Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителями

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет.

Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителямиРодители должны знать основы детской психологии

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителямиДоверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителямиЧто такое детская психология — определение

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение.

Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку.

Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителямиЧто делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом.

Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка.

Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.

На ребёнка категорически нельзя кричать, ведь в этом случае может испортиться детская психика.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителямиДетский негативизм — явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

  • Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
  • Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
  • Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителямиНаказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителямиПричины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении.

Самой эффективной мерой в борьбе с  таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать.

Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителямиКак реагировать на капризы детей — советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка.

Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей.

Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок.

Лучше проведите анализ своих действий.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителямиКак поощрять ребенка — советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом.

Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия.

Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителямиВиды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку.

Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время.

Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.

О поощрении и наказании — когда и как применять

Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты.

Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника.

Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.

Надо баловать детей

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе.

«Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых.

По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Поддержка родителей — самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу».

Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы.

Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря.

Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей.

Читайте также:  Этапы развития речи у детей: как помочь малышу заговорить

Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/vospitanie-detej-i-psihologiya.html

Как в ребенке воспитать сильную самостоятельную личность

Все родители мечтают видеть своего ребенка сильной личностью с успешным будущим, но к сожалению, не все способны дать нужное и правильное воспитание. В этом случае дети вырастают полной противоположностью ожиданий, и являются «испорченными». Что нужно делать, чтобы избежать такой участи ребенка? Разберемся ниже.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителями

Роль родителей в нравственном воспитании детей

Добросовестные родители желают воспитать ребенка максимально готовым к общественной жизни. Но не все правильно понимают суть этого процесса, ошибочно считая, что обыкновенное (предметное) образование позволит их детям влиться в социальную жизнь спокойно и непринужденно. Это распространённая ошибка, которая впоследствии может быть большой проблемой.

Очень часто образованность ребенка не имеет ничего общего с его моральным воспитанием, а оно, как известно реализуется именно в последствии долгой и трудоемкой работы с формированием мировоззрения и понятий ребенка. Дитя может быть абсолютным отличником и гением в школе, и в тоже время он ни во что не ставит родителей, а если и делает что-либо, то только ради удовлетворения своих прихотей (формула: ты мне – я тебе).

Для разрешения этих проблем, нужно понять одну истину: толерантный, отзывчивый, эмпатичный ребенок не рождается таким, это прямая заслуга его родителей. Он является отражением тех отношений, которые непосредственно проявляются к нему или присутствуют в семье.

Какие качества воспитывать

Определите те качества, которые хотите видеть в своем ребенке, и будьте для него примером. Ниже представлены советы для родителей, как вести себя с ребенком в период формирования его личности:

  1. Любовь в меру. Всем знакома история детей, которых «перелюбили» в свое время родители. Для того, чтобы эта история не стала явью – определите границы любви. Не нужно быть слишком благосклонным к своему чаду, всего должно быть в меру.
  2. Меньше опекунства. Отличное воспитание не формируется от окружения ребенка вечным вниманием. Научите его самостоятельно справляться с ошибками и неудачами в жизни, рассчитывая лишь на свои силы. В ином варианте, вечная опека может привести ребенка к мнению, о своей беспомощности в самостоятельной жизни.
  3. Эмпатийность. Умение сопереживать является ключевым фактором состоятельности человека как моральной личности. Такие люди способны внимать мнению, желаниям, и интересам окружающих (в том числе и родственникам). Для воспитания сильной личности эмпатия является ключевым фактором, который позволит ребенку обрести чувство справедливости.
  4. Финансовая ответственность. Научите ребенка управлять карманными деньгами правильно, для обретения чувства ответственности.
  5. Научитесь говорить «нет». Как было сказано ранее, вечная опека с исполнением желаний чада не приведет к хорошим результатам. Говорите «нет» без чувства вины, и в долгосрочной перспективе дети будут благодарны вам за этот урок.
  6. Научите ребенка трудолюбию. Дайте возможность зарабатывать ваше поощрение помощью по дому, например, или за хорошие оценки и другую деятельность. Таким образом ребенок будет ответственно относится к выполнимой работе. Главное не переборщить, и не создавать «прайс-лист» заработка – ведь денежные поощрения могут дать совсем противоположный эффект, в котором ребенок будет работать только за деньги. Поощрение нужно выбирать тщательно – это может быть что-то вкусное, любимое блюдо, или поход в определённое место с семьей, исходя из возможностей родителей. Никто не говорил, что будет просто.
  7. (Мы)центричность. Дети, особенно маленькие, не могут жить без внимания, в этом проявляется их эгоцентричность. Наше задание, как родителей, научить ребенка направленности на групповое действие. Например, фразу «это моя игрушка» стоит заменить на «давай делится игрушкой с другими». Очень важно дать понять ребенку с малых лет, что он не единственный в мире, с чьими желаниями должны считаться.

