития
В периоде дошкольного детства у ребенка в той или иной степени сформированы все существующие виды мышления, однако основную роль в его развитии играют такие его виды, как образное и схематическое (в меньшей степени – словесно-логическое, пока еще не интериоризированное, но постепенно переходящее во внутренний план).
Память в дошкольном возрасте
Единой точки зрения, объясняющей закономерности и особенности психического развития процессов памяти в дошкольном возрасте не существует. На сегодняшний день сформулировано как минимум три теории, указывающей на ее специфику.
Развитие памяти с помощью дидактических игр
- Существует два вида памяти, имеющих физиологическую и психологическую составляющую.
- Интенсивно развиваясь в младшем возрасте, память начинает снижать свои показатели в дальнейшем.
- Пик развития памяти достигается в десять лет. Затем наступает ее медленное ухудшение.
Характерной особенностью памяти дошкольника является то, что в этот период ее процессы из непроизвольных постепенно становятся произвольными.
И ребенок начинает ставить перед собой осознанные цели что-либо запомнить, вспомнить, узнать; для их достижения предпринимаются намеренные усилия.
Такие изменения, в первую очередь, связаны с тем, что в возрасте от четырех лет у ребенка начинает складываться понимание мотивов деятельности и ее результатов.
Объем кратко- и долговременной памяти детей возрастает, позволяя ребенку удерживать больший объем информации. Формирующееся логическое мышление позволяет структурировать эту информацию, придавая ей более структурированный и законченный вид.
Важной характеристикой общения в дошкольном возрасте является и то, что ребенок уже в достаточной степени овладевает речью. При помощи речь становится намного легче донести до него информацию о правилах и нормах поведения, возможных поощрениях и наказаниях.
Таким образом, реализуется одно из важнейших функций общения – познавательная.
Вербальные средства также позволяют получать более эффективную обратную связь, давая ребенку возможность оповестить взрослого о своем настроении, состоянии и самочувствии на текущий момент.
Развитие навыков общения происходит с младенческого возраста
Кроме того, период дошкольного детства – это время, когда ребенок начинает общаться не только со взрослыми, но также и своими сверстниками. А после становятся более избирательными, стараясь взаимодействовать лишь с теми, кто по той или иной причине кажется ему более приятным.
Если посмотреть на группы дошкольников, занятых той или иной деятельностью – например, творчеством, либо игрой, легко заметить, что уже в этот период у них наблюдается четкое распределение ролей. Выделяются лидеры, их ближайшее окружение, а также менее общительные и даже отвергаемые дети.
Общение со сверстниками строится в дошкольном возрасте в несколько этапов. Вначале ребенок активно включается в активную деятельность, перенимая формы поведения у своего окружения, самостоятельно предлагая ему те или иные сценарии, или направляя деятельность более младших.
Мотивы поведения у детей
После этого ребенок начинает отделять себя от окружающих и воспринимать себя вне зависимости от других детей. Он старается продемонстрировать другим детям свои личностные качества, способности и таланты.
В процессе совместной деятельности начинает проявляться характер ребенка и его личностные качества. Он уже показывает, что ему не нравится и чем он недоволен.
Важную роль приобретает обратная связь: общаясь с детьми и делясь с ними какой-либо информацией, он уже обращает внимание на их реакцию, восприятие себя.
Становление характера в дошкольном детстве
Каковы особенности психического развития личности в дошкольном возрасте? Прежде всего, на основе взаимоотношения со сверстниками, а также с родителями у ребенка начинает формироваться самооценка, выражающая восприятие им самого себя и собственной деятельности. Именно этот фактор во многом станет определять особенности социализации ребенка в будущем, сделав ее существенно легче, либо затруднив ее.
Проблемы в психическом развитии
Однако далеко не всегда самооценка ребенка формируется достаточно адекватно и зачастую она может деформироваться под влиянием таких факторов, как давление взрослых, их отказ от восприятия ребенка таким, каков он есть на самом деле. Результатом этого часто становятся повышенный уровень тревожности, агрессии, страх перед окружающими людьми.
Помимо самооценки младшему дошкольному возрасту присуще также формирование определенного уровня притязаний. В отличие самооценки уровень притязаний, требований к себе, осознан и более ситуативен.
Поскольку дошкольник имеет уже довольно четкое понимание того, что вызывает у него симпатию, а что – нет, в ответ на некоторые раздражители у него могут проявляться такие качества, как тревожность и агрессивность.
Однако далеко не всегда эти качества играют в процессе его социализации негативную роль.