В жизни каждый человек встречает множество трудностей, которые заставляют нас делать выбор не всегда по душе. Сильная личность, с отличным воспитанием, встретит эти трудности с уверенностью.

Ребенок – пластилин, которому родители придают форму. Все в ваших руках.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителями

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителями Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителями Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителями

Источник: https://friendlymama.ru/my-semya/voprosy-vospitaniya/kak-vospitat-silnuyu-lichnost/

Воспитание детей: как развить в ребенке личность?

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителями

Как воспитывать ребенка — это извечный вопрос, который интересует родителей во все времена. Конечно, многое закладывается в детстве: характер, взгляд на ситуацию, позиция и стереотипы поведения. Но не стоит забывать и о том, что дети рождаются уже со своей определенной личностью, своим стержнем. Поэтому на родителях и близком окружении лежит двойная ответственность: сделать так, чтобы ребенок вырос с правильными ценностями, но при этом сохранил свою самобытность, уникальность, способность воплотить свое предназначение.

Владимир Тарасов приводит такой пример: «У меня есть две дочери.

Когда старшая доросла до исследовательского возраста в 1,5 — 2 года: всякое тянется в рот, подбирается с пола, с земли, я переживал — нужно ли все убирать, поднимать опасные предметы повыше и пр.

Прошло немного времени, мы с супругой успокоились — ребенок не проявлял подобного интереса. И тогда я пришел к мысли, что, если родители умные, мягкие, интеллигентные, то и ребенок вырастет нормальным, без проблем и хлопот.

Когда до этого же возраста подросла младшая дочь, то картина была совершенно противоположной: в рот тянулось все, пришлось убирать опасные и хрупкие предметы повыше и подальше от детских любопытных глаз. И тогда я понял, что гордиться успехами детей — это опасная стезя.

Родители могут существенно не меняться в период рождения детей, воспитывать их практически одинаково, оставаться такими же, как и были, но дети будут совершенно разные. С нашей первой дочерью приходилось долго делать уроки, сидеть до ночи, придумывать мотивацию. Вторая делала все быстро и без лишних напоминаний.

И так до сих пор, они уже выросли, но у каждой свой подход к делам, к жизни. Они обе замечательные, просто разные. И на примере своих детей я понял важный жизненный урок: не надо себе приписывать чужие заслуги, надо быть скромнее. Еще в различных мифологических текстах и других источниках говорится о том, что главная беда человека — это гордыня.

Избавишься от гордыни — все будет в порядке.

Гордыня проявляется в двух качествах: как великое самоуважение, так и великое самоуничижение. Не важно кем ты себя считаешь, важно кем ты являешься.

Некоторые родители думают, что они такие хорошие, покупают детям много игрушек, возят их по дорогим курортам, но не заботятся о душевной близости, не трудятся над выстраиванием отношений, не показывают положительные примеры или не могут объяснить разницу между добром и злом. Дети могут вырасти замечательными, но не всегда это заслуга родителей. Да и скорее, это исключение из правил, нежели само правило».

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителями

Очень важно воспитывать ребенка так, чтобы ему было не все равно, что происходит с другими людьми. Например, малыш прошел, толкнул кого-то, тот человек что-то рассыпал или пролил, а ребенок при этом не остановился, не помог и, самое главное, даже не задумался о том, что кому-то сделал неприятно.

Вот чтобы этого не было, чтобы было не все равно, какой след он после себя оставляет, родители должны быть участными. Владимир Тарасов поделился такой историей: «Как-то в Америке я наблюдал такую картину: маленький мальчик ударил совком или лопаткой котенка, и тот убежал за угол.

Мама мальчика сказала: «Вот ты его ударил, а теперь посмотри, он там в порядке?». Малыш побежал, посмотрел, вернулся радостный, что с котенком ничего ужасного не случилось. А мама продолжила: «Вот видишь, это хорошо, что сейчас с ним не произошло ничего плохого, а могло бы быть совсем иначе.

Сынок, важно, чтобы и котенку, и другим зверятам всегда было хорошо». Я предполагаю, что после такого разговора этот малыш вряд ли в дальнейшем будет обижать маленьких животных или кого-то из окружающих, потому что мама очень мудро поступила в этой ситуации.

Если бы мама только резко сказала: «Не надо бить котенка! Ты плохой мальчик!», тогда он остался бы в негативном состоянии, а потом мог бы еще и попытаться отомстить животному».Как раз в подобных мелких бытовых историях выбирается вектор, по которому в дальнейшем пойдет жизнь ребенка.

Каждый родитель перед тем, как что-то сказать или сделать всегда должен задавать себе вопрос: «Кого я хочу воспитать: положительного или отрицательного героя? То, что я сейчас сделаю или скажу, как отразиться на характере и судьбе моего ребенка?» Если сразу после проступка, ошибки вы просто отругали ребенка, то история пошла исключительно в негативном русле. После этого у ребенка нет и не будет желания исправить ситуацию, задуматься о том, что он сделал что-то не так. А когда родители объясняют, разговаривают, задают правильные вопросы, то ребенок начинает анализировать, задумываться, делать выводы. Вот так воспитывается внимание к тому, кем мы себя представляем и кем являемся на самом деле, воспитывается личность ребенка.

Еще один важный механизм в формировании и развитии личности ребенка — умение доделывать начатые дела до конца. Если детям в этом не помогать и не стимулировать, то они так и привыкают бросать дела на полпути.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителями

Можно дать универсальную рекомендацию для родителей, как мальчиков, так и девочек — учите математику, физику и другие точные науки. Именно в этот момент закладывается интеллект, развивается ум. Особенно это важно для девочек — будет умная она или другие. И этому нужно уделять внимание до 18-20 лет.

Дальше умственная активность снижается, а опыт прибавляется, дальше уже можно заниматься тем, что нравится.Когда ребенок что-то делает, обсуждайте с ним результат — картина это, вышивка или поделка. Научитесь разговаривать с ним об этом, но не только восторгаться, а именно обсуждать: что могло бы быть иначе, что означает то или иное в рисунке.

Для любого человека, который что-то сделал, важна адекватная оценка, но не в смысле четверки, пятерки или двойки, а что именно того, что было сделано, важные детали. Очень важна обратная связь. Если она адекватная и своевременная, то ребенку легче найти свой дальнейший путь Но не нужно раньше времени лишать ребенка точных наук, уделяйте этому время.

Читайте также:  Особенности развития речи детей дошкольного возраста: влияние окружающей среды на ребенка

Даже если дается непросто, это еще не значит, что нужно бросить и уйти полностью в гуманитарные науки и творчество.

Механизм довольно простой. Подросток слушает тогда, когда у него проблемы. Когда у него проблем нет, а мы начинаем рассказывать о жизни, и если рассказ наш интересен, то он может послушать, может что-то запомнить, но это не тот эффект, чем когда мы помогаем решать его проблему. Эта проблема должна быть в действительности, и сам ребенок должен осознавать эту проблему, желать ее решить.