К примеру, агрессивность, не выходящие за пределы нормы, является обязательным отличительным качеством лидера, фундаментом целеустремленности; а тревожность – качеством, формирующим наблюдательность, способность к самоконтролю и самоорганизации.
Ведущие типы деятельности в дошкольном возрасте
Рассматривая психическое развитие ребенка как старшего, так младшего дошкольного возраста, нельзя обойти вниманием ведущие виды деятельности в этом периоде.
Роль игры в психическом развитии детей
Формирование представлений об окружающем мире, понимания особенностей человеческих взаимоотношений – все это начинает происходить в периоде дошкольного детства благодаря игре. Именно этот вид деятельности занимает центральное место в социальной ситуации этого возраста.
Благодаря наличию определенных ограничений и правил и, при этом, довольно значительной свободы действий, игра позволяет психологическому развитию ребенка претерпеть существенные количественные и качественные изменения.
Помимо предметно-манипулятивной деятельности, игра начинает охватывать и другие сферы (ярким примером являются, например, сюжетно-ролевые игры, где каждый участник должен действовать в соответствии с закрепленным за ним статусом).
Важная роль игровой деятельности в дошкольном возрасте объясняется целым рядом значимых факторов.
- Игра позволяет ребенку включаться в различные формы активной общественно-полезной деятельности. Он усваивает наиболее типичные формы отношений между людьми и учиться ориентироваться в их сфере.
- При помощи игровых действий ребенок начинает видеть первые результаты, приносимые его деятельностью.
- Игра позволяет сделать ранее неконтролируемую деятельность ребенка более целенаправленной и организованной. Дети учатся более рационально распоряжаться своими ресурсами.
- Игра представляет собой наиболее мягкую форму соблюдения первых дисциплинарных и режимных моментов.
Развитие творческого мышления — важный этап становления личности
Самостоятельное значение приобретают также различные виды творческой деятельности. Поведенческий репертуар ребенка расширяется; в нем появляются новые виды активности, которые ранее не были доступны по тем или иным причинам.
Ребенок начинает давать самостоятельную оценку процессу деятельности, результату; приобретает первые навыки прогнозирования и планирования. Он формулирует у детей ожидания и сопоставляет их с реальными результатами.
Элементы готовности ребенка к школе
Важное место в периоде дошкольного детства отводится формирования готовности ребенка к принципиально новому этапу в его жизни – поступлению в школу. Феномен готовности к школе включает в себя несколько базовых составляющих.
Аспекты готовности к школе
Кратко опишем их:
- Интеллектуальная готовность – овладение ребенком необходимой системой школьных знаний, умений, навыков, значимых для обучения. Способность ориентироваться в окружающем мире и сфере бытовых знаний на должном уровне.
- Мотивационная готовность – понимание смысла и цели школьного обучения. Наличие у детей должного уровня сформированности познавательной мотивации.
- Социальная готовность – понимание статуса школьника. Осознание того, какие именно перемены затронут жизнь ребенка после поступления в школу, какие особенности имеет жизнь учащегося.
- Физическая готовность – обладание ребенком должного уровня физического развития, выносливости, которые дают возможность беспрепятственно находиться на уроке в течение положенного времени.
Оценивая психическое развитие и готовность к школе ребенка в дошкольном возрасте, необходимо принимать во внимание все вышеописанные особенности.
Развитию логики помогает игра в шахматы
И несмотря на то, что большей части компонентов школьной готовности чаще всего не уделяется должного внимания, они имеют исключительно важный смысл. Всесторонняя оценка, проведенная родителями, а также профессиональными педагогами, дает возможность отнести ребенка к группе детей:
- готовых к школьному обучению;
- находящихся еще на уровне игровой деятельности.
Завершающим этапом дошкольного периода является кризис возраста 6-7 лет. В решении конфликтов, связанных с переходом, достаточно резкого перехода от привычной игровой деятельности к учебной, будет заключаться основная проблема психического развития детей старшего дошкольного возраста.
Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/psihicheskoe-razvitiya-u-detej-doshkolnikov.html
Особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста
Познавательная сфера дошкольника является единой функциональной системой, позволяющей ребенку познавать окружающий мир. В дошкольном периоде познавательное развитие происходит особенно интенсивно.
Ребенок растет, развивается, превращается в активную личность и постепенно складывает свою картину мира. Помогают ему в этом психические процессы, речь, способности, включение в деятельность, интерес.
В совокупности они образуют познавательную сферу.
Особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте
Рассмотрим, какими возможностями познания себя и окружающей действительности оперируют дети дошкольного возраста. В краткой характеристике познавательной сферы дошкольника перечислим главные средства.
Познавательные процессы
Психические процессы, с помощью которых человек получает информацию и оперирует приобретенным материалом, не зря называют познавательными. Благодаря этим процессам осваивается действительность, формируется понимание всего того, что окружает личность.
В дошкольном возрасте все они интенсивно развиваются: восприятие, воображение, память, мышление. Проводником в формировании каждого их перечисленных процессов выступает внимание.
Именно внимание выделяет объект из окружающего мира, благодаря чему информация о нем поступает в мозговой центр ребенка.
Все познавательные процессы работают в тесной взаимосвязи. Дошкольник активно задействует органы восприятия – смотрит, слушает, исследует предметы и явления, осознает пространство и время. Его восприятие становится все более целостным и структурным, с выстраиванием отношений между предметами.
Особенно активно в дошкольном возрасте развивается воображение. Ребенок представляет образы, слушая истории и сказки. Приступая к рисованию, он имеет некоторый план, что ему хочется изобразить.
Дошкольник легко наделяет новыми качествами уже известных ему героев, охотно фантазирует. Познавательная функция воображения заключается и в активной проработке информации и в применении материала в новых условиях.
В дошкольном возрастном периоде преобладает наглядно образное мышление. Но также многое ребенок пытается понять, используя действия. Практически любой мальчишка, чтобы прояснить, как устроена машинка, разберет ее по частям. К 6-7 годам уровень развития мышления достигает такого уровня, что дошкольник в состоянии вернуть исходную целостную форму этой разобранной игрушке.
Формированию умений способствуют такие мыслительные операции как анализ и синтез – ведущие в мышлении дошкольника. Они же подтягивают развитие более сложных операций – сравнение, классификация, обобщение.
Особая роль в развитии познавательной сферы детей отводится памяти. На протяжении всего дошкольного детства преобладает непроизвольная память, но с возрастом развиваются умения и навыки длительного запоминания.
Таким образом, краткосрочное удерживание информации дополняется долговременной памятью.
В сравнении с младшим дошкольным возрастом, ребенок на пороге школы отличается значительно большим объемом памяти, что крайне важно для усвоения учебного материала.
Познавательные способности
К способностям ребенка, позволяющим познавать мир, прежде всего, следует отнести наблюдательность, умение задавать вопросы и слушать ответы на них, восприятие информации и ее осмысление. Такая детская заинтересованность станет фундаментом для развития когнитивных способностей и интеллекта.
Если дошкольник задает вопрос за вопросом, не дожидаясь ответа и отвлекаясь уже через секунду на другой заинтересовавший его объект, то о способности к познанию в подобных случаях говорить не стоит.
Интерес
Заинтересовавшись формой и особенностями конструкций, дети дошкольного возраста способны провести анализ, при необходимости задать уточняющие вопросы и самостоятельно реализовать свою задумку. Старшие дошкольники в состоянии гораздо дольше заниматься делом, если оно им интересно.
Познавательная активность
На интерес ребенка опирается еще одна важная составляющая – познавательная активность. Дошкольник может проявлять заинтересованность различными способами и в разных направлениях. Его может увлечь постижение какого-то содержания (например, такая цепочка: почему лампочка светится, что такое электрический ток, как он вызывает свечение в лампочке и пр.).
Ребенок может настойчиво искать новые способы решения знакомой для него задачи (могу ехать на велосипеде, сев спиной к рулю…). У дошкольника часто проявляется стремление поделиться новыми знаниями с родителями или сверстниками.
Ребенок познает окружающий мир
Новообразования дошкольного возраста
Развитие познавательной сферы приводит дошкольника к новым образованиям, которые выводят личность на новый уровень. Новообразования – важнейшие критерии, отделяющие один возрастной период от другого и раскрывающие его сущность. В старшем дошкольном возрасте содержательным приобретением является мировоззрение и произвольность.
Формирование мировоззрения
Постепенно в сознании ребенка устанавливаются связи между всем, о чем он уже знает. Следовательно, складывается первичное мировоззрение. Важны и такие психологические аспекты как развитие самосознания и понимания системы отношений между людьми.
Детский мозг в состоянии выявлять некоторые закономерности. Старший дошкольник уже отлично понимает, что действия и поступки приводят к определенным последствиям, и морально-этическим, в том числе.