А что мешает родителям решить проблему ребёнка или подростка? Мешает желание сразу оценивать его действия — правильные они или нет, начать ставить оценки: за то, как себя вел, как собирается вести и т.д. Как только ребенок чувствует, что начинается оценка со стороны родителя, он тут же закрывается, «ощетинивается» и старается всеми возможными способами уйти от разговора.

Воспитание и развитие личности ребенка: как стать хорошими родителями

Если хотите действительно помочь своему ребенку, будьте безоценочны, не пытайтесь вешать ярлыки. И тогда дети начинают слушать и слышать, вступать в диалог и фокусировать свое внимание именно на решении проблемы, а не на том, чтобы от вас поскорее отвязаться. Вот именно в такие моменты и расширяется картина мира ребенка.

И еще, не пытайтесь решить сразу огромные вопросы, начните с маленьких, ребенку нужно убедиться и привыкнуть к тому, что вам можно доверять. Надо разговаривать с подростком, ребенком, а это напряженная умственная и душевная работа, это не то, что с приятелем поболтать.

Многие родители считают, что воспитание может ограничиться вопросом: «Как дела?» и удовлетворяются ответом: «Нормально». Этот вопрос не требует напряжения. Такие родители готовы покупать много игрушек, гаджетов, водить в кино, рестораны, даже поиграть во что-нибудь, но не готовы напрягать свои душевные силы и мозги.

Научитесь разговаривать с ребенком. Тяжело может быть первое время, а потом, когда попадете в поток, то откроете удивительные факты — вашему ребенку, оказывается, не хватает разговора по душам, вашего совета, поддержки, искреннего участия.

Это как с человеком, которого давно не видели и попытались пообщаться сейчас, но не попали в поток и все — разговор ни о чем, который оба собеседника стремятся закончить побыстрее. А попали в поток — вам и трех часов не хватит для общения.

Курс, который поможет сформировать характер, личность ребенка — «Техника удержания и перехвата управления». Этот курс очень хорошо помогает понять, как нужно правильно бороться. Человек, имеющий характер, должен уметь бороться и уметь отстаивать свою позицию.

Кроме каких-то специальных курсов или тренингов, хорошо воспитывает и закаляет личность спорт, любые его виды . Он и дисциплинирует, и помогает развить навык достижения цели.

Если это командный вид спорта, то ребенок обучается взаимодействовать в команде, отвечать за своих товарищей, слушать тренера, не останавливаться на достигнутом.

О 9 главных жизненных выборах, которые влияют на личность человека и его характер, читайте в нашей предыдущей статье «Могут ли курсы и тренинги помочь в личностном росте и изменении характера?»

Владимир Константинович рекомендует к совместному просмотру немецкий «Волна», который помогает понять, как жить в социуме. С точки зрения художественной и актерской игры — не самое блестящее исполнение, но с точки зрения идей, которые там выражены, понимания того, как устроено общество, социальное давление, этот фильм очень хороший.

  • Владимир Тарасов, вебинар «Большая цель»
  • Владимир Тарасов, вебинар «Большая цель, ответы на вопросы»Авторский семинар «Воспитание тинейджеров»

Поделиться в социальных сетях:

Источник: https://premiummanagement.com/blog/kak-vospityvat-detej

Основы воспитания ребенка. Как воспитать хорошего человека?

Огромное значение в деле воспитания ребёнка имеет та нравственная атмосфера, которая его окружает изо дня в день.

Наиболее ответственным периодом в воспитании личности А.С. Макаренко считал раннее детство.

Именно в это время закладываются черты характера, формируются навыки, привычки, склонности. И если, вследствие неправильного воспитания они негативны, исправить их в дальнейшем очень трудно, а порою невозможно.

Перевоспитание всегда требует во много раз большей затраты сил и терпения.

Мы хотим, чтобы наши дети вырастали здоровыми и сильными, честными и справедливыми, аккуратными, жизнерадостными, настойчивыми и трудолюбивыми. Решающую роль в воспитании детей играет окружающая среда. Это всё то, что непосредственно окружает человека, формируя его взгляды и убеждения, навыки и привычки.

В известном смысле, человек — это его характер, а он создаётся воспитанием. Воспитание и самовоспитание сопутствуют человеку в течение всей его жизни. Ребёнок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он будет воспитываться, от направленности и содержания воспитания.

Первым воспитателем ребёнка с момента его рождения является семья. Умные, внимательные, чуткие и в то же время требовательные родители остаются друзьями и наставниками своих детей на всю жизнь.

Воспитание ребёнка — дело сложное, требующее определённых знаний, терпения, такта, выдержки, а главное — любви и внимания к детям, уважения их личности, понимания их интересов и потребностей, постоянного наблюдения за их развитием.

Главным методом воспитания является единство слова и личного примера родителей. «Каков отец, таков и молодец», — говорит народная поговорка. Если ребёнок не видит положительного примера или видит противоположное тому, о чём говорят на словах и что требуют от него, все усилия взрослых будут тщетными. Ни что так не влияет на детей, как личный пример взрослых.

Так, дети должны видеть, что отец благодарит мать за поданный обед, за выстиранную рубашку, за каждое проявление заботы о нём, и, когда он сам свободен дома, наравне с матерью выполняет домашнюю работу. Дети должны видеть, что поведение родителей проникнуто взаимным уважением и любовью, доброжелательностью, единством и чёткостью требований друг к другу и к своим детям.

Семья — это маленький коллектив, где каждый должен заботиться о другом, считаться с интересами других. Здоровая обстановка в семье, приветливая атмосфера, в которой растут дети — вот главный, решающий фактор воспитания. Здесь имеет значение всё: взаимоотношения родителей, их культурные и нравственные интересы, отношение к труду, общественным обязанностям, к окружающим, к самим детям. И взаимоотношения родителей между собой, и их обращение с ребёнком требуют постоянно ровного, доброжелательного тона. Как бы взрослый не устал, чем бы он ни был огорчён, недопустимо срывать своё настроение на детях, проявлять недовольство к их просьбам поиграть с ними, рассказать им сказку или прочитать книжку.

К сожалению очень часто, не умея сдерживаться, родители вымещают свою раздражительность на детях, а у тех накапливается чувство обиды из-за несправедливости взрослых.

Неровное отношение к ребёнку вредно сказывается на формирование его характера.

Дети в таких случаях не знают, как и когда можно обращаться к родителям, несправедливо нанесённые обиды ведут к отчуждению, дети нередко становятся замкнутыми и угрюмыми.

На ребёнка не менее сильно, чем содержание речи, действует тон, каким с ним разговаривают. Возбужденная, несдержанная речь, не говоря уже о грубых бранных выражениях, раздражает его, порождает вспыльчивость, капризы, упрямство, наносит душевную травму и, в конечном счете, портит характер ребенка. Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами, мыслями. Надо быть ласковым без приторности, доброжелательным и приветливым, обращаться к малышу с добрым выражением лица. Тогда ребенок сам усвоит этот тон и будет сдержан и приветлив даже тогда, когда с ним случится какая-нибудь неприятность. Только спокойный человек, владеющий своим настроением и чувствами, может правильно ухаживать за ребёнком. Нервные родители воспитывают и нервных детей. В семье, где умеют переживать трудности, не предаваясь унынию, где царит ровное, спокойное, доброе настроение, дети и физически, и психически развиваются лучше. В окружении весёлых, дружелюбных людей они сами становятся весёлыми и жизнерадостными.

Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность, выдержка — свойства возраста.

Ребенок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт (тесноту в автобусе, очередь в магазине).

Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказаться от понравившейся игрушки, если родителям не по средствам её купить. Каждое преодоление каприза должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена.

Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что выдержанный, терпеливый, сосредоточенный ребёнок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии. Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к 2-3 годам ребёнок ощущает себя как личность, а к 4-5 годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.