Формирование мировоззрения как психического новообразования дошкольного детства еще довольно схематично. Своего рода, это канва, которая начнет активно наполняться, как только ребенок пойдет в школу.
Формирование произвольности
Главным достижением дошкольного возраста считают формирование произвольности. Это также новообразование, которое стимулирует развитие познавательной сферы. Если младший дошкольник воспринимает, обращает внимание, мыслит непроизвольно – что его больше привлекает, на то и направлено его познание, — то в старшем дошкольном возрасте, хотя бы частично, этим процессом можно управлять.
Произвольность обеспечивает восприятие той информации, которую ребенку преподносит взрослый. Произвольное внимание позволяет дошкольнику видеть и слушать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Поэтому произвольность – важнейшее «приобретение» для познавательной сферы в дошкольном периоде.
Роль взрослого в развитии познавательной сферы дошкольника
Родителям важно осознавать, что познавательная сфера их ребенка эффективнее расширится и наполнится при активном участии взрослых. В дошкольном детстве возможности познания практически не знают границ.
Ребенок-почемучка сам инициирует множество вопросов и увеличивает свою информационную базу благодаря доступным для понимания ответам.
Активные дети получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, а также опытным путем, насколько окружающие позволяют им экспериментировать и действовать.
Но особенности развития познавательной сферы дошкольника таковы, что психические процессы, направленные на познание, в большей степени носят непроизвольный характер. Для всестороннего развития взрослые должны направлять внимание, интерес и активность ребенка. И это нужно практиковать не только на занятиях по развитию, но и в повседневном общении с детьми.
Источник: https://alldoshkol.ru/osobennosti/poznavatelnaya-sfera-doshkolnika
Психологические особенности детей дошкольного возраста: развитие личности
Психологические особенности детей дошкольного возраста зависят от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, физическую активность. За счет налаживания коммуникаций, физической активности, ребенок постепенно осваивает новые навыки, умения. В результате процесс социализации происходит не пассивным образом, а путем инициативного познания.
Движущие силы становления психики малыша
Получение новых эмоций, впечатлений стимулирует развитие умственной деятельности. Знакомство с окружающим миром не просто способствует получению положительных эмоций, а пробуждает заинтересованность.
У детей 5–6 лет тяга к развитию велика, что приводит к повышенному интересу получения новых навыков. Через 1–2 года нехватка знаний будет восполнена в школе.
Особенности психологического развития ребенка
Как правило к дошкольникам относят детей в возрасте 4–7 лет. До этого момента ребенку предстоит столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Это непростое время для малыша и его родителей, поскольку кроха себя плохо ведет, капризничает, проявляет упрямство. Период характеризуется выделением ребенка, как самостоятельной личности, у которой формируется характер, мнение, взгляды. Чтобы кризис прошел как можно удачливее, спокойнее, взрослые должны проявлять уважение, сдержанность, не принижая любимого малыша. Он должен почувствовать, что его слушают, понимают.
По окончанию кризиса, дошкольник становится на ступеньку выше в отношениях со взрослыми. Он чувствует себя отдельной ячейкой общества. Его нужно ввести в курс дела своих обязанностей, правил, установленных в семье. Большинство детей с 3–4х лет идут в детский садик, где контактируют со сверстниками,воспитателями.
Малыш хочет казаться взрослее, чем он есть. Поэтому пытается повторять за взрослыми (слова, движения, интонацию).
Некоторым родителям доводится таким образом наблюдать за собой стороны и понимать, чему ребенок учиться у них. Поведение взрослых должно быть показательным. Это касается не только поведения членов семьи.
Дети часто воплощают в жизнь, то что видят по телевизору. Стоит быть внимательным к тому, какие мультики, фильмы смотрит малыш.
Ролевые игры и новообразования
Психология дошкольника находится на начальной стадии. Он начинает проявлять заинтересованность к окружающему миру, задает множество вопросов. Развитие затрагивает память, ум, нервно-психическую сторону, скрытые таланты. Если родители смогли познать особенности психического развития крохи, то у них получиться наладить гармонию в семье, воспитать малыша правильно.
Малыш в игровой форме познает общественные нормы поведения, устанавливает контакт с окружающими. Он желает отстраниться от взрослых, создает в своей голове ситуацию, в которой он выступает хозяином происходящего.
Однако в реальной жизни он не в силах в полной мере принимать участие во взрослой жизни, что объясняется недостаточным психическим, умственным, физическим развитием.
Чтобы почувствовать свою значимость, ребенок прибегает к ролевой игре, в которой выстраивает определенный сюжет,условия:
- повторяет за взрослыми;
- воображает ситуацию, в которой игрушки выступают в качестве реальных вещей;
- реальности присуща символичность;
- игра предполагает соблюдение установленных правил, запретов.
Такое положение вещей способствует психологическому здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Можно выделить несколько психологических особенностей, которые свойственны детям дошкольного возраста:
- способность образного решения задач;
- намеренное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность ее оценивать, прогнозировать;
- формирование самооценки;
- активное становление речевого аппарата;
- сознательное восприятие установленных поведенческих и общественных норм;
- подготовленность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.
К 7 годам в большей или меньшей степени можно заметить присутствие тех или иных новообразований.
Проблемы, возникающие при психическом развитии дошкольника
Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:
- слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
- личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
- проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
- коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
- неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).
Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними.
Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.
Дошкольники младшего возраста
Крохи в возрасте 3–4 лет начинают самоутверждаться. Часто можно услышать от них «Я сделаю сам», «Я знаю», «Я умею». Часто это приводит к тому, что дети начинают хвастаться, восхваляться собой и тем, что делают.
В этом возрасте у ребенка развито правое полушарие мозга, что утяжеляет слуховое и наглядное восприятие, которое, в свою очередь, помогает формировать картину происходящего в единое целое.
Активно развивается мелкая и крупная моторика. Пойдет на пользу бег, разминка рук и пальчиков, прыжки, упражнения на координацию.
Память еще непроизвольна: его внимание привлекают яркие, насыщенные моменты. В 3 года у младших дошкольников прекращается активное формирование речевого аппарата, а в памяти ребенка уже отложилось около 1000 слов, смысл и значение которых он понимает.
Дошкольники старшего возраста
В 5–6 лет поведение и мышление детей значительно отличается от младших дошкольников. Между родителями и ребенком устанавливается понимание, гармония, становится проще общаться, понимать друг друга. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются в любви, заботе, начинают чувствовать привязанность, любовь к другим людям.
Проще получается налаживать общение со сверстниками, чувствовать лидерские качества у других детей, принимать установленные порядки, правила в играх. Взрослый в глазах ребенка выглядит помощником, учителем, который в трудный момент готов прийти на помощь, решить возникшие проблемы.
Начинают проявляться творческие навыки. Он понимает какая музыка ему нравится и не нравится, начинает танцевать, петь, играть на каком-либо инструменте, заниматься спортом. Память больше не является непроизвольной, в поступках проявляется собственное желание.
Мышлению старшего дошкольника присущи следующие особенности:
- Эгоцентризм. Малыш может анализировать происходящее субъективно, не изучая ситуацию со стороны.
- Анимизм. Ребенок переносит свое «Я» на окружающие предметы, в результате чего, подвижное воспринимается одушевленным.
- Синкретизм. Кроха способен целое видеть в отдельных элементах, но не может отдельные детали воспринимать, как единое целое.
В 5–6 лет дошкольник может принимать участие в диалоге окружающих, вникать в смысл обсуждаемого, высказывать обоснованное мнение. В этом возрасте словарный запас расширяется до 3–4 тыс. слов.
Дети старшего дошкольного возраста начинают чувствовать вину перед окружающими и ответственность за свои действия, проявляют интерес, инициативность. Иногда шестилетние дети осознанно высказывают желание пойти в школу, чтобы учиться.
В эмоциональном плане кроха проявляет больше твердости и устойчивости. Если говорить об умственной деятельности, то отмечается способность концентрироваться на определенных вещах, воспринимать сказанное на слух, ориентироваться на местности.
Импульсивность отходит на второй план, дошкольник старается думать, прежде чем что-то сделать, сказать, понимает какие последствия могут быть. Чем взрослее ребенок, тем больше он видит комизма в происходящем. Веселье и смех могут быть вызваны нестандартной расцветкой или формой вещей. Взрослых дошкольников больше привлекают игры в шуточной форме.
К 6 годам активно формируется индивидуальный характер, проявляются манеры. Малыш может скрывать плохое настроение или состояние, расстраивается, если его хвалят просто так или что еще хуже, за то, что он сделал плохо или недостаточно хорошо. Таким образом, он начинает трезво оценивать происходящее.
Становление личности дошкольника
В возрасте 4–6 лет начинается фактическое развитие личности. Формируется самооценка, проявляются переживания, беспокойство за происходящее, за то, как он выглядит в глазах окружающих. Ребенок начинает ставит перед собой небольшие цели, мотивировать себя на их достижение.