Старайтесь, чтобы ребёнок был задействован в как можно большем количестве, выражаясь языком психологов, «малых групп»: это не только детский сад, но и другие. Например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т.п. Это только поможет ему гармонично развиваться.

Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребёнок осознает своё «Я». Ребёнку надо внушить мысль о том, что именно он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако всё это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью. Необходимо помочь ребёнку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чём: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребёнка. Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами… Каждый случай требует очень внимательного разбора, у детей своя логика; с нашей, взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены. Ставя перед ребёнком определённую задачу — потерпи, подожди — необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. И непременное условие — похвала за достигнутый результат. Выдержанный ребёнок вызывает положительную реакцию окружающих, ему будет легче учиться в школе. И сам он будет чувствовать себя комфортно.

Читайте также:  Развитие ребенка на 12 неделе беременности: какие обследования должна пройти мама

Кража, воровство — применимы ли эти понятия к маленькому ребёнку? К сожалению, да. Вполне возможен такой случай, когда у вашего малыша вдруг обнаруживается вещь чужая, ему не принадлежащая. Ситуация эта весьма неприятная, сложная, требующая обдуманных решений, взвешенного, тактичного поведения.

Дело в том, что у ребёнка ещё не сформированы тормозные, запретительные механизмы. И очень часто желание обладать какой-либо вещью, желание схватить яркую, привлекательную вещь ребёнок просто не может контролировать.

Естественная реакция родителей, увидевших присвоенную вещь у своего чада — рассердиться, начать запугивать, вызвать у ребёнка страх. Поможет ли это в данной ситуации? Скорее всего, нет. Просто в следующий раз в подобной ситуации ребёнок окажется хитрее. Если родителей не убедят слова, что он эту вещь нашёл, будет прятать её в саду, во дворе и т.п.

Безнаказанность, удачное скрытие факта кражи могут закрепить в нём ощущение успеха, и постепенно его поступки, которые первоначально объяснялись только тем, что он не сдержался, могут стать актом сознательной кражи. При этом доверительные отношения между ребёнком и взрослым будут сломаны раз и навсегда.

Нельзя пугать и не надо наказывать. Но также нельзя оставить совершившееся деяние без внимания. Надо, не стесняясь, не скупясь на эмоции, выразить своё огорчение, полное недоумение: как мог ваш хороший ребёнок поступить подобным образом? И, может быть, даже пожалеть его, посочувствовать и совместно поискать выход: «Что же нам теперь делать?», предлагая различные варианты подвести ребёнка к трудному, но правильному решению: вернуть взятое без спроса. Надо снабдить ребёнка подходящей спасительной формулировкой, чтобы он мог избежать ставшего теперь для него невыносимым слово «кража».

Родительская любовь — это одна из самых важных больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, юношам и девушкам, помогает молодым людям жить и трудиться в нашем обществе, на благо которому мы воспитываем своих детей.

Источник: http://pedsovet.su/publ/90-1-0-3920

Как воспитать ребенка личностью

Стать полноценной личностью, реализовать свой врожденный потенциал ребенок может только в коммуникации. С самого рождения ему необходима опека и обучение. Для дальнейшей самостоятельной жизни процесс воспитания запускается в раннем младенчестве, диктуется потребностями ребенка на всех этапах его развития.

Необходимость воспитания

Множество научных трудов посвящено исследованию личности. Научные опыты, случайные факты подтверждают вывод, что психическое развитие, характер формируются с самого рождения. Не усвоенное в раннем возрасте с трудом компенсируется в зрелости.

Несвоевременное, неправильно организованное воспитание грозит привести к:

  • замедленному развитию психики, недоразвитию эмоциональной сферы;
  • плохо сказывается на физическом развитии, здоровье;
  • нарушает последовательность формирования, закрепляет неправильные формы поведения;
  • негативно отражается на возбудимости нервной системы, способствует переутомлению.