Эмоциональная сторона личности
Дети с 5 лет становятся более уравновешенными, спокойными, не проявляют эмоций и вспыльчивость без повода. Это остается в младенческом возрасте. Ребенок адекватно реагирует на проблемы, трудности, прекращает драматизировать, впадать в панический страх перед неизведанным.
Дошкольник начинает глубже чувствовать и воспринимать ситуации, поскольку его спектр эмоций расширяется. Несмотря на совсем юный возраст, кроха способен проявлять сочувствие, может грустить с остальными, понимать, что человеку плохо.
Мотивационная сторона личности
В дошкольном возрасте формируется один из главных рычагов личности — соподчиненность мотивов. Происходят изменения в мотивационной сфере, которые в дальнейшем постепенно развиваются.
Мотивам детей присуща разная сила и значимость. Формируются мотивы, связанные с достижением успешных результатов, и мотивы, направленные на познание морали, этических норм. В это время происходит становление собственной системы мотивации.
Самосознание дошкольника
К 6 годам формируется самосознание, которое достигается за счет умственной деятельности, характера. Самосознание считается основным новообразованием крохи. Поначалу дошкольник анализирует действия окружающих, сравнивает, оценивает поступки, моральное поведение, навыки.
Ребенок полностью понимает половую принадлежность. Вместе с этим происходят изменения в привычном поведении.
Дошкольник начинает осознавать себя в различных временах. Вспоминать моменты из прошлого и мечтать о чем-то в будущем.
Не менее важна самооценка. Самопознание строится на основе отношения родителей к малышу. Главное, чтобы мама и папа проявляли поддержку в любых начинаниях, были детям настоящими друзьями. Стоит почаще разговаривать с детьми на дружеской ноте, интересоваться их мнением, спрашивать совета. Малыш научится открыто высказывать мнение и не будет этого бояться.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/doshkolnyj-vozrast.html
Дети дошкольного возраста: особенности развития
- Дошкольный возраст – это время приобретения и организации чувственного опыта ребенка, постижения особых форм восприятия и мышления, присущих человеку, стремительного развития воображения, становления основ произвольного внимания и смысловой памяти.
- Эти достояния личности зарождаются в результате разумного обучения, воспитания и любви к детям.
- Далее разберем детальнее психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст
Детская пора с 3 до 6-7 лет имеет название дошкольное детство. Возрастная периодизация данного возраста включает следующие этапы:
Дошкольный возраст способствует общему развитию крохи, содействует созреванию его личности. Благодаря помощи старших ребенок получает личный жизненный опыт. Закладывается фундамент более доскональных форм социальной компетентности. Создается основа для будущей школьной зрелости.
Возникают специфические особенности, которые удостоверяют процессы физического, психического и социального роста дошкольника. Психологические особенности дошкольного возраста характеризуются расширением круга общения малыша, развитием сюжетно-ролевой игры.
Усложняются виды деятельности по содержанию и форме, более интеллектуальна практическая активность, совершенствуются умения действовать самостоятельно, изменяется род взаимодействия ребенка с взрослыми, формируется детское сообщество с его субкультурой.
Социальная ситуация развития
В период дошкольного детства происходит расторжение общей деятельности между взрослым и малышом. Приоритетными становятся отношения со сверстниками. Ровесники оказываются важной частью детского окружения.
Взаимоотношения дошкольников обусловлены игрой. Малыши дублируют поступки взрослых, реализуя стремление быть и действовать как старшие. Сюжетно-ролевая игра обогащает мир крохи новыми отношениями между людьми.
Ведущая деятельность
Типы дошкольной деятельности еще не являются для крохи обязательными, он выполняет их по собственному желанию или по просьбе взрослого.
Игра, рисование, конструирование и прочее характеризуются эмоциональной насыщенностью, предоставляют пространство для творческого воображения, а также свободно выявлять жизненные впечатления и отношения к окружающему миру.
Взаимоотношения малыша с взрослыми и другими детьми строятся преимущественно на интимно-личных контактах – привязанности, симпатии, любви.
На протяжении дошкольного возраста происходит фактическое становление личности, совершенствуется речь крохи, обогащаются навыки общения, формируются базовые качества, растут физические возможности, расширяется жизненное пространство. Важная особенность развития дошкольника – общий, неспециализированный характер полученных им знаний, действий, способностей. Юной личности предстоит стать человеком, приобрести все то, что необходимо каждому в любой сфере жизни.
Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра. Эта форма игры устанавливает положение ребенка, его восприятие мира и отношений. Благодаря игре происходит становление разнообразных сфер психической деятельности. Игра представляет собой вид социализации дошкольника, помогает освоиться в социальных и межличностных отношениях.
Психические новообразования
Не все, что развивается в дошкольном возрасте, имеет равноценное значение для настоящего и будущего малыша.
Первым приобретением являются образные формы познания окружающего мира, расцвет которых приходится именно на дошкольный период.
Предметная деятельность, сюжетно-ролевая игра, рисование, конструирование и другие виды «детской деятельности» строятся на основе восприятия, наглядно-образного мышления, воображения и постоянно требуют их усовершенствования.
Эти виды деятельности снабжают кроху внешними формами ориентированных, поисковых действий, составляют основу его внутреннего плана действий, способствуют усвоению сенсорных эталонов и наглядных моделей для решения новых жизненных заданий, развивают творческие способности.
Второе, важное достижение дошкольного возраста – моральные чувства, которые связывают ребенка сначала с родными людьми, а со временем и с более широким кругом взрослых и сверстников.
Дошкольник учится сопереживать, выражать симпатию, привязанность, уважать права и своеобразность других людей, дружить, у него формируется чувствительность и отзывчивость как важные базовые качества, чувство своей причастности к людям, элементарное умение брать других во внимание.
Эти качества сохраняются на протяжении всей дальнейшей жизни, в значительной степени влияют на нее, определяют лицо школьника и взрослого человека, составляют основу гуманной направленности человека на окружающую среду, самого себя.
Творческие способности вместе с моральными качествами являются фундаментом, на котором строится личность.
На протяжении дошкольного возраста также развиваются и такие способности, которые служат только основой, так называемой «заготовкой», со временем они меняются, перестраиваются, приобретают новые, более доскональные формы.
К таким качествам относятся познавательные интересы, произвольное управление поведением, основы логического мышления. Их основы закладываются к концу дошкольного периода, а пик развития начинается на более поздних этапах жизни.
Физическое развитие
У детей происходит первый период активного скачка в росте, при этом с набором веса наблюдается замедление. Явно растет длина конечностей. Приметно меняется контур лица. Молочные зубы начинают меняться на постоянные.
Первый этап энергичного роста у мальчиков отмечается с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Рост нижних конечностей способствует увеличению длины тела. С 3 до 5 лет масса тела постоянно увеличивается на 2 кг в год.
Объем головы до 5 лет каждый год увеличивается на 1 см, а после пяти лет — на 0,5 см в год.
Объем груди растет на 1,5 см ежегодно.
Мышечная система дошкольника не окрепшая и требует особого внимания со стороны старших. Не правильное положение тела малыша, несоответствующая мебель приводят к нарушению осанки, патологическому развитию скелета. Иммунная система постепенно приобретает определённую зрелость.
Дошкольный период жизни играет важную роль в становлении личности. С 3 до 6-7 лет малыш активно познает мир, интенсивно накапливает информацию.
Психические особенности детей дошкольного возраста способствуют всестороннему развитию крохи, подготовке к предстоящим ступеням жизни.
Родителям очень важно не упустить этот момент и приложить все возможные усилия, чтобы ребенок рос гармоничной личностью.
Источник: https://odoshkolnike.ru/osobennosti-doshkolnogo-vozrasta/deti-doshkolniki-osobennosti-razvitija
Психологические особенности ребёнка дошкольного возраста
Двух-четырёхлетний возраст для многих людей является именно тем возрастом, с которого они помнят себя. Для большинства родителей четырёх — пятилетних детей это «золотое время» родительства.
Но временами ребёнок бывает просто невыносим: упрям, капризен, агрессивен, зануден и т. д.
Известный зарубежный психолог, специалист в области семейной психологии Клу Маданес писала: «Я помню, как в 3-4 года носилась по квартире на своём трёхколёсном велосипеде, безобразничала, а мой отец говорил: «Так, плохая Клу пропала — нету». И я пряталась за штору. «Хорошая Диана — вот она».
И я (Диана — моё второе имя) выходила из-за шторы — сущий ангел. А отец говорил: «О, Диана, как замечательно, что ты здесь. Иди садись рядом со мной. Где ты была? И т. д.» Мне нравилось, что я могла выступать в двух ролях сразу, а он мгновенно добивался от меня послушания.