Врожденные особенности, биологические предпосылки важны, но не они являются решающими в процессе развития индивидуума. В нас запрограммированы человеческие особенности, но для их полноценной реализации мало только родиться. Нужно жить среди людей, перенимая от них посредством воспитания общественный опыт.

У едва появившегося на свет можно наблюдать проявления индивидуальности (характерные реакции, особенности поведения, предпочтения). Но личность ребенка не является врожденной, она проявляется позднее, под влиянием культурного, социального развития. С течением лет малыш постепенно определяет свое место в социальной среде, развиваются его чувства, воля.

На первом этапе усилия родителей, педагогов имеют более высокую активность. По мере взросления активность ребенка возрастает, он все старается сделать сам, воспитатели его только контролируют. Это помогает почувствовать себя субъектом деятельности, является самым важным для воспитания ребенка творческой личностью. Мера стараний воспитанника должна соотноситься с его возможностями.

Воспитательные цели реализуются через активные действия: спортивные упражнения помогают физическому развитию, нравственные качества укореняются, если дети ориентируются на чувства других людей, интеллектуальное развитие невозможно без мыслительной активности, ежедневного решения интеллектуальных задач.

Педагог содействует тому, чтобы ребенок максимально осмысливал свои действия, искал свое место среди других. Принцип субъектности предполагает поиск совместных решений, исключение из взаимоотношений жестких приказов.

На каждом возрастном этапе воспитатель руководствуется актуальными потребностями ребенка. Форсирование процесса со стороны взрослых приведет к пассивности детей или к активному сопротивлению, агрессивности. Стеснительность или агрессивность наложат свой отпечаток на характер. Психологи предупреждают: ранняя агрессивность говорит о предрасположенности в будущем к криминальному поведению.

Что влияет на развитие личности

Потребности и интересы личности, ее духовное богатство, способности зависят от условий, в которых проходит формирование ребенка. Факторы, производящие основное влияние на развитие человека, следующие:

  Социальное воспитание как социальный институт

Наследственность

Стартовое условие, родительская программа, которая становится предпосылкой развития положительных качеств. Обратной стороной наследственности становятся наследственные заболевания, физические дефекты, способные ограничить человека в развитии.

Среда

Под ней понимают жизненные условия, биологическую среду (свет, пища, воздух), а также социальную (семья, друзья, общество, религиозные и национальные традиции, ситуация в политике, экономике, науке).

Среда бывает специально организованной, развивающей или имеет стихийный характер, педагогически неуправляемый, что приводит к трудностям в период взросления.

Воспитание, обучение

Несут положительный заряд, направлены на формирование нравственных ориентиров, передачу знаний, опыта. Процесс включается с момента рождения малыша, меняет формы и методы, ориентируясь на возраст, индивидуальные особенности.

Самостоятельность, активность

Воспитание проходит более продуктивно, если ребенок сам к чему-то стремится, проявляет интерес к различным сторонам деятельности, увлекается игрой, учебой, трудом. Воспитываемый, становясь субъектом, осознанно изменяет сам себя.

Современная концепция воспитания

Для поколений родителей и педагогов вопрос воспитания остается животрепещущим. Теоретики пытаются подобрать идеальную модель для формирования у детей определенных взглядов, навыков, знаний. Выделяют общие закономерности среди основных теорий:

  • воспитание и обучение всегда взаимосвязаны, но воспитанию отдается приоритет;
  • на эффективность воспитания стараются повлиять вовлечением в него самого воспитанника;
  • результаты воспитания складываются из понятных для воспитателя и ребенка форм, методов, целей.

Многие социальные институты применяют устаревшие модели воспитания. Современные концепции требуют, прежде всего, работы над воспитанием культурной разносторонней личности, уверенного в себе, самостоятельного человека с правильными жизненными установками.

Стратегия модернизации в образовательной системе направлена на восстановление соответствия между качеством воспитания, потребностями общества и самой воспитываемой личности.