Я в самом раннем возрасти почувствовала, как сложна человеческая природа, и благодарна ему за это, что ещё ребёнком (отец) мне открыл: он нуждается во мне, я могу ему помочь. Он подарил мне возможность помогать». Замечательный зарубежный педагог начала 20 века Э.
Кэй писала: «Ребёнок в глубине своего внутреннего «Я» чувствует, что имеет право быть «нехорошим», право, которым взрослые пользуются беспрепятственно. И не только пользоваться этим правом, но и быть спокойно предоставленным всем опасностям и радостям, которые влечёт за собой подобного рода настроение.
В 9-ти из 10 раз следует закрывать глаза на детские недостатки, воздерживаясь от непосредственного вмешательства, которое обыкновенно бывает ошибочным, а вместо этого направить всю свою бдительность на окружающее, в котором ребёнок растёт, и на своё собственное самовоспитание — вот в чём заключается искусство естественного воспитания». Прошло сто лет, а эти слова по- прежнему современны.
Каковы же психологические особенности дошкольного возраста? Остановимся на некоторых из них, важных для сегодняшнего разговора.
Эмоциональность. Ребёнок познаёт мир чувствами и ещё не всегда умеет справляться с ним. Помочь ему в этом могут родители. Большую силу здесь имеют руки родителей: объятия, прикосновения, жесты останавливающие, уводящие и т. д.
Руки родителей — источники ощущений, а следовательно и чувств, обладают магической силой влияния на ребёнка, порой большей, чем слово или подарок. Ребёнок имеет право побыть «плохим», так же как право быть хорошим, но не только «всегда хорошим».
Лёгкая переключаемость эмоций, подражание, даже негативные проявления (упрямство, страхи, агрессивность и др.
) — это ситуации с большим потенциалом развития личности ребёнка, они трудны для родителей, но именно в этих ситуациях тренируются воля, самоконтроль ребёнка, узнавание себя и границ возможного и многое другое при условии правильного реагирования со стороны родителей.
Любознательность. К пяти годам у малыша появляется стремление быть полезным. Труд для других. Наблюдение за взрослыми, как источник знания об окружающем: как родители говорят, каким тоном, в каком настроении, как разрешают конфликты, как справляются с неудачами, как помогают друг другу, окружающим, как проявляют заботу и др.
Всё дошкольное время перед родителями стоит задача самовоспитания и самосовершенствования, как необходимого инструмента воспитания ребёнка: малыш воспитывается именно через наблюдение и подражание, а вовсе не через нотации и педагогические сентенции. Игра служит источником тренировки и упражнения в освоении различных жизненных ситуаций.
Роль родителей в детской игре. Использование игровых ситуаций в воспитании и речевом развитии ребёнка. Когда мы стремимся приохотить человека к чему-либо, мы на первых порах должны воздержаться от критических замечаний.
Это всеобщий закон, распространяющийся на все виды деятельности, на развитие всех человеческих интересов без исключения.
Родительство — это работа. Основная задача родителей, в конечном счёте, — научить ребёнка обходиться без них.
Но нередко вмешиваются родительское честолюбие, желание, чтобы именно ребёнок реализовал то, что самому взрослому в своей жизни не случилось сделать (стать пианистом, врачом, балериной, спортсменом и т. д.).
Драгоценное время уходит на то, чтобы заставить ребёнка поверить: он хочет того же, что и родитель, а задача развития зрелой личности становится второстепенной: у родителя просто не остаётся времени и сил, чтобы разглядеть своего ребёнка — что он хочет, умеет, к чему тянется и чего желает.
Потребность в общении у ребёнка неразрывно связана с потребностью в ласке. От родительства чаще устают те мамы и папы, кто неравномерно тратит свои усилия, совершает ошибки при общении. Персонал д/с наблюдает воспитанников порой больше времени, чем сами родители.
Детский сад — это уникальная комплексная работа различных специалистов, имеющая большой потенциал помощи родителям в воспитании детей и коррекции их речевого развития. Рекомендуется советоваться с воспитателями, вести совместные наблюдения, обмениваться опытом, сделать это живой работой, исключить «обязательность», «принудительность».
Обратите внимание, как разные специалисты в разнообразных ситуациях (в том числе игровых) решают задачу развития детей и других психических процессов.
Что — то вы вполне можете использовать дома, ибо, мы помним: особенностью данного возраста являются эмоциональность, подражание, любознательность, ребёнок вовсю старается быть похожим на маму или папу. И это требует дисциплинированности от родителей и других взрослых, окружающих наших детей.
Источник: https://knigkaskazok.ru/?p=3747