Возрастные этапы и личность

Человек становится личностью, когда он достигает определенного уровня в психическом развитии, когда у него складываются взгляды на мир, работает оценка собственного поведения. Личность – результат культурного, социального развития. На каждом из возрастных этапов происходит формирование определенных психологических качеств, отношений, что формирует внутренний мир ребенка, его поведение.

Период до 3 лет характеризуется высокой пластичностью и легкой обучаемостью. Основные черты характера ребенка закладываются до года. Элементарные нравственные качества формируются тогда же. Задача воспитания – не нанося ущерб здоровью и нервной системе, дать детям основу дальнейшего развития.

Дети от рождения не располагают готовыми формами поведения. Умению складывать кубики, рисовать, говорить они учатся у взрослых.

Годам к трем малыш по многим вопросам имеет собственную позицию, осознает разницу между собой и другими людьми, становится более самостоятельным.

Ближе к школе ребята в состоянии оценить свои поступки в сравнении с действиями друзей, родителей, стремятся принимать участие в их деятельности. Процесс социализации пройдет у малыша тем легче, чем он лучше адаптируется в обществе, усвоит правила поведения в нем, чем более тесным будет контакт с родителями.

  Социализация личности и воспитательный процесс

Без крика и угроз

Каждая семья отличается особыми методами воздействия на детей. В зависимости от этих методов, отношения между детьми и взрослыми квалифицируют как авторитарные или демократические.

Родителям бывает сложно воспринимать капризы ребенка, несоответствие его каким-то идеалам. Взрослые зачастую переносят модели поведения из той семьи, в которой они сами воспитывались. Если сами воспитывались ремнем и «углами», автоматически принимают этот образец воспитания в свои семьи.

Возможны ли отношения без крика и насилия? Поскольку причины такого родительского поведения связаны не с ребенком, а с восприятием мира самими взрослыми, стоит разобраться в себе, постараться освоить принципы позитивного воспитания, которые не преминут сказаться даже в отношении «трудных» чад.

Советы для родителей

  • Характер, поведение ребенка зависят от его темперамента. Не стоит его ломать, заставлять заниматься тем, что ему не свойственно. Примите его таким, согласитесь с его правом быть самим собой.
  • Постарайтесь объяснить ребенку, в чем конкретно он неправ. Беседа с годовалым или десятилетним должна отличаться. Нотации, длинные нравоучения эффекта вообще не дадут.
  • Истерики, призванные добиться своего, не должны вас провоцировать. Но наказывать в этом случае – тоже не метод. Внимание ребенка необходимо отвлечь, переключить на более конструктивный предмет.
  • Будьте деликатны. Не нужно публично одергивать и наказывать свое чадо. Поговорите с ним мягко, с выкладкой всех доводов наедине. Запреты и наказания рождают противодействие. Попытайтесь договориться.
  • Яблочко от яблоньки… Мало объяснить правила поведения, пользу занятий физкультурой, вред курения. Дайте личный пример. Это не только более действенный воспитательный метод, но и верный способ завоевать уважение.
  • Уделяйте чаду больше времени. Капризы и неадекватное поведение чаще всего – результат занятости взрослых другими «важными» делами.
  • Установленные ограничения и правила не должны зависеть от настроения мамы. Если что-то под запретом, значит не разрешается никогда.
  • Если ребенок ведет себя «как надо», почаще хвалите его. Не забывайте, «метод наград» гораздо эффективнее негатива. Похвала скорее заставит вести себя хорошо.
  • В семье нужно согласие. Только такая атмосфера сформирует устойчивую психику, положительно отразится на характере отпрыска. Частые скандалы являются причиной нервных срывов, недоверчивости, конфликтности.
  • Поощряйте проявления самостоятельности. Лучше опоздайте несколько раз в детский сад, но пусть ребенок сам завяжет шнурки на ботинках. Давайте ему возможность самому выбрать вид игры, привлекайте к посильной помощи взрослым с раннего возраста.
  • Если не уверены, что наказание необходимо, выберите не наказывать.

Источник: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/lichnost-rebenka

Ссылка на основную публикацию